Возможно к П. следует относить упоминание в греч. иконописном подлиннике, т. н. Ерминии, иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) святого, названного Павлом Смиренным; в разделе «Преподобные отцы наши отшельники: Внешний вид их и надписания» о нем сказано: «...с проседью в раздвоенной бороде» (Ерминия Д. Ф. С. 173. 65). Почитание в Грузии Житие П. на груз. языке сохранилось в коллекции Кутаисского государственного историко-этнографического музея : фрагментарно в рукописи XII в. (Кут. 650. Л. 7 об.) и полностью - в рукописи XVI в. (Кут. 1. Л. 231-242) ( Габидзашвили Э. Мравалтави (Многоглав). Тб., 1999. 18. С. 323-334 (на груз. яз.); он же. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 304). Ист.: SynCP. Col. 776; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 292; ЖСв. Июнь. С. 631-632. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 381; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 5. С. 806-807. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2581809.html

20 окт. 1581 г. при перенесении мощей святого присутствовал наместник К-польского Патриарха Иеремии II. Когда гроб преподобного был открыт, его тело оказалось нетленным и издавало благоухание. От мощей Г. К., помещенных в серебряную раку, происходило множество чудес и исцелений. В 1622 г. Г. К. был официально причислен к лику святых сигиллием К-польского Патриарха Кирилла I Лукариса. Г. К. считается покровителем о-ва Кефалиния, святого также часто именуют Герасимом Новым или Пелопоннесским. Основным историческим источником о жизни Г. К. являются воспоминания, составленные ок. 1622 г. Иеремией Кацаитисом, к-рый в течение 50 лет (1603-1652) был игуменом мон-ря прп. Герасима Кефалинийского. Спустя неск. лет на основании этих сведений иером. Митрофан из Нафплиона составил Житие Г. К. В 1625 г. др. Житие преподобного было написано иером. Паисием Метаксасом. Житие Г. К. вошло в состав «Нового Лимонария» свт. Макария Нотары, архиеп. Коринфского. Служба святому издавалась более 20 раз. Впервые она была напечатана в Лондоне в 1625 г. Службы в честь Г. К. были составлены иером. Митрофаном из Нафплиона (Венеция, 1704, переизд. в 1759, 1768, 1778, 1789, 1819, 1854) и иереем Николаем Гавриилопулосом с о-ва Закинф (Венеция, 1718). Отредактированная прп. Никифором Хиосским служба Г. К. вошла в состав «Нового Лимонария» (Венеция, 1819) ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 92-99). Ист.: ΝΛ1. Σ. 112-121; ουκκης. ΜΣ. T. 10. Σ. 310-347; Афонский патерик. Ч. 2. С. 274-281. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Ο λδβλθυοτεΑϒιος Γερσιμος νος σκητς Κεφαλληνας//Θεολοϒα. 1940. T. 18. Σ. 7-28; Λουκτος Ν. Γερσιμος Νοταρς, ϒιος προσττης Κεφαλληνας. Αθναι, 1953; Πατρινλης Χ. Γ. Γερσιμος, σιος, πικαλομενος νος σκητς//ΘΗΕ. T. 4. Σ. 324-330; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 90; Χονδρπουλος Σ. Αϒιος Γερσιμος Νοταρς: Αφηϒηματικ βιοϒραφα. Αθνα, 1999. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель

http://pravenc.ru/text/164613.html

Дек. С. 845-847. Лит.: Janin R. Constantinople byzantine. P., 19642. P. 456; idem. Églises et monastères. P. 142-143, 413-414, 581-582; Sauget J.-M. Zotico//BiblSS. Vol. 12. P. 1505-1506; ODB. Vol. 3. P. 1537; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 165-166. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Гимнография Память З. С. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 168, 190) 30, 31 дек. и 8 янв. без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского устава З. С. не упоминается. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 183), 30 дек. отмечается память З. С., мц. Анисии и прп. Мелании Римляныни, память к-рой переносится на предыдущее число с 31 дек.- дня отдания праздника Рождества Христова. Согласно первопечатным греч. (Венеция, 1545) и рус. (М., 1610) Типиконам, служба З. С. совершается на повечерии; в московском издании указан кондак З. С. 2-го гласа на подобен «Твердыя»       Согласно слав. изданиям богослужебных книг, включая и современные, служба З. С. также поется 30 дек. на повечерии (в совр. греч. богослужебных книгах память З. С. не отмечается). Последование З. С., содержащееся в совр. слав. Минее, включает: канон З. С. (греч. оригинал известен по рукописям; см.: Ταμεον. Σ. 139) с именем автора (Георгия) в богородичнах плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Ανωθεν λλαμφθναι (    ) и седален. В Минее (МП) помещен тот же кондак З. С., что и в первопечатном московском Типиконе. По рукописям известны и др. песнопения З. С.: канон, предположительно составленный гимнографом Феофаном, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Ζσας ριστον βον (Прожив доблестнейшую жизнь) (Ταμεον. Σ. 138-139); анонимный канон, посвященный попразднству Рождества Христова и З. С., плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Νν πεπλρωται πντα (Ныне исполняются всяческие) (ibid. P. 138); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»     ( Амфилохий. Кондакарий. С. 96 (отд. паг.)). Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля) ГРИГОРИЙ V (Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746 - 1821), патр. К-польский, сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)

http://pravenc.ru/text/200083.html

АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 92-103 103-181 181-182 182-183 183-184 184-185 АФРЕ прп. Египетский, отшельник Нитрийский (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 8 июня) 186-187 187-190 АФРИКАНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ общее название церквей и сект, которые объединяют людей черной расы и сочетают в своей доктрине положения христианства и традиционные африканские верования 190-191 185-186 АФРОДИСИЙ прп. Палестинский ( 1-я четв. VI в.), (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 24 дек.) 191-192 192-193 193-194 194-195 АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 195-196 196-197 197-198 198-199 199-204 204-205 АХИЛА ДИАКОН (конец XIII - XV в.?), прп. Киево-Печерский (пам. 4 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 205-206 206-207 207-208 208-209 209-210 210-212 212-213 213-214 214-215 215-216 216-217 217-218 218-219 219-220 220-221 221-223 223-224 224-226 226-227 227-228 228-229 229-230 230-231 231-232 232-233 234-235 235-236 236-237 237-239 239-240 240-241 241-242 243-244 244-245 245-246 246-247 247-248 248-251 251-253 253-254 254-255 255-256 256-257 257-258 258-259 БАЗАРОВ Иоанн Иоаннович (1819 - 1895), прот., проф. словесности СПбДС, автор трудов по библ. истории 259-260 260-263 263-264 264-269 269-270 270-271 271-272 272-274 БАКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Карталинской и Кахетинской (1905-1919), Ставропольской и Владикавказской (1994-1998) епархий 274-275 275-276 276-277 277-278 БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 - 1910), русский композитор, глава новой рус. школы - " Могучей кучки " 279-280 280-281

http://pravenc.ru/vol/iv.html

XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 77) - везде в рост. Мучение А. представлено в Минологии Василия II - А. изображен побиваемым камнями и палками, на втором плане - храм арх. Михаила (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 31); в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 9v); на минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ); в циклах настенных минологиев ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг.; на фреске трапезной мон-ря Дионисиат на Афоне, 1547 г. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 8. 41), и Строгановский иконописный подлинник (Посл. треть XVIII в. БАН. Строг. 67.1) усваивают ему образ старца с короткой округлой бородой; в сцене мученичества «Ерминия» предписывает изображать А. «в первых летах мужества» (Ч. 3. § 22. Сент. 12). Ист.: BHG, N 198; ActaSS. Sept. T. 4. P. 14-19. PG. 115. Col. 692-697. Лит.: ЖСв. Сент. С. 262-67; Halkin F.//Byz. 1983. Bd. 76; SynCP. P. 35-37; Bardy G. Autonomus//DHGE. T. 5. Col. 823-824; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 446, 472; Т. 2. С. 279-280; Т. 3. С. 368; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 64; НКС. Т. 2. С. 60. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 161; MenolBas. Tav. 30; BiblSS. T. 2. P. 635; Kaster K. G.//LCI. Bd. 5. Sp. 296; Millet. Athos. Tf. 211, 3; Евсеева. Афонская книга. С. 233; Менолог. С. 287, 318, 349. А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая)

http://pravenc.ru/text/63036.html

В зап. «исторических» Мартирологах IX в. содержится память Мнасона, известного из Деяний св. апостолов. Впервые свт. Адон , архиеп. Вьеннский, внес его имя под 12 июля в свой Мартиролог и в т. н. Древний или Малый Римский Мартиролог (в искаженной форме - Насон (Nason)). Местом кончины святого Адон указал Кипр ( Ado V. Le martyrologe: ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 224). В Мартирологе Узуарда имя Мнасона под 12 июля также искажено и указано как Насон (MartUsuard. 1965. P. 266). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог под 12 июля память не Мнасона, а Иасона (возможно, ап. от 70 Иасона, упомянутого в Деян 17. 4-9 и в Рим 16. 21; см ст. Иасон и Сосипатр ), назвав его «давним учеником Христа» и указав Кипр местом кончины святого (MartRom. P. 283). В совр. редакции Римского Мартиролога под 12 июля не обозначена ни память Мнасона, ни память Иасона. Свт. Димитрий , митр. Ростовский, в составленных им Четьих-Минеях упомянул под 4 янв. Мнасона в числе апостолов от 70, но без указания номера, и высказал сомнения в том, что его следует отождествлять с ап. от 70 Иасоном ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 267 об.). В современном календаре РПЦ имя М. не обозначено. Ист.: ActaSS. Iul. T. 3. P. 248-249; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 377; Halkin F. Les Actes Apocryphes: De St. Héraclide de Chypre disciple de l " Apotre Barnabé//AnBoll. 1964. Vol. 82. P. 133-170; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. 20092. Τ. 2. Σ. 206; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 715-716. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 323-324, 332; Delehaye H. saints de Chypre//AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 238, 255, 258, 267; Nau F. La légende des saints évêques Héraclide, Mnason et Rhodon ou l " apostolicité de l " Église de Chypre//ROC. 1907. T. 12. P. 125-138; Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 433, 461, 589, 595; Mariani B. Giasone//BiblSS. Vol. 6. Col. 441-442; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 339; ΘΗΕ. Τ. 8. 1966. Σ. 1226. Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/2563858.html

Исполняя поручение, посланники пытались убедить императора отказаться от иконоборчества, в результате Феодор и Феофан были сосланы, а М. С. посажен в тюрьму вместе с его учеником (в греч. тексте - братом) Иовом. Затем имп. Михаил II Травл возложил на него вериги и сослал вместе с учеником в один из «плусиадских» мон-рей, где он претерпел много страданий. После восстановления иконопочитания имп. Феодора просила М. С. стать патриархом, но он отказался и стал синкеллом при патриархе свт. Мефодии. Прожив благочестиво 85 лет, М. С. преставился 18 дек. (в греч. тексте сообщается еще о его игуменстве в к-польском монастыре Хора). Димитрий Ростовский включил в свою «Книгу житий святых» только краткое упоминание о М. С. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 139). В отредактированных же «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» представлено сказание, созданное, видимо, на основе стишного Пролога или греч. служебной Минеи, но с дополнениями. В частности, описывается отношение Рима к иконоборчеству: папа Римский обратился к патриарху Иерусалимскому Фоме с просьбой содействовать в искоренении этой ереси, и именно поэтому М. С. вместе с Феодором и Феофаном были посланы к императору. Кроме того, уточняется, что основные мучения М. С. и его подвижники претерпели при имп. Феофиле, когда Феодор и Феофан подверглись поруганию и у них была отобрана переписка патриарха Иерусалимского с папой Римским. Л. В. Прокопенко Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2563766.html

встречаются изображения в саккосе и митре), с Евангелием в руках. Е. представлен в числе участников V Вселенского Собора в росписи 2-й пол. XIII-XIV в. нартекса ряда балканских и нач. XVI - кон. XVII в. рус. храмов (примеры см. в ст. Вселенский Собор , разд. «Иконография»//ПЭ. Т. 9. С. 570-571). В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота,- в главе о том, как надо писать «Святые Вселенские Соборы», Е. назван 2-м после папы Римского Вигилия, стоящим у престола имп. Юстиниана (Ерминия ДФ. 1868. С. 180). Изображение святого устойчиво встречается в минейных циклах под 6 апр. в миниатюрах рукописей: в Синаксаре Захарии Вагаршакертского (Кекел. А 648. Fol. 49r (97). Иверский мон-рь на Афоне, 1-я четв. XI в.) - оплечно и в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58. Л. 109) - в рост, старцем с седыми вьющимися волосами длиной до середины ушей и окладистой бородой, облачен в полиставрий, в покрытой правой руке держит Евангелие, левой прикасается к нему; в настенных минологиях церквей: Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост, св. Апостолов [Св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561),- погрудно, свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост; на иконах: «Минея годовая с праздниками» (XI-XII вв., Византия, мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - во 2-м ряду сверху, 6-й в группе слева, святитель в лиловой фелони и синем хитоне, с Евангелием в левой руке, на рус. иконах «Минея годовая» (1-я пол. XVI в., Музей икон в Рекклингхаузене; нач. XIX в., УКМ) или «Минея на апрель» (кон. XVI в., ЧерМО); на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722; в саккосе и митре) и И. К. Любецкого (1730; в саккосе). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) о Е. говорится: «…поживе лет 70; подобием лицеем и брадою аки Иоанн Златоустый, ризы святительския, саккос и омофор. Сей бе в лето 6046 и на пятом Вселенском Соборе бысть» ( Филимонов. Иконописный подлинник. 1874. С. 146). Лит.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 87; Менолог. С. 357, 371, 386; Евсеева. Афонская книга. С. 294; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 6-7, 23, 133. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/187544.html

Вассы Эдесской и ее сыновей Феогния, Агапия и Писта. Храм, посвященный И., сгорел в 1908 г. В наст. время ее честная глава хранится в соборе прп. Антония Нового Веррийского в Веррии ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 196). На фресках и иконах И. представлена в монашеском одеянии с атрибутом мученичества - крестом в правой руке. Древнейшее сохранившееся изображение И. с 3 детьми находится в нартексе ц. св. Бессребреников в Кастории (посл. четв. XII в.). Секенд и Секендик помещены по сторонам И., Кегор - перед матерью. Секендик изображен безбородым юношей, Кегор - ребенком, фигура Секенда сильно повреждена. На вост. стороне зап. столпа Ст. Митрополии в Веррии (1215/16-1224/25) представлены предстоящие Христу И. с одним из сыновей и апостолы Петр и Павел, к-рым посвящен кафедральный собор. Нижняя часть фрески утрачена. Древнейшая икона И., относящаяся к 3-й четв. XIV в., происходит из Веррии и в наст. время хранится в Византийском музее в Афинах. Ее иконография повторяет фреску в Кастории, но двое старших сыновей И. изображены с бородами. К поствизант. периоду относятся фрески с изображением И. в веррийских церквах свт. Николая Чудотворца (1617), св. Андрея (1720), Пресв. Богородицы Палеофоритиссы (1730). В ц. свт. Николая Чудотворца сыновья И. изображены как отроки, в ц. св. Андрея И. представлена с младшим из сыновей, в ц. Пресв. Богородицы Палеофоритиссы - одна. День памяти И. 4 сент. не встречается в визант. синаксарях. Возможно, одноименная святая, упоминаемая в греч. календарях под 25 или 26 июля, является одним лицом с И. В Синаксаре 1172 г. (Lipsiensis. R. II. 25) имеется приписка о праздновании памяти И. 9 авг. (SynCP. Col. 877). Ист.: BHG, N 2183, 2183 b; SynCP. Col. 843, 845, 877; Παντελεμων (Καλπακδης), μητρ. Βροιας κα Ναοσης. Η σκτρια τς Βροιας σιομρτυς Ιερουσαλμ: Αϒιολοϒικ κα μνοϒραφικ κεμενα. Βροια, 1997. Σ. 37-145 [тексты]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 115. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 224-225; Т. 3. С. 286; Παπαζτος Θ. Η Βροια κα ο ναο της (11ος - 18ος α.). Αθνα, 1994. Σ. 162-163, 168, 193-196, 207-208; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 213; Παντελεμων (Καλπακδης), μητρ. Βροιας κα Ναοσης. Η σκτρια τς Βροιας σιομρτυς Ιερουσαλμ: Αϒιολοϒικ κα μνοϒραφικ κεμενα. Βροια, 1997. Σ. 1-36 [исследование]; Χαρλαμπος (Βασιλπουλος), ρχιμ. Η Αϒα Ιερουσαλμ ν Βρροια. Αθναι, 20045. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель

http://pravenc.ru/text/293778.html

Посвящения храмов Е. немногочисленны и сконцентрированы в окрестностях Охрида ( Снегаров. 1924. С. 163-164; Mare š . 2000. S. 248). Таковы небольшие церкви в Размо и Губавице. Средневек. изображения Е. (преимущественно фресковые, в ряду др. архиереев) известны на территории Охридской архиепископии, напр. в стенописи храма ап. Иоанна Богослова в Канео (кон. XIII - нач. XIV в.) и на внешней зап. стене ц. св. Николы Больничного (1487) в Охриде ( Г. Охридска сликарска школа од XV в. Охрид, 1980. С. 112; Грозданов. 1983. С. 10, 24, 50, 138, 140), а также на Афоне (в парекклисионе св. Иоанна Предтечи в Протате (1526) вместе с др. Охридскими архиереями - Николаем Кавасилой, свт. Климентом и архиеп. Феофилактом). Лит.: Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924, 1995р. Т. 1. С. 163-165; Конески Б. Канонизация на словенските светци во охридската црква//Прилози МАНУ. 1976. Т. 1. 1/2. С. 63-72; Грозданов Цв. Портрети на светителите од Makeдohuja од IX-XVIII в. Ckonje, 1983; Taдuja, мон. Пролог. 1984. С. 417-418; Мареш Ф. В. Словенските светци во Асеманиевото евангелие//Лихнид. Охрид, 1988. 9. С. 3-10; то же на чеш. яз.: Mare š F. V. Cyrilometodjská tradice a slavistika. Praha, 2000. S. 247-255; Йовчева М. Гимнографическое наследие кирилло-мефодиевских учеников в древнерус. книжности//ДРВМ. 2002. 2(8). С. 100-112; Δεληκρη Α. Η πισκοπ Λυχνιδο (-ν) μχρι τν 10ο ανα//Κληρονομα. Θεσσαλονκη, 2003. Τ. 35. Ν 1/2. Σ. 74-78. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.)

http://pravenc.ru/text/190117.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010