Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ [Греч. Παλος] (VIII в.), прмч. (пам. греч. и зап. 17 марта). Известен из Мученичества Стефана Нового (BHG, N 1666; пам. 28 нояб., † ок. 767), составленного диак. Стефаном спустя почти 40 лет после казни Стефана Нового. При императоре-иконоборце Константине V Копрониме (741-775) Стефан Новый был помещен в темницу в К-поле за отказ присоединиться к глумящимся над почитанием образов. Там с ним содержалось неск. сот монахов и клириков - приверженцев иконопочитания. Однажды заключенные беседовали о жестоких пытках, которым подвергают иконоборцы православных, и некий монах с о-ва Крит по имени Антоний рассказал, что был свидетелем мученичества своего соотечественника, критского монаха П. Правитель (архисатрап) Крита Феофан Лардотир, узнав, что П. противится царскому повелению не почитать иконы, положил перед ним Распятие и орудия пыток, предложив выбрать одно из двух: или попрать изображение Распятия Иисуса Христа ногами, или подвергнуться жестоким истязаниям. П. опустился на колени и поцеловал образ. Тогда Феофан пришел в страшную ярость и приказал предать П. таким мучениям, какие применяли к христианам язычники во время великих гонений в IV в. После долгих пыток, подвешенный к дереву вниз головой над огромным костром, П. скончался. Стефан Новый находился в темнице, вероятно, с дек. 766 по нояб. 767 г., соответственно мученичество П. последовало раньше, возможно ок. 760 г., как предполагают составители примечаний к Римскому Мартирологу (MartRom. Comment. P. 101); в самом Мартирологе ошибочно указано, что П. пострадал в К-поле (Ibid. P. 100). Иногда местом мученичества П. называют Кипр (напр., Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 77; там же в качестве даты смерти П. указан 767 г.). Память П. без сказания включена в один из Синаксарей, изданных И. Делеэ (SynCP. Col. 543-544), а также в визант. стишные Синаксари и греч. печатные Минеи (1596). Память П. и посвященное ему двустишие поместил в свой «Синаксарист» прп. Никодим Святогорец ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 100); в календарь РПЦ память П. не включена. Ист.: ActaSS. Mart. Vol. 2. 1735. P. 609. Лит.: Cignitti B. Paolo//BiblSS. Vol. 10. Col. 228-229; PMBZ, 5821; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 208. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2581881.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕГРИН, ЛУКИАН, ПОМПЕЙ, ИСИХИЙ, ПАП(П)ИЙ, САТОР(Н)ИН И ГЕРМАН [Греч. Περεγρνος, Λουκιανς, Πομπïος, Ησχιος, Παππας, Σατορννος κα Γερμανς] († нач. II в.), мученики Диррахийские (пам. 7 июля). П., Лукиан, Помпей, Исихий, Паппий, Саторин и Герман пострадали в г. Диррахий (ныне Дуррес, Албания) при имп. Траяне (98-117). Мученичество сохранилось в небольшом фрагменте (BHG, N 1481; изд.: Passionis fragmentum/Ed. E. J. Goodspeed//AJPhil. 1902. Vol. 23. P. 70-71; Delehaye H.//AnBoll. 1903. Vol. 22. P. 408-409). Сохранилось также синаксарное сказание, основанное, вероятно, на утраченном Мученичестве. Согласно источникам, святые происходили из Италии. Будучи христианами, во время гонений Траяна они бежали в Диррахий, где надеялись укрыться от преследований, однако и там они столкнулись с гонениями. Святые стали свидетелями казни еп. Диррахийского сщмч. Астия (пам. 4 июня) и, не боясь выдать себя, прославили его подвиг. Тотчас они были арестованы и приведены на суд к правителю (анфипату) Агриколаю, где исповедали себя христианами. Поняв, что их не удастся склонить к отречению, Агриколай велел посадить их на корабль, отправить в открытое море и утопить. Так мученики отдали свои души Господу, но их тела не пропали в пучине, а были выброшены на берег и занесены песком. Через 90 лет (в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца ошибочно - 70 лет) мученики явились епископу Александрийскому (не назван по имени) и указали, где находятся их мощи. Епископ с честью захоронил их и построил на месте погребения небольшую церковь. В некоторых визант. Синаксарях память П., Лукиана, Помпея, Исихия, Паппия, Саторина и Германа отмечается также 6 июля (SynCP. Col. 801). Кард. Ц. Бароний внес память мучеников в Римский Мартиролог под 7 июля (MartRom. P. 303). Сказание о мучениках было включено в ВМЧ митр. Макария с некоторыми искажениями: Перегрин назван Велегрином, местом происхождения мучеников указана Галилея ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 302 паг.]). Ист.: SynCp. Col. 805-805; ActaSS. Iul. T. 2. P. 284, 457; ЖСв. Июль. С. 160-161. С. 239-241; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 40. Лит.: Sauget J.-M. Pellegrino, Luciano, Pompeo, Esichio, Papia, Saturnino e Germano//BiblSS. Vol. 10. Col. 480-481; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 385; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 6. С. 96-97. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2579980.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕСАРИЙ И ДАСИЙ [греч. Καισρειος (Καισριος) κα Δσιος] (VII в.?), мученики Дамасские (пам. 1 нояб.). Согласно краткому сказанию в Синаксаре К-польской ц. (архетип X в.), вместе с К. и Д. пострадали Савва, Савиниан, Агриппа, Адриан и младенец Фома; претерпев мучения за христ. веру, святые были казнены в Дамаске. В двустишии, посвященном этим мученикам, из греч. стишных Синаксарей по имени назван только К., также говорится, что святые погибли от меча «неверных друзей». В Римском Мартирологе (80-е гг. XVI в.) помещены имена К. и Д. (в искаженной форме: Dacius вместо Dasius), остальные 5 мучеников лишь упоминаются. Время страданий святых неизвестно; архиеп. Сергий (Спасский) считает, что мученики были казнены в VII в., при взятии Дамаска мусульманами, тогда как болландисты датируют их кончину приблизительно 305 г. Ввиду отсутствия древнего Жития исследователи подвергают сомнениям тот факт, что К., Д. и др. 5 мучеников пострадали в Дамаске. Исключение составляет Савиниан, которого, возможно, следует отождествлять с одноименным святым, претерпевшим мученическую кончину в этом городе и упоминаемым под 25 сент. в визант. и зап. календарях. К., вероятно, является одним лицом с мч. Кесарием Таррацинским (Терракинским), чья память в Римском Мартирологе обозначена также под 1 нояб. (см. ст. Кесарий и Иулиан , священномученики Таррацинские (Терракинские)). В нек-рых визант. календарях под 4 нояб. упоминаются мученики Дасий, Севириан, Андрон и Феодот (см. в ст. Дасий, Севир, Андрона, Феодот и Феодота ) без указания места кончины, что по мнению болландистов, является частичным повторением памяти 1 нояб. с искаженными именами. Торжественная служба К., Д. и 5 пострадавшим с ними совершалась в К-поле в ц. мч. Феодора, недалеко от Халки Тетрапила ( Janin. Églises et monastères. P. 153-154), что, возможно, свидетельствует о перенесении туда их мощей. Ист.: ActaSS. Nov. T. 1. P. 208-209; MartRom. P. 488; SynCP. Col. 188; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 11; ЖСв. Нояб. С. 10; Синаксарь: Жития святых, сост. на Св. Горе Афон/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 11. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 341; MartRom. Comment. P. 490; Caraffa F. Cesario, Dasio, Saba e compagni//BiblSS. Vol. 3. Col. 1153-1154; Δσιος//ΘΗΕ. Τ. 4. Στ. 972; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 244. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/1684267.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ ДАБУДСКИЙ [Давудский, Даодский; греч. Δημτριος ν Δαβουδ, ες Δαβουδν] ( кон. III - нач. IV в.), мч. (пам. 15 нояб.). Сведения о Д. Д. сохранились в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), согласно к-рым он происходил из сел. Дабуда (Даода), расположенного в 24 милях от г. Амапас. Во время правления Максимиана Галерия (293-311) и Максимина Дазы (305-313) Д. Д. был схвачен правителем области Пуплием за проповедь христианства, претерпел мн. мучения и был обезглавлен мечом. В Минологии имп. Василия II (кон. X в.) содержатся нек-рые добавления к этому синаксарному Житию. В частности, рассказывается, что на суде Д. Д. открыто исповедовал Христа и наставлял присутствующих в основах христ. веры, а также обличал ложное служение языческим богам, говоря, что и сами идолы, и те, кто им поклоняются, слепы и глухи. После того как Д. Д. казнили, его тело было с честью погребено благочестивыми христианами. Автор этого жития свидетельствует, что в его время (X в.) от мощей святого происходили исцеления. В Патмосском списке Типикона Великой ц . (IX-X вв.) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 24) город, близ к-рого располагалось сел. Дабуда, назывался не Амапас, а Амис. Свт. Димитрий Ростовский пишет, что сел. Дабуда находилось во Фракии, на основе чего архиеп. Филарет (Гумилевский) сделал в кн. «Святые южных славян: Опыт описания жизни их» (Чернигов, 1865) предположение, что Д. Д. был славянином. Однако архиеп. Сергий (Спасский) считает эту гипотезу неверной и утверждает, что сел. Дабуда находилось в окрестностях Амиса (совр. Самсун, Турция) в Еленопонте. Среди исследователей нет единого мнения относительно времени кончины святого. В комментарии к житиям, составленным свт. Димитрием Ростовским, сообщается, что Д. Д. пострадал в 307 г., тогда как прп. Никодим Святогорец предполагает, что Д. Д. был казнен в 298 г. В Минее Paris. gr. 259, XII в., память Д. Д. помещена под 22 нояб. вместе с церковной службой в его честь, к-рая присоединена к службе мученикам Кикилии (Цецилии), Стефану и Марку, написанной гимнографом Георгием. Ист.: PG. 117. Col. 190 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 226; ЖСв. Нояб. С. 434; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 118. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 471-472; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 1062; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 110. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/178197.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство КОНДОГЛУ Фотис (между 1892 и 1897 - 13.07.1965), художник, с творчеством к-рого связывают возрождение визант. стиля живописи в Греции; писатель КОНДУКТ Кондукт вокальный жанр периода Ars anmiqua на лат. рифмованный стих, чаще всего духовного содержания, как правило, в строфической форме КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Коневская Икона Божией Матери (празд. 10 июля, 3 сент.), чудотворный образ, появление к-рого на Руси предание связывает с именем прп. Арсения Коневского КОНОМОС Димитрий (род. 26.09.1947), англ. музыковед, исследователь визант. и совр. греч. церковного пения КОНОН ГРАДАРЬ Конон Градарь (Огородник) († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) КОНСТАНТИН И КОСМА (XIII в.), преподобные (пам. 29 июля, в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), Косинские, Старорусские КОНСТАНТИН, МИХАИЛ И ФЕОДОР († кон. XII в.?, Муром), блгв. князья Муромские (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КОНХА свод в виде четверти сферы, перекрывающий пространство над полукруглой частью здания: нишей, апсидой или экседрой КОНЦЕРТ жанр рус. церковной и духовной музыки, представляет собой одно- или многочастную композицию, главной спецификой к-рой является т. н. переменное многоголосие КОНЬ Федор Савельевич (посл. четв. XVI - нач. XVII в.), рус. строитель и архитектор («государев» и «городовой мастер») КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КОРЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. в четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице, 20 марта и 11 июня), чудотворная, находится в корецком во имя Св. Троицы женском мон-ре Ровненской епархии

http://pravenc.ru/rubrics/123062_42.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ИОАНН (Гарклавс Янис (Екабович); Гарклава Иван Яковлевич; 1898-1982), архиеп. Чикагский и Миннеаполисский Православной Церкви в Америке (ПЦА) ИОАНН (Вишенский (Вышенский); сер. XVI в. (?)), мон., подвизавшийся на Афоне, правосл. полемист, один из наиболее значительных западнорус. писателей ИОАНН (Голонич; 1937-2012), архиеп. Прешовский и Словацкий Православной Церкви Чешских земель и Словакии ИОАНН (Йованович; 1732-1805), еп. Горно-Карловацкий (1783-1786) и Бачский (1786-1805) Карловацкой митрополии ИОАНН (Макашвили) [Бодбели; Бодбель-Макаев] (1744-1837), митр. Бодбийско-Сигнахский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь) и Грузинского Экзархата РПЦ ИОАНН (Михэлцан; 1927-2008), еп. Орадский, Бихорский и Сэлажский (Румынская Православная Церковь), преподаватель, миссионер, теолог ИОАНН (Павлович; 1936 - 2014), митр. Загребско-Люблянский и всей Италии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ИОАНН (Пурич Младен; род. 1965), еп. Диоклийский, вик. Черногорской и Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ИОАНН (Таричисдзе) (XII в.), груз. философ, переводчик, представитель гелатской богословско-лит. школы и течения эллинофильство ИОАНН (Шаховской Дмитрий Алексеевич; 1902-1989), архиеп. Сан-Францисский и Западноамериканский Православной Церкви в Америке, духовный писатель ИОАНН II КАППАДОКИЕЦ († 520), свт. (пам. греч. 25 авг.), патриарх К-польский (с 17 апр. 518), один из организаторов преодоления Акакианской схизмы ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский], патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, , свт. (пам. греч. 21 февр.) ИОАНН VIII КСИФИЛИН (ок. 1010 или 1012 - 1075), патриарх К-польский (c 1064), визант. юрист, судья и номофилакс имп. школы права в К-поле, автор юридических и агиографических сочинений ИОАНН XI ВЕКК (30-е гг. XIII в. - 1297), патриарх К-польский (26 мая 1275 - 26 дек. 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии ИОАНН XIII ГЛИКА (ок. 1260 - после 1319), патриарх К-польский (1315 - 1319), визант. гос. деятель, ученый, писатель ИОАНН II (I) ИМУЛА (Мела; Монах) († 504/5), патриарх Александрийский (с 496), св. Коптской Церкви (пам. копт. 4 пашонса (29 апр.)), противник вероучения Халкидонского Собора ИОАНН III (II) НИКИОТ патриарх Александрийский (505/06 - 516), противник Халкидонского Собора; св. Коптской Церкви (пам. копт. 27 пашонса (22 мая)) ИОАНН II (до 356 - 417), свт. (пам. 19, 20, 29 марта), архиеп. Иерусалимский (с 386 или 387), участник оригенистских и пелагианских споров

http://pravenc.ru/rubrics/121368_29.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФАЛИЯ [греч. Εθαλα] († 257), мц. Леонтинская (Леентинская) (пам. 2 марта; пам. зап. 27 авг.). Согласно пространному сказанию, к-рое содержится в добавлениях к Мученичеству Алфия, Филадельфа и Киприна (Кирина) (ActaSS. Mai. T. 2. P. 537-544; см. в ст. Алфий, Филадельф, Кирин, Еразм, Онисим и с ними 14 ), мать Е., язычница Евтропия, 7 лет страдала кровотечением. Оказавшись на месте погребения этих мучеников недалеко от Месополя Леонтинского (Сицилия), она получила исцеление и, вернувшись домой, рассказала об этом дочери, утаив, что, по предсказанию святых, Е. предстоит вскоре пострадать за Христа. Вместе с Евтропией Е. уверовала в Истинного Бога, о чем узнал ее брат Сервилиан, яростный язычник. Он набросился на мать, желая убить ее, но женщине удалось бежать из дома при помощи служанки. Е. упрекала брата в жестокости и смело исповедовала себя христианкой. Сервилиан пытался склонить сестру принести жертвы идолам, а затем, сорвав с нее одежду, жестоко стегал плетьми. Ни уговорами, ни пытками брату не удалось отвратить Е. от истинной веры, тогда он отдал ее на поругание слуге. По молитве Е. на ее защиту явились Алфий, Филадельф и Киприн, а слуга тот же час упал на землю мертвым. Тогда разгневанный Сервилиан отсек Е. голову (по мнению нек-рых зап. исследователей (BiblSS. Vol. 5. P. 315), Е. скончалась 8 сент. 257). Тело святой было погребено близ пещеры с мощами оказавших ей помощь мучеников. Краткое сказание о Е. (ActaSS. Aug. T. 6. P. 12) из греч. Минеи и зап. мартирологов отличается следующими деталями: мать Е. названа Евфалией, брат - Сермилианом; мученики Алфий, Филадельф и Киприн явились Евфалии Старшей во сне; получив исцеление, она вместе с дочерью крестилась; слуга, пытавшийся надругаться над Е., ослеп. Этот рассказ был заимствован прп. Никодимом Святогорцем , а также вошел в Минеи-Четьи, составленные свт. Димитрием Ростовским . В греческих синаксарях память Е. отмечена 2 марта, 6, 7 мая и 27 авг. Последняя дата вошла в западные мартирологи. Ист.: BHG, N 60; ActaSS. Mai. T. 2. P. 537-544; Ibid. Aug. T. 6. P. 12; SynCP. Col. 501, 661, 680, 929; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 20-21; ЖСв. Март. С. 49. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 61; Т. 3. С. 91; Εθαλα//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1027; Morabito G. Eutalia//BiblSS. Vol. 5. Col. 315-316; Janin R. Euthalie//DHGE. T. 16. Col. 49-50; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 143. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/187626.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНАТ [греч. οντος] († ок. 316), сщмч. (пам. 22 мая), еп. г. Тмуис (Н. Египет), с ним пострадали пресв. Макарий и диак. Феодор. Память Д. и его спутников указана лишь в одном греч. синаксаре, происходящем из мон-ря Гроттаферрата . Мученичество Д., сохранившееся в единственной рукописи на греч. языке, написано, по-видимому, в Далмации или Италии в VI в. и адресовано монаху из г. Салона (совр. Солин, Хорватия). Согласно этому источнику, Д., сын Крискента, происходил из Истрии. Впосл. стал пресвитером в Аквилее, где ревностно проповедовал Евангелие среди язычников. После начала гонения имп. Диоклетиана бежал в Далмацию, где поселился у отшельников в пустынной местности на горе недалеко от г. Салона. Однажды на эту гору поднялся сам Диоклетиан, чтобы совершить жертвоприношение, и обнаружил Д. Узнав, что он христианин, император стал склонять его к отречению, но Д. твердо исповедовал Христа и своим примером обратил 2 приближенных императора, Макария и Феодора. Вместе с ними он был подвергнут пыткам. Святые уцелели в огне и были не тронуты дикими зверями. Во время их мучений произошло землетрясение, и неск. зданий рухнуло, погребя под собой мн. язычников. Д. и его товарищам удалось избежать смерти, они бежали морем в Египет, где остановились в г. Тмуис. Поскольку здешний еп. сщмч. Фила принял мученическую кончину, то местные христиане избрали на его место Д. Макарий был рукоположен во пресвитера, а Феодор - во диакона. Д. управлял Церковью до 316 г., когда и пострадал вместе с Макарием и Феодором. Ист.: ActaSS. Mai. T. 5. P. 144-151. Лит.: BHG, N 564; Delehaye H. Les Martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 119-120; Tessarolo A. Donato, Macario e Teodoro//BiblSS. Vol. 4. Col. 796-797; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. C. 153. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель

http://pravenc.ru/text/178909.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ЕПИСКОП, ИРАКЛИЙ ВОИН, АННА, ЕЛИСАВЕТА, ФЕОДОТИЯ И ГЛИКЕРИЯ (II или III в.), мученики Адрианопольские (пам. 22 окт.). А. Е. обратил ко Христу множество язычников и иудеев. Приведенный в Адрианополь к начальнику области, он отказался принести жертву идолам, за что и был предан пытке - раздиранию ребер железными крюками. Стойкость А. Е., терпеливо переносившего муки, потрясла воина Ираклия, к-рый уверовал во Христа и был обезглавлен после пыток. Затем А. Е. чудесно исцелился от ран и совершил др. чудеса, чем обратил ко Христу 4 жен: Анну, Елисавету, Феодотию и Гликерию; их постигла та же участь, что и Ираклия. Наконец, и сам А. Е. был предан усечению мечом (по Минологию Василия II , еще до мученичества святых жен). Время и место мученичества неизвестны. В визант. эпоху мощи А. Е. и его сподвижников находились в их мартирии близ к-польского храма вмч. Георгия в Кипарисии, где и совершалась их память. Есть предположение, что этот святой епископ тождествен еп. Александру, мч. Бакканскому (пам. зап. 21 сент., 26 нояб.). Краткое житие святых переведено на слав. язык в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие было включено под 22 окт. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 109). Иконография В Минологии Василия II представлено мученичество А. Е., Ираклия и с ними пострадавших. В архиерейском облачении, старцем А. Е. изображен в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (поясное изображение). Ист.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 520; MenolBas. P. 130; SynCP. Col. 156; ВМЧ. Окт. С. 1735-1736. Лит.: Quentin H. Alexandre (1, 11)//DHGE. T. 2. Col. 172; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 24; Janin. Églises et monastères. P. 18; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. Стб. 437. Иконогр.: Менолог. С. 265. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/64362.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИН Мч. (пам. 17 марта). Житие М. сохранилось в составе визант. Синаксарей. В Синаксаре К-польской ц. говорится, что М., увидев человеческие жертвоприношения, опрокинул и разбил алтарь в святилище. Язычники схватили его и начали истязать: били дреколием, камнями выбили зубы, волокли по земле за волосы. После этого М. связали и привели к архонту, который, подвергнув мученика различным пыткам, велел его обезглавить (SynCP. Col. 544). В Житии, содержащемся в Минологии имп. Василия II, уточняется, что архонт приказал бить М. воловьими жилами, подвесить и строгать ему бока, а затем отсечь мечом голову (PG. 117. Col. 357). Ни в одном из текстов не уточняются время и место мученической кончины М. В славяно-рус. нестишные Прологи вошел сокращенный вариант Жития из Минология Василия II ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 186-187), а в стишные Прологи - тот же текст в отредактированном виде ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. Т. 7. С. 53-54). Оба Жития включены в ВМЧ (ВМЧ. Март, дни 12-25. Стб. 399 ав). В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского помещена только память М. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 102), а в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» - память и пересказ проложного Жития (ЖСв. Март. С. 342). Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. T. 4. S. 100. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 77; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 297; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 7: Μρτιος. Σ. 175. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2562038.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010