Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Кутепов Андрей Николаевич; род. 10.05.1953, Москва), митр. Тульский и Ефремовский. В 1970 г. окончил среднюю школу и поступил на химический фак-т МГПИ. Оставив ин-т, в 1972-1975 гг. учился на заочном секторе МДС, в 1975-1979 гг.- на заочном отд-нии МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. по кафедре патрологии «Святоотеческое учение о Божией Матери». 15 февр. 1975 г. рукоположен во диакона, 22 июня 1975 г.- во священника и назначен настоятелем Знаменского кафедрального собора Иркутска, секретарем еп. Иркутского и Читинского Серапиона (Фадеева) и благочинным храмов 1-го и 2-го Иркутских округов. 7 сент. 1975 г. в Никоновском приделе Троицкого собора ТСЛ еп. Серапионом пострижен в монашество с именем А. в честь свт. Алексия , митр. Московского; 8 сент. 1975 г. возведен в сан игумена, 20 нояб.- в сан архимандрита. В мае 1980 г. переведен во Владимирскую епархию настоятелем кафедрального Успенского собора , секретарем правящего архиерея и благочинным храмов Владимирского и Муромского округов. 27 марта 1984 г. назначен наместником ТСЛ. 30 нояб. 1988 г. наречен, 1 дек. хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии, 30 дек. 1988 г. возведен в сан архиепископа. С 1988 по 1990 г. председатель Хозяйственного управления Московской Патриархии. 20 июля 1990 г. назначен на Алма-Атинскую и Семипалатинскую кафедру (с 1 апр. 1999 архиеп. Астанайский и Алматинский). 16 июля 1995 г. Свящ. Синод РПЦ образовал Православную межъепархиальную комиссию под председательством А., в к-рую вошли правящие архиереи епархий, находящихся на территории Казахстана. 7 окт. 2002 г. определением Священного Синода переведен на Тульскую и Белевскую кафедру. 26 дек. 2002 г. назначен ректором Тульской ДС. 20 апр. 2009 г. возведен в сан митрополита. 27 июля 2011 г. решением Свящ. Синода А. утвержден в должности настоятеля (игумена) Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы и Введенского Макариевского мужского монастыря села Жабынь Белевского района Тульской области. 27-28 дек. 2011 г. определением Свящ. Синода назначен главой Тульской митрополии с титулом Тульский и Ефремовский. Награжден орденами РПЦ и поместных Церквей. Соч.: Преподобный Сергий как русский идеал святости//БТ. 1989. Сб. 29. С. 183-193. Лит.: Наречение и хиротония архим. Алексия (Кутепова) во епископа Зарайского//ЖМП. 1989. 3. С. 14-17. Прот. Владислав Цыпин Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64666.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ РЫМЕЦКИЙ Свт. Геласий. Икона. XX в. (ц. Св. Троицы в Лос-Анджелесе, Румынская епископия) Свт. Геласий. Икона. XX в. (ц. Св. Троицы в Лос-Анджелесе, Румынская епископия) [румын. Ghelasie], св. (пам. румын. 30 июня), правосл. архиеп. Трансильвании 2-й пол. XIV в. (род. в Трансильвании). Первый известный по имени предстоятель Православной Церкви в Трансильвании. Упоминается в надписи 1377 г. на слав. языке на стене церкви мон-ря Рымец (жудец Алба). В дек. 1978 г., во время проведения реставрационных работ в храме, при изучении 2-го слоя настенной живописи на аркаде, отделяющей наос от пронаоса, была обнаружена надпись следующего содержания: «Писал многогрешный раб Божий Миху, иконописец из Кришу-Алб, по благословению архиепископа Геласия во дни короля Лайоша в год 6885, 2 июля». Имеющиеся сведения позволили отождествить его с настоятелем и духовником мон-ря в долине небольшой р. Рымец в горах Траскэу, жившим в то время и почитавшимся местными крестьянами. Сначала он был игуменом мон-ря, затем стал архиепископом, но не покинул мон-рь. Г. Р. прославился даром чудотворений и исцелений от различных болезней. Недалеко от мон-ря находится источник, появившийся из-под земли по молитвам Г. Р. Предание сообщает обстоятельства кончины Г. Р. по дороге в мон-рь. Когда мул с телом старца появился во вратах обители, колокола монастырских и окрестных церквей сами зазвонили, извещая о кончине старца, и на камне у церкви отпечатался след копыта животного. В акафисте Г. Р. говорится об этом чуде. В мон-ре Рымец в деревянной раке покоятся мощи - чудесно обретенная честная глава святителя. 20 июня 1992 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви принял решение о прославлении Г. Р. Торжественная канонизация состоялась 29 июня того же года в мон-ре Рымец. Лит.: P curariu. IBOR. Vol. 1. Passim. В. С. Мухин Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) ВАСИЛИЙ Назарович Завгородний (1893-1937), свящ., сщмч. (пам 28 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/161955.html

Прп. Назарий Валаамский. Портрет. 1-я четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)), с. Аносово Кадомского у. Шацкой пров. Воронежской губ., ныне пос. Ермишь Рязанской обл.- 4.03.1809, Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., ныне г. Саров Нижегородской обл.), прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . Род. в семье причетника ц. во имя арх. Михаила Кондратия и его супруги Мавры. В 1752 г., при строителе иером. Исаакии, пришел в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , где прожил 3 года под духовным руководством иеросхим. Варлаама (в 1738-1743 строитель Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря ; 4 мая 1764). Узнав о подвижнической жизни архимандрита астраханского в честь Преображения Господня монастыря Мефодия (Петрова; 1776), Николай по благословению духовника отправился в Астрахань. После хиротонии 10 мая 1758 г. архим. Мефодия во епископа Астраханского и Ставропольского Николай нес послушание его келейника. 20 дек. 1761 г. пострижен в монашество с именем в честь мч. Назария Римлянина (пам. 14 окт.). Постриг совершил крестовый иером. Никифор в присутствии еп. Мефодия в приписном к архиерейскому дому Покровском мон-ре. 22 окт. 1762 г. еп. Мефодием Н. рукоположен во диакона. Стремясь к уединению, Н. просил о возвращении в Саровскую пуст., на что его благословил еп. Мефодий, отправив соответствующие письма саровскому строителю иером. Ефрему (Короткову) 26 янв. 1764 г. и духовнику иеросхим. Варлааму 16 марта того же года. 26(?) мая 1764 г. Н. был уволен из Астрахани и в июне возвратился в Саровскую пуст. (указ Владимирской духовной консистории был получен 28 сент. 1764). С 12 марта 1765 г. почти год Н. находился на послушании во Владимире у еп. Павла (Гребневского) при архиерейском доме. Вернувшись в Саров, он исполнял чреду священнослужения, нес клиросное послушание, а также шил для братии камилавки и плел четки. 4 мая 1770 г. Н. без благословения удалился из Саровской пустыни в лес, поселился в шалаше, но, заболев, вернулся в обитель. Ему определили епитимию: на полгода «в черную работу», по средам и пятницам соблюдать сухоядение, в церкви во время литургии класть по 50 земных поклонов.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Александрович Смирнов (8 фев. 1890, село Редино Клинского уезда Московской губернии (в настоящее время деревня Редино городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области) — 11 дек. 1937 г., полигон Бутово Московской области (ныне в черте Москвы), священномученик (пам. 28 нояб., в Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), священник. Из семьи псаломщика. В 1915 г. окончил Вифанскую Духовную семинарию и 22 сент. Того же года определен псаловщиком в храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери села Редино (сломан в 1936-1937 гг.). 21 апр. 1921 г. рукоположен во иерея к храму в честь Воскресения Словущего (храм закрыт в 1930-х годах, в последствии частично разрушен, с 2013 г. восстанавливается) в селе Мерзлое Клинского уезда (в настоящее время деревня Мерзлово сельского поселения Смирновское Солнечногорского муниципального района Московской области). После 1917 г. хозяйство отца Алексия было обложено большим налогом. Заплатить этот налог батюшка не смог и был приговорен к месяцу принудительных работ. В 1922 г. переведен в Успенскую церковь (закрыта в 1930-е, разрушена в 1940-е годы) Пречистенского Погоста Клинского уезда. 30 дек. 1929 г. батюшку и старосту храма Григория Сивохина арестовали по обвинению в распространении ложных слухов. После ареста они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. 23 фев. 1930 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР отца Алексия приговорили к 5 годам заключения в концлагере. Наказание он отбывал в Беломорско-Балтийском ИТЛ (Белбалтлаг). Впоследствии срок заключения сократили на год. В 1933 г. отец Алексий был освобожден . 30 мая 1934 г. он получил назначение в тот же храм, в котором служил до ареста. 4 дек. 1937 г. священник Алексий Смирнов был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Виновным себя не признал. 9 дек. Тройка УНКВД по Московской области приговорила его к высшей мере наказания. Расстрелян 11 дек. На полигоне Бутово и погребен в безвестной общей могиле. Постановлением Священного Синода от 12 марта 2002 г. имч священномученика Алексия Смирнова внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/2504137.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАКИЙ (Левицкий Артемий Григорьевич; г. р. неизвестен, Москва - 9.12.1874, с. Абай), игум., алтайский миссионер. Закончил ветеринарное отд-ние Московской медико-хирургической академии. В 1839 г. призван на миссионерское служение основателем Алтайской духовной миссии архим. прп. Макарием (Глухаревым), при к-ром служил в миссии как катехизатор и врач. 23 дек. 1845 г. пострижен в монашество, в праздник Рождества Христова, 25 дек. 1845 г., рукоположен во иеродиакона, 30 дек.- во иеромонаха. Первым местом миссионерского служения А. в сане иеромонаха была дер. Мыюта, затем он стал миссионером Черно-Ануйского отд-ния миссии, где обращал в христианство алтайцев-язычников и казахов-мусульман (крестил 1398 чел.). Обучал детей алтайцев и русских грамоте, основал ряд миссионерских поселений для новокрещеных алтайцев, где они, с одной стороны, уже не находились в экономической зависимости от нехрист. родовых начальников и воинственно настроенных против них сородичей, а с др.- легче переходили от кочевого образа жизни к оседлому. В числе основанных А. поселений - с. Абай (ныне в Усть-Коксинском р-не Республики Алтай ). Прославился даром исцелений, а также борьбой с купцами и виноторговцами, обманывавшими и развращавшими новокрещеных алтайцев. В 1852 г. исполнял обязанности начальника Алтайской миссии (из-за отъезда на лечение прот. Стефана Ландышева). В 1866 г. по его молитвам избавилась от нашествия саранчи Абайская долина. За ревностные миссионерские труды возведен в сан игумена. Погребен в ограде молитвенного дома с. Абай. Алтайскими миссионерами почитался как ученик основателя миссии прп. Макария. Соч.: Извлечения из миссионерских записок//ПрТСО. 1858. Т. 17. С. 287-292; Выписка из дневника миссионера Черно-Ануйского отделения Алтайской духовной миссии иеромонаха Акакия за первые семь с половиною месяцев 1866 года//ДЧ. 1867. Ч. 1. 1. С. 15-27; Записки миссионера Черно-Ануйского отделения Алтайской духовной миссии иеромонаха Акакия за четыре с половиною месяца 1866 года//Там же. 1868. Ч. 3. 9. С. 17-27. Лит.: Путинцев М., прот. Алтай - его святыни: Миссионерство. М., 1891. С. 68-69; Макарова-Мирская А. Апостолы Алтая. М., 1997. Прот. Борис Пивоваров Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)

http://pravenc.ru/text/63790.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Караулов, еп. Вельский. Фотография. 20-е гг. XX в. (Караулов Николай Аполлониевич; 28.05.1871, Введенско-Томашский погост Кадниковского у. Вологодской губ.- 17.04. 1932, Вологда (по др. данным, Новосибирск)), сщмч. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Вельский. Из семьи священника. В 1887 г. окончил Вологодское ДУ и поступил в Вологодскую ДС. 15 сент. 1893 г., по окончании семинарии, был назначен псаломщиком в Георгиевскую домовую ц. при Скулябинском доме призрения бедных граждан Вологды, 26 дек. того же года рукоположен во диакона к этой церкви с оставлением в должности псаломщика. 12 сент. 1894 г. переведен в вологодскую Спасо-Всеградскую ц. на место псаломщика. 14 сент. 1898 г. рукоположен во иерея, но продолжал трудиться псаломщиком. 7 сент. 1900 г. переведен штатным священником в Софийский кафедральный собор Вологды. 7 февр. 1901 г. был назначен настоятелем Екатерининской ц. в Вологде. Одновременно служил законоучителем в городском Колесниковском муж. приходском уч-ще. В 1903-1904 гг. входил в число жертвователей Попечительства о бедных воспитанниках Вологодской ДС, в 1909 г. пожертвовал средства на постройку здания для образцовой школы при Вологодском епархиальном жен. училище. В 1905-1906 гг. выступал с лекциями на публичных религиозно-нравственных чтениях, организованных вологодским правосл. Братством во имя Всемилостивого Спаса, состоял членом вологодского отдела Имп. Православного Палестинского об-ва. Возведен в сан протоиерея (не ранее 1918). Награжден набедренником (1903), скуфьей (1905), камилавкой (1909), наперсным крестом (1917). В 1921 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, приговорен к 2 годам ссылки и выслан в г. Пинегу Архангельской губ. Когда Н. вернулся из ссылки, положение церковных дел в Вологде было крайне тяжелым. Вологодский еп. Сильвестр (Братановский ; впосл. архиепископ) из-за противодействия властей не имел возможности жить в Вологде и управлять епархией. 21 окт. 1923 г. прот. Н. А. Караулов по принятии монашеского пострига с оставлением прежнего имени был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. Был назначен временно управляющим Вологодской епархией. Вскоре написал прошение патриарху Московскому и всея России свт. Тихону об отказе от исполнения своих обязанностей по управлению Вологодской епархией из-за «недоброжелательного отношения ко мне, как к епископу, со стороны духовенства и мирян Вельского уезда, а также... потому что полномочия, данные мне правящим епископом Вологодским Сильвестром, являются недостаточными на основании существующих законоположений». Был уволен на покой.

http://pravenc.ru/text/2565732.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Павел Фаворитов. Фотография. 10-е гг. XX в. Иванович Фаворитов (13.12.1883, с. Осенево Мышкинского у. Ярославской губ.- 29.12.1937, г. Кашин Калининской (ныне Тверской) обл.), сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. После окончания Ярославской ДС в 1906 г. поступил в МДА. Прослушал полный курс академии, но не представил выпускного кандидатского сочинения. 9 июля 1910 г. выпущен из МДА со званием действительного студента. 19 авг. того же года назначен помощником инспектора Красноярской ДС. 27 авг. 1915 г. переведен на должность помощника смотрителя Соликамского ДУ в Пермской губ. 6 окт. того же года по представлении в МДА кандидатского сочинения удостоен ученой степени кандидата богословия. 13 нояб. 1915 г. рукоположен Пермским и Соликамским еп. сщмч. Андроником (Никольским ; впосл. архиепископ) во диакона, 14 нояб. того же года - во иерея. С 12 янв. по 27 марта 1916 г. и с 1 сент. 1916 по 18 янв. 1917 г. служил преподавателем гражданской и церковной истории в Соликамском ДУ. С 23 мая по 28 июня 1917 г. временно исполнял там же обязанности смотрителя. 28 сент. 1918 г. Соликамским еп. сщмч. Феофаном (Ильменским) назначен временным священником к Спасской ц. Соликамска. 14 февр. 1919 г. назначен настоятелем Спасской ц. Был награжден орденом св. Станислава 3-й степени (1915), набедренником и скуфьей (1917). Предположительно с 1923 г. служил священником храма в честь Рождества Христова в с. Прилуки Мышкинского у. Ярославской губ. (с янв. 1929 - Ивановской промышленной обл.). В кон. окт. 1929 г. был арестован вместе с псаломщиком Невским и 12 прихожанами по обвинению в антисоветской деятельности. Содержался 3 месяца в тюрьме г. Углича. 9 февр. 1930 г. переведен в исправительно-трудовой дом г. Рыбинска Ивановской промышленной обл. Освобожден 26 мая 1930 г. К тому времени Христорождественский храм в Прилуках был закрыт. П. перешел служить священником в г. Калязин Московской (с 1935 Калининской) обл. В 1936 г. был привлечен к уголовной ответственности по обвинению в «присвоении себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных судебно-правовых функций и прав юридических лиц» (обвинение по данной статье предполагало кратковременный арест или денежный штраф). В 1937 г. служил 2-м священником в храме в честь Успения Пресв. Богородицы с. Константинова Калязинского р-на Калининской обл. 21 дек. 1937 г. арестован вместе с настоятелем Успенского храма свящ. сщмч. Илией Чередеевым по обвинению в контрреволюционной агитации. Был заключен в тюрьму в г. Кашине Калининской обл. Виновным себя не признал. Расстрелян вместе со свящ. Илией по приговору Особой тройки УНКВД по Калининской обл. от 27 дек. 1937 г. Похоронен в безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/2581869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Иосифович Сенкевич (15.03.1875, дер. Ясеновка (с. Жировичи) Сокольского у. Гродненской губ.- 11.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. ц. во имя апостолов Петра и Павла в слободе Сосновый Бор пос. Обухово Ногинского р-на. Род. в крестьянской семье. До Октябрьской революции 1917 г. служил в Гос. банке в Гродно, затем в армии, закончив службу в чине унтер-офицера. Во время наступления нем. армии в 1915 г. А. с семьей эвакуировался в Московскую губ. После революции стал уполномоченным по делам польск., нем. и австр. беженцев и пленных по Коломенскому у. А. организовывал их возвращение на родину, однако, когда он обратился в 1923 г. за разрешением на выезд в Польшу, польск. посольство ему отказало. В 1920 г. рукоположен во диакона. В 1929 г. приговорен к 5 годам заключения по часто выдвигавшемуся в то время против священнослужителей обвинению в неуплате налогов, впосл. был оправдан. А. постоянно приходилось менять место жительства. В 1937 г. он был определен на служение в пос. Успенское Ногинского р-на. Священника при церкви не было, из-за чего храм закрыли. А. убеждал прихожан найти священника и отстоять храм, но в 1937 г. это было уже невозможно. Осенью 1937 г. А. получил новое назначение - в Петропавловский храм слободы Сосновый Бор. 25 нояб. 1937 г. А. был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Польши и заключен в ногинскую тюрьму. Расстрелян по приговору от дек. 1937 г. Реабилитирован 19 июля 1989 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д-20809. Ист.: Бутовский полигон. Кн. 2. С. 246. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/64600.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Яковлевич Постников (25.07.1856, г. Касимов Рязанской губ.- 10.04.1931, Архангельск), священноисп. (пам. 28 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона (впосл. священника). Окончил в 1871 г. Касимовское ДУ по 2-му разряду и в 1877 г. Рязанскую ДС по 1-му разряду. Служил учителем истории и географии в Касимовском уездном училище. 1 авг. 1878 г. переведен в Курловское одноклассное образцовое училище (пос. Курлово Касимовского у., ныне город Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл.) в качестве директора и преподавателя Закона Божия. В марте 1883 г. рукоположен во иерея к Воскресенскому храму в с. Любичи Зарайского у. Рязанской губ. (ныне городской округ Луховицы Московской обл.). С 11 сент. 1884 г. также состоял законоучителем Ларинского приходского уч-ща и женского отд-ния при этом уч-ще. 25 мая 1885 г. был назначен председателем церковноприходского попечительства при Воскресенской ц. в с. Любичи. С 1 дек. 1887 г. состоял членом строительного комитета при Ларинском училище. С 1889 по 1902 г. являлся противораскольническим миссионером 4-го округа Зарайского у. С 1893 по 1906 г. был членом благочиннического совета. 1 дек. 1908 г. утвержден законоучителем 4-классного Ларинского городского училища. Был возведен в сан протоиерея (не ранее 1901). Награжден набедренником (1886), скуфьей (1890), камилавкой (1897), наперсным крестом (1901), орденом св. Анны 3-й степени (1907) и др. В дек. 1929 г. Н. по приглашению прихожан начал служить в храме ап. Иоанна Богослова в с. Тимошкине Шиловского р-на Рязанского окр. Московской (ныне Рязанской) обл. и продолжал окормлять приход в Любичах. Рязанский архиеп. сщмч. Иувеналий (Масловский) , в чьем ведении тогда был Иоанно-Богословский храм, благословил Н. остаться, но попросил, чтобы он получил разрешение на переход у правящего архиерея Московской епархии (с. Любичи в 1929 вошло в состав вновь образованного Луховицкого р-на Московской обл.). Пока Н. служил в Тимошкине, против него в Любичах было начато дело по обвинению в том, что он «вел антисоветскую агитацию против совхоза, колхоза и прочих мероприятий советской власти на селе, распускал провокационные слухи о гонении на религию и призывал к защите церкви от варварской власти». Сотрудники ОГПУ, не обнаружив священника в Любичах, объявили его в розыск. 28 янв. 1930 г., по возвращении в Любичи, Н. сразу же был арестован и заключен в тюрьму в Коломне. Виновным в антисоветской агитации себя не признал.

http://pravenc.ru/text/2565930.html

(Никольский Виктор Александрович; 1888, Санкт-Петербург – 11.12.1937, пос. Пезмог Сывтывкарского р-на Коми АССР), прмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), инок. Род. в семье чиновника мин-ва финансов, происходившего из духовного сословия. В мае 1913 г. стал послушником Оптиной пустыни. В 1918 г. принял монашество с именем Викентий. Во время пребывания в мон-ре нёс послушание на кухне, читал правило ослабевшему настоятелю обители схиархим. Ксенофонту (Клюкину), трудился в пекарне, просфорне, канцелярии. В духовной жизни руководствовался наставлениями духовника братии иером. прп. Нектария (Тихонова) , от которого приобрел навык постоянной Иисусовой молитвы. После закрытия Оптиной пуст. прп. Нектарий передал духовное руководство В. козельскому священнику, на приходе у к-рого он прожил два с половиной года, продолжая вести строгую монашескую жизнь. Около года В. работал в музее «Оптина пустынь», был сокращён и летом 1924 г. переехал в более подходящий по климату его слабому здоровью г. Ромны (ныне Сумской обл.), где два года до закрытия храма служил церковным сторожем. В авг. 1927 г. вернулся в Козельск. 18 авг. 1930 г. был арестован в числе большой группы монашествующих и мирян. 27 ноября 1930 г Особой тройкой ОГПУ приговорен к 5 годам ИТЛ. 31 дек.1930 г. был отправлен в Вишерские лагеря в г. Соликамске Пермской обл. Этап проходил через Пермь, где В. пробыл в тюрьме 5 месяцев, а затем был отправлен в Соликамск. Состояние здоровья В. было крайне тяжелым, медицинская комиссия нашла у него туберкулез легких в открытой форме, отчего он испытывал большую слабость и не мог работать. 26 апр. 1931 г. Центральная комиссия ОГПУ по разгрузке Вишерских ИТЛ от инвалидов, стариков и тяжело больных постановила освободить его и выслать на оставшийся срок на Урал. Он был отправлен сначала в с. Кудымкар, а затем в д. Дубровку Пермской обл. 5 сент. 1935 г. ему было разрешено вернуться в Козельск. 24 июля 1937 г. во время массовой чистки В. был арестован, 8 сент. Особой тройкой НКВД приговорен к 10-ти годам заключения в ИТЛ. 29 сен. выслан этапом в г. Котлас, затем в Локчимлаг Архангельской обл. Скончался 11 дек. 1937 г. в Локчимлаге, погребен в безвестной могиле. Имя В. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 21 авг. 2007 г.

http://pravenc.ru/text/1356217.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010