В описи ризницы Софийского собора сохранились сведения об «устроении по повелению» М. «домовою казною» 3 архиерейских митр, украшенных драгоценными камнями, золотом и серебром (11 сент. 1654; 15 авг. 1655; 1 сент. 1656), и серебряной панагии (Опись архиерейской ризницы, находящейся в Софийском соборе, и имущества, оставшегося после смерти Иова, митр. Великого Новгорода и Великих Лук, 1716 г. февр. 8//ОДДС. Т. 1. С. XL, XLI, XLII, XLVI). После кончины тело М. находилось больше 3 месяцев в ц. Рождества Христова на Владычном дворе («на сенях»), «а говорили над ним Псалтирь священницы градские день и нощь»; лишь 22 февр. 1663 г. (НовгорЛет. С. 375-376, 458; 30 янв. 1663 - Тихомиров. 1940. С. 103) состоялось погребение М., которое провел Тверской архиеп. Иоасаф. М. был похоронен в притворе соборной ц. во имя св. вмч. Георгия Юрьева новгородского монастыря с правой стороны. Ист.: ААЭ. Т. 4. 69. С. 106-107; 97.II. С. 136-138; 133. С. 180-181; 332. С. 494; АЮ. 385.V. С. 406; АИ. Т. 4. 99. С. 242-243; 106. С. 249; ДАИ. Т. 3. 119.L. С. 480-481; Т. 4. 88. С. 227-228; Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 324; 1854. Доп. к Т. 3. Стб. 213-215, 219, 220, 222-224, 226, 235, 241; РИБ. 1878. Т. 5. 20. С. 40-41; 65. Стб. 170; 75. Стб. 195-197; 86. Стб. 223; 92. Стб. 275-276; 95. Стб. 278-281; 150. Стб. 373; 174. Стб. 452; 421. Стб. 1021-1022; Дело о патр. Никоне. СПб., 1897. 27. С. 109-111; Тихомиров М. Н. Новгородский хронограф XVII в.//НИС. 1940. Вып. 7. С. 68-114. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 36; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 7. C. 81, 105, 113, 129, 133, 308, 309, 313. И. А. Устинова Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2561430.html

патриарха Московского и всея России свт. Тихона был уволен в авг. того же года обновленческим Высшим церковным управлением на покой. Пребывал в Коренной в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. до ее закрытия властями, после чего переехал в Знаменский мон-рь в Курске. После освобождения свт. Тихона в июне 1923 г. был возвращен им к служению, однако уже в авг. того же года обратился к патриарху с просьбой уволить его на покой, ссылаясь на состояние здоровья и нежелание из-за угрозы церковного раскола противостоять обновленцам. 19 окт. того же года уволен на покой. 25 апр. 1925 г. возвращен патриаршим местоблюстителем Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) к управлению Курской и Обоянской епархией (по др. сведениям, вернулся на Курскую кафедру в июле 1924). В апр. 1926 г. Н. подписал обращение 25 архипастырей в поддержку позиции заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и с осуждением организаторов григорианского раскола . 9 апр. 1927 г. был арестован, но уже 21 мая освобожден под подписку о невыезде. 8 июля того же года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ИТЛ условно. Из-за вынесенного приговора в февр. 1928 г. был вынужден уйти на покой. Переехал в Одессу, где скончался 22 июля (по др. данным - 2 июля) того же года. Был похоронен на 2-м одесском христ. кладбище. В 1987 г. останки Н. были торжественно перезахоронены в некрополе Свято-Успенского муж. мон-ря рядом с могилами др. архипастырей, скончавшихся в Одессе. Соч.: К вопросу о клятвах Антиохийского патр. Макария и Собора 1656 на знаменующихся двуперстно//МОб. 1910. 1. С. 37. Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Лит.: Состав Свят. Правительствующего Синода и Рос. церк. иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 86-87; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 15-18; Акты свт. Тихона. С. 166, 450, 982; Дамаскин. Кн. 4. С. 64, 102, 103; Святители земли Нижегородской/Авт.-сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 193-202; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 385. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2564626.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИЛИАН (Марченко Михаил Григорьевич; 30.09.1871, с. Поповка Конотопского у. Черниговской губ.- 1938, близ с. Чемолган Каскеленского р-на Алма-Атинской обл.), прмч. (пам. 14 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских), игум. Из семьи священника. Получил домашнее образование. 4 февр. 1896 г. принят послушником в Троице-Сергиеву лавру . 30 марта 1902 г. пострижен в монашество с именем Максимилиан. 5 февр. 1904 г. рукоположен во диакона, 15 апр. 1910 г.- во иерея. С 14 нояб. 1912 г. помощник благочинного лавры. С 5 марта 1913 г. блюститель лаврской ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 25 авг. 1914 г. командирован в Ставку Верховного главнокомандующего с чудотворным образом прп. Сергия из Троице-Сергиевой лавры. Служил священником в церкви при Ставке, окормлял раненых в учрежденном там же лазарете. Как вспоминал протопресв. Георгий Шавельский : «Простой и неученый, но добрый, сердечный, услужливый и притом со всеми ласковый и словоохотливый, о. Максимилиан скоро стал общим любимцем: и больных, и врачебного персонала» ( Шавельский Г. И., протопресв. Воспоминания последнего протопресвитера Рус. армии и флота. М., 1996. Т. 1. С. 228). В апр. 1915 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. В том же году вернулся в Троице-Сергиеву лавру. В 1918 г. назначен уставщиком лаврского Троицкого собора. Был возведен в сан игумена. В 1919 г. числился в сельскохозяйственной артели, учрежденной монахами при Гефсиманском скиту. Позднее работал сторожем при музее-заповеднике в закрытой властями Троице-Сергиевой лавре. 22 мая 1928 г. арестован «как бывший монах... не сочувствующий социалистическому строительству». Помещен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по коллективному делу «Антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиеве Московской области», по к-рому было привлечено к следствию более 80 чел. 8 июня того же года приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам лагерей.

http://pravenc.ru/text/2561660.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Димитриевич Мощанский (15.06.1866, погост Заборовье Вышневолоцкого у. Тверской губ.- 7.09.1938, г. Вышний Волочёк, ныне Тверской обл.), сщмч. (пам. 25 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи священника, двоюродный брат мч. Михаила Новосёлова . В 1883 г. окончил Тверскую ДС, 8 февр. 1887 г. рукоположен во диакона к храму в с. Рогачёве Тверской губ. В 1900 г. переведен в с. Архангельское-Чашниково Зубцовского у. 21 окт. 1911 г. рукоположен во священника к Успенскому храму в с. Спасском Кашинского у. Возведен в сан протоиерея. В 1924 г. храм в с. Спасском был закрыт, церковный дом конфискован. В. с семьей переехал в г. Кашин, затем в Вышний Волочёк, служил в Богоявленском (Зимнем) соборе. Ко времени ареста был за штатом по возрасту. Сщмч. Владимир Мощанский с внучкой Ольгой. Вышний Волочёк Фотография. Кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. Сщмч. Владимир Мощанский с внучкой Ольгой. Вышний Волочёк Фотография. Кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. 13 февр. 1938 г. В. был арестован, обвинен в «антисоветской агитации». 27 апр. дело было передано в суд для заслушивания в закрытом заседании, к-рое состоялось 27 июня. В. виновным себя не признал. Суд приговорил престарелого священника к 7 годам ИТЛ с последующим поражением в правах. 16 авг. специальная коллегия Верховного суда по кассационной жалобе В. постановила отменить приговор, дело было возвращено в суд для повторного рассмотрения. В. скончался в тюрьме, не вынеся условий заключения. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Архив УФСБ по Тверской обл. Арх. 1077-С. Лит.: «Яко мзда ваша многа на небесех...»//МЦВ. 1999. 17. С. 3; Дамаскин. Т. 3. С. 150-163; Матисон А. В. Генеалогия правосл. приходского духовенства России XVIII - нач. XX в.: История рода Мощанских. М., 2000; Бовкало А. Матисон А. В. Генеалогия правосл. приходского духовенства России XVIII - нач. XX вв.: [Рец. на кн.]//Генеалогический вестн. СПб., 2001. Вып. 2.

http://pravenc.ru/text/158988.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Алексеевич Бронников (27.01.1876, с. Пыёлдино Усть-Сысольского у. Вологодской губ.- 31.08.1937, Сыктывкар), сщмч. (пам. 18 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи диакона. В 1895 г. окончил 2-й класс Вологодской ДС. Служил в храмах Усть-Сысольского у. С сент. 1895 г. исполнял обязанности псаломщика в Крестовоздвиженской ц. с. Чухломского (ныне Чухлэм), 30 июля 1897 г. утвержден в этой должности. С окт. 1896 г. учитель пения в церковноприходской школе того же села. С 25 авг. 1900 г. псаломщик ц. Успения Пресв. Богородицы с. Лойма. 6 июня 1904 г. рукоположен во диакона к той же церкви. С 1 сент. 1910 г. состоял законоучителем земского уч-ща дер. Ракинской. В 1913 г. переведен в Троицкий собор г. Усть-Сысольска (ныне Сыктывкар). С 11 февр. 1914 г. псаломщик в сане диакона в Сретенской ц. с. Вильгорт (Выльгорт). С 15 марта 1914 до 1918 г. учитель пения в земском уч-ще дер. Дав. 21 авг. 1921 г. рукоположен во иерея к Богоявленской ц. с. Сёльыб (ныне Удорского р-на Республики Коми) по просьбе жителей села. В янв. 1934 г. местная орг-ция Союза воинствующих безбожников (СВБ) попыталась закрыть церковь, но Г. удалось организовать прихожан и на время отстоять храм. Г. продолжал бороться за сохранение Богоявленской ц., но 9 июня 1936 г. она была закрыта; здание храма отдали под дом культуры. Протестуя, Г. собирал подписи верующих для открытия церкви. Занимался кустарным промыслом (сапожничал). 8 авг. 1937 г. арестован; заключен в тюрьму г. Сыктывкара. Обвинялся в том, что «проводил среди населения к[онтр]р[еволюционную] агитацию против Советской власти... организовывал местное население на открытие церкви». Отказался признать себя «контрреволюционером», сам назвал действия СВБ нарушением закона. В ответ на обвинение в том, что «истолковывал новую Конституцию в антисоветских целях», заявил: «Новую Конституцию я истолковывал так, что согласно нового закона церкви закрывать не имеют права... Если такие истолкования будут антисоветскими, признаю себя виновным» (Архив ФСБ по Респ. Коми. Д. КП-5983. Л. 11). 29 авг. приговорен Особой тройкой при УНКВД по Коми АССР к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в окрестностях Сыктывкара. Точное место расстрела и захоронения неизвестно. Имя Г. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 6 окт. 2001 г.

http://pravenc.ru/text/166559.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН (Манько Косма; 1811, Купянский у. Харьковской губ.- 25.06.1874, Святогорская Успенская пуст.), прп. (пам. 11 авг.- в Соборе Святогорских святых), иером., подвижник Святогорский, Харьковский. Род. в семье войсковых обывателей Харьковской губ. Грамоте учился в домашней школе. 12 февр. 1835 г. поступил послушником в Глинскую в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь , окормлялся у игум. прп. Филарета (Данилевского) . Вскоре принял постриг в рясофор. В обители Косма подружился с послушником Г. И. Клицой (впосл. архим. Герман , настоятель Святогорской Успенской пустыни). 15 янв. 1844 г. по инициативе Т. Б. и А. М. Потёмкиных в Харьковской губ. была восстановлена Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., настоятелем к-рой был назначен иером. Арсений (Митрофанов). 8-15 апр. 1844 г. Манько вместе с 12 глинскими насельниками прибыл в Святые горы, где участвовал в возобновлении обители по уставу Глинской пуст. Уже через неск. дней после прибытия глинской братии в Святогорье, 27 апр. 1844 г., игум. Арсений ходатайствовал перед Харьковским еп. свт. Иннокентием (Борисовым) о разрешении на пострижение Манько и еще 3 послушников. 30 июня 1844 г. Манько принял монашеский постриг с именем Киприан. Вскоре игум. Арсений представил новопостриженного монаха «по его способности и честному поведению» к рукоположению во диакона. Испытанный прот. Львом Яровым в познаниях, необходимых для священного сана, К. оказался искусным в пении и чтении, знании церковного устава и катехизиса. 16 авг. 1844 г., на следующий день после торжественного праздника «обновления» Святогорской пуст., свт. Иннокентий рукоположил К. во диакона в с. Богородичном по освящении молитвенного дома в честь св. блгв. кн. Александра Невского. 15 июля 1845 г. К. был рукоположен во иерея. С 5 окт. 1846 г. по поручению игум. Арсения К. нес послушание благочинного монастыря. 15 авг. 1849 г. К. был награжден набедренником за «усердное прохождение послушания» и труды по благоустройству обители.

http://pravenc.ru/text/1684706.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕНА АНЖУЙСКАЯ (2-я четв. XIII в.- 8(15).02.1314, Брняк, Косово), св. серб. королева (пам. 30 окт., 8 и 15 февр.), жена кор. Стефана Уроша I, мать святых королей Стефана Драгутина (см. Феоктист , прп.) и Стефана Уроша II Милутина . Год и место рождения Е. неизвестны. Происходила из знатной французской семьи, проживавшей, по всей видимости, в Италии, визант. владениях крестоносцев или в Венгрии и, возможно, находившейся в неустановленной степени родства с анжуйской королевской династией в Неаполе (ее представители короли Карл I и Карл II в переписке именовали Е. А. «сестрой»), более конкретные данные о ее семействе отсутствуют (обзор мнений см.: Иларион (Руварац). 1934; 1958; McDaniel. 1982/1983). Прозвище Анжуйская применительно к Е. употребляется в научной лит-ре с кон. 50-х гг. XX в., начиная со статьи Г. Суботича. Житие Е. А., написанное вскоре после ее смерти архиеп. Печским Даниилом II , и документальные источники рисуют 2 образа, лишь отчасти соприкасающиеся друг с другом. Е. А. получила хорошее образование, владела неск. языками. Между 1250 и 1255 гг. была выдана замуж в Сербию, родила 5 детей: Драгутина и Милутина, Стефана (могила в мон-ре Студеница) и 2 дочерей (одна умерла в младенчестве, судьба другой, Брнчи (Прнчи), неизв.). На протяжении большей части жизни Е. А. сохраняла приверженность католич. Церкви, была сторонницей церковной унии, к которой склоняла не только мужа и сыновей, но и своего свата (тестя Милутина) болг. царя Георгия I Тертера ( Jupeчek. 1978. 1. С. 191; Флоря. 2007. С. 168-169). Состояла в переписке с Римскими папами, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола (Там же. С. 169). Основала францисканские мон-ри близ Бара и Котора, давала (вместе с сыновьями) пожалования бенедиктинским мон-рям св. Марии на мысу Ратац (к северо-западу от Бара), св. Николая и святых Сергия и Вакха на р. Бояне (там сохр. лат. надписи с именами Е.

http://pravenc.ru/text/189749.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Смирнов. Фотография. Бутырская тюрьма. 1937 г. Михайлович Смирнов (25.01.1879, с. Лопасня Серпуховского у. Московской губ.- 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Из семьи священника. Отец умер до рождения сына, мать была просфорницей в московской Ильинской ц. на ул. Воронцово Поле. Окончил в 1893 г. Заиконоспасское ДУ, в 1899 г.- Московскую ДС. С 8 нояб. 1899 по 15 окт. 1901 г. был учителем и законоучителем церковноприходской школы в Московской епархии. 15 нояб. 1901 г. рукоположен во диакона к московской Вознесенской ц. на Б. Серпуховской ул. С 27 янв. 1904 г. был законоучителем Зарядского городского жен. уч-ща, затем с 17 февр. 1905 г.- 2-го Арбатского городского жен. уч-ща. В 1907 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1911 г. С 1907 г. служил в Скорбященской ц. на Б. Серпуховской ул. при «бесплатных квартирах для вдов и учащихся девиц» купцов братьев Ляпиных. 5 июня 1911 г. рукоположен во иерея. 21 июня утвержден в степени кандидата богословия за соч. «Синайский патерик в славяно-русском переводе» и был удостоен премии А. М. Иванцова-Платонова. С 14 марта 1912 г. доцент МДА по кафедре слав. языка и палеографии, его назначение отличалось тем, что он не был выбран академическим советом, а просто назначен ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) . В 1917 г. был делегатом от академии на Московском епархиальном съезде для выбора митрополита Московского. 25 апр. 1918 г. получил степень магистра богословия за соч. «Синайский патерик в древнеславянском переводе» (Серг. П., 1917. 3 ч.), удостоен Макариевской премии. 17 мая того же года назначен доцентом по той же кафедре. 26 июня определен сверхштатным экстраординарным профессором. В 1919 г., во время голода и эпидемий, уехал с семьей в Воронежскую губ., где служил в церкви г. Бутурлиновка. В 1923 г. вернулся в Москву и был определен священником в ц. в честь Сошествия Святого Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, вероятно при содействии настоятеля храма проф. МДА прот. Илии Гумилевского. С 1925 г. назначен настоятелем храма. В 1932 г. после закрытия храма был священником в Тихвинской ц. в Сущёве. 25 марта 1935 г. был переведен в Троицкую ц. на Пятницком кладбище. 30 дек. 1935 г. назначен в Знаменскую ц. (у Крестовской заставы). 22 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной группе и антисоветской пропаганде среди верующих». Заключен в Бутырскую тюрьму. Виновным себя не признал. 7 дек. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Был казнен на Бутовском полигоне и погребен в безвестной общей могиле. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г.

http://pravenc.ru/text/469207.html

Св. Елена Анжуйская. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Св. Елена Анжуйская. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Среди почитаемых в Сербии святых особое место занимает кор. Елена Анжуйская († 1314, пам. 30 окт., 8 и 15 февр.), жена кор. Стефана Уроша I, мать Стефана Драгутина и Стефана Уроша II Милутина. Она происходила из знатной французской семьи и до самой смерти формально принадлежала к Римско-католической Церкви, была сторонницей церковной унии, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола. Св. Елена основала в Сербии 2 францисканских мон-ря, а также давала (вместе с сыновьями) пожертвования бенедиктинским мон-рям и католич. соборам. В то же время королева покровительствовала правосл. Церкви и находилась в добрых отношениях с предстоятелями Сербской Церкви архиепископами свт. Иоанникием I и свт. Даниилом II, переписывалась с отшельниками на Афоне, на Синае, в Иерусалиме и в Раифе. Ок. 1284 г. Елена приняла монашеский постриг с именем Елисавета с сохранением также мирского имени и, вероятно, по католич. обряду. Агиографическая лит-ра, посвященная св. Елене, восхваляет ее христ. добродетели, обходя молчанием вопрос о ее конфессиональной принадлежности. Мощи королевы были обретены нетленными через 3 года после ее кончины. Центром почитания св. Елены является мон-рь Градац, празднование совершается в день памяти св. равноап. Константина и Елены (21 мая). Первые серб. святые вошли в рус. месяцесловы не ранее кон. XIV в., когда на Руси по инициативе митр. Киприана (1375-1406) началось введение и распространение Савваитского Иерусалимского Устава. Период с кон. XII по нач. XIV в. характеризуется обратным рус. влиянием на серб. календари: почти каждый второй серб. месяцеслов XIII - нач. XIV в. включает рус. праздники. В 1834 г. по решению Петра II, митр. Черногорско-Приморского, и с единодушного согласия народа был канонизирован свт. Петр I (Негош) , митр. Цетинский, правитель Черногории († 1830). Его прославление произошло после обретения мощей в 1834 г., тропарь и кондак святому были написаны сразу после прославления. Службу и краткое Житие написал митр. Белградский Михаил (Йованович) (изд. М., 1895).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Арх.: РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1755. О службе в Риме настоятеля церкви при Русском посольстве. 1853 г.; Там же. Ед. хр.1830. Формулярный список настоятеля Кирилло-Новоезерского мон-ря Иакова 1858; Об определении настоятелем Кирилло-Белозерского мон-ря Иакова//Там же. Ед. хр. 1928; 1 февр.- 17 июля 1866; Формулярная ведомость настоятеля Кирилло-Белозерского мон-ря архим. Иакова//Там же. Ед. хр. 2083, 1879 г.; Ед. хр. 2072, 1878 г.; Ед. хр. 1982, 1870 г.; Ед. хр. 2059, 1877 г.; Ед. хр. 2094, 1880 г.; Переписка благочинного Иакова с Новгородской духовной консисторией и настоятелями мон-рей//Ед. хр. 2069, 1878 г. Соч.: Путешествие в Бар-град на поклонение мощам свт. Христова и чудотворца Николая (в 1855 г.). СПб., 1859; Краткие заметки о Римской Церкви. СПб., 1859; Пастырь по отношению к себе и пастве. СПб., 1880; Смирением ищи благодать: Наставления. Письма игум. Арсении (Корчагиной). М., 2002. Публ.: Житие прп. отца нашего Кирилла, Белозерского чудотворца. СПб., 1875, 18962; Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского мон-ря//Древности: Тр. МАО. 1880. Т. 8. С. 135-154; Иванова Г. О., Смирнова А. В. Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского мон-ря, 1397-1893 гг.//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 273-347. Лит.: Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: (1814-1870). М., 1879. С. 520-521; Измайлов А. Памяти отца архим. Иакова, бывш. настоятеля Кирилло-Белозерского мон-ря//Новгородские ЕВ. 1896. 6. С. 383-390; Тюменев И. Ф. 500-летие Кирилло-Белозерского мон-ря//ИВ. 1897. Авг. С. 465-466; Б-овъ И. Иаков (Поспелов)//ПБЭ. 1905. Т. 6. Стб. 154-156; Смирнова А. В. Об авторе «Летописи событий Кирилло-Белозерского монастыря»//К свету. М., 1997. 15: Край Кирилла Белозерского. С. 20-21. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/text/200185.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010