ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура/хедара (17 нояб.)) ИОАНН САБА [Иоанн (Йоханнан) Сава, Иоанн Дальятский] (ок. 690 - ок. 780), св. Церкви Востока (пам. в 4-е воскресенье Великого поста), аскетический писатель, один из основных деятелей т. н. несторианского мистического возрождения ИРИНА мц. Фессалоникийская (пам. 16 апр.; пам. визант. 3 апр.) - см. Агапия, Хиония и Ирина, мученицы Солунские (Иллирийские) ИСХИРИОН (IV в.), вмч. (пам. копт. 7 паоне/бауна (эфиоп. 7 санэ; 1 июня), один из самых почитаемых святых Коптской Церкви ИШОСАВРАН [сир. - «Иисус - наша надежда»] († 620/1), мч. Персидский, святой Церкви Востока (пам. в 3-ю пятницу периода Благовещения) ИЯСУ I [Иясу Великий] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (1682-1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.)) ИЯСУС МОА [букв. - «Иисус победил»] (1214-1293), один из наиболее почитаемых святых Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 26 хэдара (22 нояб.)) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КОЛУФ († нач. IV в.), мч. Египетский (пам. 19 мая; пам. копт. 24, 25 пашонса (19, 20 мая); пам. эфиоп. 25 генбота (20 мая)) КОНСТАНТИН (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), еп. Сиута (греч. Ликополь), церковный писатель, святой Коптской Церкви (пам. копт. 9 амшира (3 февр.)) КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей МАКАРИЙ [Макарий Антиохийский;], мч. Египетский (нач. IV в.?) (пам. копт. 22 абиба (эфиоп. хамле; 16 июля)) МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.)) МАРИ [Мар Мари] (I-II вв.?), святой Ассирийской Церкви Востока (пам. во 2-ю пятницу лета), почитаемый как ее основатель, один из апостолов от 70 (72) и «апостол Востока», просветитель Месопотамии и Ирана (также почитается в Халдейской католической и Сиро-Малабарской Церквах)

http://pravenc.ru/rubrics/122352_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЕФА [араб.      , сир.     (  )  , эфиоп.  , греч. Αρθας] († 523), мч. (пам. 24 окт., эфиоп. 26 хэдара (22/23 нояб.), глава христиан Награна , пострадавший вместе с 4299 награнскими мучениками во время гонений химьяритского царя-иудея Йосефа Асара Ясара осенью 523 г. в период химьяро-эфиопских войн . После кончины награнского еп. Павла главой местной общины христиан-монофизитов стал богатый и знатный старец А., не имевший духовного сана. Согласно ряду источников, он был светским правителем города и его округи (этнархом и филархом), причем прежде эту должность занимал его отец. Когда началась война с Аксумом , царь Йосеф Асар Ясар потребовал от А. прислать к нему всех боеспособных жителей Награна. Ополчение было собрано и отправлено, но вернулось с полдороги, узнав о предпринятом по повелению царя истреблении всех находившихся в Химьяре христиан. Йосеф расценил это как мятеж. После осады и взятия города в кон. окт. (или нояб.) 523 г. тяжелобольной А. был схвачен и предстал перед царем. Он отказался отречься от своей веры и смело обличал иудейского владыку, вселяя мужество в своих сограждан. По приказу царя А. вместе с др. награнцами был отведен в одно из вади (пересохшее русло реки), где им отсекли головы мечом. О мученичестве А. повествуется в письме царя Йосефа Асара Ясара к царю Мунзиру III , а также в письме еп. Симеона Бет-Аршамского к авве Мар-Симеону (VI в.). Мч. Арефа. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Мч. Арефа. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Пространное греч. житие создано на основе актов А., написанных в VI в. В кон. Х в. житие было переработано Симеоном Метафрастом . Краткие жития содержатся в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 123-126) и в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 159-161). Стихи А. содержатся в Стишных Синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 340) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 99). Память А. 24 окт. отмечается во всех греч. календарях. Согласно памятникам к-польского происхождения: Типикону Великой ц . X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 76) и Синаксарю К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 159-161),- синаксис А. совершался в храме Богородицы в Протасиевых.

http://pravenc.ru/text/75906.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Ливания» найдены статьи: ЛИВАН [Ливанская Республика], гос-во на вост. побережье Средиземного моря ЛИВАНИЙ св. Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 3 тэрра (29 дек.), 2 хэдара (29 окт.)) ЛИВАНИЙ (314-393), греч. ритор и софист, язычник Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Ливания.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НААКУТО ЛА-АБ [Наак(к)уэто ла-Аб; эфиоп.   (  )  ] (XIII в.), царь Эфиопии из династии Загве , причисленный Эфиопской Церковью к лику святых (пам. 3 хэдара (29/30 окт.)). Имя Наакуто ла-Аб является сложным эфиоп. христ. антропонимом и в переводе с геэза означает «Да воспоем хвалу Богу-Отцу». Достоверных сведений о Н. л.-А. сохранилось еще меньше, чем о его дяде и предшественнике на троне Лалибале . Почти все эти данные восходят к его пространному Житию, составленному в 1-й пол. XV в. (издано К. Конти Россини по 2 спискам - копии рукописи из собрания эфиопской общины в Иерусалиме (XVI в.) и Paris. Abbadie. 29 (XVII в.)). К наст. времени еще 2 списка обнаружены в Ватиканской б-ке и 8 микрофильмированы в церквах, посвященных Н. л.-А., в обл. Ласта. О происхождении Н. л.-А. в Житии приводятся 2 взаимоисключающие версии: согласно одной, он был сыном сестры Лалибалы ( Conti Rossini. 1943. P. 114); в соответствии с другой, его родителями были брат Лалибалы Габра Маскаль и его супруга Маркеза (Ibid. P. 115-116). Первая версия представляется предпочтительной, поскольку тезкой Лалибалы оказывается его зять, а не брат (Лалибала - прозвище царя по имени Габра Маскаль). Кроме того, она соответствует основанным на этнографических данных построениям о матрилинейной передаче власти в династии Загве. Выдвигавшееся рядом исследователей мнение о том, что Н. л.-А. являлся сыном царя Харбая, брата Лалибалы, его предшественника на троне и гонителя, не находит подтверждения в источниках. Датой рождения Н. л.-А. в Житии указано 29 февр. (шеват по сиро-яковитскому календарю; Ibid. P. 115), а годом - 338-й (Ibid. P. 120). Принято считать, что в цифру десятков, составляющих год, вкралась ошибка и речь идет о 388 г. по сокращенному варианту «эры мучеников» (без пасхального цикла в 532 года), т. е. о 1204 г. по Р. Х. Согласно Житию, Н. л.-А. прожил 47 лет, что хорошо согласуется с сохранившимися в агиографической традиции сведениями о воцарении его преемника Йэтбарака в 1250 г.

http://pravenc.ru/text/2564564.html

Афце (пам. эфиоп. 29 гэнбота (24 мая)), прибывший в Эфиопию вслед за Арагави, был выходцем из «Азии» (т. е. из М. Азии). Попытка К. Конти Россини связать происхождение этого святого с Эдессой представляется сомнительной. Афце считается основателем мон-ря в Йехе, крупном культовом центре эфиоп. язычества, где в ограде ц. Энда-Абба-Афце прекрасно сохранились остатки храма, возведенного ок. 700 г. до Р. Х. местным правителем под южноарав. влиянием. О Губе из Киликии известно меньше, чем о любом другом из Д. п. Он остановился в Мадаре вместе с Гаримой и жил на расстоянии 3 дней пути от него. Согласно синаксарю из мон-ря Дэбрэ-Бизан , Губа ушел в пустыню Барка (Барака), и более ничего ни о его жизни, ни о погребении не известно. Даже его память достаточно условна: он почитается в тот же день, что и св. Афце. Иногда Губу отождествляли с Оцем. Алеф из Кесарии (пам. эфиоп. 11 магабита (7 марта)) последовал за Арагави и основал мон-рь Дэбрэ-Халлелуя близ р. Мэрэб (в 5 км от Йехи). В гомилии в честь Гаримы вместо Алефа упоминается Оц (пам. эфиоп. 4 тахсаса (30 нояб. или 1 дек.)), чье происхождение также выводится из Кесарии. Йэмата (пам. эфиоп. 23 тэкэмта (20(21) окт.)) пришел из места, названного Косэят, в к-ром К. Конти Россини без достаточных доказательств предлагает видеть искаженное Фустат (Ст. Каир). Он основал мон-рь, известный как Энда-Абуна-Йэмата, в горном районе близ мест. Гух (  ), где до наст. времени сохранилась высеченная в скале ц. Абуна-Йэмата-Гух. Ликанос из К-поля (пам. эфиоп. 28 хэдара (24 нояб.)) почитается как основатель мон-ря Дэбрэ-Куанасель близ Адуа. Цахма из Антиохии (пам. эфиоп. 16 тэра (11(12) янв.)) поселился в месте, именуемом Цаденья. Мон-рь, названный в его честь, существует на горе Димбела близ Адуа. Ливаний из Рима (пам. эфиоп. 3 тэра (29(30) дек.)), проповедовавший к северу от рек Мэрэб и Бэлес, удостоен почетного прозвания Апостол Эритреи. Под именем Абба-Матта он занимает в гомилии в честь Гаримы место Арагави и, подобно ему, считается учеником прп. Пахомия, к-рый якобы послал его в Эфиопию. Ему приписывается перевод на геэз Евангелия от Матфея.

http://pravenc.ru/text/171565.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗКИР [эфиоп.  , происхождение и этимология имени неизвестны] (V в.), мч., свящ., пострадавший от южноарав. иудеев. Его житие существует наряду с синаксарной в более полной версии, очевидно переведенной на геэз с араб. языка в XIV-XV вв. Оригинал его был скорее всего написан по-сир. не ранее 2-й четв. VI в. Согласно житию, А. проповедовал христианство в Награне при царе Химьяра Сарабхиле (Сарабхеле) Данкэфе (Шарахбиил Яккуф, 2-я пол. V в.), был схвачен по приказу 2 наместников этого поселения - За-Сээлбана и За-Кефана (т. е. представителей знатных сабейских родов зу Сулубан и зу Кайфан) - и брошен в темницу, но и там продолжал проповедовать и крестить новообращенных. Доставленный по повелению царя в Зафар, А. защищал веру Христову в диспуте с находившимися при дворе иудеями. По наущению одного из раввинов царь осудил его на распятие и сожжение живьем в Награне, дабы устрашить новообращенных, но святой вышел невредимым из огня. После неудачной попытки побить мученика камнями иудеи отсекли ему голову мечом. Вместе с А. мученического венца удостоились 38 награнских христиан, клириков и мирян. Их память отмечается в Эфиопии 24 хэдара (20 или 21 нояб.). Насыщенное южноарав. реалиями житие А. свидетельствует о том, что политика преследования христиан стала проводиться проиудейски настроенными царями Химьяра задолго до убиения в кон. 523 г. награнских мучеников . Лит.: Conti Rossini C. Un documento sul cristianesimo nello Iemen al tempi del re Šar  bl Yakkuf//Rendiconti della Reale Accad. dei Lincei, Cl. di scr. morali, stor. e filolog. 1910. Vol. 19. Ser. 5. P. 705-750 [изд., пер., исслед. жития]; Ryckmans J. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique//Atti del Convegno intern. sul tema: L " Oriente cristiano nella storia della civiltà (Roma, 31 marzo - 3 aprile 1963; Firenze, 4 aprile 1963). R., 1964. P. 421-422, 435, 442-443; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье. М., 1985. С. 159, 162. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/63696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЭДА-МАРЬЯМ [Эфиоп.    , букв.- в руце Марии] (пам. эфиоп. 12 хэдара (8 нояб.), эфиоп. царь (1468-1478), сын царя Зара-Якоба . Его царствование ознаменовалось решительным отказом от централизаторской политики отца, стремившегося к единовластию. По восшествии на престол Б.-М. демонстративно покинул столицу Зара-Якоба и перестал оказывать покровительство соборным храмам, основанным отцом. Он построил свой собор Атронса Марьям и перенес туда останки своих предков за исключением отцовских. Этот собор он отдал в ведение эччеге , главного архимандрита конгрегации Дэбрэ-Либаноса , и с этого момента начался рост придворного и политического значения должности эччеге, постепенно вытеснившей с главенствующего положения при дворе должность акабэ-саата . Отказ Б.-М. от политики отца сопровождался разрушением прежнего аппарата управления, куда входило немало настоятелей сев. мон-рей. Это не осталось без протеста с их стороны, но Б.-М. жестоко подавил сопротивление: он велел перерезать сухожилия на ногах недовольным монахам и сослал их на юг страны. В 1477 г. был созван церковный Собор для решения давно назревавшего вопроса о митрополите. Сторонники централизации стояли за назначение митрополитом эфиопа, более зависимого от царской власти, нежели копт, поставленный Александрийским Патриархом. Таких на Соборе было большинство, но Б.-М. вмешался и добился того, что все осталось по-старому. Возвращение к классическим феодальным порядкам успокоило страну, уставшую от жестоких новшеств Зара-Якоба, но ослабило централизованное управление и военную мощь гос-ва перед лицом растущей мусульм. опасности. Лит.: Тураев Б. А. Абиссинские хроники XIV-XVI вв. М.; Л., 1936. с. 83-106; Taddese Tamrat. Church and State in Ethiopia 1270-1527. Oxf., 1972. Р. 286-296; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 137-154. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ИЯСУ I [Иясу Великий] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (1682-1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.))

http://pravenc.ru/text/77730.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИВАНИЙ [Либан(ос), Либаний; эфиоп. ; также именуемый Мат(т)а ( ) и Йесрин ( )], св. Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 3 тэрра (29 дек.), 2 хэдара (29 окт.)) , живший, согласно агиографической традиции, в VI в.; аскет, основатель мон-ря Дэбрэ-Либанос в Шимезане (Акэле-Гузай, Эритрея), т. н. апостол Эритреи. Иногда Л. отождествляют со св. Йэмата, одним из легендарных Девяти преподобных ; А. Баузи, исследователь агиографического досье Л., и ряд др. ученых считают это ошибочным. В группу Девяти преподобных Л. включается в поздней традиции (в гомилии в честь Гаримы, где Л. замещает За-Микаэля Арагави ), однако в его Житии присутствуют те же ключевые топосы, что и в Житиях Девяти преподобных: знатное иноземное происхождение, ангельское призвание в Аксум , изгнание из столицы, поселение на отдаленной горе, авторитет у народа, рост общины, приход царя, строительство храмов. Житие Л. («Гадла Либанос») сохранилось в 3 версиях: краткой и 2 пространных. В их основе, по всей видимости, лежит упоминаемая в Житии утраченная гомилия, приписываемая еп. Илии Аксумскому (по др. источникам неизвестен). Краткая версия (изд. по 2 из 3 известных рукописей XIV в.: Getatchew Haile. 1990) была создана ранее сер. XIV в. предположительно в мон-ре Дэбрэ-Хайк-Эстифанос и, вероятно, является древнейшим из агиографических текстов о святых Эфиопии. Вторая (1-я пространная) версия сохранилась по меньшей мере в 5 рукописях XVII-XX вв. Третья (2-я пространная) версия известна гл. обр. по рукописи из монастыря Дэбрэ-Либанос в Шимезане и значительно расширена за счет включения в нее легендарного монастырского предания. К обеим пространным версиям примыкает собрание чудес Л. (всего 68), к-рое служит источником сведений о ряде эфиоп. деятелей 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в. Третья версия и ряд чудес были впервые изданы К. Конти Россини , критическое полное издание 2-й и 3-й версий, а также сборника чудес осуществил Баузи (о новооткрытых рукописях Жития и чудес см.: Bausi. 2014. Р. 62-64). Житие Л. является одним из самых ранних текстов, содержащих слова на языке тигринья.

http://pravenc.ru/text/2110454.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛАТТА ПЕТРОС [эфиоп.      - дщерь Петрова] (ок. 1597-1647) (пам. эфиоп. 17 хэдара/13 нояб.), эфиоп. св., стойкая противница католичества, введенного эфиоп. царем Сисиннием (1606-1632) в качестве гос. религии. В. П. была дочерью знатного наместника Бахра Сагада, 3 ее брата были крупными военачальниками при дворе эфиоп. царей 1-й трети XVII в. В юном возрасте В. П. выдали замуж за видного военачальника и придворного царя Сисинния, но брак оказался неудачен: все 3 детей В. П. умерли в младенчестве, что внушило ей отвращение к супружеской жизни и побудило уйти в мон-рь. Муж заставил монахов убедить В. П. вернуться в семью, но принятие царем католичества и убийство царскими воинами эфиоп. митрополита окончательно разрушили их брак. Уйдя в мон-рь, В. П. публично осуждала «царя-отступника», за что была призвана на царский суд, где лишь влияние многочисленной и знатной родни, а также заступничество бывш. мужа спасло ее от казни. Несмотря на смертельную опасность, В. П. не отказалась от борьбы и победила: всеобщий протест против католичества вынудил царя Сисинния в июне 1632 г. вернуть прежнюю «александрийскую веру» и отречься от престола в пользу своего сына Василида . С победой своей веры В. П. отошла от политической борьбы и всецело отдалась делу, к-рым занималась и прежде,- основанию новых жен. обителей по берегам и островам оз. Тана. Совместное скученное проживание во вновь основанных обителях в условиях Эфиопии того времени зачастую приводило к возникновению эпидемий, она пыталась бороться с эпидемиями, меняя места расположения обителей, но условия проживания оставались прежними, и эпидемии продолжали возникать. Она сама стала жертвой заразной болезни, и из 7 основанных ею обителей уцелел лишь мон-рь Кораца. Там было составлено ее житие, сохранившее, по выражению Б. А. Тураева, величественный образ убежденной подвижницы и твердой исповедницы национальной веры ( Тураев. С. 278). Ист.: Gadla ‘emna Walatta Petros, seu Acta sanctae Walatta Petros/Ed. K. Conti Rossini. R., 1912. P. 1-144. (CSCO. Aethiop. Ser. 2; T. 25). Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 239-281; Чернецов С. Б. Нарушительница норм женского поведения в Эфиопии XVII в.- героиня «Жития матери нашей Валата Петрос»//Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 29-38; Heyer F. Die Heiligen der Äthiopischen Erde//Oikonomia. Erlangen, 1998. Bd. 37. S. 187-191. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153897.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЯСУС МОА [эфиоп.      ; букв.- «Иисус победил»] (1214-1293), один из наиболее почитаемых святых Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 26 хэдара (22 нояб.)), распространитель христианства в обл. Амхара. Днем рождения И. М. считается 26 генбота (21 мая), среда; с учетом хронологических данных, приведенных в его Житии, исследователи относят это событие к 1214 г. И. М. род. в сел. Дахна в обл. Бегамедр (Бэгемдыр). Его родители За-Крэстос и Эгзиэ Кэбра долгое время были бездетными. После молитв ко Господу и Пресв. Богородице и исполнения принятых обетов у них родились 3 сына, старшим из к-рых был И. М. В Житии указан не только день его рождения, но и день зачатия (26 нахасе (19 авг.), понедельник), что представляет собой исключительный случай в эфиоп. агиографии. До 30 лет И. М. жил в достатке в родительском доме и получил хорошее образование, изучал Свящ. Писание, совершал добрые дела, предавался благочестивым размышлениям и хранил телесную чистоту. Однажды ночью ему явился арх. Гавриил и трижды повторил приказание отправиться в монастырь Дэбрэ-Дамо к настоятелю аббе Йоханни. И. М. ушел из дома, пока его родные спали. Йоханни сомневался, сможет ли новый ученик быть монахом, но И. М. безропотно исполнял послушания и через 7 лет получил от настоятеля монашеское облачение. И. М. строго соблюдал устав прп. Пахомия и до самой смерти спал только сидя. Иясус Моа. Миниатюра из Евангелия. 1280 г. (мон-рь Дэбрэ-Хайк-Эстифанос. Fol. 5v) Иясус Моа. Миниатюра из Евангелия. 1280 г. (мон-рь Дэбрэ-Хайк-Эстифанос. Fol. 5v) Спустя нек-рое время И. М. вновь явился арх. Гавриил, повелев идти на восток и добраться до острова посреди оз. Хайк, на к-ром последний аксумский царь Дэл-Наод возвел ц. св. Стефана. Достигнув озера, И. М. провел 6 месяцев на его берегу, служа в ц. апостолов Петра и Павла, пока один из жителей острова не перевез его туда. Церковь св. Стефана И. М. сделал центром основанного им мон-ря Дэбрэ-Хайк-Эстифанос ; правивший тогда загвейский царь назначил И. М. первым настоятелем обители. Впосл. судьба мон-ря и И. М. оказалась тесно связанной с претендовавшим на эфиоп. трон Йэкуно Амлаком , к-рый стал родоначальником новой династии Соломонидов . В благодарность за духовную поддержку этот государь заключил с И. М. ряд «заветов» (договоров). Так, на острове было запрещено жить женщинам и мирянам; настоятель Хайкского мон-ря занял высокопоставленное положение при царском дворе, получив особый титул - аккабе-саат (однако И. М. отказался от него в пользу своего преемника За-Иясуса, поскольку никогда не покидал остров).

http://pravenc.ru/text/1237989.html

  001     002