Последнее большое гонение на христиан при имп. Диоклетиане в нач. IV в. началось именно с уничтожения христиан в армии ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4). Одним из главных поводов к гонениям был отказ христиан от вменяемого всем гос. служащим Римской империи, в частности офицерам, участия в языческих жертвоприношениях. За этот отказ приняли мученический венец воины мч. Виктор (II в., пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая), Виктор, мч. Марсельский († ок. 290, пам. зап. 21 июля), великомученики Георгий Победоносец († 303, пам. 23 апр.) - один из самых почитаемых христ. святых, покровитель воинов, и Феодор Тирон († ок. 306, пам. 17 февр.), Александр Римский , мч. Дризипарский († нач. IV в., пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта), воины Фиванского легиона (нач. IV в.), мч. Варвар Воин († ок. 362, пам. 6 мая, пам. зап. 14 мая) и мн. др. Среди святых воинов первых веков христианства широко почитаются также мч. Андрей Стратилат († ок. 300, пам. 19 авг.), великомученики Димитрий Солунский († ок. 306, пам. 26 окт.), Феодор Стратилат († 319, пам. 8 февр., 8 июня) и Артемий Антиохийский († 362, пам. 20 окт.), мч. Иоанн Воин (IV в., пам. 30 июля) и др. Жития этих святых повествуют и об их незаурядных воинских подвигах, совершенных с помощью благодати Божией,- их христ. совести не противоречила В. с. в легионах языческих императоров Рима. Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка. 1995 г. Архит. Д.С. Соколов Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка. 1995 г. Архит. Д.С. Соколов Участие христиан в гос., общественно-политической жизни, а следов., и в войнах в большей степени стало необходимо с провозглашением в нач. IV в. христианства гос. религией Римской империи. В этих условиях, по словам протопр. Иоанна Мейендорфа , «все учения о непротивлении насилию, будучи доведены до логического конца, обращаются лицемерием... Если человек не хочет никоим образом принимать участие в военном насилии, то он должен также отказаться и от уплаты налогов, и от участия в выборах. Единственной альтернативой общественному существованию может быть монашество, проповедующее полный уход из общества» (Введение в святоотеческое богословие.

http://pravenc.ru/text/155071.html

Неофит (пам. 21 янв.), Вифинские мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора (пам. 10 сент.), мц. Антонина (пам. 1 марта, 13 июня; пам. греч. 12 июня), мц. Феодотия (пам. 29 июля, 17 сент., 22 дек.), мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий (пам. 20 нояб.). В 325 г. св. равноап. Константин I Великий остановил свой выбор на Н. для проведения Собора Восточной Церкви (см. Вселенский I Собор ). Соборные заседания проходили во дворце, расположение к-рого до наст. времени не определено. Первым известным епископом Н. был Феогний (Феогнис), ученик мч. Лукиана Самосатского, участник и, вероятно, один из деятельных организаторов I Вселенского Собора. Вскоре после Собора он был признан арианином, лишился своей кафедры и по решению Константина был отправлен в ссылку в Галлию. В период ссылки Феогния, между 325 и 329 гг., епископом Н. был Христ ( Theodoret. Hist. eccl. I 20). Однако ок. 329 г., также по решению императора, Феогний был возвращен на свой пост и в 30-х гг. IV в. по-прежнему играл важную роль в церковных делах, поддерживая партию еп. Евсевия Никомидийского - епископов, к-рые выступали против свт. Афанасия I Великого и с кон. 30-х гг. перешли к открытой поддержке арианства. В 335 г. еп. Феогний принимал участие в Тирском Соборе , его включили в состав соборной комиссии, к-рая ездила в Египет для расследования мнимых преступлений свт. Афанасия. В 343 г. еп. Феогний участвовал в Сардикийском Соборе . Он умер до 355 г., т. к. в этом году на совещании имп. Констанция II с Римским папой Либерием упоминался как уже умерший (Ibid. II 16). Преемником Феогния был еп. Евгений, также видный деятель арианской партии. Ок. 355 г. он участвовал в Антиохийском Соборе, на к-ром большинство членов вост. епископата вновь требовало низложить свт. Афанасия ( Sozom. Hist. eccl. IV 8); умер в 370 г. После него кафедру занимал Ипатий из г. Кирр (Сирия), также арианин. Он был изгнан из Н. в кон. 380 или нач. 381 г. по приказу имп. Феодосия I Великого ( Philost. Hist. eccl. IX 19). Его место занял правосл.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕЛИД [Археллит; сир.  ,  , араб.  ,  , копт. aryelliths , эфиоп.  ], св. подвижник (пам. сир. 13 тишри I, копт. 14 тобе, эфиоп. 14 тера), герой широко распространенного на средневек. христ. Востоке житийного предания. По мнению А. Венсинка, предание возникло в К-поле, но никаких следов греч. прототипа не сохранилось. Древнейшая письменная фиксация предания об А. представлена сир. текстом, сохранившимся в рукописи IX в. С сир. был сделан араб. перевод. Отдельно, но позднее сир. появились копт. и эфиоп. версии. Копт. версия дошла в 2 вариантах - прозаическом и стихотворном. Стихотворная версия разработана как песенная драма: каждая реплика пелась на определенный мотив, а диалоги перемежались хорами. События предания происходят в кон. IV в.: А., единственный сын Галена, советника имп. Грациана , после смерти отца был отправлен матерью учиться в дальние страны. Во время плавания юноша увидел тело погибшего в кораблекрушении купца и, пораженный мыслью о бренности жизни, решил покинуть мир и подвизаться в егип. мон-ре Мар-Менас (св. Мины). Здесь он стал вести жизнь строгого затворника, дав обет никогда не видеть жен. лица. Мать долго разыскивала его и наконец, узнав от проезжих торговых людей о старце из мон-ря Мар-Менас по имени А., изгонявшем бесов и исцелявшем людей, приехала в Египет. Но А. отказался встречаться с матерью, передавая ей послания к воротам обители через послушника; когда же она стала настаивать на свидании, он позволил допустить ее, но просил Бога немедленно забрать его из юдоли скорби, дабы не нарушить обета, чему и сподобил его Господь. Тогда мать, допущенная к телу сына, также попросила немедленной кончины и удостоилась ее. Иноки погребли их с подобающими почестями. Лит.: Legends of Eastern Saints Chiefly from Syriac Sources/Ed. A. J. Wensink. Leiden, 1911. Vol. 1: The Story of Archelides; Drescher J. Three Coptic Legends: Hilaria, Archellites, the Seven Sleepers//Annales du service de l " antiquitéd " Égypte. Cairo, 1947. Т. 4. Suppl. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/76460.html

Антоний, к-рый был среди Н. м., обратился со смелой речью к Лисию и высказал презрение к его угрозе отдать их тела на съедение воронам и псам. Правитель велел сковать цепями руки, ноги и шеи мучеников и отвести их в темницу, к-рая находилась в сев. городской башне. Тюремным сторожам (Менею и Вилираду) Лисий приказал следить, чтобы никто не приносил христианам ни воды, ни пищи. В заключении мученики воздали благодарение Господу и ободряли друг друга пением псалмов и молитвами. Леонтий привел им примеры стойкости из ВЗ и НЗ: напомнил о страданиях Иова , об усекновении главы Иоанна Предтечи , побиении камнями первомч. и архидиак. Стефана , о мученической кончине апостолов Петра , Павла и Фомы , а также о христианах, пострадавших при императорах Максимиане Геркулии, Деции (Декии), Адриане и др. Также Леонтий вспомнил и о женах-мученицах: Евфимии Всехвальной (пам. 16 сент., 11 июля), Капитолине (пам. 27 окт.; см. ст.: Капитолина и Еротиида ) и об Иулитте (пам. 31 июля). Кроме того, Леонтий привел рассказ о прп. Потамиании (пам. греч. 7 июня), к-рый ему поведал их учитель, пришедший из Египта от отшельника Антония. В то время стояла невыносимая жара и узников одолевала жажда. Несмотря на запрет Лисия посещать кому-либо Н. м., благочестивая женщина по имени Вассиана беспрепятственно проникла в темницу и тайно напоила единоверцев водой. Ночь Н. м. провели в молитве и пении псалмов, тогда как Лисию во сне явился демон в образе бога Асклепия и повелел подвергнуть христиан новым пыткам за то, что они якобы злословили по его поводу в темнице. Бес советовал правителю сломать кости Н. м., сжечь их тела в огне, а пепел бросить в р. Лик (ныне Келькит), чтобы христиане не смогли найти останки святых, построить для них величественные храмы и поклоняться им. Утром Лисий вышел из города, сел на высоком месте и приказал привести заключенных. Правитель обещал им свободу, различные дары и почести, если они принесут жертву богам; в противном случае их ожидали пытки. Н. м. вновь отказались подчиниться и обличили верования язычников.

http://pravenc.ru/text/2577589.html

В 1771-1774 гг. на Патмосе находилась база рус. флота под командованием адмирала гр. А. Г. Орлова (его кинжал хранится в музее-ризнице И. Б. м.). В 1771 г. в кладбищенской церкви И. Б. м. были похоронены рус. капитан и флотский иером. Иосиф, родом из Архангельска. Свт. Макарий Нотара , митр. Коринфский, подвизался на Патмосе в 1782-1793 гг., в т. ч. он занимался переписыванием рукописей из б-ки И. Б. м. Свт. Макарий основал исихастирий Панагии Куманы с храмом во имя Всех святых. Прп. Григорий Ниссиросский. Икона. XX в. (мон-рь Апокалипсиса на Патмосе) Прп. Григорий Ниссиросский. Икона. XX в. (мон-рь Апокалипсиса на Патмосе) На Патмосе нек-рое время проживали и др. участники движения колливадов : прп. Нифон с Хиоса (пам. греч. 14 июня), прп. Григорий Нисиросский, старец Афанасий из Армении, сщмч. Парфений (Парфениадис). Иером. Григорий Нисиросский († 1812) первоначально подвизался в построенной им келье рядом с исихастирием свт. Макария, а затем основал в местности Грава кафизму с ц. Успения Пресв. Богородицы, за что получил прозвище Граванос. На исповедь к прославленному подвижнику приходило много верующих. У него исповедовался и пребывавший в изгнании на Патмосе К-польский патриарх Неофит VI , В 1798 г. сщмч. Парфений (погиб в 1805 в Дидимотихоне) построил небольшой монастырь в местности Ливади-ту-Кутрули (впосл. Ливади-тон-Калойирон). В 1802 г. над нартексом кафоликона была устроена б-ка, названная монахами «лечебницей души». В 1818 г. на средства Сардского митр. Нектария была вымощена дорога, ведущая от патмосской гавани Скала к И. Б. м. В 1821 г. был убит турками сщмч. Иеремия , эконом мон-ря Стилос - подворья И. Б. м. на Крите. Во время Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Патмос был вторым из греч. островов, после Спеце, поднявших знамя восстания под рук. уроженца Патмоса Александрийского патриарха Феофила (Панкостаса). Он окропил св. водой греч. суда в гавани Скала, благословив начало военных действий. По свидетельству патриарха, во время крестного хода, совершенного им 14 мая 1822 г., иконы ап. Иоанна Богослова и прп. Христодула покрылись потом. «Святые встретили препятствие в молитве своей о нас пред Господом» - так истолковал это событие патриарх ( Дмитриевский. 1894. С. 185-186). Воспитанниками Патмиады были члены тайного об-ва «Филики этерия» (Дружеское об-во) Э. Ксанфос (1 из 3 основателей этой орг-ции) и Д. Фемелис. Однако по условиям К-польского мира (9 июля 1832) Патмос вместе с другими островами, входившими в архипелаг Додеканес, остался в составе Османской империи.

http://pravenc.ru/text/471591.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470, г. Арта, Эпир, Османская империя (ныне Греция) - 1555/56, Троице-Сергиев мон-рь (ныне Троице-Сергиева лавра)), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик. Прп. Максим Грек. Рисунок из Собрания сочинений Максима Грека. Кон. XVI в. (РНБ. ОЛДП. О. 176. Л. 4 об.) Прп. Максим Грек. Рисунок из Собрания сочинений Максима Грека. Кон. XVI в. (РНБ. ОЛДП. О. 176. Л. 4 об.) Род. в греч. г. Арта, в семье образованных родителей Мануила и Ирины («христиан, греков, философов», по словам самого М. Г. в краткой автобиографической заметке позднего периода). Мирское имя М. Г.- Михаил Триволис,- было выявлено И. Денисовым. В молодости интересовался политической жизнью, в 1490-1491 гг. принимал участие в выборах в Большой совет о-ва Корфу, но не был избран. Овладел искусством каллиграфии, выучил лат. язык. В 1492 г., по предположению Денисова, отправился в Италию для продолжения образования вместе с греч. ученым-гуманистом Иоанном Ласкарисом, который по поручению Лоренцо Медичи совершил путешествие в Грецию в поисках древних манускриптов. Первым городом пребывания Триволиса в Италии была Флоренция, где он обучался у Ласкариса. После отъезда Ласкариса в 1494 г. в Париж, М. Г. в 1494-1498 гг. посещал разные города - Падую, Феррару, Верчелли, Венецию, позже, возможно, Милан, где слушал лекции, присутствовал на занятиях и ученых диспутах (в Падуе), сам занимался преподаванием, делал переводы. Зная и латынь, и народный язык (volgare), Триволис переписывал для гуманистов древние манускрипты с сочинениями как античных, так и христ. авторов. Известны выполненные его рукой списки сельскохозяйственного трактата «Геопоника» (для Ласкариса), сочинений Феокрита, Страбона, Иосифа Флавия, Феодорита Кирского, Комментарии Иоанна Филопона к «Первой аналитике» Аристотеля. Переписка рукописей, участие в издании сочинений античных авторов, преподавание были вкладом М. Г. в гуманистическую культуру Кватроченто. Но вместе с этим в его сочинениях имеются и высказывания об «училищах италийских» с осуждением царящего в них «языческого нечестия» и даже «безбожия», встречается лаконичная характеристика 3 гуманистов, поддавшихся «злочестию», с пренебрежением говоривших о Церкви и т. д. («Козмик из Феррары» - Никколо Лелио Козмико, поэт из Падуи; «из Патавии (т. е. Падуи) Сеса философ Неаполитский)» - Агостино Нифо, преподавал в Падуанском ун-те, вел диспуты с Пьетро Помпонацци о бессмертии души; Анджело Полициано - яркий представитель флорентийского гуманизма).

http://pravenc.ru/text/Максимом ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕМНОН [Греч. Μμνων], свт. (пам. греч. 16 дек.), митр. Эфесский, активный участник III Вселенского Собора в Эфесе в 431 г. Кроме сведений о роли М. в истории этого Собора, информации о святителе мало. Время возведения М. на Эфесскую кафедру неизвестно. Его предшественник еп. Кастин упоминается в 403 г. в связи с делом свт. Иоанна Златоуста, а преемник еп. Василий скончался в 444 г. На Эфесском Соборе М. выступал как сторонник свт. Кирилла Александрийского и был вторым после него по значимости лидером правосл. партии. Имя М. практически во всех документах следует сразу за именем свт. Кирилла. Именно по инициативе М. Собор начал заседания 22 июня, не дожидаясь прибытия делегации вост. епископов во главе с архиеп. Иоанном I Антиохийским. Когда через 4 дня вост. делегация прибыла в Эфес и узнала, что дело Нестория уже решено Кириллом и М., архиеп. Иоанн и его сторонники отказались вступить с ними в общение и созвали свой Собор, который 27 июня объявил о низложении М. Офиц. Собор в свою очередь на заседании 16-17 июля признал эти действия незаконными. Восточные епископы во главе с Иоанном обвиняли М. в том, что он является главным виновником раздора. М. не пускал их в церкви, настраивал против них прибывших в Эфес монахов, а также собранных им в городе крестьян, к-рые терроризировали вост. епископов. Имп. чиновники, присутствовавшие в Эфесе, запретили Кириллу и М. проводить заседания Собора и закрыли церкви, но Собор все равно продолжался в доме М., где состоялись 3 из 7 заседаний. Получая сведения о ходе Собора, в течение нек-рого времени имп. Феодосий II склонялся к мысли признать низложение не только Нестория, но и Кирилла и М. по требованию восточной партии. По его указанию комит Иоанн арестовал М. Однако позже настроение двора изменилось и император окончательно принял сторону Кирилла и М. В Соборных актах сохранилось послание М. к к-польскому клиру, написанное из Эфеса, которое посвящено событиям на Соборе ( Mansi. T. 4. Col. 1438; ДВС. Т. 1. С. 383-384).

http://pravenc.ru/text/2562958.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ НИКОЛАЕВНА Вел. кнж. Мария Николаевна. Фотография с автографом вел. княжны. Ок. 1913 г. Вел. кнж. Мария Николаевна. Фотография с автографом вел. княжны. Ок. 1913 г. (14.06. 1899, Петергоф - 17.07.1918, Екатеринбург), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), вел. кнж., 3-я дочь св. мучеников имп. Николая II Александровича и имп. Александры Феодоровны . Крещена 27 июня 1899 г. в церкви Б. Петергофского дворца духовником имп. четы протопр. Иоанном Янышевым ; восприемниками М. Н. стали имп. Мария Феодоровна , вел. кн. Михаил Александрович, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , вел. кнг. Александра Иосифовна, греч. принц Георгий и гессенский принц Генрих. Имп. Мария Феодоровна возложила на новорожденную вел. княжну высший жен. орден Российской империи вмц. Екатерины. Великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна с ранеными, проходившими лечение в Царскосельском госпитале. Фотография. Ок. 1915 г. Великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна с ранеными, проходившими лечение в Царскосельском госпитале. Фотография. Ок. 1915 г. Согласно воспоминаниям, в сравнении со старшими сестрами, мученицами Татианой Николаевной и Ольгой Николаевной , М. Н. отличалась спокойным, ровным характером. В семье была особенно дружна с младшей сестрой мц. Анастасией Николаевной, с которой они были почти неразлучны. Была очень привязана и к младшему брату мч. Алексию Николаевичу, который во время болезни нередко просил М. Н., чтобы она переносила его на руках. Как и сестры, начала домашнее обучение с 8 лет. Успехи в учебе были средними. Из иностранных языков ей хорошо давался английский, удовлетворительно - французский, а немецкий так и остался неосвоенным. У М. Н. был большой талант к рисованию, она хорошо делала наброски левой рукой. Неплохо играла на пианино, хотя и не так хорошо, как старшие сестры. Любила пение и театральные представления, часто разыгрывала вместе с сестрами небольшие сценки из пьес А. П. Чехова, Ж.-Б. Мольера, У. Шекспира. Была добродушной и приветливой, заботливой, особенно по отношению к маленьким детям. 14 июня 1912 г. получила звание почетного командира Казанского 9-го драгунского кавалерийского полка. Во время первой мировой войны из-за юного возраста не могла стать сестрой милосердия, как мать и старшие сестры, но занималась приготовлением бинтов и корпии. Вместе с сестрой Анастасией М. Н. посещала раненых солдат в госпиталях, участвовала в устраиваемых для них концертах и представлениях, расспрашивала солдат об их семьях, детях, знала по именам практически всех, кто состояли у нее на попечении.

http://pravenc.ru/text/2562152.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ВОИН Мч. Иоанн Воин. Икона. Кон. XVII - 1-я пол. XVIII в. (ц. св. Иоанна Предтечи на Пресне, Москва) Мч. Иоанн Воин. Икона. Кон. XVII - 1-я пол. XVIII в. (ц. св. Иоанна Предтечи на Пресне, Москва) [греч. Ιωννης στρατιτης] (IV в.), мч. (пам. 30 июля). Сказание об этом святом содержится в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.). Согласно этому источнику, И. В. служил в войске имп. Юлиана Отступника (361-363), в т. н. полку таифалов (ν τ νουμρ τν Τα φλων). По свидетельству визант. историка Зосима (кон. V - нач. VI в.), таифалы - «скифский народ», т. е. гот. племя (вост. гот. группа; Zosim. Hist. II 31). Когда возобновились гонения на христиан, И. В. в числе др. воинов был послан истреблять их. Делая вид, что он ревностный преследователь христиан, святой помогал им избежать смерти, иногда освобождал из-под стражи арестованных. Кроме того, он поддерживал больных и немощных независимо от их вероисповедания. Проведя в этих трудах всю жизнь, он скончался и был погребен в К-поле, в месте, называемом Пандекта, где хоронили странников. Год кончины И. В. неизвестен. Спустя нек-рое время после смерти он явился некой благочестивой женщине, указал ей место своего погребения и рассказал о своей жизни. Память И. В. в К-поле отмечалась в храме во имя ап. Иоанна Богослова близ собора Св. Софии. Память И. В. в Александрийском Синаксаре значится под 5 мисри (29 июля), в эфиоп. версии Синаксаря - под 5 нахазе (29 июля), в палестино-груз. Синаксаре - под 4 авг., но нельзя с уверенностью сказать, что это тот же святой. В синаксарном сказании повествуется, что И. В. почил в мире, однако в посвященном ему последовании, сохранившемся в 2 кодексах Великой Лавры (Ath. Laur. Δ. 17. Fol. 20; Laur. H. 96. Fol. 69), сообщается, что И. В. принял мученическую кончину от тирана (Юлиана Отступника?). Местом мученической кончины назван г. Траллы (М. Азия). На Руси И. В. (Воинственник) стал весьма почитаемым святым. Ему посвящен храм в Москве на ул. Б. Якиманка. Первое упоминание об этой церкви относится к 1625 г. Тогда она располагалась на берегу р. Москвы, ближе к совр. Крымскому мосту. И. В. был покровителем стрельцов, живших там с 50-х гг. XVI в. по повелению царя Иоанна IV Васильевича. После подавления стрелецкого восстания храм пришел в запустение, в 1708 г. был затоплен во время наводнения. Согласно легенде, восстановить храм повелел Петр I в честь победы в Полтавской битве, считая И. В. покровителем рус. воинства. Освящение храма 12 июня 1717 г. совершил патриарший местоблюститель митр. Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). В 1812 г. храм был осквернен французами, затем вновь освящен. В советское время храм не закрывался. В 1922 г. был убит настоятель храма о. Христофор (Надеждин), в 2000 г. причисленный к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

http://pravenc.ru/text/471095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ визант. гимнограф. Под именем Г. или Гавриила Монаха сохранились кондаки (многострофные), каноны и самогласная стихира. Ж. Б. Ф. Питра отождествлял его с прп. Гавриилом Иверским (XI в.), др. исследователи (К. Крумбахер, С. Петридис (Ж. Б. Рабуа-Буске), К. Эмеро, П. Николопулос, П. Пасхос, К. Мицакис) предполагали, что это был к-польский монах из Евергетидского или из Студийского мон-ря, живший в IX-X вв. 8 из 9 кондаков, носящих имя Г., содержатся только в Патмосском Кондакаре, минейная и триодная части к-рого (Patm. gr. 212 и 213) были созданы одним переписчиком (возможно, в К-поле) в XI в., по мнению Николопулоса, для вклада патриарха К-польского Николая III Грамматика в основанный в 1088 г. прп. Христодулом мон-рь св. Иоанна Богослова на Патмосе. Кондаки Г. посвящены предпразднству Богоявления (5 янв.), сщмч. Феопемпту и 1003 мученикам (7 февр.), прп. Феофилакту, еп. Никомидийскому (8 марта), Собору арх. Гавриила (26 марта), прмц. Февронии (25 июня), прп. Симеону, Христа ради юродивому (21 июля), предпразднству Преображения Господня (5 авг.; по указанию Мицакиса, этот гимн имеет сходство с богоявленским кондаком прп. Романа Сладкопевца ) и усопшим монахам (в одну из суббот Пятидесятницы). Авторство Г. подтверждается наличием его имени в акростихах. Еще один кондак, надписанный именем Г.,- на память мучеников Никомидийских Фотия и Аникиты (12 авг.) - сохранился не полностью в 7 рукописях X-XIII вв. (Ath. Vatop. gr. 1041, Sinait. gr. 926 и др.) (проимий и 4 строфы; реконструкция именного акростиха допустима); в печатные Минеи проимий и 1-я строфа вошли в качестве кондака и икоса; Пасхос сомневается, что этот гимн написан тем же Г. В печатные богослужебные книги вошел канон Г. прп. Луке Стириоту († 946; пам. 7 февр.) 2-го плагального (6-го) гласа, сохранившийся также в Минее рубежа XIII и XIV вв. (ГИМ. Син. греч. 153. Л. 59-63), происходящей из к-польского мон-ря св.

http://pravenc.ru/text/161267.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010