Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гимнография ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы, посвященные поминовению всех без исключения усопших правосл. христиан «ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ГЕОРГИЙ СИКЕЛИОТ гимнограф и мелод VII-VIII вв. или VIII в., один из итало-греч. гимнографов, переселившихся в Сицилию после араб. завоевания Востока ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме ГИМНОГРАФИЯ в христ. богослужении небиблейские поэтические тексты, предназначенные для исполнения в определенные моменты служб ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)

http://pravenc.ru/rubrics/122798_5.html

419-422 ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), 422-424 ИОНА (Климентов Иван Иванович; 1464-1534), прп. (пам. 6 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых) 424-427 ИОНА (Мирошниченко Иван Павлович; в схиме Петр; 1805 (1809?) - 1902), прп. (пам. 9 янв. и 20 сент.- в Соборе Брянских святых), архим., основатель киевского Ионинского во имя Св. Троицы мон-ря 427-430 ИОНА (Лазарев Иван Иванович; 1869-1937), еп. Велижский, сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 430-431 ИОНА († 1561), прмч. (пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон. ИОНА прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики Валаамские ИОНА (Иоанн; † 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 431-432 ИОНА (Санков Иван Андреевич; 1873-1938), иером., прмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря преподобных отец) ИОНА (Смирнов Иван Афанасьевич; 1870 - 1938) иером., прмч. (пам. 23 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых) 432-433 ИОНА (Паффхаузен Джеймс; род. 20.10.1959), архиеп. Вашингтонский и Нью-Йоркский, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады (с 12 нояб. 2008) Православной Церкви в Америке 433-434 ИОНА († 843), еп. г. Орлеана (Франция), церковный писатель и богослов эпохи позднего Каролингского возрождения 434-437 437-438 438-443 ИОНА (Архангельский; † 1627), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий), местоблюститель Патриаршего престола 443-445 ИОНА (Борзобогатый-Красенский Иван Яцкович, ок. 1505 - 1585), еп. Луцкий и Острожский (Западнорусская митрополия)

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) КОНСТАНТИН [Константин Болгарский] (сер. IX - нач. X в.), еп. Преславский, переводчик, проповедник, гимнограф КОНСТАНТИН (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), еп. Сиута (греч. Ликополь), церковный писатель, святой Коптской Церкви (пам. копт. 9 амшира (3 февр.)) КОНСТАНТИН (Булычёв Кирилл Иоакимович; 1858- сер. 30-х гг. ХХ в.), бывш. архиеп. Могилёвский, один из основоположников григорианского раскола КОНСТАНТИН (Горянов Олег Александрович; род. 1951),митр. Петрозаводский и Карельский, глава Карельской митрополии КОНСТАНТИН Александрович Богословский (1871 - 1937), прот., сщмч. (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОНСТАНТИН (Малинков Костадин) (1843 или 1847 - 1912), митр. Врачанский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) КОНСТАНТИН Алексеевич Голубев (1852 - 1918), прот., сщмч. (пам. 19 сент., 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Московских святых) КОНСТАНТИН (Островский Илья Константинович, род. 1977), еп. Зарайский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КОНСТАНТИН (Дьяков Константин Григорьевич; 21.05.1871 - 10.11.1937), митр. Киевский и экзарх Украины, сщмч. (пам. 28 окт., в Соборе Киевских святых и Соборе святых Слободского края) КОНСТАНТИН Григорьевич Широкинский (1871 - 1918), свящ., сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Николаевской и Очаковской епархии УПЦ), находится в с. Константиновка Жовтневого р-на Николаевской обл. (Украина) КОНСТАНТИН АФРИКАНСКИЙ (нач. XI в. - до 1098/99), бенедиктинский мон., переводчик медицинской лит-ры с арабского на лат. язык КОНСТАНТИНОВСКИЙ Матфей Александрович (1791-1857), прот., проповедник, духовный наставник Н. В. Гоголя, обер-прокурора Синода гр. А. П. Толстого и др. КОНСТАНЦИЙ I [Константий] (1768 или 1770 - 1859), патриарх К-польский (1830-1834), архиеп. Синайский, Фаранский и Раифский с именем Констанций II (1804-1859) и игумен Екатерины великомученицы мон-ря на Синае, богослов, историк, археолог КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР (1414-1418), собор Римско-католич. Церкви, в католич. традиции признаваемый XVI вселенским Собором КОНТАРИНИ Гаспаро (1483-1542), итал. католич. богослов, философ, политический и церковный деятель, кардинал (с 1535) КОНТРРЕФОРМАЦИЯ масштабные изменения в католической религиозной культуре в сер. XV - кон. XVIII в. («католическая Реформа») КОНЧУЛ (Кончулич, Николача), жен. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви КОПОРИН жен. мон-рь в честь перенесения мощей св. архидиак. Стефана Браничевской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121236_152.htm...

107-109 ДИМИТРИЙ БАСАРБОВСКИЙ Басарбовский (Бассарабовский, Болгарский), прп., (пам. 27 окт. в Румынской Православной Церкви и Болгарской Православной Церкви; 26 окт. в РПЦ) ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (ок. 1415 -1440), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий 110-112 112-113 113-114 114-116 ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский 116-132 ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ (1582- 1591), св. царевич (пам. 15 мая, 3 июня, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 132-146 ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии 146-147 147-148 148-149 ДИМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Грозные Очи (1298, Тверь - 1326), кн. тверской (с кон. 1318), вел. кн. Владимирский (1322-1325) 149-152 152-153 154-155 155-195 ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) 195-197 197-198 198-199 ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКА В ФЕССАЛОНИКЕ построена на месте рим. терм, где, по преданию, был заключен и замучен вмч. Димитрий Солунский 199-204 204-205 205-206 206-207 207-218 ДИМИЦАНА г. на п-ове Пелопоннес в номе Аркадия (Греция), центр Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви 218-219 ДИМОФИЛ († 387), еп. Берои Фракийской (40-60-е гг. IV в.), еп. К-польский (370 - 26 нояб. 380), арианин 219-220 220-221 221-222 ДИНЕКОВ Петр (1910 - 1992), болг. литературовед, фольклорист, лит. критик, действительный член Болгарской АН (1966) 222-223 ДИНОГЕЦИЯ древнее поселение и крепость в составе укрепленной границы (лимеса) Римской империи на нижнем Дунае 223-224 ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ (кон. II - 1-я треть III в.), греч. писатель, автор соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» в 10 книгах

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXV Том XXV «ИОАННА-АЛЕКСАНДРА СБОРНИК» [болг. Иван-Александров сборник; Синодальный, Лаврентьевский], болг. рукопись (1347/48) ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА находится на оккупированной Турцией территории Сев. Кипра, принадлежит Святогробскому братству Иерусалимской Православной Церкви ИОАННА ПАПЕССА вымышленный персонаж, женщина, якобы занимавшая Папский престол в сер. IX в. (по другим версиям, в X или в XI в.) ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МОНАСТЫРЬ [Продрома мон-рь], действующий, жен., общежительный, принадлежит Серрской и Нигритской митрополии Элладской Православной Церкви ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ мон-рь, муж., действующий, принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви ИОАНН-ГЕОРГИЙ прп. Грузинской Православной Церкви - см. Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), Бетанийские преподобные (пам. груз. 8 сент.) ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 1826-1900), митр. Киевский и Галицкий, свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых) ИОАННИКИЙ (Липовац Йован; 1890 - 1945) митр. Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви, сщмч. (пам. 4 июня), ИОАННИКИЙ прмч. Зографский (пам. греч. и болг. 22 сент., 10 окт.) - см. в ст. Зографские преподобномученики ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОАННИКИЙ (Иоанн; 1930-2007), архим., проповедник, духовный писатель и поэт, издатель (Румынская Православная Церковь) ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник 78-100 ИОАННИКИЙ (Горский Иван Семенович; 1810 (по др. сведениям, 1811) – 1877), архиеп. Херсонский и Одесский 100-104 104-105

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАДИАБ И САБИНО [Гадияб, Гадихаб, Гадиав; Савин, Сабина] (IV в.), епископы Бет-Лапата (или Гундишапура в обл. Хузистан), персид. мученики. Упоминаются в Сирийском Мартирологе в списке епископов, пострадавших «на Востоке» (т. е. в Персии) во время гонений Шапура II. Существование 2 епископов в одном городе можно объяснить тем, что в то время католикосом христиан Персии поставлялось архиереев больше, чем было епископских кафедр, хотя эта практика находила одобрение не у всей христ. общины. Возможно также, что сосуществование 2 архиереев связано с их этническим происхождением: есть сведения, что Г. был сирийцем, а С.- греком. Такие примеры в истории Персидской Церкви встречались. В мученичестве сщмч. Милия (пам. 10 нояб.) указано, что Г., еп. Бет-Лапата, рукоположил его во епископа г. Шуш (античные Сузы) (в греч. версиях Г. назван Геннадием). В мученичестве Шиммуна (Симона) бар Саббаэ, еп. Селевкии-Ктесифона, к-рый 1-м пострадал во время гонений Шапура II, упомянуты др. христиане, заключенные в тюрьму в г. Карка-де-Ледан и впосл. казненные. Исходя из этого, вероятную дату мученичества Г. и С. можно отнести к апр. 341 г. (Ж. Соже) или ок. 340 г. (Ж. Лабур). В Церковной истории Созомена ( Sozom. Hist. eccl. II 13: PG. 67. Col. 968), в рассказе о мученической кончине еп. Акепсимы, перечислены имена др. епископов, пострадавших во время гонения Шапура II, в т. ч. Гаддиаб (Γαδδιβης) и Сабин (Σαβνος). Скорее всего речь идет о Г. и С. Ист.: BHG, N 2276; ActaSS Orient. P. 65; Narratio de beato Simeone Bar Sabba´e//Patrologia Syriaca. P., 1907. Vol. 1 (2). Col. 780, 832; ЖСв. Нояб. С. 197-198. Лит.: Labourt. Le Christianisme dans l " empire perse. P. 20, 66, 70; Lantshoot A. , van. Bêth Lapat//DHGE. Vol. 8. Col. 1233-1235; Sauget J. -M. Gadihab e Sabina//BiblSS. Vol. 5. Col. 1344-1345; Peeters P. La date du martyre de s. Symeon//AnBoll. 1938. Vol. 56. P. 118-143. А. А. В. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/161411.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ И ЕВМЕНИЙ [Греч. Παρθνιος κα Εμνιος] (XIX-XX вв.), преподобные Гортинские (Кудумские) (пам. 10 июля). В миру Николай (1829-1905) и Эммануил (1846-1920). Братья род. в сел. Пицидия Гортинской епархии (Крит) в благочестивой семье Харитона и Марии Харитаки. С юности отличались любовью к богослужению и уединенной молитве. После смерти отца, в 1856 г., П. удалился в мон-рь Апезанон , а через год к нему присоединился брат. Через 2 года они перешли в мон-рь во имя Пресв. Богородицы Одигитрии. Их послушанием стала забота о подворье мон-ря - пещерном храме Марцалон. Братья уцелели во время резни и репрессий, к-рые устроили турки в 1866 г., и вскоре после этого были пострижены в великую схиму с именами Парфений и Евмений. В 1870 г. Е. был рукоположен во иерея, на него и на П. легли многочисленные заботы по окормлению братии. Стремясь к молитвенному уединению, иноки покинули обитель и странствовали, возложив упование на Пресв. Богородицу. После мн. тягот они оказались у развалин мон-ря Кудумас , где им явилась Божия Матерь и обещала Свою помощь (1878). Живя в сырой пещере, братья неустанно трудились над восстановлением храма Успения Пресв. Богородицы, ими была обретена чудотворная икона. Окрестные жители вскоре узнали о подвижниках, и в Кудумас потянулся поток паломников, к-рых Е. исповедовал и причащал. К братьям приходили также и те, кто хотели вести иноческую жизнь под их руководством, что способствовало возрождению мон-ря, ставшего духовным центром Крита. Игуменом обители был поставлен П. Несмотря на то что он не имел священного сана, его духовный авторитет был чрезвычайно велик. Через нек-рое время П. тяжело заболел, но отказался есть мясо, несмотря на предписания врачей, чтобы не смущать братию. Он умер 5 сент. 1905 г., предсказав день своей кончины. Спустя 2 года были обретены его мощи, к-рые источали благоухание. Преемником в качестве игумена стал Е., через 16 лет трудов на благо обители он мирно скончался 12 сент. 1920 г. Братья сразу же стали почитаться как святые. Официально были канонизированы Синодальным актом К-польской Церкви в 2007 г. Их мощи находятся в мон-ре Кудумас. Лит.: Τιμθεος (Παπουτσκης), πισκοπ. Ενας σγχρονος γιος. Η ερ Κουδουμ. Αθναι, 1958; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 6. С. 141-142. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2579111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († 1812), прмч. Карпенисийский ( κ Καρπενησου), или Карпенисиот ( Καρπενησιτης) (пам. греч. 3 июля). Происходил из городка Карпенисион (по др. сведениям, из с. Мега-Хорион) в Эвритании (Зап. Греция), в миру он носил имя Георгий. В 11 лет он отправился в К-поль вместе со старшим братом Афанасием и остался там работать в бакалейной лавке. Однажды Г. нес на голове поднос с вазочками мороженого. Споткнувшись, он опрокинул поднос и громко заплакал. Его рыдания услышала богатая турчанка, к-рая взяла Г. в свой дом и затем дарами и ласками уговорила его принять ислам. Через неск. лет Г. раскаялся в вероотступничестве, удалился на Афон и принял постриг в принадлежащем мон-рю Кутлумуш ските св. Пантелеимона. Его духовным отцом стал иером. Кирилл (Кастанофиллис). Желая принять мученическую кончину, Г. приехал в К-поль и публично исповедал себя христианином. Несмотря на увещевания и мучения, к-рые он претерпевал в течение 15 дней, Г. остался непреклонным. Он был обезглавлен в возрасте 25 лет на площади недалеко от храма Св. Софии. Его тело сначала было похоронено в мон-ре Преображения Господня на о-ве Проти, спустя 3 года глава и рука преподобномученика были перенесены в мон-рь Богородицы Прусиотиссы (Прусу), остальные мощи - в Мега-Хорион. Служба в честь Г., составленная иером. Кириллом (Кастанофиллисом), учеником прп. Никодима Святогорца, и Анагностом Ятридисом, была издана в Афинах в 1902 г. и переиздана в 1958 г. ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 92). Ист.: Δουκκης. ΜΣ. Τ. 7. Σ. 26; Ματθαου. ΜΣ. Τ. 7. Σ. 38-44. Лит.: Γερσιμος (Μικραγιανναντης), μον. Γερσιμος, σιομρτυς//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 342-344; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 1. Σ. 96-97; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 90. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ЗОГРАФСКИЕ (АФОНСКИЕ) ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф, которые были сожжены в башне обители за отказ заключить унию с католич. Церковью

http://pravenc.ru/text/164555.html

617-629 КОНЕЧНОЕ ТРИСВЯТОЕ фиксированный набор молитвословий, исполняемый по совершении Ефрема Сирина молитвы перед отпустом служб суточного круга при постовом богослужении 629-630 КОНК Конк, католич. бенедиктинский, впосл. премонстрантский мон-рь Спасителя и св. Веры (деп. Аверон, Франция) 630-637 КОНКЛАВ особая закрытая консистория Коллегии кардиналов католич. Церкви, члены к-рой собираются для избрания нового папы Римского 637-639 КОНКОРДАТ договор между Римско-католической Церковью (формально - Папским престолом как субъектом международного права) и к.-л. гос-вом, регламентирующий положение католич. Церкви в этом гос-ве 639-640 639-640 КОНКОРДИЙ Конкордий, мч. Никомидийский (пам. визант. и зап. 2 сент.) - см. ст. Зинон, Косконий (Конкордий), Меналап (Меланипп) и др. мученики Никомидийские КОНКУБИНАТ в рим. праве длительное фактическое сожительство мужчины и женщины, называемой в этом случае конкубиной (concubina), по различным причинам не признававшееся браком 640-642 643-644 КОНОМОС Димитрий (род. 26.09.1947), англ. музыковед, исследователь визант. и совр. греч. церковного пения 644-645 645-646 646-648 648-650 650-651 КОНОН (Смирнов (Дураков) Косма Трофимович; 12.10.1798 - 21.01.1884), еп. Новозыбковский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию 651-653 КОНОН (Арэмеску-Доничи) (2.02.1837(?) - 7.08.1922), митрополит-примас Румынской Православной Церкви в 1912-1919 гг. КОНОН ГРАДАРЬ Конон Градарь (Огородник) († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта) 653-655 655-657 659-660 660-662 КОНРАД МОНФЕРРАТСКИЙ (ок. 1146 — 28.04.1192), маркграф Монферрата, один из предводителей 3-го крестового похода, сеньор Тира, король Иерусалимского королевства (1192) 662-664 664-666 666-670 КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) 671-729 КОНСТАНТИН Константин Васильевич Аксёнов (1888 - 22.10.1937), свящ., сщмч. (пам. 9 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/xxxvi.html

Сожжение Зографских мучеников. Роспись кафоликона мон-ря Зограф. 1818 г. Мастер Митрофан Зограф († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф (игум. Фома, Антоний, Варсонофий, Дометиан, Евфимий, Иаков, Иаков (второй), Иларион, Иоанникий, Иосиф, Иов, Киприан, Кирилл, Косма, Мартиниан, Мина, Михей, Павел, Парфений, Савва, Сергий, Симон) и 4 мирянина (имена неизв.), которые были сожжены в башне (пирге) обители за отказ заключить унию с католич. Церковью. О мучении З. п. подробно сообщает «Сказание о 26 Зографских преподобномучениках» (в варианте Афонского патерика - «Повесть о нашествии папистов на святую гору Афонскую»). Согласно Афонскому патерику, визант. имп. Михаил VIII Палеолог (1261-1282) после заключения Лионской унии Зап. и Вост. Церквами (6 июля 1274) попросил «государства католиков» помочь в борьбе с болг. царем Иоанном Калояном (анахронизм, т. к. он правил в 1196-1207). По пути на К-поль латиняне остановились на Афоне и через одного из отлученных священников склонили монахов Великой Лавры присоединиться к их вере. Потом они пришли в Иверский мон-рь и за отказ признать главенство Рима утопили пожилых насельников, а молодых продали в рабство (см. ст. Иверские преподобномученики ). В Ватопеде латиняне умертвили пожилых и немощных монахов, молодых иноков, к-рые пытались скрыться, повесили (см. ст. Ватопедские мученики ). Затем окружили Зограф и потребовали, чтобы мон-рь признал истинной лат. веру. Но игум. Фома и насельники были предупреждены о грозящей беде явлением чудотворной иконы Божией Матери (см. ст. Акафистная Зографская икона Божией Матери ), поэтому они заперлись в башне и из укрытия обличали еретиков. В ответ латиняне подожгли башню. Погибли все насельники, кроме экклисиарха Парфения, к-рый порывом пламени был сброшен с башни и умер через 30 дней. При пожаре сгорели 193 хранившиеся в мон-ре книги, золотая церковная утварь и облачения, подаренные болг. царями Симеоном (893-927), св. Петром (927-969) и Иоанном Асенем II (1218-1241).

http://pravenc.ru/text/199953.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010