Правильности молитвы и преуспеянию в ней противодействуют наше поврежденное естество и падшие ангелы. V, 94. Падшие духи, зная силу молитвы и ее благотворное действие, стараются всячески отвлечь от нее подвижника. V, 99. Падший дух усмотрел, что искушения явные, грубые и жесткие возбуждают в человеках пламенную ревность и мужество к перенесению их... и заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно. V, 137–138. Не вступив в брань с духами и не выдержав ее как должно, подвижник не может вполне расторгнуть общение с ними, и потому не может достигнуть полной свободы от порабощения им. V, 146. Диавол любит злодействовать тайно, любит быть непримеченным, непонятым... будучи обличен и объявлен, кидает добычу свою, уходит. V, 150. Для того, чтобы противостать духам злобы и победить их благодатиею Божиею, надо знать с точностью, кто они, надо знать с точностью образ борьбы с ними, знать условия победы и побеждения. V, 319. Глава и князь царства тьмы, составленного из падших духов – падший херувим. Он – начало, источник, полнота зла. V, 320. Бог, предоставя на произвол падшим ангелам вожделенное им пребывание во зле... не престает пребывать их верховным, полновластным Владыкою: они... могут совершать только то, что Богом попущено будет совершить им. V, 320. Князь тьмы... приставляет к человеку одного из лукавых духов, который, повсюду следуя за человеком, старается вовлечь его во всякий вид греха. V, 322. Падший ангел, присужденный пресмыкаться по земле, употребляет все усилия, чтобы и человек постоянно пресмыкался по ней. V, 323. Чтобы противостоять падшим духам, надо видеть их Нам, невидящим падших духов телесными очами, надобно научиться видению их душевными очами.» 40;, 331. Ясные признаки пришествия к нам и действия на нас падшего духа суть внезапно являющиеся греховные и суетные помыслы и мечтания, греховные ощущения, тяжесть тела и усиленные скотские требования его... Пришествие к нам падшего духа всегда сопряжено с ощущением нами смущения, омрачения, недоумения. V, 334–335.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

О здоровье Какими мыслями мы заняты, такая у нас и жизнь. Дух питается мыслями, а тело пищей. Болезни приходят из-за мысленного падения. Все обычно думают и о хорошем и о плохом. Какими мыслями мы заняты, такая у нас и жизнь. Дух питается мыслями, а тело пищей. Человек должен быть себе врачом. Если внутри нет мира и тишины, бесполезны всякие лекарства и самые лучшие врачи. Важно беречь в себе добро и доверять себе. Только так человек может предвидеть будущее, быть здоровым, служить Богу и другим. О злых духах Как только у нас появилась мысль, которая не основана на любви, мы должны понять, что мы поддались влиянию духов злобы. Принимая злую мысль, мы принимаем в свое тело врага. Сами духи невидимы, но мы даем им тело, чтобы они проявились в этом мipe. Зло, проходящее через человека, делает видимым духа, который оккупировал его душу, и действует в нем. Эта душа не оскорбляет Господа, она рождена христианкой, но тот, кто ею завладел, занял свою позицию и распоряжается ею как хочет. Вместо того, чтобы задуматься над тем, как устроена наша жизнь, мы начинаем сопротивление и посылаем на человека, обидевшего нас, свои злые мысли. И таким образом сами озлобляемся. Сколько раз мы негодовали на того, кто обращался с нами некорректно и оскорбительно? Помышляли о нем зло, а значит, убивали в нем душу! Потому что перед Богом принимается все — доброе или злое — что мысленно связано с впечатлениями сердца, а сердце влечет за собой душу. Поэтому нужно с разумением замечать зло и с разумением принимать добро. Надо быть постоянно на страже и не пускать в свою клеть тех, кто не мыслит доброе. Духи злобы не имеют права принуждать человека, не могут заставить его, они только предлагают и досаждают. У них нет силы принудить, но если сам предашься им, они будут держать тебя в своей власти. Много зла могут причинить они тебе по твоей же воле. Случается даже, что люди совершают магические действия с духами злобы. Дух может захватить намного большее пространство, чем человеческое тело, и намного меньшее, не больше одного кубического сантиметра. Поэтому в человека может вместиться целый легион нечистых духов. Эти духи очень радуются, когда входят в человеческое тело, захватывают его и таким образом «воплощаются». Духи злобы не знают ни мира, ни покоя, особенно преследуют они тех, кто преданно служит Богу. Они восстают на смиренных и кротких, потому что не могут ничего учинить им. Смирение и кротость -божественные свойства. Падшие духи потеряли их, потому что сами отреклись от Бога, и теперь помышляют, как бы поработить себе большую часть человечества. Они добьются своего, но только в пределах греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2865...

«Поверьте мне, — говорил Киприан по своем обращении, — я видал самого дьявола. Я умолял его жертвами, и целовал, и говорил с ним и с теми, которые у него старейшинами. Он полюбил меня, похвалил мой разум и пред всеми сказал: вот новый Иамврий 2 , скорый на послушание нам, достойный общения с нами. И обещал поставить время жизни моей на земле во всем помогать мне, и полк бесов дал мне в услужение. Когда я уходил от него, он воскликнул мне: «Будь мужествен, доблестный Киприан!» и, встав, проводил меня, что удивило всех бесовских старейшин. По этой причине князья его оказывали мне повиновение, видя честь, которую он мне воздал. Лицо его было подобно цвету полевому, глава его была увенчана венцом, который украшался золотом и пресветлыми камнями, одежда его была пречудная. Когда он обращался в какую сторону, — потрясалось все место; многие злобные духи стояли в великом повиновении у престола его: тогда и я отдал ему всего себя 3 ». Сведения, полученные посредством магии, свидетельствовали, что злые духи существуют, но из этого источника человечество не может составить правильного понятия о злых духах, потому что магия — сеть, которою злые духи уловляют неопытных. Понятно отсюда, что дух злобы не показывает себя в настоящем виде. По гордости и по вражде к Богу падшие духи стремятся к тому, чтобы человек воздавал им поклонение 4 ; по лживости своей ( Ис.14:13, 14 ; Ин.8:44 ) они употребляют для достижения этой цели все средства обольщения и обмана. Так обманул дьявол Еву, притворяясь, что повторяет Божии слова ( Быт.3:1 ), обольстил жену Иова, научив ее излишеству любви к мужу и чрез то хуле на Бога ( Иов.2:9, 10 ); так обманывает он и всех людей и даже святых подвижников старается склонить к тому, «искушая, — говорит св. Антоний, — мечтаниями и страхованиями, преобразуясь иногда в женское лицо, а иногда и в скорпионово» 5 . По этой причине христианин, желающий иметь непогрешительное понятие о духах злобы, должен оставить без внимания все сведения о злых духах, доставляемые преданием человеческим, ученостию, магиею, спиритизмом и другими средствами.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

И это верно. Диавол, являясь к некоторым святым, выдавал себя за Ангела, и были такие подвижники, которые соблазнялись бесовским обманом. Однажды наш отечественный ученый, один из основоположников ракетной техники и теории межпланетных полетов К.Э. Циолковский в беседе с писателем и наркомом просвещения А.В. Луначарским утверждал, что он общается с Ангелами. К.Э. Циолковский являлся человеком здравомыслящим, и если он утверждал, что общался с Ангелами, то это не галлюцинации. Значит, и на самом деле ему являлись существа, только это были падшие ангелы – бесы, которые смогли прельстить даже столь крупного ученого, человека, верующего в Бога. В своей публикации «Иная, более разряженная материя» К.Э. Циолковский пишет: «Всегда бесчисленный ряд почти бестелесных существ живут рядом с нами». Интересно отметить, что в г. Калуге над домом-музеем К.Э. Циолковского часто появляются НЛО. НЛО – это один из очень эффективных бесовских приемов, с помощью которого падшие духи пытаются ввести человечество в невообразимо ужасное заблуждение и окончательно погубить людской род, сделав его доступным самым изощренным козням диавола. Духи тьмы первым делом стремятся внушить человеку, что он представляет интерес для неких неземных разумных существ, которые спешат па помощь человечеству, стоящему на грани страшной катастрофы. Уже одно это говорит об очень многом. Поверив в «спасителей» из НЛО, человек отвлекает свое внимание от Истинного Спасителя – Господа Иисуса Христа, а обращает его на демонические существа. Многочисленные очевидцы свидетельствуют, что «пассажиры» НЛО, предлагая им совершить путешествие на другие планеты или в миры иные, спрашивают на то их согласие. Это соответствует тому, что диавол заинтересован в добровольном подчинении человека его воле. Даже самое малое внимание к НЛО крайне опасно Для души, ибо нечистые духи через это могут подвергнуть человека сильному прельщению и завладеть навеки его душою. Известно, например, что очень сильно действующий яд, попадая в организм через легкую царапину, может привести к телесной смерти, так и небольшое любопытство человека к «гостям из космоса» чревато погибелью его души.

http://azbyka.ru/diavol-i-ego-nyneshnie-...

В этой брани истощают всю свойственную им злобу, все свойственное им лукавство. Лукавство и злоба названы здесь свойственными падшим духам не потому, чтоб они даны им были при сотворении, — нет! Падшие духи были сотворены добрыми, чуждыми зла, как мы это уже знаем из учения Антония Великого, — потому что они произвольным падением своим усвоили себе зло, соделались чуждыми добра. Повторяем сказанное выше: падение человеков состоит в смешении добра со злом; падение демонов — в полном отвержении добра, в полном усвоении зла. «Ко всем заповедям твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех» (Пс. 118:128), говорит Святый Дух о руководстве Своем человека ко спасению; так, в противоположность этому, дух злобы противодействует всякой заповеди Нового Завета, ненавидит всякий образ Богоугодного жительства. Но в этом-то противодействовании евангельским заповедям, в содействии всем греховным наклонностям, изучаются подвижником благочестия падшие духи, усматриваются им, познаются: при познании духов, приобретенном этим средством, чувственное видение духов, если оно допустится, только пополняет познание. Точно таким образом получается познание о человеке: существенное познание человека приобретается изучением его образа мыслей и чувствований, его образа действий; чем такое изучение будет подробнее, тем познание делается определеннее. Знакомством лицом к лицу пополняется это познание; одно личное же знакомство не имеет почти никакого значения в отношении к существенному знанию человека.    Падшие духи действуют на нас различными помыслами, различными мечтаниями, различными прикосновениями. В этих действиях своих они усматриваются и изучаются. О всех этих действиях упоминает Священное Писание. Святое Евангелие изображает диавола сперва вложившим в сердце Иуды Искариотского мысль о предании Богочеловека (Ин. 13:2), потом взошедшим в Иуду (Ин. 13:27). Из Евангелия явствует, что Иуда имел наклонность к сребролюбию (Ин. 12:6) и, вопреки заповеданиям Господа, начал удовлетворять влечениям этой страсти, прикрываясь благовидным, но в сущности лукавым попечением о нищих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

Последние возгордились против Бога и обнаружили „неверие в Сына Божия и Троицу святую“. За грех непослушания и неверия бесплотные духи вместе с своим начальником Денницей были низвергнуты „в неисповедимую пропасть“. В этой пропасти они долго подвергались различным мучениям. Так как часть согрешивших духов покаялась, то милосердный Бог чрез свою силу Сына Божия создал видимый мир и вместе первого человека Адама. Последний был создан в эфирном теле и был одарен „неограниченной раждательной способностью“ производить подобные себе эфирные тела. Эти многочисленные эфирные тела предназначались для жилища падших духов, которые при помощи эфирных тел могли бы загладить свой грех и чистыми и совершенными войти в рай. Впрочем, способность производить подобные себе эфирные тела могла сохраниться у Адама только под условием исполнения данной ему заповеди о невкушении плодов древа познания добра и зла. Адам, пожелав иметь жену себе, уже чрез это отчасти вышел из повиновения воле Божией; чрез этот противный Богу поступок Адам хотя и не лишился раждательной способности производить подобные себе эфирные тела, но он мог теперь производить такие тела только при совместном желании с своею женою. Впоследствии, Денница, явившись во сне Еве в образе змия, соблазнил ее вкусить запрещенного плода. Ева вкусила, склонив к тому же и своего мужа. Вкушение плодов древа познания добра и зла произвело моментальную и существенную порчу у Адама и Евы: эфирное скрылось внутрь, вместо же него образовалось плотское тело с греховными органами, явилась похоть; первое удовлетворение ее и есть „запрещенный плод“. С этого времени Адам лишился совершенно способности производить эфирные тела; вместо последних явились материальные тела. Заключенные в них души, которые суть не что иное как падшие духи, умерли и в таком состоянии должны оставаться до тех пор, пока не воскреснут, переходя из одного человеческого тела в другое, хотя бы такой переход продолжался 2000 лет 756 . Таким образом, первоначальная цель мироздания не была достигнута, падшие духи не могли загладить своего греха; они бесконечно должны были переходить из одного тела в другое.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

О диаволе «А точно ли есть злые, падшие духи?» – спрашивают и спросят некоторые. Что злые духи есть, это – выше всякого сомнения», – спрашивает и отвечает сам о.Иоанн, еще в первых беседах об образе Божием и потере его первыми людьми. Тогда, когда он начал говорить и писать об этом предмете во время первых лет своего священства, то есть в 50–60-х годах прошлого столетия, этот предмет был уже в подозрении, если не сказать в прямом отрицании современным обществом. Но и до самой смерти своей через полвека после этого о.Иоанн еще крепче держался того же мнения, что диавол действительно существует и действительно принимал и принимает ближайшее участие в жизни человека. Хотя этому и тогда, в начале его священнического служения, и теперь, перед смертию его, и после нее, многие не верят; о.Иоанн твердит свое, а лучше сказать – не свое, а христианское учение о бытии и действительности диавола. Так не говорят даже те, которые называют себя христианами и признают Евангелие. Мне это приходилось слышать и самому не один раз. Но так как мы пишем об о.Иоанне, то из его трудов и будем приводить выписки о диаволе. «Что касается природы злых духов, то, прежде всего, как духи – они бесплотны; и потому-то свободно проникают в душу каждого человека по Божию попущению, внушая ему худые мысли и пожелания и всячески коварствуя над ним. Как духи злые, они злы до чрезвычайности; нам трудно и вообразить, как они злы... Бесы жаждут погибели души человеческой, и «диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ). При крайней злости своей злые духи очень умны, потому что они вначале от Бога ум, высший человеческого, получили, и потому что живут очень долго, никогда не умирая, и все более и более изобретают средств привести в действие свою злобу, которая есть жизнь их. Кроме того они очень сильны. Но яснее сила их видна над людьми нечестивыми и обладаемыми страстями, нерадящими о своем спасении, которых за нерадение Господь предает во власть диавола: адская сила с таким могуществом влечет их к погибели, что человек становится совершенным рабом демонов, делая все, что они внушают. Падение злых духов так велико и ожесточенно, злые дела их в Царстве Божием так пагубны, что они сами никогда не могут покаяться; и потому их ожидают несомненные бесконечные муки в аде вместе с грешниками нераскаянными. Святое Писание неоднократно говорит, что Господь Бог блюдет их на суд великого дня второго и славного Своего пришествия, после которого они будут мучиться во веки веков ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В этом мире падшие духи должны пройти восемь кругов наказания и покаяния и семь кругов очищения и исправления, чтобы опять достичь своего первоначального блажен­ства. В восьми кругах наказания и покаяния духам определено пройти восемьдесят девять различных тел, из которых предпо­следнее есть тело коровы, последнее – тело человека. Поэтому ника­кого живого существа не должно умерщвлять – это было бы нару­шением дела покаяния. В силу этого и самоубийство, как новое возмущение и негодование против присужденного покаяния, наказы­вается вечным осуждением. Преступления удлиняют время покая­ния, производят даже то, что дух начинает свое странствова­ние сначала. Взаимная любовь сокращает время покаяния. Вишну принимает усовершенствовавшийся дух, по смерти человеческого тела, в свое лоно, и приводит его в круги очищения. Время наказания и очищения соразмерено. Если оно протекло, то духи, не достигшие кругов очищения, прогоняются в вечный мрак, и круги покаяния уничтожаются Шивою, а круги очищения охраняются Вишною, пока все странствующие в них или проходящие ими духи сделаются блаженными. Магазуре и Раване также открыт путь помилования, но им дается и власть, чтобы находящихся в покаянии духов искушать к отпадению. Духи, пребывшие верными, получают по своей просьбе позволение от времени до времени нисходить в телесный мир, принимать человеческий образ, чтобы советом, увещанием, примером руководить своими падшими братиями и охранять их от соблазна, представляемого Магазурою и его приверженцами, так как, в противном случае, испытание падших в человеческом теле было бы очень трудным делом. Верные духи являются царями, полководцами, мудрецами и проч. Такой порядок Вечного прежде сообщался падшим только устно; а когда соблазнительное влияние Магазуры опять начало увеличи­ваться, и стало снова больше отпадать кающихся духов, тогда Вечный, по просьбе верных, позволяет изложить установления его (Вечного) письменно, и Брама Индра, дух, пребывший вер­ным, явившийся на земле в человеческом образе, перевел постановления Вечного на санскритский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

А люди подчинили закон свободы закону механической причинности и по­ставили своё духовное совершенство в причинную зависимость от употребления каких-то плодов. Ясное дело, что они извратили нормальный порядок мирового существования, и ясное дело, что в силу этого извращения, мир должен был оказаться напрасным творением Бога. Обольщённые ложным представлением о запрещённом дереве, люди извратили нормальное взаимоотношение мира и личности и заняли в мире совсем не то положение, в котором они действи­тельно были поставлены Богом. Это нарушение божественного ми­ропорядка естественно должно было повлечь за собой их неизбежную гибель. Но так как, по всем обстоятельствам дела, это преступление было только несчастной ошибкой с их стороны, по­тому что они сами же испугались своего преступления и сами же осудили его как неизвинительное, то глубоко понятно великое со­общение библейской истории, что Бог не оставил преступных лю­дей и не изменил своего отношения к ним. Великий в силе и бесконечный в любви, Он тотчас же явился на помощь людям, как только они сознали своё преступление. Это сознание ясно пока­зывало, что по отношению к людям диавол не достиг своей цели, что падшие люди хотя и оказались недостойными Бога, однако они всё-таки Ему только одному хотели принадлежать и Его только одного они признавали как превечного Владыку бытия. Отсюда естественно, конечно, должна была возникнуть печальная история человеческих страданий, и всеведущий Бог предвидел эту историю: Он видел, что в лице своего могущественного искусителя люди приобрели себе непримиримого врага и что этот враг их теперь уж не успокоится до тех пор, пока не истребит в них последнюю искру их благоговейной любви к Богу; и в то же самое время Он видел, что падшие люди способны к добру и желают быть добрыми и что поэтому те из них, которые не пожелают сделаться врагами Бога, будут глубоко страдать за свою любовь к добру, и страдать совершенно напрасно: и вот Он благоволил заранее предупредить людей о той нравственной борьбе, которая неминуемо ожидает их. Вражду положу – сказал Он змею, – между тобою и между же­ною, и между семенем твоим и между семенем её ( Быт. 3:15 ). Это не значит, разумеется, что Бог захотел создать вражду меж­ду царством добра и царством зла. Такая вражда уже явилась, и создавать её было нечего. Божие слово, очевидно, говорит только о предмете вражды, что сам Бог именно составит предмет вражды между добрыми людьми и злыми духами, что люди станут бороть­ся за свою принадлежность Богу, а падшие духи – за уничтоже­ние Божией власти над людьми. Следовательно, Божия речь змею заключает в себе прямое утверждение, что, несмотря на падение людей, Бог всё-таки признает их своими людьми и делает их в мире преступления своими поборниками.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

С иноками, твердо противостоящими отверженным духам в брани невидимой чувственными очами, в свое время, не иначе как по попущению... Бога, вступают духи в борьбу открытую. V, 335. Смиренная преданность воле Божией, сознание и готовность потерпеть все страдания, какие попущены будут Богом, совершенное невнимание и неверие ко всем словам, действиям и явлениям падших духов уничтожают все значение их попыток. Попытки их получают величайшее значение при внимании к ним и при доверии к бесам. V, 335–336. «Первый образ борьбы с падшими ангелами». См. V, 33–343. Образ борьбы новоначального с невидимым духом, видимым лишь уму в помыслах и мечтаниях, заключается в том, чтобы новоначальный инок немедленно отвергал помысл и мечтание греховные. V, 337. Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. V, 347 Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света... мучеников... в виде Божией Матери и Самого Христа обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. V, 347. Смертный грех решительно порабощает человека диаволу, и решительно расторгает общение человека с Богом, доколе человек не уврачует себя покаянием. V, 352. Падшие духи с ожесточением противодействуют всем евангельским заповедям, в особенности же молитве, как матери добродетели. V, 354. Козни врага обращаются в пользу тщаливому подвижнику: видя непрестанно близ себя убийцу... беспомощный, бессильный, нищий духом инок непрестанно вопиет с плачем к всесильному Богу о помощи, и получает ее. V, 355. Враг старается поколебать самое основание молитвенного подвига – незлобие и кротость. V, 356. Истинные служители истинного Бога поклоняются Ему духом и истиною... Бог ищет, то есть, желает иметь таких поклонников. IV, 165. Ты [Господи] предал в заведывание им [падшим ангелам] страшный ад, горящий пламенем неугасимым, чтобы казнь, уготованная для них произвела в них спасительный страх, убедила опомниться. V, 403.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010