Национальные же языки в этих территориях по-прежнему лишены официального статуса, преподавание их если и ведётся, то только в начальных школах. Это и даёт таитянскому политику веские основания говорить о целенаправленной стратегии «офранцузивания всего и вся» на его родном острове и не только там. Доля Франции в совокупной стоимости экспорта и импорта её зарубежных территорий (%, в евро, 2022 г.) территории на Тихом океане (в пересчете с тихоокеанского франка Франции в евро территории в Индийском океане (включая приантарктические о-ва Кергелен, Сен-Поль, Ньив-Амстердам, Круазо) территории в Карибском бассейне и Южной Америке территории в Северной Атлантике – о-ва Сен-Пьер и Микелон (вблизи Канады) Данные Главного управления таможни и косвенных налогов Французской Республики Уже которое десятилетие официальный Париж поощряет иммиграцию французов на эти территории с очевидной целью «разбавить» коренных жителей, то есть реальных и потенциальных сторонников независимости. Согласно ряду данных, за 1980 – 2010-е годы за счёт прибытия французов на ПМЖ и для трудоустройства в этих территориях, их доля в общей численности населения к 2023 году превысила 60%. В результате, уровень безработицы среди коренного населения в вдвое, а то и втрое больше, чем у жителей-французов. Высокие показатели по безработице издавна фиксируются в «заморских» центрально-американских Мартинике, Гваделупе, в тихоокеанской Новой Каледонии, на расположенных в Индийском океане Майотте и Реюньоне. Потому неудивительно, что именно там коренные жители со второй половины 2010-х годов наиболее активно проводят кампании протеста против социально-экономической политики Парижа. Указанные территории – среди наиболее крупных владений «заморской Франции». Напомним, что в 2018, 2020-22 гг. массовые акции протеста парализовали Гваделупу, Мартинику и Реюньон и центральным властям удалось «умиротворить» оппозицию жёсткими мерами. Пытаясь прикрыть свою колониальную политику, метрополия периодически проводит «референдумы о независимости», как это было, например, в Новой Каледонии. Однако растущая численность там французов и, как подозревают сторонники независимости, манипуляции с итогами голосований приводят к тому, что большинство жителей архипелага якобы поддерживают его сохранение в составе Франции. Разумеется, попытки коренного населения оспаривать эти результаты отвергаются властями.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/14/koloni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНАДА [англ. Canada; франц. Le Canada], гос-во в Сев. Америке. Занимает сев. часть континента и многочисленные примыкающие к нему острова, в т. ч. Ванкувер, Королевы Шарлотты и др. (на западе), острова Канадского Арктического архипелага, о-в Баффинова Земля, острова Гудзонова зал. (на севере), острова Ньюфаундленд, Антикости, Принца Эдуарда (на востоке). На юго-западе К. омывается Тихим океаном, на севере - м. Бофорта Сев. Ледовитого океана, а также Гудзоновым зал., на востоке - морями Баффина и Лабрадор Атлантического океана. Имеет сухопутную границу с США на юге и северо-западе (шт. Аляска), морские границы на северо-востоке с Данией (о-в Гренландия) и на востоке с Францией (о-ва Сен-Пьер и Микелон). Территория - 9,9847 млн кв. км. Столица - Оттава (1,676 млн чел.- 2010 г.). Др. крупные города - Торонто (6,324 млн чел.), Монреаль (3,763 млн чел.), Ванкувер (2,254 млн чел.), Калгари (1,141 млн чел.), Эдмонтон (1,32 млн чел.). К.- федерация в составе 10 провинций (Онтарио, Квебек, Нов. Шотландия, Нью-Брансуик, Манитоба, Британская Колумбия, о-в Принца Эдуарда, Саскачеван, Альберта, Ньюфаундленд и Лабрадор) и 3 территорий (Северо-Западные территории, Юкон, Нунавут) федерального подчинения. К. является членом ООН (1945), МВФ (1945), МБРР (1945), НАТО (1949), ОБСЕ (1973), АТЭС (1989), ОАГ (1990), ВТО (1995). Официальные языки - английский и французский. География. Сев. часть страны занимает Канадский Арктический архипелаг. Его многочисленные острова имеют в основном холмисто-равнинный рельеф и разделены сложной системой проливов. Острова вост. части архипелага преимущественно гористые, с обширными ледниковыми куполами. Общая площадь оледенения К.- свыше 195 тыс. кв. км, в т. ч. 146,5 тыс. кв. км на островах Канадского Арктического архипелага. Вост. и центральная части материковой суши холмистые, реже низменные равнины и плато. Более половины ее занимает Лаврентийская возвышенность (средние высоты 200-500 м). По зап. и юж. ее окраинам располагаются ряд крупных озер, имеющих ледниково-тектоническое и ледниковое происхождение,- Б. Медвежье, Б. Невольничье, Атабаска, Виннипег, Верхнее, Гурон и др. На западе К. вдоль тихоокеанского побережья протянулся горный пояс Кордильеры высотой 3000-3500 м (Береговой хребет, Скалистые горы, горы Св. Ильи) и шириной от 600 до 1 тыс. км. Наивысшая точка страны - гора Логан (6050 м). Между вост. подножиями Кордильер и Лаврентийской возвышенностью находится пояс Великих равнин К., снижающихся с запада на восток от 1 тыс. до 200 м. Крайний юго-восток К. занимают Сев. Аппалачи - волнистое плоскогорье высотой 400-600 м.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

Колониальную политику Парижа в отношении обширной «заморской» Франции предопределяет экономический фактор. Так, до половины потребностей метрополии по ряду важных позиций (от руд цветных металлов до продовольствия) и поныне обеспечивают Новая Каледония (никель, хром, медь, древесина, морепродукты), Таити-Полинезия (фрукты, морепродукты), Гвиана (золосодержащая руда, древесина, сахарный тростник, ром), Мартиника, Майотта, Гваделупа, Реюньон (фрукты, кофе, сахарный тростник, ром). Не менее значимым видится и военный аспект французского колониализма: на «заморских» территориях дислоцировано более 10 военно-морских и военно-воздушных баз метрополии. Там же регулярно проводятся маневры французских войск, демонстрируя решимость Парижа сохранять за собой эти территории во что бы то ни стало. Политику международных организаций (прежде всего ООН) в отношении осколков французского колониализма можно характеризовать как половинчатую. Например, в ооновском перечне несамоуправляемых территорий значатся только тихоокеанские «Французская Полинезия» и Новая Каледония – лишь два (!) из 11 колониальных владений Парижа. Но в ООН положение на этих территориях не обсуждается, а апелляции местных национально-освободительных движений к ООН безрезультатны, ибо Франции и её союзникам по НАТО и Евросоюзу удаётся блокировать эти обращения. Надо полагать, удаётся только пока. В случае ослабления колониального влияния Парижа может возникнуть и не столь уж невероятная перспектива возникновения в Новой Каледонии, Таити, Гвиане, Гваделупе, Мартинике и Реюньоне аналогов небезызвестной «Южной Родезии». По имеющейся информации, на некоторых из вышеперечисленных территорий уже действуют радикальные группировки местных французов, выступающие категорически против гипотетического ухода оттуда метрополии. Радикалы выдвигают лозунги «независимости» по образу и подобию экс-британской Южной Родезии (1965-1979 гг.), где белые поселенцы объявили о независимости от Лондона после упразднения учрежденной британской «Федерации Родезии и Ньясаленда» (Замбия, Южная Родезия и Малави). В этом случае заморские территории Франции наверняка превратятся в арену межэтнической войны, бушевавшей в Южной Родезии с конца 1960-х гг., что ещё более ослабит геополитическое влияние Франции. Во всяком случае, националистическая радикализация «заморских» французов чётко проявилась в ходе президентских выборов 2022 г., где они недвусмысленно поддержали главу «Национального объединения» Марин Ле Пен. На Гваделупе она получила 69,6% голосов, 64,2% на Реюньоне, 60,9%, на Мартинике, 60,7% - в Гвиане, на о-вах Сен-Пьер и Микелон - 50,7%, на восточнокарибских о-вах Сен-Бартелеми и Сен-Мартен - 55,4%. На Новой Каледонии и Таити у Мари Ле Пен зафиксировано 54 и 52% голосов, на Уоллис-Футтуне – 51%.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/14/koloni...

Заморские департаменты Франции: Сен-Пьер и Микелон – май 2013 года Гваделупа – май 2013 года Мартиника – май 2013 года Гвиана – май 2013 года 15. Уругвай – август 2013 года 16. Новая Зеландия – август 2013 года 17. Мальта – март 2014 года 18. Британия: – Англия и Уэльс, Шотландия – март 2014 - Ирландия – май 2015 – Остров Питкэрн в Тихом океане (кол-во населения- 51 чел.) – май 2015 года всенародным голосованием (на референдуме).Соответствующее законодательство готовится к лету 2015 года. 19. Люксембург – январь 2015 года 20. Словения – март 2015 года 21. Япония, один из районов Токио: Сибуя – март 2015 года 22. США во всех штатах – июнь 2015 года 23. Гренландия – май 2015 года, закон вступит в силу 1 октября 2015 24. Финляндия – закон, принятый в декабре 2014, вступит в силу в марте 2017 года В других странах, только под другим названием: 1. Германия – август 2001 года (гражданское партнерство) 2. Андорра – июль 2005 года (гражданское партнерство) 3. Венесуэла некоторые штаты – июнь 2005 года (гражданский союз) 4. Британская заморская территория: Фолклендские острова – июль 2005 года (гражданское партнерство) 5. Британская заморская территория: - Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова – июль 2005 года (гражданское партнерство) 6. Чехия – июль 2006 года (гражданское партнерство) 7. Швейцария – январь 2007 (гражданское партнерство) 8. Венгрия – июль 2009 года (однополый гражданский союз) 9. Австрия – январь 2010 (гражданское партнерство) 10. Лихтенштейн – сентябрь 2011 (гражданское партнерство) 11. Австралия: штаты Новый Южный Уэльс, Квинсленд,Виктория, Южная Австралия,Тасмания и АСТ – (гражданское партнерство) 12. Хорватия – июль 2014 года (гражданское партнерство) 13. Эквадор – июнь 2014 года (гражданский союз) 14. Италия – некоторые муниципалитеты в Италии регистрируют гражданские однополые союзы 15. Чили – закон проголосован в январе 2015 года, вступит в силу 22 октября 2015 года (гражданский союз) 16. Эстония – закон одобрен парламентом в октябре 2014 года, вступит в силу в январе 2016 (гражданское партнерство, Договор о сожительстве)

http://pravoslavie.ru/89105.html

И в самом деле, к настоящему времени Франция – едва ли не единственная метрополия Запада, сохранившая большинство своих колониальных осколков, расположенных во всех регионах мира: от Северной Атлантики (острова Сен-Пьер и Микелон у побережья Канады), Центральной и Южной Америки (4 территории) до Индийского и Тихого океанов (всего 6 территорий). Именно Франция поныне обладает крупнейшей континентальной колонией – «Французской Гвианой» в Южной Америке. А территория этой колонии превышает 83 тыс. кв. км, то есть больше Объединенных Арабских Эмиратов, Венгрии, Ирландии, вместе взятых Бельгии и Нидерландов, втрое больше совокупной территории Кувейта, Катара и Бахрейна... Все французские владения наделены статусом «заморских территорий» или «департаментов», официально являясь составной частью – провинциями Франции. Это позволяет Парижу не создавать там автономные администрации, как это имеет место в протекторатах, а главное – оперативно расправляться с активными приверженцами независимости, с формально-юридической точки зрения «подрывающих» государственность и территориальное единство страны. Любят в Париже и периодически вводить чрезвычайное или даже военное положение без формальных консультаций с местными властями, да и проводить (до недавнего времени) испытания там атомного оружия, где и сколько угодно, не отвечая за их последствия. При этом коренное население большинства зарубежных территорий Франции фактически отстранено от использования результатов своего труда, и в частности от распределения валового внутреннего продукта «заморской» Франции. Например, до 80% совокупных производственных мощностей, сельхозземель, объектов энергетики, жилой и курортной недвижимости по сей день принадлежат «материковым» корпорациям. Как рассказала в Баку представительница Движения экологов и демократов за суверенную Мартинику Клодетт Дюамель, вся экономика острова сосредоточена в руках французских колонизаторов: «Раньше мы занимались сельским хозяйством, но сейчас это невозможно, так как французы отравили наши земли. Из-за этого мы должны закупать продовольствие и стали зависимы от импорта. Они убивают наше население и заселяют сюда французов». Уровень зарплат и соцпособий для коренного населения минимум в полтора раза ниже, чем для французов (местных и из приезжих). Приоритет в постоянном трудоустройстве в «заморской» Франции тоже имеют отнюдь не коренные жители, да и повышенные дотации для медицинского обслуживания получают именно выходцы из метрополии.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/14/koloni...

Они собирались сделать короткую стоянку и, чтобы сократить хлопоты, тащили якорь за собой. — Барк с прямыми парусами требует дороги, — сказал Длинный Джек. Из тумана выплыли мокрые красные паруса судна, и, пользуясь морским кодом, «Мы здесь» трижды звякнула колоколом. На барке с воплями и криками подтянули топсель. — Француз, — недовольно проворчал дядюшка Солтерс. — Микелонская шхуна из Сент-Мало. — У фермера был зоркий глаз. — Кстати, у меня почти весь табак вышел, Диско. — У меня тоже, — заметил Том Плэтт. — Эй! Подай назад, подай назад! Осторожней, вы, головорезы, «мучо боно»! Откуда вы, из Сан-Мало, да? — Ага! Мучо боно! Уи! Уи! Кло Пуле — Сан-Мало! Сан Пьер Микелон! кричали с парусника матросы, размахивая шерстяными кепками и смеясь. А потом они закричали хором: — Доска! Доска! — Принеси доску, Дэнни. В толк не возьму, как эти французики забираются так далеко. Сорок шесть — сорок девять им подойдет, к тому же так почти и есть на самом деле. Дэн написал цифры мелом на доске, и ее выставили на видном месте, а с барка донеслось многоголосое «мерси, мерси». — С их стороны не по-соседски так уходить, — проворчал Солтерс, шаря по карманам. — А ты французский с прошлого раза подучил? — спросил Диско. — А то нас опять камнями забросают, как тогда, когда ты их «сухопутными курицами» обозвал. — Хэрмон Раш сказал, что только так их можно расшевелить. Но мне и английского языка хватит… Табак у нас кончается, вот беда-то. А ты, юноша, часом, не говоришь по-французски? — Конечно, говорю, — ответил Гарви и с вызовом прокричал: — Эй! Слушайте! Аррете-ву! Аттанде! Табак, табак! — О, табак, табак! — закричали на судне и снова засмеялись. — Дошло наконец. Давайте спустим лодку, — предложил Том Плэтт. — Во французском-то я не очень силен, зато знаю другой подходящий язык. Пошли, Гарви, будешь переводить. Невозможно описать, какую сумятицу вызвало их появление на борту барка. Каюта судна была сплошь уставлена яркими цветными изображениями святой Девы — святой Девы Ньюфаундлендской, как они ее называли. Оказалось, что Гарви говорил по-французски иначе, чем было принято на Отмелях, и его общение в основном сводилось к кивкам и улыбкам. Что до Тома Плэтта, то он размахивал руками и «разговаривал» вовсю. Капитан угостил его каким-то невообразимым джином, а члены команды, похожие на персонажей комической оперы — волосатые, в красных колпаках, с длинными ножами, — приняли его совсем по-братски.

http://azbyka.ru/fiction/otvazhnye-morep...

— Похоже, вон там, вдалеке, что-то мелькнуло, — сказал дядюшка Солтерс, показывая на северо-восток. — Едва ли это судно, — сказал Диско, нахмурившись и пристально глядя вдаль. — Волна еще большая. Дэнни, полезай-ка на мачту да погляди, где наш буек. Стуча тяжелыми сапогами, Дэнни, к зависти Гарви, скорее взбежал, нежели взобрался на марс, ухватился за краспицы и стал обозревать океан. Вскоре он заметил крошечный черный флажок буйка в миле от шхуны. — Все в порядке! — прокричал он. — Прямо на севере парус. Верно, шхуна. Прошло еще полчаса. Тусклое солнце пробивалось сквозь просветы в облаках, высвечивая оливково-зеленые пятна воды. На гребне показалась короткая фок-мачта, нырнула и исчезла, но следующая волна подняла высокую корму со старинными, похожими на рога улитки боканцами. Паруса шхуны были ржавого цвета. — Француз! — закричал Дэн. — Ой, нет, отец! — Это не француз, — сказал Диско. — Солтерс, это твое чертовское счастье к нам прицепилось. — Вижу. Это дядюшка Эбишай. — Верно, ошибиться тут невозможно. — Самый что ни на есть главный «иона»! — простонал Том Плэтт. — О Солтерс, Солтерс, почему ты не дрых на своей койке? — Откуда я знал, — проворчал бедный Солтерс. Шхуна тем временем приближалась. Она могла вполне сойти за Летучего Голландца — такой неопрятный, запущенный и скверный вид имела вся ее оснастка. Ее шканцы старинного образца были подняты на четыре или пять футов; снасти, связанные и запутанные, трепались по ветру, как водоросли у портовых свай. Она шла по ветру, страшно кренясь, ее стаксель был приспущен и как бы выполнял роль второго фока: «оскандалился», как говорили моряки. Бушприт шхуны торчал, как у старомодного фрегата, а углегарь был расщеплен и кое-как сколочен гвоздями и скобами — починить его уже не было никакой возможности. Когда шхуна шла рывками вперед, грузно осев на свою широкую корму, она как две капли воды походила на растрепанную, неопрятную и злую старуху, насмехающуюся над честной девушкой. — Это Эбишай, — сказал Солтерс. — Как всегда, накачался джина. Когда-нибудь он за это поплатится. Похоже, что он идет на ловлю в Микелон.

http://azbyka.ru/fiction/otvazhnye-morep...

- Похоже, вон там, вдалеке, что-то мелькнуло, — сказал дядюшка Солтерс, показывая на северо-восток. - Едва ли это судно, — сказал Диско, нахмурившись и пристально глядя вдаль. - Волна еще большая. Дэнни, полезай-ка на мачту да погляди, где наш буек. Стуча тяжелыми сапогами, Дэнни, к зависти Гарви, скорее взбежал, нежели взобрался на марс, ухватился за краспицы и стал обозревать океан. Вскоре он заметил крошечный черный флажок буйка в миле от шхуны. - Все в порядке! — прокричал он. — Прямо на севере парус. Верно, шхуна. Прошло еще полчаса. Тусклое солнце пробивалось сквозь просветы в облаках, высвечивая оливково-зеленые пятна воды. На гребне показалась короткая фок-мачта, нырнула и исчезла, но следующая волна подняла высокую корму со старинными, похожими на рога улитки боканцами. Паруса шхуны были ржавого цвета. - Француз! — закричал Дэн. — Ой, нет, отец! - Это не француз, — сказал Диско. — Солтерс, это твое чертовское счастье к нам прицепилось. - Вижу. Это дядюшка Эбишай. - Верно, ошибиться тут невозможно. - Самый что ни на есть главный “иона”! — простонал Том Плэтт. — О Солтерс, Солтерс, почему ты не дрых на своей койке? - Откуда я знал, — проворчал бедный Солтерс. Шхуна тем временем приближалась. Она могла вполне сойти за Летучего Голландца — такой неопрятный, запущенный и скверный вид имела вся ее оснастка. Ее шканцы старинного образца были подняты на четыре или пять футов; снасти, связанные и запутанные, трепались по ветру, как водоросли у портовых свай. Она шла по ветру, страшно кренясь, ее стаксель был приспущен и как бы выполнял роль второго фока: “оскандалился”, как говорили моряки. Бушприт шхуны торчал, как у старомодного фрегата, а углегарь был расщеплен и кое-как сколочен гвоздями и скобами — починить его уже не было никакой возможности. Когда шхуна шла рывками вперед, грузно осев на свою широкую корму, она как две капли воды походила на растрепанную, неопрятную и злую старуху, насмехающуюся над честной девушкой. - Это Эбишай, — сказал Солтерс. — Как всегда, накачался джина. Когда-нибудь он за это поплатится. Похоже, что он идет на ловлю в Микелон.

http://azbyka.ru/fiction/otvazhnye-morep...