Впрочем, теперь, в 90-е годы, люди уже так массово развратились, что никто больше таким исповедям и беседам не удивляется!»   Что касается благословений на издание, то в большинстве случаев, когда это благословение ставится, его на самом деле нет. Несколько лет назад Святейшего Алексия спросили, не хочет ли он благословить введение богословской цензуры. Лично я, как и все остальные священники, был за церковную цензуру, чтобы не плодить ереси и глупости, которых так много в книжках, продающихся в церковных ларьках. Но всех поразил ответ Святейшего: «Мы не можем это сейчас сделать, чтобы не поднять против Церкви волну злобы и критики – А, вот они, церковники, свободу ущемляют…»   На самом деле это очень точно. Безбожным СМИ только дай повод, чтобы любую искру раздуть в пожар. А мы оказываемся заложниками этой глупой ситуации.   Огромное количество благословений на книжках: «По благословению…» – это липовые благословения. Одни мои знакомые издатели еще сегодня цинично ставят на своих книгах гриф: «По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна». При том, что владыка Иоанн умер в 1995 году. Поэтому нужно доверять не грифам (кроме единственного официального: Издательский отдел Русской Православной Церкви), а смыслу.   7 апреля 2009 Мысленно возвращаясь к вчерашней записи: бывают исповедующиеся, которые достают такую книжечку «полной исповеди» и испытывают себя по ней. Приходится останавливать, объяснять, что нельзя доверять подобным сочинениям. Но душе вред нанесен. (Знаю и тех, кто после знакомства с такой книжкой сделал вывод: «Все грех! А раз так, раз все грех, буду жить без тормозов». И люди эти пустились в еще более тяжкую греховную жизнь.)   Из другой серии – умилительные люди, самостоятельно составляющие свои исповеди:   Человек с лицом рабочего-механика. Кается конкретно: «Утилизация семени ручным способом».   Интеллигентная дама: – Каюсь в мшелоимстве. Я: – В чем конкретно?.. Потупясь: –…Мышей ловила. [На самом деле «мшелоимство» (от слав. мшелмзда, корысть) – это грех неправедного приобретения.]

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

— Ниче, Розка, ниче! — успокаивал собаку Аким. — Ищи давай, ищи! — С детьми и собаками Аким умел ладить, они его любили — верный признак души открытой и незлой. В речке Эндэ, выбивая мальков, хлестался ленок, завязав узел на воде, уходили с отмелей таймени, хариус прощупывал плывущие листья и осенний хлам, лениво снимая личинок, пуская осторожно кружки. Ожиревшая, непуганая рыба от лодки отваливала неторопливо, выстраивалась возле струи, в бой воды, в водовороты не лезла. Скоро покатится хариус в низовья, следом уйдет таймень, ленок, и речка опустеет. Хорошо бы на ямах чего осталось, хоть мелочь, налим пошел бы на икромет — зимой питанье себе и собаке, и накроха — всем заботам забота. Зимовье темнело продавленной крышей за прибрежным веретьем, в сером оголившемся ольшанике. Сразу за избущкой мшел каменный бычок-плакун, выдавливая из-под себя иль из себя талец, путь которого и жизнь которого на свету была совсем коротенькой. Редко ставят охотники зимовье в таком сыром, заглушистом месте, но на сезон-два, видать, и рубили избушку, и охотник ленив был: чтоб вода, дрова, промысел — все рядом, на остальное плевать. Талец и камень переплело, опутало смородинником с последними на нынешних, маслянисто-темных побегах листьями, прихваченными морозцем; дружной рощицей стояли вдоль тальца медвежьи дудки, уронив тряпье обваренных листьев и топорщась мохнатостью зонтиков; жались к камню кустики аршинного чая-лабазника, соря в желобок тальца круглое, пылящее семя; понизу светились уже слепые нити незабудок и чахоточно цветущей, но сочной мокрицы, которая после того, как опали и завяли зонтичные, получила каплю света, взбодрилась от припоздалого солнца, от первых ли инеев; липучка навязчиво ластилась ко всему. Когда еще с первым вертолетом прилетал Аким, то нащипал возле тальца берестинку морхлой, недозрелой смородины, хрустел косточками черемухи, лакомился гонобобелью и называл заросли за избушкой садом. Сразу за «садом», в шаге от избушки начиналась приполярная тайга с редкими, колотовыми кедрачами, ершистыми ельниками, седым пихтарем в падях, мелким чернолесьем по речке Эндэ и вздыбленным притокам ее. Но по-за речками простиралась ласта — местность низкая, закрученная в моховые поляны, — предвестница тундры. В ясные дни глаз доставал подтаежье — ничего хитрого: в какой-нибудь полсотне верст на север, может, и ближе — шестьдесят седьмая параллель — Полярный круг. Аким пытался «оформить» эту самую параллель, зрительно представить ее в виде границы. И хотя он в Заполярье родился, вырос, все видел и знал, при научном слове «параллель» у него в голове преображалось, жизнь и местность обретали какие-то иные формы, и выходило, что по эту сторону параллели — лес, ягоды, кустарники, боровая птица, лесной зверь, а по ту — сразу же голая тундра, испятнанная озерами, и ничего там нет, кроме мха и кустарников, уток да гусей, песцов и куропаток.

http://azbyka.ru/fiction/car-ryba-astafe...

…Настави нас на стезю заповедей Твоих… Славянское слово стезя почему-то многие произносят с твердым «т»: стэзя. Вспомним, что есть русские слова того же корня: стежка (стежки-дорожки), стежок (при шитье), стегать. Исповедание грехов повседневное Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец. Живота моего – жизни моей. Скверноприбытчеством – преступной наживой (прибылью). Мшелоимством – мздоимством, корыстолюбием ( мшелкорысть). Лихоимством – жадностью, сребролюбием. В нашей традиции, закрепленной в катихизисе, утвердилось именование этим словом всяческого неправедного обирания ближних: взяток, вымогательства и т. д. Онеправдовах – я оклеветал; причинил всякое зло, неправду. Точию – только. От всех сих, яже изглаголах – от всего этого, что я высказал. + «Каждодневные дела наши надо ежечасно взвешивать, внимая им, а вечером необходимо облегчать бремя их покаянием, сколько сил есть, если желаем, с помощью Христовою, препобедить в себе зло. Надобно также смотреть, по Богу ли, пред лицем ли Бога и для единого ли Бога совершаем мы все свои чувственные и видимые дела, чтобы по неразумию не быть окраденными при сем какими-либо недобрыми чувствами».

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

104 (по преж. кат. 718) Феофилакта Болгарского толкование на послание к Римлянам и первое послание к Коринфянам , в 4 д. Малороссийским почерком, XVII в. 159 л. Перевод новый. Список перебелён рукою Епифания Славинецкого. Вероятно и перевод принадлежит ему же. В этой догадке ещё более утверждают буквальность перевода и язык. Для примера покажем, как переводчик передаёт текст Апостольский. Рим. 1:20 л. 7 об. незрна бо тог, тварми умема ( νοομενα) назираю т с ; 3, 25. л. 20. егоже преложи ( προθετο) Бгъ умилостивило ( λαστριον); 6:5. л. 29. аще бо быхо смерти тог ( ε σμφυτοι γεγναμεν); 8:36. л. 46 об. овцы колитвы (заколания); 9:22. л. 51 об. хоти Бгъ вказати (явити) гнвъ и узнателствити можное сво ( γνωρσαι τ δυνατν ατο; γνωρζειν переводится всегда так, ст. 23 и др.); 12:6. л. 64. по въ з ю (!) вры (по мере, κατ τν ναλογαν); 1Кор. 1:20 . л. 90. где писмникъ ( γραμματες); 4:11. л. 102 об. и ланитствес и нестотелстве (ныне: и страждем и скитаемся, κα κολαφιζμεθα κα στατομεν); 13. л. 103. аки чищины быхо (отреби, – περικαθρματα); 9:9. л. 123. не заброздиши (обротиши) вола млотща, 19., л. 125. да многшы въ з мшел ю, ст. 20–22. примшелю (приобрящу); 27. л. 127. потомлю тло мое и рабовожд (умерщвляю и порабощаю.). Δναμις обыкновенно переводится мощь (12:10. иному же вдйства мощей), παρπτωμα – препадение, διαταγ – разчинение, διατσσω – разчиняю, σταυρωμνος – укрествованный. Перевод прерывается на 15:17. первого послания к Коринфянам. Судя по переносному слову, поставленному в конце последней страницы, имеем право думать, что перевод, по крайней мере, сего послания был доведён до конца. По замечаниям на полях рук. видно, что переводчик имел у себя Греч. текст толкования Феофилакта, изданный Лиидзелем в Лондоне в 1636 г. Потому что в этих замечаниях представляется перевод вариантов, или разных чтений, найденных издателем в рукописях. Как и в этом издании, по страницам означаются главы посланий, показываются стихи глав; с указанием глав и стихов приводятся и цитаты из других книг Св. Писания, чего тогда ещё не было в Слав. издании Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Яже содеях во вся дни живота моего — которые я сотворил в течение всей моей жизни. Тайноядением — невоздержанием от пищи в пост, тайным от других ядением. Небрежением — беспечностью (в деле спасения). Неправдоглаголанием — ложью. Скверноприбытчеством — преступной наживой (прибылью). Мшелоимством — взяточничеством, корыстолюбием (мшелкорысть). Ревнованием — ревностью, подозрительностью (недоверчивостью). Памятозлобием — злопамятностью. Лихоимством — жадностью, сребролюбием. В нашей традиции, закрепленной в катихизисе, утвердилось именование этим словом всяческого неправедного обирания ближних: взяток, вымогательств и т.д. Чувствы — чувствами. Грехи — грехами. Душевными вкупе и телесными — как душевными, так и телесными. Имиже Тебе — которыми Тебя. Прогневах — прогневал. Онеправдовах — я оклеветал; причинил всякое зло, неправду. Винна себе Тебе Богу моему представляю — я, во всем этом повинный, предстою перед Тобой, Богом моим. Имею волю каятися — имею желание принести покаяние. Точию — только. Прешедшая же согрешения — прежде бывшие (прошлые) мои согрешения. От всех сих, яже изглаголах — от всего этого, что я высказал. Необходимость ежедневного покаяния в грехах, содеянных во всю жизнь, поясняют слова преподобного Антония Великого: «Говорите, что вы грешники, и оплакивайте все, в состоянии нерадения вами наделанное. За это благоволение Господа будет с вами и будет действовать в вас: ибо Он благ и отпускает грехи всех, обращающихся к Нему, кто бы они ни были, так что не помянет о них более. Однако же Он хочет, чтобы помилованные сами помнили о прощении грехов своих, доселе соделанных, чтобы, забыв о том, не допустить чего в поведении своем такого, из-за чего принуждены будут дать отчет и в тех грехах, которые уже были им прощены…». Сохраняя и постоянно возобновляя раскаяние в грехах нашей жизни, не забывая о них — мы не должны в то же время «обращать их в уме», заново переживать, прилепляться к ним памятью. В этом — одно из проявлений искусства «невидимой брани», срединного «царского» пути, каким должен идти христианин.

http://pravmir.ru/obyasnenie-vechernix-m...

Тайноядение — один из грехов, порожденных страстью чревоугодия. Тайноядением грешит тот, кто сдерживается, когда находится за столом с другими людьми, а потом насыщает чрево в одиночестве. Причиной такого поведения может быть жадность, стыд, нежелание делиться лакомством с другими и т. д. Прекословие — желание во что бы то ни стало настоять на своем мнении, оставить последнее слово за собой. «Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом», — писал об этом учитель монахов преподобный Иоанн Лествичник. Ведь это проявление той самой гордости, которая некогда стала причиной падения Денницы, получившего с тех пор имя диавола. Небрежение — небрежное исполнение возложенных на человека обязанностей, пренебрежение профессиональными, домашними, семейными обязательствами, в том числе и невнимательная молитва. Многостяжание (или любостяжание) — то же, что страсть сребролюбия: так называется любое накопительство, пристрастие к лишним вещам и деньгам, скупость. Хищение — имеется в виду не только явная кража, но вообще всякое пользование тем, что «плохо лежит». Например, этим грехом согрешает тот, кто не возвращает взятую почитать книгу или пользуется в личных целях рабочим имуществом (к примеру, распечатывает на купленной для офиса бумаге то, что не имеет отношения к его работе). Скверноприбытчество — получение «прибытка», то есть прибыли, мошенническим путем. Это может быть нечестный заработок (например, продажа некачественного товара), а может быть и незаконное получение выгоды в любой другой форме, например, проезд в автобусе без оплаты. Мшелоимство происходит от слова «мшел»«корысть». В первую очередь это всякое вымогательство и взяточничество. Существует, правда, и иная версия – ее предлагал, в частности, святитель Игнатий (Брянчанинов): мшелоимство – это страсть к покупке и собирательству ненужных, хотя и привлекательных, вещей. Памятозлобие — неготовность прощать людей, нежелание забывать нанесенные обиды. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что памятозлобие «есть последний предел гнева, хранение в памяти грехов против нас ближнего, отвращение образа оправдания (Богом определенного: “прости и прощено будет” — ср. Лк 6: 37)… грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: “остави, якоже и мы...”?), вонзенный в душу гвоздь».

http://foma.ru/vechernjaja-pokajannaja-m...

Познавает бо икону Христову, и изображение Рождества Его пресвятого, и Обрезания, и Крещения, и Преображения, и прочих Его чудес деяния, и вольного за ны страдания Его, распятия же и во гроб положения, и Воскресения, и второго страшного пришествия, о чесом много бы усты повествовати требе: очима же на изображенная воззрев, вся та абие умом объемлет, разумеет, познавает, и есть живописное художество скорейшая, внятнейшая и вразумительнейшая повесть, паче повести книжныя. Такожде и пречистой Девы Богородицы, во объятиях матерних Предвечного младенца Христа носящей, икону всяк познавает, и пречистого Ея жития деяния разумеет, начен от рождества Ея, введете в церковь Господню, Благовещение, и како Сына Божия от нея рожденного пеленами повит, и в яслех положи, и на руку держащи сосцами питаше. Како распяту бывшу Христу, стояше у креста плачущи и рыдающи, како во гроб положи Его, и воскресша виде, и возносящася на небо любезными проводи очима; како послежде и сама преставися к Сыну своему и Богу, и предста на небеси одесную престола Божия. Сице же и коего-либо от Святых деяния, иконописным изображением повествуемая, всякому вразумительна суть: Петрово покаяние, Фомино уверение, Стефаново каменное побиение, Савлово на пути от Христа звание, и прочая прочих. А якоже в Евангельской книзе написанную о житии Христовом повесть почитаем и лобызаем; сице и на иконе изображенное Христово лице почитаем и лобызаем, не веществу, но повествованию преклоняюще наша главы, по словеси тогоже святого Иоанна Дамаскина , глаголющего о том сице: рцы ми, кому покланяешися в Евангелии, мшелю ли (веществу), или повести? Всяко речеши ми: повествованию Христова смотрения. Сице и аз не дску почитаю, ниже стену, ниже мшел (вещество) шаровный, но воображенье тела (Христова) и смотрение Господне. До зде Дамаскин 29 . Егда убо кланяемся иконе святей, кланяемся не дске, ни вапам, ни переводам, ни ветхости, ни новости, понеже не вещества во иконе ищем, ни вещество во иконе почитаем; но на святыню взираем, святыню почитаем, и изображению начертанного покланяемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Малодушие – робость, нерешительность, отсутствие твердости и стойкости. Мшелоимство(от церковнославянского слова «мшел», означающего мзду, корысть) – грех корыстолюбия. Нарушение мира – этот грех проявляется не только в том, что мы не храним мир в семье, в общении с соседями, сотрудниками по работе. К этому греху относятся злословие, осуждение, злые насмешки, праздное, греховное любопытство к жизни других людей. Небрежность – нераденье, безпечность, беззаботность о чем-либо, исполнение дела как-нибудь и как попало. Недоверие Богу. Этот грех выражается в отсутствии уверенности в том, что первоисточной причиной всех внешних и внутренних жизненных обстоятельств является Господь, желающий нам истинного блага. Недоверие Богу вызывается тем, что человек недостаточно вжился в евангельское Откровение, не ощутил его основного узла: добровольного страдания, распятия, смерти и Воскресения Сына Божия. От недоверия Богу возникают такие грехи, как отсутствие постоянной благодарности Ему, уныние, отчаяние (особенно в болезнях, скорбях), малодушие в обстояниях, страх перед будущим, суетные попытки застраховаться от страданий и избежать испытаний, а в случае неудачи – скрытый или явный ропот на Бога и Его промысл о себе. Противоположная добродетель – возложение своих надежд и упований на Бога, полное приятие Его промысла о себе. Неблагодарность Богу. Человек часто обращается к Богу в периоды испытаний, скорбей и болезней, прося смягчить или даже избавить от них, напротив же, в периоды внешнего благополучия забывает о Нем, не сознавая, что пользуется Его благим даром, не благодарит за него. Противоположная добродетель – постоянное благодарение Отца Небесного за ниспосылаемые Им испытания, утешения, духовные радости и земное счастье. Неоказание помощи ближнему, обижаемому, гонимому. В этот грех мы впадаем, когда из трусости или ложно понятого смирения не вступаемся за обижаемого, не обличаем обидчика, не свидетельствуем истину, позволяем торжествовать злу и несправедливости. Непослушание воле Божией – это явное несогласие с волей Божией, выраженной в Его заповедях, Священном Писании, указаниях духовного отца, голосе совести, перетолковывание воли Божией на свой лад, в выгодном для себя смысле с целью самооправдания или осуждения ближнего, поставление собственной воли выше воли Христовой, ревность не по разуму в аскетических упражнениях и принуждение других следовать себе, неисполнение обещаний, данных Богуна предшествующих исповедях.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

И яко убо божество сына ея Иисуса Христа от естества отча , плоть же его от естества приснодевыа того матере, яко же быти ему сыну божию, и сыну Мариину и единосущну отцю, и единосущну матери, за самое то спасение мира, ея же ради бысть с нами бог. Тако же повелеша святии апостоли и богоноснии отци еже поклонятися честному и животворящему кресту честне и всеверне. Аще бо и от древа съделан, но божественыя есть силы оружие победоносное на диавола и на вся съпротивныа силы, того ради, яко пречестною кровию и святостию иже на нем распятаго бога слова освятися и преложися от клятвы на освещение божественою силою, за иже на нем пригвожденному человекообразному образу его, погребену же и въскресшу и на небеса с славою възнесшуся. И не точию тому единому животворящему кресту подобает кланятися и почитати, на нем же Христос распятся, но и всякому кресту, иже в образ и подобие сътворен оного Христова животворящаго креста, подобаеть поклонятися, яко самому оному, на нем же Христос пригвоздися. Иде же бо аще въобразится крест от каковы вещи, тамо приходит благодать и освящение пригвоздившагося на кресте Христа бога нашего. Се намь дасться знамение, еже въображати на челе и на сердци и на всех удесех. Се печать, да не прикоснется нас губитель, видя, яко же сам господь глаголет пророком Иезекиилем: «Не пощадите пред очима вашима, и не помилуйте старца, ни юноши, и девы, и младенца, и жены, умрътвите на погубление, а носящаа на челех знамениа не прикасайтеся». Подобно сему и Давид глаголеть: «Дал еси боящимся тебе знамение, еже убежати от лица луку, сиречь от стрел вражиих». И пакы: «Знаменася на нас свет лица твоего, господи, ибо знамение на челе бывает», яко же Езекииль глаголеть. Сим познаваемся вернии, и от неверных отступаем. Се щит и оружие наше. Сего великая знамениа и чюдеса невъзмагаеть слово сказати, яже при велицем цари Коньстянтине, иже преже того виде на небеси, потом же и вся враги тем погуби, иже и при сыне его Констянтии в Иерусалиме, егда явися на небесех в дне, яко и солнечную светлость своею светлостию помрачи, и яже при Ираклии цари, и ина многа, им же несть числа. Тако же и святому еуангелию подобает кланятися и почитати того ради, яко же бо пречистый образ господа нашего Иисуса Христа, сице и святое еуангелие подобна суть, и равно поклонение и почесть да приносится к ним от нас. Ничто же бо разньства в них, яко оба едину повесть благовестуют, ибо словописець написа еуангелие и в нем написа все, еже в плоти смотрение Христово, и предасть церкви, подобие и живописець творит, написав на дъсце все плотское Христово смотрение и предасть церкьви, и еже и еуангелие словом повествуеть, сие живописание делом исполняет. И яко же икону почитаю, не дъску почитаю, ниже мшел шаровный, но въображение тела господня; сице и святое еуангелие почитая, ни хартию, ни чернило почитает, но повесть Христова смотрениа.

http://sedmitza.ru/lib/text/433586/