Язык морали//Этика.М.,2001.С.604). В понимании Мура, «этика-когнитивная, но вместе с тем и интуиционистская наука» (Канке В.А. Этика нравственности. М., 2003. С. 134). Если добро есть неопределенное понятие, оно, вопреки его натуралистической интерпретации, названной Муром «натуралистической ошибкой», квалифицируется как метафизическая категория и является предметом рассмотрения с точки зрения интуиционизма. Но «интуиционизм не противостоит так называемому когнитивизму» (Там же.С.134), когнитивистскому, т.е. дескриптивному методу. В отличие от когнитивизма, сторонники антикогнитивистского подхода к проблеме языка морали полагают, что моральные слова и суждения ничего не описывают, а обладают либо эмотивным, либо прескриптивным, (от лат. praescribo – предписываю, определяю) т.е. нормативным (от лат. norma – норма, правило, образец) значением. Согласно методологической установке антикогнитивистов, моральные суждения выражают либо специфическое нравственное чувство одобрения, когда обладают эмотивным значением, либо выражают характер универсальности и безусловной необходимости моральных предписаний, когда обладают прескриптивным, т.е. нормативным значением (Максимов Л.В. Язык  морали//Этика.М.,2001.С.2001.С.604). В истории английской нравственной философии эмотивизм (от лат. emoveoпотрясаю, волную) обязан своим появлением Альфреду Айеру (1910 - 1989), автору книги «Язык, истина и логика» (1936) (Канке В.А. Этика ответственности. М., 2003.С.138). Айер доказывал, что этические суждения несводимы к утверждениям о фактах. Он критиковал «субъективистов», определявших этические ценности в терминах одобрения, и «утилитаристов», сводивших ценности к эмоциональным переживаниям восторга, счастья и радости (Там же.С.138). Согласно Айеру этические  утверждения следует считать лишь выражением чувств, а не самими чувствами. Эмотивизм был очень популярен вплоть до середины ХХ века (Там же.С.139). Но и эмотивизм, как и интуиционизм, не смог избежать противоречий: эмотивизму не удалось выявить «отличительную характеристику морального дискурса» (Реале Дж.

http://bogoslov.ru/article/1243241

Андрей 8 ноября 2019, 21:02 Уточним: " Опрометчивость – склонность действовать наобум, непродуманно и слишком поспешно, не задумываясь о последствиях. " Это спутник высокой скорости принятия решения, но совокупность знаний и качеств, позволяющих эффективно решать проблемы в соответствующей сфере деятельности (компетентность или ум) тут не доминирует. Эмоция, (от лат. emoveoпотрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру здесь, тоже. Что бы избежать опрометчивости нужно достаточно точно спрогнозировать намерения всех участников со свободою воли и разумом, иногда включая даже не человеческие силы. 7 ноября 2019, 10:53 Иулиания: «В запальчивости часто не совесть». Явление получает нравственную оценку мгновенно, а к началу действия совесть может быть уже подавлена. Действие может быть продиктовано самосохранением: страхом (перед наказанием, напр.) или стыдом (несоответствия принятым групповым нормам, напр.). А совесть выше страха и стыда, она не ориентируется на благополучие индивида, ожидания окружающих или мнение авторитета. Совесть возвышается над благоразумными или конъюнктурными самопредостережениями. Подумав, человек очень даже может совершить благоразумный целесообразный поступок, в т.ч. ко благу ближнего, но поступок этот может быть уже не по совести. Наталия Ростова 7 ноября 2019, 10:31 Помнится, как бессовестные мыши издевались над котом Леопольдом...А он в ответ: " Давайте жить дружно! " . Жаль только, что в современном мире, не залезешь под корку каждому человеку с этим призывом. Не каждый и воспримет этот призыв. А вот если б каждый себя контролировал и имел рассудительность, то и мир был бы во всём мире... Ольга 7 ноября 2019, 08:49 Спаси вас Господи! Светлана Николаева 6 ноября 2019, 22:55 Разве святитель Епифаний был опрометчив в своих рассуждениях? Скорее, доверчив и, может быть, чересчур уверен в собственных выводах. А вот опрометчивость...Пока он плыл до Константинополя любая вспышка опрометчивости должна была пройти, разве не так? Тем более, что св.Епифаний непременно молился в плавании, а молитва успокаивает раздраженное сердце. Опрометчивость - это когда человек, вызвавший досаду, здесь, рядом. И ты имеешь полную возможность немедленно выплеснуть на него свое недовольство. Сначала выплеснешь, а потом только задумаешься - зачем я вообще начал этот разговор, почему не смолчал? Вот кто бы научил сдержанности в таких ситуациях, когда подумать не успеваешь, сразу действуешь?

http://pravoslavie.ru/125260.html