Переходим теперь к указанию свидетельств о всеобщности греха в человеческом роде, содержащихся в священных книгах Нового Завета. Уже самый основной догмат христианства, составляющий главный предмет священных книг Нового Завета, именно догмат об искуплении представляет собой яснейшее свидетельство о всеобщности греха в человеческом роде. Если Сын Божий сошел с неба на землю и принес Себя в жертву для искупления всех ( 1Тим. 2:6 ), если Он умер за всех ( 2Кор. 5:14 ; Евр. 2:9 ), и если Он есть умилостивление за грехи всего мира ( 1Ин. 2:2 ), то очевидно, что весь человеческий род был подчинен греху, что все люди – грешны, и что не было и нет ни одного человека, который был бы свободен от греха. Кроме этого яснейшего свидетельства о всеобщности греха в человеческом роде, представляемого основным догматом христианской веры, в священных книгах Нового Завета так же, как и в ветхозаветных книгах, находятся изречения, в которых прямо говорится, что все люди грешны, что нет ни одного человека, который был бы свободен от греха. Так, прежде всего эта мысль выражается в словах Иисуса Христа, обращенных к книжникам и фарисеям, которые привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и спрашивали Его, как следует поступить с нею, так как по закону Моисея таких женщин следует побивать камнями: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» ( Ин. 8:7 ). " Они же, говорит Евангелист, услышав то, и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних» ( Ин. 8:9 ). Как самые слова Иисуса Христа, так и произведенное им впечатление на книжников и фарисеев показывают, что нет на земле безгрешных людей, что никто не может считать себя свободным от греха. – Апостол Иоанн в своем первом послании говорит: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин. 1:8 ). Здесь же, как и в словах Спасителя, прямо отрицается безгрешность человека. Кто говорит, что не имеет, тот обманывает самого себя и говорит ложь. Значит, нет ни одного человека, свободного от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Какая же это смерть? Это таинственная смерть, которая совершается чрез единение со Христом в Его смерти, чтобы силою Его Воскресшего каждый человек крестившийся и сделавшийся причастником благодати Божией мог действительно и на самом деле умертвить грех и освободиться от него. Апостол говорит не о той смерти для греха, которая была свойственна ему и некоторым избранным, но о смерти общей для всех Римлян, и для каждого истинного члена видимой церкви. Он не предполагает, да и нельзя было предполагать, что все те, к кому он писал, на самом деле умерли для греха, или что грех не царствовал или не мог царствовать в некоторых из них; по крайней мере, он и до сих пор царствует во многих чрез крещение принятых в видимую Церковь , между тем как рассуждение апостола одинаково касается всех получивших крещение. Все и каждый из них мертвы для греха, однако, не все из них умерли для греха, или грех умер для них или в них. И показав Римлянам, что эта смерть не должна быть только обещанием отречься от греха, Апостол объясняет им, что они в Крещении получают от Бога противоядие, которым яд греха можно легко ослабить и даже совсем удалить, подобно тому, можно сказать, как ослабляется и излечивается обыкновенная телесная болезнь, когда найдено отлично действующее против нее лекарство, если только люди будут искать его, во время принимать и сохранять воздержание, предписываемое врачом при употреблении его. «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога в Господе нашем И. Христе». С какою же целью должны они были почитать себя такими? «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу как оживших из мертвых и члены ваши Богу в орудие праведности» (6:11–10). Крещение есть «смерть для греха» в том смысле, что оно соединяет крещаемого со Христом в Его «смерти для греха», и делает его участником воскресшей жизни Христа; но действительно ли умерщвляется грех в каждом отдельном крещенном человеке настолько, что он возненавидит его и окончательно освободится от его власти, это другое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Глава XXII    На основании вышесказанного некоторые полагают, что своим грехом Адам навлек на себя не телесную смерть, но душевную, каковой является порочность. По их мнению, из душевного тела Адам должен был перейти к тому покою, какой имеют теперь почившие святые, и в конце веков вновь обрести тело, но уже бессмертное; так что телесная смерть явилась не вследствие греха, а естественно, как смерть животных. Но тут им возражает апостол, говоря: «тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:10-11). Таким образом, и телесная смерть — от греха. Значит, если бы Адам не согрешил, то не умер бы и телом, а потому и тело имел бы бессмертное. Каким же образом бессмертное, если — душевное? Глава XXIII    Но, с другой стороны, те, по мнению которых тело Адама в раю было изменено, став из душевного духовным, упускают из виду, что если бы он не согрешил, то ничто бы не препятствовало ему после райской жизни, проведенной праведно и послушно, получить требуемое изменение тела в вечной жизни, где оно бы уже не нуждалось в телесной пище. Зачем же тогда понимать рай иносказательно, а не буквально, если тело могло умереть только вследствие греха? Действительно, Адам не умер бы и телом, если бы не согрешил, ибо апостол ясно говорит, что «тело мертво для греха» (Рим. 8:10); но до греха оно вполне могло быть и душевным, чтобы через некоторое время, после праведно проведенной жизни, по воле Божией стать духовным. Глава XXIV    Каким же тогда образом, говорят нам, мы обновляемся, если не получаем того, что потерял первый человек, в котором все согрешают? Некоторым образом, конечно, мы это получаем, а некоторым — нет. А именно: бессмертия духовного тела, которого первый человек еще не имел, мы не получаем, а ту праведность, от которой он отпал вследствие греха, получаем. Поэтому от ветхости греха мы обновимся не в прежнее душевное тело, в каком находился Адам, а в лучшее, духовное, в котором будем подобными ангелам Божиим, обретаясь на небесах и не нуждаясь более в тленной пище. Мы обновимся «духом ума нашего» (Еф. 4:23) по образу Создавшего нас, образу, который Адам, согрешив, утратил. Но мы обновимся и плотью, когда «тленному сему надлежит облечься в нетление» (1 Кор. 15:53), чтобы стать духовным телом, в которое тело Адама еще не было, хотя и должно было быть изменено, если бы вследствие греха он не заслужил смерти и душевного тела.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если, следовательно, мы объявляемся умершими для греха, потому что крестились в смерть Христову, то, конечно, и младенцы, крестящиеся во Христа, умирают для греха, так как крестятся в смерть Его. Ведь безо всякого исключения сказано: Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. И сказано для того, чтобы показать, что мы умерли для греха. Для какого же греха умирают, возрождаясь, дети, если не для того, который они получили от рождения? А потому и к ним имеет отношение сказанное в следующих словах: Итак, мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам. ходить в обновлении жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием Воскресения ( Рим. 6, 4–5 ). Смерти Христа он (Апостол) приписывает такое значение, что и Его называет умершим для греха. Для какого же греха, если не для плоти, в которой был не грех, но подобие греха и потому названо именем греха? Итак, крещеным в смерть Христову, в которую крестятся не только взрослые, но и младенцы, Апостол говорит: так и вы – т. е. как Христос, – так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе ( Puм. 6, II )». 211 Святой Иоанн Дамаскин : «Крещение обозначает смерть Господа. Ведь Крещением мы спогребаемся Господу, как говорит божественный Апостол. Следовательно, подобно тому, как однажды совершилась смерть Господа, поэтому и креститься должно однажды. Через три погружения Крещение знаменует три дня гроба Господня. Итак, быть крещеными во Христа означает погружаться в воду с верою в Него». 212 Итак, видим, что и Святое Писание, и все Отцы Церкви единомысленно придают святому Крещению такое значение, что это Таинство есть как раз единственное средство нашего приобщения ко всему тому спасительному, ко всем возрождающим и живоносным благам, которые были открыты человеку через Искупительный подвиг Господа, совершенный Им на Кресте. И если спасение невозможно без Голгофской Жертвы ни для одного человека, происшедшего от Адама (и это есть основа основ нашей веры, без которой не мыслится Христианство ), то следующее за ним, такое же основополагающее понятие есть то, что приобщиться к этой Голгофской Жертве и наследовать даруемою ею спасение невозможно иначе, как Крещением, то есть «спогребением Господу», которое может совершаться только лишь при участии сознательно исповедуемой веры в Святую Троицу, в Сына Божия, воплотившегося и пострадавшего за нас на Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит, но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. В этих словах и в следующих святой Богослов, оканчивая свое послание, повторяет те истины, которые в послании были уже раскрыты. Без сомнения, это делает для того, чтобы верующие, читая повторение того же учения, лучше усвоили себе учение истины, и, следуя ему, твердо и непоколебимо хранили веру в Иисуса Христа Сына Божия, и соблюдали заповеди Божии, удаляясь от всякого греха. «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит;» «но рожденный от» Бога хранит себя. Апостол, говоря, что всякий, рожденный от Бога, не грешит, не то разумеет, будто рожденный от Бога, т. е. чрез таинство крещения возрожденный в благодатную жизнь, более уже не грешит, становится навсегда чистым от всякого греха: это было бы несогласно с учением его, выше предложенным. В первой главе послания читаем: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). Также «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слóва Его нет в нас» ( 1Ин.1:10 ). Слово: не согрешает, у Апостола значит: не предается греху; грех не преобладает над ним. Такое разумение слов Апостола согласно с учением его, предложенным прежде: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает» ( 1Ин.3:6 ). «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ). Живущая в возрожденном Благодать, или сила Св. Духа, удерживает его от греха, помогает ему преодолевать грех, не допускает быть рабом греха. Но рожденный от Бога хранит себя, т. е., при содействии живущей в нем Благодати, хранит себя от греха, и, если согрешит по немощи, спешит освободиться от греха силою веры в Иисуса Христа, Сына Божия, нашего Ходатая пред Отцем небесным, посредством искреннего раскаяния во грехе. И лукавый не прикасается к нему. Доколе возрожденный носит в себе семя Благодати, водится Духом Святым, – лукавый враг спасения человеческого, диавол, не дерзает нападать на него, и не может победить его: ибо сила Духа Христова ограждает возрожденного; и диавол страшится той печати Духа, которою знаменуются возрожденные в день крещения ( 1Ин.2:13,14; 5:4,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. ( Рим.6:18–23 ). В апостольском чтении, положенном в настоящую неделю, говорится о рабстве и свободе: о рабстве греху и о рабстве праведности, о свободе от греха и о свободе от праведности. Если грех и праведность уподобить господам, то грех нужно назвать нашим злым господином, а праведность добрым. Значит, кто освободился от греха, тот освободился от злого господина. Кто освободился от праведности, тот оставил доброго господина. О рабстве и свободе такого рода Апостол и говорит римским христианам в читанном сегодня его послании. Благодарение Богу, говорит он, что вы, быв прежде, то есть до веры во Христа и крещения, рабами греха, теперь стали послушны учению Христову и крестились, а через крещение освободились от греха. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности ( Рим.6:17–18 ). Что значит быть рабом праведности? Апостол так разъясняет смысл этих слов: Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые ( Рим.6:19 ). Какие члены? Есть члены у души, есть члены у тела. Члены души: ум, сердце, воля. Члены тела: глаза, уши, руки, ноги и прочие. Как прежде ум твой взимался 142 на разум Христов, не верил истине Христовой, отвергал евангельское учение или сомневался в нем – так теперь отдай разум свой в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ), верь, что слова Христовы истинны, и последуй им. Кто последовал за лжеучителями, которых ныне много, тот стал на путь лжи; кто последовал лжи, тот пошел за диаволом, ибо он есть ложь и отец лжи ( Ин.8:44 ), виновник лжеучений. Истина и ложь, Христос и диавол – два господина, которым работают люди. Пойдешь за Христом – счастье найдешь: хотя работа Христу сперва кажется трудной и прискорбной, но потом делается легкой и приятной; пойдешь за диаволом – погубишь себя: хотя будет тебе сперва будто весело, но потом будешь горько плакать и сокрушаться под властью этого тирана. Итак, отречение от учений безбожных, лживых, еретических, сектантских будет освобождением ума от рабства греху и диаволу, как отцу лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Скачать epub pdf 21. Неделя четвертая по Пятидесятнице Puм. VI, 18–23 18. Братия, освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. 19. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. 20. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 21. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. 22. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. 23. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Обыкновенно когда видишь человека, тяжело болевшего, выздоровевшим, то поздравляешь его с исцелением от болезни и в ту же минуту желаешь ему полного здоровья на многие лета. В этом же смысле мы сегодня слушали радостное поздравление от св. апостола Павла римским христианам с освобождением их от греха и с подчинением правде. И так как при каждом поздравлении бывают обыкновенно и благожелания, то и св. апостол, приветствуя христиан, увещевает их ценить полученные радости и дорожить благодатью и свободою от греха. Он говорит римлянам: (гл. VI, ст. 18) освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Освободиться от греха, православные, – это похоже на то, что снять оковы, выйти из тюрьмы, избавиться от тесноты, духоты, голода и других страданий. Сообразите, где источник греха, кто любит держать людей в беззакониях? Кто? – Это князь тьмы, сатана. И смотрите, как он завлекает человека в свои сети, в свои руки. Он действует на человека всякими средствами и чрез наши чувства: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание; и прямо вторгается в нашу душу, и тревожит ее даже в самые священные ее минуты на самой сокрушенной молитве. Нет-нет да и впустит в ряд добрых молитвенных чувств из своего лагеря, как лазутчика, какой-нибудь помысл злой, бесовщину. И радуется он этому, как победе какой. Особенно он любит усиленно восставать против людей, отрешившихся от мира по собственным своим строгим обетам, или против живущих в мире, но например, желающих вести жизнь более благочестивую, как например, бывает среди нас в неделю, когда мы говеем. Как будто нарочно в эту-то неделю умножаются и усложняются и домашние тревоги, и столкновения; да и в церкви молитва не всегда бывает такою, какую желаешь – дьявол и в церкви окружает своими обольщениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

«Дабы нам не быть уже рабами греху». При содействии благодати Божией, надобно всеми силами достигать того, чтобы «тело греховное, было упразднено». Это необходимо для того, «чтобы нам не быть уже рабами греху», чтобы нам не предаваться грехам, и всячески стараться не грешить. Св. Златоустый кратко изъясняет так: «сказав: Да упразднится тело греховное, он присовокупил: яко ктому не работати нам греху. Желаю, чтобы тело было мертво, но не в том смысле, чтобы оно разрушилось и погибло естественною смертию, а в том, чтобы не грешило» 71 . 7. Умерый бо освободися от греха. «Ибо умерший освободился от греха». Мертвым Апостол называет того, кто в купели святого крещения, при погружении в воду, таинственно умер вместе с Иисусом Христом, умершим на кресте за грехи мира, и чрез то усвоил себе силу смерти Христовой, истребившей грех мира; а таким образом умер греху, и чрез победу Иисуса Христа над смертию, сделался свободным от греха. Прежде смерти Иисуса Христа, принесенной в умилостивительную жертву за грехи мира, грех господствовал над людьми, и никто не имел возможности освободиться от него. А когда Иисус Христос воспринял грехи мира на самого Себя, и грехи наши Сам вознес телом Своим на древо ( 1Пет.2:24 ): с того времени, для всех верующих в Иисуса Христа, грех потерял свою силу и перестал господствовать; верующий в Христа в святом крещении умер греху и чрез то освободился от греха. В крещении и наследственный грех и все свободные грехи (если крестился человек уже взрослый) отпущаются; а в последующее время верующий, при помощи благодати Христовой, должен удаляться грехов; а если, по немощи, согрешит, то грех опять и опять умирает, как скоро христианин обращается ко Христу Спасителю с истинным раскаянием. Святый апостол Иоанн учит: кровь Иисуса Христа Сына Его очищает нас от всякого греха. Аще речем, яко греха не имамы, себе прелщаем, и истины несть в нас. Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякие неправды ( 1Ин.1:7–9 ). Таким образом умерший греху в крещении освободился от господства греха, и самые падения в грех, случающиеся по немощи человеческой, не лишают его этой свободы; потому что, при доброй совести, он имеет возможность во всякое время освободиться от греха, по наставлению Богослова: аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякие неправды.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Ищите же, ищите Царства Небесного и спасения своей души, как некоего драгоценного неоскудеваемого сокровища, ищите в течение всей своей быстротечной земной жизни, – и все доброе приложится вам. Аминь. Об освобождении от греха (Из слов в Неделю 4-ю по Пятидесятнице) 17 июля 1948 г., 7 июля 1949 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем апостольском чтении вы слышали призыв к нам святого апостола Павла освободиться от греха, что, по сути, и есть основная цель христианства. Однако ищем ли мы с вами этого освобождения? Стараемся ли мы – вместо того, чтобы быть рабами греха – соделаться, как говорит апостол, рабами праведности (ср.: Рим 6, 17, 18 )? Хотим ли стать подлинными последователями истинных христиан, истинных рабов Божиих? Руководствуемся ли мы в нашей жизни словами апостола, взывающего к нам: как ранее предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые (Рим в, 19)? Святой апостол Павел увещевает нас полностью измениться, сойдя с пути греха, конец которого – духовная смерть и вечные муки, увещевает обратиться к делам христианским, к которым у нас столько возможностей, увещевает излечиться от болезни греха и смерти. Врачевание греха – Таинство покаяния, Врач – Господь наш Иисус Христос, Врачующий всех через священников в этом целительном Таинстве. Зачем же мы продолжаем носить духовные раны, зачем задерживаем их исцеление? Вспомним, как, согрешив, царь Давид сразу же воззвал в покаянии: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей... ( Пс 50,1 ) и услышал в ответ: Господь снял с тебя грех твой ( 2Цар 12,13 )! А мы всё бегаем Церкви, пренебрегаем возможностью нашего исцеления от греха – покаянной молитвою в ней. Убегаем от своего же духовного здравия, от нашей же свободы, от нашей же святости, от собственной вечной жизни! Ведь конечный результат этой свободы от греха, итог нашего христианского рабства уже не греху, но праведности, есть именно Жизнь Вечная!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святый Златоуст говорит: «Когда вы жили предавшись пороку, нечестью и всякому злу; тогда находились в таком повиновении греху, что вовсе не делали ничего доброго. Таково значение слов: свободны бесте от правды, то есть, вы не были подчинены правде, но совершенно ее чуждались. Вы не разделяли своих услуг так, чтобы иногда работать правде, а иногда греху; но каждый из вас всего себя предавал пороку. Так и ныне, когда предались вы правде, посвяти каждый всего себя добродетели, вовсе не делай ничего худого, и тем выполни хотя туже меру» 41 . Кий убо тогда иместе плод, о нихже ныне стыдитеся? Кончина бо оных смерть. «Какой же плод вы имели тогда? – Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их смерть». Какой плод, какую выгоду или какую пользу имели вы от того, что были рабами греха, служили греху, все члены или все свои силы употребляли на служение греху? Никакого плода, или никакой пользы вы не имели: но этого мало, а следствия греха, или дела греха были таковы, что ныне вы их сами стыдитесь; теперь сами видите, как низко, как постыдно, как пагубно это рабство. Видите, как постыдно и пагубно человеку, вместо Бога, служить греху, вместо заповедей Божиих, исполнять требования своих порочных желаний и страстей. Видите, как пагубно, повинуясь владычеству греха, совершать греховные дела, противные Божеской воле. Их конец смерть. Смерть не телесная, но душевная: лишение благодати и всех даров духовных, лишение мира, душевного спокойствия, радости, лишение любви к Богу и надежды на получение будущей блаженной жизни в обителях небесных, страх вечных наказаний, вечная смерть в удалении от лицезрения Божеской славы, во свете которой блаженствуют святые Ангелы и все праведные души. Ныне же свобождшесл от греха, порабощшеся же Богови, имате плод ваш во святыню: кончину же, жизнь вечную. «Но ныне, когда вы освободились от греха, и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная». Апостол, показав прежде своим читателям, христианам, какой плод имели они от греха, теперь раскрывает им, какой плод получают и какого надеяться могут под конец, служа праведности или служа Богу. Освободившись от греха чрез веру в Иисуса Христа, говорит Апостол, вы сделались рабами праведности; а служа правде, вы служите Богу, или стали рабами Богу. Какой же плод вашего служения Богу? – Этот плод ваш есть святость или освящение ваше, и затем , наконец, жизнь вечная. Как от служения греху плодом или последствием были стыд и смерть; так от служения Богу – плод есть святость и жизнь вечная.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010