Скачать epub pdf МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ Во Христе «все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2,3 ) Под мудростью разумею созерцание Сущего ( 8, 338 ). Мудрость есть знание вещей Божественных... и человеческих, также и их причины ( 7, 168 ). Кто имеет небесные понятия о Боге, кто с высокой точки зрения исследовал законы творения и смог, по крайней мере отчасти, постичь благодать Божиего Промысла, тот велик... В таковых вселяется глас Господень. Ибо в подлинном смысле великий презирает все телесное, считая его не имеющим никакой цены по сравнению с невидимым. Никакое обстоятельство его не оскорбит, никакое страдание не сокрушит. Проступки негодных людей не приведут его в возмущение. Нечистота плоти не унизит его – он недоступен унизительным страстям, которые не могут коснуться его по причине высоты его мыслей. Святитель Василий Великий ( 4, 205 ). Не говори с гневом. Да будут слова твои, как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости. Слова мудрейших отцов наших были разумны и премудры, подобным было и молчание их. Преподобный Антоний Великий ( 82, 25 ). Кто вдается в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот поработился страсти любопытства и сильному увлечению мысленным пленением. Преподобный авва Исаия ( 82, 183–184 ). Беседы с тонкими исследователями Бога и чтение тонких исследований о Боге иссушают слезы и прогоняют от человека умиление. Читающий же жития и изречения отцов просвещает свою душу. Изречения безымянных старцев ( 82, 380 ). Христианская премудрость есть Христос, Сын Божий. Как говорит святой Павел: Он «сделался для нас премудростью от Бога» ( 1Кор. 1, 30 ). Он открывает нам тайну познания Небесного Отца. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). И «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11, 27 ). Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2, 3 ), говорит богомудрый Павел. Простой христианин, который научен догматам святой веры, гораздо мудрее, чем Платон и Аристотель и прочие языческие мудрецы. Кто из них уразумел то, что простой христианин познал верой? «Никто из властей века сего не познал» ( 1Кор. 2, 8 ) ( 104, 1150 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Следуя Божественным Отцам, все мы единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенным в Божестве и совершенным в человечестве, истинным Богом и истинным человеком, Его же – состоящим из души и тела, единосущным Отцу по Божеству, и Его же – единосущным нам по человечеству, во всем нам подобным, кроме греха; рожденным прежде веков от Отца по Божеству, и Его же – в последние дни, ради нас и ради нашего спасения, [рожденным] от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа, единородным, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемым (при этом различие двух естеств никак не уничтожается их соединением, а напротив, сохраняется свойство каждого естества, совокупляемого в единое лицо и в единую ипостась), не на два лица рассекаемым или разделяемым, но одного и того же Сына, и единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как учили о Нем в древности Пророки, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как передал нам Символ Отцов наших. Анафематизмы 165-ти святых отцов пятого вселенского собора, константинопольского 553 г. Против «трех глав» 1 . Если кто не исповедует одно естество или существо Отца и Сына и Святого Духа, и одну силу и власть, Троицу единосущную, одно Божество, поклоняемое в трех ипостасях или лицах, тот да будет анафема. Ибо един Бог и Отец, из Которого все, и един Господь Иисус Христос, через Которого все, и един Дух Святой, в Котором все. 2 . Если кто не исповедует два рождения Бога Слова, одно прежде веков от Отца, безвременно и бестелесно, а другое в последние дни, когда Он же сошел с небес, и воплотился от святой славной Богородицы и Приснодевы Марии, и родился от Нее, тот да будет анафема. 3 . Если кто говорит, что иной есть Бог Слово, творивший чудеса, и иной Христос пострадавший, или говорит, что Бог Слово был со Христом, родившимся от Жены, или был в Нем, как иной в ином, а не (говорит, что) один и тот же есть Господь наш Иисус Христос, Слово Божие, воплотившийся и вочеловечившийся, и Его же самого суть чудеса и страдания, которые Он претерпел добровольно плотью, тот да будет анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Так и вы: по наружности кажетесь людям праведными, а внутри наполнены лицемерия и беззакония». Эти два стиха сектанты обходят молчанием, сознавая, что они совершенно не приложимы к православному духовенству. Но за то они с успехом могут быть приложены к самим сектантам, так как нарисованная в них характеристика фарисеев вполне подходит к современным сектантам. Действительно, с внешней стороны жизнь сектантов как будто безупречна, чем и привлекает иногда к себе сочувствие других, но внутри они поистине исполнены беззакония. Не говоря о прочем, достаточно указать на ту диавольскую злобу к православной церкви, ее пастырям и пасомым, какою отличаются сектанты, на то постоянное раздражение, с которым они говорят о предметах православной веры, на ту скрытую ненависть, какую они вообще обнаруживают к православным. Постоянно трактуя о любви Христовой, сектант не даст напиться православному «и чашей холодной воды и не протянет руку помощи, чтобы помочь ему в беде. Где же любовь христианская? Где заповедь Спасителя о любви к врагам, если мы, по их словам, враги сектантов? Что удивительного в том, что сектанты любят своих и благотворят своим? «Не то же и язычники делают?» ( Мф.5:46 и 47 ст.). Ст. 29–33. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведникам, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. Таким образом, вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыны тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?». В означенных стихах, по мнению сектантов, обличаются православные пастыри и вообще православные за то, что почитают св. мощи, сооружают для них богатые гробницы. «Видите,– говорят они, – что Господь строго осуждает вас за это». Но Господь осуждал фарисеев и книжников совсем не за то, что последние сооружали гробницы праведникам, а за притворство и лицемерие. Говоря «если бы мы жили во дни отцов наших; то не были бы их сообщниками в пролитии крови пророков, фарисеи и книжники, в тоже время, готовились пролить кровь Святейшего Сына Божия, чем ясно доказывали, что слова их неискренны, и что они нисколько не лучше своих предков, избивших пророков, а их достойные потомки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Вот почему Еретичество должно приписывать преимущественно папству и духовенству Латинской церкви, а не народу, который причастен еретичестве невольно. И мы, называя Латинскую церковь раскольнической и еретической, разумеем по преимуществу папство и духовенство этой церкви. Папы, а не народ Римской церкви, были главными виновниками отделения Запада от Востока; папы, духовенство и богословы, а не народ, измышляют ложные мнения и провозглашают ложные догматы и научают народ веровать так, как сами веруют. Папы, латинское духовенство и подобострастные папе богословы несравненно виновнее в расколе и еретичестве, нежели народ Латинской церкви еще и потому, что народ в огромном большинстве не имеет возможности знать, что вера его, которую он принял от отцов своих и в которой его наставляют пастыри, не есть вера правая, апостольская; тогда как папы, духовенство и богословы знают Священное Писание , творения святых отцов древней Церкви, определения и правила соборов ее, церковную историю, одним словом, имеют все способы знать истину и отличать от нее ложь. Если, тем не менее, папы, пастыри и богословы Латинской церкви удерживают старые лжеучения и измышляют новые и признают их благочестивыми догматами веры, то к ним можно применить слова Иисуса Христа, обращенные к фарисеям: Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас ( Иоан. 9:41 ). Если, далее, папы, пастыри и богословы латинские не только сами пребывают в заблуждениях, но и распространяют эти последние в народе своей церкви, научая народ веровать так, как сами веруют, выдавая человеческие лживые мнения за божественные догматы, если они усиливаются распространить свою неправую веру даже среди народов, исповедующих истинную христианскую веру, то будет ли несправедливостью назвать их, как и фарисеев, вождями слепыми и сказать им: Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете ( Матф. 23:13 )? Заблуждения латинян в учении об нисхождении Святого Духа и от Сына, о евхаристии и другие

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

И еще: Однажды ученики Христа забыли взять хлебов. « Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского » ( Мф.16:5–12 ). И только тогда, когда Господь пред вознесением Своим « отверз им ум к уразумению Писаний » ( Лк.24:45 ), святые апостолы получили благодатную способность к изъяснению Божественных Писаний. Теперь понятно, кому в Церкви были предоставлены право и власть быть толковниками Писаний. Эти права и власть были дарованы Господом Своим Апостолам, которых Он Сам просветил к уразумению Св. Писаний. Просвещенные Божественной Благодатию св. Апостолы изъяснили людям св. Писания, как бывшие до них, так и ими самими написанные. Эти толкования св. апостолов вошли в св. Предание и были впоследствии записаны св. Отцами и учителями Церкви. Следовательно, единственно истинными и безошибочными толкованиями на св. Писание являются исключительно толкования Отцов и Учителей Церкви, так как толкования эти записаны по преданию от св. Апостолов, которым Сам Господь, как сказано в евангелии, «отверз ум к уразумению Писаний» ( Лк.24:45 ) Вот почему, по учению Православной Церкви, никто из верующих не может изъяснить Писание по-своему рассуждению, а лишь на основании святоотеческих толкований. Даже пастыри Церкви и те обязаны «не иначе толковать писания, как св. Отцы и Учители Церкви великим согласием истолковали». Отсюда понятно, что всякое толкование Писания, не согласное с изъяснениями св. Отцов Церкви, должно быть признано неправильным и ошибочным. Слово Божие строго осуждает всех непризнанных толковников Писания. Так св. апостол Петр пишет, что « невежды и неутвержденные » взявшись за толкование Писаний, «к собственной своей погибели превращают» их ( 2Пет.3:15 ). А книга Деяний в пример и обличение сектантам повествует об одном, несомненно просвещенном и благочестивом муже, который, читая св. писание, не решился сам изъяснять его, а обратился за этим к св. Апостолу Филиппу. « Филипп подошел и, услышав, что он (вельможа царицы Эфиопской) читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня?... Филипп отверз уста свои и, начав от сего писания, благовествовал ему об Иисусе » ( Деян.8:30–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Многократно бывало в истории, что Господь посылал тяжелые испытания для очищения церквей. «Кого Я люблю, тех и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» ( Откр.3:19 ). Не раз омрачалась жизнь Церкви внутренними раздорами и разделениями настолько, что нужно было, по выражению отцов Церкви, «восстанавливать единение». Бывало, что отдельные поместные церкви сдвигались надолго со своего основания. В Откровении св. Иоанна Господь повелевает предупредить ангела Ефесской церкви, той церкви, в которой так недавно ап. Павел «три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждаго» ( Деян.20:31 ), всенародно и по домам, – предупредить, чтобы он покаялся в том, что оставил прежнюю любовь, и творил бы прежние дела: «если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места, если не покаешься» ( Откр.2:5 ); повелевает также написать ангелу Лаодикийской церкви: «как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слаб и наг» ( Откр.3:16–17 ). На все времена оставил тайнозритель в этих словах предупреждение каждой поместной церкви 46 . К скорби Церкви, многие области, теряя чистоту исповедания, совсем порвали связь со вселенской Церковью и увлекли с собою других. Так образовался, рядом с Православной Церковью, широкий мир, по вере христианский, но от нее отделяющийся, нередко с ней враждующий, мир различных исповеданий христианских «не православных». Православная Церковь признает за ним общее для себя и для него имя «христианства». Древняя Церковь не отказывала в этом общем имени тем, кто принимал и исповедывал все учение Церкви, но, как часто бывало в то время, продолжал еще оставаться не крещенным; многие из таких лиц стали мучениками за Христа, крестившись собственной кровью. В наше время принято оставлять его также и за теми, кто крещены и исповедуют веру христианскую, хотя и не чисто и хотя они не принадлежат к Церкви Православной. Второй Вселенский собор в постановлении о способах принятия в Церковь еретиков, говорит, в частности, следующее о монтанистах, не имевших вообще у себя водного крещения: «принимаем их как язычников. В первый день делаем их христианами , во второй оглашенными, потом в третий – заклинаем их с троекратным дуновением в лицо и уши их и заставляем их долгое время пребывать в церкви и слушать Писания; и потом уже крестим их» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

  34. Библейские тексты о непогрешаемости церкви    И Я говорю (говорит И. Христос) тебе: (ап. Петру) ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф. XVI:18).    Сие пищу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть церковь Бога живого, столп и утверждение истины. И беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принять верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. III:14 – 16).    Ибо Ему (И. Христу) надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор. XV:25).    И Я (И. Христос) умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлеть Отец во имя Мое, научить вас всему, и напомнить вам все, что Я говорил вам (Иоан. XIV:16 – 26).   35. Изречение св. отцов церкви о непогрешимости церкви 1. Св. Феофил Антиохийский: „для мореходцев Бог назначил в убежище острова, а для мира, обуреваемого грехом, даровал Святые церкви, в которых соблюдается учение истины“ („Ad Aumol». lib. XI, сар. 14).2. Св. Киприан, еп. карфагенский: „истинная, спасительная и святая вода церкви (так называет св. отец ее учение) не может измениться и повредиться, как и сама церковь неповрежденна, чиста и целомудренна“; и в другом месте: „те, кои отпали от Христа, по вине своей погибнут, но церковь, которая во Христа верует, и то, что познала однажды, содержит, никогда совершенно не отпадает от Него“ („Cyprian. Epism. LXXIII ad Jubaianum ет Epism. LV“).3. Св. Кирилл Иерусалимский: („церковь) без всякого повреждения преподает все догматы, которые нужно знать людям» („Сатнесн.» XVIII, n. 23).4. Блаж. Августин: „церковь не уклонится во веки веков: ибо она есть предуставленный столп и утвержение истины‘‘ („In verba 1 ad Timomh. III, 14“).5. Св. Кирилл Александрийский: „церковь непреоборима совершенно, имея Христа основанием и непоколебимою опорою“ („In lib. IV, Ог. 2, Conf. in Sophon n, ХХ“).6. Посему-то и „мы (скажем словами святейших патриархов восточных) не только убеждены, но и несомненно исповедует, как твердую истину, что кафолическая (а не частная какая-либо) церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий чрез вернослужащих отцов и учителей церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» („Посл. о прав. вере“, чл. 12; сн. „Введение в православное Богословие“ – Макария, 1847 г., стр. 530, 531, 532, 535 и 543).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Вопрос 741. Некто из отцов имел у себя друга, которого он любил о Господе, и все считали его за православного, но он оказался еретиком по своему мудрованию; тогда те, которые имели любовь к нему, оставили его. Услышав же впоследствии, что он хочет явно отступить от Церкви, вздумали пойти и поклониться ему, опасаясь, чтобы он не сделал этого от печали и не приписал бы им вины сего поступка; но прежде пошли и вопросили о сем Старца. Ответ. Болезнь есть болезнь; итак, не показывайте притворных знаков (внимания), ибо вы поклонитесь ему не потому, что вы виновны против него, но для того, чтобы он не отступил от Церкви. Вопрос 742. Те снова спросили Старца: если же он сделает это (то есть явно отступит от Церкви), и мы встретимся с ним, — приветствовать ли его или нет? Ответ. В каком вы расположении находитесь ко всем таковым, в таком же пребывайте и к нему, считая его в том же числе. Вопрос 743. Если кто войдет в церковь во время службы, и прежде окончания выйдет из нее, — не грешно ли это? Ответ. Совершенное и богоугодное дело состоит в том, чтобы вошедший в церковь слушал Писание и пребывал при службе до совершенного окончания оной; ибо без уважительной причины не следует выходить из церкви прежде конца службы, потому что это есть презорство. Если же предстоит нужда, то это прощается; но и в таком случае человек не должен оправдывать себя, а просить прощения у Бога, говоря: «Владыко! Прости меня, что я не мог исполнить должного». Вопрос 744. Можно ли кому беседовать в церкви? Ответ. Отнюдь не должно кому бы то ни было беседовать в доме Божием во время святой литургии, но упражняться в молитве и тщательно слушать Божественное Писание, возвещающее то, что служит ко спасению душ наших. А как скоро будет нужда сказать что-либо, то должно сказать кратко, ради благоговения и страха к настоящему времени, и считать сие дело не иначе, как в осуждение себе. Вопрос 745. Если я не хочу беседовать (в церкви), но некоторые из отцов начнут беседовать со мною, — как поступить мне, чтобы они не соблазнились молчанием, считая оное презрением к себе?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Вопрос 741. Некто из отцов имел у себя друга, которого он любил о Господе, и все считали его за православного, но он оказался еретиком по своему мудрованию; тогда те, которые имели любовь к нему, оставили его. Услышав же впоследствии, что он хочет явно отступить от Церкви, вздумали пойти и поклониться ему, опасаясь, чтобы он не сделал этого от печали и не приписал бы им вины сего поступка; но прежде пошли и вопросили о сем Старца. Ответ. Болезнь есть болезнь; итак, не показывайте притворных знаков (внимания), ибо вы поклонитесь ему не потому, что вы виновны против него, но для того, чтобы он не отступил от Церкви. Вопрос 742. Те снова спросили Старца: если же он сделает это (то есть явно отступит от Церкви), и мы встретимся с ним, — приветствовать ли его или нет? Ответ. В каком вы расположении находитесь ко всем таковым, в таком же пребывайте и к нему, считая его в том же числе. Вопрос 743. Если кто войдет в церковь во время службы, и прежде окончания выйдет из нее, — не грешно ли это? Ответ. Совершенное и богоугодное дело состоит в том, чтобы вошедший в церковь слушал Писание и пребывал при службе до совершенного окончания оной; ибо без уважительной причины не следует выходить из церкви прежде конца службы, потому что это есть презорство. Если же предстоит нужда, то это прощается; но и в таком случае человек не должен оправдывать себя, а просить прощения у Бога, говоря: «Владыко! Прости меня, что я не мог исполнить должного». Вопрос 744. Можно ли кому беседовать в церкви? Ответ. Отнюдь не должно кому бы то ни было беседовать в доме Божием во время святой литургии, но упражняться в молитве и тщательно слушать Божественное Писание, возвещающее то, что служит ко спасению душ наших. А как скоро будет нужда сказать что-либо, то должно сказать кратко, ради благоговения и страха к настоящему времени, и считать сие дело не иначе, как в осуждение себе. Вопрос 745. Если я не хочу беседовать (в церкви), но некоторые из отцов начнут беседовать со мною, — как поступить мне, чтобы они не соблазнились молчанием, считая оное презрением к себе?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Необходимы два начала, друг друга обусловливающие и дополняющие, вера и любовь. „Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» ( Гaл. V, 6 ). „Обрезание ничто, а все в исполнении заповедей». ( 1Kop. VII. 19 ). Главное в том чтобы верующие „жили достойно благовествования Христова» ( Фuл. I, 27 ), потому что только при этом условии жизнь членов тела Христова будет полным следованием завету Христову. „Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Божия Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» (1 Ио. Ш, 23). В святоотеческих творениях тоже как бы два течения. С одной стороны идея единой спасающей веры есть одна из самых обычных и самых любимых отеческих идей. Спасение верою являлось для них той благою вестью, которая переродила мир и привела его к познанию Бога. „Эта вера, говорит Климент Александрийский , есть единое всеобщее спасение человечества» 429 . Св. Иоанн Златоуст в древней церкви, св. Тихон Задонский у нас могут быть названы такими же глашатаями единой спасающей веры, каким в апостольский век был св. апостол Павел 430 . Другие хотя и не так постоянно, однако проводили ту же мысль, доказывая тем единство учения у всех 431 . Прежде всего, весьма часто в Св. Писании вера во Христа противополагается неверию, т. е. коснению в язычестве или иудействе. Верующий в таком случае будет значить: человек принявший крещение и вступивший в общество учеников Христа. В отеческое время к этому присоединилась еще черта. Тогда в церкви происходили почти непрерывные догматические споры. Поэтому истинным последователем Христа в устах отцов церкви был только тот, кто принимал все догматы Церкви. Таким образом, вера во Христа в некотором смысле отожествилась с правоверием с to dogmaticon eidoV thV pistewV 436 . Нередко эта вера, т.е. бытие в церкви и принятие церковных догматов называется в Св. Писанием и Преданием единым спасением человека. Вера церковная называется „животворящей верой» 437 . Но это, конечно, потому, что в умах священных писателей и отцов церкви было вполне ясно отношение между учением и жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010