Возражение 2 . Далее, молитва, проповедь , божественные хвалы – все это в высшей степени духовные действия. Но святым платят за их молитвы, согласно сказанному [в Писании]: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» ( Лк. 16, 9 ). И сеющим духовное проповедникам, по словам апостола ( 1Кор. 9, 14 ), должно давать преходящие вещи. Кроме того, кое-что дается и тем, которые в порядке церковного служения возносят божественные хвалы и участвуют в процессиях, а подчас им даже назначают ежегодный доход. Следовательно, получать кое-что за духовные действия законно. Возражение 3 . Далее, наука не менее духовна, чем власть. Но за использование науки получать деньги законно; так, адвокат может продавать свою праведную защиту, врач – медицинскую консультацию, мастер – обучение своему ремеслу. Следовательно, точно так же и прелат должен иметь право получать нечто за использование своей духовной власти, например, за исправление, разрешение и тому подобное. Возражение 4 . Кроме того, монашество – это состояние духовного совершенства. Но в некоторых монастырях требуют нечто от тех, кого они принимают. Следовательно, требовать что-либо за духовные вещи законно. Этому противоречит следующее постановление: «Категорически запрещено брать плату за то, что дается утешением невидимой благодати, требуя за это деньги или прося о каком-либо ином виде возмещения». Но все духовные вещи даются невидимой благодатью. Следовательно, требовать за них плату или какое-либо иное возмещение незаконно. Отвечаю: подобно тому, как таинства называются духовными постольку, поскольку они сообщают духовную благодать, точно так же некоторые другие вещи называются духовными постольку, поскольку они проистекают из духовной благодати и располагают к ней. При этом такие вещи являются доступными благодаря людскому служению, согласно сказанному [в Писании]: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» ( 1Кор. 9, 7 ). Следовательно, продавать или покупать духовное при осуществлении этих действия является симонией. А вот получать или давать нечто ради поддержания тех, кто служит духовному, если это соответствует уставам Церкви и существующим обычаям, законно, поскольку в таком случае отсутствует намерение купить или продать. При этом важно, чтобы также отсутствовало и принуждение тех, кто не желает ничего давать, каковым [принуждением] был бы отказ им в предоставлении духовных вещей, что означало бы наличие симонии. Однако после свободного предоставления духовных вещей допустимо в соответствии с установленными законами, общепринятыми правилами и другими долженствованиями по решению предстоятеля взыскать с тех, кто не желает, хотя и может платить.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Европейское Просвещение, интеллектуальное движение, сложившееся b XVIII веке, было очень неоднородным явлением, включавшим в себя очень разных людей и очень разные идеи, и было бы неверно считать его однозначно антихристианским. Тем не менее оно помогло сформулировать альтернативное Великое Повествование, которое, как и христианство, определяло место человека в мире — и определяло по-другому. Согласно взглядам «философов», как их называли в то время, все человеческие установления — обычаи, государство, религия — подлежали оценке и пересмотру с точки зрения разума. Большинство философов не были атеистами, но враждебно относились к Церкви и любой религии Откровения вообще. Религия виделась им опорой деспотизма, противным разуму суеверием, источником нетерпимости и вражды — и большинство нападок на религию, которые мы слышим сейчас, были сформулированы уже тогда. Человечество, как его видели философы, растет, движется по пути мультикультурная (у нас говорят «многонациональная») страна, поэтому оказывать явное предпочтение христианским символам — значит дискриминировать всех остальных. Поэтому, по убеждению мультикультуралистов, праздничные символы должны быть религиозно-нейтральными — или отсутствовать. А Санта-Клауса оставить Парад Санта-Клаусов в Сан-Франциско. Фото John Curley Интересно, что иногда сами представители нехристианских религий, в чьих интересах якобы такая «нейтральность» наводится, выступают против нее. Например, британский мусульманский лидер шейх Ибрагим Могра говорит: «полагать, что Рождество или рождественские украшения оскорбляют мусульман — полный абсурд... Мы с уважением относимся к Христианству». Раввин Джонатан Сакс (еще недавно, в бытность свою главным раввином Британии) высказался так: «Иудейская — и другие религиозные общины Британии — очень любят, когда христиане празднуют Рождество. Когда я иду на Трафальгарскую площадь и слышу Рождественские песнопения, меня это только радует». Очень часто ссылки на «многонациональность» и «мноконфессиональность» выдают совершенно определенное исповедание — воинствующий секуляризм, одинаково враждебный к любой религии и одинаково чуждый любой конфессии. Поэтому всегда имеет смысл уточнять, от имени каких именно «многих конфессий» выступает наш оппонент и каким образом они уполномочили его представлять их интересы.

http://foma.ru/poxititeli-rozhdestva-voz...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О ФОРМАТЕ СМИ И НЕ ТОЛЬКО 6 мин., 01.10.2010 Как соотнести формат журнала, телеканала или сайта с тем или иным богословским и историко-культурным наследием Православия? Как на страницах ежедневной газеты рассказывать о том, что такое повседневная жизнь Церкви и ее глубинная жизнь — церковное Предание? Возможно ли это вообще? И если нет, то какие ограничения накладывает формат СМИ и как его максимально эффективно использовать? О чем бы мы ни говорили — о прессе, радио, ТВ, интернете — у СМИ как феномена есть своя специфика и свои, если угодно, пределы. Часто можно услышать такое воздыхание: «Эх, нам бы православный телеканал! Тогда все быстро станут православными!..» В этой связи я всегда вспоминаю о том, что не раз и не два слышал от православных телевизионщиков  призывы с большой осторожностью относиться к телепередачам, пусть даже и православным, не подменяя ими молитвенную жизнь, будь то домашние молитвы или молитвы в храме. Телевизор, как шварцевская «тень», должен знать свое место. Это ни в коей мере не принижает того огромного значения, не умаляет той важнейшей роли, которую в современной жизни играют масс-медиа. Это просто позволяет не возлагать на журналистов бремена неудобоносимые. И не возбуждать заведомо ложных надежд на то, что с помощью ТВ можно возвыситься духом легко и комфортно. Нельзя пытаться взлететь с помощью автомобиля или в телескоп увидеть молекулы, — их, собственно говоря, и не в каждый микроскоп увидишь… Именно от адекватности восприятия специфики СМИ и зависит во многом тот самый пресловутый профессионализм, которого, по часто высказываемому общему мнению, многим православным СМИ по-прежнему не хватает. …Как-то раз я присутствовал на обсуждении концепции нового православного издания. В ней было все: от конкретных мер по полному и безоговорочному спасению России до псевдобогословских выкладок и очень странной историософии. Не было только одного: базовых медийных параметров, без которых нельзя сделать СМИ (целевая аудитория, тираж, периодичность, ареал и способ распространения и т. д.) Почему возникла такая ситуация? Потому что напрочь отсутствовало понимание того, что такое СМИ… Конечно, можно благочестиво сказать, что Господь упас нас от такого издания. Но так ли уж одиноки его инициаторы? Ведь и толковые люди могут быть лишенными такого понимания.

http://foma.ru/o-formate-smi-i-ne-tolko....

Фома Аквинский, как и другие схоластики, учил, что доказать существование Бога можно философскими аргументами. Что случилось с этими доказательствами, когда прогресс критической и научной мысли вместе с новыми открытиями предложил альтернативные объяснения чуду сотворения и «закономерности» природы? От Галилея до Дарвина миф об особом месте человека среди живых существ, коренившийся в вере в библейские традиции, все больше подрывался; наука предлагала альтернативные и все более убедительные объяснения. Поскольку схоластика давала опору религии в концепции возможности доказательства существования Бога, что могло бы произойти с религиозными переживаниями, когда эта мысленная концепция утратила обоснованность? Четырнадцатое столетие ознаменовалось открытием нового модуса мышления. Новые формы мышления и другие важные социальные факторы вызвали ускорение изобретательства, что прямо вело к конкретному, критическому подходу, которому суждено было стать основой научного мышления и технического развития. (Льюис Мамфорд справедливо предостерегал против современного клише, согласно которому Средневековье было «статичным», а до Ренессанса отсутствовал технический прогресс.) Главенствующей фигурой в новом витке развития философии был [англичанин] Уильям Оккамский (Уильям Оккам), выдающийся философ XIV века. Значение Оккама и как теолога, и как философа заключается в отвержении им метафизических заключений средневекового реализма, который учил, что понятный порядок абстрактных сущностей и необходимых отношений онтологически предшествовал более «реальным» конкретным предметам и возможным событиям; т. е. интеллект может показать первопричины существующего порядка и в конце концов существование Бога. Оккам, находившийся в радикальной оппозиции к этим взглядам, переработал философию на основе радикального эмпиризма, предполагавшего очевидным базисом всякого знания прямое наблюдение за отдельными предметами и конкретными явлениями. Вера Оккама в Бога не могла быть ни опровергнута, ни доказана философскими рассуждениями или наблюдениями. Благодаря радикальному отходу Оккама от схоластической метафизики упор в его теологии переместился с размышлений о Боге к непосредственным субъективным переживаниям. Более того, он освободил веру в Бога от опасности уничтожения научными прозрениями. Разум не мог бы ни доказать, ни опровергнуть существование Бога; основой веры могло быть только внутреннее переживание. Мнения о том, что мысленная концепция «Бог как верховный правитель» была обусловлена исторически и что, не будь Ближний Восток местом происхождения христианства, эта концепция не была бы избрана, были, конечно, чужды состоянию умов в XIV столетии. Когда внимание переместилось с мысленной концепции на опыт, первая потеряла свое значение.

http://predanie.ru/book/220497-meyster-e...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Казачество в СССР: хроника репрессий 2 мин., 16.07.2012 1. Отмена традиции казачьей воинской службы 12 декабря 1917 года — Обращение Совета народных комиссаров «Об отмене обязательной воинской повинности и об установлении полной свободы передвижения казаков» за подписью Владимира Ленина: «Отменить обязательную военную повинность казаковъ и заменить постоянную cлyжбy kpamkocpoчhымъ oбyчehieмъ npu cmahuцaxъ, установить полную cboбoдy nepeдbuжehiя kaзakobъ». На самом деле — уничтожение сложившейся военизированной структуры казачьих войск и сведение на нет одного из основных достоинств казачьих сообществ — способности к быстрой мобилизации и приведению в боевую готовность. 2. Попытка спровоцировать раскол внутри казачества 21 декабря 1917 года — Обращение Совета народных комиссаров «Трудовым казакам»: призыв «сбросить покорность офицерам, помещикам, богачам». На самом деле — попытка вбить клин между «казаками-помещиками» и «казаками-тружениками». Однако в реальной жизни почвы для разжигания классовой борьбы внутри казачьих сообществ практически не было, потому что фактически отсутствовало деление на классы.  3. Решение о начале террора 24 января 1919 года — циркулярное письмо организационного бюро ЦК РКП(б) партийным организациям Дона и Приуралья — основной декрет советской власти по отношению к казакам: «Признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью… Конфисковать хлеб… Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи…». 4. Прямые репрессии 28 февраля 1919 года — секретная инструкция руководителям советской власти Уральской области: «Все семьи оставшихся в рядах казачьей армии после 1 марта объявляются арестованными и заложниками… В случае самовольного ухода одной из семей, объявленных заложниками, подлежат расстрелу все семьи, состоящие на учете данного Совета…

http://foma.ru/kazachestvo-v-sssr.html

— У разных народов — по-разному. Я засмеялась. — Ты, теть Тань, не классическую литературу, случайно, преподаешь? — Нет, математику, — улыбнулась она. — Так что, берешься за работу? — Завтра же и начну. Тетя Таня хотела еще что-то сказать, но я перебила, вспомнив про бедного Толика. — Теть Тань… — Беги-беги, он уж заждался, наверно. — Кто? — Тот, кто у подъезда стоит. Я восхищенно покачала головой. — К тому же еще и экстрасенсорные способности! — А то! Поболеть иногда полезно, дорогая моя девочка. «Может быть, но не так, не смертельно», — подумала я, выходя на лестничную площадку. Когда я пришла к тете Тане через несколько дней, она сразу спросила о картине. А я, честно говоря, забыла о своем обещании и как-то отшутилась, дескать, ищу очевидцев цветущего персика. — Ты знаешь, Мариша, — сказала она, — я, очевидно, убедила себя, что ли, в том, что мне поможет твоя картина. И я жду ее. Самовнушение — великое дело! — Эффект плацебо. — Вроде того. Мне вспомнился рассказ О.Генри «Последний лист». Помнишь? Но в жизни не в книге — все проще и страшней. Это я уже, слава Богу, тогда начинала понимать. Где бы увидеть тот родник! В России живем. Ни с каким посохом такого родника не отыщешь. Мне искренне хотелось доставить радость крестной, я старалась и часами стояла у мольберта, закрывала глаза и пыталась представить себе цветущий персиковый сад, но воображение мое выдавало только вишни да яблони. Все мои книжные познания никак не хотели транспонироваться на холсте. Постепенно работа захватывала меня, но по-прежнему в том, что я делала, отсутствовало главное — живой цветущий персиковый сад.С того дня я принялась за картину. Первая трудность возникла сразу: я никогда не видела персикового дерева — ни без цвета, ни в цвету. Как оказалось, и среди знакомых не нашлось очевидцев. Полезла в энциклопедию, нашла в библиотеке спецлитературу — прочла все, что можно было о персике. Узнала немало интересного. Например, в мифологии цветок персика символизирует весну, женское обаяние, мягкость, девственность и чистоту. Не только у китайцев это дерево традиция связывала с бессмертием, древом жизни его называли и японцы, и многие другие народы использовали дерево персика в охранительной магии, изготавливали из него амулеты и талисманы, считая, что персик прогоняет злых духов. Даже у древних христиан персик с листом у черешка символизировал одну из добродетелей — молчание. Я нашла китайское стихотворение, которое заканчивалось словами:

http://foma.ru/persikovyij-sad.html

Для успеха восприятия служил и особый стиль проповеди. В своё время Фома Млодзяновский прославился тем, что его проповеди были похожи на непринуждённую беседу. В них отсутствовала чёткая структура, и создавалось впечатление, что перед нами импровизация, проповедник раскованно делится со слушателями теми мыслями, что приходит ему в голову. Нередко он внезапно задавал неожиданные вопросы и отвечал на них сам или же предоставлял право голоса святым или Самому Господу − говоря за них перефразами из Священного Писания , святоотеческих сочинений или житий, разумеется. Периодически создавалось впечатление, что проповедь – это не монолог и даже не диалог с паствой, а многоголосый разговор. Проповедник то разыгрывал небольшие интермедии, в которых общались персонажи Священной истории, то начинал собеседовать и даже вступать в спор с героями своего рассказа: святыми, ангелами и самим Богом. Подобное сближение проповеди с театром было, в целом, закономерным следованием в русле стилистики эпохи барокко. Театр претендовал на роль доминирующего искусства, и элементы театрализации пронизывали всё, от изобразительного искусства и поэзии до общественной жизни, находя логическое завершение в философских рассуждениях о «мире-театре» 627 . У эстетов артистизм проповедников вызывал отторжение, однако они вынуждены были признавать, что подобный стиль проповеди обеспечивал ей неизменный успех у паствы 628 . Ростовский владыка мастерски перенял «разговорную» манеру проповеди Млодзяновского, время от времени задавая вопросы, вызывающие любопытство в слушателях и отыскивая некие недоумения в словах и поступках действующих лиц Священной истории − естественно, подлежащие разъяснениям по ходу проповеди 629 . Эти приёмы, естественно, помогали завоевать внимание слушателей и ставили перед необходимостью постигнуть, о чем идет речь в проповеди. «Диалог» со святыми стал одним из основных творческих приёмов святителя − его в той или иной форме можно встретить почти в каждой проповеди, а в некоторые «поучениях» он становится основным структурным элементом. Например, в слове в неделю вторую по Св. Духе проповедь построена как обращения проповедника с вопросами к различным святым. Причём, когда речь заходит о покаянии, диалог становится весьма оживлённым: митр. Димитрий обращается к святым с упрёками, предлагая поступить с позиции «здравого смысла». Так, он рассуждает: «Воспомяни здесь и жену грешную в Евангелии, яже ставши при ногу Его созади начать нозе Его омывати слезами. Святый верховный Апостоле Петре, теплый по Христе ревнителю! Отрини жену блудную от ног Христовых, и от того места, на нем же вы возследователи Христовы стоите. Прочь греховный смраде, от чистоты Источника! Не бранит ей Петр Святый стояти на Апостольскем месте и прикасатися ного Христовых» 630 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все дошедшие до нас рукописи Нового Завета, написанные на греческом языке, по типу письма разделяются на унциальные и минускульные. Унциальный шрифт состоит только из прописных букв (он получил свое название от унции — мелкой монеты, размеру которой приблизительно соответствовали буквы), минускульный — только из строчных. Все древние рукописи Нового Завета — унциальные; начиная c IX века преобладают минускульные рукописи. При письме обоих типов, будь то унциал или минускул, не употреблялись многие вспомогательные приемы организации текста, которые характерны для со­временной эпохи. Так, не было отличия между прописными и строчными буквами: все буквы были или прописными (в унциале), или строчными (в минускуле). Отсутствовало деление текста на абзацы. Практически полностью отсутствовала пунктуация: между предложениями не ставились точки, между частями предложения — запятые; отсутствовали вопросительные и восклицательные знаки, кавычки и другие привычные для нас формы организации текста. Более того, текст писался без промежутков между словами. Древняя рукопись — это сплошная вязь букв, либо крупных, либо мелких. Правил переноса не существовало. Многие священные имена и некоторые наиболее употребительные слова писались сокращенно. Все это затрудняло понимание текста и становилось причиной многочисленных различий в толковании отдельных мест Священного Писания, а также появления разночтений при переписывании текста. Возникновение и распространение минускульных рукописей ученые связывают с постепенным развитием в византийской традиции культуры чтения про себя. Следует отметить, что в древности — как в хрис­тианской, так и в античной — читать про себя было не принято: книги читали только вслух. Даже находясь наедине с собой, человек читал устами, а не глазами. Вспомним рассказ из Деяний апостольских: ...Муж Ефиоплянин, евнух возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? (Деян 8 :27–30). Если бы евнух, сидя на колеснице, читал книгу про себя, Филипп не услышал бы, что он читает.

http://foma.ru/kak-sozdavalis-i-vyiglyad...

— Я не люблю, когда завоет этот проклятыи восточныи ветер... — проворчал Старыи, набивая новую трубку. — И без него тошно... Это метеорологическое замечание не встретило отклика. О чем тут говорить — кому же может нравиться сибирская вьюга? Старыи делался болтлив и говорил о таких вещах, о которых из простого приличия лучше было молчать. Из трех мужчин, сидевших пред камином, Старыи был моложе всех, а свою кличку получил в качестве мужа Евгении Ивановны, следовательно, хозяина дома. Это был белокурыи чахоточныи субъект, умиравшии в течение зимы и оживавшии на лето. В его серых слезившихся глазках мелькало временами жесткое выражение, как у попавшегося в ловушку хищного зверька. Два других субъекта являлись противоположностью Старого, особенно седои Капитан, сидевшии рядом с Евгениеи Ивановнои. Его бронзовое, заветренное лицо дышало несокрушимым здоровьем, как и вся мощная фигура, точно под старым, заношенным сюртуком было не живое тело, а какая-то монументальная бронза. Щетинистые седые усы придавали Капитану суровыи вид. Третии мужчина сидел прямо на полу, сложив короткие жирные ножки калачиком. Добродушное русское лицо, обросшее клочковатои бороденкои, выдавало духовное родопроисхождение, хотя обладатель этои бороды и называл себя по неизвестнои причине «оптиком». Все права на это название заключались только в болезненно-пристальном взгляде узеньких серых глаз, точно Оптик все хотел что-то припомнить или кого-то узнать. В деиствительности Оптик был самым простым расстригои из монастырских служек. Вообще, компания была приличная... Вспыхивавшее в камине пламя точно выхватывало из окружавшеи темноты то закоптелую стену, то покрытыи сажеи потолок из горбинника с повисшими прядями черного мха, то простои деревянныи стол в углу. Обстановка была не из богатых, вернее сказать — она совершенно отсутствовала. Да и дело было не в обстановке, а в тепле, которое давал топившиися камин. Печи не было, а был камин, по-местному — чувал. Тепло делалось только во время его топки, потому что прямая труба чувала не задерживала этого тепла, а выносила, как вентилятор. Когда камин прогорал, одному из мужчин по очереди приходилось лезть на крышу и кутать трубу обледенелои старои рогожкои и пластом хвороста. Работа была неприятная, особенно когда там, наверху, насквозь прохватывал леденящии ветер, а глаза слепило мелким сухим снегом, точно кто бросал прямо в лицо горсти песку. Сегодня была очередь Оптика, и он вперед переживал жуткое и неприятное ощущение, которое получалось каждыи раз при быстрои потере накопленнои у топившегося чувала теплоты.

http://foma.ru/rozhdestvenskie-rasskazy-...

Уверение апостола Фомы      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 12:05 мин. Размер 11.6 Mb ) Христос Воскресе! Сегодняшний воскресный день посвящен апостолу Фоме, который в народе получил прозвище «Фома неверующий». Чему же все-таки не поверил Фома: тому, что Иисус воскрес из мертвых? Или тому, что другие ученики видели Его воскресшим? Имя Фома имеет еврейское происхождение и означает «близнец» (). Вполне возможно, что апостол первоначально был рыбаком (см.: Ин. 21: 2). Фома был призвал Христом стать одним из двенадцати апостолов (см.: Мф. 10: 2–4; Мк. 3: 14–19; Лк. 6: 13–16). Когда умер Лазарь, и Иисус, за Которым уже охотились иудеи, направился в Иерусалим, Фома выразил свое желание пойти за Христом и вместе с Ним умереть (см.: Ин. 11: 16). Во время прощальной беседы Господа с учениками Фома задавался вопросом: как, откуда апостолы могут знать путь восхождения Сына Человеческого к Отцу Небесному? (см.: Ин. 14: 5). Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал в тот день, когда Спаситель явился апостолам по Воскресении из мертвых. Не увидел он Христа Воскресшего и засомневался: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). Явившись апостолам вновь «после восьми дней», Иисус предложил Фоме вложить руку в Свои ребра. Евангелие не сообщает нам подробностей, действительно ли вложил Фома перст в раны Спасителя или нет. Блаженный Феофилакт Болгарский считал, что Фома прикоснулся к ребру Иисуса . По Толковой Библия Лопухина, Фома отказался осязать раны на теле Христовом. Увидев живого Христа своими глазами, Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28). Буквалистичность описания данного события должна убедить нас в том, что, несмотря на появление Спасителя среди учеников при закрытых дверях, Его тело не было призрачным. Это был тот самый Иисус, на груди Которого еще недавно возлежал любимый ученик. Это был тот самый Иисус, Которого били, повели на Голгофу и распяли. Хотя на третий день Его тело не нашли во гробе, но Его видела Мария Магдалина, жены-мироносицы ухватились за Его ноги (см.: Мф. 28: 9), в селении Эммаус Он преломил хлеб с двумя путниками (см.: Лк. 24: 30), в Сионской горнице Он показал апостолам Свои раны и ел пред ними печеную рыбу, чтобы доказать, что Он – не призрак (см.: Лк. 24: 42–43), а Сын Божий, «пришедший во плоти» (ср.: 2 Ин. 1: 7).

http://pravoslavie.ru/112224.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010