Ясно было, что средняя духовная школа совсем не подобна тому блаженному мужу, который поучается в законе Господнем день и ночь. Слабо и даже более чем слабо представляли себе экзаменовавшиеся идейно-богословское содержание толкуемых отделов. Особенно бессодержательны были ответы по изъяснению самого содержательного послания ап. Павла к римлянам. Богословские созерцания великого апостола языков, оказывается, стоят совершенно вне богословского горизонта студентов духовных семинарий. Кроме того, экзаменовавшиеся были бессильны при установлении даже и вербального-то смысла наиболее затруднительных мест, как напр., Мф.24:28 и Лк.17:37 , сопоставление Мф.5:48 с Лев.19:2 , Иак.2:26 , Рим.1:17 . 1Тим.2:15; 3:16 , Еф.1:23 , Евр.11:1. 4 (жертву лучшую). —419— 19 (в притче прият). 21. Много раз эти и подобные места указывались в отзывах и раньше, однако ничуть не заметно, чтобы на указание это было обращено надлежащее внимание. С особенным прискорбием и с некоторой тревогой за будущее академическое изучение Нового Завета комиссия наблюдала тот печальнейший факт, что для желающих поступить в высшую богословскую школу подлинный греческий текст священных книг являлся чем-то вроде китайской грамоты. Незнакомство с греческой новозаветной терминологией и синонимикой, кажется, совершенно не имело никаких границ. Не могли различить γιος от αϑαρς (Орл.), γιος от τλειος (Моск.), πνεμα и ψηχ (Моск.), γαπω и φλω (Моск.), πτωχς и πνης (Калужск.), πορνεα и μοιχα в Μф.5:32 (Калужск.), ϑλημα и επιϑυμα, σμα и σρξ, причем слово σρξ оказывалось совершенно неизвестным (Моск.). Неизвестно было и слово νωσις (Костр.). Студент Московской семинарии, не зная и не понимая слова τλος, не мог согласить Рим.10:4 (кончина закона Христос) с Мф.5:17 (не приидох разорити, но исполнити). По той же малограмотности и даже безграмотности в греческом языке экзаменовавшиеся за немногими исключениями (Виф. – Рим.3:25 , Тульск. – Иак.5:12 ) оказывались совершенно беспомощными, когда им предлагалось объяснить различие между славянским и русским текстами или отдать предпочтение одному из них в таких, напр., местах, как – Ин.6:27 – слав.: делайте, русск.: старайтесь, греч.: ργαζεσϑε (Ряз.), Ин.12:17 (Моск. – смешивал значение τι и τε), Лк.16:1 – слав.: оклеветан бысть, русск.: донесено было (Виф.), Иак.2:18 – слав.: от дел, русск. без дел (Виф.), 2Кор.12:7 – слав.: пакостник плоти, русск.: жало в плоть, греч.: σλοψ τ σαρ (Виф.), Еф.4:16 – слав.: всяцем осязанием подаяния, русск.: посредством всяких взаимно скрепляющих связей, греч.: δι πσης φς τς πιχορηγας (Орлов.). Все отмеченные недостатки почти в равной мере свойственны были всем выслушанным ответам. Несмотря на это, комиссия нашла возможным делать сравнительно высокую балловую оценку, имея в виду не столько запас знаний экзаменовавшихся, сколько степень обнаруженной ими вдумчивости, сообразительности и вообще способности самостоятельно мыслить и рассуждать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новости Фонд «Помощь Церкви в нужде» оказал поддержку жителям Мали и сирийским беженцам 05.02.2013 21:24 Рим, 5 февраля, Благовест-инфо. Международный благотворительный фонд «Помощь Церкви в нужде» («Kirche in Not») оказал материальную поддержку жителям двух регионов, охваченных в последнее время насилием. 40 000 евро было выделено на помощь жителям северной части африканского Мали, где лишь недавно закончились столкновения правительственных войск с исламскими радикалами. По свидетельству католического епископа малийского города Мопти Жожа Фонгоро, население его епархии бедствует. Хотя ситуация в регионе несколько успокоилась, многие люди до сих пор боятся вернуться в родные дома. Средства, переданные «Церковью в нужде», будут использованы на приобретение продуктов питания и медикаментов для 326 семей. Международный фонд также принял решение выделить 155 тысяч евро на оказание помощи сирийцам, покинувшим свои дома и находящимся в настоящее время либо в других регионах Сирии, либо в Ливане или Иордании. По словам священника Анджея Халембы, главы Ближневосточного отдела «Кирхе ин Нот», в самом трудном положении в Сирии по-прежнему остаются христиане: похищения и убийства последователей Христа не прекращаются уже много месяцев. Исламские радикалы открыто говорят, что христиане должны убираться из Сирии. По словам о. Халембы, в нынешней ситуации христиане Запада, оказывающие помощь своим сирийским единоверцам, должны думать не только о том, как обеспечить их пищей, одеждой и лекарствами, но и оказать им духовную помощь – не дать эти людям лишиться надежды. В 2012 году «Кирхе ин Нот» оказал помощь сирийским беженцам на сумму 474 000 евро, сообщают в пресс-службе Фонда. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Совместные количественно-качественные отношения практически не рассматриваются. Алгебра как количественная наука очень слабо связана с качественной геометрией. Например, алгебра оперирует понятиями квадратов a 2 , a –2 ,–a 2 и –a –2 , а геометрического отклика на эти фигуры нет. Чем отличаются по форме квадраты a 2 , a –2 ,–a 2 и –a –2 друг от друга? На этот вопрос нет ответа ни в одном исследовании, ни в одной монографии, ни в одной энциклопедии. Сюда же следует отнести проблему по геометрической интерпретации знака «i» (мнимости). Если алгебра оперирует таковым знаком, то в геометрии он должен иметь свой собственный отклик. Каков геометрический образ ia 2 и существуют ли фигуры, имеющие мнимую a ± in и комплексную степень a (± in± k) ? Ответы на эти вопросы еще более бы сблизили две науки геометрию и алгебру, и позволили бы разработать геометрию мнимых многообразий, которой в настоящее время не существует. Пятая проблема – существование формальной математики, выводимой при помощи логических правил. Эта математика ставит в основу не понятие числа, а логические законы мышления. Что первично: число или логические законы? Ответ на этот вопрос также снял бы многие проблемы (в том числе семантические парадоксы) как в теории множеств, так и в обосновании алгебры и геометрии. Таким образом, в математике, как и в любой науке, имеется множество фундаментальных нерешенных проблем, и ее нельзя рассматривать как методологическую основу каких-либо мировоззрений и, тем более вероучений. Отмеченное относится и к другим научным дисциплинам . Широко влияние магизма, оккультизма и эзотеризма в искусстве, в творческой среде. Весьма значима эта проблема для той части интеллигенции, которая настроена суеверно и суемудро, запуталась в проблемах, возникших в нашей больной стране. Эти люди не будут вас серьезно воспринимать, если вы не ведаете начал их профессиональной деятельности, но главное – не чтите их кумиров. Они все меряют лишь через рассудок, оценивают им даже душу. В своей творческой жизни, в искусственном мире человеческих произведений они столь увязли в хитроумной когнитивной «игре в бисер», что не способны сердцем принять Истину ( Иер.10:10 .; Ин.8:32 .; Ин.14:6 .) в Ее величественной простоте, цельности и очевидности, В своей честолюбивой суете они затеряли способность стать причастными к Ее сверх-разумности, Ее всеобъемлющей, всеисцеляющей и всепрощающей любви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Братья по человечности! Наша проблема вышла за рамки общины, за границы Родины, за пределы региона. Мы опираемся на гуманизм современного мира, в котором его раздирают на служение разным целям. Мы многим благодарны за то, что они, чувствуя эти опасности, смягчают их и стараются оградить нас от них. Мы не станем лозунгом для проблем, которые нужно решать, мы бодрствуем, и мы находимся на совести тех, кто продолжает уничтожать человека правды и Правду Божию. Разве это не возможно, что подсудимый, который был за решёткой будет судьёй, а судья будет подсудимым? Совершенный наш Брат! Тот, который воплотился ради нас в человеке и носил нашу плоть, претерпел ужасный суд, вознёсся на кресте, спустился в ад и вознёсся на небо, Ты научил нас, что мы Твои братья, но мы недостойны; Ты учил нас, что Твой Отец – наш Отец, и Твой Бог – наш Бог. (Ин 20:17). Наш мир и радость в Тебе недосягаемы, невозможно достичь Твоей высоты и глубины в нашей духовной жизни. Мы также не достигли Твоей меры в материальной жизни. Эта радость и мера в меру дающего «мир Мой даю вам …и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 14:27, 16: 22). Ты судил нам дать радость и мир, который принадлежит Тебе. Как велика наша победа и как щедр Твой суд! Эти 10 степеней нашего братства - книга, полная нашей защиты – мы её приобрели «из десницы Сидящего на престоле» (Откр. 5:7), это всё наше благовествование вам «внимайте словам» нашим (Деян 2:14), наше утешение в вас велико. Мы все знаем, что судебный процесс не закончен. Перед нами ещё длительное путешествие. «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. (Рим. 9:14). Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, долготерпел дабы явить богатство славы Своей» (Рим. 9:22,23). Это есть победа десницы Всевышнего. Нашу молитву мы возносим вместе с вами Тому, Кому подобает слава, сила, поклонение и царство во веки. Аминь. 21 апреля 2015 Источник: Страница Антиохийского патриархата в ФБ Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 08.06.2023 13:57

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

2) Если Иисус не делал упомянутых нами заявлений, то мы просто ничем другим не можем объяснить разные события, отмеченные в Евангелиях. Например, почему иудеи попытались побить Его камнями за богохульство? Это наказание было предназначено законом за такое преступление ( Лев.24:16 ). Почему Его судили перед иудейским синедрионом за богохульство? 96 Почему первосвященник разодрал одежду во время суда? Такой поступок запрещался законом ( Лев.10:6, 21:10 ). Почему Каиафа был столь обеспокоен политическими последствиями Христовых чудес и учений ( Ин.11:47–53 )? Почему Пилат был поражен Его утверждением, что Он – Сын Божий ( Ин.19:7–8 )? Почему бесы, признавшие Его, вскрикнули против Него ( Мк.1:24 )? Кто привел фарисеев и саддукеев в довольно странный и ненормальный союз, поставивший своей целью уничтожить Его? Почему люди издевались над Ним, говоря: «Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему, ибо Он сказал: Я – Божий Сын» ( Мф.27:43 )? В конечном счете, почему целая группа христиан считала, что нужно отделиться от исторического иудаизма, если Иисус никогда не утверждал, что Он божествен? Если бы последователи интерпретировали Иисуса как обыкновенного иудейского пророка, то не было бы причины отделяться. Иисус занял бы Свое соответствующее место вместе с Моисеем, Илией и Иеремией. Никто в Церкви не заявил: «Иегова – един, и Иисус – Его пророк». Иисус был больше пророка; Он утверждал, что Он больше пророка, и христиане считают, что Он более пророка. Важным доказательством этого факта является существование Церкви, свидетельствующей об этой истине. 3) Последний тип косвенных доказательств, имеющихся в нашем распоряжении, касается систематической последовательности, обнаруживаемой в утверждениях Иисуса Христа. Фальсификатор или обманщик имел бы трудности в составлении такого органического единства из разнообразных самопроизвольных высказываний, находящихся в Евангелиях. Все Его утверждения соответствуют друг другу и составляют собой одно систематическое целое. Одно утверждение ведет к другому, что и придает их целому составу поражающую правдоподобность. Если, например, человек прощает грехи, то это соответствует Его утверждению о его безгрешности. Если Он заменил Моисея, то пользуется свободой делать в субботу то, что ему угодно, и изменить прежние еврейские обычаи. Если Он является последним словом Божьего откровения, то Он безусловно может сказать о том, какой должна была бы быть супружеская жизнь от самого начала. Если Он Спаситель и Судья мира, то справедливо пользуется правом требовать от Своих полной преданности Ему. Если Он Господь природы, то нас ничуть не удивляет то, что Он успокаивает бурю и умножает хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Такое обращение к языческой античности вызывает порицания и осуждение. Так, киевский митрополит Исаия, свергнутый Петром Могилой, пишет: «Ин есть разум мира сего, ин же духовен. Духовнаго бо разума от Пресвятаго Духа учишася вси святии и просветишася яко солнце в мире. Днесь же не от Духа Свята, но от Аристотеля, Цицерона, Платона и прочих языческих любомудрцев разума учатся. Сего ради до конца ослепоша лжею и прельстишася от пути праваго в разуме» В XVII столетии на Руси снижение духовной жизни проявляется порой в крайне уродливых явлениях также в области обряда и благочиния. В богослужении господствует многогласие (то есть совершение богослужения одновременно не только в два или три, но даже и в пять или шесть голосов, что превращало его в какофонию), и хомония (то есть вставки в слова при пении гласных звуков и целых слогов, хабув и ананаек, приводивших к полному искажению текста). «Слушая подобную бессмыслицу, не допускавшие критической мысли в религиозных вопросах видели здесь какой-то скрытый от их понимания, таинственный смысл» . Совершенно так же видели они таинственный смысл в фантазиях иконописцев на темы богослужебных текстов, псалмов и т.д. Характерно при этом, что всякая попытка восстановления нормы и исправления даже самых очевидных недостатков наталкивалась на противодействие и с легкостью именовалась ересью. И тем более удивительно, что наряду с отмеченными уродливыми явлениями иконопись XVII века (конечно, помимо нового направления и искажений) в своей массе не только держится еще на достаточно высоком духовном и художественном уровне, о чем свидетельствуют дошедшие до нас памятники, но и является наиболее здоровым элементом в богослужебной жизни русской Церкви. Общий упадок духовной жизни в Православии привел к тому, что перед натиском западных исповеданий оно оказалось безоружным. Ни перед Западом в его внутренней борьбе (кризис XVI—XVII веков), ни в своей собственной жизни, перед стоявшими в ней проблемами Православие не смогло раскрыть своего жизненного и творческого значения.

http://sedmitza.ru/lib/text/440368/

Царь дал согласие и сказал, что напишет сейчас телеграмму. Рузский ушел, и через некоторое время ему была доставлена телеграмма на имя Родзянко, в которой ответственное министерство формулировано было как раз в соответствии с одной из указанных выше модуляций применительно к войне. По словам Рузскаго, там было сказана: «поручаю вам сформировать новый кабинет и выбрать министров, за исключением военнаго, морского и ин. дел». «Тогда я обратился к Воейкову, – продолжает Рузский по записи Андр. Вл., – с просьбой доложить Государю, что мне он говорил о даровании ответственнаго министерства, а в телеграмме сказано лишь о сформировании новаго кабинета без указания, перед кем он ответствен, Воейков вытаращил на меня глаза, заерзал на диване и очень неохотно пошел к Государю. Я остался ждать. Ждал час, потом второй и ничего 198 . Тогда я попросил одного из адъютантов сходить и доложить Государю, ждать ли мне или можно уехать в штаб. Я чувствовал себя не совсем хорошо, да еще безумно устал и еле держался на ногах. Пока адъютант ходил и докладывал, остальныя лица свиты стали обсуждать положение и, когда узнали, что Государь согласен даровать ответственное министерство, все обрадовались, уверяя, что давно говорили, что это необходимо было сделать. Кому они об этом говорили, я так и не узнал». Вероятно, в течение этой беседы и были произнесены горькия и резкия слова стараго главнокомандующаго, отмеченныя мемуаристами из свиты и занесенныя в дневник Дубенскаго 199 . На вопрос: «что же делать?» Рузский между прочим, сказал: «Ну, господа, поздно, ничего нельзя теперь – теперь нужно сдаваться на милость победителя и согласиться на те условия, которыя предложены»... Дубенский в воспоминаниях, написанных в эмиграции, отнеся беседу с Рузским на первый момент приезда в Псков, изобразил характер беседы в духе ином, чем Рузский. По его словам, Фредерикс, сказав Рузскому, что решено дать ответственное министерство, просил его помочь Царю. «Теперь уже поздно», – сказал Рузский: «Я много раз говорил, что необходимо итти в согласии с Гос.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

—270— их преемства апостолам 1078 . Сам Абелярд склоняется к той мысли, что эта власть теснейшим образом связывается с личным религиозно-моральным достоинством того или иного иерархического лица, принимающего исповедь кающегося, – что слова Спасителя: имже отпустите грехи и т. д. ( Ин.20:23 ) относятся лично к апостолам, а не свиде­тельствуют об иерархических правах всех епископов, как вообще апостольских наместников; эти последние являются наследниками той апостольской власти лишь по­стольку, поскольку, как учил еще Ориген , в своей жизни осуществляют идеал апостольской святости 1079 . Усматривая основание иерархической власти ключей в предполагаемой большей, по сравнению с мирянами, высоте христианской жизни иерархов, Абелярд основное значение и самой са­краментальной исповеди полагает в том, что священник, как компетентное в духовных вопросах лицо, может назначить кающемуся грешнику соответствующее его нрав­ственной болезни лечение 1080 . В качестве таковых именно духовных врачей, священники являются и наместниками Христа, Который Сам усвоял Себе это наименование, говоря: не требуют здравии врача, но болящий ( Мф.9:12 ) 1081 . Подчер­кивая так решительно духовно-врачебное значение сатис­факций, налагаемых на кающегося священником, Абе­лярд настаивает, между прочим, на полной свободе греш­ника в выборе духовника, подобно тому, как телесно­больной обращается к такому врачу, которого считает наиболее опытным и от которого надеется получить боль­ше пользы 1082 . —271— Учение Абелярда об исповеди (confessio), как одном из основных моментов таинства покаяния, стоит в тесной связи с отмеченным воззрением его на сатисфакцию. Отвергая мнение «некоторых», утверждающих, что исповедывать грехи нужно лишь Богу, а не людям, Абелярд указывает основание церковной практики устной исповеди в словах ап. Иакова: исповедуйте друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцеляете: много бо можете молитва праведного споспешествуема ( Иак.5:16 ) 1083 . Сотериоло­гический смысл устной исповеди Абелярд выясняет, рас­сматривая ее как своеобразную форму сатисфакции: открывая свои грехи священнику, кающийся, с одной стороны, переживает мучительное чувство стыда (виндикативный момент) 1084 , а с другой стороны, извлекает из нее соб­ственную пользу, поскольку дает возможность священнику, как духовному врачу, назначить ему соответствующее бо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Внешним показателем смешанного текста являются слитные чтения (conflatio). Ср., например, Мк. 15:16 (воини ведошя иса на двор Сав., Ас., Мет. ­­ греч. ες τν α λην, внутрь двора Коне. (1383 г.) ­­ греч. σω τς α λην, вън31;трь на двор Марн., Зогр., ОЕ, Вук. Первое чтение передает особенности греческого лекционария (Lakes 1933, р. 169; Prolegomena 1933, р. 124), чтение Коне, соответствует обычному византийскому тетру. Для третьего чтения греческий оригинал отсутствует, оно между тем представляет собою соединение двух предшествующих чтений. Поскольку, однако, тетровый вариант не засвидетельствован славянскими источниками ранее XIV в., можно думать, что слитное чтение в Марн. и других восходит к не отмеченному пока в научной литературе слитному греческому чтению или же что чтение это возникло на славянской почве в очень ранний период, возможно, при первоначальном переводе. Некоторые другие слитные чтения безусловно возникли на славянской почве. Ср. Ин. 11из тетра XIV в.: не два ли на десете ння еста часа в дни НБКМ 21. Оно образовалось из двух других: не дъве ли на десяте године еста въ дьни ОЕ, не два ли на десяте часа еста в дни Мст. Очевидно, что форма ння образовалась в результате искажения формы године в составе слитного чтения. Несколько примеров слитных чтений можно привести из Мст.: Мф. 6всехъ бо сих страны и языци ищють, л. 34в, где соединены два славянских перевода греч. θνος; Лк. 7молеаше же и некто отъ фарисеи исуса да бы ел с ним, где указательное местоимение и восходит к тетровому чтению, тогда как имя Иисуса – к апракосу. Казалось бы, что слитные чтения должны быть самым обычным явлением в списках Евангелия, на деле они встречаются сравнительно редко. Расположение друг рядом с другом чтений из разных источников заметно меняет форму изложения и сказывается, как правило, на содержании. Между тем представление о «правильном» содержании является определяющим моментом в деятельности редактора-справщика, в соответствии с ним отдается предпочтение тому или иному варианту. Сходным образом и в списках греческого Евангелия смешение обычно выражается заменой одного чтения другим, а не слиянием чтений (Colwell 1969, р. 70).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Некоторые же новые стремления к переустройству государства, порвавшие связь с христианством, прямо допускают, как уже само собой разумеющееся положение, возможность и даже необходимость принесения людей в жертву еще только теоретическому построению лучшего будущего. В основе их так и проглядывает возможность в конце концов прямо сказать человеку: Ты не более как навоз, предназначенный для удобрения почвы, на которой будет процветать полная материального благосостояния жизнь других поколений. Довольствуйся же этой прекрасной, вполне альтруистической ролью, и жертвуй собой, а то мы и сами пожертвуем тобой, ради любви к тому, что, по нашему уверению, будет со временем. Так люди, потерявшие свет жизни ( Ин. 8:12 ), перестают понимать собственную природу и сами стараются свести себя к нулю. В других течениях по вопросу о государстве отвержение христианства сказывается с противоположной стороны. Разрыв связи с христианством, которое содержит в себе истинное понимание человеческой личности в ее идеальном и обычном состоянии, мало по малу подготовляет через них почву в направлении разрушения государства. Известно, что в истории политических учений имело большое влияние провозглашение формальных начал свободы и равенства с выводимыми из них правами человека и гражданина, в которых государство должно находить свое ограничение. Принимая это во внимание многие сторонники правовой теории приходят к справедливому признанию некоторых высших норм, стоящих над государством и для него обязательных, но к сожалению, стараются опирать их не на данные христианства, а на требования естественного права. Среди них на первый план и выдвигаются неотчуждаемые права человека. Пока такие увлекающие слова, как наприм., свобода, и выводимые из этих понятий права, прилагаются к отвлеченному понятию о человеке, к личности его как существу абстрактному, может казаться, что иные теории способны разрешить важный вопрос об отношении личности и государства. Но стоит нам перейти от теоретических рассуждений в область конкретной действительности, к человеку, облеченному плотью и кровью, иметь в виду его личность, как она обнаруживается в жизни с ее изменяющимися мыслями, чувствами и желаниями, с ее внутренним разладом и происходящей в ней борьбой добра и зла, столь ярко и верно отмеченных св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010