Моск. Син. Типогр. «Последовании во св. и вел. нед. Пасхи и во всю Свет. седм.». По Служебнику, «возглашается праздничный отпуст в день праздника и до отдания» (сн. 6, 71 и 648 стр. печатного оригинала). В дни отдания указанных Господских праздников произносятся те же отпусты, что и в самые праздники, но к ним присоединяется воспоминание дневного святого; так, во вторник на отдание Пасхи на вечерне «обычный отпуст глаголет иерей без креста: Воскресый из мертвых и святого дне поминает»; в день отдания Пятидесятницы на утрене «на отпусте поминает иерей святого, егоже есть день» (см. Уст.). Если дни попразднства и отдания праздников случатся в неделю (воскресенье), то отпусты обыкновенно произносятся воскресные, а не бывшего праздника. – «Конечным» или «совершенным» отпустом называется отпуст последней службы, когда они хотя и следуют одна за другой, но после каждой из них положен отпуст (см. Уст. 1, 2, 9 гл.). – При произнесении отпуста иерей, обыкновенно, благословляет народ рукою (см. 636, 637, 644, 647, 648 стр. печатного оригинала, на 851 стр. 50, 53, 56 прим., на 787 стр. 4 прим. и ниже, прим. к следующ. таблицам). 50) После многолетия (см. на 853 стр. 56 прим.) следует (без возгласа) 1-й час. V. Часы вседневные VI. Изобразительные Примечания к таблице вседневных часов 1) См. 761, 765, 767, а также 596 к 616 стр. печатного оригинала. – Возглас 9-го часа перед вечернею произносится пред царскими дверьми (Уст., 7, 8 гл., Служебн.). – Если 9-й час следует за 6-м (см. 596 и 616 стр. печатного оригинала), то он не предваряется возгласом священника, а прямо начинается с воззвания: «Приидите поклонимся». – Согласно указанию Устава (см. 23 гл.), во время чтения часов завеса не открывается и царские врата не отверзаются (за исключением царских часов и часов в первые 3 дня Страстной седмицы, когда положено чтение Евангелия). 2) От недели ап. Фомы до Вознесения (см. Уст., понед. Антипасхи) «на часех» «глаголем начало: Христос воскресе, трижды» (причем некоторые это указание Устава относят только к тем часам, которые начинаются возгласом священника, т.е., к 6-му и 9-му).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

по 2, тропари на 12» (л. 57) 373 . Из седмичных и субботних – те дни, в которые может случиться тот же праздник, т.е. Воздвижение, а также Сретение: «канон праздника..., ирмосы по 2, тропари на 12» (л. 171 на об.) и его отдание «канон праздника со ирмосом на 14, ирмос по 2» (л. 180 на об ); далее: Великие понедельник, вторник, среда и пяток: «поем Триоди трипеснец.... ирмос по 2, тропари на 12» (послед. Вел. понед., л. 335. См. также послед. Вел. вторника, среды и пятка),– Великая суббота: «канон гл. 6..., ирмос: Волною морскою... по 2, тропари на 12» (л. 345),– все дни Пасхи, начиная с понедельника: «поем канон: Воскресения день: ирмосы по 2; тропари же на 10. В Славу же и И ныне глаголем богородичны... И глаголем сие во всю седмицу вкупе со ирмосы на 14» (л. 355) 374 . См. также основную благов. гл. 25 март., л. 203 на об. Переходим к тем случаям, когда при двух или более канонах на 14 указывается брать ирмосы из одного только первого, но такого, который не есть дневной канон рядового гласа Октоиха. По воскресным дням это бывает тогда, когда хотя воскресные песнопения совершенно не отменяются, но вместо воскресных канонов Октоиха назначается какой-нибудь другой, а именно: в неделю пред Рождеством Христовым, если она случится 24 декабря, в каковом случае назначается канон недели св. Отцев (вместе с каноном предпразднства), и в период времени пения Цветной Триоди, начиная неделею Мироносиц и кончая неделею Слепого, в каковом случае назначается канон Пасхи (вместе с каноном Триоди). О первой в Типиконе прямо сказано: «канон Отцев со ирмосом на 8; ирмос: Волною морскою... по 2, тропари на 6; другой канон праздника на 6» (мр. гл., 24 декаб.. Тип., л. 131). В последованиях на недели Мироносиц (л. 365), Разслабленного (л. 367), Самаряныни (л. 369 на об.) и Слепого (л. 371 на об.) о двукратном пении ирмоса не упоминается, но аналогия этих дней с другими, напр., с неделею пред Рожд. Хр., прямые указания Типикона касательно седмичных (л. 362) и субботних (л. 363) дней седмиц, следующих за Пасхальною, и, наконец, причисление означенных недель к праздничным 375 , в связи с указанием Ирмологиона на двукратное пение ирмоса в праздничные дни (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В Светлую седмицу и в отдание Пасхи после начального возгласа поется «Христос воскресе...» со стихами «Да воскреснет Бог...». От Антипасхи же (Недели о Фоме) до отдания Пасхи поется «Христос воскресе...» (трижды) без стихов. На время пения «Христос воскресе...» царские врата открываются. По начальном возгласе священника диакон произносит великую, или мирную, ектению. Ектенией называется ряд молитвенных прошений, которые являются распространением кратких прошений «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Ектении разделяются на несколько видов. Великая, или мирная, отличается от других ектений особой полнотой содержания. Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении. Сугубая ектения выражает прилежнейшее моление к Богу, начинается она словами «Рцем вси...» (с первого прошения) или «Помилуй нас, Боже» (с третьего прошения). Просительная ектения состоит из ряда прошений, каждое из которых оканчивается словами «у Господа просим». Она начинается словами «Исполним утреннюю (или: вечернюю) молитву нашу Господеви». Ектения о усопших начинается с прошений: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей...», «Еще молимся о упокоении...». 3 . Каждый раз перед выходом на солею (амвон) для произношения ектений диакон, перекрестившись, поклоняется к горнему месту и затем предстоятелю. Так же совершает поклоны он и по возвращении в алтарь. Диакон начинает следующими словами великую ектению: Миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имя рек), честнéм пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Очи Ты отверз не видевшему света чувственного,/и души его взоры просветил,/и Тебя славить подвиг его,/познавшего в Тебе Творца,/по милосердию явившегося человеком. Ин. Ирмос: Одеяйся Светом, яко ризою,/к Тебе утреннюю, и Тебе зову:/душу мою просвети омраченную, Христе,/яко Един Благоутробен. Канон предпразднству Вознесения. Ирмос: Облекающийся светом как одеждою!/К Тебе стремлюсь с рассвета и Тебе зову:/«Просвети душу мою омраченную, Христе,/как единый милосердный!» Разрешив осуждение человечества,/Христос воскресе и вознесеся к Небесным,/Отчим соседением почет, ихже возлюби.  [Дважды.] Отменив осуждение человечества,/Христос воскрес и вознесся к областям небесным,/Своим сидением с Отцом почтив,/тех, кого возлюбил.  (2) Слава:  По воскресении радостнотворивый Христе ученики Твоя,/возшел еси горе, к Твоему Родителю,/Егоже не разлучился еси, аще и Человеком беседовал еси. Слава:  По воскресении радости исполнив учеников Твоих, Христе,/возшел Ты ввысь, к Своему Родителю,/с Которым и не разлучился,/хотя и со смертными обитал. И ныне:  Закону предсения,/и проповедания богоглаголивых исполнив, Христе/возшел еси, облаку Тя подъемшу Спасе, к небесным. И ныне:  Закона предначертания исполнив,/и проповеди богословесных,/взошел Ты Христе, когда облако подъяло Тебя, Спаситель,/к областям небесным. Катавасия: Утренююще вопием Ти/Господи, спаси ны:/Ты бо еси Бог наш,/разве бо Тебе иного не знаем. Катавасия: С рассвета бодрствуя,/мы взываем к Тебе, Господи:/“Спаси нас, ибо Ты Бог наш;/кроме Тебя мы иного не знаем!” Песнь 6. Ирмос: Снизшел еси в преисподняя земли,/и сокрушил еси вереи вечныя,/содержащия связанныя, Христе,/и тридневен, яко от кита Иона,/воскресл еси от гроба. Песнь 6 Канон Пасхи. Ирмос: Сошел Ты в глубочайшие места земли/и сокрушил засовы вечные,/державшие заключенных в оковы, Христе,/и на третий день, как из кита Иона,/воскрес из гроба. Припев:  Христос воскресе из мертвых. Припев:  Христос воскрес из мертвых. Сохранив цела знамения Христе,/воскресл еси от гроба,/ключи Девы не вредивый в рождестве Твоем,/и отверзл еси нам райския двери.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/otdanie-p...

Как проводились праздники? Из разных изречений и намеков, заключающихся в кн. пророков Амоса и Осии, мы узнаем: а) что общий характер праздников был радостный (на это указывает самое название chaggîm и Ос.2:11 срв. 9:5 и Ам. 8:10 ); б) праздники носили характер общественных торжеств, – освящались богослужебными собраниями при святилищах ( Ам.5:21 ; Ос.7:14 ) и в) сопровождались жертвоприношениями ( Ам.5:21 ); т. е. проводились праздники так, как это предписано было в законодательстве, ошибочно относимом критикой к послепленной эпохе ( Лев. 23 гл., срв. Втор. 16 гл.). Суббота упоминается обоими пророками ( Ам.8:5 ; Ос.2:11 ). У Амоса она характеризуется, как день покоя, в который запрещалось всякое занятие (у пророка – торговля). Говоря об освящении субботних дней и о том, что они должны быть днями покоя, пророки в этом пункте применяются к законодательству «книги Завета» ( Исх. 20:10–11; 23:12 ), где тоже речь идет об освящении субботнего дня, но ни там, ни у пророков не дается разъяснения касательно способа, как нужно было соблюдать святость этого дня. Очевидно, это могло быть известно хорошо только из существовавших уже в то время законов Лев. 23:3 ( Числ. 18:9–10 ) 172 . – Рядом с субботой оба пророка называют ( Ам.8:5 ; Ос.2:11; 5:7 ) днем покоя chodesch – новомесячие , день новолуния. Оба праздника, по взгляду пророков, суть дни, посвященные Богу, работать в которые даже в безбожном сев. ц. считалось тяжким грехом перед Богом. Амос употребляет еще наименование azereth=торжественное собрание. Под этим наименованием можно разуметь или в общем значении торжественное собрание или в техническом смысле – заключительные собрания во 7-ой день Пасхи или в 8-ой день Кущей. Какое значение имеют azereth Ам. 5:21 , решить с несомненностью нельзя. Но так как исторически происходит усвоение с течением времени чаще специальному термину общего наименования, чем наоборот 173 , то можно предполагать, что пророк разумеет под azaroth, именно отдание праздников Пасхи и Кущей. Этому предположению соответствует и заключающееся в выражении ст. 21 (=не обоняю) указание на совершение жертвы, соединенной с этими праздничными днями. Тогда в рассматриваемом стихе мы находим ясное упоминание узаконения Лев. 23:36 и Втор. 16:8 – точно исполнявшегося в северн. ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Прежде за грех осужденное наше естество/Твоим, всех Царь, принятием его помиловано:/и в песнях оно со страхом славит воскресение Твое/и божественное вознесение. Дивятся безплотных чини,/смотряюще Тя Христе носяща тело земное,/и возшедша на облак, и к небесным восходяща. Изумляются полки Бесплотных,/созерцая Тебя, Христе, носящим человеческое естество,/и вступающим на облако,/и к областям небесным восходящим. Слава:  Видевше очервлены ризы Твоя Христе Всецарю,/Твоим восходом ужасошася ангельския силы,/и страхом, и радостию поклонишася. Слава:  Увидев красные одежды Твои,/Христе, Царь всех,/Твоему восхождению поразились Ангельские Силы/и со страхом и радостию поклонились. И ныне:  Восплещим рукама, Господь востав из мертвых,/на Небеса взыде, повинувшимся Ему ангелом,/яко Творцу и Богу нашему. И ныне:  Начнем рукоплескать:/Господь, восстав из мертвых, на небеса взошел,/и Ему подчинились Ангелы,/как Творцу и Богу нашему! Катавасия: Услышах слух силы Креста,/яко рай отверзеся им,/и возопих:/слава силе Твоей Господи. Катавасия: Услышал я весть/о могуществе Креста Твоего,/что рай был им отверст,/и возгласил: “Слава силе Твоей, Господи!” Песнь 5. Ирмос: Утренюем утреннюю глубоку,/и вместо мира песнь принесем Владыце,/и Христа узрим/правды Солнце,/всем жизнь возсияюща. Песнь 5 Канон Пасхи. Ирмос: Бодрствовать будем с раннего утра/и, вместо мvpa, песнь принесем Владыке,/и Христа узрим – правды Солнце,/всем жизнь излучающее. Припев:  Христос воскресе из мертвых. Припев:  Христос воскрес из мертвых. Безмерное Твое благоутробие,/адовыми узами содержимии зряще,/к свету идяху, Христе,/веселыми ногами,/Пасху хваляще вечную. Безмерное Твое милосердие видя, Христе,/связанные узами ада/к свету устремлялись/радостными стопами,/восхваляя Пасху вечную. Припев:  Христос воскресе из мертвых. Припев:  Христос воскрес из мертвых. Приступим свещеноснии,/исходящу Христу из гроба, яко жениху,/и спразднуем любопразднственными чинми/Пасху Божию спасительную. Приблизимся со светильниками в руках ко Христу,/выходящему из гроба, как жениху,/и отпразднуем вместе/с торжествующими Небесными полками/Пасху Божию спасительную.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/otdanie-p...

Не знаю, получаете ли вы наши издания? 16 (...) Я много работаю. Устаю страшно. Но покамест, слава Богу, терплю. (...) Все донжонцы 17 вас по-прежнему крепко любят и шлют приветы. С большой любовью о Христе. Брат ваш иеромонах Софроний. 2 июня 1954 г. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Дорогая матушка Наташа, мир Вам. И ещё много, много раз повторю: мир Вам. Эти слова были первыми словами Христа в Его явлении ученикам по Воскресении. Великий, в сущности Единственный истинный Победитель, Победитель смерти, Христос, в противоположность многим другим «победителям» говорит эти кроткие слова. В них, конечно, больше победы, чем во всех насильнических победах. И так как до сего дня князья мира сего не слышали и не хотят слышать этих слов Христа, то и получается, что мы, маленькие люди, жаждущие мира и свободы, подлинного, конечно, мира и подлинной свободы, страдаем от того гнёта, который повис над всем миром из-за борьбы князей мира сего за своё полное воцарение. Вот исключительно почему я пишу Вам так редко. Но чтобы не торжествовал князь мира сего, Христос дал нам молитву, и тогда всё равно то, что нам нужно, – совершится. А я Вам пишу сегодня «Христос Воскресе» главным образом в память того дня, когда отец Борис в первый раз сказал эти слова русскому православному народу. Два года прошло с того дня. Если считать по календарю всеобщему, то отъезд был 20-го, а первая Литургия – на отдание Пасхи 28-го. Но так как это второе совпало с нашим церковным торжеством и столь памятно оно нам, то удобнее годовщину считать по церковному плану Пасхи. Помнил я Вас и 20-го, как помню на всякий день, и – больше того. Затем, значит, Вознесение, затем восход на гору подвига, трудного, но так важного и столь необходимого всем вам для большего познания и приобретения большего внутреннего, морального, вернее – духовного права общаться с теми, кто в труде или скорбех. Как неловко звучат слова утешения в устах того, кто сам не переживал скорби или сам не трудился до пота и даже до крови. А когда этот опыт есть, то, чем богаче этот опыт, тем более действенно слово. И священнику это нужнее, чем кому бы то ни было. То есть знать жизнь до глубин ада. Знать, конечно, и Воскресение. Иначе всё бессмысленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Отпусты на владычные праздники бывают краткие и полные. Краткие произносятся в самые праздники. В кратких отпустах не бывает воспоминаний: а) дней седмицы, б) святых храмовых, в) святых покровителей города, г) Иоакима и Анны и д) святых числа месяца. Полный отпуст праздника полагается произносить в дни попразднства до отдание праздника . В Служебнике сказано, что возглашается праздничный отпуст в день праздника и до отдания (Служебн., отпуст. дневн. во всю седм. в конце). Полные праздничные отпусты содержат воспоминания: а) дней седмицы (кроме среды и пятка), б) святых храмовых, в) святых числа месяца, г) святых покровителей города и д) св. Иоакима и Анны. О полных отпустах сказано: в попразднство же праздников до дня отдания бывают отпусты полные, только в среды и пятки не говорится: «силою честного и животворящего Креста», прочее же все по обычаю (Служебник. Отпусты дневные и книга «Послед. утрени, вечерни и полунощницы», изд. Киево-Печер. Лавры, л. 86). В дни попразднства и отдания праздников, если они случатся в неделю (воскресенье), отпуст обыкновенно говорится воскресный , а не бывшего праздника. В пасхальную седмицу на вечерне (великой), равно как на утрени и литургии, также и в день отдания Пасхи на литургии, положено священнику говорить отпуст с крестом (Тип., послед. дня Пасхи и послед. среды 6й седмицы по Пасхе): Предстоятель с Крестом в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человгколюбец» (поминовения ликов святых и отдельных их имен не положено), и осеняет предстоящих Крестом (и трисвещником) на три стороны, громко произнося при каждом осенении: «Христос воскресе!» Молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!» и, по древнему обычаю, осеняют себя крестным знамением. Певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых..». (трижды, быстро), и конечное — «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

—300— патриарха (от султана). Впереди шло войско в параде, били в барабаны и играла музыка; за войском ехал князь самосский Стефанакий (видное лицо в греческой аристократии) со всеми знатными греками на дорогих лошадях; за ними ехали двенадцать митрополитов, тоже на царских убранных золотом лошадях, в рясах, и клобуках по два в ряд; за ними ехал патриарх на султанском богато убранном коне; за узду вел лошадь молодой паша в богато украшенной одежде. Патриарх сидел в рясе и клобуке и благословлял на обе стороны народ; за патриархом ехали два архимандрита: один держал патриарший жезл, а другой бросал на обе стороны деньги. Потом ехали турецкие воины. И было народу многое множество. Всякому желательно было посмотреть нового патриарха, в такой славе едущего и от самого султана такою честью почтенного. «Я – говорит о себе повествователь – смотря на патриарха, плакал и прославлял Бога, что еще в такой чести от земных царей пребывает вселенский константинопольский патриарх. И не дивно-бы было, если бы такую ему часть воздавали благочестивые цари христианские; но то меня приводило в удивление, что воздает ему такую честь самый враг христианства, магометанин, султан турецкий, хотя не для Бога, но ради его сана и ради мира» (народа греческого). 2254 Отсюда мы видим, что во внешних отношениях к патриарху Порта и в наше время не позабывала заветов, завещанных ей от Магомета II. Тот же повествователь с неменьшим удивлением рассказывает о некоторых обстоятельствах низвержения прежнего патриарха Анфима IV. Когда этот патриарх по воле турецкого правительства лишился своей кафедры и еще не был назначен ему преемник, нашему путешественнику пришлось слышать следующие слова от греческих монахов в Константинополе: «патриарх низложен с престола; за утро как бы не было кровопролития на патриаршем дворе. Ибо здешние обыватели как за Христа и за веру стоят, как и за патриарха. И прежде – добавляли они – когда —301— этого (?) переменяли патриарха, весь двор обагрился кровью: больше двухсот человек убили». После этого повествователь дальше пишет от себя: «поутру в самое отдание пасхи зашумели по улицам Греки: все бегут, один другого перегоняют, все спешат на патриарший двор положить головы за своего пастыря. Вот где – восклицает писатель – благословенных Греков познается любовь и доверенность к своим пастырям, что души свои полагают за пастырей»). 2255 Опять указывается черта, которая дает разуметь, что чем был патриарх для греческого народа в XV–XVI веках, тем же он остается и в настоящем веке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Даруй мне, Господи, совершенное покаяние, да даруеши мне совершенную милость. После утрени и ранней обедни. Видел я чудеса милосердия Твоего, Господи, и нынешний день ранним и поздним утром: сначала во время утрени, когда Ты избавил меня за покаяние и веру от тесноты и скорби, постигших меня за жестокосердие и скупость к нищим, и потом после ранней обедни (служил настоятель), когда я пришел от Бурачка домой с досадой и огорчением оттого, что некоторые припрашивали к подаваемому и гнались за мною (всех было двадцать шесть человек). Я пришел домой уязвленный, убитый собственной злобой, но когда покаялся два и три [раза] искренно, Господь помиловал меня, простив грехи мои и даровав мне мир, свободу и дерзновение. Слава Господу! 20 мая Среда. Отдание Пасхи. Мы, пресыщенные и жестокосердые, роскошествуем в пище и одежде и в разных украшениях, а сколь многие братья наши не имеют и насущного пропитания и сколько-нибудь порядочной и теплой одежды, чтобы прикрыть прилично свою наготу и согреться на холоде, в коем они так долго принуждены проводить время! Где наши христианские добродетели? Где деятельная вера? Где любовь? Где милосердие? У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же, – учит великий Предтеча [ Лк.3:11 ]. (По поводу угощения бедной служанкой моего недостоинства, тогда как у нее есть весьма бедные родственники, нуждающиеся в ее помощи.) После поздней заказной обедни в Успенской церкви. Адски тяжелое искушение пред самой обедней по поводу негодования моего на отца Павла настоятеля и священника Клепачевского за то, что они алчничают и забирают много денег из успенской братской кружки, хотя имеют у себя тысячи наличных денег, а настоятель – десятки тысяч. Господь наказал меня за эту земную ревность и зависть возрастающему непрестанно богатству братии, нерадящей о милостыне, а радящей только о громадной прибыли, наказал теснотою, смятением, адским огнем, чтобы я не прилеплялся к земному стяжанию, а заботился о небесном стяжании добродетели, о спасении душ христианских, о пастырстве словесного стада, чтобы я довольствовался тем, что имею, с благодарностью к Богу, пекущемуся непрестанно о моем довольстве. Я покаялся, припадая с крепкой верой и любовью к престолу благодати, и Господь после долгого покаяния помиловал меня, даровав мир. За обедней пред великим входом и во время оного диавол запутал душу мою пристрастием к драгоценному кресту моему (на персях), внушая опасение, чтобы не потемнел от дыма кадильного, и я, умерщвленный в сердце, побоялся говорить имена царских особ, чтобы не сбиться и не стать столбняком. Покаялся в своей слабости, и Господь опять простил; причастился животворно. Заамвонную и отпуст очень хорошо. На панихиде опять из-за креста сбился на отпусте, и опять теснил и убил враг, и опять мука. Но и опять Господь избавил после долгого покаяния чрез употребление Святых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010