Или иной пример. Изгоняя торговцев из Храма, Христос заступился за иноплеменников , пришедших помолиться во дворе Иерусалимского храма: «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов ? а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк 11:17). Здесь «народы» (греч. θνεσιν) — это язычники, а не иудейские племена. Царь Соломон. Фреска. Новгородский Софийский собор, XII в. Дело в том, что обширный Двор язычников в эти предпасхальные дни использовался вовсе не по назначению. При освящении Храма царь Соломон просил Бога: «Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего… и помолится у храма сего, услышь с неба, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил» (3 Цар 8:41–44). Вместо этого в указанном Дворе обменивались языческие монеты на тирские шекели, а также продавался скот для принесения в жертву. Все это было сделано для удобства иудеев и в ущерб религиозным потребностям иноплеменников (язычников и прозелитов). Господь Иисус не помышлял восстанавливать превосходство иудеев над язычниками, как это было обещано народу израильскому в Книге Второзакония: «господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Втор 15:6), «Он поставит тебя выше всех народов… в чести, славе и великолепии» (Втор 26:19). Возможно, что это и стало причиной отвержения Господа Иисуса иудеями, он не казался им Мессией и Царем Иудейским. Незаконнорожденный человек «Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне» (Втор 23:2). В современном переводе Библии (РБО, 2011) этот стих звучит так: «Рожденный от недозволенной связи не может войти в общину Господа, и потомки его, даже в десятом поколении, тоже не могут». Данное указание в Книге Второзакония касается не греха распутства самого по себе. Бог как будто отвергает детей распутной женщины. При этом нет речи о личной нравственности человека, о его сердечном желании стать причастным народу Божию. Сам факт рождения от грешного человека является препятствием « войти в общество Господне». И не сына лишь распутной женщины, но и до десятого поколения.

http://blog.predanie.ru/article/kto-zhal...

Как Спаситель относился к ветхозаветному храму?   Спаситель проявлял ревность о храме, видя его осквернение: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). Почему Господь так ревновал о храме?   Потому что в храме, по слову Спасителя, особое присутствие Божие: «клянущийся храмом, — говорит Он, — клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:21).    Спаситель признавал также и освящение от храма: «что больше, — спрашивал Он, — дар, или жертвенник, освящающий дар» (Мф. 23:19)?    И во время Своей земной жизни Господь очень часто посещал Иерусалимский храм. Не отменил ли Спаситель храма для верующих в Него?   Нет, наоборот, Господь предсказал, что все народы, уверовавшие в Него, будут иметь св. храмы: «дом Мой, — говорил Спаситель, — домом молитвы наречется для всех народов» (Мк. 11:17). Как относились Апостолы к ветхозаветному храму?   Апостолы, после Воскресения Господня, «пребывали всегда в храме прославляя и благословляя Бога» (Лук. 24:53).    Апостол Павел приходил в «Иерусалим для поклонения» (Деян. 24:11) «и молился в храме» (Деян 22:17). Может быть, только у евреев был храм, а христиане храмов не имели?   Господь еще в Ветхом Завете предсказал о создании обновленного храмахрама новозаветного, и это пророчество приводит Ап. Иаков, говоря, как написано: «потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, — воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» (Деян. 15:16, 17). Исполнилось ли это пророчество?   Исполнилось. Мы, действительно, видим у верующих в Христа храмы, или церкви, с самого начала христианства. «Целый год, — читаем об Апостолах, — собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». (Деян 11:26). Может быть, у христиан под церквами разумелись обыкновенные жилые дома?   Нет, под церквами разумелись, именно, храмы. «Жены ваши, — пишет Ап. Павел, — в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор 14:34, 35).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но как пи светло было торжество освящения второго храма, Иудеи, к своему огорчению, не могли, конечно, не привести на мысль того обстоятельства, что при теперешнем случае ни слава Божия не явилась в виде облачной мглы, ни огонь небесный не спал на жертвы и не попалил их чудесным образом. Вообще, по свидетельству раввинов, у второго храма, в сравнении с первым, не доставало пяти вещей, на которые смотрели, как на знаки присутствия и благодати Иеговы – именно: 1) ковчега, 2) урим и туммим, 3) огня небесного; по одним – 4) елея помазания и 5) жезла Ааронова; по другим – 4) облака, именуемого у раввинов славой Божией, и 5) Духа Святого, или духа пророческого, который со времени Малахии оскудел совершенно в ветхозаветной церкви 882 . Но все это, конечно, не означало того, чтобы Господь не благоволил о втором храме, – вся предыдущая история убеждает в противном, – но только иные судьбы предстояли второму храму. Иудеев вдохновляли и радовали великие слова пророка Аггея: « не бойтесь! Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз... Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и приидет Желаемый всеми народами. Тогда Я этот храм исполню славы. Слава этого последнего храма будет больше, нежели прежнего... и на месте сем Я дам мир » 883 . Ст. 19–21. …И совершили возвратившиеся из плена пасху в четырнадцатый день первого месяца, потому что очистились (приготовились к службе) священники и левиты, – все они, как один, были чисты… Это показывает, с каким энтузиазмом возвратившиеся из плена Иудеи, и, преимущественно, их духовные вожди, хотели отдаться служению восстановления своей религии. Священный повествователь не без намерения отмечает здесь такой факт, который не имел места даже и в более благоприятные времена, именно, при совершении пасхи при благочестивом царе Езекии. Тогда многие не только из народа, но и из священников и левитов, пренебрегли достодолжным освящением и очищением для праздника Господня 884 . Между тем, как теперь ели жертвенные святыни (значит, были в состоянии законной чистоты) не только сыны Израилевы, возвратившиеся из переселения, но и все, отделившиеся к ним от нечистоты народов земли , т. е. обращенные из язычества и принявшие обрезание прозелиты. Один даже тот факт, что прежде, чем восстановлен был город Иерусалим и обстроены собственные дома Иудеев, они со всем рвением постарались выстроить святилище храма, – одно это уже может свидетельствовать о благодетельной перемене, происшедшей в общем нравственном направлении народа Божия, после плена Вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но этого было недостаточно, так что Давид завещевает Соломону прибавить к сему еще ( 1Пар. 22:14–15 ) и перед смертью отдает свою собственную казну в три тысячи талантов офирского золота и семь тысяч талантов серебра чистого для обложения стен и для священных сосудов. Кроме того, по слову Давида, главы семейств и колен и другие знатные лица жертвуют пять тысяч слишком талантов золота и десять тысяч талантов серебра, меди восемнадцать тысяч талантов и железа сто тысяч талантов, не считая драгоценных камней ( 1Пар.29:3–8 ). Когда Соломон, после трехлетнего царствования своего, в которое, по словам свящ. историка, золото в Иерусалиме сделалось равноценным простому камню, приступить к исполнению завещания отца своего о храме, запасы Давида оказались недостаточными для выполнения начертанного им плана. Поэтому Соломон заключает с Тирским царем Хирамом особый договор, по которому последний обязывался доставлять Соломону рабочих своих и ливанский лес за пшеницу, ячмень, оливковое масло и вино ( 2Пар.2 ; 3Цар.5 ). Количество рабочих из одних иностранцев, живших в земле Израильской и уже Давидом назначенных для подготовительных работ по храму, библейский источник исчисляет в 153,600 человек, из коих 70,000 были носильщиками, 80,000 каменосеками в горах и 3,600 надзирателями ( 2Пар.2:17–18 ). Но и сами евреи были обязаны участвовать в постройке в количестве 30,000 человек, которые партиями в 10,000 отправлялись на Ливан для работ в продолжение одного месяца и потом возвращались на родину для двухмесячного отдыха ( 3Цар.5:13–19 ). Кроме того, по свидетельству Евполема, Тирский царь Хирам выслал Соломону 80,000 финикийских в тирских работников, – и Египетский царь Вафрес – 80,000 своих мастеров, число же еврейских мастеров, по нему, простиралось до 160,000 134 . Эти работы велись уже при Давиде несколько лет и, кроме того, около десяти лет при Соломоне. Весь этот труд и массы материала должны были, главным образом, пойти на восточную стену храмового мола и на самый храм, ибо свой дворец Соломон строил уже после освящения храма, равно как и дополнительные работы по отделке дворов производились и после построения храма, как свидетельствуют 3Цар.9:10 и 2Пар.8:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Нужно иметь в виду, что Иудеи жили вдали от царя и находились под чуждым владычеством. Иудеей заведовали персидские сатрапы, которые не всегда были благосклонны к Еврейскому народу. Враги могли вредить Иудеям и, действительно, вредили им и при Дарии. Притом, и персидское владычество лежало на Иудеях, как тяжелый камень, налоги и поборы, делаемые в Иудее сатрапами, были весьма тяжелые, а страна была разорена, опустошена, города и селения лежали в развалинах. К сему присоединились засуха, голод; народ бедствовал, заботился о своих нуждах, а не о храме. «Вот мы ныне рабы (так Ездра молился Господу Богу), на той земле, которую Ты дал отцам нашим, дабы питаться ее плодами и ее добром; вот мы рабствуем. И произведения свои она во множестве приносит для царей, которым Ты покорил нас за грехи наши. И телами нашими, и скотом нашим они (Персы) владеют по своему произволу, и мы в великом стеснении». ( Неем 9:36, 37 ). Очень вероятно, что такое жалкое положение породило в Иудеях равнодушие к построению храма. Это равнодушие порицал и пророк Аггей ( Агг. 1:4 ) Нужны были особенные двигатели, мужи сильные, которые бы побудили Иудейский народ продолжать строение храма. Такие люди и явились, именно, св. пр. Аггей и Захария. Оба они, своими Боговдохновенными речами, весьма сильно действовали на народ, и на его начальников, так сильно, что, среди безотрадного своего положения, они перестали много думать о своих нуждах, и с усердием принялись строить храм. «Старейшины Иудейские, говорит Ездра, строили (храм) и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка, и Захарии, сына Адды; и построили и окончили, по воле Бога Израилева, и по воле Кира, и Дария, и Артарксеркса, царей персидских» ( 1Ездр. 6:14 ). Храм был кончен постройкой в шестой год царствования Дария Гистаспа, далеко не в том великолепии, с каким был построен храм Соломонов. И потому, при освящении храма, старцы из Иудеев горько плакали, припоминая великолепие Соломонова храма ( 1Ездр. 3:12 ). Содержание книги. Книгу св. прор. Захарии можно разделить на две части: главы 1–8 и 9–14, из которых – одна писана прозой, а другая – мерной речью.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

О святых храмах Откуда истинно верующие люди научились устроению храмов? Еще в Ветхом Завете, при даровании Господом Синайского законодательства, Сам Господь объявил чрез Моисея: «скажи сынам Израилевым, ... и устроят они Мне, святилище, и буду обитать посреди их» ( Исх. 25:8 ). Также и о Соломоне сказал Господь: «он построит дом имени Моему» ( 2Цар. 7:13 ). «И построил Соломон храм, и кончил его» ( 3Цар. 6:14 ). Как относился Бог к устроенному Ему святилищу? Храм был угоден Богу, и Бог освятил его ( 3Цар. 9:3 ). Когда разрушен был храм Соломонов, Господь повелел строить новый храм ( Агг. 1:3–8 ). Храм был построен и существовал до пришествия Спасителя. Как Спаситель относился к ветхозаветному храму? Спаситель проявлял ревность о храме, видя его осквернение: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф. 21:13 ). Почему Господь так ревновал о храме? Потому что в храме, по слову Спасителя, особое присутствие Божие: «клянущийся храмом, – говорит Он, – клянется им и Живущим в нем» ( Мф. 23:21 ). Спаситель признавал также и освящение от храма: «что больше, – спрашивал Он, – дар, или жертвенник, освящающий дар « ( Мф. 23:19 )? И во время Своей земной жизни Господь очень часто посещал Иерусалимский храм. Не отменил ли Спаситель храма для верующих в Него? Нет, наоборот, Господь предсказал, что все народы, уверовавшие в Него, будут иметь св. храмы: »дом Мой, – говорил Спаситель, – домом молитвы наречется для всех народов " ( Мк. 11:17 ). Как относились Апостолы к ветхозаветному храму? Апостолы, после Воскресения Господня, «пребывали всегда в храме прославляя и благословляя Бога» ( Лук. 24:53 ). Апостол Павел приходил в «Иерусалим для поклонения» ( Деян. 24:11 ) «и молился в храме» ( Деян 22:17 ). Может быть, только у евреев был храм, а христиане храмов не имели? Господь еще в Ветхом Завете предсказал о создании обновленного храмахрама новозаветного, и это пророчество приводит Ап. Иаков, говоря, как написано: «потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, – воссоздам, и исправлю ее , чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» ( Деян. 15:16, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Обращаясь к царству Израильскому, мы и здесь находим примеры такого отношения евреев к иерусалимскому храму. Хотя обстоятельства не благоприятствовали надлежащему проявлению среди евреев представления о храме , как их религиозном центре, ибо Израильскими царями были запрещены для их подданных посещения Иерусалима с религиозной целью, тем не менее эти обстоятельства не были в состоянии изгладить из сознания евреев Израильского царства идею централизации и богослужения при Иерусалимском храме. Вскоре же после запрещения Иеровоама «из всех колен Израилевых расположившие сердце свое, чтобы взыскать Господа, Бога Израилева, приходили в Иерусалим дабы приносить жертвы Господу Богу отцев своих» ( 2Пар.11:16 ) 45 . В торжественном жертвоприношении в Иерусалиме в третий месяц пятнадцатого года царствования Асы участвовали «переселенцы от Ефрема, Манассии и Симеона» ( 2Пар.15:9–10 ). Пред временем падения царства Израильского мы встречаем яркий пример соблюдения предписаний закона об иерусалимском храме в лице Товита ( Тов.1:6 , срв. Тов.5:14 ), и еще раньше, в лице Деворры, матери отца Товита ( Тов.1:8 ), а также Анании и Ионафана, сыновей Семея великаго», «из братьев» Товита, т.е. из колена Неффалимова ( Тов.5:13–14 ). В сознании Товита Иерусалим, например, является «избранным из всех колен Израиля, чтобы всем им приносить там жертвы, где освящен храм селения Всевышнего и утвержден во все роды навек» ( Тов.1:4 ); Иерусалим – место проповедания о Боге и место прославления Его ( Тов.13:8 ). Наконец, известно, что, уже после падения и царства иудейского, при Годолии направлялись в Иерусалим «из Сихема, Силома и Самарии восемьдесят человек с дарами и ливаном в руках для принесения их в дом Господень» ( Иер.41:5 ). Таким образом, мы видим, что в рассмотренный период времени, от построения Соломонова храма до Вавилонского плена, пророки проповедуют о храме, как едином законном месте богослужения и восстают против высот; некоторые цари Иудейские предпринимают борьбу с высотами, разрушают их и привлекают народ к богослужению при иерусалимском храме; и сам народ время от времени разрушает свои высоты и покидает другие места богослужения вне храма, и совершает жертвоприношения только при иерусалимском храме. Всего этого мы не замечали до построения храма иерусалимского. О чем же это говорит? – О том, что со времени построения иерусалимского храма в религиозно- богослужебной жизни еврейского народа начинается новое течение, направляющееся к ограничению прежнего, сравнительно свободного отношения евреев к месту богослужения, – течение, имеющее целью побудить евреев совершать богослужение только лишь при иерусалимском храме, иначе сказать, осуществляется в истории еврейского народа идея централизации богослужения при иерусалимском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Пророк Исаия I Пророк Исаия был проповедником веры и спасения в царстве Иудейском. Господь в чудесном видении призвал его к пророческому служению. Об этом видении и призвании сам Исаия рассказывает так: – Я видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. Вокруг Него стояли шестикрылые серафимы. И взывали серафимы друг другу, и восклицали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: вся земля полна славы Его!» И сказал я: – Горе мне! погиб я! Человек я, с нечистыми устами, и среди таких же людей живу. И вот, глаза мои видели Господа! Тогда один из серафимов взял клещами горящий уголь с жертвенника Божия и прилетел ко мне. И коснулся уст моих углем, и сказал: – Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое очистилось. И вопросил Господь: – Кого послать Мне и кто пойдет для Нас? И я тотчас ответил на это Господу: – Вот я: пошли меня, Господи». И послал Господь Исаию на проповедь к греховному народу Иудейскому. II В то время царем Иудейским был Езекия. Он был царь благочестивый. В первый же год своего царствования, он велел отворить двери забытого храма Господня: там давно уже не было ни жертв, ни курений, ни возжжения светильников. По зову царя, собрались священники и левиты: вынесли из храма все нечистое, вымыли и вычистили все сосуды и священные вещи. Царь сам пришел на освящение храма. Была принесена жертва Богу. Весь народ молился с царем Езекией; певцы пели псалмы Давидовы, трубили трубы и играли хоры музыкантов. Вскоре после того, совершена была Пасха и праздник опресноков. И была радость во всем Иерусалиме и Иудее. Такой священной радости не было в народе со времен царя Соломона. III В четырнадцатый год царя Езекии, Ассирийский царь Сеннахирим пошел войною на Иудею, взял несколько укрепленных городов и угрожал Иерусалиму. Тогда послал к нему Езекия послов и сказал: – Я покоряюсь... Уйди от меня, а какую наложишь дань, я уплачу. Сеннахирим наложил большую дань золотом и серебром. И пришлось отдать ему все золото и серебро Соломонова храма. Но этого мало было царю Ассирийскому. Он все-таки послал отряд войска к Иерусалиму. Стоя перед стенами Иерусалима, ассирийский военачальник поносил Бога иудеев и кричал народу:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Самое освящение храма было обставлено Соломоном с величественною торжественностью. К участию в торжестве этом Соломон пригласил «всех старцев израилевых» – представителей судебной и начальственной власти. Торжество освящения началось перенесением ковчега завета с Сиона в новопостроенный храм. Кивот завета, а также скинию и принадлежности ее несли в священных облачениях священники и левиты; впереди же шли представители народа во главе с царем, принося по пути многочисленные жертвы. Ковчег завета был поставлен под крыльями новоустроенных величественных херувимов. И когда торжество поставления кивота завета было закончено, густое облако, как знамение присутствия самого Господа и славы Его, наполнило храм, так что священники в благоговейном трепете приостановили приношение жертв. В событии торжественного освящения храма Соломонова Св. Церковь видит прообраз торжественного введения Пресв. Девы во святой храм Господень, так как Она трехлетней отроковицей введена в храм, чтобы приготовиться быть жилищем Сына Божия – Царя Небесного, каковым жилищем был в ветхом завете храм, а раньше скиния. Поэтому в церковных песнопениях Пресв. Дева называется именами принадлежностей храма и скинии. III. Иезекииля 43, 27; 44, 1–4 Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего, и яже спасения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут, и не отверзутся. И никтоже пройдет сквозе их, яко Господь Бог израилев пройдет ими, и будут заключена. Яко игумен сядет в них снести хлеб, по пути еламских врат внидет, и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых сущих к северу, прямо дому, и видех, и се исполнь славы дом Господень. Так говорит Господь: в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог . И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом: войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Ст. 14–15. …И построили и окончили храм по воле Бога Израилева и по воле Кира, и Дария, и Артаксеркса, царей Персидских. И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария… Месяц Адар был последний в священном году еврейском и соответствовал концу нашего февраля и началу марта. Шестой год Дария Гистаспа падает на 516 г. до Р. X., первый же год Кира, когда начали строить храм, соответствует 537 году. Таким образом, второй храм иерусалимский (т. е., собственно, Святилище и Святое Святых) строился в продолжении 21 года, т. е. ровно втрое дольше храма Соломонова. Окончательное же устройство храма, т. е., соприкасавшихся к нему пристроек, а также внутренняя его отделка и украшение в деталях, продолжались и после Дария. Посему-то, конечно, в числе строителей храма, после имени Дария, при котором окончен дом Божий, стоит еще и имя Артаксеркса (Долгорукого), преемника Дариева. Можно думать, что эта окончательная отделка храма продолжалась лет 25 еще, и при Артаксерксе. Таким образом и получаются те 46 лет, в продолжении которых строился второй храм, по преданию иудейскому 877 . Во 2-й Маккавейской книге есть также указание, что храм строился еще и при Неемии 878 , т. е. во времена Артаксеркса. Ст. 16. …И совершили сыны Израилевы, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью… Радость эта увеличивалась воспоминанием тех многочисленных препятствий, которые Господь явным заступлением Своим помог побороть им, а также наступлением великого праздника пасхи. При освящении – принесены великолепные жертвы (200 овнов и 400 агнцев), и, между прочим, двенадцать козлов в жертву за грех всего Израиля, по числу колен Израилевых, – как это было, некогда, при Моисее, на торжестве обновления скинии 879 . Эта жертва знаменательна в том отношении, что свидетельствовала об исчезновении враждебного духа между коленами израилевыми и предуказывала духовное единение обновленного Израиля. Ст. 17. Праздник освящения совершен со всеми законными формальностями, что придавало ему особенную стройность и не могло не радовать сердце Иудея, научившегося в горьком плену дорожить преданиями своей религии. Священники расставлены были по классам, а также и левиты по чредам своим на службу Божию в Иерусалиме; как предписано в книге Моисея 880 , и как это устроено было при Давиде 881 . Счастливые и блестящие времена этого царя невольно приходили на мысль торжествовавшим Иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010