Когда слышите в церкви учение, ревнуйте и уразуметь его, и сохранить, и употребить в пользу свою и других. Не обеспечивайте себя ленивой мыслью: «Мы люди простые», без сомнения, и простым так просто заповедует апостол: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» ( 1Кор.14:20 ). г) Должно посещать храм Божий с верою. Только вере дано великое обещание исполнения всякой молитвы: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите», ( Мф.21:22 ). Только вера живоносно приемлет действие живого слова Божия, только через нее бывает полезно и плодоносно слово учения... Только вера обретает и объемлет благодать сокровенную в таинствах, почему и взывает приглашающий к великому таинству веры: «Со страхам Божиим и верою приступите». д) Дабы спасительно пользоваться святым храмом, в особенности нужно не лишать себя участия в важнейшем достоянии его – участия в трапезе Господней. Смотря на храм, подумайте, для чего наипаче Он устроен. Для молитвы? Так Он есть дом молитвы, по слову Господа. Однако молитва может быть совершаема и совершается и в простых домах, и на открытых местах. Для поучения в слове Божием? И это правда. Однако и это возможно и кроме храма. Для совершения таинств? Справедливо. Но и некоторые таинства, по нужде, совершаются без помощи храма. Для чего же наипаче храм? К чему особенно предназначено и приспособлено его устроение? Для чего, кроме мест читающих, поющих, молящихся, святилище внутреннее, доступное только посвященным? Для чего средоточие святилища, на которое обращена вся сила освящения храма, имеет образ трапезы? Очевидно, это приспособлено к совершению таинства Тела и Крови Христовых. Подумайте же, как печально, что этой-то существенной святыней храма недовольно стараются пользоваться братия храма! Рече Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). Что может быть вожделеннее, как пребывать во Господе и Его иметь в себе пребывающего? Неужели вы этого не желаете? А если желаете, то как же некоторые долго не приходят вкусить Тела и Крови Господней и даже приглашаемые к тому отлагают и уклоняются? Рече Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин.6:54 ). Неужели вы не желаете живота вечного? А если желаете, то не оставляйте пользоваться средством, которое Господь даровал нам для приобретения живота вечного; не оставляйте, в приличные времена, с очищением совести, приступать к общению Тела и Крови Христовой. Не внимайте тем, которые говорят, будто может христианин обойтись и без сей святыни или заменить ее другим способом освящения. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мк.13:31 ), – глаголет Господь. Кто дерзнет изменить непреходящее слово Божие? Можно ли заменить установление и дело Божие промышлением и делом человеческим?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не так ли и ныне слепотствующие Иудеи, привязанные к букве древнего закона, вздыхают и плачут об утраченной славе своей, и все ждут еще Мессию; между тем, как новый и духовный Израиль принял уже пришедшего Мессию своего, веселится и радуется об исполнении древних пророчеств. Глава 6. Освящение нового храма а) Отысканный в книгохранилище Екбатанского дворца указ Кира, повелевавший строить дом Божий в Иерусалиме и возвратить в него священные сосуды из Вавилона (ст. 1–5). б) Указ Дария Гистаспа Фафнаю, заречному областеначальнику с товарищами его, – о том, чтобы не только не препятствовать построению храма Иерусалимского, но всячески содействовать сему делу, а, равно, выдавать все, потребное для ежедневных жертв в Иерусалиме, – под страхом лютой и позорной казни ослушникам (ст. 6–12). в) Совершение храма (ст. 13–15). г) Освящение храма и празднование пасхи (ст. 16–22). Ст. 3. ... царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть будет вышина его (т. е., собственно, святилища) в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей.... Из этого усматриваем, что второй храм замышлялся в более громадных размерах, в сравнении даже с храмом Соломоновым; ибо сей последний имел в высоту половину меньше локтей (30), в ширину же – еще меньше, – только 20 локтей 874 . Но в задуманных ли размерах построен был второй храм, – неизвестно. Ст. 4. …рядов из камней больших три, и ряд из дерева один… Здесь, очевидно, идет речь о той невысокой стене, которая должна была отделять двор священников от двора, назначенного для народа 875 . Ст. 8–10. …И от меня дается повеление, – писал Дарий Гистасп правителям Иудеи, – сколько нужно животных на всесожжения Богу небесному... пусть будет выдаваемо изо дня в день без задержки священникам Иерусалимским , чтобы они молились о жизни царя и сыновей его... Замечательные слова в устах языческого царя, красноречиво доказывающие, что не один народ еврейский был предметом Божия смотрения в ветхом завете, но, что, напротив, и языческие народы, через общение с народом Божиим, сокровенно руководимы были и приготовляемы ко временам Обетованного Мессии, – этого чаяния языков. Что касается повеления Дариева, дабы о нем и его семействе молились у жертвенника иерусалимского, то это повеление, как совершенно согласное с духом религии иудейской, нисколько не могло стеснить священников иудейских; ибо еще Соломон молил Бога при освящении храма, дабы в нем Иегова принимал молитвы и от язычников 876 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В храме Соломоновом были св. иконы: «Сделал Соломон в давире Святое Святых ( 3Цар. 8:6 ) – двух херувимов из масличного дерева... и обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал разные изображения херувимов... На двух половинах дверей (для входа в давир) из масличного дерева он сделал рзных херувимов». (Эти двери соответствуют царским вратам в православных храмах). На дверях (для входа в храм) «вырезал на них херувимов» ( 3Цар. 6:23,28,29,32,35 ). В день освящения храма Господь явил Свое благоволение к храму с его святынями: «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар. 8:10,11 ; сн. 9:2,3). В храме, построенном Заровавелем ( 1Ездр. 5:2 ), были св. иконы. «Я буду показывать тебе... все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез. 40:4 ). «Как внутри храма, такъ и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были разные изображения: сделаны были херувимы... у каждого херувима – два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны – к пальме лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма... На дверях храма херувимы... такие же, какие сделаны постенам» ( Иез. 41:17–25 ). Как относились к св. иконам Иисус Христос и апостолы? В храме Господь Иисус Христос бывал часто (пред страданиями каждый день – Мф. 26:55), видел («осмотрев все» – Мк. 11:11 ) в нем изображения, но не сказал, чтобы их вынесли, как предметы, Богу неугодные (сн. Ин. 2:14–16 ; Мф. 21:12,13; Лк. 19:45,46 ); не осудил иудеев, устроивших храм со священ, изображениями и молившихся перед ними, а благоволил храм, украшенный изображениями, назвать Своим домом ( Мк. 11:17 ). Господь, несомненно, молился и совершал поклонение в храме, иначе фарисеи и первосвященники обвинили бы Его, но они такого обвинения не высказывали. Почитанием храма и священных изображений, в нем находившихся,

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В храме Соломоновом, созданном за тысячу лет до Рождества Христова, изображения херувимов были еще в большем количестве. Соломон сделал и поставил в средине Святого Святых (в алтаре) «двух херувимов из масличного дерева вышиною в десять локтей» ( 3Цар.6:23 ); оба крыла херувима имели каждое по пяти локтей и были распростерты так, что крыло одного херувима касалось одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены, другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил Соломон херувимов золотом и стояли они на ногах своих лицами к завесе, отделявшей Святое Святых от храма или святилища; на этой завесе, также как и в скинии Моисеевой, изображены были херувимы ( 2Пар.3:13–14 ). Во время освящения храма Соломонова священники внесли ковчег завета Господня во Святое Святых и поставили его под крылья больших херувимов, сделанных Соломоном, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его, за которые он был носим ( 3Цар.6:23–28; 8:6,7 ). На двух половинках дверей, сделанных из масличного дерева, через которые был вход из храма во Святое Святых и которые соответствуют царским вратам христианских храмов, Соломон сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы, и двери и изображения на них покрыл золотом. «На всех стенах храма, он сделал также разные, изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов. Двери же из притвора (со двора) в храм или святилище были из кипарисового дерева, и на двух половинках их Соломон вырезал также херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе» ( 3Цар.6:29–35 , снес. Иез.41 ). В притворе храма на 10 подставах, на которых стояли десять медных умывальниц для омовения жертв, «на стенках,... между наугольниками изображены были львы, волы и херувимы», как знамения силы и могущества ( 3Цар.7:29,36 ). Читать далее Источник: Православное учение о почитании святых икон/[Соч.] Д-ра Богословия, Сергия, еп. Могилевского и Мстиславского. - Могилев на Днепре : Скоропеч. и лит. Ш. Фридланда, 1887. - 138, V с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

– Иерусалим был украшен многими великолепными зданиями, каковы на Сионе: 1. Город Давидов и Крепость Давидова; 2. Дворец Давидов и Гробница Давидова; 3. Дом первосвященника Анны; 4. Дом Каиафы; 5. Дворец Соломонов; – на Акре: 1. Дом Маккавеев; 2. Амфитеатр; – на Везефе: Дворец Ирода. – Самым замечательным зданием Иерусалима был храм Иеговы. План и материал для постройки этого храма были заготовлены Давидом; он трудился более 30 лет над собиранием огромного количества золота, серебра и меди, чтобы воздвигнуть храм, великолепие которого соответствовало бы идее величия Божия. Соломон, вступив на престол, обратился к Хираму, царю Тирскому, с просьбой – прислать в Иерусалим искусных мастеров и кедровых дерев с Ливана. Место для храма было выбрано на холме Мориа, уже подготовленное Давидом. Соломон употребил почти невероятное число работников для построения храма. Он «обложил повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек. И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно, месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем... Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах, кроме трех тысяч трехсот начальников, поставленных Соломоном над работою для надзора за народом, который производил работы» ( 3Цар.5:13–16 ). Храм был построен по образцу скинии, но был обширнее и богаче подвижного храма. Внутренность храма была украшена всем, что только могло быть изобретено богатством и искусством того времени. Трапезы, светильники, всякие сосуды, – все было сделано из чистого золота. Все постройки и принадлежности храма были окончены в семь с половиною лет. Этот храм, со времени освящения своего, испытал множество превратностей: он был ограблен Сусакимом, царем Египетским, Ахазом, царем Иудейским, был осквернен нечестивым Манассиею и, наконец, разрушен Навуходоносором, как это было предсказано пророком Иеремиею ( Иер.26:6 ). Храм оставался погребенным под развалинами до 1-го года царствования Кира в Вавилоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Между тем, при дороговизне в древности писчего материала, обращение в народе обширного количества списков закона было невозможно; посему, обучение закону должно было быть более устным. Имея в виду все это, Моисей дал евреям следующее постановление: «по прошествии семи лет, в год отпущения в праздник Кущей когда весь Израиль придет явиться перед лице Господа Бога твоего на место, которое изберет Господь, читай сей закон перед всем Израилем вслух их; собери народ, мужей и жен и детей и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтобы они слушали и учились бояться Господа Бога вашего и старались исполнять все слова закона сего; и сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа Бога вашего во все дни, доколе вы будете жить на земле, на которую вы переходите за Иордан, чтобы овладеть ею» (Втораз.31:10–13). Мы видим, что в самой же заповеди Моисея указана цель ее – чтобы поддерживать среди евреев истинную религию. Но для нас здесь важно в разбираемом отношении то, что местом этого чтения закона назначается «место, которое изберет Господь», а это выражение в устах Моисея, как мы видели, указывает на храм, который, таким образом, являлся местом этих чтений закона, и, следовательно, и местом, откуда должно было исходить обновление и исправление религиозно-нравственного сознания еврейского народа. Таким образом, мы видим, какими многочисленными нитями связывалась с храмом еврейская жизнь, и это еще яснее может обрисовать перед нами картину великого влияния, какое храм должен был оказывать на все стороны жизни еврейского народа. И если это может быть понятно для нас, отделенных веками от разбираемого времени, то сами евреи, современники храма, должны были ближе и яснее представлять и глубже чувствовать все великое значение храма для их жизни. И священно-исторические документы говорят нам, что народ еврейский, действительно, сознавал и представлял себе это значение для него храма. Классическим выражением этого является молитва Соломона при освящении построенного им храма в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Наипаче прославим Бога Отца, яко Он Единороднаго Своего Сына Господа нашего Иисуса Христа для спасения нашего в мир послал, и Его краеугольным каменем Церкви Своея положил, с таким утверждением, что «и врата адова не одолеют ей» ( Mamф. XVI. 18 ), и будет Ему «слава в Церкви о Христе Иисусе во вся роды века веков» ( Еф. 3:21 ). Прославим Его, яко и Духа Своего Святаго на Апостолов и на всю Церковь Свою излиял, и Его благодатию таинства церковныя исполнил: а дабы благодать таинств, как требует самое имя и понятие таинства, имела чистое, верное и ненарушимое тайнохранилище, для сего дал нам и освятил Свой благодатный храм, сие хранилище таинств, сокровищницу благодати, чертог Тела Христова, дом молитвы, училище Боговедения и благочестия, источник освящения, пристанище обуреваемых, прибежище бедствующих, врачебницу недугующих, утешение скорбящих, жилище радости духовныя, преддверие обителей небесных. Так благодарно приемля залог толиких благ, подаваемый нам в освящении храма, мы должны, братия, помыслить далее о том, как бы действительно воспользоваться благодатию святаго храма, да не безплоден будет человеческий труд храмоздательства, да не потерян для нас будет Божественный дар освящения. Как же должно нам пользоваться святым храмом? – Дабы спасительно пользоваться святым храмом, надлежит вообще, подобающим образом посещать оный, в особенности участвовать в главнейшем достоянии храма – в таинстве Тела и Крови Христовы, и наконец стараться и вне храма ходить достойно святыни храма. Должно, говорю, посещать святый храм Божий. Если строят дом; то конечно для того, чтобы в нем жить: а иначе на что было бы и строить его? Так, если созидают храм, то конечно для того, чтобы приходить в него и освящаться от него: а иначе на что было бы и созидать его? Должно посещать святый храм прилежно. Правда, храм возносит молитву не только за предстоящих в нем, но и за сущих повсюду православных: но сие, без сомнения, относится к тем, которые, когда могут, с верою, благоговением и страхом Божиим входят в оный. Если же ты забудешь посещать храм: то не будет ли справедливо, чтобы и он тебя забыл, и чтобы не посетила тебя благодать его? Должно посещать храм Божий с благоговением. Если, пришед в дом царя, ты был бы в опасении и в заботе, чтобы не сделать чего-либо несообразнаго с достоинством места: то с каким благоговением должен ты входить в дом Царя небеснаго! Если со страхом находился бы ты в доме царя, хотя он тебя и не видит, хотя, может быть, нет его и дома: то с каким страхом должен ты предстоять в доме Божием, где Вездесущий всегда присутствует, где Всевидящий непрестанно тебя видит! Должно посещать храм Божий со вниманием. Слышите вы во храме молитву, Слово Божие, псалмопение, учение. Прекрасно учреждено, что все сие, без вашего труда, готовое, вы слышите: но и слышать надобно уметь. «Блюдитеся, како слышите» ( Лyk. VIII. 18 ), вразумляет сам Господь. «Вонмем», возглашает нередко священнослужитель: то есть, будем слушать с полным, с глубоким вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но это свидетельство Флавия едва ли правдоподобно: из рескрипта Дария Фафнаю вовсе не следует необходимость личного участия заречного управителя в построении храма иудеями; долг Фафная состоял лишь в том, чтобы не препятствовать производству постройки, выдавать известную часть из заречных доходов на производство постройки и отпускать определенный материал для жертвенного культа. Очень понятно поэтому, что постройка храма, благодаря с одной стороны материальной поддержке персидского государства, а с другой нравственной – пророческим речам Аггея и Захарии, начала подвигаться очень быстрыми шагами: «и старейшины иудейские строили и преуспевали по пророчеству Аггея пророка и Захарии ( 1Ездр. 6:4 )». Но вот наступило желанное время, когда постройка храма была окончена; моментом завершения постройки, являвшимся, бесспорно, светлым моментом в жизни возвратившейся из плена иудейской общины, было 3-е число адара 6-го года Дария: «и окончен дом сей к третьему дню месяца адара в шестой год царствования царя Дария» ( 1Ездр. 6:15 ) 520 . Новосооруженный иудеями храм был торжественно освящен. Справедливо один из исследователей день освящения храма причисляет к ряду торжественных праздников иудейской общины после плена 521 , о чем уже можно заключать по количеству жертв, принесенных при освящении, и по внутреннему настроению общины. «И принесли при освящении дома Божия 100 волов, 200 овнов, 400 агнцев и 12 козлов в жертву за грехи всего Израиля..., и совершили освящение сего дома Божия с радостью» ( 1Ездр. 6:16–17 ). При храме снова были восстановлены священнические чреды по закону Моисея ( 1Ездр. 6:18 ). В новом храме в 14-й день 1-го месяца Нисана возвратившиеся из плена праздновали пасху, совершивши предварительно над собой обряд очищения: «и праздновали праздник опресноков 7 дней в радости, потому что обрадовал их Господь, и обратил к ним сердце царя ассирийского 522 , чтобы подкреплять руки их при строении дома Господа, Бога израилева» ( 1Ездр. 6:22 ). Эти события при освящении иудеями храма и праздновании ими праздника пасхи вызывают к себе недоверчивое отношение со стороны некоторых западных ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ст. 65. …И сделал Соломон в это время праздник, и весь Израиль с ним, – большое собрание, сошедшееся от входа в Емаф до реки Египетской…, т. е. с самого северного предела земли обетованной – до самого южного. Под рекой Египетской здесь разумеется восточный рукав Нила. … ( и ели, и пили, и молились пред Господом Богом нашим у построенного храма) – семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней… Первые семь дней праздновали освящение храма и жертвенника, а вторые семь дней принадлежали праздпику Кущей 480 , впрочем, так, что эти торжества слились тогда в один необычайный и великий двухнедельный праздник всенародный. Ст. 66. …В восьмой день Соломон отпустил народ… Т. е., в восьмый день от начала второго праздничного периода, или на другой день по окончании праздника Кущей, – именно, в 23-й день месяца Тисри 481 . Глава 9 (ст. 1–10). Второе явление Бога Соломону, и обозрение его государственных деяний Ст. 1–2. После того, как Соломон кончил строение храма Господня и дома царского и все, что Соломон желал сделать, явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне… Когда именно было это богоявление Соломону? Известно, что построение царского дома Соломонова совершилось через тринадцать лет после построения и освящения храма 482 ; значит, к этому периоду и должно относить вторичное явление Бога Соломону, по ясным словам Писания; и значит, несправедливым должно считать мнение некоторых толковников, будто это богоявление было в ночь того же дня, когда освящен был храм. Это мнение, очевидно, основывается на том, что беседа Господня, при вторичном явлении Соломону, носит на себе ответный характер на молитву его в храме 483 . Это, однако же, нисколько не дает права отступать от хронологии Писания, хотя и может представляться недоуменным, почему лишь только через тринадцать лет Господь ответствует Соломону на его молитву о храме. В объяснение сего, можно предположить, по словам преосвяц. Филарета 484 , что «намерение беседы Божией состоит не столько в обетовании, которым она начинается, сколько в угрозе, которою оканчивается. Конечно, Сердцеведец близко видел опасность, которой внешнее счастье подвергало добродетель Соломона, и благоволил предостерегать его». В самом деле, уже при самом освящении храма, ниспосланный от Бога огонь на жертвы Соломона делал тогда излишним нарочитое откровение и уверение Божие, касательно исполнения молитвы Соломоновой. Между тем, через тринадцать лет после сего, когда Соломон находился на самом верху земного величия и могущества, для него было всего благовременнее Господне наставление и откровение, что, хотя и призрел Он милостиво на храм и освятил его, но, что судьба этого храма, равно, и судьба царственного дома Соломона, и даже всего народа Израильского, зависит, единственно, от верности уставам и законам Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

     Апостол Павел возвещает нам сегодня о высоком предназначении человека, об удивительном замысле Божием о нас. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» – говорит он (1 Кор. 3:16). Для того чтобы Павел смог сказать нам: «Вы храм Божий» – таким живым храмом стал Христос. Вспомним, как Господь, находясь в храме Иерусалимском, проповедовал Иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19–21). Теперь же апостол Павел открывает нам, ученикам Христовым: «Вы храм Божий». Мы можем выстроить определенную смысловую цепочку. Нечто, задуманное Богом, сначала исполняется во Христе, а потом Писание и нам говорит: а теперь ты, теперь с тобой это должно произойти, потому что ты христианин. Все, происшедшее со Христом в Его земном служении, таинственным образом касается и нас, так как мы – члены тела Христова, часть Церкви Его. Только во Христе это произошло, по словам святителя Феофана Затворника, «ипостасно», а в нас имеет исполниться «благодатно-нравственно». Интересно, что в древности храмы возводились согласно пропорциям человеческого тела. Храм для древних христиан был образом человека. Система мер, употреблявшихся при строительстве, была основана на размерах частей тела. Расстояние измеряли локтями, а также пальцами, ладонями, шагами, саженями – расстоянием между концом среднего пальца левой руки и концом среднего пальца правой руки при разведенных руках. Знаменитая «золотая пропорция», которой древние строители удивили мир, опять же связана с человеческим телом. Например, соотношение между средним пальцем и ладонью, ладонью и кистью руки, кистью руки и локтевого сустава и т. д. Человек был камертоном средневекового храмоздательства. После завершения строительства православного храма в нем всегда служится «Чин освящения храма». Присутствующий когда-нибудь на этом прекрасном богослужении знает, что порядок освящения храма подобен всему тому, что делается для освящения человека в Таинствах Крещения и Миропомазания.

http://pravoslavie.ru/105588.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010