Господь основал Церковь Свою в человеческом роде силою Святого Духа, действовавшего проповеданием апостолов и притом знамениями и чудесами. Но основана ли Церковь его в народе? Тогда, хотя не иссякает источник чудотворческий, однако и сам народ приглашается Господом к соучастию в деле благодати Его, в деле спасения всех человеков. Народу указуется участок земли, которую надлежит ему приготовить к посеву, потом он должен чистое семя Слова Божия сеять на ней. Не должно ли радоваться сему народу, что Господь восприемлет его в сотрудничество с Собою как возлюбленное чадо Свое, которому безмерное богатство наследия уготовано в Небесном Царствии? Когда Господь приготовлял учеников Своих к апостольскому служению при открытии Новозаветной Церкви в человеческом роде, тогда послал их на первый опыт в малом кругу действия, то есть к погибшим овцам дома Израилева, и сказал: Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы ваши, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни сапогов, ни посоха, ибо, – прибавил, – трудящийся достоин пропитания ( Мф.10:9 ). И в самом деле они, как сами говорили впоследствии Господу, ни в чем не имели недостатка, находясь в самом посланничестве. Но Он Сам приучал их к упованию на Его попечение и давал всем, долженствовавшим идти по следам их тем же путем, свидетельство, что кого Он призовет и пошлет на Свою службу, тот будет получать от Него и пропитание, как воины, служа царю, живут на его жалование. Но как цари посылают военачальникам и правителям областей указы, по которым они должны довольствовать, обучать и снабжать войско всяким оружием и снарядами, какие нужны во брани, так и Господь Иисус Христос, когда сильные земли, прежде гнавшие Церковь Его, наконец покорились Ему, как исполнителям воли Своей, как орудиям силы Своей, как видимым представителям невидимого Провидения Своего поручает предназначенных для проповедания Евангелия питать, одевать, приготовлять обучением и всякими знаниями, делу служения их сообразными и полезными, обогащать и всякими вспоможениями, а потом вниманием и надзором бодрственным сопровождать их в самом служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Другим важным ветхозаветным указанием на всеобщую пораженность рода человеческого грехом, являются слова молитвы царя Соломона, произнесенной им при освящении Иерусалимского Храма. Наследник Давида просил Бога, чтобы Он принимал в этом Храме не только молитвы Израиля, но и иноплеменников, потому что: «нет человека, который не грешил бы» ( 3Цар. 8:46 ; ср. 2Пар. 6:36 ). Премудрый Соломон не сделал исключения ни для младенцев, ни для праведников, ибо порабощенность греху всего человечества была для него очевидна. Много высказываний о всеобщности греха содержится в учительных книгах. Так в Пс. 142:2 святой Давид свидетельствует, что перед Богом «не оправдается... ни один из живущих» (Ср.: Пс. 13:2–3; 52:2–4 ). Подобная мысль высказана и в Пс. 129:3 : «если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?». В книге Притчей высказывается подобная же мысль: «кто может сказать: я очистился, я чист от греха моего?» ( Притч. 20:9 ; ср. ст. 6:24), в книге Екклесиаст решительно утверждается, что «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл. 7:20 ). В книге Иисуса Сына Сирахова эта мысль выражена несколько по иному: «все мы находимся под эпитимиями (πντες σμν ν πιτημος)» ( Сир. 8:6 ). Даже великие ветхозаветные праведники, такие как Иов, Давид, пророк Исайя и многие другие, хотя и являли собой примеры добродетельной жизни, однако оставались причастными всеобщей греховности и осознавали это вполне отчетливо (ср. Иов. 14:4 ; 2Цар. 12:13; 24:10 ; Ис. 6:5 ) 104 . Важным свидетельством о врожденной наследуемой греховности всего человечества является 7-ой стих 50-го псалма: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Святой пророк Давид, заглядывая в тайники своего сердца, исповедует Богу наряду со своей личной греховностью и духовную порчу, врожденную всем людям, не зависящую от личного изволения и передающуюся через акт зачатия и рождения 105 . Эта мысль встречается и в книге Иова, где наряду с утверждением о всеобщей «нечистоте» (греч. – πος), говорится о рождении человека как акте приобщения к этой «нечистоте»: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов. 14:4 ) 106 , и далее: «ибо что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным» ( Иов. 15:14 ). Эта мысль в книге повторяется: «как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?» ( Иов. 25:4 ) 107 . Причина такого отношения к женщине, как к некоему орудию для греховного порабощения всякого человека, раскрыта в книге Иисуса сына Сирахова, где имеется указание на праматерь Еву, как виновницу греха и родоначальницу греховных рождений: «От жены начало греха, и через нее все мы умираем» ( Сир. 25:27 ). Ева первая преступила к запретному древу и потому вина ее считалась сугубой не только по отношению к потомкам, но и в отношении Адама, который поддался на ее уговоры 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

если пойду и долиною смертной тени, не убоюся зла, потому что Ты со мною». «Аз есмь пастырь добрый», глаголал Господь ( Иоан. Х, 14 ); «но Я не один, потому что Отец со Мною», также произнес Господь, готовясь к страданиям ( Uoah. XVI, 32 ). Псалом двадцать третий. В нем весьма замечательно надписание текста Семидесяти: «В первый день недели», как бы пророчествующее о чествовании этого дня в Христианской церкви. И содержание этого псалма соответствует этому надписанию в христианском его смысле. Независимо от исторического его значения, о котором мы говорили выше в истории Давида, – что он начертан при вносе кивота завета в Иерусалим, – псалом в Мессианском значении рисует вхождение царя славы в мир: «Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Он есть Царь славы!» (ст. 10). Сей воскресший Господь наш Иисус Христос есть Царь славы, которого день воскресения мы празднуем «в первый день недели». Псалом этот признается пророчеством Вознесения Господня, и в западных церквях он и поется в день Вознесения. У нас он еще поется при освящении нового храма. Псалом тридцать девятый: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне... тогда Я сказал: се иду... исполнить волю Твою, Боже» 415 . Псалом сорок четвертый, озаглавленный: «Песнь любви». Прекраснее всех сынов человеческих Он; с благодатию, исходящею из уст Его, препоясанный мечем славы, Помазанный (Мессия) елеем радости, (ст. 1–9) вступает Он в брак с царицею, облеченною в великолепные царские одежды («в ткани золота Офирского»). Ст. 11: «Смотри, царица, забудь народ твой и дом твой». Только при полном забвении народа и дома твоего (ст. 12) «возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему». Мы еще возвратимся к этому псалму; здесь достаточно указать на значение священного брака, о котором сказал Апостол: «Аз же глаголю о Христе и о церкви». Мы причисляем к Мессианическим, или – чтобы точнее выразиться – к христианским псалмам и псалом пятидесятый, потому что в нем содержится христианское учение о покаянии и о благодати Духа Святаго, возрождающего человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И в данном случае под Сионом, роптавшим на Бога, должно разуметь, очевидно, опять тот же народ израильский, в лице его, современного пророку, поколения... Представители его, переживая целый ряд исторических невзгод, слушая грозные обличительные речи пророка и не видя осуществления своих земных ложно-мессианских планов, приходили в уныние и, по обыкновению, роптали на Бога за то, что Он их оставил и забыл. Пророк не оставляет всего этого без ответа; но в самом ответе он искусно подставляет новый предмет речи: вместо старого Сиона – т. е. плотского исторического Израиля, он переходит к новому, духовному Сиону, т. е. к Церкви Христовой и прекрасно выясняет, что этого подлинного и единственно-достойного Бога Сиона, Господь никогда не оставит и не забудет Своей милостью, а наоборот – даст ему широкое распространение и высокое процветание. «В ветхозаветный период Сионом называлась гора Божия, на которой возвышался храм Всевышнего, освященный Им ( 3Цар.8–9 гл.). Духовный центр человечества находился среди общины верных Господу, которые с верой и надеждой внимали пророкам, говорившим об Эммануиле. Грехи народа и постоянные осквернения храма ( Иез.8 - Иез.9:7 ; Иез.10 - Иез.11:23 ), по-видимому, уничтожили Сион на земле... Но в следующих словах пророчества Исаии мы видим, что Господь исполняет обетования, данные всему человечеству, и тогда имя Сиона переносится на всех тех, которые призовут имя Господне ( Иоил.2:28–32 ; Деян.2:21 ); ибо, как говорит Апостол Павел всем христианам: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах». ( Евр.12:22–23 – Властов). Ис.49:15 . Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не по­жалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. «Забудет ли женщина грудное дитя свое... но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». Сила любви и заботы Господа о Его верном Сионе превосходит все, самые крепкие и самые неразрывные естественные, человеческие узы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ибо сообразно каждому юбилею будет священство. И в первом юбилее первый помазанный на священство будет великим, и он возглаголет Богу, как отцу; и священство его будет полно с Господом; и во дни радости своей о спасении мира он восстанет. 3. Во втором юбилее помазанный в скорби возлюбленного будет зачат, и будет священство его честно и у всех прославлено. 4. Третий же священник печалью объят будет. 5. И четвертый в скорбях будет, ибо приложится к нему неправда во множестве, и весь Израиль будет ненавидеть каждый ближнего своего. 6. Пятый будет объят тьмою. 7. Точно так же и шестой, и седьмой. 8. В седьмом же (юбилее) будет осквернение, которого я не могу сказать пред людьми; ибо сами знают делающие это. 9. Посему они будут в пленении и разграблении; и земля их и имущество погибнут. 10. И в пятую седмину они возвратятся в землю опустошения их и восстановят дом Господень. И. В семьдесят же седьмую придут священники – идолослужители, прелюбодеи, сребролюбцы, надменные, беззаконные, сладострастные, деторастлители, скоторастлители. Глава 18 И после того как будет отмщение им от Господа, прекратится священство. 2. И тогда воздвигнет Господь священника нового, которому все слова Господни будут открыты, и он совершит суд истины на земле во множестве дней. 3. И взойдет звезда его на небе, как царя, сияя светом знания, (как) при солнце день, и он возвеличится во вселенной. 4. Сей воссияет, как солнце на земле, и удалит всякую тьму из поднебесной, и будет мир во всей земле. 5. Небеса возликуют во дни его, и земля возрадуется, и облака возвеселятся, и познание Господа разольется на земле, как вода морская, и Ангелы славы лица Господня возвеселятся в нем. 6. Небеса отверзутся, и из храма славы придет на него освящение с отеческим гласом, как от Авраама к Исааку. 7. И слава Всевышнего будет возглаголана о нем, и дух разума и освящения почиет на нем водою. 8. Ибо он сам даст величие Господне сынам своим во истине вовек, и не будет преемства ему в роды и роды до века. 9. И в священство его народы будут изобиловать знанием на земле, и просветятся чрез благодать Господню; Израиль же умалится в неведении и померкнет в скорби; в священство его прекратится грех, и беззаконные перестанут от зла, праведные же успокоятся в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Иез.44:18 .  Увясла на головах их должны быть также льняные; и исподняя одежда на чреслах их должна быть также льняная; в по­ту они не должны опоясы­ваться. Даже «увясла» (головные повязки, греч. κιδαρεις, слав. «клобуки», евр. пеер, но в Пятокнижии мигбаа, а у первосвященника мицнефет, пеер – обыкновенные мирские повязки: Иез.24.17, 23 ; Ис 3.20 и др.), как и исподняя одежда (слав. «опоясание», но греч. περισκελη, Вульг. leminalia, евр. микнесаим, соб. короткие брюки (И. Флавий Ant. 3:7, 1; в Исх 28.42 слав. «надраги») должны быть льняными у священников. Далее у пророка, по-видимому, указывается и основание для такого требования: «в поту они не должны опоясы­ваться», замечание, которое допускает и такой перевод: «потнаго ( яза, но близкое к зев Быт 3.19 «пот») они не должны, одевать» (см. объяснение ст. 17). LXX: «и да не препоясются крепко», βια – не должны перезатягиваться в одежду, что стесняет свободу движений и вызывает потение. Иез.44:19 .  А когда надобно будет выйти на внешний двор, на внешний двор к народу, тогда они должны будут снять одежды свои, в которых они служили, и оставить их в священ­ных комнатах, и одеться в другие одежды, чтобы священ­ными одеждами сво­ими не при­касаться к народу. Священные одежды при выходе священников к народу, т. е. на внешний двор, должны сниматься в особых священных комнатах, чтобы ими «не освятить народа» (рус. по Тарг. «не прикасаться», но LXX: «да не освятят людий»). До того должна быть оберегаема святость от приражения чего-либо мирского: хотя она прикосновением своим освящает мирское, но этим освящением нужно пожертвовать для соблюдения ее во всей ее кристальной чистой. До того трансцендентна у Иезекииля идея Божества. Критическая школа несправедливо видит здесь крайнее материализирование святости: это глубокий символизм. Иез.44:20 .  И головы своей они не должны брить, и не должны отпускать волос, а пусть непремен­но стригут головы свои. К правилам об одежде, естественно, примыкают правила о волосах, этом естественном одеянии животных. Священникам одинаково запрещается как брить волосы, что было в древности знаком траура ( Иез.7.18 ; Ам 8.10 и др.), а в Египте – отличием жрецов, в Израиле же запрещено было Моисеевым законом и мирянам ( Втор 14.1 ), так и отпускать их, как то делали назореи (между прочим, Самуил 1Цар 1.11 ; для священников это было неудобно), но должны их стричь ( касам, ср. ассир. касаму, резать). Ср. Лев. 21.5, 10 . Волосы считались тоже седалищем жизни, почему назореи их сожигали в жертву Богу при окончании обета. Жизнь священников нового храма будет введена в должные границы, не развиваясь по прихоти природы и не замирая.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иерусалим конфессиональный: перекрестки племен и вер Эфиопская церковь Пресвятой Богородицы Храм, принадлежащий Эфиопской Церкви, одной из автокефальных монофизитских Церквей Востока, расположен в центре Иерусалима, на Эфиопской улице, чуть в глубине от улицы Пророков. Императоры (негусы) Эфиопии возводили свою родословную к легендарному браку Соломона с царицей Савской. В Библии рассказывается: Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце... И увидела... всю мудрость Соломона и дом, который он построил... и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем... И подарила царю 120 талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону ( 3Цар. 10, 1–10 ). Но в Библии ничего не сказано о том, что результатом поездки в Иерусалим стал сын, рожденный царицей от Соломона. Сыну, по имени Менелик, суждено было стать основателем знаменитой царской династии. Соответственно лев – символ колена Иудина – стал гербом Эфиопского царства. Лев с короной и крестом изображен на воротах в иерусалимскую эфиопскую церковь Пресвятой Богородицы. Эта необычная, единственная в Иерусалиме круглая церковь , подражающая ротонде Гроба Господня, является главным зданием религиозного комплекса, который эфиопы называют Дабра Ганнат («Райская гора»). Он расположен на живописной улице, принадлежащей эфиопской общине. Большой темный купол ротонды увенчан символом Эфиопской Церкви – кругом с восьмиконечным крестом, древним знаком Приснодевы. По преданию, церковь воздвигнута на месте, где в последний раз заночевала Мария на пути из Назарета в Горнее, к своей двоюродной сестре Елизавете. Строительство храма было начато императором Эфиопии Иоанном IV в 1882 г. К этому времени когда-то богатая и влиятельная эфиопская община Иерусалима впала в крайнюю нищету и потеряла почти все из принадлежавших ей святых мест, так как оказалась неспособна платить турецким властям высокие налоги, не считая неотъемлемых от образа жизни на Востоке непрестанных бакшишей и прочих поборов. Негус решил поддержать соотечественников, основав в городе отдельный квартал с обителью для эфиопских монахов. Завершил строительство его преемник Менелик II. В 1893 г. церковь во имя Пресвятой Богородицы была освящена. Окружающая ее высокая стена появилась несколькими годами позже.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Как просто кто-то из святых отцов сказал: никто из нас не будет истязан за то, сколько постился, молился, совершал подвиги, а только – насколько ты в жизни своей стал подобен Христу. Чем приобретается подобие Христу? Только благодатью. Смирился – и получи дар А когда нам дается благодать? Вот не хочется мне делать то, что должен, а я себя заставляю. Почему? Я доверяю Богу. Люблю Его и выражаю свою любовь через послушание. Мне это самому полезно. Пускай во мне нет сейчас этого противления. Но как только появится, я сам себе, знаете, что скажу? «Да что же ты, в самом деле… Ты же являешься сыном Самому Богу! Что же ты вытворяешь?!» Выговорил себе, и всё. Смирился – и получи дар. Плод всякой добродетели – смирение. Смирение и награждается Богом благодатью. Но не тогда, когда ты хочешь, – спасение «не от желающего, не от подвизающегося, но от Бога милующего» (ср. Рим. 9, 16). И на камне написанное новое имя (Откр. 2, 17) Я когда об этом всём размышлял, мне стало понятно, что слово – это сосуд. Сказано: «И дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17). И Того, Кто это имя дает. О чем это? О сокровенности личных отношений, но и о некой тайне имени. Это образ. Всё, что говорится в Священном Писании, – это образы. Вообще всё, что мы читаем в Библии, – это лишь упоминания о Божественной любви, которая несравнима ни с какими человеческими представлениями: Царство Божие подобно тому, что «се стою у двери [сердца] и стучу» (Откр. 3, 20), Купина неопалимая знаменует Матерь Божию… Перекличка ангелов. Так Господь проходит все Небеса Или, помните, еще вот этот образ: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы» (Пс. 23, 7–10). Что происходит? Меня как-то осенило. Стою, помню... Святейший служит. Освящение храма. Двери отверзаются… Вознесение!

http://pravoslavie.ru/129700.html

Многие читали эти слова, повторяющиеся в Евангелии: «Да сбудется пророчество пророка Исайи (или другого пророка)». И люди думают, что пророк изрек предсказание, и оно сбылось. Библейские пророчества (в правильном христианском понимании) ничего не имеют общего с предсказанием. Пророки не видели будущее, они видели полноту. Происходило так, что полнота вторгалась в наш мир таким образом, что пророчество «исполнялось». Ссылка на подобную полноту есть в послании к Ефесянам: «и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 22–23). Это описание Церкви как «полноты» – одно из самых поразительных утверждений в Священном Писании. Фраза «полнота Наполняющего все во всем» – это ранняя версия изречения «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» (свт. Афанасий, IV в.) Бог есть Тот, кто наполняет, а мы – это то, что наполнено (или даже «наполняется»). По крайней мере столь же поразителен аналогичный отрывок в Послании к Колоссянам (эти два послания имеют много общего): «ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти». (Кол. 2, 9–10). Перевод скрывает игру слов внутри стиха. Нам говорится, что «во Христе обитает вся полнота (pliroma) Божества телесно, и вы – те, кто исполнились (peplironomenoi) в Нем». Снова о Христе говорится как о полноте, и мы тоже становимся полнотой (pliroma) в Нем. Его жизнь – наша жизнь, и эта жизнь, или полнота, – это именно то, что важно для нас. Эта мысль аналогична словам Христа в Евангелии от Иоанна: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 20–23). В Евангелии от Иоанна говорится, что Христос дал нам «Его славу», как и Отец дал Ему славу. Слава – это не похвала или репутация, но, скорее, нечто существенное (я пытаюсь подобрать слово). На иврите слава (Kavod) – это именно нечто существенное, имеющее вес. Божий кавод прижимал священников к земле при освящении храма Соломона (3 Царств. 8, 11). Но слава не просто сопровождает Бога, это в какой-то мере само присутствие Божие.

http://pravoslavie.ru/145357.html

Мы узнаем в этом исключительно богатом мыслями тексте весь круг софиологических мотивов, прослеженный нами ранее в ветхозаветной и византийской традиции. Перед нами возникает как бы множество концентрических сфер бытия: Богородица как средоточие храма, храм как средоточие города, город как средоточие «округныихъ странъ… от востока до запада». Ярослав Мудрый приравнивается такой софиологической фигуре, как Соломон, с именем которого связаны ветхозаветные похвалы Премудрости. Киевская София, как в свое время Константинопольская св. София, сопоставлена с Соломоновым Иерусалимским храмом; более того, она многозначительно именуется «домом» (срв. слова Книги Притчей: «Премудрость построила себе дом»), И образ для всего этого упорядоченного и освященного мира города и державы — Богородица в Благовещении, несущая внутри себя воплощаемый мировой смысл — Логоса. В свете этих слов мы и должны усмотреть значение интересующей нас надписи по краям конхи апсиды главного алтаря Софии Киевской: ο ες ν μσω αυτς, και ο σαλευΦσεται, βοηθσει ατη ο θες τ προς πρω πρωι. Эта надпись воспроизводит стих VI псалма 45 (по счету, принятому в синагогальной традиции, — 46). Весь псалом построен на контрасте двух образов: мирового хаоса и незыблемого Богохранимого града . Вокруг этого града бушуют стихийные катаклизмы и военные бури: «Не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, воздымаются воды их, трясутся горы от волнения их… Восшумели народы, двигнулись царства… Придите и видите дела Господа, какие произвел Он опустошения на земле: прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сожег огнем» (ст. 3–4, 9–10). Но для града и дома Божьего вся эта игра космических сил оборачивается весельем, ибо он надежно защищен присутствием Бога: «Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Бог посреди него; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра» (ст. 5–6). Надпись идет над головой мозаичной фигуры Богородицы–Оранты в конхе апсиды и находится с этой фигурой в очевидной смысловой связи. Характер этой связи тем важнее, что Оранта занимает в системе мозаик Софии Киевской совершенно исключительное место. Это изображение, имеющее в высоту 5,45 м , бросается в глаза каждому входящему в храм и до всякой рефлексии воспринимается как главное, центральное, доминирующее: образ Оранты определяет лицо всего интерьера. Каков этот образ?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010