Отрекся Петр, но в рыдании своем покаялся, и Господь не только спас его, но и даровал ему власть быть первоверховным апостолом Своим.    Мытарь, во смирении своем не смевший «даже поднять глаз на небо, бия себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику»! И, очищенный смирением своим превеликим, «пошел оправданным в дом свой более, нежели» фарисей (Лк. 18:13—14), безумный в своей гордыне, от которой «рождаются самомнение, хвастовство, тщеславие и пагубнейшее всех высокомерие». Господь сказал притчу сию «к тем, кои уверены были в себе и не приписывали всего Богу, а посему и других уничижали»; Он говорит ее, чтобы показать, что «праведность, хотя бы она заслуживала удивления в прочих отношениях и приближала человека к Самому Богу, но если допустит до себя высокомерие, низвергает человека на самую низшую степень и уподобляет его бесу, иногда принимающему на себя вид равного Богу». Смотри, душа моя, — этой гордыне ужасался Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14:12). Об этой гордыне Господь сказал некогда ученикам Своим: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18), — тот, кто «был светом, Архангелом и денницею», теперь стал тьмою, «лишился славы, которую он имел, и чести», — ведь так он смутил умы людей, что «до пришествия Христова его чтили как Бога, а теперь он спал с неба, то есть перестали его почитать за Бога и думать, что он живет на небе»! И каким простым оружием — сердечным смирением — оказалась эта гордыня побеждена! Но — как же трудно снискать нам в себе это оружие!    Слезами омыла ноги Господу жена грешная — и сказано было ей: «прощаются тебе грехи, потому что возлюбила много» (Лк. 7:47—48), «то есть обнаружила великую веру», за что и была помилована Христом со словами: «вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7:50).    Хананея великой верой и надеждой своей добилась милости Господней: хотя Христос вначале и не отвеща ей словесе, хотя Он и сказал ей, в ответ на ее смирение и поклон: «несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом, так как Он несть послан, токмо ко овцам погибшым дому Исраилева». Настойчивостью своей просьбы, от которой «соскучили» даже ученики Христовы, верой и благоразумием своими добилась она того, в чем сначала ей было отказано, — «ибо и пси ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих». («Приметь здесь, — замечает блаженный толкователь, — что хотя и святые просят за нас, как за эту женщину — апостолы, но получаем наипаче тогда, когда сами за себя просим».)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В таком же смысле приводит Апостол и пророчества Осии о призвании ко спасению язычников ( Рим.9:25–26 ): язычники, не будучи народом Божиим, не возлюбленные по обетованию, стали Божиим народом, возлюбленным после того, как по свободному произволению приняли благовестие Христа, а иудеи, отвергнув Его, «оязычились», утратили свое избрание. Из многочисленного Израиля спасется только «остаток», только уверовавшие во Христа: «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется» ( Рим.9:21 , по Ис.10:22 ). Таким образом, Израиль, искавший спасения от «закона праведности», т. е. на путях внешнего выполнения закона, не обрел спасения; язычники же, не искавшие, обрели его, уверовав во Христа. Христос стал камнем преткновения для одних (иудеев) и спасением для других (язычников). Его и нужно было принять верой, о чем пророчествовал Исаия: «полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна, но всякий, верующий в Него, не постыдится» ( Рим.9:33 , по Ис.8:14; 28, 16 ). б) Вина Израиля (10 гл.) В 10 главе Апостол подробно разбирает, в чем была вина Израиля, приведшая его к отпадению от обетования спасения. Он признает, что иудеи имели ревность, но не по разуму ( Рим.10:2 ), т. е. имели достаточно религиозного рвения, но не понимали, что нужно искать оправдания от Бога, а не уповать на собственную праведность. Они не поняли, что предсказанный пророками Мессия явится единственным путем спасения – через Его смерть на кресте, где будет удовлетворена правда и исполнен закон. «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией. Потому что конец закона – Христос» ( Рим.10:3–4 ). «Конец закона – Христос», потому что закон вел к необходимости признания Христа. Кто искал праведности от закона, мог бы получить ее, если бы исполнил весь закон. Но никто не мог этого сделать, потому что силу исполнить закон дает Христос в благодати Своей верующим в Него. Приняв Христа верой, человек делается оправданным во всей широте и глубине закона. Свт. И. Златоуст по этому поводу говорит: «Итак, не бойся, что, приступив к вере, ты оставил закон. Ты тогда приступаешь закон, когда для закона не веруешь во Христа. Когда же веруешь в Него, тогда исполняешь и закон» (цит. по еп. Феофану, Толк. посл. св. ап. Павла к Рим.282 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Великое воздаяние уготовано делающим добро, но оно бывает еще больше и сильнее, если делающие это добро подвергаются опасности и бесчестию. Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 49 ). Не думай, что ты приобрел добродетель, если прежде не боролся за нее до крови. Преподобный Нил Синайский ( 47, 197 ). Не надейся приобрести добродетель без скорби, ибо находящийся в покое не приобретает опыта. Преподобный Марк Подвижник ( 54, 13 ). Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель...– не добродетель. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 460 ). Не унывайте при испытаниях в непорочности своей – вас почитает Вечная Истина. Вы в книге жизни заслужили себе пресветлые имена и титулы! Дух Божий называет вас царским священством, родом избранным, возлюбленными и близкими своими. Рядом с этими именами гаснет вся слава мира. Но эти титулы не даются никому, кроме украшенных благородством добродетели. Платон, митрополит Московский ( 105, 69–72 ). Один из отцов поведал нам, что в Феополисе был святитель Феодот, отличавшийся добротой, кротостью и смиренномудрием. Как-то он был в пути вместе с одним клириком. Его несли на носилках, а клирик ехал верхом. И говорит святитель клирику: «Будем меняться местами». Клирик не соглашался: «Это будет бесчестие для патриарха, если я сяду на носилки, а святитель поедет верхом». Но чудный Феодот настоял на своем и убедил клирика поступить по своему желанию. Луг духовный ( 75, 43 ). ДОБРЫЕ ДЕЛА «Вера без дел мертва» «Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф. 7, 17–18 ). «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7, 21 ). Веруем, что человек оправдывается не одной верой, но верой, которой содействует любовь, то есть через веру и дела. Признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание во Христе: ибо вера в таком смысле могла бы принадлежать каждому и не было бы ни одного не спасающегося, что очевидно ложно. Напротив, мы веруем, что не призрак веры, а живая вера через дела оправдывает нас во Христе. Дела же считаем не только свидетельством, подтверждающим наше призвание, но и плодами, от которых наша вера становится деятельной. Дела могут, по Божественному обетованию, доставить каждому заслуженное воздаяние, доброе или худое, смотря по тому, что он сделал. Послание восточных патриархов о православной вере ( 113, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Все люди, надеющиеся спастись лишь верой, и отвергающие свою обязанность исполнять волю Отца Небесного, выраженную в заповедях Христа, будут, конечно, удивлены, когда на страшном суде Христовом услышат: отойдите от Меня, делающие беззаконие! В оправдание свое они скажут: Господи! Ведь мы верили в Тебя! А если сами не делали добрых дел, не исполняли заповедей Твоих, то не от Твоего ли имени пророчествовали (т.е. проповедовали) и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многия чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас! ( Мф.7:22–23 ) По мнению Августина, выражение «Я никогда не знал вас» равносильно другому – вы никогда не знали Меня. «Не только тот (говорил Златоуст) лишится Царства Небесного, который имеет веру, а о жизни не радеет, но и тот, кто при вере сотворил много знамений, а доброго ничего не сделал… Не удивляйся тому, что сотворивши столько чудес, они подверглись наказанию. Вся эта благодать была не что иное, как дар Подавшего ее, а те ничего от себя не привнесли, почему справедливо и наказываются… Спаситель хотел примером этим показать, что ни вера, ни чудеса ничего не значат без добродетельной жизни… и что дивиться тому, что Он дары благодати дал людям, уверовавшим в Него, но не имеющим жизни, согласной с верой? Тогда, при начале евангельской проповеди, нужны были многие доказательство силы Христовой; поэтому и из числа недостойных многие получали дары; и Иуда, будучи злым, имел дар чудотворения» (Бес. на Мф. 24 ). Итак, не верьте лжепророкам, что для спасения достаточно одной веры. Кто только слушает учение Христа и охотно верит Ему, ожидая за то спасения, но на деле не доказывает силы своей веры, тот обнаружит свое бессилие при первом соблазне, при первом серьезном испытании. А если придется ему пострадать за веру, то он, пожалуй, и вовсе отречется от Христа. Он уподобляется человеку безрассудному, который построил дом свой на песке: и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое ( Мф.7:26–27 ) (то есть окончательное, гибельное).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Глава 3-я Начав с 15 ст. 2-й гл. речь об оправдании, верой и раскрыв пред читателями учение о том, что при вере обрядовый Моисеев закон не обязателен, апостол в З-й главе раскрывает истинное значение закона Моисеева в деле получения благодатных даров св. Духа и значение его вообще в деле спасения людей. 1 ст. О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос , как бы у вас распятый? В справедливом негодовании на Галатов за уклонение их в сторону, ставшего уже не нужным, закона Моисеева, апостол называет их, несмысленными. О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас, т. е. обманным образом склонил вас, не покоряться истине, т. е. уклониться от возвещенной вам Евангельской истины, что спасение дается чрез веру в Иисуса Христа, а не чрез закон. Кто обманно склонил уклониться от истины вас, которые с такой радостью, приняли Евангельское благовествование, что Христос, как бы живой предносился пред глазами вашими, вы, как бы своими собственными глазами, видели распятого Господа. И несмотря на все это, вы уклонились в сторону закона Моисеева. 2 ст. Сие только хочу знать от вас: чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере? Об одном только бы я хотел спросить вас, узнать от вас: что, благодатные-то дарования св. Духа, так обильно излитые на вас, вы получили, когда стали исполнять требования обрядового закона Моисеева или когда, услышавши Евангельское благовествование, уверовали во Христа и крестились? «Так посудите же сами, «не крайнего ли безумия дело – оставить веру, толикия блага вам даровавшую, и обратиться к закону, который ничего подобного не дал вам?» (Св. Злат. см. Еписк. Феофан. Толк. посл. Галат.). 3 ст. Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотью? Ужели вы так неразумны, что, начавши духом, т. е. верой во Христа, оканчиваете плотью, т. е. переходом на сторону Моисеева закона, т. е. вообразили, что этими внешними делами закона, и можно спастись. Жизнь под руководством закона Моисеева апостол назвал плотью, ибо весьма многое, в этом законе касалось именно плоти: разного рода омовения, очищения, самое обрезание и мн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

д. Другие, справедливо признавая, что спасение приобретается через веру в Господа Иисуса Христа, а не через дела обрядового закона, не хранили этого закона. С ними были согласны и те христиане, которые обратились к вере из язычества. Эти последние, как и некоторые из христиан от иудеев, не соблюдая закона Моисеева о различии пищи чистой и нечистой, употребляли иногда в пищу и мясо идоложертвенное, справедливо обосновывая свое суждение на том, что идол не бог и потому приносимое ему в жертву мясо не имеет особенного значения: оно то же, думали они, что и обычно употребляемая пища. Апостол, признавая рассуждения таковых справедливыми, называет их сильными, по сравнению с рассуждающими иначе. Некоторые, несмотря на то что признавали приносимую в жертву идолам пищу скверной, вкушали ее и чувствовали поэтому упреки своей совести как нарушители закона. А поступая против своей совести, они согрешали, ибо все, что делается не согласно с требованием совести, грех . Так как это происходило от недостатка их веры в ту истину, что закон обрядовый с пришествием Христовым потерял свою обязательную силу, что с пришествием Христовым человек оправдывается верой во Христа, что язычники, не соблюдающие иудейских обрядов, получают оправдание одной верой и исполнением нравственного закона, заключающегося в заповеди о любви, – то Апостол называет соблазняющихся вкушением идоложертвенной пищи немощными в вере. В отношении к таковым он дает совет христианам, лучше других рассуждающим о предметах веры, быть снисходительными к немощным и, зная, что вкушение идоложертвенной пищи и неисполнение обрядов иудейских не оскверняет верующих во Христа, советует им ради немощных братий отказаться от вкушения запрещенной пищи, чтобы не подавать соблазна немощным братьям, за которых умер Христос; поэтому он и говорит: Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. При этом Апостол указывает на пример Господа Иисуса Христа, Который не Себе угождал, но, как написано, поношения поносящих Ти нападоша (рус.: падают) на Мя ( Пс.68:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Для каждого из нас очевидно, что по отношению к спасению человечество делится на две неравные части. Есть те, которые в своей жизни на путях Промысла Божия встретились с Евангельским благовестием, откликнулись на него, познали нравственный закон, не только как голос совести в душе, но как слово Евангелия. Вот с этих, кому больше дано, с нас, христиан, неизмеримо больше и спросится. Мы не имеем права сказать: достаточно мне быть просто приличным человеком, не нарушать уголовный кодекс, уважать маму и папу, быть в поступках верным мужу или жене, не забывать о воспитании детей. Никто из нас не имеет права закрыться от Евангельских слов: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Христианин должен понимать: я без Бога не могу быть спасенным. Спасение – дар, который дается мне от Него, а от меня Он ждет отклика верой и жизнью. Верой, которая воплощается в жизни. По тому, отозвалось Евангелие в моей жизни добрыми плодами или нет, и буду я судим в итоге. Есть другая часть человечества – те, кто на путях Промысла Божьего здесь, в историческом бытии, с подлинным христианством не соприкасался. Хочу верить, что к ним применимы слова апостола Павла из послания к Римлянам о язычниках, которые будут судиться по закону совести, который есть в их душе 1 . По притче о Страшном Суде верю, что у них есть надежда на спасение, а к себе не имею права не применить слова Евангелия об узком пути и тесных вратах 2 . 1   «Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:13 – 15). 2   «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13 – 14). Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/byit-prosto-prilichnyi...

др. 4 ст. Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! При таком вашем поведении совершенно непонятным становится, зачем же вы принимали страдания за Христа? Не напрасны ли, к чему все эти мучения за Него, если, по-вашему, необходимы дела закона? Боюсь, как бы не произошло чего-либо худшего, как бы не случилось какое-либо большее зло. 5 ст. Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере? Господь Бог ниспосылает вам благодатные дары св. Духа и совершает среди вас знамения и чудеса. Скажите, ради дел закона, т. е. за дела ли закона Он подает вам все это или ради веры? Не правда-ли, что всем этим вы обязаны вере? 6 ст. Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. ( Быт. 15, 6 ). Так некогда и Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность, т. е. вера Авраама сделала то, что он стал еще ближе к Господу, ценнее в очах Божиих. Чему же поверил Авраам? Он, столетний старец, доселе не имевший наследника от Сарры, поверил Богу, что от него (Авраама) произойдет великое множество народов, не поколебался в обетовании Божием неверием, но был тверд в надежде и вполне уверен, что Господь Бог , не смотря на его старческое тело и омертвелость утробы Сарриной, силен исполнить обещанное (Римл. 17–21 ст.). 7 ст. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. Поймите же, обращается апостол к своим читателям – Галатам, из этого примера, что если вы хотите получить то же, что получил Авраам (т. е. оправдание, спасение), то умейте и веровать так, как он, умейте предать себя в волю Божию. Знайте и то, что только при условии веры Авраам будет вашим Отцом и вообще всех верующих. Если он спасся без дел закона, то и вы также. 8 ст. И Писание, провидя, что Бог верой оправдывает язычников, предвозвестило Аврааму: " в тебе благословятся все народы« ( Быт. 12:3 ). Той же верой достигнут оправдания и спасения и все язычники, как об этом говорит слово Божие, приводя нам обетование, данное Аврааму: благословятся о тебе вси языцы, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

е. за уподобление тебе в вере, в тебе, т. е. в семени твоем или чрез семя твое, т. е. чрез Господа Иисуса Христа по силе веры, а не от дел закона, получат благословение Божие, данное Аврааму, и все язычники. 9 ст. Итак верующие благословляются с верным Авраамом. Итак только верующие становятся ценными в очах Божиих, подобно Аврааму, и вместе с ним удостаиваются того же Божьего благословения (см. Толк. посл. св. ап. Павла к Галат. Еп. Феофана). Другого способа оправдания нет. 10 ст. А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвой. Ибо написано: " проклят всяк кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» ( Втор. 27:26 ). Один закон без веры не поможет в деле достижения спасения. А посему все исполняющие дела закона, но без молитвы о прощении согрешений и без веры в грядущего Мессию, и в этом смысле, не исполняющие его как должно, а посему нарушающие его, находятся под клятвой закона, ибо не исполняют постоянно всего, что написано в законе, т. е. не исполняют предписываемого законом так, как он указует и научает. Закон вел ко Христу. А посему под клятвой закона находятся и те, которые, хотя и уверовали во Христа, но признают и при вере во Христа необходимость для спасения обрядового закона. Следовательно, под клятву закона подводят себя и Галаты, вставая под иго закона. 11 ст. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верой жив будет. ( Аввак. 2, 4 ). Что в этом смысле закон был недостаточен для достижения спасения, это ясно сознавали ветхозаветные праведники. Так, например, пророк Аввакум прямо говорит, что только верой человек праведный, а не всякий, жив будет, т. е. получит, наследует жизнь вечную, т. е. а не этими внешними, обрядовыми делами закона. 12 ст. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. ( Лев. 18:5 ). В законе главное требование не вера, а дела. Дан закон – исполняй его. Исполнишь – жив будешь, т. е. получишь обещанное блаженство; не исполнишь – проклят. Таков закон без веры, а к нему-то вы, Галаты, и склоняетесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Евр. 9:13 ), как условию спасения. Может ли быть что-нибудь бессмысленнее этого? 3:4. Веру свою вы запечатлели страданиями от иудеев и своих, в надежде получить за это награду от Господа. И получили бы. Но вы готовы отказаться от веры и перейти под иго закона. Значит, напрасно страдали за веру. Хорошо, если бы только напрасно. Может быть гораздо хуже, вместо награды можете получить наказание от Господа за свое отступничество от веры. 3:5. Этим вопросом, обращенным также к сознанию галатов, святой Павел еще яснее показывает их неразумное увлечение учением иудействующих лжеучителей. Ужели Сам Бог, даровавший вам благодать Святого Духа и совершающий еще и теперь между вами чудеса, за исполнение обрядов закона удостоил вас этих милостей? Нет, очевидно. Ибо при обращении ко Христу вы были язычники, следовательно, не знали закона иудейского. Потому получили благодать Святого Духа, дар чудотворений, исключительно за веру в Иисуса Христа, нами возвещенную вам. II. Второе доказательство еще изначала предположено, чтобы язычники вошли в достояние Божье верою (3:6–14) 3:6. Такой способ оправдания верой, а не делами закона положен Богом еще издревле. Так и Авраам оправдался верой, он поверил обетованию Божию, и это вменилось ему в праведность. В чем же выразилось существо веры Авраама? Бог сказал Аврааму, что у него будет сын, и от него произойдет многочисленное потомство (см. Быт. 15:6 ), а он был бездетный и древний старец, так что не мог надеяться на естественное рождение у него сына. Но он вполне поверил обетованию Божию, что это сбудется. Это-то и признано было ценным, великим в глазах Божьих и вменилось ему в праведность, святость, сочтено достойным всякого благоволения и самых обильных воздаяний То же получат и все, подобно Аврааму, верующие. 3:7. Если Авраам за веру, исключительно за веру, был оправдан Богом и получил обетование о потомке и потомстве, то и потомки его должны быть подобны своему отцу – верующие, они-то и есть истинные сыны Авраама, а не по плоти только происшедшие от него (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010