Лошадь представляется грациозным животным с гордой шеей. Ослы в Писании часто служат образом язычников; Спаситель явлен сидящим не на лошади, но на осле. Когда Он посылает учеников отвязать «ослицу и молодого осла» ( Мф.21:2 ), то говорит им: «Если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу». ( Лк.19:31 ). И, сидя на нем, въезжает в Иерусалим, и нигде не сказано, что Он вступает, сидя верхом на лошади. Так и пророк предвозвестил, что Он войдет в Иерусалим, сидя на осле: «Царь твой грядет к тебе, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме» ( Зах.9:9–10 ). Итак, ты видишь, что, по слову пророка, восседающий на осле истребит «колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме». Вот почему мне видится, что ослы, как мы уже сказали, суть образ верующих язычников, на которых, как сказано, «сидит» Господь. Уничтоженные же кони и колесницы суть образ тех, кто, будучи вознесен на небеса, через распутство и гордыню пали, либо когда возжелали дочерей человеческих и уступили своему желанию, либо когда последовали за тем, кто сказал: «Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» ( Ис.14:14 ). Возможно поэтому пророк говорит: «Ненадежен конь для спасения» ( Пс.32:17 ). И еще говорит о тех, кто полагался на демонов: «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся» ( Пс.19:8 ). Ибо не соотносимы колесницы и кони с Богом как объекты поклонения. Но, как бы то ни было, этим показано, что как мы обращаемся к истинному Богу, так язычники призывают «колесницы и коней», то есть демонов – тех самых, которых призывали на войну с Израилем. В Писании также упоминаются и кони египетские (ср. Исх.14:9 ) – те самые, которых теперь повелевается уничтожить. Из этого ясно, что в образе ослов представлены язычники, которые приходят к простой вере и заслуженно сохраняются, а в образе коней и колесниц – демоны, враги и противники спасению человека, которые справедливо уничтожаются. Если мы понимаем коней, которым Бог повелевает перерезать жилы, как телесные страсти, то есть сластолюбие, распутство или гордыня и легкомыслие, которые, словно наездника, увлекают и несут несчастную душу к великой опасности, такое понимание не противоречит нашим рассуждениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Никто не знает – знает только Он; никто не видит – видит только Он единственный, что скрывают вчера, сегодня и завтра. Изумляет Он женщину-самарянку знанием всей ее жизни. У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе ( Ин.4:18 ). На вопрос женщины, где правильнее молиться Богу: в Иерусалиме или в Самарии – Божественный Провидец дал такой ответ: Женщина, поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу ( Ин.4:21 ). И это исполнилось точь-в-точь. Видел Иисус низверженного сатану. Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ( Лк.10:18 ). Постоянно зрит Он Своего Небесного Отца и творит то, что по Его воле. Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего ( Ин.5:19 ). Когда Иисус хочет – в мыслях или в молитвах – пред Ним отверзаются небеса, и Он свободно общается со Своим Отцом и со святыми Ангелами. Если бы только пожелал Он в напасти, Отец представил бы Ему более, нежели двенадцать легионов Ангелов ( Мф.26:53 ). Когда Его известность в народе и слава достигли вершины, Он изумляет всех предвидением Своей смерти. Когда же некая благочестивая женщина в Вифании излила драгоценные ароматы на Его голову, некоторые из присутствующих материалистов возроптали, [причем] Иуда первенствовал среди них. Тогда Иисус ответил им: Оставьте ее; что ее смущаете? ...Она предварила помазать тело Мое к погребению ( Мк.14:6,8 ; ср.: Ин.12:3 ). Зрит Иисус небесные высоты. Видит глубины преисподней. Ясно созерцает дальние времена и эпохи, а также отдаленные расстояния (букв.: даль простора. – Ред.). Лицезрел Он богача в аду и Лазаря на лоне Авраамовом. Возвращаясь из Вифании в Иерусалим, сказал Он ученикам: Пойдите в противолежащее селение; вошедши в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязавши его, приведите; и если кто спросит вас: «зачем отвязываете?» скажите ему так: «он надобен Господу». Посланные пошли и нашли, как Он сказал им ( Лк.19:30–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Таким образом и вшествие Спасителя в Иерусалим на осле было знаком мира, как предсказано было пророком: Царь твой грядет к тебе кроток (Чис. ст. 5; Зах.9:9 ). С другой стороны скромное, – не так как обыкновенно шествовали цари, на колесницах, в царских украшениях, окруженные воинами, – шествие Господа указывало, что царство Его не от мира сего, и в этом шествии не заключалось ничего противного римскому владычеству в Иудее, и потому-то оно и осталось незамеченным у римских властителей. На негоже никтоже николиже от человек вседе (на которого никто никогда не садился), т. е. осел еще не был выезжан, не носил на себе ярма. При особенно важных случаях употреблялись именно такие животные ( Чис.19:22 ; 1Цар.6:7 ). С другой стороны, это обстоятельство имело свое значение (чит. ниже). Лк.19:32 . Шéдша же пóсланная обретóста, якоже речé има. Лк.19:33 . Отрешáющема же има жребя, рекóша госпóдие егó к нима: чтó отрешáета жребя? Лк.19:34 . Она же рекóста, яко Госпóдь егó трéбует. (Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу.) Это обстоятельство прямо свидетельствовало о Божестве Господа. Тут Апостолы могли видеть и Его всеведение, и Его всемогущество. Св. Златоуст так рассуждает относительно сего обстоятельства: «Что заставило сих бедных людей, быть может, земледельцев, без всякого противоречия, отдать свою собственность? И что я говорю: без противоречия. Нет, даже и не спрашивая, или и спросив, но услышав, что Господь требует, замолчать и уступить? То и другое равно удивительно, тем более, что они не видели Его Самого, а только учеников Его. Сим Иисус Христос дает разуметь, что Он мог воспрепятствовать жестоковыйным иудеям, когда они пришли схватить Его, и сделать их безгласными, но только не захотел сего. С другой стороны Он поучает этим учеников и всякого без противоречия жертвовать всем, чего бы Он ни потребовал, даже душою своею.» Лк.19:35 . И приведóста é ко Иисýсови: и возвéргше ризы своя на жребя, всадиша Иисýса. Лк.19:36 . Идýщу же емý, постилáху ризы своя по пути. (И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.) Возвергше ризы своя на жребя (накинув одежды свои на осленка). Это сделали Апостолы в знак особенного почтения к Иисусу Христу ( 4Цар.9:13 ). Такое же значение имело и то, что народ, видя шествие Христово, постилал ризы (постилали одежды) своя по пути. По Евангелиям Матфея и Марка, еще другие резали ветви с дерев пальмы, оливковых и других, которыми была обсажена дорога, и постилали по пути. Бросать цветы и древесные ветви по пути было обычаем при въезде в город царей и победителей. Так встречены были в Иерусалиме, как повествует еврейский историк Флавий, Александр Македонский и Ирод Антипа. Зачало 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

7 . Конечно, если Господь судил мне сразиться в таком поединке, тшетно вы в течение стольких ночей и дней выставляете неусыпных стражей, воля Христова исполнится. Ибо Господь наш Иисус всемогущ, в этом наша вера. И потому то, чему Он повелевает быть, исполнится, и не подобает вам противиться божественному суду. 8 . Вы слышали сегодняшнее чтение: Спаситель приказал апостолам привести Ему осленка и, если кто воспротивится, велел сказать, что он надобен Господу ( Лк. 19:31 ). Если и ныне надобен Господу этот осленок, то есть животное, привыкшее носить тяжелый груз, естество человеческое, о котором сказано: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое... ибо иго Мое легко ( Мф. 11:28, 29, 30 )? Что, если Он как раз приказал привести к Себе осленка, послав апостолов, которые уподобились бестелесным ангелам, невидимым нашим очам? Разве не скажут они, что он надобен Господу, если кто воспротивится – если воспротивится любовь к этой жизни или плоть и кровь, если воспротивится человеческая привязанность, ведь кому-то и мы приятны? Но тот, кто нас здесь любит, будет любить гораздо больше, если позволит нам стать жертвой Христовой, ибо разрешиться и быть со Христом несравненно лучше, а оставаться во плоти нужнее для вас ( Флп. 1:23–24 ). Стало быть, нечего вам бояться, возлюбленные братья, я ведь знаю: что бы я ни претерпел, претерплю за Христа. И я читал, что не должен бояться тех, кто может убить плоть 332 , и слышал Его слова: Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее ( Мф. 10:39 ). 9 . Если хочет Господь, ясно, что никто не воспротивится. И если Он до сих пор отлагает наш поединок, то чего вы боитесь? Раба Христова защищают не телохранители, но Промысел Божий. 10 . Вы встревожились оттого, что нашли распахнутыми настежь двойные двери, которые, как припоминают, оставил открытыми некий слепец, возвращавшийся к себе домой. Из этого можно сделать вывод, что нет никакого толку в человеческой страже. Один-единственный человек, к тому же потерявший зрение, разрушил все ваши укрепления и посмеялся над стражами! Господь не лишил нас Своей милосердной стражи. Помните, два дня тому назад также обнаружилось, что с левой стороны базилики дверь оказалась незаперта, хотя вы думали, что эта сторона защищена и укреплена? Вооруженные люди окружили базилику, повсюду искали вход, но были поражены слепотой и не заметили открытой двери – вам хорошо известно, что она оставалась не запертой много ночей. Поэтому оставьте свои тревоги: будет так, как велит Христос и как должно быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Итак, вход в Иерусалим последнего подвига, страданий, венца есть праздник души. И она, исполненная накопленной внутренней силы, пусть торжествует. Она уже победительница! Так пусть же ее подвигу подчинится и служит все человеческое (постилание одежд), и пусть служит ее подвигу вещное, природное, земное (бросание ветвей по дороге). Каковы же свойства души, готовящейся вступить в Иерусалим? Отвечает Господь Своим Божественным входом. В Своем Божественном входе в Иерусалим Господь, прежде всего, указывает, что Он только послушный Исполнитель воли Отца. Иерусалим страданий предначертан. Все совершается по высшей воле. Совершается с неизбежностью. Все причастные к этому делу – это безмолвные исполнители Божественной воли. Все земное подчинится ей. Смотри, как исполняется предначертанное. Господь посылает в селение двух учеников. При входе в селение они находят привязанного осла, как и указал им Господь. Отвязывают. Когда хозяева осла спрашивают учеников: «Что же вы делаете? Ведь вы берете чужое», – ученики отвечают согласно указанию Христа: «Он надобен Господу» и уводят осла. И инцидент исчерпан. Никакого смущения в учениках, что они берут чужое. Никакого возражения от владельцев осла, хотя на их же глазах незнакомые люди уводят их скотину. Тут предначертанное. И те и другие – исполнители Высшей воли. И еще. Когда фарисеи сказали Господу, чтобы Он запретил Своим ученикам приветствовать Его возгласами: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!», Христос отвечал фарисеям: " Если они (ученики) умолкнут, то камни возопиют» ( Лк.19:39–40 ). Этим ответом Господь еще раз указывает, что с Его входом в Иерусалим наступил момент, когда исполняется Высшая воля о Нем, и если не люди, то даже неразумная природа может, по указанию Небесного Отца, стать выразительницей этой воли. Так и для души, идущей в Иерусалим, прежде всего нужна полная отдача себя Богу, нужно такое безотчетное, исчерпывающее предание себя в Божественную волю, чтобы в каждом шаге пути душа видела Божественный Промысл и в каждом моменте жизни осязала невидимую руководящую Божественную Силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Глава 4    Мы читаем в Евангелии, что «плоть... немощна», и покоряемся своим желаниям; но там же сказано, что «дух бодр», То и другое заключается в одной фразе: «дух бодр, плоть же немощна», говорит Спаситель (Мф 26.41). Плоть земляная и материальная; а дух имеет происхождение небесное. Зачем стараемся мы себя извинить, защищаясь тем, что в нас есть слабого, вместо того, чтоб опираться на то, что в нас есть крепкого? Зачем же заставляем мы земляную свою часть покоряться небесной? Если дух бодр, а бодр он потому, что происхождения благороднейшего: то вина бывает наша, когда мы увлекаемся плотью, слабейшею своею частью, долженствующею не властвовать, а покоряться. Две главные человеческие слабости делают брак необходимым для тех, кто еще не женат: первая, самая увлекательная, похоть плоти, а потом похоть мира. Похоть плоти ведет тяжбу за нужды природы; ищет жатвы славы; питается своим позором; предполагает, что муж надобен для жены, дабы ей покровительствовать, утешать ее и ограждать от всяких неприятностей. Когда ты услышишь от кого подобные доводы: то приведи ему в пример наших сестер, которые, уневестившись Господу, поставляют девство свое превыше сих доводов и святость превыше брака. Они сделали выбор свой, стали супругами и дщерями Бога своего; живут и беседуют с Ним; не оставляют Его ни днем ни ночью; принесши Ему в приданое молитвы свои, они ожидают от Него в брачный подарок благодати и милостей, которых всегда и удостаиваются. Они избрали благую часть, и, отказавшись от замужества на земле, считаются уже в семействе ангелов. Да поселит в тебя пример сей соревнование, и да укрепит тебя в воздержании; да поглотится всякая плотская похоть в любви божественной: за сии временные и преходящие пожелания ты получишь вознаграждение небесное, бесконечное. С другой стороны, похоть мира сего имеет источником своим суетную славу, сребролюбие, честолюбие, житейские недостатки: вот что, по-видимому, часто делает брак необходимым. Отлагают в сторону вещи небесные, хотят быть госпожами чужого дома, наслаждаться богатствами мужа, пользоваться превосходством своим, чтобы привлекать к себе уважение не по собственным заслугам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3994...

Знаком мне прекрасный художник, для которого мытье кистей и уборка своей студии — крайне нелюбимое занятие. Данным трудом он заниматься никогда не хочет и делает это лишь тогда, когда больше нечем картины писать и когда он потенциальных покупателей ожидает. Не столь давно понадобился мне подарок для одного доброго благодетеля, поэтому попросил я своего знакомого небольшой пасторальный деревенский пейзаж изобразить, тем паче что были у меня фото старого, уже не существующего хутора, где когда-то данный благодетель жил. Художник фотографии посмотрел, очень грустно со вздохом улыбнулся и заявил, что для подобного пейзажа надобен не только холст и краски, но еще и чистые кисти вкупе с порядком и в голове, и в окружающем интерьере. Успешного творчества без рутинного труда быть не может. Работа — от слова «раб», труд — от славянского «болезнь». Почему у этих понятий  названия с такой невеселой этимологией? Этимология — наука не утверждающая, а предполагающая, да и с изменением исторических и экономических реалий понятия, а иногда и смысл слов меняются. Сегодня быть «рабом Божиим» для верующего человека цель постоянная, ежедневно новые задачи ставящая. Насчет славянской этимологии, где слово «труд» действительно означает болезнь, тяжелую работу и тяжелые физические усилия, могу лишь предположить (только без профанаций и популизма Михаила Задорнова!), что славяне в любое понятие сакральный смысл вкладывали, да и библейскую историю неплохо знали. Пообещал Господь тяжелый труд и болезни за согрешение прародительское, вот и стало это слово их выражением и определением. «В поте лица своего будешь добывать хлеб свой» — это заповедь или определение, констатация факта? Заповедей десять. Четвертая вполне конкретная: «Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой — суббота — есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему». Ветхозаветная суббота уступила свое место новозаветному воскресенью, оставив все те же шесть дней труда, несмотря на внедренную пятидневку. Иначе нельзя, потому что  во гресех роди мя мати моя  (псалом 50) и никуда наши греховные наклонности не делись. Без труда грех имеет свойство очень быстро преумножаться. Любой общественный порок, в том числе и безработица, есть результат пустого времяпровождения, когда во главу угла ставится телесная нега и плотское удовольствие. После вкусного обеда на трудовой подвиг, молитву или на создание шедевра культуры никак не тянет. Иные приоритеты определяются. Если хлеб становится легкой обыденностью и обходится без пота, то тогда мы находимся в первой стадии развитого гедонизма, где понятия грех, Бог или сострадание не имеют места. " А ну-ка взяли! " Плакат И. А. Серебряного, 1944 г.

http://foma.ru/chto-zdes-trudnogo.html

катерина 1 июля 2013, 13:47 конечно, Священник - не человекослужитель... но без малого нет большего.. где-то я читала, что возможно, сначала у нас спросят о простом, о человеческом, а потом уже о церковном долге... простая человеческая отзывчивость возможно есть более крепкой основой для постоянства в больших делах, чем дисциплина ? а может и нет,это сложный вопрос еще, в поддержку необходимости наличия чувства благодарности у человека как критерия душевного здоровья, вспомнилось, что Христос спросил у исцеленного прокаженного, который пришел Его отблагодарить, где остальные, которых Он исцелил ? Наверное, Он спрашивал не для Себя, а с интересом - изучить тот факт, что что-то нехорошо с душевным состоянием и пониманием тех людей, которые даже промучавшись проказой и ощутив чудо (!) быстро об этом забыли как сердцем, так и умом. Сегодня выборисим благодарность как ненужную, а завтра и порядочность, мол это человекоугодие. А ведь порядочность тоже идет от Христа. Например, когда Он заботливо сказал, что если люди будут спрашивать куда отвязываете ослика - " скажите им, что Он надобен Господу " . Или дополнение вина на браке в Канне Галилейской - Он же не сказал, что ну и хорошо, что вино закончилось, будем пить компот, он безалкогольный... Он - Исток всей порядочности и так называемой интиллигентности, авторство которым иногда приписывает себе светское общество... Ашот 30 июня 2013, 08:00 Не знаю как ителлигентно объяснить, но рассказ без силы, не впечатляет. Я вам лучше расскажу гораздо более яркую историю. – Мне нужно срочно обвенчаться. – Что за срочность? Приходите завтра. Сегодня уже поздно. – Завтра я не могу. Если можно – сегодня, сейчас. Я отблагодарю, только потом. При мне нет наличных, потому что я снял элитную проститутку. Сейчас за ужином разговорились, оказывается понимаем друг друга душа в душу и оба хотим начать благонамеренную жизнь, тут же сделал ей предложение, она согласилась. Поэтому нам надо тут же обвенчаться, до завтра я не дотерплю. А это грех. Вот это я понимаю, ярко, красиво, жизненно.

http://pravoslavie.ru/56510.html

Мы не знаем. Тайна дружбы — священная тайна. Только рядом со знаменитыми учениками всегда были какие-то безымянные люди, которые, безусловно, тоже были друзьями Христа и всем сердцем любили Учителя. Кто был этот загадочный человек с кувшином? Кем был хозяин Сионской горницы? Не будило ли их немое присутствие ревность у ближайших учеников? Ведь Спаситель ничего им не сказал об этих загадочных людях, которым Он, безусловно, очень доверял. Вот ведь обидно: самая важная Вечеря в истории христианства была поручена состоятельному жителю Иерусалима, который пожелал остаться неизвестным. Христос даже ближайших учеников не посвятил в детали грядущего события. Еще в Великую Среду никто ничего не знал, никто не догадывался, что всего лишь через несколько часов будет совершена первая и единственная Евхаристия! Были ли хозяин Сионской горницы и тот человек с кувшином тайными друзьями Христа? Мы не знаем. Тайна дружбы — священная тайна. Только евангелисты постоянно проговариваются о каких-то людях, присутствие которых, кажется, и не так важно для читателя или апостолов, но было ценно для Самого Христа. Кто были те крестьяне, к которым Христос послал учеников за осликом? Почему им было достаточно этой таинственной фразы, почти пароля: «Он надобен Господу»? Может быть, не одно поколение эта семья ждала священного призыва, передавала его от прадедов к потомкам, чтобы для священного входа в Иерусалим для Господа всегда был готов осленок? Или это были таинственные друзья Учителя, о которых Он не счел нужным сообщать апостолам? Мы не знаем. Тайна дружбы — священная тайна. Кем был Христу Симон Киринейский, отец загадочных Александра и Руфа? Посторонний человек или таинственный друг? Или он стал другом Христа, когда взял Его Крест? Как звали юношу, который побежал за плененным Христом, завернувшись в одно лишь покрывало? Был ли это юный евангелист Марк или некто, кому Господь дал особое поручение? Кто был тот мальчик с рыбками и хлебами, который послужил первому умножению хлебов? Случайный прохожий или друг Христа? О чем сказал Учитель Нафанаилу, о какой смоковнице Он упомянул? Закхей мытарь и Дидим слепец — не пошли ли они за Учителем, и кто они были Ему — случайные слушатели или близкие друзья?

http://pravmir.ru/kem-byl-chelovek-s-kuv...

Впервые я не на людей смотрел, а слушал богослужение. Да, если бы не было подготовки у баптистов, многое было бы не понятным. Ловлю себя на мысли, что, если бы столько времени ходил в Православный храм, наверное, всё бы было понятно. Действительно побывал на молитвенном богослужении, а не на собрании. С каждым днём любовь к Церкви возрастала. Продолжал посещать баптистские собрания, знакомился с Православной литературой и понял простую вещь: я не просто изучал Библию, а изучал её глазами американских и немецких проповедников. Ведь тогда было доступна только протестантская литература. Сравнивать, Иоанна Богослова , Брянчанинова , Кронштадтского , Дудко , одесских святых и сонмы подвижников Православия с протестантскими умозаключениями, это, как говорят в известном городе, две большие разницы. Думаю о себе. Закончил институт. Преподаю. Знаю наизусть много стихов из Библии. Произношу проповеди. От дьяконства отказался, считая себя недостойным. Но не спокойно на душе. Нет роста. В чём он? Больше знать? Размышляю насколько я стал добрее, отзывчивее, кому я стал другом, кто мне друг. Что-то совсем мало подвижки. В чём же причина? Конечно, во мне. Никто не сомневается. Но не только. Баптисты утверждают: где двое, трое собраны во имя Христа, там и Он. Правильно, Писание говорит. Но только Писание рождено в Церкви. Не просто двое с улицы, рассуждая о Христе просят и получают, а только двое, и трое в Церкви, чего не попросят получат. Потому, что будут просить на добро. И Евангелие Книга Церкви. Его давно Церковь истолковала и донесла до наших дней. Будучи баптистом, дал одному околоуголовному человеку почитать Евангелие, уверяя, Господь ему всё откроет. На второй день тот заявляет: А Христос ваш посылает Своих учеников, и говорит: … отвяжите ослёнка. Спросят, скажите: Он надобен Господу . Ну и что? Завтра я пошлю своих архаровцев к тебе и скажу: отдай телевизор, он мне надобен . Трудно было полемизировать с неверующим человеком, для которого Евангелие не святыня. Разговор удалось прекратить, когда Господь надоумил прочитать Матфея 7:6 «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями…» Ещё раз убедился, что Евангелие имеет силу в Церкви. Вне Церкви это просто книга. Вне Церкви нет спасения, утверждал Киприан . Имеет ли отношение баптистская община к Церкви, которую создал Господь?

http://azbyka.ru/way/svidetelstvo-vladim...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010