Внимательное прочтение рубрик и молитв византийского чинопоследования «освящения» в Vatican. Barberini gr. 336 позволяет заметить следующие особенности этого чина: 1 . Чин начинается мирной ектенией с особыми прошениями на освящение храма и заканчивается стандартным диаконским возгласом «С миром изыдем», предполагающим отпуст; это указывает на то, что этот чин, если и не имел константинопольского происхождения, приобрел некоторые особенности, включающие его в литургическую традицию Константинополя. 2 . Молитва 1-я, Θες ναρχος κα διος – возможно, константинопольского происхождения (VI в.) 577 , – выполняет двойную функцию, соединяя прошение патриарха за себя и за клириков 578 с эпиклетическим призыванием Духа для освящения храма 579 и престо-ла 580 . Можно заметить, что более сильно выраженная эпиклетическая формула (κατπεμψον... κα γασαν...) относится в этой молитве к освящению «дома», т. е. храма, а не престола. 3 . В прошлом исследователи отмечали, что чин освящения престола во многом близко напоминает византийский чин Крещения и Миропомазания (за исключением предкрещального помазания тела) 581 . Возможно, что ссылки на крещальный чин, трижды фигурирующие в нашем тексте 582 , не являются случайными и могут отражать сознательную попытку подражания этому чину. 4 . Возлияние вина (κολθου) на престол сопровождается стихами Пс. 50:9–10 . Так же как и омовение алтаря водой, этот акт находит соответствие в армянском чине освящения храма 583 (но не в сирийском и коптском чинах) и в западных чинах римо-галликанского происхождения (Missale francorum, Gelasianum vetus, Ordo Romanus XLI) 584 . Омовение, помазание и облачение престола и помазание стен храма сопровождаются псалмопением ( Пс. 83, 50, 131, 132, 92, 25 ), «покрывающим» физические действия предстоятеля и клириков. Довольно сложно судить, все ли из указанных псалмов изначально сопровождали чин освящения, но можно предположить, что чтение Пс. 50:9–10 связано с тем, что возлияние вина понимается как очищение престола; в то же время акт облачения престола привнес в чин освящения текст Пс. 92 по той причине, что чин облачения престола стал пониматься как облачение в крещальное одеяние 585 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Чин омовения св. престола появился в богослужении Константинополя как составная часть приготовлений к празднованию Пасхи – начиная с Великого четверга, храм мыли и прибирали для того, чтобы достойно встретить главный праздник церковного года. Приготовления эти начинались с омовения св. престола, а поскольку он является великой святыней, омовение его сопровождалось каждением и соответствующими молитвами. Помимо Великого четверга, он использовался и для переоблачения св. престола, когда его срачица или вервие почему-либо приходили в негодность. Помимо практического значения, чин имеет и символическую ценность – он является воспоминанием того, как ученики Христовы приготовили горницу для совершения Тайной вечери ( Мф 26. 19 ; Мк 14. 16 ; Лк 22. 8–13 ). Чин предназначен для совершения во время часов Великого четверга и состоит из следующих элементов: 1) каждения св. престола, 2) чтения первой молитвы чина, разоблачения св. престола с пением псалмов (если чин совершается архиереем, престол разоблачается полностью, если иереем – только до срачицы, которая, как и обвязывающее ее вервие, не может быть снята без благословения архиерея), 3) собственно омовения и намащения престола розовой водой, 4) обратного облачения его и 5) чтения второй молитвы чина. Текст чина по книге «Освящение храма» приведен в Приложении 2 к настоящей заметке. Общее маслоосвящение Кроме подготовки необходимых веществ для Крещения и уборки храма к Пасхе, в Великий четверг могло происходить и принятие кающихся, исполнивших меру своего покаяния и допущенных к принятию СвятыхТаин на Пасху. С этим связано то, что в Великий четверг могли совершаться совершенно особые чины покаянного характера: например, в древней иерусалимской традиции (и вслед за ней в армянском обряде) служба 3-го часа в Великий четверг имела характер покаянной, в традиции древнего Медиолана в Великий четверг торжественно совершалось таинство Покаяния, а в Византии к Великому четвергу был приурочен обычай совершать общее Маслоосвящение, или соборование.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Одна из древнейших 72 особенностей этого богослужения состоит в том, что литургию в этот день положено совершать после вечерни в воспоминание установления И. Христом таинства евхаристии на последней, совершенной им, пасхальной вечери. В следствии, этого литургия в этот день, кроме общего своего значения, имеет еще частное, служа символическим напоминанием определенного исторического факта. Омовение престола имеет отношение, по-видимому, к этой именно особенности, дополняя ее символическое содержание указатель на приготовительные к вечери, совершенной Христом, действия и яснее выставляя на вид особое символическое значение совершаемой в этот день литургии. Поэтому-то омовение и совершалось пред литургиею, а не после; поэтому и молитвы, входящие в состав чина, по содержанию своему довольно сходны с обычными молитвами священника пред службою. Чин омовения св. трапезы XIV-XV в. По рук. Солов библ 1085, 1505 г. (Оп. 725), л. 30–31, сличенной с ркп. Син. библ. XIV-XV в. 372, л. 65. Чин и молитвы, бывающие на оумовение святыя трапезы бывающей во святый и великий четверток святителем по окончании третьего и шестого часа. Бывает же сице: Первые оубо кадит святитель святоую трапезоу по обычаю около и тако творит молитвоу сию к себе, архидиакону рекшоу: Господоу помолимся. Господи, Боже наш, иже животворною ти смертию смерть оумертвив и нас страстей греховных воскресив, сам и ныне обстоящих нас спасительного воображениа гробного и ради длежного священного служения желание преподобне творяще приими по множествоу щедрот твоих и таинныя ти вечере причастники приати сподобив, обещникы небесного ти царства покажи. И абие возглашает елико слышать соущим во олтари. Яко от тебе есть источник живота и благих восприятия и бессмертные славы и тебе славоу возсылаем с безначальным ти Отцем и с пресвятым и благим и животворящим ти Духом, ныне, и присно и во веки веком. И отвещавают сущей с ним: Аминь. И тогда оукрывают святоую трапезоу и собирают прах сущий на не с губою и сохраняют. И абие приносят оукропник чистый на се оуготованный с теплою водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Обычай погружать в воду при ее освящении мощи почитаемых святых сохраняется в греческом мире и в наши дни – например, в богослужении престольных праздников некоторых афонских монастырей. В средневековой Руси последование омовения св. мощей имело двоякий характер – и регулярного чина, который мог совершаться во всякое удобное время во всяком удобном месте, и особого действа, происходившего в соборных храмах в Великую пятницу. Если установление второго, очевидно, связано с эволюцией богослужения Великой пятницы в византийской и русской традиции, то первый прямо восходит к традиции частного благочестия. Описания чина омовения мощей Великой пятницы приводятся во втором разделе настоящей публикации, а в данном разделе в упрошенной орфографии и приближенном к современному синтаксису приводится текст регулярного чина по Потребнику 1625 года 52 . Мы опускаем тропари Честному Кресту и разным святым, поющиеся в начале чина (после 50 псалма), так как их состав зависит от того, мощи каких именно святых будут погружаться в воду; тексты стандартных прошений ектений и покаянных тропарей в конце чина сокращены. Чин иже омыти мощи Святых или Крест мочити Преже подобает поставити столец, и на нем разпрострети покровен. Да на верху поставити блюдо с мощьми, или с Крестом. Приготоване же быти и воде в чаши. И двема свещама возженым и поставленым быти с обою стран, с правую и левую. Таже иерей возлагает на себе патрахель и ризы, по обычаю. Приим же кадило и фимиян, и кадит крестообразно мощи, и Крест, и воду. Таже начинает над водою: Благословен Бог наш, всегда и ныне и присно и во веки веком 53 , аминь. Таже, Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш иерей: Яко Твое есть царство и сила. Таже: Господи помилуй, 12. Приидете поклонимся, 3. Таже: Помилуй мя, Боже. Посем стихеры: крестны и мученичны, и прочия, тропари: … Посем ектения над водою: Миром Господу помолимся 54 . О свышнем мире... О мире всего мира... О всех требующих яже от Бога помощи и заступления... О благословитися воде сей всяким благословением духовным свыше ...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

I. Установка Престола Кропление столпов Престола и воскомастиха. Нанесение воскомастиха на престольные столпы. Повторное кропление столпов Престола. Чтение молитвы: «Господи Боже Спасителю…». Кропление доски (столешницы) Престола. Укрепление доски на престольных столпах с пением 144-го псалма. Возглас архиерея: «Благословен Бог наш…». Чтение 22-го псалма. Повторный возглас архиерея: «Благословен Бог наш…». Окропление святой водой гвоздей и камней. Установка («утверждение»)Престола – прибивание верхней доски к столпам. Протодиакон: «Паки и паки, преклоньше колена…». Коленопреклонная молитва , читаемая архиереем: «Боже безначальный…». II. Омовение и помазание Престола святым Миром Протодиакон – Великая ектенья со специальными прошениями. Тайная молитва архиерея над водой, родостамном (смеси вина с розовой водой) и вином. Троекратное омовение Престола с пением 83-го псалма. Славословие, произносимое архиереем: «Слава Богу нашему во веки веков». Возливание воды и вина на Престол и кропление антиминса с чтением стихов из 50-го псалма. Вытирание губами (губками) Престола. Возглас архиерея: «Благословен Бог наш…». Помазание Престола и антиминса святым Миром. Чтение 132-го псалма. III. Облачение Престола и жертвенника Облачение Престола в срачицу с пением 131-го псалма. Обвязывание Престола вервием. Облачение Престола в индитию с пением 92-го псалма «Господь воцарися, в лепоту облечеся…». Священнослужители кладут сверху илитон, антиминс, напрестольные крест и Евангелие и покрывают их пеленой. Облачение и украшение жертвенника. Кропление жертвенника святой водой. Каждение Престола, жертвенника, алтаря и всего храма с пением 25-го псалма. IV. Окропление святой водой и помазание Миром всего храма Окропление святой водой и помазание Миром внутренних стен храма. Диакон – малая ектенья. Молитва, произносимая архиереем: «Господи небеси и земли…». Тайная молитва архиерея: «Благодарим Тя, Господи Боже сил…». V. Крестный ход со святыми мощами Архиерей: «С миром изыдем». Крестный ход за святыми мощами в соседний храм с пением тропарей «Иже во всем мире мученик Твоих…» и «Яко начатки естества…».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

4. Омовение рук. Во время мирной ектиньи архиерей умывает руки. Этот чин известен еще с V века. Но тогда умывали руки все вместе: и пресвитеры, и епископы. Делалось это после того, как дьяконы приносили из отдельного здания приготовленные для евхаристии хлеб и вино (в современной литургии это перенесение отображено в Великом входе). Омовение рук перед тем, как начнется преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни, носило очистительный и гигиенический характер. Сегодня обычай торжественно, публично умывать руки сохранился только в архиерейском богослужении. Чин этот перенесся на начало службы и на время пения Херувимской. 5. Кафедра. Во время пения антифонов и совершения проскомидии в алтаре епископ сидит на кафедре. Это специально организованное место в центре храма, которое называется «архиерейский амвон». На нем устанавливается кресло для архиерея. Раньше в России сооружение возвышений в центре храма (до метра высотой) было обычным явлением, не связанным исключительно с архиерейским богослужением. С него читалось Священное Писание, пелись важнейшие песнопения, произносились ектении. Сейчас кафедру устанавливают только при архиерейском богослужении. Стационарный архиерейский амвон есть только в тех храмах, где архиерей служит постоянно. На нем он стоит, когда находится не в алтаре, а в храме, с него читается Евангелие. 6. Рипиды. Когда с архиерейского амвона диакон читает Евангелие, иподьяконы держат над Евангелием рипиды (греч. — «опахало»). Сначала рипиды употреблялись в алтаре при совершении таинства Евхаристии. В литургических указаниях Постановлений апостольских говорится, что два дьякона должны держать с обеих сторон Престола рипиды из тонкой кожи, павлиньих перьев или из тонкого полотна и тихо отгонять летающих насекомых. Есть предположение, что в ветхозаветное время такие веера использовались, чтобы отгонять мух от жертвенника, на котором закалывалось жертвенное животное. К VII веку рипиды уже символизировали херувимов и серафимов, незримо участвующих в таинствах Церкви.

http://pravmir.ru/arxierej-priexal/

Потом ключарь приносит губы. Архиерей берет одну губу, а прочие сослужащие берут другие и отирают ими трапезу (престол). Омовение престола, служа к очищению его, с тем вместе указывает на высокое значение его. Престол омывается теплой водой в изображение того, что принимает очищение духовное, что он устрояется для того, чтобы быть вместилищем Св. Духа. Престол омывается розовой водой – в изображение мира, принесенного женами на погребение Иисуса Христа ( Мф.26:7–14 ; Нов. Скр., ч. III, гл. 8, § 8), а красным вином – в образ крови Спасителя, пролитой на Голгофе, которая была жертвенником за спасение мира. После омовения престол помазывается миром 1317 Сперва полагается на трапезу (престол) горе аптиминс. И архиерей говорит возглас: «Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Священники произносят «Аминь». Ключарь приносит св. миро. Архиерей, приняв стручец, помазует на трапезе (престоле) крестообразно. Он творит на трапезе три креста: «один среди и два по обою страну, мало пониже», т. е. на тех местах, где во время литургии должны стоять: Евангелие, дискос и Потир. Затем помазывает и «на столпех престольных с дву стран, и на среде, и на ребрех». При каждом помазании протодиакон говорит: «Вонмем», возбуждая тем внимание предстоящих, а архиерей произносит: «Аллилуиа», трижды, выражая тем хвалу и благодарение Богу за духовное помазание. После помазания престола миром, священники берут антиминс, который назначается для нового храма и другие, которые освящаются в тот день, и полагают на престоле, «един по единому», ниже крестов, назнаменованных на престоле св. миром; кладут так для того, чтобы кресты, изображенные на престоле св. миром не стерлись. Архиереи на каждом антиминсе делает св. миром три креста точно так, как он то делал на престоле. Когда же все это кончится, произносится псалом 132-й: «Се что добро: или что красно; по еже жити братии вкупе. Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одожды его» и т. д. протодиакон же при помазаниях повторяет: «Вонмем». Потом архиерей говорит: Слава Тебе, Святая Троице. Боже наш, во веки веков». Священники говорят: «Аминь» и полагаются антиминсы на блюдо (Чин освящ. храма, от архиерея творимаго).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Протодиакон внутри алтаря произносит великую ектению. После возгласа: «Яко свят еси, Боже наш, Иже на пострадавших по Тебе честных мученицех почиваеши», священники произносят: «Аминь». Потом приносится возливальник с теплой водой и вино красное и розовая вода (родостамна). архиерей, преклонив главу сперва произносит молитву над водами и вином тайно, в которой просит благословить воды сия и вино ко освящению и совершению жертвенника (Чин освящ. храма, от архиер. творимаго). После же молитвы архиерей, окропив воду и вито святой водой, возливает на трапезу (престол) трижды теплую воду, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь». При омывании престола, обыкновенно употребляется и мыло 1315 . Ключарь приносит четыре плата. Архиерей, освятив их святой водой и, взяв один плат, прочие благословляет взять сослужащим; и платами отирают трапезу (престол) 1316 .При этом поется псалом 83-й: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил». По совершения омовения теплой водой престола и отирания его, архиерей славословит Господа, произнося: «Слава Богу нашему во веки веков». Священники говорят: «Аминь». После сего омывается престол красным вином с розовой водой. Архиерей берет у ключаря красное вино, смешанное с розовой водой родостамной в одном сосуде и возливает на престол трижды, крестовидно, довольно, и напаяют трапезу (престол), растирающе руками. И кропит архиерей тем же смешением вина красного с розовой водой освящаемые антиминсы. Над антиминсами совершаются те же священнодействия, какие и над престолом; и антиминсы, освященные архиереем, потому и заменяют освящение самого престола. Антиминсы, сделанные из материи, не совершенно омываются, но только поливаются (Чиновн., чин освящ. антиминса) из опасения, чтобы не изгладилось находящееся на них священное изображение. При всяком кроплении архиерей произносит слова 50-го псалма: «Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся». После окропления престола и антиминсов, архиерей произносит и следующие стихи 50-го псалма: «Слуху моему даси радость и веселие» и проч. до конца псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

д. с. п. 1888 г., т. II, стр. 506). Кроме того, в рукописных славянских требниках XVI, напр., века и в требниках старопечатных положительно указывается, что иерей помазует части тела «глаголя на коемждо помазании» соответствующие слова (см. А. И. Алмазова — История чинопоследований крещ. и миропомаз. с. 422; иером. Филарета — Опыт сличения чинопоследований по книгам, изданным при первых пяти патриархах. М. 1875, с. 29). Следует ли помазывать св. елеем и святым миром руки и ноги с обеих сторон у крещаемого? Если бы нужно было помазывать св. елеем и св. миром руки и ноги с обеих сторон, то в последовании св. крещения и миропомазания было бы замечено об этом, как это объяснено, напр., относительно помазания св. елеем рук больного, над которым совершается таинство елеосвящения (см. послед. св. Елеосвящения) (Рук. д. с. п. 1886, с. 311–312). Как поступают с св. миром, когда оно испортится и окажется неудобным к употреблению, а также, — когда оно прольется на пол, одежду и проч.? Св. миро портится или от ветхости, когда оно теряет естественный запах, или когда оно плеснеет, зеленеет особенно от сообщения с медью, из которой теперь обыкновенно делаются покрышки для сосудов, употребляемых для хранения мира, елея и т. п. Во всех этих и подобных обстоятельствах, если св. мира в банке будет много, его всего лучше вылить под св. престол, а остальное вытереть чистой бумагой или ватой, или льняными паклями, и потом сжечь их на чистом камне, а пепел также высыпать под престол. Если бы святое миро капнуло, или пролилось на землю, стол и т. п., то скорее всего нужно хорошенько вытереть его ватой или льняными паклями, потом соскоблить ту часть, на которую оно пало, или, если падет на камень, последний обмыть водою, затем паклю или стружки сжечь и остающийся пепел закопать под престол; туда же надобно положить и соскобленную землю, а воду или вылить под престол, или влить в реку. Если св. миро падет на одежду, то укапанное место священник сам собственноручно должен трижды истереть над чистым сосудом и оставшуюся воду вылить под престол или в реку. Измытыя от св. мира одежды употреблять сообразно их назначению не запрещается. Но если бы нашлась возможность обратить их на церковное употребление, то это было бы еще лучше (Требн. Мог. о св. мире и елее) (Рук. д. с. п. 1893 г., т. 2. стр. 125–126). Как совершать над новоскрешенным обряд измовения в восьмой день? Последование омовения обыкновенно совершается не в восьмой день, а вслед за крещением и миропомазанием. Существенное содержание этого обрядового действия составляет омовение частей тела, помазанных миром, и разрешение от белых одежд, надетых при крещении, что напоминает древний обряд разрешения белых одежд, носимых новокрещенными в течение восьми дней. Самый способ совершения указан в требнике, где сказано, что священник разрешает пояс отрочате и пелены, и соединив краи их, омочает водою чистою я, и кропит отроча (Р.д.С.П. 1894 г., т. I. Стр. 75–78).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

99 (1481 г.) 69 , Солов, библ. 1085, л. 30 (1505 г.) и в др. В рукописях XV-XVI в., наприм., Солов, библ. 1086, разбираемый нами чин встречается очень часто еще в иной редакция и в ином переводе. Чин этой редакции принаровлен к служению патриарха и отличается от других главным образом второю своею рубрикою, где при действии разоблачения трапезы предписывается петь тихо псалмы 50-й, 25-й и 83-й. Известен и греческий подлинник этой редакции по старым венецианским Евхологиям (см. у Гоара) и по новому 1839 г. В русских старопечатных Требниках, например 1625 г., печатались обыкновенно обе последние редакции: первая в том самом виде, как она встречается в рукописях, а вторая с опущением текста молитв и с добавлением слов при омытии трапезы: «Помывается св. трапеза», заключительной ектеньи и отпуста. Мы печатаем далее обе эти редакции в том виде, какой они имеют в рукописях Солов. библиотеки XV- XVI в. и кроме того устав омовения XVIII в. по архангелогородскому кафедральному Чиновнику. Какой смысла имел рассмотренный нами обряд и чем обусловливались его происхождение и форма? Имел ли он значение простой чистки, обычной пред великими праздниками и в частных домах, или он имел и символическое значение? Первое значение он имел, несомненно. Чистка церквей и богослужебных принадлежностей пред пасхою – величайшим христианским праздником, служившим у древних христиан началом года, весьма естественна и издревле была в обычай. Для монастырей она предписывалась даже и уставом 70 . Стены, полы и те из принадлежностей храма, к которым могли прикасаться нижние священнослужители, чистились без особой торжественности, но престол есть самая священная принадлежность храма, освящаемая архиереем, а потому разоблачение и новое облачение его естественно должно было совершаться архиереем же и с особою торжественностью 71 . Но и символическое значение обряда омовения престола едва ли может быть подвергаемо сомнению. Все особенности богослужения в великий четверток полны самого глубокого символизма и получили свое начало в древности главным образом ради этого именно символизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010