в) Петр Ломбард и другие ревнители папства приводят из сочинения святого Амвросия о Пресвятом Духе следующее: “что от кого-либо, то или от существа его, или от власти; от существа, как Сын, который от Отца, и Дух Святой, который от Отца и от Сына исходит”. 925 Но ныне в творениях Амвросия. по всем изданиям, читается это так: “от существа, как Сын, который сказал: я (Премудрость) вышла из уст Всевышнего ( Сирах. 24:3 ), как Дух, который от Отца исходит, и о котором сказал Сын: Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет”. 926 г) Два отступника от православия Векк и Калека, писавшие в защиту римского лжедогмата, приводят из третьего слова на молитву Господню святого Григория Нисского следующее изречение: “Дух Святой и называется Духом от Отца, и имеет свиде­тельство, что Он есть Дух от Сына ( κ το ιο)”. 927 Но даже иезуит Петавий должен был согласиться, что это место повреждено, и что его надобно читать так, согласно с составом речи: “Дух Святой и называется Духом от Отца, и имеет свидетельство, что Он есть Дух Сына, – ибо сказано: если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим. 8:9 )”. 928 д) Во всех изданиях творений блаж. Иеронима в его изъяснении символа веры , написанном к святому Кириллу, читается: “Дух Святой собственно и истинно от Отца и от Сына исходит”. 929 Но сами же римские богословы, пользовавшиеся творениями Иеронима еще до издания их в печати, приводят это место без прибавления: “и от Сына,” 930 а один из них (Петр Ломбард), приведя это и два другие подобные места из того же сочинения блаж. Иеронима, с недоумением спрашивает: почему Иероним, сказав, что Дух Святой исходит от Отца, не сказал – и от Сына? 931 е) Из сочинений блаж. Августина о Пресвятой Троице Петр Ломбард приводит слова: “Дух Святой есть дар Отца и Сына, потому что и от Отца исходит и от Сына”. 932 Но ныне во всех изданиях место это читается так: “Дух Святой есть дар Отца и Сына, потому что, как говорит Господь, Я пошлю вам от Отца, Дух истины, ( Иоан. 15:26 ), и потому, что сказанное Апостолом: если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим. 8:9 ), сказано о том же самом Духе”. 933

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Св. Писании мы нигде не находим ни одного указания на то, чтобы иудаисты ссылались на него, как некоторые на Апостола Петра, а другие более строгие на Ап. Иакова 929 . В первохристианской Церкви не было и ни одной партии с именем Иоанновой. Уже одно его молчаливое присутствие на Апостольском соборе, где так много было прений по поводу возникшего разногласия, ясно свидетельствует, что он не был строгим иудаистом и ни одного слова не сказал в пользу ревновавших не по разуму. Св. Дееписатель подтверждает это положительно 930 . Не иное что свидетельствует и Апостол языков, когда о нем говорит: „узнав о благодати, данной мне, Иаков, и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным“. Эти слова „показывают, что с их мнением согласно было и его мнение, а с его мнением согласно было и их мнение“ 931 . Есть некоторые основания даже полагать, что он действовал примиряюще на этом соборе 932 . Да и мог ли иначе поступать в данном случае Ап. Иоанн? Им записаны бессмертные слова Спасителя: „наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе“ 933 . Им записаны и другие Его слова: „Есть у Меня другие овцы, которые не от двора сего, и тех надлежит Мне привести; и они услышат голос Мой и будет одно стадо и один пастырь“ 934 . Слышал он и заповедь воскресшего Спасителя: „идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа“ 935 . Слышал он и другие Его слова подобные этим: „и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли“ 936 . Видел он и то, как не один раз Спаситель говорил о некоторых из язычников: „велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему“, „истинно говорю вам и во Израиле Я не нашел такой веры“, „многие прийдут от востока и запада и севера и юга и возлягут в царствии Божием“ 937 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

В-четвертых, выяснилось, что существует целое направление – паллиативная медицина, которое эту самую «хорошую смерть» вполне принимает. Более того, выяснилось, что многие христиане стоят на этих позициях. Надо было разобраться – может ли православный человек быть адептом этого представления? Что такое смерть? Что же такое смерть в православном понимании? Православное вероучение различает два вида смерти. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Надобно знать, что как человек имеет тело и душу, то смертей у него две: одна смерть души, другая – смерть тела; равно как и два бессмертия – душевное и телесное, хотя то и другое в одном человеке, ибо душа и тело один человек. Так, душою Адам умер тотчас, как только вкусил [запрещенного плода], а после, спустя 930 лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отдаление от нее Святого Духа». Таким образом, понятие смерти в православном миропонимании необходимо следует из понятия первородного греха. Библия (Быт. 3, 1–7) рассказывает о грехе прародителей следующими словами: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, когда вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и также дала мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги…» Таким образом, суть грехопадения Адама состояла в свободном отпадении от воли Божией. Человек свободно нарушил заповедь и познал зло на деле, тем самым актуализовав его. Следовательно, Бог не есть ни причина, ни творец зла. Взбунтовавшись против Бога, люди утеряли свою основу в Боге, и смерть вошла в них. Апостол Павел пишет (Римл. 5, 12): «Одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть» . Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Прежде грех, а потом смерть». Таким образом, смерть есть следствие греха, как бы его осложнение (в медицинском смысле), возникшее в результате отпадения человека от Бога, Источника бессмертия.

http://pravmir.ru/dolzhnyi-li-myi-umirat...

Ведь первыый человек  жил в раю, а у Бога один день как тысяча лет.  И Адам не дожил до окончания этого дня семьдесят лет, он умирает в возрасте 930 лет. Потом он был изгнан. А грех-то произошел в Божьем мире, а там один день- как тысяча лет, и тысяча лет -как один день. Ведь многие отцы пишут, что грехопадение произошло именно в тот день, когда  Адам был создан. А есть точка зрения некоторых отцов, что их падение произошло в субботний день, когда Бог был в покое, и Адам должен был пребывать в покое, а он стал выполнять работу, которую нельзя выполнять в Божий день. Это предостережение тем, кто в воскресенье начинает белье стирать, проводить генеральную уборку в доме или на какой-нибудь большой церковный праздник - это всегда небезопасно. - Христос говорит в Евангелии : «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам о себе позаботиться». Т.е. надо жить проще, а наука говорит, что надо прогнозировать, строить планы и т.д. Какого принципа и подхода христианин должен придерживаться? И второй вопрос:  как нужно реагировать на клевету? - Если говорить о завтрашнем дне, то мы не знаем, есть у нас завтрашний день или нет. Вот я зачитаю вам очень интересный текст из послания Иакова - 4 глава:  13 Теперь послушайте вы, говорящие: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль». 14 Вы, которые не знаете, что случится завтра, ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. 15 Вместо того, чтобы вам говорить: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем и то или другое», - 16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. То есть когда человек говорит (здесь Иаков ужесточает ситуацию): «вот сегодня я сделаю или завтра», но мы чаще всего говорим о том, что завтра хотим сделать. Но иногда некоторые говорят, что они вечером что-то успеют сделать -  а мы не знаем, вечер-то у нас есть или нет? То есть в этом есть некое тщеславие и дикая самоуверенность.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Возраст в Библии 1. Сколько лет прожил «первый человек - из земли перстный» (1Кор.15:47) - Адам? 1 94 2 365 3 930 4 995 Правильный ответ: Верно! Комментарий: Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер (Быт.5:5). Ответить Пройти весь тест 2. Старейший человек, чей возраст указан в Библии. 1 Адам 2 Авраам... Библейские народы и племена 1. Какие современные народы или племена, как считают исследователи, могут происходить от библейских дагов (1Езд.4:9)? 1 Датчане 2 Дакота 3 Украинцы 4 Дагестанцы Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Архимандрит Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия. Комментарий: Даги (1Езд.4:9) – название народа, жившего первоначально во владениях ассирийских, а затем Персидской... Тест: 1-я книга Царств 1. Определите хронологические рамки 1-й книги Царств. 1 От судейства Илия до смерти Давида 2 От судейства Илия до смерти Саула 3 От воцарения Саула до смерти Давида 4 От воцарения Саула до смерти Иевосфея Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: 1-я книга Царств Комментарий: «Там были [Илий и] два сына его, Офни и... Тест: События Страстной Седмицы 1. Первое в череде событий Великого Понедельника. 1 Изгнание торговцев их храма 2 Притча о сыновьях 3 Иисус Христос говорит о дани кесарю 4 Проклятие бесплодной смоковницы Правильный ответ: Верно! Комментарий: На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней;... Тест: Книги Судей и Руфи 1. Кто традиционно считается автором книги Судей? 1 Илий 2 Нафан 3 Самуил 4 Иосафат дееписатель Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Толковая Библия А. П. Лопухина Комментарий: «Еврейское предание считает автором книги Судей пророка Самуила, как говорится в талмуде «Самуил написал свою книгу, Судей и Руфь» (Baba bathra, f 14, 6), и как... Тест: Книга Второзаконие 1. Когда Моисей произнёс речи, вошедшие в состав книги? 1 На 2-й год после Исхода 2 На 3-й год после Исхода 3 На 39-й год после Исхода 4 На 40-й год после Исхода Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Втор.1:3 Комментарий: «Сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый [день] месяца говорил Моисей [всем] сынам Израилевым...

http://azbyka.ru/test/category/svyashche...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Верблюдов в Книге Бытия назвали " выдумкой " авторов 13.02.2014 Исследование, проведенное израильскими учеными из Тель-Авивского университета, показало, что люди приручили верблюдов только в 10 веке до Р.Х. На основе полученных данных ученые сделали вывод, что верблюды, которые встречаются на страницах Книги Бытия , являются анахронизмом. Как говорится в пресс-релизе на портале университета, внимание на хронологическую неточность обратили археологи Ирез Бен-Йозеф и Лидар Сапир-Хен. Вычислить примерное время, когда человек приручил верблюда, им удалось при помощи радиоуглеродного анализа, которому они подвергли ископаемые находки в пустыне Арава. Проанализировав радиометрические данные, как рассказала The National Geographic Лидар Сапир-Хен, они поняли, что в домашнем хозяйстве люди начали использовать верблюдов приблизительно в период с 930 по 900 год до нашей эры. Следовательно, говорит исследовательница, описания верблюдов, неоднократно встречающиеся в Книге Бытия, представляют собой выдумку авторов. В Книге Бытия, которая является первой в Ветхом Завете и всей Библии, рассказывается о сотворении мира и человека. О животных, привлекших внимание ученых, там говорится несколько десятков раз. " И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора, и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды " , - говорится, к примеру, в 24 главе Книги Бытия . Описанные библейские события, по мнению историков, на самом деле относятся примерно к 2000-1500 годам до нашей эры, что было задолго до того времени, когда человек догадался использовать верблюдов себе на пользу. Наиболее распространенная версия среди ученых о том, почему же в начале Священного Писания встречается описание верблюдов, гласит, что авторы Книги Бытия при ее создании или переписывании просто заимствовали некоторые подробности из окружающей их действительности, отмечает газета The New York Times. Согласно социологическому опросу, проведенному в 2011 году, более половины жителей земли (51%) верят в Бога. При этом треть (28%) от общего числа всех верующих придерживается библейской версии происхождения мира и человека. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 13.02.2014 17:22:21

http://drevo-info.ru/news/16678.html

« Где Авель, брат твой? » — спросил Господь Каина. « Не знаю, разве я сторож брату моему? » — с дерзостью отвечал убийца (Быт.4:9). Дерзость, бесстыдное отрицание не допускали возможности дальнейшего испытания Каина, и Господь произносит ему приговор: «… Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле ». «… Наказание мое больше, нежели снести можно , — сказал Каин Господу, - …всякий, кто встретится со мною, убьет меня ». В ответ на это Господь сказал: « За то всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его » (Быт.4:10–15). Братоубийца не мог больше оставаться со своими родителями. Он со своею женою ушел от них и поселился в земле Нод на востоке от Едема. Каин был первым человеком, который построил город, как начало оседлой жизни. Город назван был по имени его сына Еноха. Потомство Каина стало быстро увеличиваться, они научились добывать медь и железо и изготавливать из них орудия труда, придумали музыкальные инструменты (Быт.4:21–22). Но, увлекаясь лишь материальным благополучием и чисто житейскими заботами, каиниты меньше всего заботились о духовной жизни. Такое пренебрежение духовной жизнью развивало в их среде бесчисленные пороки. Как утешение, данное от Бога, у Адама и Евы родился третий сын – Сиф, которого Ева так назвала, « потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин » (Быт.4:25). В свое время у Сифа родился сын Енос, и « тогда начали призывать имя Господа [Бога] » (Быт.4:26), т.е. среди потомков Сифа началось общественное богослужение. В противовес каинитам, сифиты стали носителями истинного богопочитания и обетования о грядущем Спасителе, которое было дано Адаму и Еве. Поэтому сифиты стали называться «сынами Божьими» (Быт.6:2). Обетование в целостности передавалось от одного поколения к другому через патриархов, которые, по особому промыслу Божию, были наделены необыкновенным долголетием, и каждый из них почти целое тысячелетие мог быть живым хранителем и истолкователем вверенного им обетования. Как Адам жил 930 лет, так и его сын Сиф жил 912 лет, а сын Сифа Енос — 905 лет; представители же последующих поколений: Каинан — 910 лет; Малелеил — 895, Иаред — 962, Мафусаил — 969, Ламех — 777 и Ной — 950 лет. Сын же Иареда Енох жил на Земле лишь 365 лет, т.к. Господь забрал его на небо за его праведность, за то, что он всегда ходил перед Богом (Быт.5:24). Всемирный потоп и завет Бога с Ноем

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Господь сотворил Адама и Еву по образу и по подобию Своему и, сохраняя этот образ и это подобие (хотя и поврежденные грехом), Адам передает их своему потомству. «И родил он (Адам) сынов и дочерей». Если в предыдущей главе мы отмечали исключительно любящую внимательность святых отцов к каждому слову Библии, то отметим тут, насколько слепы новейшие мало верующие критики и исследователи Священного Писания. В книге Быт.5:4 ясно написано, что Адам родил сынов и дочерей, а  современные критики Библии недоумевают: как представляет Библия размножение человеческого рода, если у Адама и Евы указаны только три сына? На ком они женились? – Конечно на своих сестрах, не впадая при этом в преступное кровосмешение, ибо такие браки тогда диктовались простой необходимостью, а никак не извращенностью. Кроме того, человеческий род был тогда юн и свеж, и браки ближайших родственников не могли еще внести в него те элементы дегенерации, которые сопутствуют кровосмесительным связям позднее и теперь. Этой же свежестью сил в юном человеческом роде можно объяснить и исключительную долговечность людей того времени. Сотворенные первоначально для вечной жизни, люди первых человеческих поколений дольше не сдавались противоестественному для людей веянию смерти. Адам жил 930 лет, Мафусал (или Мафусаил), наиболее долговечный – 969 лет. Из десяти имен потомков Адама до Всемирного Потопа остановимся на имени Еноха, седьмого по Адаме. Енох значит – посвящение. «И ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его». О праведном Енохе говорится в книге премудрости Иисуса сына Сирахова: «Енох угодил Богу и был взят на небо, будучи образом покаяния для всех родов» ( Сир. 44:15 ). О нем же говорит ап. Павел: «Верой Енох переселен был так, что не видел смерти, и не стало его, потому что Бог переселил Его [взял живым на Небо]» ( Евр. 11:5 ). А ап. Иуда сберег для нас даже слова праведного Еноха, свидетельствуя в своем послании: «Пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «Вот идет Господь со множеством святых Своих ангелов- сотворить суд над всеми и обличить между ними всех нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произнесли на Него нечестивые грешники».

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Для любого честного христианина ясно, что в этом стихе слово «день» означает, как и в нашем обычном языке, в первом случае – светлый период суток, а во втором – сами сутки. Это словоупотребление нормально для любого человеческого языка. Богословы-эволюционисты не желают рассматривать Шестоднев в контексте всего Откровения, потому что Оно противоречит их измышлениям. Сам Господь с Синайской горы засвидетельствовал буквальное понимание этих дней, сравнив их с обычной рабочей неделей. «Помни день субботний, чтобы святить его... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» ( Исх.20–8,11 ). «И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный. Это – знамение между Мною и сынами Израилевыми во веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в седьмой почил и покоился» ( Исх.31,16–17 ). Эти живые слова Божии невозможно, не извращая смысла, толковать символически, ибо как сравнить обычную рабочую неделю человека с мифическими миллиардами лет эволюции? Неужели человек должен работать Н-цать миллиардов лет, а затем М-цать миллиардов лет отдыхать? Полнейший абсурд! Согласно 5-ой главе Бытия Адам родил Сифа в возрасте 130 (230 по переводу 70-ти), а умер – в 930 лет от своего создания. Он был сотворен в 6-й день, прожил в раю 7-й день, пал и был изгнан, и лишь затем родил детей. Если бы день творения длился не одни сутки по 24 часа, а продолжался хотя бы 1000 лет, то вся хронология 5 главы Бытия теряет всякий смысл. Новый Завет также ясно свидетельствует в пользу буквального понимания Шестоднева. Ап. Павел говорит, что «дела (Божии) были совершены еще в начале мира. Ибо сказано о седьмом дне так: “И почил Бог в день седьмой от всех дел Своих”» ( Евр.4,3–4 ). Нет возможности согласовать ясное учение Духа, Говорящего, что Шестоднев завершен «в начале мира», с учением «новых богословов», что он окончился (если окончился, ибо напр. Шарден отвергает и это) в самом конце его существования. Сам Господь Иисус Христос , Который сотворил все, подтвердил буквальную подлинность Моисеева сказания: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» ( Мф.19,4 ). Человек создан вначале – говорит Христос. Нет, в конце – учат модные ныне богословы. Кто прав, пусть решит для себя каждый. От него самого зависит, с кем ему быть в вечности: с модернистами-эволюционистами или со Христом. Узнаем же теперь, как учили об этом святые Отцы, о которых о. Стефан Ляшевский пишет: «Никто никогда из святых Отцов Церкви, писавших толкования на книгу Бытия о днях творения, не понимал этого буквально». Слово предоставляется им: Св. Ириней Лионский : «Восстановляя в Себе этот день Господь пришел на страдание в день накануне субботы – т.е. в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, т.е. (освобождение) от смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благоразумное богатство Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство того, угоден или неугоден он Богу 10.04.2003 930 Время на чтение 6 минут Сегодня, когда в нашем обществе вновь обретает силу голос Русской православной церкви, к ее мнению прислушиваются многие. И один из вопросов, волнующих верующих людей, таков: может ли христианин быть человеком состоятельным? Не случайно ему было уделено серьезное внимание и на состоявшемся в Москве VII Всемирном Русском народном соборе, участники которого всесторонне обсуждали злободневную для реформируемой России проблему " Вера и труд " . Итак, допустимо ли православному христианину быть состоятельным человеком, владеть собственностью? На первый взгляд здесь все просто. Сама жизнь свидетельствует, что Церковь, в том числе и в лице ее высших иерархов, поддерживает многих представителей российского бизнеса, а значительная часть предпринимателей в меру собственных сил и возможностей помогает Церкви. Однако вспомним евангельский эпизод с богатым юношей... Он приступает ко Христу с вопросом о том, что ему следует делать, чтобы унаследовать Вечную Жизнь, Спасение. Господь беседует с ним и убеждается, что этот юноша соблюл все основные нравственные заповеди ветхозаветного закона, что по образу жизни он вполне порядочный и благочестивый человек. И тогда Христос обращается к нему с неожиданным требованием: " Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною " (Евангелие от Луки, 18,22). Юноша не находит в себе сил отказаться от богатства и, опечаленный, уходит. Из этого рассказа действительно очень легко сделать вывод, что имущественное благополучие препятствует Спасению Человека. Тем более что за требованием Христа к богатому юноше в евангельском тексте следуют знаменитые слова про " игольные уши " и верблюда: " удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие " (Евангелие от Луки, 18,24).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010