В древности, однако, самаряне, подобно иудеям, по-видимому, избегали как употребления тетраграммы в письменности, так и произнесения ее. В письме к Антиоху, приведенном у И. Флавия, самаряне называют свой храм ερν σημον, „храмом безымянного Бога“. Грюнбаум не без основания полагает, что такое наименование указывает на существование уже во II в. до Р. Хр. запрещения употреблять имя Иегова 845 . В Лев. 24в самарянском Пятикнижии, как и у мазоретов, это имя заменено нарицательным jaschem. В Исх. 15:2 , также, по-видимому, с целью устранения тетраграммы, вместо евр. (и песнь моя Иегова), самарянский текст читает , обращая в простой суффикс. В рукописях литугических отрывков, изданных Гезениусом 846 , имя Иегова заменено нарицательным . Произнесение тетраграммы, можно думать, в древности допускалось у самарян только при клятве и при священническом благословении. В талмуд. трактате Sanhedrin 10, 1 говорится: „тот не будет иметь участия в будущей жизни, кто выговаривает божественное имя по его буквам», а в иерус. гемаре делается к этому пояснение: „как те самаряне, которые клянутся» 847 . Что касается самого произнесения тетраграммы, то по свидетельству бл. Феодорита она выговаривалась самарянами Ιαβε или Ιαβαι 848 . „Ты един, Которому принадлежит Божественная слава. Ты дивно сотворил мир, и все создано рукою Твоею. Из радости творений Твоих познается Твоя вечность. Ты для всех них делаешь известным, что нет Бога кроме Тебя. Ты явил могущество Твое бесконечное и дела Твои открывают, что Ты един по величию Твоему. Ты, Который облек творения Свои благодеяниями мудрости Твоей, сделал это удивительным образом и даровал видеть славу Твою. Без голоса Ты возвещаешь видящему, что Ты причина вещей: как бы в рукописи, которая закончена и доступна всякому видящему. Но (все) это, созданное всемогуществом, только часть величия Твоего. Больше того, что Ты открыл для глаз, есть то, что Ты сокрыл. Ты произнес слова без уст, и явился мир. Поспешили творения Твои и подчинились словам Твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Все молодые люди как мужского, так и женского пола, учатся добродетелям не столько от слова, сколько от примера. „Наставления ведут, а примеры влекут“, говорит наша практическая мудрость. Очевидно, Тит в своем лице не мог дать полного образца христианской жизни лицам женского пола; он мог представить такой образец только для лиц мужского пола. Поэтому, Апостол и дает ему наставление – учить молодых женщин приличным их полу добродетелям через пожилых женщин. Эти последние и словом, а преимущественно примером собственной жизни должны наставлять молодых жен добрым привычкам и душевным доблестям, что выражается глаголом: да уцеломудрят – σωφρον ζωσι 847 , – именно, во-первых, любить своих мужей и своих детей – φιλνδρους ε ναι, φιλοτκνους 848 , следовательно добродетелям самым близким их сердцу и составляющим основу семейного счастья; во-вторых, быть скромными, почтительными, благонравными – целомудренным, в-третьих, чистыми но телу и душе, непорочными – чистым. Замечательно, чистота и непорочность требуются от замужних женщин! В-четвертых, жить скромно и ограниченно, быть бережливыми, хорошими домохозяйками и вообще сидеть больше дома, а не ходить по чужим домам: домы добре правящым – οκουρος. В некоторых списках: А С D F G это слово читается οκουργος, происходит оно от ο κος – дом и ο ρος – страж. Исихий говорит: ,, οκουρς это – тот, кто заботится и стережет, что есть в доме, потому что ο ρος значит страж“ 849 . Златоуст в толковании на это место замечает: „жена, попечительная о доме, будет и бережлива; она не станет допускать ни роскоши, ни безвременных расходов, ни чего-нибудь другого подобного“ 850 ; в-пятых, должны быть благими, т. е. благосклонными и доброжелательными, так чтобы домовитость-то не обратилась в скряжничество и ненасытную скупость 851 , и в-шестых, быть в подчинении у своих мужей, слушаться их, но не властвовать над ними: покоряющымся своим мужем 852 . Непосредственно к требованию, чтобы жены повиновались своим мужьям, Апостол присоединяет положение: да не слово Божие хулится 853 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Свето – Сам Господ Исус Христос Богочовек са свима богатствима Божанске Ипостаси, а преко и ради – васцела Света Το дато и изражено у у се ради нас и ради нашег и васцели Спасов богочовечански Ту сав Богочовек са свима чудесима и чудотворним даровима ту, и уопште у молитвеном, богослужбеном животу Цркве. Кроз све то непрестано Спасова благовест: «И, ево, сам с вама у све дане до свршетка века» 843 – сав у апостолству, и кроз апостолство са свима вернима до свршетка света. То и васцело Свето апостолске Цркве Православне: живот у Христу=живот у и 844 Изузетно ово: у Цркви Свето увек живо и животворно, Свето Писмо, Света сва света све свете све свете врлине, сва Вечна Истина, сва Вечна Правда, сва Вечна сав Вечни Живот, сав Богочовек Господ Христос, сва Света сав богочовечански живот Цркве у са Пресветом Богородицом и свима Светима. Личност Богочовека Господа Христа, преображена у Цркву, у молитвено, богослужбено безобално море благодати, и сва у и сва у Цркви, – ето, то Свето Ову истину благовесте и свети Апостоли, свети Оци и Свети Сабори. Молитвом и се чува Свето од сваког демонизма и хуманизма, и у сав Господ Христос, и вечно Цркве. «Велика побожности: Бог се у телу»: 845 се као човек, као Богочовек, као Црква, и подвигом и човека, узвелича и узнесе изнад Пресветих Херувима и Свесветих Серафима. Сама апостолност Цркве свим од самог Господа Христа. Господ Христос апостол и вере наше. 846 Он апостол (=посланик) Бога Оца, апостол Свете са целокупним богочовечанским Апостол и Првосвештеник Собом и сву богослужбу нашег, нашег, нашег, нашег… Он, првоврховни Апостол, и чини апостолима све апостоле; и Он – Вечни чини све у Цркви Он Собом и и све апостоле; Он Првоапостол и апостол у из и кроз и чини их апостолима небескога». 847 Он у неизмерном Свом кроз Богочовечански подвиг Себе са Зато им и говори и сведочи ову благовест и истину: «ко вас прима, мене прима». 848 У ствари, сва апостолност од Свеапостола – Господа Христа Богочовека. И овде: све се изводи и све своди на Богочовека Господа Христа. Отуда у Цркви и богочовечанска светост, и богочовечанско и богочовечанска саборност, и богочовечанска апостолност.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Это все показывает, что Арап был невежда и шарлатан. В его деятельности не видно ни малейших следов медицинских познаний, хотя Арап и называется лекарем. Да где и как мог почерпнуть медицинские сведения какой-то астраханский Арап? Преследование колдунов и ведьм и вообще вера в волшебство – явление печальные, свидетельствующие о господстве суеверий и невысоком уровне развития общества. Но было бы большой несправедлиовстью мерилом древней Руси брать ее отношений к вопросу о чародействе. Народы Западной Европы были значительно образованнее нас, но и на Западе также процветала вера в колдовство. Преследование колдовства началось в Западной Европе в начале 13 века. В 1484 г. папа Иннокентий 8 издал буллу, предписывающую преследовать и казнить чародеев при посредстве сожжения. Преследование чародейства продолжалось до конца 18 века 842 . Сожжение было в Западной Европе обычным способом казни ведьм и колдунов 843 . У нас на Руси не церемонились с колдунами, но на Западе преследовали и жгли их значительно усерднее. От изданя буллы о преследовании колдунов (1484 г.) до конца казней за волшебство – в Германии погибло более ста тысяч лиц, обвиняемых в занятии волшебством; в Англии погибло 30000 человек. Пытки обвиняемых были ужастны; пытали не только взрослых, но и малолетних, которых также предавали казни 844 . Вера в колдовство в Западной Европе была всеобщей в средние века; католики, лютеране и кльвинисты одинаково верили и одинаково усердно преследовали ведьм 845 . Самое полное и цветистое описание шабаша дают акты процесса, который испанская инквизиция вела в начале 17 в. 846 Древняя Русь не имела ничего подобного книгам Malleus Matelicarum (Молот ведьм) и Theatum Diabolorum 847 . Даже не верить в колдовство считалось по учению католических богословов величайшей ересью 848 . Даже Лютер был грубы суевер 849 . Таким образом, в Западной Европе вера в колдовство была более распространена, чем у нас, и принимала более нелепые формы. У нас колдовство обыкновенно ограничивалось ношением каких-нибудь невиннейших корешков, нашептыванием, выниманием следа, пропусканием полотенца сквозь кольцо и тому подобными детскими средствами. На Западе же вера в волшебство иногда принимала эпидемический характер и весьм уродливые формы.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царь рече: Страшна ваша словеса. He вем, откуду сия принесосте; како сия могу аз разумети 837 ? Кто закон запечатленный разруши? – поведайте ми. Ответ мнихов 838 : Писание засвидетельствует: пременил закон и времена 839 ; вся же сия сотворил зломудренный Никон, прием учение злое безвестного еретика Арсения жидовина, иже обещася ему для богоотступного еретического учения его превратити писания святых пророк я апостол и запечатленные святвни отцы седьми вселенских соборов 840 . Якоже 841 древле грецы от налоги турского царя 842 приступиша к римскому папе Афесу, еретику сущу, и взя 843 от них вся книги законные и огнем сожег 844 , и дал им три заповеди: первое – в крещении обливатися, второе – на себе креста не носити, третие – трема персты креститися. А сей же 845 зломудренный Никон не от налоги какие 846 клятву даде разрушити писание святых отец, но воеже бы ему прияти 847 власть святительскую; ему 848 Бог и попусти; и оттоле изгнан бысть, и еще паки тщится прелестию и мечтанием постигнути престол четвертого Рима, и язва смерти его исцеле. И сего ради и се три заповеди даде оному жидовину, но все ереси 849 древних еретиков яве произвести, якоже Писание глаголет: от жидов приведет человека волхва, еретика, отметника, чародея, злохитрствующего на власть римскую, и прозвется Христом, якоже древний Симон волхв, первый антихрист, прозвася Христом, егоже уби Бог, по молитве Петрове. Тако и сего убиет Господь духом уст своих и родству огненному предаст. Царь рече: Аще ли писанием засвидетельствуете, яко быти тому? Почто 850 стужаете? Отвещаша: Милостив бо есть превечный Владыка и Господь 851 наш Исус Христос, Сын Божий, иже не оставляет создания своего напрасно погибнути от прелести антихриста и учеников его. И сего ради посылает Бог верных своих свидетелей, и иже злая мудрствующим 852 и римская, и носящим 853 предания древних еретиков 854 , к таковым отнюдь не приобщатися верным христианом, да не вредятся от язв их: яко 855 прельстишася, и грехи их до смерти, и помяну 856 Бог неправду их, занеже не исповедаша его Господа истинного и животворящего и Бога в плоть пришедша. А Писание глаголет: аще кто не исповедает Сына Божия в плоть пришедша, антихрист есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

На основании письменных источников должно признать отрицательное положение, именно, что Солунские братья не были Славяне. 274 Климент был сослан в 94 году и утоплен в море в 100 году. Patrum Apostolicorum opera, ed. Hefele, Tubing., p. XIX, sqq. Четьи-Минеи под 25-м ноября. 275 Juxta Weligrad ubi coepit christianitas, Boczek, 1,113. Methodium et Cyrillum sedem pontificalem (?) apud Wielograd ponunt. Dlugocz, Hist. Poloniae libri XIII, ed. 1615, I, 85. 278 20-го августа Людовик Немецкий был еще в Регнсбурге. Böhmer, п. 809. Boczek, I, 113. Schaffarik, Slawische Alterth. II, 461 und 501 287 Quarta feria post initium quadragesimae factione Arsenii, filius ejus Eleutherius filiam Adriani papae, ab alio desponsatam, dolo decipit et rapuit, sibique conjunxit; unde idem papa nimium est contristatus. Hincmar. ad a. 868. 291 Et haec quidem illae ecclesiae dedit Andronicus antiquus Christi discipulus qui fuit primus Sirmii in Pannonia episcopus. Farlati, Illyricum sacrum, II, 83. 292 Сирмийский епископ Анемий сказал ва Аквилейском соборе 381 года: Caput Illyrici nonnisi civitas est Sirmiensis, ego igitur episcopus illius civitatis sum etc. Mansi, III, 604. 295 Capitulare Aquisgranense e. 801, can. 4 (Pertz, Legg., I, 87); Cap. excerpta, a. 802, Aquis (ibid. p. 100); Capit. Aquisgranenso a. 813 (ibid. p. 190); Concil. Rhemense a. 813, can. 15 (Mansi, Coll. Concil., XIV, 78); Concil. Turonense a. 813, can. 17 (ibid. p. 85); Concil. Moguntiac. a. 815, can. 25 (ibid. p. 72); Concil. Aquisgranense a. 847, can. 2 (ibid 903). 316 Treisma, Treismauer, Трейсма. Шафарик, II, II, 291. Fluvius et locus Treis mas fuit tunc ultimus Bajoariae Orientalis terminus. Nam, quod ultra in Orienem erat, Pannonia vocabatur. Hanzig, Germ. sacra, II, 125, Assemani, III, 77. 325 Centum tantummodo annorum lapsu temporalem exceptionem eis (ecclesiis) opponi sancimus. Iustinian. Novell. IX. 328 Tandem fugatus (?) a Karentanis partibus intravit Moraviam. Excerptum e libello de conversione Carantanorum. Wattenbach, Beiträge, S. 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, текст Льва являет собой интересный пример христианской апологетики, основанной на снижении роли образов, и в ранний период развития иконоборчества ясно видна важность этого апологетического отношения к исламу. Иконоборческий эдикт 726 г. был не более чем следующим и решающим этапом этого развития. Наряду с постоянным вооруженным конфликтом, между Византией и халифатом на протяжении всей второй половины VII в. и в начале VIII в., по едкому замечанию Андре Грабаря , велась «холодная война» пропаганды и шантажа. Священные образы играли важную роль в этой холодной войне то как символ христианства против неверных, то как доказательство идолопоклонства христиан. И как в современной холодной войне, противники нередко использовали методы своих недругов. Переписка между Львом III и Омаром — интересное явление в процессе постепенного нарастания серьезности этих вопросов. Другие сохранившиеся письма византийских чиновников, связанные с нашей темой, относятся к IX и X вв. и в историческом смысле менее важны. Около 850 г. император Михаил III получил письмо εκ των γαρηνων, «от арабов», и попросил Никиту Византийского — полемиста, чью главную работу мы уже рассматривали, — ответить им от его имени. Можно предположить, что письмо, полученное Михаилом III от халифа, было похоже на то, которое Омар послал Льву III; тогда халифом должен был быть Ал-Мутаваккил (847-861). Оба ответа, написанные Никитой, полностью посвящены изложению христианского учения о Троице, которое, как утверждает автор, по существу не противоречит монотеизму . В первом опровержении Никита воспроизводит часть своего полемического трактата, посвященного «положительному» exposü христианской веры, но опускает прямую полемику и критику Корана. Мы не знаем, действительно ли написанное Никитой было передано корреспонденту императора, но на этом примере видно, что уже в IX в. имела место значительная разница между внутренним употреблением полемических сочинений и требованиями дипломатической вежливости. Нет никакого сомнения, что эти требования соблюдались в переписке между Фотием и халифом, о существовании которой упоминает племянник Фотия, патриарх Николай Мистик .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

И в тот мятеж, – разумеется происшествие 28 мая, – некоторые люди побиты до смерти, а которые биты на смерть; у соборной церкви скоморохи песни пели... Костромской воевода Юрий Оксаков и приказные люди мятежников не унимали и сами всякое бесчинство делали, а нам, игумену Герасиму и протопопу, всякому добру не помогали и по государевым указным грамотам на бесчинников и ослушников людей не давали, а кого мы в безчинстве своею мочью возьмем к воеводе, приказные тех людей у нас в смиренье не принимали и с тех людей посулы брали и их отпускали»... Чтобы усилить вину своих обидчиков, Даниил заодно передает еще случай расправы с ним одного крестьянина, из вотчины Бориса Иванова Морозова. «25 мая крестьянин Лысковец Куземка Васильев с товарищами ночью стали песни петь на берегу Волги. И я вышел их унимать, а они меня на смерть били и скуфью сбили, и от этого удара я упал без ведома (без чувств). Потом с теми же людьми Васильев прошел к соборной церкви, и у воеводского двора били меня ослопом. И я в полчаса ночи велел сторожу ударить в колокол. Воевода вышел, но обороны мне не учинил, а крестьяне затем разбежались…». Когда была получена в Москве, эта жалоба, стольнику —847— Еропкину поручили произвести подробный сыск в Костроме и в уезде обо всех описанных Даниилом бесчинствах. Допрошена была масса лиц духовных и светских, и их показания составили обширное дело в 270 листов, хранящиеся теперь среди документов Московского Архива Министерства Юстиции, только, к сожалению, с утраченными листами в начале и в конце. Более важные свидетели допрашивались отдельно, а посадские люди давали показания целыми группами, сотнями или улицами. Как и следовало ожидать, все низшее население – горожане, посадские жители и крестьяне безраздельно стали на защиту своих собратий, страдавших от строгости протопопа и игумена, и отозвались полным неведением о происшедших бесчинствах: ничего не видели и не слышали 1144 ... Некоторые из крестьян только добавили, что у протопопа с крестьянином Васильевым была ссора, причем последний подал об этом явку, а в чем именно дело, – им не ведомо.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Презрение такого мистика простирается не только на тело его, но и на весь внешний мир. Последовательно отрицается всякое вмешательство в жизнь мистика, устраняются всякая иная воля, жизнь. Мистик стоит выше всякого добра, зла, всех заповедей, велений внутреннего нравственного закона. Он их воплощает, определяет собой, как и своего бога 842 . Уничтожая себя в боге и бога в себе, воспитывая себя на отрицании всего, мистик достигает блаженства – пустого, бездеятельного – покоя смерти 843 . Сопоставляя указанные черты языческого мистицизма с чертами христианского, мы можем сделать следующие выводы о различии этих двух областей. Языческий мистицизм повсюду обнаруживает пантеистическую основу. Божество – безличная, космическая сила, а потому и подвиг души есть процесс эволюции и инволюции бескачественной монады, процесс космический, фатально детерминированный. При этом языческий мистицизм вполне решительно отождествляет физическое, телесное со злом по существу, а потому и аскетизм понимает не этически, а метафизически, преследуя цели не возвышения духа над телом, а уничтожения последнего, как эссенциального врага своего совершенства. Вне всякого благодатного содействия мистик-язычник достигает высшего призрачного самообожествления: «Брама есть все, и я есмь брама» 844 , 845 . Наконец, укажем отличительные черты западного неправославного мистицизма. Характеризуя вообще западную мистику, мы должны отметить общую черту ее: она так или иначе клонится к мистике внехристианской, языческой. В своих основоположениях она, в частности, уклоняется от истины по гносеологической стороне, признавая познаваемость божества через чувство – исключительную способность богопознания. Уже помимо всегда ошибочной односторонности такого решения вопроса, западная мистика обнаруживает здесь свою недостаточность тем, что для возбуждения чувств пользуется искусственными раздражениями, очевидно, нарушающими равновесие психического строя жизни человека. Нетрудно заметить, что этому обстоятельству обязано крайнее самообольщение фантастического мечтателя-мистика, сознание которого ослабляется до значительной степени. Указанные черты совсем не свойственны истинному подвижнику. Божественная сила не ослабляет, но оздоровляет человека. Разрушительное влияние свойственно лишь лукавой силе 846 , 847 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Прежде всего, бросается в глаза подчеркнутый дуализм в вопросе о происхождении душ 846 ; и далее – есть души происхождения божественного, а есть демонического: между ними происходит – так же как, между богами и демонами, борьба непримиримая, не на жизнь, а на смерть, при этом природное происхождение душ не имеет ни малейшего значения, почему и родные братья по крови могут оказаться антагонистами по духу, что для Синезия значит также – и по природе этих видов душ 847 . Божественые души суть души лучшие и, значит, властвующие уже здесь, на земле согласно превосходству своей природы. Если же в действительности не властвующие, то должные властвовать и естественно стремящиеся к власти, хотя бы это их стремление было заведомо обречено. Таким образом, в полный противовес как монашеской идеологии Египта, так и августиновской историософии, Царство Бога мыслится не будущим и не небесным, но осуществляющимся повсюду здесь и сейчас. И тут в мысли Синезия, сознательно опирающейся лишь на эллинские источники, появляется отлично известный нам как по ветхозаветным и иудейским, так и по ранне-христианским памятникам мотив: толкование политики как духовной брани и экзорцизма и, неразрывно связанное с этим мотивом, представление об аскетике как основании политики, и, соответственно, о политике, как завершении или второй части аскетики. В целом комплекс этих воззрений можно было бы назвать Философией Царства. Что же это за философия? Не выйдет ли так, что рассмотрев ее мы скажем и о том, что есть эллинское христианство? Поскольку как благородные, так и злородные души приходят в этот мир как представители и родственники насельников инфернальной и небесной сфер, то с самого начала как благородная, так и злородная душа вступает в сражение на одной из сторон, действуя при поддержке своих родственников и покровителей – соответственно, демонов и героев (последние в языке Синезия занимают место иудейских ангелов и будущих средневековых христианских святых). С самого раннего детства праведник приступает к построению в себе Царства: всякое воспитание и образование понимаются Синезием исключительно с этой точки зрения – как достижение такого внутреннего устроения, когда высшим и правящим в человеке оказывается Небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010