IV. Сир. Житие Е. С. (сер. VI в.) сохранилось как минимум в 3 различных редакциях: Прп. Ефрем Сирин. Гравюра на титульном листе собрания сочинений прп. Ефрема Сирина. Кёльн, 1603 Прп. Ефрем Сирин. Гравюра на титульном листе собрания сочинений прп. Ефрема Сирина. Кёльн, 1603 1. Рукопись Vat. Syr. 117 (ок. 1100; BHO, N 270), обозначается буквой «V». Издана полностью в Assemani. 1737. T. 4. P. XXIII-LXIII и с некоторыми сокращениями в Assemani. BO. T. 1. P. 26-55. В этих 2 изданиях разная разбивка на разделы, более удачная - в 1-м. 2. Рукопись Paris. Syr. 235 (XIII в.; BHO, N 269), обозначается буквой «P». Издания: Lamy. 1886. Т. 2. Col. 3-89; Bedjan. Acta. T. 3. P. 621-665. Находящаяся в Дамаске рукопись XII в. Ms. 12/17, принадлежащая сир. ортодоксальному Патриархату, судя по начальным словам, содержит тот же текст (Fol. 220-226). 3. Хранящиеся в Брит. б-ке неопубликованные рукописи Lond. Brit. Lib. Or. 4404 и Or. 9384 (обе - XIX в.) обозначаются буквой «L». В предисловии, имеющемся во 2-й рукописи, говорится, что ее автор получил большую часть сведений от ученика Е. С. Шемуна (Симеона) Самосатского. Это утверждение, по-видимому, безосновательно, поскольку Житие на основании внутренних свидетельств самого текста не может быть датировано ранее сер. VI в. Груз. перевод Жития в основном следует P. Издание и лат. пер.: CSCO. Vol. 171-172. Iber. T. 7-8. Арм. пер., сделанный с сир. в 1101 г., также ближе к тексту P, чем к V, однако в нек-рых местах он следует L. Издание: CSCO. Vol. 473-474. Armen. T. 15-16. Тексты 3 рукописей Vat. Syr. 117, Paris. Syr. 235 и Lond. Brit. Lib. Or. 9384 представлены в виде синопсиса в неопубликованной диссертации: Amar J. P. The Syriac «Vita» tradition of Ephrem the Syrian: Diss. Wash., 1988 (текст: P. 65-191; англ. пер.: P. 195-336). Небольшой, но важный фрагмент Жития принадлежит Екатерины вмц. мон-рю на Синае: Sinait. Sparagma 53. Эта рукопись X в. и, т. о., является древнейшим свидетельством Жития Е. С. Имеется также рукопись XVII-XVIII вв. в Рос. Национальной б-ке в С.-Петербурге ( Пигулевская Н. В. Каталог сирийских рукописей Ленинграда//ППС. 1960. Вып. 6(69). С. 146-147).

http://pravenc.ru/text/376984.html

196 Издания: а. Устав Владимира: Бенешевич В.Н. Сборник памятников по истории церковного права преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого. Пг., 1914. Т.1. С.59–77; б. Устав Ярослава: там же. С.78– 89 [Древнерусские княжеские уставы (прим. 894). С. 13–139. – Прим. изд. (А.Н.)]; см. также ниже, Приложение к разделу III, 5. 198 В византийском церковном праве термин κκλησιαστικς как обозначение четко очерченной общественной группы неизвестен: Joannou Р.-Р. Discipline générale antique (IVe–IXe s.). (Pontif. Commiss. per la redazione del codice di diritto canon, orient., FONTI, fasc. IX). Rome, 1964. Index analytique, col. 114. 201 Молдован А.Μ. (прим. 55). С.96; Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S.117 f. (44.9–12). 202 В качестве документов, иллюстрирующих растущую (хотя и не всегда оказывающую положительное воздействие) независимость древнерусских князей и митрополитов, можно привести послания константинопольских патриархов к Андрею Боголюбскому (ок. 1160 г.) и митрополиту Кириллу I (1228 г.) (если, конечно, думать, что предупреждения и запреты предполагают противоположную им практику); см. изд.: Памятники древнерусского канонического права, 4.1. (РИБ. T.VI). СПб., 1908. С.63–76, 79–84; ср.: Goetz L.K. (прим. 113). S. 175–195. 207 Правда Русская/Под ред. Б.Д. Грекова. Т.1–2. Μ., Л., 1940–1947 (перепеч.: Düsseldorf, The Hague, 1967) [Т.З. Μ., 1963 (факсимиле). – Прим. изд. (А.Н.)]. Относительно влияния византийского права см.: Soloviev A.V. Der Einfluß des byzantinischen Rechts auf die Völker Osteuropas//ZRG. Romanist. Abt. 1959. Bd.76. S. 432–479. (Soloviev A.V. L’influence du droit byzantin dans les pays orthodoxes//Relazione del X Congr. Intern, di Scienze Storiche, Roma, 1955. Firenze, 1955. T.6. P.599–650 [перепеч.: idem. Byzance (доп. к прим. 226) (XV)].) 208 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 275 (под 1101 г.); Послание митрополита Никифора I к Владимиру Мономаху //Рус.Дост. 4.1. 1815. С. 71 и сл. (общие призывы к милосердию и прощению) [новое критич. изд.: Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси, XI–XIII вв.: Исследования, тексты, комментарии. СПб., 1992. С.66–71. – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТОКЛИЙ, ДИМИТРИАН И АФАНАСИЙ [греч. Αριστοκλς, Δημητριανς, Αθανσιος] († ок. 306), мученики Саламинские (пам. 20 июня, греч. 23 июня). А. был соборным пресвитером в г. Тамасе (Кипр). Во время гонений имп. Максимиана А. удалился в горы и жил в пещере, где получил Божественное повеление идти в Саламин и там принять мученическую смерть за Христа. По пути, в Ледре, в ц. ап. Варнавы, он встретил диакона Д. и чтеца Аф., к-рые пожелали присоединиться к нему. Придя в Саламин, они встали на возвышенном месте и во всеуслышание прославляли Христа и хулили языческих богов. Святые тотчас были схвачены. По приказу правителя А. предали бичеванию, а затем усекли мечом, Д. и Аф. после мн. мучений осудили на сожжение. Однако огонь не причинил им вреда, и их казнили так же, как А. Краткое греч. житие саламинских мучеников содержится под 23 июня в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 765-766) и Минологии Василия II (PG. 117. Col. 507-508). Память этих святых отмечается в визант. календарях 20 июня (в стишных синаксарях, напр. Paris. Coislin. 223, 1301 г.), 22 июня (в Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 189)) и 23 июня (в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 316)). В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 23 июня, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь (Μηναον. Ιονιος. Σ. 147). В рус. календарях до кон. XIV - нач. XV в. память саламинских мучеников отмечалась 23 июня (древнейшее упоминание - месяцеслов Евангелия XIII в. (РГАДА. Тип. 7. Л. 168об.)). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод их краткого жития, включенный под 23 июня в нестишной Пролог (РГАДА. Тип. 174 и 175, 1-я пол. XIV в.). Дата празднования памяти саламинских мучеников переносится на 20 июня с распространением на Руси слав. перевода Стишного Пролога (напр., РГБ. Троиц. 717, 1429 г.). В ВМЧ помещены оба кратких жития: 20 и 23 июня ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 237, 240 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Iun. T. 4. P. 472; T. 5. P. 403-404; PG. 117. Col. 507-508; SynCP. Col. 760, 765-766; ЖСв. Июнь. С. 471-472. Лит.: Agrain R. Aristoklès (1)//DHGE. T. 4. Col. 195-196; Bardy G. Athanase (5)//Ibid. Col. 1311; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 142-143; Μακριος Γ, ρχιεπ. Κπρος γα Νσος. Αθναι, 1968. Σ. 11; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 55, 109. В. А. Бугаевский, О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75996.html

Ломаццо Иоанн Паоло, итальянский художник, автор трактата «Идея Храма живописи» (1590) 416 Лонгин, иеродиакон Ипатьевского монастыря 69 Лоррен Клод (1600–1682), французский художник 334 Лосский Вл.. богослов 140, 465, 470 Лотман Юрий Михайлович (1922–1993), литературовед, историк культуры 28, 69, 117, 208, 221, 222, 318, 319, 357, 410, 447, 448, 460, 465 Лука, евангелист 60, 72, 129, 131, 196 Лукин Петр 217 Любецкий Иван (XVIII в.), гравер 357 Людовик XIII (1601–1643), король Франции (с 1610) 363 Лютер Мартин (1483–1546), теолог, основатель немецкого протестантизма 44, 45, 55, 120, 128, 153, 356 Лядов И.М. 201, 204, 205, 466 М Маврина Татьяна художница, коллекционер 439 Магдалина, святая 298, 340 Майков Леонид Николаевич, филолог, литератор, председатель этнографического отделения Географического общества (1872–1886) 176, 236, 480 Макарий III, патриарх Антиохийский (с 1648), участник московских соборов 1656 и 1666–1667 гг. 39, 459 Макарий (1482–1563), митрополит Московский и всея Руси (с 1542), писатель, святой 12, 130, 132. 138, 146, 240, 299, 367 Макарий (Сушков, 1821–1889), игумен (с 868) монастыря св. Пантелеймона на Афоне 286 Макаров М.А., калужский купец 330, 331 Максим Грек (Михаил Триволис. ок. 1475–1556), писатель, святой 93, 94 Максим (1283–1395), митрополит Киевский и Владимирский, перенес митрополию из Киева во Владимир в 1299, святой 90 Максимилиан (1527–1576), император Священной Римской империи (с 1564) 36 Максимов Сергей Васильевич (1831–1901), писатель, этнограф 28, 42, 53, 55, 202, 212, 213, 466 Максимович-Амбодик Н. 357 Малахов (середина XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Малевич Казимир Северинович (1878–1935), художник 438–441, 443, 450–452, 466 Малицкий Н.В. 73 Малышев В.И. 148, 466 Маль Эмиль, французский историк искусства 150, 153, 219, 240, 298, 301, 304, 324, 390, 391, 466 Мануил II Палеолог (1391–1425), византийский император 129 Мария Ильинична Милославская (1626–1669), царица 338, 365, 367 Мария Федоровна (Софья Вюртембергская, 1759–1828), императрица, супруга Павла 159

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Мн. христиане умерли в тюрьме от удушья. Тела Л. м. гонители бросили псам, но те не тронули их; тогда останки сожгли, а пепел бросили в р. Родан. О др. мучениках в синаксарном сказании не упоминается. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 26 июля содержится сказание, в заглавии к-рого упоминается Санкт; в тексте кратко описаны страдания Л. м., хотя их имена не указаны. В этом источнике ошибочно сообщается, что мученики происходили из Равенны (PG. 117. Col. 560-561). Прп. Никодим Святогорец приводит под 25 июля двустишия, посвященные Санкту, Маттуру (Ματτορος), Атталу и Бландине, в которых говорится, что 3 мученика были удушены одной веревкой, словно связанные «тройной гирляндой». Бландина получила от Бога блистательный венец в «победном конном состязании». Под этой же датой сказание о Л. м. включено в «Новый Синаксарист», составленный иером. Макарием Симонопетритом ( Μακαρος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2008. Τ. 11: Ιολιος. Σ. 287-291). Память Л. м. и посвященные им двустишия вошли в славянские стишные Прологи под 25 июля. В них упоминаются только Санкт, Матур (Сатур), Аттал (Атал) и Бландина (Вландина) (см.: Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 11: Юли. С. 54). В XVI в. память святых с кратким сказанием о Санкте (Санекте), Матуре (Сатуре), Аттале (Атале) и Бландине (Валинидине) была внесена под 25 июля в ВМЧ свт. Макария , митр. Московского ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 329 (2-я паг.)). Свт. Димитрий , митр. Ростовский, не включил рассказ о святых в состав Житий святых. В месяцеслове РПЦ память святых не указана. В РПЦЗ почитание сщмч. Пофина, еп. Лионского, установлено в 1952 г. по докладу архиеп. Иоанна (Максимовича) «О почитании святых, просиявших на Западе». Ист.: BHG, N 1573; Послание Венских и Лионских Христиан к церквам в Азии и Фригии, о гонении бывшем в Галии, в царствование М. Аврелия//ХЧ. 1822. Ч. 55. С. 290-316; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 107; Синаксарь: Жития святых Православной Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 6: Июль-Авг. С. 340-345. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 224; Amore A. Lione, martiri di//BiblSS. Vol. 8. P. 61-65; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 82-83. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: ЛЕОДЕГАРИЙ (ок. 616 - 2. 10. 677/9, еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675), мч. (пам. зап. 2 окт.)

http://pravenc.ru/text/2110761.html

14. Грамматическая статья патриарха Фотия в славянском переводе//ТОДРЛ. Т. 55. 2004. С. 374—378. 15. Masoretic Text in Russia//Text, Theology and Translation. Essays in Honour of Jan de Waard. Editors S. Crisp and M. Jinbachian. United Bible Societies, 2004. P. 13—29. (То же по-русски: Jews and Slavs, vol. 15. Jerusalem; Sophia, 2005). 16. Византийско-славянский профитологий (формирование состава)//ТОДРЛ. Т. 56. 2004. С. 46—77. То же с некоторыми изменениями и без таблиц: The Old Testament Lections in Orthodox Worship//Die Alte Testament als christliche Bibel in orthodoxer and westlicher Sicht. Zweite europ äische orthodox-westliche Exegetenkoferenz im Rilakloster vom 8.—15. September 2001. Hrsg. von I. Z. Dimitrov, J. D. G. Dunn, U. Luz und K.—W. Niebuhr. T übingen: Mohr Siebeck, 2004. P. 91—117 (=Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament, Bd. 174). 17. О новгородских вощеных дощечках начала XI в.//Русский язык в научном освещении. 2004. 2 (8). С. 201—206. 18. Палея в системе хронографического жанра//ТОДРЛ. 2005. Т. 56. С. 25—32. 19. The Last but Probably not the Least: The Slavonic Version as a Witness of the Greek NT Text//Methodius und Kyrillos in ihrer europ äischen Dimension. Hrsg. von Evangelos Konstantinou. Frankfurt am Main, et al.: Peter Lang, 2005. S. 247—260. В статье доктора филологических наук, профессора кафедры библеистики Санкт-Петербургского государственного университета Анатолия Алексеева рассматривается богословие Преображения. Отмечается богословская взаимосвязанность со сценами Крещения и Гефсиманского борения, тождественность сцены Преображения у синоптиков с Прославлением в Евангелии от Иоанна. Если первое художественное изображение сцены в базилике св. Аполлинария (Равенна, Классе, ок. 549 г.) использует её для обобщённого богословского образа Иисуса средствами художественной аллегории, то следующее — в базилике монастыря св. Екатерины на Синае (ок. 565 г.) — стремится преодолеть символизм и аллегоризм средствами и приёмами иконописи.

http://bogoslov.ru/person/259960

Портрет вел. кн. Александра Павловича. Нач. XIX в. Худож. Н. И. Катин (ВГИАХМЗ) Портрет вел. кн. Александра Павловича. Нач. XIX в. Худож. Н. И. Катин (ВГИАХМЗ) В 1850 г. К. вошел в комиссию по приему и освидетельствованию качества поновления стенной живописи, осуществленного ярославским худож. А. М. Колчиным с артелью в Софийском соборе Вологды (Там же. Ф. 528. Оп. 1. Д. 68. Л. 82 об., 113; Петрова Т. Г. Вологодский Софийский собор: Путев./ВГИАХМЗ. Вологда, 2011. С. 38). По сведениям Н. Титова, в иконостасе Преображенской ц. Спасо-Каменного мон-ря отдельные образы были написаны К. ( Титов. 1847). С. П. Шевырёв упомянул плащаницу письма К. в вологодской ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Рощенье, сохраняемую прот. П. В. Васильевским как реликвия ( Шевырев. 1850). В наст. время иконы с подписью К. неизвестны. Портрет архиеп. Иринея (Нестеровича). Ок. 1848 г. Худож. Н. И. Катин. Вологда ВОКМ Портрет архиеп. Иринея (Нестеровича). Ок. 1848 г. Худож. Н. И. Катин. Вологда ВОКМ Сын К. Александр (1815-1874) с 10 лет обучался в АХ сначала на живописном, затем на архитектурном отд-нии, жил в С.-Петербурге. В Спасо-Прилуцком Димитриевом мон-ре работал родственник К. худож. П. С. Лопотов ( Даен М. Е. Живописная школа Вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря во 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (в печати)). Дом К. находился в приходе ц. свт. Леонтия Ростовского на Иеремеевом ручью в Вологде. В именном списке владельцев недвижимой собственности Вологды за 1860-1865 гг. этот дом числится за титулярным советником К. (ГАВО. Ф. 476. Оп. 2. Д. 55. Л. 117 об.). Судя по низкой оценке стоимости дома (175 р.), в последние годы К. жил в бедности. После 1865 г. его имя не упоминается в исповедных ведомостях Леонтиевского храма (Там же. Ф. 1063. Оп. 20. Д. 24, 1866-1875 гг.). В метрических книгах церкви запись о смерти К. не обнаружена: вероятно, он умер не в Вологде. К. писал парадные царские портреты: в 1824 г.- имп. Александра I для Вологодской губ. гимназии (находился в вестибюле здания), в 1828 г.- имп.

http://pravenc.ru/text/1683899.html

Hist. Laus. 38. 1), но никогда не восхваляет за знание учения Оригена и начитанность в его сочинениях (Ibid. 11. 4; 55. 3; Dysinger. 2005. P. 16). Ни он, ни церковные историки Сократ и Созомен не связывают имя или сочинения Е. П. с 1-й стадией оригенистских споров (399-404). Вместе с тем, как выяснилось после обнаружения подлинного текста «Умозрительных глав» (S2), в учении Е. П. содержится большинство космологических, христологических и эсхатологических идей Оригена ( Guillaumont A. 1962. P. 37-43, 102-119; Clark. 1992. P. 110-117), причем даже в более упорядоченном и отчетливом виде, чем у самого Оригена; так что, по выражению фон Бальтазара, Е. П. был «более оригенистом, чем сам Ориген» (origenistlicher als Origenes - Balthasar. Metaphysik. 1939. S. 32; критику подобной оценки см.: Bunge. Origenismus-Gnostizismus. 1986. P. 25-48). Значительное сходство между учением Е. П. и оригенизмом, осужденным в ходе 1-й стадии оригенистских споров, показывает, что оно было менее ортодоксальным, чем долгое время считалось. Однако ни в ходе споров, ни при осуждении оригенизма в 400-404 гг. не было никаких упоминаний ни о личности, ни о сочинениях Е. П.; неясно также, какую роль в формировании этого оригенизма сыграли «Умозрительные главы», написанные Е. П. ок. 394-399 гг. и распространившиеся среди егип. монахов-оригенистов незадолго до начала споров (см.: Guillaumont A. 1962. P. 121-123; Murphy. 1985. P. 260). В наст. время считается доказанным, что Е. П. не был главным «автором» оригенизма, как считали нек-рые, но что он «был научен монашеской философской традиции, которая уже развила александрийскую экзегезу и богословие в спекулятивную и опытную форму, в конце концов осужденную как оригенизм» ( O " Laughlin. 1999. P. 345). Имя Е. П. стало прочно ассоциироваться с именем и учением Оригена только в VI в., во время 2-й стадии оригенистских споров (ок. 514-553). Так, прп. Варсонофий Великий признает, что в сочинениях Е. П. (в частности, в «Умозрительных главах», цитаты из к-рых у него встречаются) есть следы заблуждений Оригена, но, по его мнению, их тем не менее можно читать для духовной пользы, отделяя пшеницу от плевел ( Barsan.

http://pravenc.ru/text/180865.html

1879. 55. С. 658). Награжден орденами св. Владимира 3-й степени (1869), св. Анны 2-й (1858; им же с императорской короной - 1862) и 1-й (1875) степени. Погребен 12 янв. 1882 г. еп. Ладожским Ермогеном (Добронравиным) в усыпальнице под Свято-Духовским (новым) собором. Склеп устроен на том месте, где находились престол и царские врата упраздненной пещерной ц. во имя Олонецких чудотворцев. В фонде редкой книги Пермского гос. ун-та хранятся 15 книг с владельческими или дарственными надписями П. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 150. Д. 1367. Соч.: Обозрение Пермского раскола, так называемого «старообрядства». СПб., 1863; Толкование на псалмы, сост. по текстам: евр., греч. (LXX) и лат. (Вульгате), по учению отцов и учителей Св. Церкви и доп. различными замечаниями. М., 1872. Вятка, 18742; Толкование на кн. XII малых пророков. Вятка, 1872-1876. 5 вып. (частично переизд.: Толкования на книги св. пророков Ионы и Михея. М., 1998); [Слово за литургией в семинарской церкви 25 сент. 1879 г., в день празднования 50-летия Олонецкой ДС]//50-летний юбилей Олонецкой ДС... 1879. С. 6-9; Слово в день восшествия на престол... имп. Александра Николаевича и в день 25-летнего юбилея царствования Его Имп. Величества//Олонецкие ГВ. 1880. 16. С. 208-210. Лит.: Сочинения еп. Сарапульского Палладия//Вятские ЕВ. 1877. 1. Отд. офиц. С. 20; Указы Свят. Синода. От 8 марта 1877 г. за 725//Там же. 7. Отд. офиц. С. 170-171; Дни 2-го, 3-го, 4-го и 5-го апр.//Олонецкие ГВ. 1879. 25. С. 300-301; Преосв. Палладий, еп. Олонецкий и Петрозаводский: (Некр.)//Там же. 1882. 3. С. 30-31; Нименский В. Преосв. Палладий, еп. Олонецкий и Петрозаводский//Там же. 7. С. 81-82; Преосв. Палладий, еп. Олонецкий и Петрозаводский: (Некр.)//Пермские ЕВ. 1882. 11. Отд. неофиц. С. 117-121; Палладий (Опьянков или Пьянков)//РБС. 1902. Т.: Павел, прп.- Петр (Илейка). С. 151; Никольский К. Г. Орловская ДС (до 1867 г.): Церк.-ист. очерк. Орёл, 1913. С. 233-236; Потехина Е. Епископы Кинешемские. Викарии Костромские: Уроки истории. М., 2017. С. 31-40. А. К. Галкин Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2578739.html

Ряд рукописей из собрания Б., не перешедших в Публичный и Румянцевский музеи, попали позднее в коллекции разных лиц, но наиболее ценные экземпляры продолжали храниться у С. Т. Большакова, к-рый унаследовал также собрание икон отца. Среди рукописей, хранившихся у Сергея Тихоновича, особое научное и художественное значение имел иконописный подлинник XVII в., отражающий древнюю строгановскую редакцию; в 1903 г. коллекционер издал этот памятник (под ред. А. И. Успенского). В 1890 г. С. Т. Большаков предоставил для экспонирования на Археологической выставке в Российском Историческом музее (в рамках VIII Археологического съезда) ок. 30 рукописных книг из собрания отца и наиболее ценные иконы, в т. ч. шитый Нерукотворный образ Спасителя 1389 г., к-рый после закрытия выставки был куплен П. И. Щукиным (ныне эта икона хранится в отделе тканей ГИМ, куда она поступила в 1905 в составе всей коллекции Щукина). Показанный на выставке Сборник сочинений прп. Максима Грека, частично переписанный рукой самого Б. в 1914 г., был подарен Н. С. Большаковым для присоединения к Большаковскому собранию в Публичном и Румянцевском музеях. Собрание старопечатных кириллических книг Б. со временем перестало существовать; единичные экземпляры книг старой печати, принадлежавших в прошлом Б., можно сейчас встретить в фондах РНБ и РГБ. Судьба его коллекции икон не вполне ясна. Архив Б. не сохранился, отдельные материалы, относящиеся к антикварной фирме Большаковых, имеются в архиве Е. В. Барсова, в отделе письменных источников ГИМ, а также в нек-рых собраниях рукописных книг Москвы и С.-Петербурга. Лит.: Бессонов П. А. Тихон Федорович Большаков: [Некролог]//День. 1863. 30 дек. С. 21; То же//Из записной книжки А. П. Бахрушина. М., 1916. С. 117-122 [см. также С. 57-58]; Археологическая выставка в Москве: Собр. Т. Ф. Большакова. М., 1890; Иконников В. С. Опыт рус. историографии. К., 1890. Т. 1. Кн. 1. С. 844-845; 1892. Т. 1. Кн. 2. С. 1270, 1322, 1323 и др.; Георгиевский Г. П. Рукописи Т. Ф. Большакова, хранящиеся в имп. Московском и Румянцевском музее. Пг., 1915; Шибанов П. П. Антикварная книжная торговля в России//Книжная торговля. М.; Л., 1925. С. 203-204; он же. Полвека со старой книгой и ее друзьями//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1972. Сб. 24. С. 138-141; Травников С. Н. , Рыков Ю. Д. Собрание Т. Ф. Большакова (ф. 37)//Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1983. Т. 1. Вып. 1. С. 77-83; Заболотских Б. В. Книжная Москва. М., 1990. С. 80-82; Лабынцев Ю. А. Ставшие ее частью: Коллекции рус. библиофилов в главной кн. сокровищнице страны. М., 1990. С. 264-267, 271-272; Полунина Н. , Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. М., 1997. С. 55-58.

http://pravenc.ru/text/149709.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010