360 Немец: «У Московского вел. князя были тогда храмы в Риге, Ревеле и Дерпте, где русские купцы молились по воскресным дням. Лютеранство не оставило в покое этих храмов; напротив, в фанатизме неистово нападают на них и разрушают до основа­ния» ( Griefenthal . СЬгошс//Monumenta Livoniae Antiquae. Bd.V. Riga-Dorpat-Leipzig, 1835–1847). Фабриций, папистический священник Феллинский ок. 1610 г., говорит о фанатиках лютеранизма: «сожжены ими и Московские храмы в Дерпте, Ревеле, Риге и во многих других местах; они ограблены и истреблены» ( Dionysius Fabricius . Livonicae historiae compendiosa series//Scriptores rerum livonicarum. Bd. II. Riga-Leipzig, 1848). 361 Курбский A . M . История Иоанна Грозного//Сказания князя Курбского. Ч. 1 (далее – Курбский A . M . История Иоанна Грозного. – Ред.); Собр. л. 4, 310; Никон. л. 7, 307; Книга степенная. Ч. 2; Повесть о начале и основании Печерского монастыря 363 Повесть о начале и основании Печерского монастыря. Принц Бухау: «оставле­ны (в крепостях) Московские гарнизоны, построены храмы, как и во всех завоеванных местах обыкновенно поступает царь, и принесены благодарные молитвы за победы» (Scriptores rerum livonicarum. Bd. II. Riga-Leipzig, 1853). Летопись (Собр. л. 4, 316): «1565 г. июня 7 приходили литовские люди, воевали нового городка (Нейгаузена) уезда Преч. Богородицы деревню Вирста да Роживу мызу (Рауге) с деревнею Кючи (Коссе), – Растинских деревней (Раппину)». Ляхи, взявшиеся защищать немцев, нападали прежде всего на места, где русские водворились со своею верою. 367 Собр. л. 3, 164. 174. С 1570 г. игуменом Печерским был Савва, а с 1572 г. – Сильвестр (Толстой М. Святыни и древности Пскова; Собр. л. 3, 164). Иезуит Пос- севин: Vladicam, i. е. episcopum Dorpati imposuit (A. Possevinus. Livoniae commentarius Gregorio XIII. Rigae, 1852). 370 Повесть о начале и основании Печерского монастыря. Год страдальческой кончины неизвестен. Но 20 число февраля показано днем кончины Корнилия как в ркп. святцах, так в записях Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

362. Писания мужей апостольских. (Сведения, заключающиеся в них относительно церковного устройства и управления в послеапостольский век). А.А. Папков. а) 1-е послание Климента Римского к Коринфянам (93–95 гг.). 2-е послание Климента к Коринфянам (около 170 г.). Послание Варнавы (около 130 г.) 1911, I, 2, 269–296. б) «Пастырь» Ермы (около 140 г.) 1911, I, 3, 449–466. —34— в) Послания св. Игнатия Антиохийского и св. Поликарпа Смирнского (ок. 110–125). 1911, II, 5, 38–51. 363. К вопросу о компетенции судов государственного и церковного по преступлениям духовных и монашествующих лиц. Предисловие проф. Н.А. Заозерского к статье Еп. Саввы. 1911, I, 3, 549–555. 364. Какое значение имеет для церкви лишение священнического сана духовных лиц, когда таковое является последствием решения гражданского суда? Еп. Жичский Савва. 1911, I, 3, 555–560; 4, 737–753; II, 6, 381–398. 365. Важнейшие постановления собора 1667 года относительно благоустройства русской церковной жизни. Н.Ф. Каптерев. 1911, II, 5, 17–37; 6, 274–297. 366. Вопрос о подлинности церковных грамот, входящих в состав Новгородских летописей. А.В. Марков. I. Грамоты Всеволода Мстиславича и Всеволода Владимировича. 1911, II, 6, 361–367. II. «Правило законно» и разные редакции Устава Кн. Владимира. 1911, III, 9, 136–447. III. Церковный Устав Ярослава Мудрого. 1911, III, 10, 331–344. 367. Церковное землевладение в Новгородской области во второй половине XV в. и конфискация земель Иоанном III. А. Гневушев. 1911, II, 6, 368–380; 7–8, 560–566. 368. Отношение христиан к мирской власти. Объяснение Деян.4:19–20 и 5:29 в связи с Мф.22:15–21 ; Рим.13:1–10 ср. 1Пет.2:13–20 и 1Тим.2:2–4 , М. Д. Муретов. 1911, II, 7–8, 467–492. 369. Что есть православный приход и чем он должен быть? (Опыт канонико-юридического освещения приходского вопроса в рассуждениях Предсоборного Присутствия и периодической печати). Н. А. Заозерский. 1911, III, 11, 523–562; 12, 653–687. 370. Заметка о ведении точной записи рождений в метрических книгах. (По поводу статьи С. Григоревского, О метрических записях о рождении и крещении вообще и в частности о внесении в метрические книги записи о рождении и крещении внебрачных детей. «Церковные Ведомости» 42 – 1902 г.). Н.А. Заозерский. 1902, III, 12, 506–508.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. Православный катихизис. Париж, 1981. (Молитва Господня. Общественная и частная молитва. Молитва Иисусова. Православное богослужение. С. 139—144).     Антоний (Блюм), митрополит. Молитва и жизнь. Рига, 1992. – 95 c.     Антоний (Блюм), митрополит. Человек перед Богом. М., 1995. (Молитва: внимание и благоговение. С. 157—158. Путь молитвы. С. 189—191. О молитве Господней. С. 205—223. О молитве. – Ответственность и искренность. Святой Дух – Утешитель. Рассеянность. Молитвенное правило. Верность и убежденность. – С. 234—241. Семейная молитва. С. 276—277. Что питает молитву? С. 341—345. Молитва Церкви над усопшим. С. 361—363).     Антоний (Храповицкий), епископ. Полное собрание сочинений. Т. 2. СПб., 1910. (Значение молитвы для пастыря Церкви. С. 306—322).     Антоний (Храповицкий), митрополит. Учение о пастыре, пастырстве и об исповеди. Нью-Йорк, 1960. (Приготовление к пастырскому званию: молитва. С. 80 ...Значение молитвы для пастыря. С. 119—138).     Апраксин С. О посте и молитве. (Размышления уверовавшего врача). Киев, 1907. – 50 c.     Арсений (Минин), иеромонах. Беседа о молитве с присовокуплением некоторых молитвенных ко Господу Богу воззваний. М., 1908. – 34 с.     Бенескриптов Е.С. О посте и молитве О молитве Господней. СПб., 1847. – 59 с.     Беседы старого священника со своими духовными чадами о некоторых событиях и случаях, коим он сам был очевидцем, которые он сам испытал и о которых слышал от заслуживающих доверия лиц, близких ему по духу. (Автор «Бесед» священник Константин Ровинский († ок. 1942). Публикация Е. В. Апушкиной). М., 1995. (О молитве. Как надлежит молиться. О молитве по соглашению. О Таинстве Елеосвящения. Описание некоторых случаев, показывающих силу усердной молитвы, великое значение Таинств Покаяния и Причащения и других, ясно доказывающих Промысл Божий о нас и чудодейственную помощь как Творца, так и Заступницы нашей усердной Богоматери и святых угодников Божиих. Благодатная помощь по молитвам преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Об общении с умершими. С. 53—162).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 586 г. направленный в К-поль папский апокрисиарий Григорий (впосл. свт. Григорий I Великий , папа Римский) послал в Ватиканскую базилику св. Петра главу Л. Согласно хронике мон-ря св. Андрея ad clivum Scauri в Риме (древнейший список XII в.), он также привез из К-поля руку Л., к-рая была положена в ц. ап. Андрея близ собора св. Петра ( Godding. 2004. P. 149-150). В Падуе в бенедиктинском мон-ре Санта-Джустина также с древности почитались мощи Л. Предполагали, что они могли быть привезены туда либо в правление имп. Юлиана Отступника (361-363), либо в иконоборческий период. В базилике монастыря Санта-Джустина также хранится икона Божией Матери К-польской, к-рая, по местному преданию, была написана Л. и привезена в Падую вместе с его мощами (однако недавнее исследование деревянной основы показало, что икона создана между 1020 и 1170 гг.). В «Истории перенесения мощей апостолов Луки и Матфея из Константинополя в Падую» (между 1260 и 1280) повествуется, что во время уничтожений реликвий и икон при Юлиане Отступнике свящ. Урий, хранитель ц. св. Апостолов в К-поле, увез из столицы мощи апостолов Л. и Матфея. Он отправился на корабле в Италию, сначала достиг островов Венецианской лагуны, затем прибыл в Падую и передал мощи мон-рю Санта-Джустина. Нек-рое время они хранились в базилике, но из-за вражеских нашествий (скорее всего во время нападения венгров в 899) были скрыты на расположенном рядом кладбище, к-рое было разрушено землетрясением 1117 г. Согласно «Сказанию об обретении мощей мц. Иустины, ап. Луки и ап. Матфея», эти реликвии были обретены 14 апр. 1177 г. Свинцовый саркофаг с мощами Л. был обнаружен на месте раннехрист. мартирия (на мраморной сени VI в. сохр. лат. надпись: «На этом месте помещены мощи святых апостолов»). Этот саркофаг представляет собой прямоугольный ящик длиной ок. 2 м, без декора, за исключением розетки звездчатой формы с 8 лучами, помещенной на одной из его коротких сторон. Опознание останков как мощей Л. было сделано на основании изображений на саркофаге символов евангелиста - тельцов (не обнаружены при исследовании в 1998, дальнейшее изучение показало, что первоначальная крышка утрачена, а новая изготовлена в эпоху Ренессанса) и надписи с именем святого, нанесенной на внутреннюю сторону саркофага.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Иларион собрал вокруг себя мн. учеников, к-рые подвизались в отдельно стоящих в пустыне кельях (блж. Иероним называет их мон-рями). Монахи по примеру учеников прп. Антония жили недалеко от своего духовного отца, не составляя общежития или лавры. Впосл. у этой группы иноков, вероятно, появился какой-то центр, т. к. в Житии прп. Илариона говорится о разрушении мон-ря при имп. Юлиане Отступнике (361-363) и о его последующем восстановлении (Ibid. 33-34). По мнению Хиршфельда, мон-рь находился близ совр. дер. Дейр-эль-Балах (Монастырь пальм), а материалом для келий отшельников служили пальмовые ветви и сырцовый кирпич ( Hirschfeld. 2004. P. 67-69). Согласно др. гипотезе, мон-рь находился в Телль-Умм-эль-Амр близ сел. Дейр-эль-Нусейрат в 10 км от Газы. В 1997-2001 гг. здесь был раскопан крупный монастырский комплекс, возникший в IV в. На полу храма над местом расположения небольшой крипты-склепа была обнаружена мозаичная надпись: «Молитвами и заступничеством св. отца нашего Илариона помилуй нас. Аминь» ( Elter, Hassoune. 2005). Хиршфельд отождествлял руины Дейр-эль-Нусейрат с мон-рем аввы Серида, ученика прп. Варсонофия Великого. На 65-м году жизни (ок. 354) прп. Иларион, устав от беспрерывного потока посетителей и желая уединения, покинул Палестину и после долгих скитаний (в Египте, Сирии, Сицилии и Далмации) скончался на о-ве Кипр в 371 г. Исаия Газский, «отец монахов», как его называет Иоанн Руф ( Ioan. Ruf. Pleroph. 73), начал монашескую жизнь в Скиту. После 431 г. он поселился в Бейт-Дальте возле Газы и проводил жизнь затворника, сообщаясь с внешним миром через своего ученика пресв. Петра Египтянина. Вскоре вокруг его кельи сложилась община ( Zach. Rhet. Vita Isaiae monachi//CSCO. 1907. T. 7. P. 9). Некоторые из учеников Исаии подвизались в отдельных кельях в сел. Капарбиана недалеко от Газы ( Ioan. Ruf. Pleroph. 96). Исаия был довольно образованным человеком, сведущим в античной философии, т. к. софист Эней Газский советовался с ним по поводу толкования сложных мест в сочинениях Платона, Аристотеля и Плотина.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Народная мудрость гласит: «Великий пост всем прижмет хвост», «Пришли редька да хрен, да книга Ефрем» (во время великопостных Богослужений читались поучения преподобного Ефрема Сирина , IV век). В наше время, в силу секулярного сознания или протестантствующего отрицания, или просто в силу человеческой лени и небрежения о своем духовном состоянии, посты с легкостью начинают «отменять». Объясняют это также трудностью их соблюдения: как можно-де отказаться самому от мяса, сала, колбасы, яиц, масла? До недавнего времени «помогала» нам в этом отношении и атеистическая пропаганда, говорившая о вредности постов для здоровья. Между тем, трудно сделать только первый шаг. Но его можно и нужно сделать, если мы думаем о духовном возрождении нашего общества, нашей семьи, каждого человека. Можно привести слова, адресованные автору в письме недавно пришедшего в Церковь человека: «Вот впервые я выдерживаю пост, и все, все это благодаря Богу». Вспомним слова Христа Спасителя: «Иго бо мое благо и бремя Мое легко есть» ( Мф.11:30 ). Трудности первых шагов соблюдения поста неминуемы, но их покроет любовь, о чем говорит апостол Павел: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не унижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» ( Рим. 14:1–3:6 ). Триодная память мученика Феодора Тирона В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона († ок. 306; пам. 17 февр.) 42 . Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону. В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане отступнике (361–363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках. Таким образом постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь «архиерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронскаго чина, Тирона именуема» 43 . Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, «сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом» 44 . Благодаря этому верующий народ был избавлен «невредимо от врага и преступника коварства» 45 . Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. «Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем» 46 . Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона в православном календаре появилась также и триодная память ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Несчастный, я не помнил, что Бог испытывает ум и слушает голос души; впал я в грех и говорил себе: «Бог сострадает, и Он поддержит меня». И, так как я не был тотчас же сокрушен, я не перестал, но еще больше презрел прощение и растратил великодушие Божье. VI. К (Евангелию) от Матфея В (Евангелии) от Матфея Господь говорит предавшему Его: " Ты поцелуем предаешь Сына Человеческого!» Мученик и Александрийский епископ Петр, толкуя это, говорит вот что и (далее) этому подобное: «Все знаки, сколько Он их подал, и (выражения) силы показывают, что Он был вочеловечившийся Бог; и то и другое показывает, что Он был Бог по природе и стал Человеком по природе». Триодная память мученика Феодора Тирона В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона († ок. 306; пам. 17 февр.). Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону. В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане Отступнике (361–363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках; таким образом, постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь «архиерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронского чина, Тирона именуема» 187 . Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, «сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом» 188 . Благодаря этому верующий народ был избавлен «невредимо от врага и преступника коварства» 189 . Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. «Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем» 190 . Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона появилась в православном календаре также и триодная память ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

От древнейшего храма, стоявшего в долине у Неопалимой Купины и описанного путешественниками IV в., не осталось ничего. Нет оснований приписывать строительство храма равноап. Елене. Также нет оснований приписывать ей строительство носящей ее имя башни. Прп. Иулиан (Савва) Осроенский, посетивший Синай при имп. Юлиане (361-363), о башне не упоминает. Егип. отшельник Аммоний (между 373 и 381) первый писал, что в ней обитатели мон-ря прятались от разбойников. Александрийский патриарх Евтихий (933-940) отмечал наличие башни IV в. внутри мон-ря. Ее можно отождествить с сохранившейся в перестройках башней, стоящей против юго-зап. угла базилики. Она сложена из необработанных гранитных блоков и напоминает постройки близлежащего епископского центра Фарана IV-V вв.; т. о., архитектурные данные подтверждают ее возведение до эпохи Юстиниана. Синайский требник. XI в. (Sinait. slav. 38 b 1/N. Fol. 1) Синайский требник. XI в. (Sinait. slav. 38 b 1/N. Fol. 1) Существующий ныне кафоликон посвящен Преображению Господню (о чем свидетельствует мозаика в его апсиде), однако Прокопий Кесарийский ( Krautheimer. 1986. P. 490-491) и др. источники, в т. ч. Commemoratorium de Casis Dei (ок. 808; Pringle. 1998. P. 51), содержат сведения о его посвящении Пресв. Богородице. Согласно храмозданным надписям, сохранившимся на 3 досках обшивки поперечных балок перекрытий, кафоликон был построен имп. Юстинианом после смерти в 548 г. имп. Феодоры; строителем главного нефа был Стефан из Айлы. Начала Евангелия от Иоанна. Араб. рукопись. IX в. (Sinait. arab. New Finds. 14) Начала Евангелия от Иоанна. Араб. рукопись. IX в. (Sinait. arab. New Finds. 14) Здание (20 ´ 34 м) построено из гранитных блоков. Это 3-нефная базилика с апсидой, разделенная на нефы рядами по 6 колонн; у зап. стены каждый ряд дополнен полуколонной. На колонны опираются арки, над каждой расположено окно. Боковые нефы освещены одним рядом окон. Кровля деревянная, стропила в наст. время закрыты навесным потолком XVIII в. Фасады зоны клеристория главного нефа завершены треугольными фронтонами.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Патримонио (Patrimonio Salvator; 1849-?) – французский консул в Иерусалиме в 1873–1881 гг. 356 Фр. ‘посол Республики – старшей дочери Церкви’. («Старшей дочерью Католической Церкви» называли Францию). 359 Никифор – митрополит Севастийский, позже Петро-Аравийский. Епитроп патриаршего престола. Друг и помощник Антонина. Жил в Горнем, в доме своей герондиссы, монахини Марии (Гладкой). Освятил храм в Горнем (30 марта 1883 г.). 361 Иерофей I (ок. 1815–1882) – Патриарх Иерусалимский (с 5 мая 1875). Грек по происхождению, Настоятель Святогробского подворья в Смирне (Измире). На момент избрания в патриархи состоял в сане архимандрита. 362 Лермонтов Сергей Дмитриевич (?–1889) – член-учредитель Православного Палестинского Общества (1882), помощник Секретаря ППО (1884); казначей Общества (1884–1889). Паломник в Иерусалиме в 1880 г. 363 Нелидов Александр Иванович (1835–1910) – дипломат. Окончил Кишиневскую гимназию с золотой медалью. Окончил факультет восточных языков и юридический факультет Санкт- Петербургского университета с золотой медалью. С ноября 1855 в Азиатском департаменте МИД. Младший секретарь миссии в Греции (1856–1861), в Болгарии (1861–1864, старший секретарь 1864–1869). Старший секретарь посольства в Вене (1869–1874). Советник посольства в Константинополе (1874–1877). С 1882 – управляющий посольством в Константинополе, а с 15 июля 1883 – посол в Константинополе. Создатель Русского Археологического Института в Константинополе (1894). С 1897 – посол в Риме, с 1903 – посол в Париже. 364 Максимов Виктор Александрович – дипломат, востоковед. Окончил С.-Петербургский университет (1859). Был командирован в Турцию для изучения языка (1863–1866). Преподаватель университета (1867). Переведен на службу в МИД и направлен в Константинопольское посольство (1867). Управляющий консульством в Иерусалиме (сентябрь 1883 – февраль 1884), консул в Трапезунде (1884–1887), консул в Иерусалиме (1889–1891). 365 Никодим (в миру Николай; ум. 1910) – Патриарх Иерусалимский (1883–1890). Архимандрит, драгоман Иерусалимской Патриархии (1873–1874), настоятель Иерусалимского подворья в Москве (1877–1883); с 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Соф. 1065 . Требник. Последняя четверть XVI в 4°. 181 л. Верхняя крышка переплёта и начало рукописи отсутствуют. Нижняя часть л. 1 утрачена. Филиграни: 1) Виноград с литерами DCG, вид: Брике, 13194 (1581–1603 гг.); 2) Nicolas Lebe, вид: Лихачёв, 2890 (ок. 1575 г.); 3) Виноград с литерами DG. не отожд. Содержание: л. 1–34 об. – чин исповеди (начало утрачено); л. 1 – вопросник вельможам (начало утрачено) (В-Калик. 1); л. 1–3 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 1065 , сохранился фрагментарно); л. 3 об.–4 об. – поновление мужчинам; л. 5–8 – поновление; л. 8–13 об. – поновление; л. 13 об.–21 об. – поновление «исповедание скитское»; л. 22–23 – вопросник священникам (Основная редакция): л. 23–26 об. – поновление священникам; л. 26 об.–28 об. – поновление мирянам; л. 28 об.–29 об. – поновление вельможам. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 197–198, 220–222 (поновление, л. 5–8; поновление «скитское», л. 13 об.–21 об.). Соф. 1073 . Требник. Рубеж XV –XVI вв. 4°. 231 л. Филиграни: 1) Литера Р с цветком, близкий: Пиккар IV, XII, 274 (1497 г.); 2) Литера Р с цветком, вид: Пиккар IV, VII, 523–524 (1506–1510 гг); 3) Литера Р, тип: Пиккар VI, VII. 569, 571–572 (1504–1506 гг.); 4) Лилия, не отожд.; 5) Литера Р с короной, тип: Пиккар IV, XVI, 358–363 (1493–1497 гг.); 6) Голова быка, вид: Пиккар II, XIII, 146 (1482– 1484 гг.); 7) Щит, не отожд. Запись: оборот верхней крышки переплёта – «...церкве Преображения Господня» (нрзб.). Содержание: л. 13–29 – чин исповеди (без начала); л. 17 об.–18 – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 18–19 – вопросник мужчинам (М-Соф. 1073); л. 19–19 об. – поновление; л. 19 об. – вопросник женщинам (Ж-Чуд. 5); л. 20–20 об. – поновление (без начала); л. 20 об.–22 – поновление мирянам; л. 22 об.–23 – поновление; л. 25–27 об. – поновление священникам-бельцам (без конца). Соф. 1088 . Требник. Первая четверть XVI в 8°. 368 л. Филиграни: 1) Голова быка с крестом и змеёй, вид: Пиккар II, XVI, 191 (1507–1511 гг.); 2) Голова быка с крестом и змеёй, с монограммой-подвеской, вид: Пиккар II, XVI, 441 (1506–1509 гг.); 3) Голова быка, тип: Пиккар II, XVI, 222 (1510–1523 гг.); 4) Голова быка, тип: Пиккар II, XVI, 223 (1510–1523 гг.). Записи: л. 5–8 «192-го марта в 12 день сии Требник сьписан и взят Остреченского (?) погоста Шокшинскои пятину Николского попа Антония Феофанова» (нрзб.). Рукопись «отреставрирована»: надорванные листы сшиты сложенными вдвое листочками с текстом скорописью XVII в. Содержание: л. 51 об.–72 – чин исповеди; л. 55–68 – поновление инокам; л. 72 об.–82 чин –исповеди священникам; л. 72 об.–75 – вопросник священникам (Св-Печ. тр); л. 75–81 – поновление священникам; л. 82 об.–87 об. – чин исповеди вкратце; л. 85 об.–87 – поновление; л. 87 об.–90 об. – чин исповеди инокам; л. 87 об.–90 об – поновление инокам; л. 358–360 – вопросник мужчинам (М- Соф. 839 ); л. 360–361 об. – вопросник женщинам (Ж- Соф. 839 ). Издание: Алмазов. Т. 3. С. 147–148, 160–161 (М- Соф. 839 и Ж- Соф. 839 в разночтениях).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010