Еще определеннее о скором наступлении конца говорится в изречении ( Мк. 9:1 ): «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Это таинственное слово Иисуса Христа подвергалось многочисленным обсуждениям и толкованиям. Буквально понятое, оно говорит о том, что некоторые из свидетелей земной жизни и деяний Иисуса Христа станут также свидетелями пришествия Царствия Божия как изменения всего мирового порядка. Видимым образом, понятое так, это предсказание не сбылось. Это вызвало ряд не буквальных, иносказательных толкований этих слов. В новое время Р. Бультман предполагал, что этим словом некий раннехристианский пророк желал утешить церковь в отсрочке, промедлении парусии: мол, по меньшей мере некоторые из живущих христиан еще встретят наступление нового века. Однако из истории ранней церкви известно, что ученики Иисуса Христа страдали не от промедления парусии. Их, скорее, тревожило то, что, несмотря на обетования, среди них умирали их близкие. Вопрос об этом обсуждается уже в самом раннем из посланий Нового Завета, в ( 1Фес. 4:13–18 ). При этом Апостол Павел ссылается на «слово Господне», согласно которому «живущие, оставшиеся до пришествия Господня» не будут иметь преимущества перед усопшими ( 1Фес.4:15 ). Также и контекст ( Мк. 9:1 ), равно как и его более поздний аналог в ( Ин. 21:23 ), имеют в виду этот вопрос о смерти. Эти места примыкают к словам о крестном последовании. То есть, если это – слово утешения, то смысл его в том, что некоторые ученики Иисуса Христа будут избавлены скорым пришествием Царствия Божия от той чаши, на которую указывается сыновьям Зеведеевым ( Мк. 10:38 пар.). Так пророчество Иисуса Христа может отражать Его ситуацию. Однако, неисполнение буквально понятых слов доставляло церкви чем дальше, тем больше трудностей в их толковании. То же самое относится и к ( Мф. 10:23 ): «истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий». Что означает «успеть обойти города Израилевы»? С какой целью? Контекст ( Мф. 10 ) говорит о христианской миссии. Но возможно, изначально слово о скором пришествии Сына Человеческого мыслило не столько о миссии, сколько о бегстве учеников, на что указывает ( Мф. 10:23 ): «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой». Ученикам дается утешительное обетование: когда их будут преследовать, они до конца будут находить прибежище в городах Израиля. Это слово также хорошо отвечает ситуации земного служения Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга ; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:34-35)   Поздний вечер. Возвращаюсь домой после вечернего богослужения. От автобусной остановки иду к своему подъезду мимо многочисленных многоэтажек и с грустью замечаю, что теперь на всех подъездах установили железные двери с кодовыми замками, на первых этажах многих окон стоят фигурные решетки. Раньше подобную картину можно было видеть только на магазинах или финансовых учреждениях, а теперь привычный облик современного городского дома. И вспомнилась почему-то небольшая деревушка, в которой работали в студенческом стройотряде после окончания 3-го курса института. Поселили нас, пятерых студентов, к старенькой бабушке Евдокии Захаровне. Она нас по утрам будила, чай согревала, все вздыхала о том, что отдыхаем мало. Позавтракав, мы шли на наш строительный объект, а она выгоняла свое маленькое стадо овец и коз на ближайший луг. Уходя, дверь подпирала метелкой. И кто-то из нас однажды спросил: «Баба Дуся, не страшно дом без запора оставлять? Может, закрыть хоть на маленький замок от лихого человека?» Она сразу как-то виновато запричитала: «Что ты, что ты! А вдруг соседи подумают, что от них запираюсь, обидятся, поди. Нет уж, пусть так стоит, под охраной метлы.» Умела баба Дуся любить людей, умела «..а вдруг обидятся».   А мы никого не боимся обидеть: замки, заборы, злые собаки, охрана, сигнализация. Слишком много стало лихих людей, не умеющих любить ближнего. Главная заповедь «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15;12) - такую заповедь оставляет нам Христос. Что же с нами происходит? Куда уходит от нас ЛЮБОВЬ? Как же не боимся заповедь нарушать? Помню, конечно, помню и другие слова из Евангелия: «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24;12) Но почему пришли беззакония, почему пришли соблазны? Почему мы, зная об этих пророчествах, ничего не предпринимаем? В чем причина нашей теплохладности? Что нужно сделать, чтобы вернуть духовные силы и научиться любить?

http://pravoslavie.ru/37867.html

Земледелие есть основание культуры и цивилизации. Потому в древнее время оно даже считалось священным занятием; тем более, что в произрастании зерна есть некая тайна. Земледелец должен внимать этой тайне и поучаться у нее, и, вообще, поучаться у природы, с которой он находится в самых близких отношениях. Невидимое Его, вечные силы Его и Божество, от создания мира, чрез рассматривание творений видимы ( Рим. 1:20 ). Взгляните на птиц небесных, они не сеют, не жнут, не собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? ( Матф. 6:26 ). Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон, во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (28–30). В то же время земледелец непосредственно призывается к порядку и постоянству, как основному условию нравственной деятельности. Быть консервативными – это естественная добродетель земледельцев. Столь же сильно земледельцы придерживаются религиозности, зная, что судьба их посевов находится в руках Божиих. Насаждающий есть ничто, все есть взращающий Бог ( 1Кор. 3:7 ). Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний или поздний ( Иак. 5:7 ). Земледелец научается надежде на Бога и терпению. В то же время он побуждается к молитве. Наконец, земледельцам свойственен простой образ жизни. Потому и одежда его не зависит от моды. Земледелец находится в самых близких отношениях с домашними животными и потому старается относиться к ним заботливо. Праведник печется о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко ( Притч. 12:10 ). После отмены крепостного права, крестьяне получили важные личные права, но, к сожалению, среди них распространились серьезные пороки: пьянство, разврат, плутни и сутяжничество, кулачество и мироедство. На очереди у них освобождение от этих пороков. В близких отношениях с крестьянами живут и крупные землевладельцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Зрение мое истощилось от горести, и, как трава, изсохло сердце мое, и я забыл есть хлеб мой, уподобился горлице пустынной, не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле ( Пс.101:5–8 ). Посему и сказано, если у кого не достанет терпения: мужайся, да крепится сердце твое, и потерпе Господа ( Пс.26:14 ). Ибо терпящий Господа окрылатеют, – как сказано, – аки орли, потекут и не утрудятся ( Ис.40:31 ). Так возглашает и апостольское слово: будьте долготерпеливы, ибо вот и земледелец ждет желанного плода от земли, и для сего терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний ( Иак.5:7 ). Значит, всякому подвижнику должно иметь пождание, – как говорят отцы, иначе сказать, – терпеливое ожидание желаемых благ, нужно всегда молиться и не унывать ( Лк.18:1 ). Богопротивная сила, или, как именуется в Писании, дух сопротивления, который привлекает и порабощает нас злу, не тотчас нас оставляет, но, видя наклонность нашу ко греху, долго иногда борет наши души и озлобляет нас. Указывая на злобу врага сего, апостол говорит: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, ища кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). И мы, как имеющие борьбу не с плотью и кровью, но с духами злобы поднебесной ( Еф.6:12 ), будем, по слову апостола, всякою молитвою и прошением молиться во всякое время духом, и стараться о сем со всяким постоянством ( Еф.6:18 ). Ибо сей род, как Господь сказал, указывая на силу бесовскую, изгоняется только молитвою и постом ( Мф.17:21 ). Чтобы мы никогда не ослабевали в молитве и не унывали, но были благонадежны во спасении, Писание говорит нам: приблизилось Царствие Божие; се Судия пред дверьми стоит ( Иак.5:9 ). Уже при нас находится Освободитель душ наших, который и говорит: се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною ( Откр.3:20 ). Значит, Господь ожидает Сам, кто послушается Его советов и отвергнет от сердца все богопротивное, возненавидит мир во зле лежащий, и когда произойдет эта перемена в человеке, и прилепится ум и сердце его ко Господу, тогда будет един дух с Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

И если вы будете повиноваться заповедям моим, которые я заповедаю вам ныне – будете любить господа бога вашего всем сердцем и всею душою, – то я буду посылать земле вашей дождь благовременный, дождь ранний и поздний, и соберешь ты, (Израиль), свой хлеб, вино свое и масло свое; и дам скоту твоему траву в поле твоем, и ты будешь есть его и насытишься. Берегитесь, чтобы не впало в обман сердце ваше, и чтобы не отклонились вы от господа и не стали служить и молиться богам другим. Ибо возгорится на вас гнев господа, и заключит он небо, так что не будет дождя, и земля не даст плодов своих, и исчезнете вы скоро с прекрасной земли, которую господь даст вам». Эта молитва , – отрывок из закона – читалась в начале каждой общественной молитвы; каждый иудей три раза в день должен был повторять их; пергаментные свитки, на которых была написана эта молитва, привешивались каждым ревностным иудеем в особых ящичках к воротам дома и в особых трубочках привязывались к левой руке и к середине лба кожаными ремешками. А когда за богослужением выступал ученый проповедник, книжник – раввин, он повторял без устали те же увещания. „Каков правильный путь, который должен избрать себе человек? (Делать) все, что есть слава тому, кто делает это, и приносит ему честь от людей. Будь внимателен к легкой заповеди, как к трудной, ибо ты не знает награды за исполнение заповеди; сопоставляй убыток, который ты получишь от исполнения заповеди, с наградой, и прибыль, которую ты получишь от греха, с наказанием; наблюдай три вещи, и ты не впадешь в грех: помни, что над тобою око, видящее и ухо слышащее, и что все дела твои записываются в книгу”. „Любим у бога человек, ибо он создан по образу его; любимы израильтяне, ибо они названы сынами бога; любимы израильтяне, ибо им дано сокровище, которым создан мир, как сказано: я преподал вам доброе учение, не оставляйте закона”. „Семь родов казней приходят на мир за семь родов прегрешений: если одни отделяют десятину, а другие не отделяют, то приходит голод от засухи, так что одни голодают, а другие сыты; если перестанут совсем отделять десятину, то приходит голод от военных бедствий и от засухи; если перестанут давать жертву от закваски, то приходит голод все истребляющий; чума приходит в мир, если суду не преданы преступления, достойные смерти, о которых говорит закон, и если (не отделяют) плодов седьмого года; меч приходит в мир за медленное судопроизводство, за кривой суд и за (грех) тех, кто учит закону несогласно с преданием; дикие звери приходят на мир за ложные клятвы и за осквернение (божьего) имени; изгнание приходит на мир за идолопоклонство, блуд, пролитие крови и за несоблюдение отдыха на земле”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им . Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них ( Лк.24:30-31 ). Тут совершилось сразу два чуда. Первое чудо: они узнали Христа. Подобное, хотя и по-разному, происходит со многими христианами. На определенном этапе своих духовных исканий они в жизни духовным образом становятся лицом к лицу с Неведомым Богом и узнают в Нем своего Бога и своего Спасителя. Иногда это событие происходит очень резко и решительно, иногда созревает годами и происходит постепенно. Лука и Клеопа узнали Учителя и тут произошло второе чудо: Он стал невидим для них. Воскресший Христос был в обновленном Воскресением Теле. Теперь Оно могло быть независимым от земных законов природы. Ни своды гробовой пещеры, ни стены, ни закрытые двери не представляли для Него никакого препятствия. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? ( Лк.24:32 ). Только теперь Лука с Клеопой поняли умом, что их сердца уже давно узнали Господа и ответили на это радостным горением. Именно так обычно верующие люди и чувствуют близость Господа. В сердце водворяется мир и любовь к окружающим. Если же сердце горит, а в нем нет мирного духа и любви, то такое состояние никакого отношения к Богу не имеет. Теперь они не могли больше заниматься своими земными делами. Возникла жгучая потребность поделиться с друзьями апостолами тем откровением о Воскресении Христа, которое они получили от своего Божественного Учителя. И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба ( Лк.24:33-35 ). Ужин остался нетронутым. Несмотря на поздний час и темноту, ноги быстро несли Луку и Клеопу в Иерусалим. Они спешили возвестить другим ученикам свою радость: «Христос Воскрес! Он победил! Он подлинный Мессия, на Нем сбылись ветхозаветные пророчества!»

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

«И подняв руки Свои, – повествует Св. Евангелие, – благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. А они поклонились Ему» ( Лк. 24: 50, 51 и 52). Руководясь, конечно, сими примерами, и теперь добрые пастыри напутствуют благословением своих пасомых, любящие отцы и матери – своих детей, искренние родные – своих присных, когда разлучаются друг с другом на время или навеки. И я, недостойный пастырь ваш, водясь сим св. обычаем праотцов, отцов, братий моих и Самого Первопастыря нашего Иисуса Христа, оставляя сей храм и разлучаясь с вами, приемлю дерзновение, сим последним моим словом, по силе данной мне благодати священства, преподать всем вам предстоящим здесь и по благословной вине отсутствующим братиям и чадам моим о Господе небесное благословение. Благословение Господне на вас, Того благодатью и человеколюбием, да пребудет на вас всегда, ныне и присно, и во веки веков! Да благословит вас Господь от Сиона, и да узрите вы благая Иерусалима во вся дни живота вашего! Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами! Именем Господним, именем Святой Троицы благословляю тебя, оставляемая мною паства: да будешь ты – скажу словами Боговидца Моисея – благословенна в городе и благословенна в поле. Да будет благословен плод чрева твоих жен и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих овец. Да будут благословенны житницы твои и кладовые твои. Да будешь ты благословенна при входе твоем и благословенна ты при выходе твоем. Да откроет тебе Господи добрую сокровищницу Свою – небо, чтобы оно давало земле твоей дожди, и ранний, и поздний, и чтобы были счастливы все дела руки твоих. Да сделает тебя Господь хвалою, а не бесчестием в сонме других паств; да не будешь ты лежать внизу – в рове погибели, а станешь и утвердишься на высоте нравственной, на высоте доброй жизни, чтобы и соседние приходы, видя, что на тебе имя Божие, благословение Господне – подражали тебе, уважали тебя, прославляя Благословляющего тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И сказал ему Иисус: « Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ». Христа распяли в полдень. Палило солнце. Распятые изнемогали от жары, жажды, болей, томления сердца и потери крови. Тогда воины, напитав губку уксусом и наложив ее на трость, подносили к устам Распятого, чтобы утолять Его жажду. Полуденный жар стал утомлять и толпу; некоторые начали расходиться. Но к кресту в это время приблизились близкие Иисуса. Подошли и стали у подножья креста «Матерь Его и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина». Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: «Жено, се Сын Твой». Потом говорит ученику: «Се Матерь твоя». Ученик этот, конечно, был апостол Иоанн. С этого времени он взял к себе в дом Пречистую Деву и заботился о Ней до конца Ее земной жизни. Прошло уже около трех часов, как Христос изнемогал на кресте. Народ приходил и уходил с Голгофы. Проходящие иудеи и иностранцы внимательно читали надпись на кресте и делали свои замечания. Одни хулили Иисуса, другие содрогались, видя страшные муки Распятого. Первосвященники были недовольны надписью на кресте и пошли к Пилату просить: «Не пиши – Царь Иудейский, но что Он Сам называл Себя Царь Иудейский». Но Пилат отказался изменить надпись: «Что я написал, то написал», – ответил он иудеям. Как всякий слабовольный человек, уступив в главном вопросе, т. е. в казни невинного Иисуса Христа, здесь он решительно настаивал на второстепенном. Враги Христа неотлучно находились на Голгофе, а друзья, вероятно, были где-нибудь поблизости и в горе переживали страшный конец своего Учителя. Но вот стало смеркаться. Это было странно, потому что час еще был не поздний и солнце стояло высоко в небе. Темнота стала сгущаться, солнце заслонил густой мрак и вдруг наступила совершенная тьма. «Было уже около шестого часа дня», – свидетельствует апостол Лука, «и сделалась тьма по всей земле до часа десятого» ( Лк. 23:44 ). Стало темно как ночью, так что по свидетельству историка Евсевия , на небе появились звезды 42 . Кругом воцарилась немая тишина. Толпы народа в смущении и страхе стали расходиться с Голгофы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иер. 5 :11. Ибо дом Израилев и дом Иудин поступили со Мною вероломно, говорит Господь. Иер. 5 :12. Солгали Господу своему и сказали: этого не будет 126 , и на нас не придут бедствия: ни меча, ни голода не увидим. Иер. 5 :13. Пророки наши были ветром и слова Господня не было в них, так будет с ними. Иер. 5 :14. Посему так говорит Господь сил: за то, что вы говорите такия речи, вот Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а народ этот деревьями, и он пожрет их. Иер. 5 :15. Вот Я наведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный 127 , народ древний 128 , языка коего ты не знаешь 129 (не поймешь, что он говорит) 130 . Иер. 5 :16. Колчан 131 его, как открытый гроб. Все они — сильные, и поедят жатву вашу Иер. 5 :17. И хлебы ваши, и съедят сыновей ваших, и поедят овец ваших и тельцов ваших, и поедят виноград ваш, и смоквы ваши, и маслины ваши, и разрушат мечем города ваши укрепленные, на которые вы надеетесь. Иер. 5 :18. Однако в те дни, говорит Господь, не истреблю вас совершенно. Иер. 5 :19. И если скажете: за что Господь Бог наш делает с нами все это, то отвечай им: так как вы оставили Меня и служили богам чужим в земле вашей, то так же послужите богам 132 чужим в земле не вашей. Иер. 5 :20. Возвестите это дому Иакова и да будет услышано в доме 133 Иудином (говоря) 134 . Иер. 5 :21. Выслушай это, народ глупый и неразумный 135 ; у которого есть глаза, а не видят, есть уши, а не слышат 136 . Иер. 5 :22. Меня-ли не убоитесь, говорит Господь? или Лица Моего не устыдитесь? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого оно не перейдет; взволнуется, но не пересилит, зашумят волны его, но не переступят его. Иер. 5 :23. А у народа сего сердце непослушное и непокорное: они уклонились и отошли. Иер. 5 :24. И не сказали в сердце своем: будем бояться Господа Бога нашего, дающого нам дождь ранний и поздний, сообразно времени совершения жатвы! 137 , сохраняющого все 138 нам 139 . Иер. 5 :25. Беззакония наши отвратили это и грехи наши удалили это доброе от нас.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Израильтянам через пророка Бог обещал, если они будут соблюдать Его заповеди: «Он… будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний… И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком» (Иоил. 2: 23, 24); для нас это обещание обращено в противоположную сторону, скорее нас постигло проклятие Иеремии (Моисея): «И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью» (Втор. 28: 23), обозначающего угрозой этого слова совершенную сухость и недостаток воды, Разве это сейчас не исполняется над нами? Земля, расколотая засухой и как бы окаменевшая, уничтожила труд земледельцев: не позволяет на себе ни орать, ни копать; посевы, немного проросши и дав хорошие надежды, высохли и пропали прежде, чем зачаться колосу. Остались только ростки виноградных лоз и насаждений, но и они проявляют могущую быть скоро чахлость. Таков плод грехов, таковы жертвы нечестия, – за то, что мы не пошли по путям Бога, но порабощены дурными делами: друг другу завидуем, презираем меньших, желаем насытиться чужим, радуемся неудаче соседа, поедаем друг друга ябедой, предаемся в рабство неленостным страстным желаниям, сделавшись, как «откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого» (Иерем. 5: 8), как говорит Писание, и волками хищными, и злопамятными, как верблюды, не милуем бедных, не сострадаем неудачникам, не заботимся о церковных собраниях, пренебрегаем святыми, не почитаем памяти их, бегаем исповедничества, будучи рабами как бы горячечного безумия. Священники стали худым примером для народа: надмеваются, злопамятствуют, враждуют, злоумышляют, пристрастничают, не обличают и не исправляют падающих, но сообщаются с ними в неправде своим молчанием, как древний тот Илий. Миряне, оставив свое, стараются каждый взвешивать священническое, и быть судьями неумолимыми. Разве не истину я говорю? Не исполнен ли наш город этих зол? Не ежедневно ли я об этом свидетельствую? Не трудился ли я, крича, что нужно удерживаться от клятв? Не говорил ли я раньше, что Господь не оставит без внимания, что священное Евангелие так пренебрегается, и бесстыдно, нагло держится корыстолюбивыми руками?

http://pravmir.ru/o-zasuxe-nebesa-tvoi-s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010