Язык и стиль сочинения отражают образованность и лит. вкусы автора, к-рые проявляются не только в использовании изысканной композиции, но и в обильном цитировании святоотеческой и античной лит-ры. В рассказе Н. М. органично сочетаются изречения святителей Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Александрийского и аллюзии на произведения Гомера, Фукидида, Ахилла Татия и Диона Хрисостома. Соч.: Vita S. Theoctistae//ActaSS. Nov. T. 4. P. 224-233; Westerink L. G., ed. Nicétas Magistros: Lettres d " un exilé (928-946). P., 1973 (рец.: Каждан А. П.//ВВ. 1977. Т. 38. С. 229-231); Holy Women of Byzantium: Ten Saints " Lives in English Translation/Ed. A.-M. Talbot. Wash., 1996. P. 95-117. Лит.: PMBZ, N 25740; Delehaye H. La vie de St. Théoctiste de Lesbos//Byz. 1924. Vol. 1. P. 191-200; Kazhdan A. Hagiographical Notes//BZ. 1985. Bd. 78. S. 49-55; Flusin B. L " Hagiographie monastique à Byzance au IXe et au Xe siècle//RBen. 1993. Vol. 103. P. 31-50; Ευθυμιδης Σ. Νοερο και πραγματικο ταξιδιτες στο Βυζντιο του 8ου, 9ου και 10ου αινα//Βυζαντιν. 1999. Τ. 20. Σ. 155-165; Mullett M. E. In Peril on the Sea: Travel Genres and the Unexpected//Travel in the Byzantine World: Papers from the 34th Spring Symposium of Byzantine Studies, Birmingham, April 2000/Ed. R. Macrides. Aldershot; Burlington, 2002. P. 259-284; Pratsch Th. Zur Herkunft des Niketas Magistros 870 - frühestens 946/947) aus Lakonien//Byz. 2005. Vol. 75. P. 501-506; Jazdzewska K. Hagiographic Invention and Imitation: Niketas " «Life of Theoktiste» and Its Literary Models//GRBS. 2009. Vol. 49. P. 257-279; Nilsson I. The Same Story, but Another: A Reappraisal of Literary Imitation in Byzantium//Imitatio-aemulatio-variatio: Akten des intern. wiss. Symposions zur byzantinischen Sprache und Literatur (Wien, 22.-25. Okt. 2008)/Hrsg. A. Rhoby, E. Schiffer. W., 2010. S. 195-208. Ю. Б. Мантова Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН VIII КСИФИЛИН (ок. 1010 или 1012 - 1075), патриарх К-польский (c 1064), визант. юрист, судья и номофилакс имп. школы права в К-поле, автор юридических и агиографических сочинений

http://pravenc.ru/text/2565408.html

Галифа в Педиадосе, окр. Ираклион (XIV в.), св. Пантелеимона в месте Вутас в Кисамосе, святых Пантелеимона и Димитрия в Периволии, окр. Ханья (XV в.), св. Пантелеимона в Продроми (XV в.). В Др. Руси домонг. времени образ П. был дважды представлен на фресках Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) - в юго-зап. объеме под хорами ( Попова, Сарабьянов. 2017. Ил. 295) и в сев. внутренней галерее (Там же. Ил. 259). Также его образ (не сохр.) фигурировал в росписях Спасской ц. Евфросиниевского мон-ря в Полоцке (1161) - на зап. стене сев. рукава, в пару св. Ермолаю в южном ( Сарабьянов. 2016. С. 257. Ил. 198, 199). Вместе с вмц. Екатериной целитель изображен на миниатюре в новгородском Пантелеимоновом Евангелии (РНБ. Соф. 1. Л. 224, кон. XII в.). В позднейший период в рамках месяцеслова, представленного в росписях ц. Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Новгороде (ок. 1470), П. следует за св. Ермолаем в ряду святых на вост. стене жертвенника. Его верхняя одежда в данном случае напоминает ту, в к-рой П. изображен на иконе из ГМИИ: она неопределенного типа, своим широким красным полотнищем охватывает всю фигуру целителя, включая руки, оставляя при этом непокрытым плечо. В росписях собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502) П. в обычном одеянии великомученика - рубахе и плаще, застегнутом на груди и перекинутом за спину с левого плеча,- показан в медальоне на юж. склоне арки, соединяющей юго-вост. столб с юж. стеной, напротив св. Ермолая на сев. склоне. В датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции дано следующее описание П.: «Рус аки Георгий, риза кеноварь, исподь средняя, празелень, исподь вохра темна» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 127). В Строгановском лицевом иконописном подлиннике эти цветовые характеристики сопровождают графическое изображение святого в накидке неопределенного типа поверх короткой подпоясанной рубахи, надетой на еще одну, более длинную (Строгановский иконописный лицевой подлинник (кон.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Апоп. Код. и Банд. 11. 11. в прим. 203).– Св. мученик Лаврентий был архидиаконом при папе Сиксте II (257–259); пострадал в Риме при Валериане. (Чет. Мин. 10 августа. Месяцосл. Вершин.) Мощи его принесены в Царьград в 19-й год царствования Феодосия младшего (Феодора Чтеца, Церк. ист. кн. II. гл. 64. Кедрина, Сокращ. ист. ed. 1. р. 592). 206 Св. Антоний Великий , родом Египтянин, с 20-летнего возраста и до глубокой старости подвизался в пустынях Фиваиды, и имел множество учеников, которым завещал похоронить его в безвестности, «да никтоже гроба его увесть»; скончался 105-ти лет, в 356 году (Чет. Мин. 17 января). В 461 году мощи его были обретены и перенесены в Александрию, а отсюда, чрез 74 года,– в Царьград (Византия, . Κωνσταντινοπολις, τμ. α´. σελ. 553).– Когда и кем построен был в Царьграде храм во имя св. Антония, неизвестно; Anonymus (у Бандури, Imper. Orient. t. I. р. 2 et 6; сн. t. II. p. 457, 468) и Кодин (Περ τς σχηματογρ. τς КП. ed. 1. p. 25, 26) упоминают ο нем при описании Цареградских стен, построеных Константином Великим и Феодосием младшим, и указывают на положение его в виду верфи или пристани, известной под именем св. Антония (τ Ζεγμα το γου ’Αντωνου) и находившейся при Золотом роге, между воротами Источника (Аия-капуси) и Хлебными (Ун-капуси).– Называя τ Ζεγμα верфию или пристанью, мы имеем в виду замечание Византия, что τ Ζεγμα, δηλον, ετε γφυρα κ πλοων σχεδιν (τ ποον μως, ν πρχεν, πρεπ τις τν συγγραφεων ’να ναφερ περ ατο), ετε μλλον ναυπηγεον ζευκτριου σχεδιν. 207 Преп. Павел Фивейский – современник Антония Великого и первый пустынножитель Фиваидский; скончался 113-ти лет, ок. 342–350 года (Чет. Мин. 15 января). По хронике Андрея Дондоло († 1357 г.), тело св. Павла было перенесено в Константинополь и положено в монастыре Перивлепты при императоре Мануиле I Комнине (1143–1180) (у Дюканжа, Constantinop. Christ. Lib. IV. p. 95; сн. Византия, стр. 553). Храм Воскресения Господня назывался и храмом св. Анастасии ( νας τς Χριστο ναστσεις κα ναστασας τς μρτυρος.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Валент, Флавий – римск. император (364–378 гг. н. э.) 203, 263, 264, 266, 268 Валериан – римск. император (253–259 гг. н. э.) 257 Везосис см. Сесострис Венериан – византийский военачальник (III в. н. э.) 258 Веспасиан, Тит Флавий – римск. император (69–79 гг. н. э.) 132 Видерих (Витерик) – сын остготского царя Витимира (последняя четверть IV в. н. э.) 263, 266 Витимир – остготский царь (середина IV в. н. э.) 263 Габаба – мать римск. императора Максимина Старшего 257 Галлиен – римск. император (259–268 гг. н. э.) 257, 258 Ганнибал – карфагенский полководец и политический деятель (247/6– 183 гг. до н. э.) 156 Гармодий – афинский тираноубийца (VI в. до н. э.) 85 Геберих – готский король (IV в. н. э.) 272 Геката – божество Луны, погребений и подземного мира в греч. мифологии 184 Гекатей – царь синдов (начало IV в. до н. э.) 178, 179 Гекатей Милетский – греч. ученый (VI – начало V в. до н. э.) 23, 24, 25, 245 Гекатей Эретрийский – греч. автор (IV в. до н. э.) 100 Гектор – герой Троянской войны 16 Гелиос – бог солнца 20 Гелон – легендарный сын Геракла и змееногой богини 37 Гера – богиня семьи и брака, супруга верховного божества Зевса в греч. мифологии 27, 154 Геракл – греч. герой, прославившийся своими 12 подвигами 36, 37, 47, 57, 120, 155, 223, 234 Герион – трехглавый великан на крайнем западе мира, коров которого угнал Геракл 36 Германарих (Ерменрих) – царь остготов (IV в. н. э.) 263, 272, 273 Геродиан – греч. историк (III в. н. э.) 23 Геродот – греч. историк (V в. до н. э.) 20, 147 Гесиод – греч. поэт (ок. 700 г. до н. э.) 43 Гестия – богиня огня и домашнего очага в греч. мифологии 47, 66 Гея – богиня земли в греч. мифологии 47 Гиблесий – греч. владелец торгового корабля (серед. IV в. до н. э.) 90 Гиеромнемон – афинский архонт в 310/9 г. до н. э. 126 Гилас – греч. писатель, источник Равеннского Анонима 280 Гилон – афинянин, участвовавший в военных действиях на Боспоре, дед Демосфена (V в. до н. э.) 83 Гиндан – некий скиф 176, 177 Гипероха – легендарная гипербореянка 44

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прокимен дне, и паремия, и по ней прокимен: Да уповает Израиль на Господа: На стиховне Триоди самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, отцев: И ныне, праздника. Тропарь отцев: Слава, и ныне, праздника. На утрени, на Бог Господь: тропарь праздника, дважды. Слава, отцев: И ныне, праздника. По кафизмах седальны праздника. Канон праздника со ирмосом на 8 и отцев на 6. Катавасия праздника. По 3-й песни кондак, и икос отцев, и седален их, дважды: Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни кондак праздника и икос. На 9-й песни поем Честнейшую: Светилен праздника: Слава, отцев: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры праздника, 3 и отцев, 3. Слава, отцев: И ныне, праздника. Славословие великое. Тропарь отцев. Слава, и ныне, праздника, и обычное исхождение в притвор, и час первый, и конечный отпуст. На Литургии: Блаженны праздника, песнь 9-я на 4 и отцев песнь 6-я на 4. По входе тропарь праздника и отцев. Слава, кондак отцев. И ныне, кондак праздника. Прокимен праздника и отцев. Апостол и Евангелие дне и отцев: Аллилуия праздника и отцев. Причастен праздника и отцев. Святой мученик Никифор († ок. 257) Святой мученик Никифор († ок. 257) жил в городе Антиохии Сирийской. В том городе жил также пресвитер Саприкий, с которым святой Никифор был очень дружен, так что их считали за родных братьев. По наущению вражию они поссорились, и прежнюю любовь заменила вражда и ненависть. Через некоторое время святой Никифор пришел в себя, раскаялся в грехе и не раз просил через своих друзей прощения у Саприкия, но тот не хотел простить его. Тогда Никифор сам пришел к своему бывшему другу и горячо просил прощения. Саприкий был неумолим. В то время императорами Валерианой (253–259) и Галлиеном (260–268) было воздвигнуто гонение на христиан, и одним из первых предстал пред судом пресвитер Саприкий. Он твердо исповедал себя христианином, претерпел истязания за свою веру и был приговорен к смерти через усечение мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2008. Σ. 208-210), а также богородичны «Свыше пророцы» на 2-й плагальный глас νεναν (Lesb. Ypselou. 48. Fol. 176v - 180, 1-я пол. XVI в.,- с указанием «двухорное» (δχορον); Lesb. Leim. 459. Fol. 387v - 388v, ок. 1700 г.; 238. Fol. 403v - 405, ок. 1700 г.; 8. Fol. 240v - 241, кон. XVIII в.; РНБ. Греч. 711. Л. 303; 130. Л. 502) и на глас βαρς (Lesb. Leim. 245. Fol. 212-214v; 459. Fol. 390-391v; 238. Fol. 407-409; 8. Fol. 241v - 242; РНБ. Греч. 126. Л. 556; 237. Л. 215, посл. четв. XVII в.; 203. Л. 187, нач. XVIII в.- с указанием «матима весьма искусная и прекрасная»; 711. Л. 307; РНБ. ОЛДП. О. 117. Л. 173, 1729-1731 гг.), «Весь похвальный, Всенепорочная, закон» (Απας γκωμων Πναγνε νμος) на 1-й плагальный (5-й) глас (Lesb. Leim. 459. Fol. 375v - 376; 238. Fol. 391v - 392v; 8. Fol. 231v - 232; РНБ. Греч. 130. Л. 486 об.; 711. Л. 294 об.), «Моление приими, Всенепорочная Мати» (Δησιν δξαι, πναγνε μτηρ) на 2-й плагальный глас (с указанием «богородичен, глаголемый святогорский, украшен же лампадарием кир Иоанном» - РНБ. Греч. 126. Л. 565), «Потрясошася языцы» (Εσεσθησαν λαο) на 4-й глас (богородичен) (Lesb. Leim. 459. Fol. 361v - 361; 238. Fol. 375-376; 8. Fol. 226-226v; РНБ. Греч. 130. Л. 469; 711. Л. 284), «Всечистая, яко виде Тебе» (Η πναγνος εδε σε) на 2-й плагальный глас (крестобогородичен на стиховне на утрене пятницы 3-й седмицы Великого поста) (Lesb. Leim. 259. Fol. 160v -162, 1572 г.), «Исаие, ликуй» (Ησαα χρευε) на 1-й плагальный глас (Lesb. Leim. 258. Fol. 113v - 116, 325v - 328v; 287. Fol. 113-115, ок. 1600 г.; 285. Fol. 209-211, 1600-1630 гг.; 257. Fol. 196-198, нач. XVII в.; 245. Fol. 206-207v; CPolit. Bibl. Patr. Coll. K. Ananiadou. 6. Fol. 125v - 126, 1680 г.; РНБ. Греч. 711. Л. 292 об.) и на 3-й глас (Lesb. Leim. 459. Fol. 373-373v; 238. Fol. 415v - 416v; 8. Fol. 246), «Богородице, надежда наша» (Θεοτκε λπς μν) на 2-й плагальный глас νεναν (РНБ. Греч. 126. Л. 538 об.), «Храм Твой, Богородице» (Ο νας σου, Θεοτκε) на 4-й плагальный глас (РНБ.

http://pravenc.ru/text/471305.html

Довольно многочисленны надписанные как творения Г. Х. (или лишь одним именем) распевы херувимской песни и причастнов. Первая представлена версиями на 3, 4 и 1-й плагальный гласы (Lesb. Leim. 287, ок. 1600 г.; 257, нач. XVII в.; 230; 238, ок. 1700 г.; 459; 8; Ivir. 993, сер. XVII в., ркп. Космы Македонца; CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6; Philoth. 133, кон. XVII в.; Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в.; 961, кон. XVII в.; Pantel. 901; Doch. 337, 1764 г.; Xeropot. 307; РНБ. Греч. 132, 711, посл. десятилетие XVIII в.; см. также: Lesb. Leim. 285, ок. 1600-1630 гг.; Doch. 324, 1686 г., ркп. Космы Македонца; Pantel. 901; Gregor. 5, кон. XVII в.). Известен также мелос песнопения «Ныне силы небесныя» на 2-й плагальный глас (Doch. 315, кон. XVI - нач. XVII в., здесь же содержатся седмичные прокимны и причастны). Сохранились распевы следующих причастнов: воскресного на гласы 1, 3 (с надписанием ντεχνον - искусный), 4, 1-й плагальный, 2-й плагальный (δεινν - замечательный) и βαρς (Lesb. Leim. 273, 1-я пол. XVI в.; 285; 245, 1649 г.; 459; 238; 8; Xeropot. 317, нач. XVIII в., Ivir. 993; 961; 949; 987, после 1731 г.; Pantel. 901; Doch. 332, 1760 г.; Simon. Petr. 1; РНБ. Греч. 132; 711; Cutl. 436, XVI в.; см. также: Xen. 114, сер. XVIII в.; Pantel. 959, кон. XVII в.; Doch. 357, нач. XVII в.; 369, нач. XVII в.; 324), причастен на 1-й плагальный глас был во 2-й пол. XVII в. украшен Германом, митр. Нов. Патр (автограф Ivir. 951; Xeropot. 307); седмичных и праздничных: «В память вечную» на 3-й глас (Lesb. Leim. 258, 1620-1650 гг.; 273; БАН. РАИК. 30, посл. треть XVI в.; Philoth. 122, 1-я пол. XV в.; Ivir. 985), «Чашу спасения» на 2-й глас (Philoth. 122; Ivir. 985; Lesb. Leim. 259; 273; 282, 1572 г.; 258; Petr. 1) и на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. 30), «Явися благодать Божия» на 4-й плагальный глас (Lesb. Leim. 259), «Избавление посла Господь» на 1-й глас (CPolim. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6; Lesb. Leim. 459), «Вечери Твоея тайныя» на 2-й плагальный глас (Lesb. Leim. 238; Athen. O. et M. Merlier. 12, 1730-1750 гг.), «Вкусите» на 4-й плагальный глас (Ivir. 985), «Тело Христово» на 4-й плагальный глас (Ivir. 985; Cutl. 455, кон. XV - нач. XVI в.) (см. также: Cutl. 456, 1443 г.; Ivir. 974; 993; 998, сер. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/164637.html

Л. 45 об.- 50 об. и др.). Иногда в рукописях фиксируются отдельные стихи аниксандариев, распетые И. К., напр.: «Послеши Духа Твоего» (Lesb. Leim. 230. Fol. 191-191v, ок. 1700 г.), «Буди слава Господня» (Lesb. Leim. 285. Fol. 19v - 20; 257. Fol. 2v - 3). Мелос стиха «Еси тьму» и припева представляет собой осмогласник (κτηχον) (Lesb. Leim. 258. Fol. 31v - 32; 259. Fol. 37-38; 285. Fol. 23v - 24v; 257. Fol. 7-8; БАН. РАИК. 154. Л. 29; 38. Л. 58 об., сер. XVII в.; 44. Л. 6, 1796 г.; 64. Л. 18 об., сер. XIX в.). Петр Пелопоннесский записал «экзегезис» некоторых стихов, напр.: «Аз же возвеселюся» (см.: Lesb. Leim. 341. Fol. 7v - 8; 272. Fol. 18v - 19v, 1816-1819 гг.), «Еси тьму» (Ibid. Fol. 9-10v). Позднее хартофилакс Хурмузий большую часть стихов перевел в нотацию Нового метода (S. Sepulcri. 703. P. 19-164, 1818 г.). До И. К. припев к стихам псалма «Слава Тебе, Боже» был мелизматически распет и снабжен слоговыми вставками Иоанном Кукузелем, И. К. еще увеличил этот припев и добавил текстовую вставку «Слава Тебе, Отче нерожденне, слава Тебе, Сыне рожденне, слава Тебе, Душе Святый, от Отца исходяй и в Сыне почивай, Троице Святая, слава Тебе, слава Тебе, Боже, аллилуия) (см.: Williams E., Troelsg å rd C. Kladas [Lampadarios], Joannes//NGDMM. 2001. Vol. 13. P. 649). И. К. принадлежит мелос следующих стихов песнопения «Блажен муж» на 4-й плагальный глас: из 1-й «Славы:» - «И в законе Его» (РНБ. АНЛ. Ю. I2. Л. 63, нач. XIX в.), «И будет яко древо» (Там же), «Еже плод свой даст» (Lesb. Leim. 273. Fol. 34; 459. Fol. 35-35v (2 варианта); 238. Fol. 36v - 37v (2 варианта); 8. Fol. 31; БАН. РАИК. 154. Л. 32; 42. Л. 16 об., сер. XVIII в.; РНБ. Греч. 126. Л. 21 об.; 130. Л. 19 об.- 20 (2 варианта); 132. Л. 54-54 об. (3 варианта); 711. Л. 29 (2 варианта); РНБ. АНЛ. Ю. I2. Л. 66, 68 (2 варианта)), «И лист его не отпадет» (РНБ. Греч. 130. Л. 19 об.- 20 (2 варианта); 132. Л. 54-54 об. (3 варианта); 711. Л. 29 (2 варианта); РНБ. АНЛ. Ю. I2. Л. 66 об., 68 об. (2 варианта)), «И вся, елика аще творит» (Lesb.

http://pravenc.ru/text/471305.html

Catania, 1947. 236 Grabmann M. Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1, S. 148; cp. Rand E. Op. cit., p. 135. 237 Cm. LiebeschUtz H. Boethius and the legacy of Antiquity. — CH, p. 538–555. 238 Cm. Grabmann M. Op. cit., S. 148—177. 239 О христианских предшественниках Боэция в этом жанре см. Favez С. La consolation latine Paris, 1937. 240 Фома использовал его в своей «Summa theologiae» (I 26). 241 Ср. с доказательством Ансельма (PL, 158, col. 144—146). 242 См. СН, р. 587–591. 243 Gilson Е. Op. cit., р. 102. 244 Rand E. Op. cit., p. 176. 245 Momigliano Л. Cassiodorus and the Italian culture of his time. — Proceedings of Brit. Acad., v./41 (1955), p. 212. 246 Courcelle P. Op. cit., p. 298—300. 247 CH, p. 550–555. 248 Цит. по: Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. М., 1970, с. 137. 249 См. Usener Н. Anecdoton Holderi. Bonn, 1877, p. 4. 250 Цит. no Mclnerny R. A History of " Western Philosophy, v. 2, p. 55. 251 PL 64, col. 1302C. 252 PL 64, col. 1311B. 253 Cm. PL 64, col. 1311 ВС. Подробнее см. Gilson E. Op. cit., p. 104—105. 254 Разбор содержания этого трактата см. Mclnerny R. Op. cit., p. 54—59. 255 О влиянии теологических изысканий на развитие средневековой логики см. Попов П. С., Стяжкин Я. И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974. 256 См. PL 64, col. 11 А — 12 В. 257 PL 64, col. 10D. 258 Цит. по: Голенищев–Кутуаов И. Я, Указ, соч., с, 104 259 PL 64, col. 75А. 260 PL 64, col. 82 AB. 261 PL 64, col. 82B-83A. 262 PL 64, col. 83A-86D. 263 PL 64, col. 85C. 264 Gilson E. Op. cit., p. 101. 265 Цит. по: Зубов В. Я. Аристотель. М., 1963, с. 225. 266 Подробнее об эстетике Боэция, и в частности о содержании его трактата о музыке, см. Уколова В. И. Из истории эстетических учений раннего срёдбевековья. — Европа в средние века. М., 1972; о Боэции как теоретике музыки: Potiron Я. Воёсе, theoricien de la musique grecque. Paris, 1961. 267 Магн Флавий Кассиодор Сенатор (ок. 477 — ок. 570). Соч. в PL, t. 69—70. О нем: Momigliano A. Cassiodorus and Italian Culture of his Time, p. 207—245; Courcelle P, Op, cit., p. 312—38&; Lamma P. Gultura e vita nell1 esperienza di Cassiodoro. — «Studium», 43 (1947), p. 234—241; Lowe H. Cassiodor. — Ro-manische Forschungen, Bd 60 (1947), S. 420—446. О соци–альщнисторическом месте Кассиодора см. Удалъцова 3, В. Италия и Византия в VI в. М., 1959. 268

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕН [греч. Ελενος], свт. (пам. 23 нояб.), еп. Тарсийский (ок. 250 - ок. 270). Сведения о Е. содержатся в «Церковной истории» Евсевия , еп. Кесарийского. Со ссылкой на послание свт. Дионисия Великого , еп. Александрийского, к сщмч. Корнилию, еп. Римскому (251-253), Евсевий пишет, что Е. вместе с Фирмилианом , еп. Кесарии Каппадокийской, и Феоктистом, еп. Кесарии Палестинской, приглашал Дионисия на Собор в Антиохии для противодействия новацианской схизме ( Euseb. Hist. eccl. VI 46. 3). В др. послании, к сщмч. Стефану I , еп. Римскому (254-257), Дионисий Александрийский сообщает о разрыве литургического общения с Е., в связи с тем что он, как и Фирмилиан, перекрещивал кающихся еретиков, приходящих в Церковь (Ibid. VII 5. 4). Это послание написано после 254 г., когда по данному вопросу начался спор между Стефаном I и сщмч. Киприаном , еп. Карфагенским. Сщмч. Киприан также был сторонником перекрещивания еретиков, в то время как Стефан I считал, что для принятия бывш. еретиков в Церковь достаточен обряд возложения рук. Е. входит в число первых вост. епископов (наряду с еп. Фирмилианом и со сщмч. Григорием Чудотворцем , еп. Неокесарийским), выступивших против ереси Павла Самосатского (динамическое монархианство) на Соборе в 264 г. (Ibid. VII 28. 1). Имя Е. стоит на 1-м месте в послании участников следующего Собора против Павла Самосатского (268) к св. Дионисию , еп. Римскому (259-268) (Ibid. VII 29. 2). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) под 23 нояб. значится память Е. без сказания о нем. В стишных синаксарях Е. посвящены 2 стиха, как и в слав. стишном Прологе, где он именуется Еллением («Святый Тарсийский Еллений, жрец небесный,/Дерзостно восходи душевно даже и до воздухов»). Ист.: SynCP. Col. 252. Лит.: Camelot P. Helenus de Tarse//DHGE. T. 23. Col. 890. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/189735.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010