В ней имеет место не только преуспеяние сильных, но и падение слабых (infirmorum lapsus) 2369 . В двух книгах о покаянии св. Амвросий особенно горячо восстаёт против Новациана и его сторонников, понимавших Церковь в смысле общества исключительно святых и не допускавших снисхождения к человеческим немощам. Он молитвенно просит Христа обратиться ко всем (ad universos), собрать добрых и злых, хромых, слепых и глухих, чтобы всеми ими наполнить дом свой 2370 . Церковь должна терпеть в своих недрах греховные члены; этого требует понятие о ней, как о Теле. Церковь есть организм или Тело Христово; но как тело состоит из разных по значению и деятельности членов и при всем том остаётся единым телом, так что каждый из его членов пользуется помощью других, и в случае страданий одного страдают и все остальные, так и в церковном теле каждый из членов, как бы мал и незначителен он ни был, необходим для всего тела церковного; все должны сострадать и служить друг другу, и если тяжело для тела лишиться одного члена, то сколь тяжелее для Церкви лишиться одного человека! Если через удаление одного члена расстраивается всё тело, то точно так же через пренебрежение к каждому единичному человеку расстраивается и целостность церковного собрания (sanctae Ecclesiae congregatio) 2371 . При всём том в некоторых наиболее тяжёлых случаях Церкви необходимо отсекать от себя греховные члены; это отсечение должно совершать только с большой осторожностью. Оно совершается не само собой в самом факте грехопадения, но через посредство служителей Церкви: как добрый врач (bonus medicus), пастырь Церкви должен удалить из целого тела Церкви всякую тяжёлую язву, дабы зараза не распространялась шире 2372 . Но эта экскоммуникация из общества верующих для св. Амвросия имеет значение не как совершенное удаление и забвение греховных членов, а как средство предохранения от опасности всего общества (totam massam) верующих и, с другой стороны, в качестве побуждения грешника к исправлению (ut spiritum ejus salvum faceret); она производится ad expurgandum, для целей очищения, так как подлежащее очищению не признаётся совершенно бесполезным, но не ad projiciendum, не для полного отстранения, когда в выбрасываемом не признают ничего годного.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Все, что есть, посредством одного удерживается неизменным, посредством другого различается [от всего прочего], а благодаря третьему согласовывается [с самим собой]. Итак, если все творение в совокупности, во-первых, существует неким образом (est quoquo modo), далее, в высшей степени отлично (distat) от того, что вообще есть ничто, и наконец, согласовывается с самим собой своими частями (sibimet congruit), то подобает, чтобы и Причина его также была тройственной (causam quoque ejus trinam esse): почему оно есть, почему является таковым, почему дружественно себе (qua sit, qua hoc sit, qua sibi amica sit). Но причину творения, то есть Творца, мы называем Богом. Итак, необходимо, чтобы Он был Троицей, лучше, разумнее и блаженнее Которой совершенный разум не может найти» 2368 . То же самое представление о тринитарной структуре сотворенных вещей мы встречаем вскоре в трактате «Об истинной религии» (390 г.), где Августин утверждает следующее: «Познав самого единого Бога – Отца, Сына и Духа Святого, эту Троицу, насколько познать это дано нам в настоящей жизни, мы, ни мало не колебаясь, признаем, что всякое разумное, одушевленное и телесное творение от этой творческой Троицы (ab eadem Trinitate creatrice), насколько оно существует, имеет свое бытие и свою форму (esse in quantum est, et speciem suam habere), и управляется Ею в совершеннейшем порядке (et ordinatissime administrari); причем это нужно понимать не так, что одну часть творения создал Отец, другую – Сын, а третью – Дух Святой, а так, что и все вместе, и каждая природа в отдельности созданы Отцом через Сына в даре Духа Святого (Patrem fecisse per Filium in dono Spiritus sancti) 2369 . Ибо всякая вещь, назовем ли мы ее субстанцией, или сущностью, или природой, или же другим каким-либо более подходящим термином, одновременно имеет в себе и то, и другое, и третье (simul haec tria habet), так что и представляет собой нечто единое (unum aliquid sit), и отличается от остальных своей формой (specie propria), и не выступает из порядка вещей (rerum ordinem)» 2370 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Архив Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 7 октября 2004 года 18 апреля 2005 г. 18:00 7 октября 2004 г. в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II cocmoялocь заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 70 СЛУШАЛИ: Сообщение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о том, что, на основании решения Аккредитационной коллегии Минобразования России от 21.05.2004 г. 4-2004, утвержденного приказом Минобразования России от 25.05.2004 г. 2370 «О государственной аккредитации и аттестации образовательных организаций», Православному Свято-Тихоновскому Богословскому институту присвоен аккредитационный статус по типу: высшее учебное заведение вида «университет». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять Устав Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета для перерегистрации ПСТБИ с новым статусом. 2. Назначить проф. протоиерея Владимира Воробьева ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.   ЖУРНАЛ 71 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла на имя Святейшего Патриарха и Священного Синода следующего содержания: «В связи с преобразованием Рязанского Духовного училища в семинарию (постановление Священного Синода от 17 августа сего года, журнал 45), почтительно прошу рассмотреть возможность утверждения протоиерея Николая Сорокина (ректора Рязанского Духовного училища) в должности ректора Рязанской Духовной семинарии». ПОСТАНОВИЛИ: Назначить протоиерея протоиерея Николая Сорокина ректором Рязанской Духовной семинарии.   ЖУРНАЛ 72 СЛУШАЛИ: 1. Рапорт Преосвященного Митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа о благословении на открытие в г. Кирово-Чепецке Кировской области епархиального женского монастыря во имя Святителя Николая. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие в г. Кирово-Чепецке Кировской области женского монастыря во имя Святителя Николая. СЛУШАЛИ: 2. Рапорт Преосвященного Архиепископа Липецкого и Елецкого Никона о благословении на открытие в г. Ельце Липецкой области Знаменского женского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/426493.htm...

Холстовка. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты На северной окраине с. Холстовка Павловского района Ульяновской области над возвышающимся холмом и берегом реки с. Ломовка стоит церковь, доминирующая в ландшафте села и окружающей местности и хороша видная на значительном расстоянии. Деревянная церковь Михаила Архангела с приделом во имя Пресвятой Троицы в с. Холстовка бывшего Хвалынского уезда Саратовской губернии построена прихожанами в 1886 году. Трехчастная приходская церковь отличается значительной высотой, храм имеет пирамидальную композицию в виде кубического четверика. Храм является образцом деревянной архитектуры 2 половины XIX века, представляющего собой вариант распространенного в это время псевдо-русского стиля. Здание храма интересно индивидуальным решением фасадного декора, стройным силуэтом, а также весьма своеобразным конструктивным решением перекрытия четверика храма. В 1999 году храм Михаила Архангела в список выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Ульяновской области не включили, его просто забыли. В настоящее время Комитетом Ульяновской области по культурному наследию организована государственная историко-культурная экспертиза для включения «Церкви Михаила Архангела» в с. Холстовка Павловского района Ульяновской области в Единый государственный реестр памятников истории и культуры народов РФ. Информация из блога председателя Комитета Ульяновской области по культурному наследию Шарпудина Хаутиева Михаило-Архангельская церковь в селе Холстовке построена в 1886 г. на средства прихожан; зданием церковь деревянная. Престолов в ней два: в настоящей холодной – во имя Архистратига Михаила и в приделе теплом – во имя Пресвятой Троицы. Земли при церкви усадебной 2370 кв. саж. и пахотной 49 ½ дес. В сем приходе есть церковно-приходская школа, переданная земством в 1887 г. Церковно-приходское попечительство открыто в 1875 г. Дома у причта общественные, на церковной земле. Казенного жалованья получают: священник 108 руб., псаломщики один 36 руб., другой 24 руб. в год. Священник Петр Фролович Фролов, псаломщик Феофил Васильевич Покровский. Предположено открыть диаконское место. В селе Холстовке, в деревнях Найман и Раштановке 483 двора, 1937 душ муж. пола, 2001 душа жен. пола.

http://sobory.ru/article/?object=19974

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ; Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир ; Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий ; Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий ; Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий ; Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил ; Митрополит Калужский и Боровский Климент , управляющий делами Московской Патриархии.       ЖУРНАЛ 70   Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о том, что, «на основании решения Аккредитационной коллегии Минобразования России от 21 мая 2004 года за 4-2004, утвержденного приказом Минобразования России от 25 мая 2004 года за 2370 «О государственной аккредитации и аттестации образовательных организаций», Православному Свято-Тихоновскому богословскому институту присвоен аккредитационный статус по типу высшее учебное заведение вида «университет».   Постановили: 1. Принять Устав Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета для перерегистрации ПСТБИ с новым статусом. 2. Назначить профессора протоиерея Владимира Воробьева ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.     ЖУРНАЛ 71   Слушали: Рапорт Преосвященного архиепископа Рязанского и Касимовского Павла на имя Святейшего Патриарха и Священного Синода следующего содержания: «В связи с преобразованием Рязанского Духовного училища в семинарию (постановление Священного Синода от 17 августа 2004 года, журнал 45), почтительно прошу рассмотреть возможность утверждения протоиерея Николая Сорокина (ректора Рязанского Духовного училища) в должности ректора Рязанской Духовной семинарии».   Постановили: Назначить протоиерея протоиерея Николая Сорокина ректором Рязанской Духовной семинарии.     ЖУРНАЛ 72   Слушали: 1. Рапорт Преосвященного митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа о благословении на открытие в городе Кирово-Чепецке Кировской области епархиального женского монастыря во имя Святителя Николая.   Постановили: Благословить открытие в городе Кирово-Чепецке Кировской области женского монастыря во имя Святителя Николая.

http://mospat.ru/archive/86338-zhurnaly-...

Святой Антоний не стал его ругать, а просто спустил с небес на землю: – Я не буду тебя корить, но знай, что одно дело – как говорят о тебе люди, и другое – какой ты есть по сути. Ты хотел знать правду? Вот это и есть правда. Правда откроется, когда произойдет разлад с братом твоим, когда заденут твой эгоизм, немного тебя разозлят, испортят твои планы, – вот тогда видно будет, проявишь ли ты благостыню и любовь. А когда тебя хвалят, ты, естественно, проявляешь всю благостыню, потому что тогда все люди добрые и святые, и тебе это нравится. Цена твоей жизни открывается, когда другой тебя отругает, унизит, обидит, отвергнет, выплеснет на тебя свое раздражение. А если ты меня любишь, и я тебя люблю, – тогда, конечно, это нормально, что мы с тобой ладим. Весь вопрос в том, чтобы воры не похитили сокровище нашей души – святое смирение, в котором и кроется тайна духовной жизни… Рейтинг: 9.9 Голосов: 2370 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 11 декабря 2019, 05:19 Поздравляю всех читателей портала с днем почитания Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы!Благодарю архимандрита Андрея за прекрасный рассказ об Антонии Великом. Я понимаю последние слова так - если тебя кто-то обидит, оскорбит - найдешь ли ты в себе силы смириться с этим,понимая свое несовершенство, греховную природу и видя во всем волю Божию, сможешь ли быть благодарным за унижение ради Христа, Который претерпел Крестную Смерть ради искупления наших грехов. Это очень трудно... НН 8 февраля 2019, 15:57 Наталья Богоявленская 5 февраля 2019, 20:43, всё можкт быть гораздо проще: обстоятельства складываются так, что невозможно общаться с каждым в отдельности, в своей келии, так как пришло великое множество народа; келия находится не в песчаной пустыне, а гористой местности; белые одежды потому, что солнце печет невыносимо; на возвышенности стоит потому, что всем лучше слышно, и в этом месте вода есть... ещё и определённые символы (вода живая). Вспомните общие исповеди св.пр. Иоанна Кронштадского (он что, не знал, как надо исповедовать?), во что он был одет... Главное - люди получили то, за чем пришли. Они потом могут и не вспомнить, во что был одет тот, к кому они так стремились. Простите!

http://pravoslavie.ru/118993.html

2368 Шафарик (Шафаржик) Павел Йосеф (1795–1861), чешский филолог, историк-славист, этно­граф, иностранный член-корреспондент ПАН (1839). 2369 Цибулка (Cibulka) Йозеф (1866–1968), чешский историк искусства, профессор археологии богословского факультета Карлова университета в Праге. 2370 Струве Петр Бернгардович (1870–1944), экономист, историк, философ, социолог, общественно-политический деятель; доктор экономики (1917), академик РАН (1917; исключен в 1928; восста­новлен в 1990). Организатор кадетской партии, лидер ее правого крыла (член ЦК, 1905–1915). Преподавал политэкономию (с 1917 г. профессор) в Петербургском политехническом институте имп. Петра Великого, на ВЖК (1910). Организатор и идеолог Белого движения. Эмигрировал в 1920 г. в Париж, жил в Праге; редактор «правых» периодических изданий. 2371 Лосский Николай Онуфриевич (1870–1965), философ, историк философии, общественный деятель, мемуарист; доктор философии (1907). Профессор Петербургского – Петроградского университета (1916–1921), преподавал также на ВЖК, в Женском педагогическом институте и др. Член кадетской партии (1905–1917). В 1922 г. выслан из Советской России. В 1922–1945 гг. работал в ЧСР, профессор Русского юридического факультета, действительный член Археологического инсти­тута им. Η. П. Кондакова. Старший сын Н. О. Лосского Владимир вплоть до 1924 г. слушал лекции Η. П. Кондакова, а средний Борис оставил воспоминания о пребывании в ЧСР: Лосский Б. Н. В рус­ской Праге (1922–1927)//Минувшее: Исторический альманах. М.; СПб., 1994. Т. 16. С. 7–79. См. мемуары: Лосский Н. О. Воспоминания: Жизнь и философский путь/Подгот. текста, вступ. статья и коммент. Е. П. Борзовой и А. Ф. Замалеева. СПб., 1994. 2372 Андрусов Николай Иванович (1861–1924), геолог, палеонтолог; доктор геологии (1897); академик ПАН (1912). С 1912 г. профессор ВЖК в Петербурге, руководитель Геологического музея АН. Летом 1918 г. выехал по академической командировке в Крым, преподавал в Таврическом универси­тете, в марте 1920 г. эмигрировал в Париж, сотрудничал в Геологическом кабинете Сорбонны, в 1922 г. переехал в Прагу, где скончался. Был женат на Надежде Генриховне, урожд. Шлиман (1861–1935), дочери немецкого археолога Г. Шлимана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анафема же за презрение католической веры падет на главу того, кто объявил её. Ты же и народ твой пред судом Св. Духа будете невинны, если только ненарушимо будете содержать веру, которую проповедует римская церковь ». Из последовательности мыслей здесь со всею очевидностью следует, что анафема Мефодия падала на тех, с кого теперь папа снимает её и кого реабилитирует, т. е. на Святополка и его народ (tu et populus tuus…), при чем под народом разумеются противники Мефодия и сторонники Вихинга. Этому документальному свидетельству соответствует показание легенды Христиана о св. Людмиле и Вячеславе, в которой читаем; quapropter а pontifice beate memorie supra notato pagus ejus et rus cum habitantibus incolis anathemate percussa cum sulcis suis et fructibus diversis cladibus attrita usque in hodiernum diem deflent, т е. «поэтому блаженной памяти выше названным первосвященником (Мефодием) страна его (Святополка) и земля со всеми обитателями преданная анафеме, с полями своими и плодами опустошенная различными поражениями, до нынешнего дня проливает слезы». 2366 По мнению проф. Пекаржа, обоснованному довольно убедительными данными, легенда Христиана написана не в XIV веке, как доказывал Добровский, а в X, и её составитель пользовался надежным источником, близким к греко-славянскому преданию, сохранившемуся в житии Климента. 2367 Отсюда – особенная ценность приведенного сообщения. Из других латинских источников о проклятии, произнесенном Мефодием, говорит моравская легенда: Quapropter in ipsum Swatopluk, frontosum principem et suos satellites, et in omnes ejus gades excommunicationis fulminavit sententiam (XI гл.)., 2368 т. е., «вследствие этого (Мефодий) бросил сентенцию отлучения в самого Святополка, дерзкого князя, и его сторонников и на все его дружины». 2369 —158— Тот же факт проклятия был известен, по-видимому, и составителю жития св. Наума. Печальная судьба, постигшая Моравию после нашествия венгров, здесь объясняется как кара Божия за преследование и изгнание учеников Мефодия, и при этом глухо прибавляется: коже б прорекль стый 2370 Нужно прибавить, что и в житии Климента проклятие, произнесенное Мефодием, стоит в связи с угрозой его по адресу Святополка, что, если он присоединится к еретикам, то погубить себя и своих подданных…, – что и сбылось – по словам автора – с предсказаниями святого (V).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несмотря на то что в Библии это именование получило безусловное признание, Церковь не была готова обсуждать, как именно мусульмане соотносят его со Христом, поскольку складывалось впечатление, что в результате этого соотнесения Христос как бы становился «неким пророком среди прочих» 2369 . Моисей и Илия появились с Ним на Горе преображения, чтобы, как пророки, «решительно свидетельствовать, что Он есть Владыка и Господь всех пророков и всего творения» 2370 . Подобно тому как мусульманское понимание монотеизма заставляло христиан отстаивать учение о Троице, мусульманское осмысление пророчества вело к апологии догмата о лице Христа. Таким же образом обстояли дела и с их толкованием рождения Иисуса Христа от Девы Марии. Христиане не раз с удивлением обнаруживали, что наряду с различными ложными воззрениями на Иисуса Мухаммед учил, что Христос родился от девы 2378 . Дабы как-то объяснить столь неожиданное православие в «предтече антихриста», они сформулировали определенный принцип толкования, согласно которому «он исповедует рождение от девы по бесстыдному дерзновению и против своего желания» 2379 . Насколько Мухаммед не понимал, кем была Дева Мария, можно судить еще и потому, что он ошибочно полагал, будто христианская Троица состоит из Отца, Матери и Сына. Кроме того, в Коране Мария, мать Христа, отождествляется с Мариам, сестрой Моисея, и на это смешение христианские критики мусульманства не раз обращали внимание 2380 , восклицая: «О, сколь многие лета у Девы!» 2381 . Бесспорным, однако, остававлся тот факт, что «во всем Коране самые теплые слова сказаны о Христе и Его матери. Христос предстает там как весьма самобытное существо, но Его мать описывается еще живее. Коран воодушевляет на благочестивое поклонение Марии, которого у мусульман могло бы быть больше» 2382 . Когда в ответ на доводы ислама христиане подчеркивали значение Девы в ветхозаветном пророчестве 2383 , они, по крайней мере, отчасти, связывали свою мариологию с коранической. Нельзя было не признать, что «во всем Коране Мухаммед и его мать Амина не удостаиваются таких похвал, какие обращены к Господу нашему Иисусу Христу и Святой Деве Марии, Богородице» 2384 . Кроме того, они признавали, что, в отличие от некоторых христианских ересей, ислам не отвергал человеческой природы Христа, даже если и учил, что вместо Него был распят кто-то другой 2385 . Так или иначе, но даже в тех аспектах, где мусульманское учение и православная христология Церкви как будто были единомысленны, последователи ислама «заблуждались во всем, что касается Христа» 2386 . Они не видели, что, только будучи совершенным человеком и совершенным Богом, Он может оставаться предметом веры 2387 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда один епископ Палермский, захватил и освятил синагогу, Григорий приказал, чтобы, так как после освящения она уже не могла быть отчуждена от церкви, епископ заплатил стоимость ее иудеям. При другом случае, когда один обращенец из иудейства, будучи крещен накануне Пасхи, проявил свою ревность на следующий день захватом синагоги Каглиарской положением в нее своей крещальной одежды, вместе с крестом и иконой Пресвятой Девы, то он подвергся порицанию за этот поступок, и ему было приказано возвратить это здание его законным владельцам 2366 . Иногда, однако же, Григорий старался побудить иудеев к обращению, склоняя к тому выдачей денег или уменьшением ренты, равно как и возвышением ренты для тех, кто упорно держались иудейства; и хотя он ясно высказывал убеждение; что обращение, достигнутое такими средствами, могло быть лицемерным, однако же он оправдывал их тем соображением, что дети обращенных в таком случае могли воспользоваться христианским воспитанием и таким образом сделаться искренними верующими в Евангелие 2367 . Григорий старался искоренить остатки язычества, которое все еще продолжало существовать в некоторых частях Италии и на островах Сардинии и Корсики. Он писал укор землевладельцам (из которых иные были даже епископами), которые позволяли своим крестьянам оставаться в язычестве, и чиновным лицам, которые позволяли себе из-за взяток относиться к язычеству снисходительно 2368 . Иногда он рекомендовал снисходительность, как лучшее средство обращения языческих или даже поселян, а иногда таким средством считал увеличение налогов, личное наказание 2369 . Но самая замечательная из попыток Григория к обращению язычников относится к Британии. Многие из бриттов, сделавшись рабами северных варваров, вероятно, сохраняли еще у себя христианство; по-видимому существования церкви уже давно не было между ними, и последние епископы в пределах Саксонской территории, по-видимому, удалились из Лондона и Йорка в Валлис около 587 года. Случаем, который по преданию впервые направил взоры Григория к обращению англосаксонцев, – было представившееся ему зрелище белокурых пленников на римском рынке, и последующая игра словами, по которым он заявлял, что эти ангелы ангельской красоты подданные Эллы, короля Дейры, должны быть избавлены от ига (гнева) Божия и должны учиться петь аллилуия 2370 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010