Паломн. Этерии – К источнику воды живой: Письма паломницы IV века/Пер. с лат. и комм. Н. С. Марковой-Помазанской//Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. М., 1994. (Страницы указываются по этому – не всегда точному переводу. См.: Etheria. Journal de Voyage. Texte Latin, introduction et traduction de Helene Petre. Paris, 1971 (SC, 21). Полибий. Ист. – Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. Т. П. СПб., 1995. Пост. Апостольские – Постановления Апостольские. (В русском переводе). Казань, 1864. Прокошев. Didascalia – Прокошев А. П. Didascalia Apostolorum и первые шесть книг Апостольских Постановлений. Историко-критическийкое исследование в области источников церковного права. II. Приложение: Didascalia Apostolorum (текст памятника в русском переводе). Томск, 1913. Роберсон. ВХЦ – Роберсон Р. Восточные Христианские Церкви: Церковно-исторический справочник. СПб., 1999. Рубан. КМ, 2002 – Рубан Ю. Как молились в Святой Софии Новгородской? Λитургия и Панихида XIII столетия. СПб., 2002. Рубан. Проблемы – Рубан Ю. Проблемы и задачи российской литургики//Богословская конференция Русской Православной Церкви. Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7–9 февраля 2000 г. Материалы. М., 2009 с. 333–341. Рубан. С берегов – Рубан Ю. С берегов Энареса на берегах Невы//Studio: Журнал для изучающих иностранные языки. СПб.: СПбГУ, 2001, 1, с. 30–33; с. 27–32; 3, 27–34. Рубан. СВХ – Рубан Ю. Служебник Варлаама Хутынского (ГИМ, Син. 604/343, конец XII – начало XIIIb.): (Описание, тексты, комментарии)//УЗ РПУ. М., 1996. Вып. 2, с. 99–129. Рубан. Сретение – Рубан Ю. Сретение Господне/Отв. ред. О. П. Лихачева. СПб., 1994. Руфин. Жизнь – Руфин. Жизнь пустынных отцев. С-ТСЛ, 1898. Санчурский – Санчурский Н. В. Римские древности. М., 1995. Скабалл. I, II, III – Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910, 1913, 1915. Вып. I-III (Репринт: М.: Паломник, 1995). CK XI-XIII – Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI-XIII вв. М., 1984.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В О. Т. включены слав. переводы ряда текстов, греч. оригиналы которых утрачены (напр., стихиры «Раскаися о злобе моей, Господи» в Неделю блудного сына, см.: Карабинов. 1910. С. 175). На л. 21 в составе канона на утрене сыропустной субботы помещена краткая Похвала (дополнение к Похвале общечтимым святым) первоучителям равноапостольным Кириллу и Мефодию и чтимым болгаро-македонским святым Иоанну Рильскому (Рыльскому), Иоакиму Сарандапорскому (см. Иоаким Осоговский ) и Прохору Пшинскому (Пчиньскому). В текст службы Страстям Христовым помимо триодного текста с новозаветными и паремийными чтениями и 12 отрывками о страстях Христовых из Евангелий в О. Т. включен древнейший список апокрифического Послания Понтия Пилата к имп. Тиберию (Acta Pilati. Л. 179-181 об.- см.: Ильинский. 1906). О. Т. использована в разночтениях издания Триодей Моминой и Н. Трунте (Triodion und Pentikostarion. 2004) и отдельно опубликована в совр. издании с указателями Э. Црвенковской и Л. Макариоской ( Црвенковска, Makapujocka. 2010). Особенностью О. Т. является присутствие в тексте многочисленных богослужебных (прежде всего относительно особенностей совершения богослужений в Сыропустную неделю, во время Великого поста, на Пасху и в дни Пасхальной седмицы) и дисциплинарных указаний (напр., о пище в период Великого поста; Дмитриевский. Описание. Т. 3). Исходя из характера этих указаний, объем к-рых в О. Т. значительно превышает их количество в греческих и славянских рукописных Триодях, А. М. Пентковский предположил, что они могут восходить либо к несохранившемуся южнослав. переводу визант. Типикона студийской традиции, либо к отдельным уставным рубрикам ( Пентковский. Типикон. С. 168). При этом он отметил (Там же. С. 167), что в болг. Триоди XIII в. (ГИМ. Хлуд. 133) имеются сходные богослужебные указания. Рукопись обильно снабжена певческой нотацией - надстрочными знаками фиты с дополнительными значками, всего в кодексе 35 фитных помет, в основном они сопровождают самогласные стихиры. О. Т. богато иллюминирована, что нехарактерно для литургических рукописей: в начале дневных служб помещены полихромные заставки и инициалы византийского, тератологического (т. н. народная тератология) и балканского (плетеные) стилей. Инициалы помещаются также в начале отдельных песнопений и чтений. Богатая иллюминация свидетельствует о том, что кодекс создавался скорее всего для кафедрального храма.

http://pravenc.ru/text/2581475.html

Саккос, большой омофор и палица. XIX в. (ЦАК МДА). Принадлежали Патриарху Московскому и всея Руси Сергию Саккос, большой омофор и палица. XIX в. (ЦАК МДА). Принадлежали Патриарху Московскому и всея Руси Сергию Греческое архиерейское богослужение. Архидиакон с трикирием . Ставленник. С. 265-329). В греч. практике дикирий и трикирий украшаются лентами и эмблемой с вышитыми на ней символом Христа и буквами альфа и омега . См. в ст. «Облачения церковные» . Для А. б. в России принято устраивать в центре храма возвышение - т. н. архиерейский амвон (др. названия - рундук, облачальное место; в Чиновнике изд. 1982-1983 неправильно назван кафедрой), на к-ром стоит архиерей, когда находится не в алтаре, а в храме, и с к-рого читается Евангелие. Сооружение высоких амвонов (метр и более высотой) в центре храма в Византии и на Руси было обычным явлением, не связанным исключительно с А. б.,- с амвона читалось Свящ. Писание, пелись важнейшие песнопения, произносились ектении . В греч. практике уже с XIV в. архиерейский амвон часто не устраивается. За рус. А. б. нередко звучат оставленные непереведенными греч. тексты: «Ες πολλ τη, δσποτα» (На многая лета, владыко - см. Ис полла эти , дэспота ); «Τν δεσπτην κα ρχιερα μν, Κριε, φλαττε» (Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани), «ρδβλθυοτεΑξιος» (Достоин - см. Аксиос ), «Κριε, λησον» (Господи, помилуй) и др.; в конце Патриаршей службы поется полихронион . Это след того, что РПЦ в течение долгого времени возглавляли греч. иерархи (Голубцов. С. 115-120). В Византии книгой, содержавшей чинопоследования А. б., был Евхологий ; на Руси рукописи Евхология (в слав. традиции разделяется на Служебник и Требник), приспособленные для А. б., обычно называли «святительскими Служебниками». С сер. XVII в. за епископской редакцией Евхология закрепилось название Чиновник архиерейский (в слав. Церквах) или Архиератикон (в греч. Церквах). Первые печатные издания: слав.- Венеция, 1538-1540; Москва, 1600, 1610, 1668, 1677, 1688, 1721, 1722, 1760, 1798; греч.- Венеция, 1714 (переиздан в 1773, 1777, 1778); К-поль, 1820. Первые печатные униатские издания: Супрасль, 1716 (под названием: «Понтификал, си есть Служебник святительский»); Унев, 1740; Супрасль, 1793. В 1910 г. в Москве с благословения Святейшего Синода был напечатан единоверческий Чиновник (тексты в нем скопированы из рукописей ГИМ. Син. 909 и 680, XVI в.). Основными богослужебными книгами, регламентирующими совершение А. б. в наст. время, являются: в РПЦ -      (М., 1982-1983. 2 т.); в греч. Церквах - Αρχιερατικν. (Αθναι, 19992). Божественная литургия

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

В 1923 г. состоялись перерегистрация ОДПИ, утверждение нового устава и началась передача коллекций об-ва в гос. собрания. С 1924 по 1929 г. на заседаниях ОДПИ выступили 55 докладчиков со 118 докладами. Распоряжением уполномоченного Главнауки Наркомпроса РСФСР в Ленинграде ОДПИ в 1930 г. было присоединено к Научно-исследовательскому ин-ту книговедения, являвшемуся структурной частью Гос. публичной б-ки, что фактически означало конец его существования. Сам НИИ книговедения был упразднен в 1-й пол. 1933 г. В настоящее время большая часть собрания рукописей (свыше 1700), а также деловые бумаги и архив ОЛДП хранятся в НИОР РНБ (Ф. 536), часть рукописей - в ГИМ, часть документальных материалов - в РГИА. Собрание икон в 20-х гг. XX в. поступило в Русский музей, а б-ка (свыше 15 тыс. названий, свыше 30 тыс. томов) - в Государственную публичную б-ку. В 2008 г. было принято решение возродить традиции ОЛДП на базе НИОР РГБ в Москве. Осенью того же года утвержден устав благотворительного фонда содействия развитию культуры «ОЛДП», председателем правления к-рого стал Г. Л. Стерлигов. Основной целью фонда стало факсимильное издание различных редких и ценных памятников отечественной книжной культуры, а также просветительская деятельность. 5 окт. 2011 г. его отд-ние открыто в С.-Петербурге, торжественные мероприятия прошли в Шереметевском дворце (т. н. Фонтанном доме Шереметевых). Ист.: Устав ОЛДП. СПб., 1877. Отчет о деятельности ОЛДП за 1877 г. СПб., 1878; Отчеты о заседаниях Имп. ОЛДП в 1885-1910 гг. СПб., 1897-1911; Краткий отчет о деятельности Об-ва любителей др. письменности и искусства за 1917-1923 гг. СПб., 1925. (ПДПИ; 190); Афонская экспедиция ОЛДП, 1906: В 2 кн. М., 2012 (РДМДМ; 7). Лит.: Записка об учреждении Об-ва любителей древнеслав. письменности. СПб., 1877; ОЛДП//ВАИ. 1888. Вып. 7. С. 4-16; Памяти кн. П. П. Вяземского. СПб., 1888; Шереметев С. Д. Основание ОЛДП, 1877. СПб., 1891; Лопарев Х. М. Описание рукописей ОЛДП. СПб., 1892. Ч. 1: (F. I - F. 190); 1893. Ч. 2: (Q.

http://pravenc.ru/text/2578103.html

Историк обладал прекрасной памятью и знанием фактов, был неутомим в поисках документов и исторических свидетельств, записывал устные предания об исторических лицах и событиях, вел обширную переписку с провинциальными собирателями старины. Б. состоял членом ряда научных об-в и общественных комитетов: Московского слав. благотворительного комитета (с 1858), ОЛРС (с 1859), Русского исторического об-ва (с 1867), Московского археологического об-ва (с 1871), ОЛДП (с 1888). Арх.: РГАЛИ. Ф. 46 [П. И. Бартенев]; Ф. 743 [С. П. Бартенев]; ГИМ ОПИ. Ф. 445 (в составе коллекции Чертковых); РГБ ОР. Ф. 218; ИРЛИ. Ф. 18, 377. Соч.: Воспоминания о Н. В. Шеншине//РА. 1864; Воспоминание о митр. Филарете//Там же. 1888. Кн. 2; Я. И. Булгаков//Там же. 1889. Кн. 1; Мои записки с 18 ноября 1854 года по июль 1858 года//Там же. 1892. 2; К столетию кн. П. А. Вяземского//Там же. 1892. Кн. 2; И. Е. Забелин//Там же. 1892. Кн. 3; Император Александр III//Там же. 1894. Кн. 3; Адам Мицкевич//Там же. 1898. Кн. 2; Воспоминания о студенческой жизни//Там же. 1899. Кн. 1; Несколько слов о М. П. Погодине//Там же. 1900. Кн. 3; Воспоминания о С. М. Соловьеве//Там же. 1907. Кн. 2; Воспоминания П. И. Бартенева (продиктованные им в 1910 г. дочери)//Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XIX вв. М., 1991. Т. 1; О Пушкине. М., 1992. Лит.: Бартенев П. С. П. И. Бартенев: [Некролог]//РА. 1912. 12; Мироненко М. П. Исторические взгляды П. И. Бартенева//Вопр. источниковедения и историографии досоветского периода. М., 1979; Зайцев А. Д. Петр Иванович Бартенев. М., 1989; Бухерт Г. О работе П. И. Бартенева в архивах МИД//АЕ за 1991 г. М., 1994; Трусевич О. Г. П. И. Бартенев - библиотекарь и библиограф (1829-1912)//Библиотека и история. М., 1994. Вып. 2; Березин-Ширяев Я. Ф. Воспоминания о Бартеневе//Река времен: Кн. истории и культуры. М., 1995. Кн. 2. В. А. Фёдоров Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф

http://pravenc.ru/text/77626.html

Brux., 1982. P. 167). Визант. серебряные К. VI-VII вв. в виде глубоких чаш, декорированные медальонами с чеканными изображениями Иисуса Христа, апостолов, ангелов и с рельефными узорами на гладком фоне, сохранились в ГЭ ( Банк. 1966. Ил. 86, 87). Визант. серебряное К. VI в. цилиндрической формы с чеканными многофигурными изображениями и орнаментальной каймой по борту, изготовленное в античных традициях, хранится в Археологическом музее Стамбула ( Она же. 1978. С. 19. Рис. 3). В VI-VII вв. в разных регионах христ. мира были распространены отлитые из бронзы подвесные на 3 цепях К. в виде глубоких чаш с рельефными изображениями святых ( Иосебидзе, Бурчуладзе. 1987). В собрании ГИМ имеется бронзовое литое К. XI-XII вв. византийской работы, сделанное в форме ажурного яйца на 3 ножках, с крышкой и с крепящейся сбоку втулкой для ручки (Путь из Варяг в Греки. 1996. С. 88, 765). С нач. XI в. на Западе преобладают К. в романском стиле. В это время окончательно формируются основные элементы К.: подставка (поддон), угольный контейнер, крышка, цепи для переноски, цепедержатель, к которому они крепятся; крышка снабжается дополнительной цепочкой. Угольный контейнер и крышка романских К. на начальном этапе, как правило, образовывали сферу или яйцо, однако постепенно крышка вслед. декорирования приобрела вид самостоятельной детали ( Braun. 1932. S. 611-617). Характерный пример - К. из Трира, крышка к-рого украшена фигурками библейских персонажей: Авеля с агнцем, Мелхиседека с хлебом и чашей, Авраама, приносящего в жертву Исаака, Исаака, который благословляет Иакова; во фронтонах помещены фигурки Моисея, Аарона, Исаии и Иеремии; венчает крышку Христос в виде Соломона, восседающего среди 12 львов ( Witte. 1910. N 5. S. 146-147). Романские К. украшались в основном орнаментами с вьющимися растениями, листьями, птицами, животными. В период готики К. становятся более угловатыми, верх крышки вытягивается и принимает форму конуса, крышки часто оформляются в виде готических соборов и в 2-3 раза по своей высоте превышают ширину угольного контейнера.

http://pravenc.ru/text/1319774.html

Она была создана для игум. неизвестного мон-ря (может быть, Зографа) Никодима. Кодекс нашел Григорович в 1844 г. на Афоне, в нише больницы Зографского мон-ря. В наст. время рукопись разделена на 2 части: основная (76 л.) хранится в ОГНБ, а 2 тетради, переданные В. И. Григоровичем для изучения И. И. Срезневскому, в 1910 г. в составе собрания последнего поступили в БАН (24.4.12). В совокупности кодекс содержит 92 л. пергамена размером 20,3-21×11,5-12,5 см. Начало рукописи и ряд листов в середине утрачены еще до ее обретения. Минея украшена 6 плетеными заставками, раскрашенными желтой и зеленой краской и представляющими ранний вариант «балканского» стиля книжной орнаментики, инициалами в старовизант. стиле и вязью сложного рисунка в заголовках. Иллюминация, возможно, выполнена самим Д. М. «Выходная» запись Д. М. находится в рамке на л. 92 (одесская часть кодекса) и содержит этикетную формулу радости по поводу окончания работы («Якоже страннии радуются видети отчьство и иже в море вльнееми обрести пристанище бури, тако и пишущий радуется видети конец книзе») - уникальную для южнослав. традиции XIII в. и крайне редкую даже в рукописях XVI-XVII вв., но широко распространенную в древнерус. письменности начиная с XII в. (см. ст. Добрилово Евангелие ). На основании этого можно предположить, что Д. М. мог ориентироваться на некий восточнослав. образец, но др. признаков «первого восточнославянского влияния» в переписанных им кодексах не наблюдается. Рукопись содержит один из древнейших южнославянских списков службы Константину (Кириллу) Философу и один из 2 (2-й в Драгановой Минее) сохранившихся списков службы архиеп. Мефодию с каноном Константина, еп. Преславского, снабженным именным акростихом (обе в составе с.-петербургских отрывков). Текст служб по данному списку неоднократно публиковался (см.: КМЕ. Т. 3. С. 653, 658-660). Помимо Добриановой Минеи Д. М. несомненно переписал, во всяком случае дошедшие отрывки, части служб на 19-е и 22-25-е числа Минеи Служебной на сент., сохранившейся в составе коллекционного сборника-конволюта (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/178637.html

В. О различных подходах к гармонизации Херувимской песни в партесных композициях сер. XVII - нач. XVIII в.: На мат-ле рукописи ГИМ, Син. певч. 657//Гимнология. М., 2000. Вып. 1. Кн. 2. С. 416-428; Верхняцкая Н. Распев Киево-Печерской лавры: устная и письменная традиции и их взаимодействие в XIX-XX вв.//Наук. bichuk НМАУ. 2003. Вип. 24: Старовинна музика: сучасний погляд. Кн. 1. С. 108-117; Спиридон (Письменный), игум. Распев Киево-Печерской лавры (к вопросу о выделении в распев лаврских напевов)//Регентское дело. К., 2004. 8. С. 51-53; он же. Несколько слов об истории Киево-Печерского лаврского распева//Там же. 2005. 1. С. 14-23; Зihчehko В. О. Принципи фikcaцiï фimhux poзcnibib в украïнських homoлihiйhux Ipмoлoriohax kih. XVI-XVIII ст.//Наук. bichuk НМАУ. 2006. Вип. 41: Старовинна музика: сучасний погляд. Кн. 2. С. 136-150; Прилепа О. П. Семантичне поле «nocnibkoboro словника» Ipмoлoriohy//Там же. 2006. Вип. 60: Teopemuчhi та npakmuчhi аспекти музичного смислоутворення. С. 175-179; она же. Icmopuчho ycmaлehi форми nocnibok у mpaдuцiï//Там же. 2008. Вип. 78: Mucmeцmboзhabчi пошуки: Зб. наук. ст. та есе, присвячений юbiлeю Н. О. Герасимовоï-Персидськоï. С. 161-171; она же. Функции музыкального текста в воплощении канонического текста Богородичных песнопений в традиции богослужебного пения Киево-Печерской лавры (по источникам кон. XVI - нач. XIX ст.): Канд. дис. К., 2011; Кожан О. Функции неизменяемых песнопений в циклизации всенощного бдения//Наук. bichuk НМАУ. 2008. Вип. 76: Наукова думка молодих: Зб. ст. Кн. 2. С. 134-143; она же. Факторы интонационной однородности Киево-Печерского распева//Там же. 2012. Вип. 99: Музичне мистецтво: cyчachi аспекти дocлiджehhя: Зб. ст. С. 101-120; Костюк Н. О. Лавра//Украïнська музична ehцukлoneдiя. К., 2008. Т. 2. С. 365-368; Пархоменко Л. О. Kaлiшebcьkuй Я. С.//Там же. 2011. Т. 2. С. 293; Шевчук О. Ю. hacnib//Там же. С. 368-369. Дискогр.: Изд. Киево-Печерской лавры: Братский хор Киево-Печерской лавры под упр. уставщика, игум. Флавиана (Приходько): Великая ектения, «Блажен муж», «Благообразный Иосиф», «Ангел вопияше»: (Запись 1910 г.)//Записи старинных церк.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

Виноградов Василий Петрович (1885–1968), магистр богословия (1914). Доцент (1910 –30.12.1916, 27.05–20.08.1917), профессор (с 21.08.1917), проректор МДА, преподаватель Московской духовной семинарии (1917), преподаватель МВЖК, член (с 1918), председатель (1923–1924) Московского епархиального совета (1918–1922), сотрудник ГИМ. Сотрудник, ответственный редактор (с 1914) журнала «Христианин». В 1920–1930-е подвергался репрессиям, в течение 16 лет провел, в общей сложности, около 6 лет в концлагерях в Пермской обл., в Вишерских лагерях, на Дальнем Востоке. После освобождения настоятель ряда церквей Москвы и Калужской епархии. В 1942 эмигрировал в Латвию, был ректором Виленской семинарии (до 1944), затем переехал в Австрию и Германию; Виноградов Николай Дмитриевич (1868–?), философ, психолог, педагог, магистр (1906), доктор (1912) философии. Приват-доцент, профессор (с мая 1917) историко-филологического ф-та М.у., заведующий и преподаватель Высших женских юридических и историко-филологических курсов В. А. Полторацкой, Педагогического ин-та им П. Г. Шелапутина, Городского народного ун-та им. А. Л. Шанявского; Виноградов Павел Гаврилович (1854–1925), историк-медиевист, магистр (1881), доктор (1887) всеобщей истории, член-корр. (1892), академик (1914) Петербургской АН, иностранный член Королевской Датской академии в Копенгагене (1909), член Британской Академии (1906), член-корр. Берлинской АН (1911). Преподаватель МВЖК (1876–1888), преподаватель (с 1878), доцент (1880–1883), профессор (1884–1901, в 1908–1911 – сверхштатный), почетный профессор (1916) историко-филологического ф-та М.у. В 1901 покинул Россию, с 1902 – профессор, с 1903, по приглашению Оксфордского ун-та, занял кафедру сравнительного правоведения в Корпус Кристи Колледже, с 1907 директор Селдоновского об-ва, доктор Даремского, Кембриджского, Гарвардского, Ливерпульского ун-тов. В 1917 ему было пожаловано рыцарское звание, в 1918 принял британское подданство; Виппер Борис Робертович (1888–1967), историк, искусствовед, магистр (1918), доктор искусствоведения (1943), член-корр. АХ СССР (1962), заслуженный деятель искусств РСФСР. Преподаватель (с 1915), профессор (с 1918) историко-филологического ф-та М.у., сотрудник Ин-та искусствознания и археологии при ФОН МГУ (1921–1924). С 1924 по 1941 в эмиграции в Риге, преподаватель Латвийского ун-та (1924–1941). В 1941 вернулся в Москву. Профессор Ташкентского ун-та (1942–1943). Профессор (1943–1954), зав. кафедрой общего искусствознания филологического, затем зав. кафедрой западноевропейского искусства исторического ф-та МГУ; зам. директора по научной части и председатель экспертного совета ГМИИ им. А. С. Пушкина (1944–1967). Сын Р. Ю. Виппера;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Одним из первых Г. научился идентифицировать жилища древнего каменного века (палеолита) на Тимоновской стоянке (1928), раскапывал памятники (в основном курганы) эпохи бронзы на юге России, городища раннего железного века (Бельское, Елизаветинское и мн. др.) и средневековья (широкие раскопки в кремле Переяславля Рязанского, в Ст. Рязани (1924), в т. ч. остатки Борисоглебской ц. XII в.; Канищевское городище (1939); Маджар). Он - автор более 200 научных трудов по общим вопросам археологии, первобытным и средневек. древностям, по этнографии, исторической географии, нумизматике. Г. создал хронологическую периодизацию археологии культур эпохи бронзы степной и лесной зон Вост. Европы, до сих пор сохраняющую актуальность и сопоставимую по значимости с выдающимися открытиями основателей хронологических систем Сев. (О. Монтелиус) и Центр. Европы (П. Рейнеке). Г. развил методику полевых исследований, преподавания и популяризации археологии, включения ее в музейные экспозиции. Он воспитал десятки талантливых учеников. Археологические коллекции Г. поступали сначала в специально созданное хранилище Рязанского музея (РИАМЗ), затем в Российский исторический музей, где Г. участвовал в создании первых археологических экспозиций, основанных на хронологических и географических принципах показа памятников. Он был инициатором создания Об-ва друзей Российского исторического музея (1919-1929, с 1922 председатель). В 1914 г. по инициативе Г. в музее открылось первое в России специально оборудованное научное хранилище археологических материалов (зал Отдела дополнительной коллекции доисторических древностей) и разработана методика работы с памятниками археологии (систематизация, классификация, датировка). Одним из направлений в работе Г. стало сопоставление рус. народного искусства с верованиями скифо-сарматского мира. Арх.: ГИМ ОПИ. Ф. 431. Осн. соч.: Первобытная археология: Курс лекций. М., 1908; Бытовая археология: Курс лекций. М., 1910. С. 127-142; Руководство для археол. раскопок. М., 1914; Культуры бронзовой эпохи в Ср.

http://pravenc.ru/text/166255.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010