Сильвестр в 1751 перев. из Тихвина; до 1756. Иоасаф Миткевич 10 февр. 1756 перев. из Антониева, а 26 апр. 1758 хирот. в еписк. Белгородского. Архиереи Парфений Сопковский 23 апр. 1758 перев. из Антониева, а 6 нояб. 1759 хирот. в викария Новгородского, с оставлением при нём настоятельства. 7 мар. 1761 перев. в Смоленск. Тихон Соколов , викарий Новгородский, с 17 апр. 1761, 3 февр. 1763 перев. в Воронеж. Иннокентий Нечаев , викарий Новгородский, с 6 апр. по 8 мая 1763; перев. в Тверь. Архимандриты Иоанн Никитин в 1763 перев. из Деревяницкого, а 15 июля 1764 хирот. в викария Новгородского. Антоний , из келарей Троицкой Сергиевой Лавры, с 1764, а 12 авг. 1767 хирот. в викария Новгородского. Лаврентий Баранович в июле 1767 перев. из Антониева, а 6 авг. 1774 хирот. в еписк. Вятского. Тарасий Вербицкий в июле 1774 перев. из Антониева, а 2 апр. 1775 перев. в Иверский. Арсений Бузановский 2 апр. 1775 перев. из Спасо-Ярославского, а 26 мая 1782 – в Юрьев. Феофил Раев в июле 1782 перев. из Антониева, а 21 апр. 1787 хирот. в викария Новгородского. С 1787 г. мнтрём сим управляли викарии Новгородские, и доныне. 3 Иверский Богородичный, на острове озера Валдайского, основан патриархом Всероссийским Никоном около 1653 г. Ныне первоклассный. [IV, 216; VI, 1002.] Архимандриты Иаков , в авг. и дек. 1653. Дионисий , с янв. 1654; † 26 авг. 1658. Филофей , с 1658; † 18 апр. 1669. Феодосий , бывший игум. Буйницкий, определён 1 июля 1669; † 18 окт. 1671. Евмений определён 1 янв. 1672, из наместн.; † 19 июля 1681. Зосима , в 1681 и 82. Иосиф , с 1682; † 6 янв. 1692. Феогност Клокачев пост. 21 февр. 1692; † 28 окт. Антоний Богдановский , в дек. 1692–99. [ Боголеп в 1697 перев. в Тихвин]. Гавриил Донецкий (бывший архим. Симоновский) в мар. и апр. 1699. С 1704 архим. Юрьевский. Тарасий , в апр. 1699–1704. Аарон Еропкин , в янв. 1704, а 27 дек. 1708 перев. в Юрьев. Вениамин в янв. 1709 перев. из Клопского, а 2 сент. 1712 в Хутынь; мнтрь же приписан к Александро-Невской Лавре. (Состоял до 30 июля 1730, и был строителем).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епифаний (архим.) 1762–67. Герман 1767 перев. из Сковородского, и в 1768 – в Духов. Амвросий 1768 перев. оттуда же; до 1770. Игнатий перев. из Спасо-Запруденского 1770–79, 13 авг. перев. в Духов. Нафанаил , 1779 и 80. Даниил определён в янв. 1781–1783, 19 июня перев. в Долматов. Афанасий Вольховский в 1783 перев. из Новгородского Кириллова, а 23 нояб. – в Вяжицкий. Анастасий , 1783–85, 22 дек. уволен на покой. Игнатий 12 июля 1794 уволен на покой. Стефан , с 1794. Мефодий , бывший строитель Крыпецкий, с.... 1800; 14 нояб. уволен на покой. Мисаил Джурский 14 нояб. 1800 перев. из Ошевенского, а 13 февр. 1805 – в Кириллов. Захарий 13 февр. 1805 перев. из Ошевенского, а в 1812 уволен на покой Кесарий (sic.) 1838–41. Питирим , 1842–51. Иларий перев. из Дымского 1852–59. Димитрий , 1860–63. Архим. Амфилохий , 1864–66. Игум. Амвросий , 1869. 12 Кириллов, от Новгорода в 3 верстах, на Волховце; основан (как полагают) в исх. XII века. Ныне 3-го класса. [IV, 501.] Игумены Онисим , 1196. Иосиф убит 1381. Корнилий , 1532, 11 февр. 1537 огорел. Парфений , 1546 и 1547, 28 нояб. Симеон , 1555. Антоний , 1558–60. Никифор , в нояб. 1563. [С 1570 мнтрь пустел до 1583 (Акт. Ист., I, стр. 458) и оправлен на царское жалованье]. Ксенофонт перев из Тихвина 1581 до 1587. Авраамий , 1587–92. Киприан , 1607. Алексей , 27 дек. 1640. Геннадий , 29 нояб. 1644. Иосиф , 1654 и 55. Тарасий , строитель, в июле 1658, 1663. Анофрий , в апр., июле 1666, 1667. Иаков , в янв. 1673, февр. 1677. Варлаам в нояб. 1684 перев. в Великолуцкий Троицкий. Зосима , 1690. Иосиф , с 1692. Иона (архим.), в февр. 1705. Антоний в и 1720 перев. из Нередицкого. Иоасаф , 1727–34. Симеон в 1736 перев. в Крестный. Афанасий , 1736 и 37. Варсонофий 11 дек. 1741 уволен на покой, († 26 мар. 1744). Корнилий , 1756 и 57. Алексей (архим.) в 1761 перев. из Спасского Каргопольского, а 28 мар. 1767 – в Клопский. Иоанн (архим.) с 1767; † 2 апр. 1774. Сергий Шпаковский с 21 мая 1774, а 20 дек. 1776 перев. в Старорусский Спасский. Афанасий Вольховский , с 1777, а в 1783 перев. в Отеньский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Настоятели Алатырского Свято-троицкого монастыря Строители 1) Евфииий (игумен), 21 февраля 1612 г. 2) Порфирий (игумен), в апреле 1613 г. 3) Иоасаф Петриков, 1618 и 1619 гг. 4) Сергий, 1623 г. 5) Прохор, 3 января 1627 г. 6) Севериан, 1627 и 1628 гг. 7) Симон Азарьин, 1630 – 1634 г. Симон Азарьин известен своими литературными трудами. Он больной пришел к архимандриту Троице-Сергиевой Лавры Дионисию за 9 лет до его смерти, получил от него исцеление и шесть лет служил ему келейником. В 1630 году Симон Азарьин был назначен в Алатырский Свято-Троицкий монастырь строителем, но в 1634 г. воротился в лавру и был сделан казначеем, а в 1646 г. келарем (см. материал для историко-топограф. исследования о православных монастырях в Российской Империи, В. Зверинского, т. II, и стр. 362) 8) Нифонт Кобылин, 1650 года. 9) Феодул Рогозин, 1692 – 1694 г. 10) Вассиан, 1697 и 1698 гг. 11) Макарий Дубинский, с 1697 по 1705 г. 12) Лев Александровский, 1705 – 1720 г. 13) Иона Иоаннович Шатилов, 1708 г. 14) Аарон Лихошин, 1720 г. 15) Феодорит Кайсаров, в декабре 1721 г. 16) Иннокентий Григорьев, с 1721 по 1723 г. 17) Иоасаф, 1723 и 1724 гг. 18) Серапион Лаврентьевский, в июле 1724 г. 19) Каменский, переведен из Св. Троицко-Сергиевой лавры, где был оружейным старцем (см. описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшаго Синода, 1725 г. т. V. 20) Леонтий Яковлев с 1732 – 1742 г. 21) Меркурий Абрамов 1742 – 1752 гг. 22) Иоанн Никольский, 1752 – 1765 г. Архимандриты 23) Виктор, управлял с 1765 – 1766 г. 24) Геннадий, управлял с 1766 по 1767 г., переведен в Нижегородский Благовещенский, где пробыл до 1770 г. 25) Варлаам, переведен из Оранского; управлял с 1767 по 1770 г.; в декабре переведен в Нижегородский Благовещенский монастырь. 26) Иона, переведен из Оранского, управлял с 1773 по 1780 г., переведен в Нижегородский Благовещенский монастырь, где пробыл до 1798 года. Игумены 27) Арсений управлял с 1782 по 1786 г. 28) Самуил с 1786 по 1796 г. Архимандриты 29) Аврамий, с 1796 по 1798 г., был игуменом, а в 1798 году, по случаю учреждения архимандрии, посвящен в архимандриты и управлял монастырем до 1827 года; в 1827 году, за слепотою глаз, от настоятельской должности уволен и жил в сем монастыре на покое, и где и скончался в 1837 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Арсений , в 1824. Израиль , 1824–26, перев. в Корнилиев Комельский. Вениамин , 1826–28. Иннокентий , 1828–31. Филадельф , 1831–33. Амвросий , архим. Каменного Духова монастыря, управлял 1833–36. Нифонт , 1836–40. Иосиф , 1840–43. Василий , 1843. Макарий , 1844–46. Виктор , игум., 1846–48. Геннадий , 1848–50. Феодосий , игум., 1850–55. Виссарион , 1855. Леонтий , 1856. Никон Пономарев , игум., определён 1 апр. 1857; 5 сент. 1859 перев. в Арсениев Комельский. Фалассий , 1859–63. Ириней , игум., определён 18 июля 1863, а 1867 перев. в Арсениев Комельский. Серафим , игум., с 1867. 27 Семигородняя Успенская пустынь, от Кадникова в 30 верстах, возобновлена в начале XVII века. До 1650 была женская, потом мужская. Ныне заштатная. [VI, 81.] Игуменьи Иулиания Медведева , возобновительница, 1632, 33. Маремиана , преемница; упом. 1643–1651, вскоре †, и мнтрь уничтожился. Строители Арсений , с 1652. Митрофан † 1658. Дионисий , 1659–1664. Герасим , 1664–68. Кирилл , 1668–71, 23 февр. Дионисий , 23 февр. 1671–1681, дек. 27. Иоасаф , 27 дек. 1681–1685, перев. в Вологодский Илиинский. Макарий , 1685–90, 14 окт. Сергий , в 1690–92. Филарет , в 1692–95. Сильвестр , с 1695 по 1714. Варлаам , 17 сент. 1714–1717. Павел , в 1717 и 18. Арсений , в 1719–26. Дионисий , в 1727–30. Павел , 27 янв. 1731–1740. Рафаил , 1740–43. Макарий , в 1744 и 45. Исаия , в 1745 и 46. Варлаам , с 1747, а 22 дек. 1752 перев. в Александровский Куштский. Феофилакт , с 22 дек. 1752 до 13 февр. 1755. Иаков , 13 февр. 1755–1756, 20 мар. Ефрем (наместн. Глушицкого монастыря) 20 мар. 1756–1757, февр. 24. Феофилакт , 24 февр. 1757–1764. февр. Моисей , игум., 2 мар. 1764; упом. 1767. Варлаам , игум., в 1770 и 72. Алексий , 1775–77. Арсений , 1777–81. Товия , 1782–85. Антоний , 1785–91. Израиль , 1791–94. Иерофей , 1795–1802. Варфоломей , бывший строит. Коневца, с 1802, а 20 дек. 1809 перев. в Спасский Суморин мнтрь. Геннадий , с 20 дек. 1809; в 1818 произведён в игум.; в 1827 перев. в Спасский Суморин мнтрь. Мельхиседек , в 1827–31.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоаким , 1769–76. Николай , игум., перев. из Владычня 1779–86. Иероним , игум., 1792. Галактион 1800 перев. из Арзамасского Спасского (Ист. Иер., III, 262) в Белевский Спасений. 3 Венев Николаевский, от Тулы в 32 верстах, по Веневской дороге. [III, 517.] 30 июля 1651 был приписан к Саввину Сторожевскому, а 22 нояб. 1677 – к патриаршему дому. В 1725 перев. был в Яблокову пустынь, но оставлен 1727. Упразднён в 1764 г., а 1770 обращён в приходскую церковь . Игумены ? Пётр , 1407. Аввакум , в февр. и мар. 1566. Феодосий , 1584–1606. ? Матфей , 1593. ? Сильвестр , 1602. 239 Варлаам , 1612–24. Иосиф , 1628–35, нояб. Моисей , келарь, 1636 и 37. Феодосий , в янв. 1641, в янв. 1643. Строит. Пафнутий , 1653. – Леонид , 1656. Игум. Кирилл , 1666–68, 13 нояб. уволен. Строит. Филарет Чернеев определён 13 нояб. 1668. – Василий , в сент., нояб. 1669, в июле 1670. Игум. Сергий , в мар. 1673. Келарь Филарет , 10 янв. 1676. Игум. Софроний , 1677. – Сильвестр , 1692. Архимандриты Иосиф , 1698 (Сах.) Антоний , 1 июля 1701. Никодим Клечковский определён в окт. 1701–5. Варсонофий , 1707–12, в сент. отставлен. (Жил в 1725). Иларион определён в янв. 1713, 1717, † 25 авг. Тит , 1717–26, 5 янв. перев. в Яблонов. Тит (опять) перев, из Яблонова 1727; † 9 дек. 1730. Пахомий определён 28 янв. 1731–39. Дионисий Крапивин , бывший архим. Переяславль-Залесский Данииловский, определён 13 сент. 1742, а 27 янв. 1749 уволен на покой. Питирим , бывший …, определён 27 янв. 1749. Софоний (не из Голутвина-ль?) 1755 и 1756. Флавиан , 1758–61. Вениамин (не из Голутвина-ль?) 1761–64. Питирим , 1764. 240 Герасим , игум, 1765 перев. в Владычен. Годеон , 1766. 241 Пахомий Бохин , 1767. 242 4 Жабинская (Жебылинская) Введенская пустынь, от Белева 5 вёрст, основана в начале XVII века; ныне заштатная. [IV, 102.] Строители Макарий , преподобный, † 22 янв. 1623. Тихон , игум., 1710–18, перев. в Белевский Спасо-Преображенский. Феодул 1766 перев. из Шаровкина монастыря. Исаакий , в мар. 1781. Сергий † 1812. Венедикт , 1840 и 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Троицкий, в городе Алатыре, некогда приписной к Троице-Сергиевой Лавре, ныне 3-го класса. [III, 84; VI, 939.] Строители Евфимий (игум.) 21 февр. 1612. Порфирий (игум.) в апр. 1613. Иоасаф Пестриков , 1618 и 19. Сергий , 1623. Прохор , 3 янв. 1627. Севириан , 1627 и 28. Симон Азарьин , 1631–33. Нифонт Кобылин , 1650. Нил , в апр. 1664. Феодул Рагозин , 1692–94. Вассиан , 1697 и 98. Макарий Дубенский , 1702. Аарон Лихотин , 1720. Феодорит Кайсаров , в дек. 1721. Иоасаф , 1723 и 24. Серапион Лаврентьевский , в июле 1724. Архимандриты Виктор , 1752, 1765 и 66. Геннадий , 1766 и 67, перев. в Нижегородский Благовещенский. Варлаам перев. из Оранского 1767–1770, в дек. – в Нижегородский Благовещенский. Иона , из Оранского, 1773–1780. Авраамий , с 1798 ? 1802–28. Арсений , 1828–34. Герман , 1834–39. Иоанн , 1845. Иезекииль , 1846–53. Авраамий , 1854–69. 2 Алатырского уезда, Низсурского стана, Вознесенской Кирилловой пустыни 317 строит. Серапион † 1685. В 1687 приписана к Желтоводскому. 3 Алатырского уезда, Верхосурского стана, Печерская. Казанской Богородицы, пустынь в 1693 г. приписана к Нижегородскому архиерейскому дому. [V, 553.] 4 Курмышский Рождественский (на посаде), в февр. 1657 г. приписан к патриаршему дому; упразднён. [V, 688.] Игум. Феодосий , 1584. – Иона , 1627–34, в янв. (sic) 1650. – Никандр , в сент. 1652. Строит. Иона , в июле 1655. Игум. Тимофей отставлен 2 февр. 1660. Строит. Иона определён 22 июля 1660, из бывших игум. Угрешских. Игум. Викентий , 1661. Казначей Феодор , в апр. 1667. Игум. Пафнутий , в дек. 1677. Строит. Вассиан , 1682. – Нофтон , в янв. 1699. 5 Спасо-Преображенский, в городе Самаре, в 1648 г. приписан к патриаршему дому, а в 1670 – проч. В 1738 г. упразднён. [VI, 3, 215.] Игум. Феодорит , 1631. Чёрный поп Моисей , 1640, 82 (у Невоструева). Строит. Исаия , 1648 и 44, 47. Игум. Варсонофий , 1646. – Арсений , 1647. – Сергий , в апр. 1661. Строит. Иосиф , 1665, 83. Игум. Иоасаф 1684 перев. из Симбирского Успенского (то ж).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протасий , 1686–88. Арсений , 1689. Матфей , 1692. Филарет , 1695. Мисаил , 1732. 44 Ксенофонтов, от Новгорода в 25 верстах, основан св. Ксенофонтом в 1262 г.; 16 янв. 1653 приписан был к Хутыне; упразднён 1764. [IV, 878.] Строитель Димитрий , 1647. 45 Пантелеймонова, под Новгородом, упразднённого [V, 454]: Игум. Аркадий , первый... [Игум. Михаил , XIV века; сего или Псковского?] – Зосима (Карамз. IV, прим. 227) 32 . Строитель Леонид , 1671. 20 мая 1667 приписан к Юрьеву. 46 Евфимиин, в Новгороде, основан в исх. XII века, упразднён 1786 г. [IV, 97.] Игуменьи Феодосия , 1618. Марфа , 1623. Маремиана , в янв. 1659. Мария , 1678. Надежда , 1685. Агафья , 1694–98. Строительница София , 1737 и 38. Дорофея , 1764–66. Нимфодора , 1767–78. Дорофея перев. из Сыркова 1778; до 1786. 47 Михалицкий (Рождественский) и Михайловский Маленн, на Молоткове, в Новгороде, основан в исх. XII века. В 1775 перев. (?) в Сокольницкий. Упразднён 1786. [V, 80.] Игуменьи Александра , 1594 и 95. Марфа , 1606. Анна , 1608. Евгения , 1617. Мавра , в янв. 1647. Марфа , в мар. (sic) 1б54, мар. (sic) 1660. Марфа , 1675–92. Мария , 1702. София Логачева , 1764–66, перев. в Зверин. 48 Сокольницкий Николаевский, под Новгородом, существовал в исх. XIV века; упразднён 1786 г. [VI, 172.] Строительницы Пелагия , 1627–31. Евфимия , 1653. Екатерина , в мар. 1676, 1679, 1686. София , 1736–45. Ирина , 1765–80. Павла Щепотева 1786 перев. в Духов. 49 Ковалев Спасский, под Новгородом, существовал в XIV веке; в 1686 приписан был к Новгородскому архиерейскому дому; упразднён 1764. [IV, 546.] Игумены Тихон , 20 февр. 1595. Арсений Столыпин , 20 янв. 1558. Феодосий , строитель, 1624. Евфимий , в янв. 1633. Пимен , 1646. Зосима , 1653 и 54. Арсений , 1655 и 56, 58, июль. Зосима , 1670 и 71. Ануфрий , в янв., мае 1674. Савва , 1676–78. Перфений , 1686. Игнатий , строитель, в янв. 1689. 50 [IV, 576] Написанное под этим в подлиннике зачёркнуто. 51 Горнецкий Спасский, от Новгорода в 60 верстах; в 1667 приписан к Юрьеву, а 1685 к Новгородскому архиерейскому дому; упразднён. [III, 746; VI, 241.] Строители

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) «...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) Первоначальный Б. получает благословение Божие (Быт 1. 28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2. 24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19. 5-6). «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов. «Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно» ( Ioan. Chrysost. In Col. 12. 5). Такое единение мужчины и женщины есть тайна; она превышает разумение человека, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с др. таинствами (ср.: Clem. Alex. Strom. III 12, 17). В Б. всегда присутствует Бог, об этом свидетельствует Свящ. Писание: Бог приводит жену к Адаму (Быт 2. 22); жена Богом «предназначена тебе от века» (Тов 6. 18); «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей» (Мал 2. 14); Б.- «завет Бога» (Притч 2. 17); Бог сочетал мужа и жену (Мф 19. 6); Б., по ап. Павлу, должен быть «только в Господе» (1 Кор 7. 39; 11. 11). Отцы и учители Церкви подчеркивали мысль о присутствии в Б. Самого Бога: «Господь... пребывает с ними (мужем и женой христианами.- В. Ц.) вместе» ( Tertull. Ad uxor. II 9); Бог «Сам Творец супружества» ( Greg. Nazianz. Or. 37). 13-е прав. Трулльского Собора говорит о том, что Б. «Богом установленный и Им в пришествии благословенный». Б. строится на чувстве удовлетворенной любви, а поэтому на чувстве полноты и блаженства. Б. первозданной четы, по воле Божией, был моногамным («будут [два] одна плоть»; «двое, а не трое или четверо» - Tertull. De exhort. castit. 5), ибо лишь в моногамном Б. возможно полное проявление взаимной близости супругов. Б. есть «Тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь» ( Мейендорф.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

13. А в эти дни в числе наших пресвитеров оказался некто, отравленный ядом лжеучения саддукеев 1691 , говоривший, что воскресения из мертвых не будет. А когда мы утверждали, что это предсказано в Священном Писании и доказано учением апостолов, он ответил: «Известно, что об этом сказано много. Но мы не уверены, так это или нет, тем более что Господь, разгневавшись, сказал первому человеку, сотворенному им святой рукой: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» 1692 . Что вы на это ответите, вы, которые предсказываете грядущее воскресение? Ведь божество не обещает, что человек, который превратился в прах, вновь воскреснет». А я ему в ответ: «Полагаю, что всякому католику ведомо сказанное об этом самим Господом и нашим Искупителем и патриархами. Ибо в книге Бытия записано, что когда умирали патриархи, Господь говорил: «Ты умрешь в доброй старости и приложишься к народу своему» 1693 . А Каину сказал: «Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли» 1694 . Отсюда ясно, что души, после того как они покидают тело, живут и с нетерпением ожидают грядущего воскресения. И Иовом написано, что он воскреснет при воскресении из мертвых 1695 . И пророк Давид, хотя я он говорит от лица Господа, предвидя воскресение, сказал: «Разве тот, кто спит, не должен воскреснуть?» 1696 . То есть кто будет сражен сном смерти, неужели ему не выпадет на долю воскресение? И Исайя учит, что восстанут мертвые из могил 1697 . И когда пророк Иезекииль говорит, что после того как «кости сухие» 1698 покроются кожей, укрепятся жилами, облекутся плотию, оживятся дыханием, и человек снова будет живым, то он весьма ясно говорит о грядущем воскресении. Кроме того, очевидным доказательством воскресения было и то, что когда угасшее тело одного покойного коснулось костей Елисея, оно благодаря его чудодейственной силе вновь ожило 1699 . Это доказало и воскресение самого Господа, который является «первенцем из мертвых» 1700 , который смертью смерть попрал и погребением своим вновь даровал жизнь мертвым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

2 .2. Предохраняют нас от духовной гордости и научают смирению, без которого не может быть никакой истинной добро­детели. Мысль эту выразил святой Апостол, когда сказал о себе: чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова ( 2Кор. 12:7–9 ). И Святой Иоанн Дамаскин по сему случаю замечает: “в некоторых случаях Бог попускает святому терпеть зло, чтобы Святой не отпал от правой совести, или не впал в высокомерие по причине данных ему сил и благодати; так было с Павлом ( 2Кор. 12:7 )”. 1690 2 .3. Доставляют нам удобнейший случай свидетельствовать твердость веры своей и упования на Бога, и более и более укреп­ляться в добре. Еще премудрый сын Сирахов говорил: ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу,– в горниле уничижения ( Сир. 2:5 ). И святой апостол Петр писал Христианам: о сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа ( 1Петр. 1:6–7 ). Так смотрели на искушения и Святые Отцы Церкви. Например: Василий Великий : “самые скорби, по воле посещающего нас ими Господа, приключаются рабам Божиим не напрасно, но для изведания на опыте истинной любви к сотворившему нас Богу. Ибо как борцов подъятые во время подвигов труды ведут к венцам, так и Христиан испытание в искушениях ведет к совершенству, если Господни о нас распоряжения принимаем с надлежащим терпением и со всяким благодарением”. 1691 Святой Иоанн Златоуст рассуждает еще конкретнее: “если кто скажет: почему Бог не уничтожила древнего искуси­теля, (мы ответим, что) и это Он сделал по великой попечительности об нас. Ибо, если бы лукавый овладел нами насиль­но, то этот вопрос имел бы некоторую основательность; но так как он не имеет такой силы, а только старается скло­нить нас (между тем, как мы можем и не склоняться), то для чего ты устраняешь повод к заслугам и отвергаешь сред­ство к достижению венцов?... Бог для того оставил диавола, чтобы и те, которые уже побеждены им, низложили его самого, чтобы доблестные имели случай к обнаружение своей (твердой) воли... Диавол зол для себя, а не для нас: мы, ведь, если захотим, можем приобрести через него много и добра, конечно, против его воли и желания: в этом-то и открывается особенное чудо и необычайно великое человеколюбие Божие... Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя, тогда с великим усердием прибегаем к Богу”. 1692

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010