Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Патриарх Период Лет патриаршества Канонизация Императоры времени правления 1. Иов 1589–1605 Федор Иоанович 1606–1612 Смутное время, Лжeдмumpuй I, Шуйский 1619–1633 Михаил Федорович 1634–1640 Михаил Федорович 1642–1652 Михаил Федорович и Алексей Михайлович 1652–1666 Алексей Михайлович 1667–1672 Алексей Михайлович 1672–1673 Алексей Михайлович 1674–1690 1690–1700 Nemp I 1700–1721 Nemp I Синодальный период 1721–1917 1917–1925 1925–1936 1936–1943 – местоблюститель; 1943–1944 – патриарх 1945–1970 1971 – 1990 1990 – 2008 2009 – наше время Иов (в миру Иоанн) – Патриарх Московский и всея Руси. По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Московский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. В период Смутного времени святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам.13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений, был сослан в Старицкий монастырь.После свержения Лжедмитрия I святитель Иов не смог возвратиться на Первосвятительский Престол, на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена. Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634–1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений . Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля. Гермоген (в миру Ермолай) (1530–1612) – Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.

http://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

" Истинный защитник России - это история; ею в течение трёх столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания " , - отмечал в 1844 году дипломат и поэт Фёдор Тютчев. " Ты не один в этой огневой буре, русский человек, - писал в 1943 году в дни Курской битвы Леонид Леонов. - С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкины м воспетый мастеровой Пётр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси их, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу Родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества... " Из глубины веков смотрят на нас сегодня суровые и мужественные лица наших великих и могучих предков - пахарей, воинов, землепроходцев, подвижников благочестия и героев, что по крохам собирали тысячелетнюю Державу, обороняя её от многочисленных врагов - верой, мужеством и оружием! Их слезами, потом и кровью наполнена до краёв святая и многострадальная Русская Земля " ... Пример героев зовёт на подвиг! В 1380, 1612,1812 и 1941-1945 годах наши прадеды, деды и отцы нашли в себе силы встать с колен и подняться на всенародную борьбу с многочисленными врагами, разрушителями и изменниками нашей Родины. Нашлись тогда и духовные вожди, вдохновившие, благословившие и сплотившие русский народ и воинство " на брань " и спасительный ратный подвиг. Трижды являлся в молитве нижегородцу Козьме Минину и звал к спасению гибнущей Отчизны преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) - " Игумен Земли Русской " , не раз спасавший Россию в годину смут и бед народных, о котором сказано удивительно точно - " Время общественных бедствий - есть его время! " Вдохновителем всенародной борьбы за освобождение Москвы и спасение России стал несгибаемый и твёрдый в вере 80-летний Патриарх Московский и Всея Руси Гермоген (1530-1612). Призывая встать за Веру и Отечество, он убеждал не падать духом и не отчаиваться, помнить присягу и стойко стоять против интервентов, изменников и " латинства " . Резкий, бесстрашный и суровый он сыграл роль искры, которая зажгла пожар всенародного восстания - " Благословляю достойных вождей христианских утолить печаль Отечества и Церкви! " Благословил спасителей Отечества и преподобный Иринарх-Затворник Борисо-Глебский (1547-1616). Вручая Минину и Пожарскому свой благодатный победный крест, он сказал: " Дерзайте и никого не бойтесь. Без страха идите на Москву и узрите славу Божию! " Так Русская Православная Церковь в очередной раз благословила общенародное дело во имя великой цели - спасения и возрождения Державы Российской.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Наконец, в 1603 г. пришел в Шухтовскую волость уже в иноческом чине, который он принял в Череповском Воскресенском монастыре от архимандрита Исаии, с именем Сергия, о чем означено на иконе чудотворца Сергия, писанной вышеупомянутым архимандритом, который был искусный художник, или живописец. В пустыни Шухтовской Сергий проводил самую строгую жизнь, подвизаясь постоянно в молитве, коленопреклонениях и посте. Не имея постели, он пребывал почти совершенно без сна день и ночь, засыпая иногда несколько только на локтях и коленах. Поэтому, вероятно, и недолголетней была жизнь преподобного Сергия. Он скончался по исполнении 50-ти или 57 лет, проведенных им в мирском и иноческом звании, 1609 г, месяца мая 19 дня, на память священномученика Патрикия, епископа Прусского, при благоверном царе и великом князе Василии Иоанновиче Шуйском и при святейшем Патриархе Гермогене. Трудолюбивое тело его было погребено в часовне у церкви Святой Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы, что на Шухтове, где в то время священником был Тимофей Алексеев, сын Пелевин. Ростом преподобный Сергий был мал, лицо у него было круглое и белое, волосы черные, кудреватые, бороды он не имел, мантия у него была длинная, ряса черная. Он имел дар пророчества и при жизни своей сотворил много чудес; пищу принимал не от всех. Сему угоднику издавна сочинены тропарь и кондак. Святые мощи преподобного Сергия Шухтовского почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской, Покровской церкви, что в селе Шухтове. Тропарь, глас 8 Бденными молитвами и потоки слезными пустыню напоил еси и из глубины воздыханьми ю расплодил еси и бысть постнически равно Ангелом житие твое; страдальчески бореньми, яже от бесов и от ненаказанных человек, претерпел еси и Ангелом собеседник явися, Божественнаго винограда насеятель быв; и, оставив временное житие, преселился еси в жилище Небесное. Темже тя почитаем, преподобне отче наш Сергие, моли Христа Бога спастися душам нашим. Житие преподобного отца нашего Иосифа Заоникиевского 1 Память его празднуется месяца сентября в 21-й день † 1612 Преподобный Иосиф, по мирскому имени Иларион, происходил из крестьян деревни Обухово Кубенской волости, ныне принадлежащей к Вологодской губернии, и родился около 1530 г. В обычных заботах житейских и в земледельческих трудах проходила жизнь крестьянина Илариона. Прожив так полвека, он не скопил богатства, но не испытывал и бедности. И, вероятно, безвестным крестьянином Иларион кончил бы дни свои, если бы Промысел Божий не указал ему иного пути жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дичок Иванович Борков [см. Борков], помещик, 1569 г. Добровацкий Игнатий, губной целовальник, 1598 г., Арзамас Доброписцев Сергий, списатель евангелия волоцких князей, вторая половина XV в. Добрынскии Федор Константинович, воевода вел. кн., 1425 г. Фамилия по селу Добрынскому в Юрьевском уезде [см. Бирдюка, Гусь, Заяц, Сахарник, Телега] Добрыня , дядя вел. кн. Владимира Святославича, упоминается в летописях в 970–986 гг. 34 ; Константин Добрынин, новгородский посадник, 1018 г.; прозвище Добрыня в XV–XVII вв. очень распространено; Иван Добрынин, крестьянин, 1530 г., Рязань; Кузьма Степанович Добрынин, 1664 г., Новгород [см. Берся, Десятого, Ковешников, Кондырь, Рагуил, Хабар] Добрыша Яковлев, бобыль, 1612 г., Арзамас Добряков Севастьян, посадский человек, 1625 г., Зарайск; Добряков Василий, крестьянин, 1628 г., Белев Добыча Иванович Алымов [см. Алымовы], 1595–1597 гг., Рязань; Нестер Добыча Лачинов [см. Лачин], дворянин, 1566 г.; Добыча, холоп, конец XVI в., Новгород Добычка , холоп, 1595 г., Новгород Довмонт см. Домант Доводчиков Афанасий Кузьмич, 1596 г., Смоленск Доводчик – в XV–XVI вв. судебный пристав; довод – доказательство; доводить – обличать, уличать Довол Григорий, крестьянин, 1495 г., Новгород Догада Кондрат, казак, 1640 г., Можайск Догадин Василий, посадский человек, 1617 г., Вологда Дозоров Яков Иванович, 1622 г., Кашин Дозор – досмотр, описание досмотренного Дойник , боярин, Псков; его сын Ларион Дойникович, посадник в Пскове, 1406–1419 гг. Дойников Родион, подьячий, 1646 г., Москва Докудовский Данило Серого, помещик, 1579 г., Рязань. Фамилия от речки Докудовки Докука, Докукин : Калина [см. Калина] Докука, кре стьянин, 1572 г.; Ульяна Докука, холопка, 1595 г., Новгород; Дмитрий Поспелов [см. Поспел], помещик, 1572 г., Суздаль Докуня , крестьянин, 1504 г., Владимир; Афанасий Докунин, 1638 г., Москва Докучай, Докучаев : Докучай Засецкий [см. Засецкий], дворянин, 1592 г.; Докучай Онисимов Вараксин [см. Варакса], Деревская пятина; Матвей Докучаев, подьячий Тайного приказа, 1663 г., Москва [см. Купилов]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Голка – ссора, шум, звук выстрела (Даль) Голыга, Голыгины : кн. Иван Глебович Голыга Шумаровский [см. Шамины-Шумаровские], 1530 г.; от него – князья Голыгины; Евсевий Голыгий, крестья нин, 1652 г., Коломна Голыга – голыш, голтяй Голыш, Голышевы : Данило Голыш, холоп, 1603 г., Новгород; Никуда Голышев, крестьянин, 1638 г., Галич Голыш – камень. Ср. голтяй и голыш Голышкин Шестак [см. Шестак], дьяк Земского двора, 1613 г., Москва Голь , крестьянин, 1498 г., Новгород Голье , крестьянин, 1498 г., Новгород Голье – отходы при обработке туши скота Гольский Идар [см. Идар] Иванович, 1578 г., Арзамас Гольцевы Иван Сергеевич и Терех [см. Терех] Осипович, 1587 г., Арзамас Голядов Кузьма Андреев, 1570 г., Москва Голямов Василий, землевладелец, середина XV в., Переяславль Голятин Яков, земский староста, 1678 г., Шуя; Голятин Яков, крестьянин, 1612 г., Арзамас Голяш Иван, крестьянин, 1498 г., Новгород Гомзин Григорий, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Гомза, гомзяк – гнусавый Гомзяк, Гомзяковы : Гомзяк Кутуков [см. Кутуков], митрополичий приказчик, 1506 г., Владимир; Василий Павлов Гомзяк, слуга Троицкого монастыря, 1501 г.; Давид и Михаил Яковлевичи Гомзяковы, помещики, 1577 г., Коломна Гомолин Павел, крестьянин, 1498 г., Новгород Гонобин Прокофий, стрелец, 1690 г., Севск Гонобол Иван Иванов, 1550 г., Новгород Гоноболь, гонобобель – ягода, голубика или черника Гончаров Михаил Клементьевич, 1558 г., Суздаль Гора, Горины : Алексей Филиппович Гора, середина XV в., Москва; Максим Васильевич Горин, дьяк вел. кн. Ивана III, 1502–1510 гг. [см. Лебедь, Ташлык] Горбатый, Горбатые, Горбатовы : кн. Иван Васильевич Горбатый-Суздальский, середина XV в.; от него – князья Горбатые, Горбатовы; Иван Семенович Горбатый (Горбун)-Лодыгин [см. Лодыга], вторая половина XV в.; от него – Горбатовы, позже Горбуновы [см. Бучень, Кислица, Кузнец, Сусло] Горбовы Константин и Михаил Андреевичи, помещики, 1602 г., Новгород Горбун Дружина [см. Дружина], крестьянин, 1606 г., Арзамас; Александр Семенович Лодыгин [см. Лодыга], 1490 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Григорий IV (Хаддад; 1859–1928), Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий (Чуков), митрополит – см.: Чуков Николай Кириллович. Гурий (Буртасовский Сергей; 1845–1907), епископ Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович; 1891–1965), митрополит Гурович Яков Семенович (1869 или 1870–1936) Д Дав Петр Кириллович (1872–1903), священник Даманский Петр Степанович (1859–1916) Дамиан (Красоти Димитрий; 1848–1931), Патриарх Иерусалимский в 1897– 1931 Данилов Иван Тимофеевич Девлеканов Фатихуддин Хасанов, имам Деркаченко Иван Осипович (1876 – расстрелян 1921) Дернов Александр Александрович (1857–1923), протопресвитер Дмитриев Петр, диакон Добровольский Николай Васильевич (1865–1908), врач Доброхотов Николай Семенович – смотритель Каргопольского ДУ в 1885–1890 Добрынин Евфим Федорович – преподаватель Каргопольского ДУ, впоследствии священник Докучаев-Басков Карп Андреевич (1849–1916) – каргопольский краевед 5 Дометий (расстрелян 1918), игумен Дубакин Дмитрий Николаевич (1852-?) Дубровский Александр Александрович (1866 – расстрелян 1918), священник Дыбенко Павел Ефимович (1889 – расстрелян 1938) Дягилев Василий Валентинович (1913–2004) Евгений (Мерцалов Евгений Александрович; 1857–1920), епископ Евлогий ( Георгиевский Василий Семенович; 1868–1946), митрополит Е Евсевий (Гроздов Евстафий Сергеевич; 1866–1929), архиепископ Евсеев Иван Евсеевич (1868–1921), профессор Евфросиния (Арсеньева Мария Константиновна; 1881– расстреляна 1937), игумения Егор, извозчик Егоров Иоанн Федорович (1872–1921), протоиерей Егоров Николай Михайлович Ежов Олег Викторович, протоиерей Екатерина II Алексеевна (17291796), императрица Всероссийская в 1762–1796 Елачич Николай Александрович (1872 – расстрелян 1937) Елевферий (Богоявленский Димитрий Яковлевич; 1870–1940); митрополит Елпидинский Яков Семенович – преподаватель Олонецкой ДС в 1883–1918 Енукидзе Авель Сафронович (1877–расстрелян 1937) Ермоген [Гермоген], св. (около 1530–1612), Патриарх Московский и всея Руси Ж Желобовский Александр Алексеевич (1834–1910), протопресвитер военного и морского духовенства в 1890–1910

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За мощами послали митрополита Ростовского Филарета (Никитича, родственника царевича) и «исповедника» Астраханского архиепископа Феодосия, сидевшего при Самозванце под арестом. Мощи были найдены нетленными, последовал ряд чудесных исцелений, которые с радостью свидетельствовались и записывались. 3.VU мощи привезены были уже к Москве. Устроено великое торжество их встречи и явления народу. Сам царь, царица, настоящая мать святого, инокиня Марфа, освободившаяся от лживой роли при Самозванце, иерархи и многочисленный народ встретили мощи за Москвой. Сначала осматривали их царь и иерархи, а затем открыли их народу, положив в Архангельском соборе среди других царских гробниц, где они остаются и до сих пор.    В Архангельском соборе инокиня Марфа принесла перед мощами всенародное покаяние, называла себя виноватой пред царем, собором, всем народом и более всего — пред своим сыном, что будто бы из-за смертельного страха признала Самозванца, долго терпела, не объявляя этого обмана. Теперь просила отпустить ей этот тяжкий грех и не проклинать ее. И царь торжественно объявил ей прощение «ради святых мешей сына-страстотерпца» и просил святителей молиться за Марфу, чтобы и Бог ей простил. При мощах произошло много чудесных исцелений. За два дня записано 25 исцелений. Собор оформил канонизацию. Признал царевича Димитрия новоявленным угодником. Царь Василий об этом издал особый манифест. Патриарх Ермоген (1606—1612 гг.)    В конце июня был уже избран новый патриарх Ермоген Казанский, как герой, потерпевший гонение от Самозванца. 3.VI.1606 г. Ермоген был поставлен по полному русскому чину с хиротонией и церемонией хождения на осляти. Он был уже старик. Родился около 1530 г. Со слов С. М. Соловьева П. И. Бартенев утверждает, что Ермоген был из рода князей Голицыных, назывался Ермолаем. Московская церковь на Садовом Кольце в честь Св. Ермолая с красивыми золотыми маковками (большевиками уничтоженная) была строением князей Голицыных, памятником их почитания своего родича Ермолая. Ермолай был сын князя Юрия Михайловича Голицына.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Чудеса от Заоникиевской иконы Пресвятой Богородицы и от мощей прп. Иосифа не прекращались до последнего времени. •  Преподобный родился в д. Обухове, в то время входившей в состав Кубенской волости (ныне Вологодский р-н Вологодской обл.).   •  Явление иконы Божией Матери произошло в окрестностях д. Лусниково 23 июня 1588 г. Место это с давних времен называлось по имени разбойничего атамана, ранее обитавшего там, расположено оно в 14 верстах к северу от Вологды.   •  Обитель, основанная на месте явления иконы, называлась Заоникиева Владимирская Богородицкая пустынь. Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея России, чудотворец (+ 1612) Память его празднуется 17 февр. в день преставления, 12 мая в день прославления и 5 окт. вместе с Собором пяти московских святителей и всея России чудотворцев После свержения татарского ига (1480) и падения Золотой Орды на Волге образовались небольшие ханства: Казанское и Астраханское. Оттуда татары совершали набеги на Русь, грабили и уводили пленных. Будущий Патриарх всея России Ермоген (Гермоген) родился в Казани в 1530 г. и был наречен во святом Крещении Ермолаем. Отец его принадлежал к тем отважным русским людям, которые не боялись селиться в этом разбойничьем гнезде. Детство и юность будущего Первосвятителя земли Русской прошли среди суровых рассказов и впечатлений: за год до его рождения на русском кладбище был погребен юный пленник Иоанн, замученный за веру (память его 24 янв.). Когда Ермолай был уже взрослым, татары замучили двух его новокрещеных сограждан-татар — Петра и Стефана (память их 24 марта). На его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленных. Наконец в 1552 г. царь Иоанн Васильевич IV завоевал Казань. Тогда только смогло облегченно вздохнуть христианское население Казани. Была учреждена Казанская епархия. Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями своего родного города: это был казанский первосвятитель архиепископ Гурий, кроткий молитвенник и ревностный проповедник-радетель просвещения (память его 4 окт.); помощником его был, во-первых, архимандрит Герман (память его б нояб.), преемник его по кафедре, известный своей просвещенностью и неустрашимостью. Друг и заступник священномученика Филиппа, митрополита Московского, он и сам стал священномучеником, будучи зарублен за него опричниками 6 ноября 1568 г. Будущий Патриарх Ермоген, положивший душу свою за землю Русскую, был его учеником: он окончил школу в Зилантьевом монастыре, основанном архимандритом Германом, и всегда называл его своим «учителем».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Когда к преподобным отцам стала собираться братия, то было решено основать  обитель.  Св. Серапион получил от царя Феодора Иоанновича грамоту на выделение земли для монастыря. Им были сооружены два монастырских храма: в честь Святого Богоявления и во имя святителя Николая. Сказание о житии строителя монастыря оставил в 1613 г. инок Кожеезерской обители Боголеп. •  Кожеезерский Богоявленский монастырь основан на полуострове Лопском, в 110 верстах к югу от г. Онега (Архангельская обл.), вблизи Кожеезера. Преподобный Иосиф Заоникиевский (+ 1612) Память его празднуется 21 сент. в день преставления и 23 июня в день явления Заоникиевской иконы Божией Матери В  деревне Обухове,  находившейся в Вологодской области, жил крестьянин по имени Иларион, родившийся около 1530 г. Жил он, как и другие крестьяне, не богато, но и не бедно. Но Господь посетил его, и он стал слепнуть. Ему грозила нищета. Но Иларион не отчаялся: он стал ходить по местным церквам и всюду служить молебны, прося себе у Господа исцеление. Однажды во время Божественной литургии явился ему некий дивный муж, весь в белом, назвал себя Космой, рабом Господа нашего Иисуса Христа, благословил его и обещал ему исцеление. По выходе из церкви он повел Илариона в глухое урочище, все заросшее кустарниками — звалось оно Заоникиевским, по имени укрывавшегося здесь в древности разбойника Аники,— и велел ему прийти сюда на следующий день, чтобы видеть Славу Божию. Затем он стал невидим. Когда на другой день Иларион пришел туда опять, ему явились свв. бессребреники Косма и Дамиан и сказали, что они посланы Пресвятой Богородицей, желающей исцелить его, и что на этом месте совершится множество чудес. Тогда  явилась икона Божией Матери,  сияющая подобно солнечным лучам, и был от нее глас, повелевавший очистить это место и воздвигнуть на нем крест. Иларион пал ниц и, как только приложился к иконе, исцелился. Не знал он, во сне или наяву он видит все эти чудеса, но святая икона осталась в явное свидетельство истины всего происшедшего. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Все это определяет необходимость освещения основных этапов жизни Г.А. Потемкина, этого величайшего сподвижника Екатерины II, государственника и патриота России. Родился Григорий Александрович Потемкин 13 сентября 1739 года в семье мелкопоместного дворянина, отставного армейского полковника в селе Чижово, около Смоленска. Несмотря на то, что его отец – Александр Васильевич относился к категории мелкопоместных дворян, тем не менее, родословная Потемкиных имела глубокие исторические корни. Официальные сведения, касающиеся рода Потемкиных, впервые были изложены в их родословной росписи, подготовленной во второй половине XVII века для одного из видных представителей рода – дипломата Петра Ивановича Потемкина. Именно для него и его сына Степана в 1687 году в Палате родословных дел была проверена и получила статус юридического документа родословная Потемкиных. В соответствии с росписью в России Потемкины появились в ходе русско-литовской войны 1512 – 1514 годов. После взятия русскими войсками Смоленска, как отмечено в росписи, на службу Великому князю Московскому Василию III «приехал ис Польши … Ганс Александров сын Потемкин. А во святом крещении дано ему имя Тарасий… Пожалован он вотчинами великими в Смоленском уезде, и те ево вотчины и по ныне за сродниками ево Потемкиными»6. В последующем на московской службе представители рода Потемкиных делали успешную карьеру. Так, Федор Иванович (внук Тараса Потемкина) был третьим воеводой правой руки русских войск во время похода Великого князя Василия III на Полоцк в 1530 году. Его сын Гавриил Федорович участвовал в посольстве в Польшу в 1584 году. Герб рода Потёмкиных В эпоху Смутного времени род Потемкиных разделился на две ветви, одна осталась на московской службе, другая – перешла на польскую. Примечательна в этом плане судьба Юрия Федоровича Потемкина, внука «Ивана Тарасьева». Он оказался в осажденной поляками Москве, служил в войске князя Дмитрия Пожарского, был взят поляками в плен, в 1612 году принял польское подданство и был причислен к польскому дворянству. В 1622 году польский король Сигизмунд III подтвердил его право на земли под Смоленском, прежде принадлежавшие его отцу Федору Ивановичу Потемкину, а Владислав IV – дал ему чин ротмистра и несколько грамот – «привилеев» (грамот о привилегиях). Тогда же у Потемкиных появился свой герб – «рука мечом вооруженная изо облака в щите, а на щите каруна и из каруны три пера страусовы»7.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/22/u_nego...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010