Tsarevets and the rest of Tarnovgrad had a tragic fate, however, after in 1393 AD, after a three-month siege, it became the first European capital to fall prey to the invading Ottoman Turks. This was somewhat of a logical outcome after the de facto feudal disintegration of the Second Bulgarian Empire in the second half of the 14th century. After Bulgarian Tsar Ivan Alexander (r. 1331-1371 AD)lost his two eldest sons – Ivan in 1349 AD and Mihail in 1355 AD – in battles with the Ottoman Turks, he failed to prevent a number of Bulgarian feudal lords from seceding, and on top of that divided the remainder of the Bulgarian Tsardom between his two surviving sons. His third son Ivan Sratsimir (r. 1371-1396) received the smaller so called Vidin Tsardom, with the Danube city of Bdin (Vidin) as its capital, and his fourth son Ivan Shishman (r. 1371-1395) received the rest, the so called Tarnovo Tsardom, with the capital proper of Tarnovgrad (today’s Veliko Tarnovo). Just two decades later allBulgarian lands, disunited and even warring among themselves, fell prey to the invading Ottoman Turks, ushering Bulgaria into five centuries of Ottoman Yoke (1396-1878/1912), and signifying a practically irreversible loss of its former great power status. As the last ruler of Tarnovgrad, Tsar Ivan Shishman was not in the capital at the time it was besieged by the forces of Ottoman Sultan Bayezid I(r. 1389-1402 AD), its defense was led by the legendary Bulgarian Patriarch St. Euthymius (Evtimiy) of Tarnovo (ca. 1325-ca. 1402-1404 AD), the founder of the Tarnovo Literary School. After they conquered the Bulgarian capital on July 17, 1393, the Ottoman Turks slaughtered its population – an especially dramatic scene was the beheading of 110 captured Bulgarian aristocrats, and razed to the ground theBulgarian imperial palace and the churches and monasteries of the Bulgarian Patriarchate. Tsarevets and Veliko Tarnovo were liberated from the Turks in the summer of 1877 in the Russian-Turkish War of 1877-1878 that restored the Bulgarian state.

http://pravoslavie.ru/81501.html

3139 О черном священнице Иякове... – Поздняя традиция отождествляет упоминаемого здесь Иакова со святым Иаковом Галицким, считая последнего учеником преподобного Паисия. Житие Паисия Галицкого не даёт для этого оснований, поскольку чудо со священником Иаковом относится к «допаисиевской» истории иконы. 3145 Цата – украшение в форме полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем, подвешенное к венцу как ожерелье. 3148 ...преосвященном Фотии, митрополите Московском... – Фотий (Грек) был митрополитом Киевским и всея Руси с 1 сентября 1408 г. до своей кончины 8 июля 1431 г., впоследствии был признан святым. 3149 ...сыну своему болшому князю Василию Димитриевичу великое княжение Московское дарова... – Василий Димитриевич (30 сентября 1371 – 28 февраля 1425), сын Димитрия Ивановича Донского, получил великое княжение Московское и Владимирское в 1389 г. после смерти своего отца. 3150 ...другому сыну своему князю Георгию Димитриевичу – Галич, Звенигород, Русу, Вышъгород с волостми и со всеми пошълинами... – Юрий Димитриевич (26 ноября 1374 – 5 июня 1434), сын Димитрия Ивановича Донского, по завещанию своего отца получил в удел Звенигород, Галич, Рузу и Вятку, великий князь Московский (25 апреля 1433 – не позднее 28 сентября 1434 и 31 марта 1434 – 5 июня 1434). 3151 ...третиему сыну своему князю Андрею Димитриевичу – Можаеск... – Андрей Димитриевич (14 августа 1382 – 9 июля 1432), сын Димитрия Ивановича Донского, князь Можайский и Верейский (13891432). 3152 ...четвертому сыну своему князю Петру Димитриевичу – город Дмитров. – Пётр Димитриевич (29 июля 1385 – 10 августа 1428), сын Димитрия Ивановича Донского, после смерти своего отца князь Дмитровский. 3153 Каин. – Рассказ о сыне Адама и Евы Каине, убившем своего брата Авеля, читается в 4-й главе библейской книги Бытия… 3154 ...сродник наш Святополк... – Имеется в виду Святополк Окаянный, убийца своих братьев, святых князей Бориса и Глеба. Сказание о Борисе и Глебе см.: наст, изд., т. 1, с. 328351, 527531. 3156 ...преставися в лето 6897-е месеца майя в 9 день. – Димитрий Иванович Донской скончался 19 мая 1389 (6897) г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

верующих. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (Kirche Jesu Christi der Heiligen der Letzten Tage) (см. Мормоны ) насчитывает 36 тыс. адептов в 450 общинах. Иеговы Свидетели (Jehovas Zeugen) имеют в Г. 2175 общин, 166 тыс. адептов. Помимо этого существует много т. н. независимых протестант. церквей, общая численность к-рых - ок. 250 тыс. чел. Ислам Мусульмане (в особенности гастарбайтеры из Турции) являются в Г. крупнейшей нехрист. группой; в 2005 г. их численность составляла ок. 3,3 млн чел., из к-рых герм. гражданство имели ок. 732 тыс. чел. В Г. представлены следующие исламские толки: сунниты - 2,6 млн чел., алевиты - 400 тыс. чел., иран. имамиты и тур. шииты - 200 тыс. чел., исмаилиты - 12 тыс. чел., различные суфийские школы и общины - 10 тыс. чел. Также значительно распространены общины псевдоисламской секты ахмадья - 50 тыс. чел. Иудаизм Большинство евр. общин сосредоточено в крупных городах Зап. Германии, на востоке страны проживает всего 2 тыс. приверженцев иудаизма. Ок. 4 тыс. верующих входит в Сообщество прогрессивных евреев. Общая численность людей, исповедующих иудаизм, 120 тыс. чел., ок. 80 тыс. из них - иммигранты из стран Вост. Европы. Индуизм представлен в Г. неск. направлениями, к к-рым принадлежат эмигранты из стран разных диаспор. Наиболее многочисленной является группа индуистов-тамилов из Шри-Ланки (45 тыс. чел.), индуисты из Индии составляют ок. 35-40 тыс. чел., афган. индуисты насчитывают 5 тыс. чел. (большинство европейцев, исповедующих индуизм, являются членами псевдоиндуистских сект (Новых религиозных движений)). Буддизм В Г. насчитывается ок. 160 тыс. приверженцев буддизма. Из них 60 тыс. чел.- иммигранты из Вьетнама, 25 тыс.- из Таиланда, 20-30 тыс. чел.- из др. стран Азии. Новые религиозные движения представлены большим количеством орг-ций, наиболее крупными являются антропософы (ок. 10 тыс. чел.), розенкрейцеры (ок. 6 тыс. чел.), бахаиты (ок. 5,5 тыс. чел.), саентологи (ок. 6 тыс. чел.) и последователи Ошо Шри Раджниша (ок. 6 тыс.

http://pravenc.ru/text/164803.html

С. Б. Сорочан Хронологизированный перечень агиографических источников (персоналии) IV век Евсевий Памфил (330-е гг.). Жизнь Блаженного василевса Константина (324–337) Афанасий Александрийский (третья четверть IV в.). Житие Антония Египетского (ок. 250–356) Аноним (вторая пол. IVb.). Житие Пахомия Великого (ок. 290–346) Григорий Назианзин (370-е гг.). Панегирик сестре Горгонии (ум. 370–374) Григорий (конец IVb.). Элогиум Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Григорий (конец IV в.). Житие Григория Богослова , Патриарха Константинопольского (329 – ок. 390) Григорий Нисский (380 г.). Житие Св. Макрины (IV в.) V век Аноним (Vb.?). Повесть об убиенных Синаитах-мучениках (IV в.) Аноним (Vb.). Житие и чудеса Василия Великого (ок. 330–379) Аноним (Vb.). Житие Афанасия Великого , епископа Александрийского (ок. 295 – ок. 373) Аноним (Vb.). Житие Григория Нисского (ок. 335–395) Аноним (Vb.?). Житие Евпсихия (IV в.) Аноним (Vb.). Апокрифическая легенда об Авгаре (IV-V вв.) Аноним (Vb.). Житие Фоки Синопского (IV в.) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (IV в.) Тимофей, Патриарх Александрийский (Vb.). Чудеса муч. Мины (IV-V вв.) Палладий Еленопольский (нач. V в.). Диалог на Житие Иоанна Хрисостома (341/7–407) Аноним (первая пол. Vb.). Житие Епифания, епископа Кипрского (ум. 402/403) Марк Диакон (ок. 350–430). Житие Порфирия, епископа Газского (ум. 419/420) Каллиник (ум. ок. 446). Житие Ипатии (366–446) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (V в.) Геронтий (?) (ум. ок. 484). Житие Мелании Младшей (Римлянки) (383–439) Аноним (вторая пол. Vb.?). Достопамятные предания о Пимене Великом (ум. ок. 450) Антонин (последняя треть Vb.). Житие Симеона Стилита (389–459) Аноним (Vb.). Чудеса Св. Феклы в Мериамлик (V в.) Аноним (V в.). Житие Иоанна Кущника (V в.) (переведено во второй пол. IX в. Анастасием библиотекарем) Мартирии Saints Notaires (V-VI вв.) Аноним (кон. V – нач. VI вв.). Житие Даниила Стилита (409–493) Аноним. Житие Св. Анины (вторая пол. V в., ум. до 500 г.) Александр Монах (V – первая пол. VI вв.). Сказание об обретении и воздвижении Святого Креста (IV в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Селевк II Каллиник 246-225 Селевк III Сотер 225-223 Ahmuox III (Великий) 222-187, начало лета Селевк IV Филопатор 187-175, 3 сент. Ahmuox IV Эпифан 175-163 Антиох V Эвпатор 163-162 Деметрий I Сотер 162-150 Александр Балас 150-145 Деметрий II Никатор 145-140 Антиох VI Эпифан 145-142 Антиох VII (Сидет) 138-129 Деметрий II Никатор (вторично) 129-125 Клеопатра Тея 126 Клеопатра Тея и Антиох VIII (Грип) 125-121 Селевк V 125 Антиох VIII (Грип) 121-96 Ahmuox IX (Кизикский) 115-95 Селевк VI Эпифан 96-95 Деметрий III Филопатор 95-88 Антиох Х Благочестивый 95-83 Антиох XI Филадельф 94 Филипп I Филадельф 94-83 Антиох XII Дионис 87-84 (Тигран Армянский) 83-69 Антиох XIII Азиатский 69-64 Филипп II 65-64   5. ИЕРУСАЛИМСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ (до Хасмонеев) Иошуа 538-510(ок.) Иоаким 500(ок.) Элиашив 450(ок.) Иояда 400(ок.) Иоханан 350(ок.) Яддуа 330(ок.) Оний I 320(ок.) Симон I 310-291(ок.) Элеазар 291-280(ок.) Менаше 250(ок.) Оний II 230-219(ок.) Симон II Праведный 219-199 Оний III 1 99-174, ум. в 171 Иешуа II Ясон 174-171 Менелай 171-168, ум. ок. 161 Алким 160   6. ХАСМОНЕИ, ИУДЕЙСКИЕ ЦАРИ-ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ Ионатан 160-143 Симон 143-134 Иоханан Гиркан I 134-104 Аристобул I 104-103 Александр Яннай 103-76 с 76 по 69 правит его жена Саломея-Александра Гиркан II 76-69 Аристобул II 69-63 Гupkah II-nepbocbящehhuk 47-41 Антигон (Маттафия), сын Apucmoбyлa II 40-37 Гupkah II ум. в 30 г. Ирод I Великий женится на внучке Гupkaha II, последней представительнице Хасмонеев   7. ДИНАСТИЯ ИРОДОВ Ирод I Великий 40/37-4 Архелай, правитель Иудеи и Самарии 4 г. до н. э. — 6 г. н. э. Ирод Антипа, правитель Галилеи 4 г. до н. э. — 39 г. н. э. Филипп, правитель Заиорданья 4 г. до н. э. — 34 г. н. э.   8. ИУДЕЙСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ ВРЕМЕН ИРОДОВ Хананиэль 37, 35 Аристобул III 36 Иощуа бен-Фаби 23 Симон бен-Боэт 23-6 Маттиас бен-Теофил 6-5 Иосиф бен-Эллемус правит 1 день Иоазар бен-Боэт 5-4 до н. э.; 3 до н. э. — 6 н. э. Элеазар 4 г. до н. э. Иошуа бен-Зее 4 г. до н. э. Ханан (Анна) бен-Шет 6-15 г. н. э. Измаил бен-Фаби 15 г. н. э.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Подвиги духовенства во время сражений отмечались наградами в тех случаях, когда священник в решительные минуты боя воодушевлял солдат, рискуя жизнью, вел их за собой в атаку, напутствовал и причащал раненых воинов, благословлял их на поле боя с большим риском для жизни, выполнял определенную военную задачу (напр., спасал знамя полка), помогал медицинской службе, выносил раненых из-под обстрела и т. п. В военное время необходимые по закону сроки для получения следующей награды (не менее 3 лет) отменялись. Наличие орденов давало право на служебное повышение, получение большего жалованья, на определение дочерей в жен. учебные заведения за счет капитала орденов. Со священнослужителя, лишенного сана, ордена снимались. Количество награждений духовенства, в т. ч. военного, неуклонно росло с кон. XVIII в. до 1917 г. До сер. XIX в. ордена, все степени к-рых предоставляли право на потомственное дворянское достоинство, были редкой наградой для священника. После того как орден св. Анны 2-й и 3-й степени перестал приносить названное преимущество, награждения им стали практиковаться более широко. Напр., в русско-япон. войну отдельные священнослужители были удостоены ордена св. Анны 2-й и 3-й степени и св. Владимира 4-й степени. Более редкими наградами для военных священнослужителей оставались орден св. Георгия и золотой наперсный крест на георгиевской ленте. Во время русско-япон. войны военные священники получили орденов св. Анны 2-й степени с мечами - ок. 70, без мечей - ок. 30, 3-й степени с мечами - ок. 70, без мечей - ок. 80; св. Владимира 3-й степени без мечей - ок. 10, 4-й степени с мечами - ок. 25, без мечей - ок. 25. В ходе первой мировой войны, до марта 1917 г., военные священники получили орденов св. Анны 1-й степени с мечами и без мечей - ок. 10, 2-й степени с мечами - более 300, без мечей - более 200, 3-й степени с мечами - более 300, без мечей - ок. 500; св. Владимира 3-й степени с мечами - более 20, без мечей - ок. 20, 4-й степени с мечами - более 150, без мечей - ок. 100. Орденом св. Георгия с нач. XIX в. по март 1917 г. были награждены 16 чел. Золотой наперсный крест на георгиевской ленте до 1903 г. получили не менее 170 чел., за русско-япон. войну - 82 чел., с 1914 по март 1917 г.- 244 чел. Ок. 10 священнослужителей были награждены орденом св. Георгия и солдатским Георгиевским крестом с марта 1917 по март 1918 г. Наперсным крестом на георгиевской ленте награждены не менее 13 чел. в армиях Колчака, Деникина, Врангеля. Для священнослужителей, пожалованных за отличия в первой мировой и Гражданской войнах, утверждения наград совершались Архиерейским Синодом Русской православной Церкви за границей вплоть до нач. 30-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/155073.html

В Армию спасения в 2016 г. входило 5148 членов в 51 общине. Адвентисты седьмого дня, действующие в Н. с 1898 г., принадлежат к Конференции нидерландского союза церквей (Netherlands Union of Churches Conference; осн. в 1938) и насчитывают ок. 6 тыс. чел. в 58 общинах. Пятидесятников и евангеликов в Н. насчитывается ок. 81 тыс. чел. (2010). Крупнейшей орг-цией этого направления является федерация «Объединенные пятидесятнические и евангелические общины» (Verenigde Pinkster- en Evangeliegemeenten). Она была образована в 2002 г. в результате слияния Братства пятидесятнических общин (Broederschap van Pinkstergemeenten) и Общин полного Евангелия Нидерландов (Volle Evangelie Gemeenten Nederland). В наст. время насчитывает ок. 130 общин, объединяющих ок. 20 тыс. чел. Является нидерланд. отделением Ассамблей Бога . Движение «Мировая миссия Йохана Маасбаха» (Stichting Johan Maasbach Wereldzending), основанное нидерланд. проповедником Й. Маасбахом в 1952 г., близкое к пятидесятничеству, занимающееся евангелизацией посредством массмедиа, насчитывает в Н. до 10 тыс. последователей. Плимутские братья (Собрание верующих; Vergadering van gelovigen) представлены общинами замкнутого (ок. 8,8 тыс. чел.) и открытого типа (ок. 4,6 тыс. чел.). Т. н. апостольские церкви (apostolische kerken) насчитывают в Н. ок. 10 орг-ций 3 основных направлений - католического апостольского (Katholiek Aposmolisch), возрожденного апостольского (Hersteld Aposmolisch) и новоапостольского (Nieuw-Apostolisch). Наиболее многочисленными являются Новоапостольская церковь (с центром в Цюрихе) (Nieuw-Apostolische Kerk in Nederland; насчитывает ок. 10 тыс. верующих в 63 общинах) и т. н. Апостольское об-во (Apostolisch Genootschap) - либеральная религиозно-гуманистическая орг-ция, отделившаяся от Новоапостольской церкви в 1940 г., не считающая себя церковью и насчитывающая ок. 15 тыс. членов в 70 общинах. Общее количество представителей апостольских церквей - ок. 30 тыс. чел. (2010). Иеговы свидетели , действующие в Н. с 1908 г., имеют в стране 29,8 тыс. сторонников в 362 общинах (2017). Мормоны, впервые появившиеся в Н. в 1841 г. (1-я миссия - в 1861), насчитывают 33 общины, объединяющие 9132 чел. Движение святости представлено Церковью Назарянина (14 общин; в Н. с 1967). Церкви Христа (см. Ученики Христа ) имеют в Н. 7 общин (ок. 1,1 тыс. чел.). В Общество друзей ( квакеры ; Genootschap der Vrienden) в Н. входит ок. 200 чел. Межденоминационные и экуменические организации

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Греческие епархии, включенные в 1346 г. в свою юрисдикцию Сербским патриархатом, после смерти Душана оказались в границах княжества Серрского, возглавляемого деспотом Иоанном Углешей. В 1364 г. патриарх Каллист лично направился туда, но скончался в Сербии, так и не увидев результатов своей миссии. Лишь в 1368 г. во время правления патриарха Филофея македонские епархии, находившиеся в княжестве Углеши, вернулись в юрисдикцию Константинополя. Однако это примирение пока никак не касалось Печского патриархата. Проблема разрешилась лишь через семь лет, после разгрома сербов войсками султана Мурада I при реке Марице (1371 г.). Посредническая роль была сыграна делегацией афонских монахов-славян, в том числе игуменом русского монастыря Исайей и Никодимом - родственником князя Лазаря Сербского. Их миссия облегчалась тем, что патриарший трон в Константинополе занимал бывший афонит Филофей Коккин. Он принял монахов в столице, выслушал их и послал в Сербию собственных легатов, которые, встав на могилу Стефана Душана, торжественно сняли с него прещения. Они также сослужили с сербским духовенством в Пече и объявили о признании Саввы IV патриархом Сербским. Итак, несмотря на все войны и разделения, в эти последние годы перед турецкой оккупацией на Балканах все больше росло осознание всеправославного единства. Болгары и сербы, как и греки, вновь стали видеть в Византии твердыню православной веры. Когда болгарский хронист, современник событий, писал о поражении турок-оттоманов от монголов в битве 1402 г. при Анкаре, он отметил провиденциальность избавления Константинополя: «Милостию и благодатью Божией Святой Град был до сих пор спасаем от всех иноземных врагов». Это ощущение солидарности с балканскими славянами разделялось и многими видными византийцами. Например, бывший император Иоанн Кантакузин заявил легату папы Урбана V, что «болгары и сербы подобны нам, так как они - наши братья по вере». Таково было мнение и многих других видных византийцев. Однако это осознание общности так и осталось на чисто интеллектуальном уровне, и ему не удалось перерасти в единый политический союз. Турки продолжали наступать. В 1393 г. болгарская столица была взята войсками султана. В двух ключевых битвах сербы утратили остатки своей средневековой Империи. Их поражение при реке Марице в 1371 г. положило конец независимому существованию южного княжества, а после знаменитой битвы на Косовом поле (1389 г.) , которая навсегда запечатлеется в памяти сербского народа в песнях и легендах, и северное сербское княжество стало вассалом султана. В самом начале этой прославленной битвы султан Мурад был убит сербским воином. Но командование немедленно перешло к султану Баязиду I (1389-1427) , который выиграл битву, взял в плен и казнил князя Лазаря и цвет сербской аристократии.

http://sedmitza.ru/lib/text/434820/

Но, по пути, в Киеве Дионисий был захвачен кн. Владимиром Ольгердовичем и там 15 октября 1385 г. скончался. В Константинополе же, куда отправился Пимен и вызван был Киприан, решали, кому быть митрополитом в Москве. Дело это тянулось около трех лет. Только в 1389 г. патриарх Антоний и собор провозгласили окончательно Киприана митрополитом Киевским и всея России. Было подтверждено низложение и отлучение Пимена. Он до этого сумел ненадолго побывать в Москве и, на обратном пути в Константинополь, умер в сентябре 1389 г. в Халкидоне. 19 же мая 1389 г. скончался вел. кн. Димитрий Донской. Вел. кн. Василий I Димитриевич, наследовавший ему, согласился принять митрополита Киприана. Митрополит Киприан принадлежал к знатному боярскому болгарскому семейству Цамблаков, и родиной его был стольный город Болгарии Тернов. Был он иноком на Афоне, а затем состоял в клире патриарха, в качестве чиновника. В Москве первый раз он был еще при жизни Св. Алексия. По приглашению вел. кн. Василия он прибыл в Москву в начале марта 1390 г. и правил 17 лет. Он сделал новый славянский перевод книги законов церковных или Кормчей. Для этого ему пришлось поработать над древними уставами князей: Св. Владимира и Ярослава. Архиеп. Филарет пишет, что вел. князь и митр. Киприан нашли нужным составить новое приложение Номоканона к жизни русской и издали уставную грама- ту о церковных судах и пошлинах. Во второй половине XIV в. константинопольский патриарх Филофей, с целью положить конец разнообразию, приготовил нарочитую редакцию служебника и как обязательную ввел ее в употребление в своей патриаршей церкви. Митр. Киприан перевел эту редакцию и ввел в употребление в России. В церквах наших сначала употреблялись различные греческие уставы, позднее же вошел в общее употребление во всех церквах монастырский устав Студийского мон. в редакции константинопольского патриарха Алексия. Но в патриархате константинопольском в течение первой половины XIII в. принят был в общее употребление монастырский иерусалимский устав Саввы Освященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

549 Амвросий Истор. Рос. иерарх. I, 174–178. Иером. Иоасаф. Описание суздальских достопамятностей, 6–26. Строев. 653–655. Титулы суздальских владык крайне сбивчивы... У Амвросия и Иоасафа Симон (1214–1226) называется суздальским, Владимирским, юрьевским и тарусским; у Строева – владимирским и суздальским; в летописи – суздальским и владимирским (Полн. Собр. Рус. Лет. I, 190). Митрофан у Амвросия и Иоасафа – суздальским, владимирским и переяславль-залесским; у Строева по-прежнему – владимирским и суздальским... Иоасаф с Нафанаила (1347) называет суздальскими, нижегородскими и городецкими – до Евфросина (1385), которого именует суздальским, калужским и тарусским; Амвросий со времени Серапиона 1274 г. до Нафанаила (1317) называет владимирскими, суздальскими и нижегородскими; Нафанаила, Даниила и Алексия – только суздальскими, а с Дионисия (1374) до Евфимия (1465) – суздальскими, брянскими и тарусскими, а с Евфимия до 1589 г. – суздальскими, калужскими и тарусскими. У Строева Дионисий и Евфросин называются суздальскими, нижегородскими и тарусскими, их преемники – суздальскими и тарусскими. У Амвросия Брянск вошел в титул Дионисия, несомненно, ошибочно. Так могли называться только выходцы Брянской епархии. В грамоте об избрании Бориса Годунова 1598 г. Галактион подписался «суздальский и туровский». Не ошибка-ли издателей грамоты вм. «тарусский»? (Акт. Арх. Э. II, 7, 41). 550 Иоасаф в «Описании суздальских достопамятностей» (16 стр.) указывает, когда поступили в Суздальскую епархию города Таруса и Калуга, но не без противоречия себе. Он говорит, что в 1365 г. принадлежавшие Суздальской епархии Н. Новгород и Городец взяты м. Алексием. В 1382 г. их возвратил Дионисий. По смерти Дионисия города снова отобраны, и вместо них в Суздальскую епархию поступили Калуга и Таруса. Тогда на каком основании Симона называть «и тарусским»? Очевидно, дело было иначе. Несомненно одно, что после 1389 г. взамен Н. Новгорода и Городца митрополит и великий князь Василий Димитриевич могли дать или оставить за суздальским архиереем Тарусу и Калугу с прибавкой Оболенска, распоряжаясь ими в качестве собственности. В 1389 г., как известно, московский князь купил в Орле Тарусское княжество (Полн. Собр. Рус. Лет. VIII, 62). Совпадение присоединения Тарусского княжества к Москве с присоединением Н. Новгорода с Городцом к митрополичьей епархии и весьма возможный обмен или поручение суздальскому епископу управления вновь присоединенным княжеством дают право приписку Тарусы и окрестных городов: Калуги, Оболенска и друг. к Суздальской епархии относить к 1389 году. Строев не без оснований начинает называть суздальских владык «и тарусскими» только со времени Митрофана II, хиротон. в 1406 г. м. Киприаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010