Характерные примеры таких храмов - соборы Богоматери в Лимерике (ок. 1180-1194) и св. Фланнана в Киллало (между 1195 и 1225), от к-рого уцелели портал и вост. окно. Среди монастырских комплексов выделяются цистерцианские аббатства Бойл (графство Роскоммон; ок. 1170-1218), где четко прослеживается постепенное изменение стиля по мере строительства, Нокмой (графство Голуэй; между 1202 и 1216) и Коркомро (графство Клэр; после 1210), а также августинские обители Баллинтаббер (ок. 1216 - ок. 1225) и Конг (после 1203), находящиеся в графстве Мейо и возведенные под влиянием цистерцианской архитектуры. С кон. XIII в. почти единственными заказчиками церковных зданий стали нищенствующие ордены: францисканцы и доминиканцы, в меньшей степени августинцы-еремиты и кармелиты. Их церкви в стилистике «украшенной английской готики» (ок. 1280 - ок. 1380) строились обычно на окраинах городов на деньги английских или англо-ирландских покровителей. После нашествия Эдуарда Брюса (1315-1318) и «черной смерти» (1348-1350) строительство на подчиненных англичанам территориях почти прекратилось. Ослабление англ. владычества и фактическая независимость зап. земель с сер. XIV в. способствовали здесь активному строительству в XV - 1-й пол. XVI в., что выразилось как в перестройке и расширении старых монастырей, так и в основании новых. Так, монастырь Куин (графство Клэр) был заложен ок. 1433 г. по заказу местного влиятельного семейства Мак-Намара на руинах нормандского замка как символ гэльского возрождения. Мастера переориентировались с английской традиции на предшествующую местную традицию «украшенной готики», практически игнорируя англ. «перпендикулярный стиль» (XIV - сер. XVI в.), из которого порой заимствовали лишь отдельные детали (декор почти отсутствовал). В XV - 1-й пол. XVI в. стиль архитектуры в И. характеризуется как «хотя и консервативный, но самобытный, несколько эклектический и живой... часто отмеченный уверенностью и удачами, без особых различий между ирландской и англо-ирландской частями острова» ( Halpin, Newman.

http://pravenc.ru/text/674067.html

О. В. Лосева Иконография Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 86 об.) Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 86 об.) Имя М. упоминается в греч. руководстве для иконописцев, Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), в ряду др. преподобных жен (без описания) (Ерминия ДФ. С. 178). Святую изображают в монашеских одеждах. Ее образ представлен в минейных циклах на ноябрь. На миниатюрах в рукописях: в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 169, 1-я четв. XI в.) - в рост, в 3/4-ном повороте вправо, к небесному сегменту, руки в молении, облачена в темно-коричневое платье и скрывающий фигуру длинный серый мафорий; в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266r, кон. XI в.) - фронтально в рост, в правой руке держит крест, левая - в молении открыта ладонью вовне, облачена в охристое платье, темную мантию, в схиме, с аналавом; в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, 1322-1340 гг.) - полуфигура, в руке держит крест; дважды в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58, кон. XV в.) - оглавно (Л. 59) и в рост (Л. 86 об.), так же как и в рукописи Vat. gr. 1156. В настенных минологиях притворов ряда храмов: ц. Сорока мучеников Севастийских в Велико-Тырнове (ок. 1230) - на одре; ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) - фронтально, в рост, с крестом в правой руке, левая - в молении; ц. вмч. Георгия мон-ря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (2-я пол. XIVb.; надпись не сохр.); собора Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391) - фронтально в рост, руки скрыты мафорием; ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии (1561) - оплечно. Прп. Матрона К-польская. Икона. XVII в. (музей Византийской культуры, Фессалоника) Прп. Матрона К-польская. Икона. XVII в. (музей Византийской культуры, Фессалоника) С XIV в. изображение плата на голове М. иногда заменяет клобук с расширяющейся вверх тульей (напр., на фреске в притворе мон-ря Дечаны под черным клобуком с наметкой виден светлый плат, напоминающий совр. апостольник). В подобном головном уборе М. изображена среди избранных святых на нижнем поле балканской иконы «Деисус, с Этимасией и святыми» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). В поствизант. время встречаются и плат (мафорий или куколь) (греч. икона XVII в., ГИМ) и клобук (роспись ц. свт. Николая в Рэдэуци, Румыния, 1559). Иконы М. сохранились в Музее византийской культуры в Фессалонике (XVI в.), в собрании Р. Андреадиса (кон. XVI - нач. XVII в.) и др.; М. представлена в темном схимническом одеянии, с 8-конечным крестом в руке, на покрывающем голову плате (куколе) - монограмма «IC XC NIKA».

http://pravenc.ru/text/2562592.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРАМОН Мч. Парамон. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 88 об.) Мч. Парамон. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 88 об.) [Греч. Παραμνος] (III в.), мч. и 370 мучеников (пам. 29 нояб.). Мученичество П. не сохранилось, сведения о святом находятся в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) (SynCP. Col. 260-261), синаксарное сказание составлено на основе утраченного Мученичества. Существует текст, озаглавленный как «Мученичество Парамона и Филумена» (BHG. T. 2. P. 169), однако на самом деле это одна из редакций Мученичества Иакова Персянина (пам. 27 нояб.); память мч. Филумена также омечается 29 нояб., однако ни к П., ни к Иакову Персянину этот мученик не имеет отношения. Мученики Парамон и Филумен с 370 мучениками. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г. Мученики Парамон и Филумен с 370 мучениками. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г. Согласно Синаксарю К-польской ц., однажды некий правитель вост. областей Римской империи Аквилин отправился лечиться на горячие источники в местность Висалтия (Βισαλτα). Он приказал доставить туда из Никомидии заключенных христиан, на к-рых объявил гонения правивший в это время имп. Деций (249-251). Последователей Христа заставляли принести жертвы в храме Исиды, но все они (370 чел.) отказались и были обезглавлены. Некий местный житель по имени П. (не сообщается ни о его занятии, ни о возрасте) был настолько потрясен жестокостью палачей и стойкостью казненных, что стал громко возмущаться решением Аквилина и славить праведность христ. мучеников. Правитель услышал его и велел слугам убить П. Его пытали: вырвали язык, искололи копьями; во время этих истязаний он скончался и был погребен вместе с 370 христианами. Местность Висалтия (Валсатия, Валастия) прп. Никодим Святогорец определяет как г. Басра на р. Тигр в Ираке ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 208), свт. Димитрий Ростовский предполагает, что она находилась где-то в Вифинии на р. Тимбр (ЖСв. Нояб. С. 805), архиеп. Сергий (Спасский) уточняет, что это - приток р. Сангарий (ныне Сакарья), а исследователь Мученичества Иакова Персянина П. Дево считает, что это местность во Фракии или в Македонии. Наиболее правдоподобно предположения свт. Димитрия Ростовского и архиеп. Сергия (Спасского), т. к. в Вифинии действительно были термальные источники, а Никомидия была главным городом этой области; трудно представить, что Аквилин приказал доставить 370 чел. на такое далекое от Никомидии расстояние, как к устью р. Тигр, во Фракию или Македонию.

http://pravenc.ru/text/2578986.html

Объединение племенных княжеств, вошедших впосл. в состав Г., продолжилось в правление сына Пипина Короткого, кор. Карла Великого (768-814, с 800 император). В результате войн с саксами (772-804) при Карле Великом в состав империи Каролингов вошли земли племенных герц-ств Франконии, Саксонии, Фрисландии, Тюрингии, Алеманнии и Баварии. Там было введено деление на графства, но на их территориях сохранились свои законы (т. н. варварские правды - leges barbarorum), записанные в кон. VIII - нач. IX в. В то же время фактически была определена граница по рекам Эльба и Зале между владениями Франкской империи и слав. землями, ставшими позднее объектом герм. экспансии. Бюст-реликварий имп. Карла Великого. Ок. 1350 г. (сокровищница кафедрального собора, Ахен) Бюст-реликварий имп. Карла Великого. Ок. 1350 г. (сокровищница кафедрального собора, Ахен) Ключевое значение в политике Карла имела ориентированная на ветхозаветные образцы концепция власти христ. правителя, к-рый несет перед Богом ответственность за состояние церковной жизни в своей стране. На этой основе начала складываться система имперской Церкви (нем. Reichskirche) - в борьбе с местным сепаратизмом Каролинги утверждали на епископских кафедрах и в должностях аббатов своих приближенных, к-рые приносили вассальную присягу. Важной опорой политики централизации стали мон-ри. Епископы и аббаты, получая от государя гарантии покровительства, привилегии, дарения, налоговый и судебный иммунитет, были обязаны не только молиться за империю, но и поставлять Карлу отряды воинов со своих земель, принимать у себя его двор, помогать советами и материальными средствами. В свою очередь Карл под влиянием идеи унификации церковной жизни, воспринятой от св. Бонифация (Винфрида), способствовал упорядочению литургии, церковного права, форм монашеской аскезы (во всех мон-рях Франкского королевства насаждался «римский» бенедиктинский устав, к-рый рассматривался Карлом как единственно допустимый), почитания святых, организации Церкви. Большое значение имели структурные реформы в Церкви. Именно с Карлом Великим связано создание сети приходов. Население конкретной области прикреплялось к храму-приходу, куда отныне оно должно было вносить десятину. Распространенной стала практика рассылки по территории Франкской империи в качестве образцовых текстов, полученных из Рима. В условиях, когда во всех слоях общества, не исключая части клира и монашества, была широко распространена архаическая религиозность с предпочтением ритуала, магии, заклинаний, Карл Великий способствовал строительству соборов, созданию более чем 200 мон-рей со школами, скрипториями, б-ками, организации системы приходов. С правлением Карла связан первый после античности крупный культурный подъем - т. н. Каролингское возрождение .

http://pravenc.ru/text/164803.html

Рождество св. Иоанна Предтечи. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология. 1063 г. (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об.) Рождество св. Иоанна Предтечи. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология. 1063 г. (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об.) В XI-XV вв. изобразительный цикл И. П. развивался в странах визант. мира. По составу и количеству сцен сохранившиеся памятники условно делятся на неск. групп. Так, краткий цикл И. П. включал от 2 до 4 сцен, к-рые представляли наиболее важные вехи Жития святого: обычно это были «Рождество Иоанна Предтечи», «Крещение Господне», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», реже - «Зачатие Иоанна Предтечи», «Проповедь Иоанна Предтечи», «Пир Ирода» и др. (миниатюры из Минологиев (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об., 1063 г.; Paris. gr. 1528. Fol. 197r, 216r, сер. XI в.); клейма синайской иконы «Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с 3 сценами жития» (кон. XII в.); росписи церквей св. Димитрия в дер. Платанос в Лаконии (кон. XII - нач. XIII в.); Спасителя в Мегаре, Греция (1260-1280); парекклисиона св. Иоанна Предтечи в ц. Св. Софии в Охриде (1347-1350); св. Иоанна Предтечи в Иванове, Болгария (1331-1371); св. Иоанна Предтечи в монастыре св. девы Хрисафы в Мистре, Греция (1367-1368); св. Иоанна Предтечи в Анойе, епархия Милопотамос, ном Ретимно, Крит (кон. XIV - нач. XV в.); Спасителя в Гарденице в Лаконии (нач. XV в.) и мн. др.). Более пространные циклы, включавшие до 10-12 эпизодов, в соответствии с доиконоборческой традицией могли составляться тематически. Напр., циклы детства И. П. помещены в баптистерии св. Иоанна Предтечи на о-ве Кос, Греция (нач. XIII в.); в росписях ц. Св. Софии в Трапезунде (ныне Трабзон, Турция; ок. 1250); в ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1295-1296). Страстные циклы представлены в росписях ц. Епископи на о-ве Санторин (Тира) (ок. 1181); в парекклисионе св. Иоанна Предтечи ц. св. Василия в Ираклио (1284); в ц. Панагии в Фоделе, Крит (1321); в храме Спаса в Цаленджихе, Грузия (1384-1396); в ц. И. П. на о-ве Родос (сер. XV в.). Т. н. проповеднические циклы, посвященные общественному служению И. П., сохраняются в декорации церквей: Пресв. Богородицы Левишки, в Призрене, Сербия (1310-1313); в Старой Митрополии в Верии, Греция (XIV в.); в экзонартексе мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в кафоликоне монастыря Хиландар на Афоне (1317-1321, запись 1803-1804); в экзонартексе ц. Благовещения в мон-ре Грачаниц à , Сербия (ок. 1320); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Матейче, Македония (сер. XIV в.), и др.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛАЛИЯ Мц. Евлалия Эмеритская (Меридская) с житием. Заалтарный образ. Ок. 1350 г. (кафедральный собор в Пальиа-де-Мальорке) Мц. Евлалия Эмеритская (Меридская) с житием. Заалтарный образ. Ок. 1350 г. (кафедральный собор в Пальиа-де-Мальорке) († между 303 и 305), мц. (пам. зап. 10 дек.), пострадавшая в г. Эмерита Августа (ныне Мерида, Испания). Наиболее раннее упоминание о «Мученичестве» Е. содержится в гимне лат. поэта Пруденция († ок. 410), к-рый, вероятно, был составлен для пения в базилике, посвященной мученице в г. Эмерита Августа. Пруденций упоминает о Е. и в др. гимнах из цикла «О венцах мучеников» ( Prudent. Perist. 4, 11). Девочка Е., как писал поэт, еще не достигшая 13-летнего возраста, отличалась благоразумием и воздержанностью. Когда началось гонение на христиан при Диоклетиане в 303-305 (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ), родители, стремясь спрятать дочь, отослали ее в деревню. Однако Е., желая принять мученический венец, явилась в город, предстала перед претором и исповедала себя христианкой. Склоняя ее к отречению от веры, судья подверг мученицу пыткам железом, к-рые не причинили ей вреда. Тогда претор приказал жечь ее огнем. От этих истязаний Е. скончалась. По словам Пруденция, присутствующие видели, как душа мученицы покинула тело в виде белой голубки. Тело Е. обнажили и бросили без погребения. Внезапно пошел снег, к-рый покрыл тело мученицы и не растаял даже от пламени полыхавшего рядом костра. Рассказ Пруденция основан на «Мученичестве» Е., созданном, вероятно, в сер. IV в., к-рое сохранилось в переработке кон. VII в. (составлена под влиянием гимна Пруденция и последующей традиции почитания мученицы). Повествование значительно расширено описанием различных пыток, диалогами и наставлениями девам. Это позволяет предположить, что «Мученичество» Е. было переработано в девичьем мон-ре при базилике в честь Е. Вставляя в повествование детали и имена действующих лиц, редактор VII в. допустил ряд фактологических ошибок и спутал Е. с мц. Евлалией Барцинонской (Барселонской). Мучителем Е. назван презид Дациан, правитель Тарраконской Испании, власть к-рого не распространялась на г. Эмерита Августа, входивший в пров. Лузитания. Вероятно, из цикла преданий о св. Евлалии Барцинонской заимствовано также сообщение о том, что тело мученицы было подвешено на пыточном столбе. Ошибочным является и упоминание о погребении тела Е. под алтарем церкви, т. к. мученица была первоначально погребена на кладбище за городской стеной.

http://pravenc.ru/text/187160.html

Панагии Аракос близ Лагудеры (1192), в ц. св. Николая (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (XI в.), а также в мозаике собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.), в росписи алтаря в соборе Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде (1125), в ц. арх. Михаила в Риле, Болгария (рубеж XI и XII вв.), в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164), и др. Образ Е. К. включен в большинство известных минейных циклов на май и представлен на миниатюрах рукописей (в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия Солунского - Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 39v, Фессалоника, 1327-1340 гг.; в греко-груз. рукописи XV в., т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 113 об.), в настенных минологиях церквей (вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (ок. 1350), св. Апостолов в Пече, Косово и Метохия (1561), свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718)), в иконописных и гравированных минеях (на иконе на май (кон. XVI в., Москва, КГОИАМЗ), на иконе на май из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде (кон. XVI в., ВГИАХМЗ), на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ), на листовых гравюрах на каждый месяц года Г. П. Тепчегорского (1722) и И. К. Любецкого (1730)). В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) Е. описан как «старец плешивый, с седою бородой» (Ерминия ДФ. Гл. 3. § 8. С. 160, 22). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) о святом сказано: «…подобием стар и сед власы, брада продолговата аки Власиева (свт. Власия Севастийского.- Авт.), ризы святительския крестечныя, саккос; испод празелень, в омофоре, на главе шапка святительская, в руках Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. 1874. С. 342-343). Лит.: Менолог. 1973. С. 279, 283, 299, 338, 372, 387; Jolivet-Levy C. Les eglises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 78, 87, 89, 97, 101-102, 196, 322, 325; Евсеева. Афонская книга. 1998. С. 302; Прашков Л. Новооткрытые росписи рубежа XI-XII вв. в кладбищенской ц. арх. Михаила в г. Рила Болгарии//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Зап. Европа: Искусство и культура. С. 100-114; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI-1-я четв. XII в.: Кат. СПб., 2004. С. 579-582.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

Летом 1354 г. царь призвал И. в монастырь Жича, вероятно для обсуждения переговоров с папой Римским Иннокентием VI об оказании помощи в борьбе с венграми и турками. И. выступал против подобных переговоров, т. к. условием оказания помощи могло стать подчинение Сербской Церкви Риму ( Мошин В. А., М. А. Хиландарски игумани века. Београд, 1999. С. 83). Во время пребывания в Жиче патриарх заболел и пожелал, чтобы его перенесли в Печ. Скончался по дороге в с. Полумир на р. Ибар. Похоронен в ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. Саркофаг с его мощами стоит слева от иконостаса. Был канонизирован, вероятно вскоре после смерти, т. к. на фреске, изображенной над гробницей (ок. 1355), он уже называется святым ( Записи. 6. Бр. 9908). Краткое Житие И. было составлено в кон. XIV в. в качестве дополнения к сборнику Житий королей и архиепископов сербских архиеп. Сербского Даниила II ( Н. О архиеп. Данилу II и Данило II, архиеп. Животи и архиепископа српских/Пер.: Л. вступ. ст.: Н. Београд, 1935. С. 199). Службу И., «архиепископу и первому патриарху Сербскому», написал митр. Сербский Михаил (Йованович) и включил ее в состав «Србляка» Београд, 1861). Иконография Погребение свт. Иоанникия II, патриарха Сербского. Роспись ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. Ок. 1355 г. Погребение свт. Иоанникия II, патриарха Сербского. Роспись ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. Ок. 1355 г. Прижизненное изображение И. находится рядом с портретами Душана, его сына Уроша и св. Саввы Сербского на юж. стене зап. нефа в ц. вмч. Димитрия Солунского в Печской Патриархии (ок. 1345). И., еще как архиепископ, представлен в нетрадиционном для визант. культуры темно-красном облачении с вышитыми на нем образами святых и в головном уборе, похожем на корону ( Джурич. 2000. С. 398-399; Косово: Правосл. наследие и совр. катастрофа/Сост.: А. М. Лидов. М., 2007. С. 46). Сцена «Погребение патриарха св. Иоанникия II» (ок. 1355) над гробницей святителя в ц. св. Апостолов в Печской Патриархии является лучшим из подобных изображений в серб. живописи. Множество священников и вельмож окружают смертный одр, в службе участвуют епископы, диаконы, певцы и чтецы, мальчик в стихаре взмахивает кадильницей, на заднем фоне весьма достоверно изображен комплекс Печской Патриархии, а венчает сцену фигура Христа ( Джурич. 2000. С. 209-210, 413). Как архиепископ И. изображен в ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани (1342-1345), как патриарх - в северо-зап. углу притвора собора мон-ря Дечаны (ок. 1350) и в алтаре соборной церкви в Белграде.

http://pravenc.ru/text/578002.html

Одним из ранних примеров является изображение в настенном минологии ц. Вознесения (Христа Пантократора) мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (ок. 1350). Ростовой образ святого имеется и в ц. свт. Николая Чудотворца в Пелиново, Черногория (1717-1718). Благодаря белоснежным волосам и бороде (округлой формы) М. М. возможно опознать в ряду других святых, показанных под 28 авг. в нижнем левом клейме 4-частной листовой миниатюры в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 53a, 1322-1340 гг.) - погрудный образ, в светло-охристой мантии. В традиц. иконографии изображение М. М. представлено на миниатюре в минейной части греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.58, кон. XV в. Л. 126), где он изображен в рост; как схимник - с куколем, лежащим на плечах, волосы кудрявы, но на лбу при этом небольшая залысина, борода короткая, вьющаяся, в левой полуопущенной руке держит свернутый свиток, правая - у груди (жест неясен из-за утрат живописи); для передачи характерного цвета лица святого художник выбрал синевато-землистую краску, контрастную почти белому цвету полностью седых волос и бороды. Прп. Моисей Мурин. Роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. Кон. XV в. (1481 г.) Прп. Моисей Мурин. Роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. Кон. XV в. (1481 г.) В рус. традиции один из ранних образов М. М. представлен в росписи ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином монастыре в Вел. Новгороде (между 1467 и 1472). Полуфигура святого входит в настенный минологий этого храма и размещена под 28 авг. на юж. стороне юго-вост. столба. По виду - это старец, облаченный в хитон и мантию; куколь лежит на плечах, волосы кудрявые, но в отличие от восточнохрист. традиции лежат на голове пышной шапкой, также более объемной написана и недлинная борода, сохранившая округлую форму. М. М. вертикально в левой покровенной мантией руке держит свиток; пальцы правой сложены двуперстно. Близок к этому изображению образ М. М. на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля (кон.

http://pravenc.ru/text/2564010.html

С этого момента началась история неоднократных смещений К. с Иерусалимской кафедры и его возвращения на нее, завершившаяся только в самом кон. 70-х гг. IV в. с его окончательным восстановлением в достоинстве предстоятеля Иерусалимской Церкви, в каковом он пребывал вплоть до своей блаженной кончины. Святители Кирилл Иерусалимский и Нектарий Константинопольский перед имп. Феодосием Великим. Роспись ц. Вознесения мон-ря Высокие Дечаны, Косово и Метохия. Ок. 1350 г. Святители Кирилл Иерусалимский и Нектарий Константинопольский перед имп. Феодосием Великим. Роспись ц. Вознесения мон-ря Высокие Дечаны, Косово и Метохия. Ок. 1350 г. Младшие современники К. описывают эту историю по-разному. Согласно блж. Иерониму, на Иерусалимской кафедре последовательно сменились: К., Евтихий, К. во 2-й раз, Ириней, К. в 3-й раз, Иларий, К. в 4-й раз ( Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 683-684). Свт. Епифаний Кипрский после еп. Максима перечисляет К., Ерения, К. во 2-й раз и, наконец, Илариона, к-рый и был епископом Иерусалима в момент составления этого списка ( Epiph. Adv. haer. 66. 20. 3). Сократ Схоластик утверждает, что после изгнания К. его кафедру поочередно занимали Ерений, Ираклий и Иларий, а затем К. вернулся на нее вновь ( Socr. Schol. Hist. eccl. 2. 45. 18). Он также упоминает о нем как о епископе в годы правления имп. Юлиана Отступника (Ibid. 3. 20. 7), имп. Валента (Ibid. 4. 1. 16) и имп. Феодосия I Великого (Ibid. 5. 3. 1). Созомен перечисляет тех же 3 епископов между 1-м и 2-м епископством К., но датирует его возвращение на кафедру уже временем имп. Феодосия Великого ( Sozom. Hist. eccl. 4. 30. 3), в др. месте, однако, он противоречит сам себе и вслед за Сократом пишет, что к моменту вступления имп. Феодосия на престол епископом Иерусалима был К. (Ibid. 7. 2. 2). При всех очевидных различиях между этими данными их вполне можно гармонизировать. Епископство Евтихия, о к-ром говорит только блж. Иероним, вероятно, не было долгим, поскольку сразу после низложения в 357 г. К. подал императору апелляцию о пересмотре дела, к-рая была удовлетворена; скорее всего епископство Евтихия соответствует времени рассмотрения этой апелляции.

http://pravenc.ru/text/1840257.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010