Диакон Иоанн Смолин Из записок и дневников Богацкий И., свящ. Голос сельского священника о „выборе“ пастырей „приходом“//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1328–1332 За последнее время в светской и духовной печати очень часто стали толковать о возрождении прихода, причём на ряду с мерами благоразумными, могущими дать полезное направление назревшему вопросу о поднятии приходской жизни, предлагаются меры отжившие, в своё время показавшие полную свою несостоятельность и вполне основательно оставленные в нашей Церкви. К числу таких мер относится мысль о предоставлении прихожанам права выбора себе пастыря, мысль, навязываемая Церкви людьми – или совершенно незнакомыми с условиями приходской жизни, особенно в сёлах, или же недоброжелательными к православному пастырству. Было уже время, когда на Руси священники назначались по выбору прихожан, и оно оставило одно лишь горькое воспоминание, как тёмное пятно на приходской жизни. Предлагать подобную меру можно лишь в целях удовлетворения приходского самолюбия во всех его проявлениях, но ничуть не в видах религиозно-нравственной пользы прихода. Достаточно прислушаться к слову и воспоминаниям старожилов о тех обстоятельствах, какими предварялось и сопровождалось в былое время поступление на приход священника, чтобы увидеть всю несостоятельность этой меры, – выборного начала. Привожу типичный пример избрания прихожанами священника в старое время. Открывается приход в селе окрестные священники, недовольные своими приходами, а также кандидаты на священство, проведавшие о свободном приходе, съезжаются в село чтобы заручиться симпатиями прихожан села; между тем прихожане не дремлют, они знают, что к ним налетит масса желающих пастырствовать у них, а потому собирают предварительный сход, на котором обсуждают условия, на каких желателен им новый священник. Прежде всего вырабатывается такса за требоисправления, затем – условия взаимных отношений, часто несогласные с духом пастырских убеждений; но главное не в этом, – самый важный вопрос в том, кто из ожидаемых кандидатов больше предложит водки на угощение своих будущих пасомых; для того они, пожалуй, готовы будут поступиться и своими требованиями в вопросах о таксе и взаимных духовных отношениях. И вот приезжают кандидаты, начинается торг, постыдный торг, одинаково позорный, как для пастыря, так и для пасомых. Кандидат избран, начальство духовное утвердило его, первое дело его в новом приходе – угощение прихожан водкой. Дальнейшая деятельность его связана зависимостью от прихожан, которым он должен всячески угождать, даже в ущерб своего долга, дабы не потерять благоволения своих чад духовных и по малейшему их капризу не лишиться своего места. Эта зависимость горше материальной зависимости, в которой находятся священники в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

а солнце зноем тяжким ему досаждаше, Донде же изнеможе, и се ток явися, иже чрез ниву его 1322 ново источися. Он от воды вкусил есть, а та сладка бяше; утолив жажду, тока начала искаше. И се при конце нивы пес лежит смердящий, из согнивших челюстей ту воду точящий. Он, видя нечистоту, зело удивися, како сладкая вода из него родися. То оному мыслившу, глас бяше от Бога: Что тя усумнения возмущают многа? Зриши, из пса чистая вода изтекает 1323 , сладка пити, и жажду плоти утоляет. Тако, аще иерей нечисть быти зрится, но чистая из его уст вода точится. Егда слово Божие он проповедает 1324 , то жажду души толит, ону оживляет. Не зри, откуду течет, тщися ползу знати, отселе иерея не смей осуждати. Бог ему Судия есть, ты тебе да зриши, еже благо вещает, делом да твориши. Аще он злая деет, что есть к нему тебе? Бог – зритель и возмездник, живущий на небе. Сие чтите, братие, купно разсуждайте, Богу иерейских суд грехов отдавайте 1325 . Сами своя совести прилежно блюдите, по делом их лукавым ничто же творите, Но, что добре вещают, тщитеся деяти, ибо Господь изволи тако увещати, Глаголя к учеником: На месте Моисея 1326 зрите книжны седети, точне фарисея. Вы учимая ими прилежно творите, а яже злая деют, тех ся отвратите. Иеросалима разорение Град, избивый пророки, и пророкованна Мессию сотворш быти, ах, укрествованна, Каковых бе достоин казнений от Бога, несть требе возвещати о сем слова многа. Царя славы жидове лютии распяти, Жизнодавца и Творца злой смерти пре дати. Убо достойни быша всеистребления, всякими 1327 смерти роды 1328 скоро 1329 отмщения. Но долготерпеливый Господь ожидаше покаяния грешных, и вестно творяше О ближящейся казни, да ся поне кают, прещения видяще, и Христа 1330 познают 1331 . Знамения же бяху всему граду явна чрез Иосифа мудра, историка 1332 славна. Во-первых, бе комита, вид меча носящий 1333 , чрез целое годище 1334 брань граду претящий. Паки, в дни опресночны нощь в день преложися окрест храма Божия, кто не почюдися? Кравою, яже 1335 в жертву Богу приведеся 1336 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

В предисловии к посмертному изданию части труда, датированном 1915 г., Айна­лов писал: «Кроме указанных материалов к III главе, при жизни Е. К. Редина я ничего не получил, а после его смерти обширный труд его поступил ко мне в своем первоначальном виде. Ознакомившись с рукописью, я увидел, что Е. К. Редин до самого последнего часа своей жизни, пока он был здоров, делал исправления и намечал новые серии рисунков, которые должны были войти в текст с соответ­ствующим описанием. Эти рисунки, однако, во многих случаях остались не только без описания, но даже не были упомянуты в тексте рукописи. Работа оказалась, таким образом, в некоторых частях выполненной вчерне, с расчетом в свое время исправить и дополнить текст. В переписанном виде, но без греческих и иных текстов и без исправлений самого Е. К. Редина, оказались V глава и часть VI. Я не мог воспользоваться этими переписанными главами вследствие их неисправности и предпочел отдавать в печать рукописи самого Е. К. Редина. Работа Е. К. Редина содержит 12 глав и введение. Глава XI оказалась написанной частью сплошным текстом, частью содержится на отдельных листках в 16-ю долю листа в виде заметок и отдельных описаний рисунков. Глава V, чрезвычайно сложная по составу материала, большому числу рисунков и содержащая 611 страниц писанного текста, действи­тельно представляла большие и серьезные трудности при ее печатании» (Христианская топография Козьмы Индикоплова. Ч. 1. С. III). Логично было бы искать этот материал в фонде Айналова, но там его нет. Фонд был передан в Архив Академии наук вдовой, Надеждой Ростиславовной Айналовой, 23 июля 1942 г., и можно предполагать, что за долгие годы состав его претерпел изменения. 1332 8 января 1909 г., уже после смерти мужа, T. Н. Редина писала Кондакову: «Я получила умень­шенную пенсию в 1333 р. в год с сыном, а по совершеннолетии его буду получать только свои 1000 р.» (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 4. Д. 349. Л. 7 об.). 1335 Есть предположение, что его архив не сохранился, но документально проследить его судьбу, к сожалению, не удалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На дворе та же полулетняя история. Щелок. Молитва. Чай. Анна Ник с закупками. Толстый намек ей на близкую возможность раскланяться с нею. Забота о приискании новой даскалы в Эфрафу нашу. Некая гречанка с иконой Воскресения Хр (30 пиастров). Еще 4 наполеона Якубу для окончательной уплаты долгов моих в городе. Семен с просьбой пустить его к Св. Савве. Игумен сейский тоже с просьбою – написать вместо него грамматку московскому Сытову 1330 о насыщении св обители деньгами или иным чем. О. Парфений с елеонской выручкой в образе целого мешка, набитого тряпьем, бумажками, двугривенными, бакирами и пр. Обед в свое время. Всенощная с пол елеем св. Елевферию, отправленным одним «наместником» нашей грандеццы. Г-жа Соболева с залогом и воздухами. О. Парфений с «Сообщениями» в новой укороченной форме. Намерение приняться за переписку. На! Жорж ни за тем ни за сем. Расправка кредиток до 2-го часу. Вот за подобным занятием так не дремлется. Вторник, 15 дек Как будто пооблачнее сегодня. Обедня с молебном священномученику . К. Чай. Почта австрийская. Порфирий с сытовскою грамоткой. Поклонница из-под Казани с поминаньицем и за наставлениями на счет отщепенца-пасынка. Паче такового наставление Саввинскому Галактиону на счет некоего Ниля ( ν Νελ), желаемого, но не приобретаемого им взамен четок. Письмо от Ананьевского питомца муз. Благоукрашение 1-го номера для ожидаемого «Старосты Елеонского» 1331 . О. Вениамин с «настоящими» позументами. Обед с ухою, возбраненною уставом приставочным. О. Парфений, бегущий в Горняя. «Illüstr Z ng». Упокоился Н. И. Пирогов 1332 . В Венском Кольце-Театре сгорело 917 человек. Холодно и скучно. Переселение на лежанку, чуть-чуть теплую. Як с своими цементами, хамрами 1333 и прочими некрестями. Топка печки. Чай. Переписка до истомления очес. Соннометание семо и овамо. Среда, 16 дек Положительно еду куда-то и захожу проститься с знакомыми. С. сидит у окна и при входе моем что-то прячет от меня, прикрытое одеждою – не то зрит трубу, не то зонтик. Не понравилось мне сие.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Inst., II.13). Так, согласно Божественному приговору, смерть стала сопровождать человека, и жизнь человеческая стала временной (ibid.) 1328 . Причину того, что Бог попустил диаволу искушать человека, Лактанций видит в том, чтобы диавол своей злобой побуждал человека к добродетели, которая не может быть совершенна, если не возбуждается, не укрепляется в постоянных испытаниях; и вообще, нет никакой добродетели, если отсутствует противник (ibid., III.29) 1329 . При этом Лактанций , верный своему дуалистическому образу мысли, упускает из виду, что Богу для того, чтобы быть добродетельным, вовсе не нужен противник. По Лактанцию , «нельзя будет различить добродетели, если не будет противоположных ей пороков, или добродетель не будет совершенной, если она не будет упражняться в несчастиях. Ведь Бог пожелал, чтобы добро и зло так отличались друг от друга, чтобы свойства добра мы познавали из зла, а зла – из добра; нельзя понять сущность одного, устранив другое. Следовательно, Бог не исключил зла, чтобы могла сохраняться сущность добродетели» (ibid., V.7 1330 ; ср. Epit., 24) 1331 . Получается так, что благо желанно не само по себе, но только как противоположное злу 1332 ; а диавол и зло существуют по воле Бога и суть Его орудия для прославления праведных. Более того, источник зла и греха для человека Лактанций видит в том, что человек состоит из двух противоборствующих частей – души и тела, содной из которых связано добро, а с другой – зло; с одной – свет, жизнь, справедливость, а с другой – тьма, смерть, беззаконие. Отсюда произошло в людях извращение их природы, так что было необходимо установить закон, который мог бы воспрещать пороки и предписывать обязанности добродетели (De ira Dei, 15) 1333 . Эта непоследовательность свидетельствует о том, что Лактанций не видел принципиальной разницы всостоянии человека до грехопадения и после него, так что приписывал самой природе человека то, что уже Тертуллиан рассматривал как последствия грехопадения 1334 . 8. Сотериология и христология

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Рис. 379. Пристенный склеп с внешней стороны куртины 16 и сводчатая калитка IX–X вв. в куртине 16 нового строительного уровня. Раскопки 1904 г. Сооруженные здесь новые основные и передовые оборонительные стены с вылазными калитками надо было выкладывать на значительную высоту, надстраивая их над прежними стенами, большей частью ставшими своеобразным фундаментом для новых. Обстоятельства столь масштабных континуитетных работ долгое время оставались не выясненными, загадочными, как правило, обходились молчанием и, как отметил Κ. К. Косцюшко-Валюжинич, осложнялись «поразительной прочностью этих сооружений, не вызывавшей необходимости их засыпки» 1328 . К. Э. Гриневич относил искусственную земляную засыпь перибола к «эпохе Нерона» и, ссылаясь на трактат Витрувия, пытался объяснить ее соответствие требованиям полиоркетики 1329 . При этом его не смутило даже то очевидное недоразумение, что строителям пришлось бы рыть канавы для фундамента протехисмы до 6 м глубины (sic!), вплоть до подошвы скалы 1330 . Рис. 380. Схема разреза протехисмы, перивола и куртины 16 с обозначением поднятого уровня земли (по И.А. Антоновой) Решить проблему помогло многолетнее тщательное изучение топографии, гидрогеологии и стратиграфии данного участка, безусловно важнейшего для херсонитов в виду близости гавани и портовых кварталов. Дело в том, что массивы грунта, нанесенного со стороны тальвега соседнего обширного, глубиной до 18 м оврага протяженностью 3 км, который подходил к Карантинной бухте, оказались столь значительны, что в ранневизантийский период подступили почти до верха более ранней протехисмы (рис. 378) 1331 . Одно лишь ее поднятие не спасало положения, поскольку перибол в этом случае превращался в глубокий ров перед основной оборонительной стеной, которая в свою очередь оказывалась внизу. Выход оставался один: на несколько метров подсыпать землю в междустенном пространстве до уровня многовековых твердых наносов из расположенного напротив оврага и затем увеличить высоту обоих линий стен от этого уровня (рис. 379–380). При этом объем только земляных работ на участке перибола от 15 до 19 куртины составил около 10 тыс куб. м, не считая насыпей и валгангов с внутренней стороны стен «цитадели». Так, вдоль тыльной стороны куртины 19 хорошо прослеживается еще одна стена высотой до 1 м и толщиной 2,8 м, сложенная из подтесанных камней на известковом растворе с заполнением междустенья бутом 1332 . Она играла роль крепиды и одновременно основы для земляного пандуса (валганга), возвышавшегося у стены. На валганге в свою очередь была устроена лестница на боевой ход куртины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом последнем случае θυμο’ς служит орудием достижения душевной чистоты (castitas) 1322 , так как сражается за добродетель, очищающую душу 1323 . По всем же раскрытым сторонам и свойствам своей деятельности θυμο’ς оказывается такою силою в человеке, которая в нем служит возбудителем душевной энергии, вдохновителем разума и воли. По образному выражению св. Василия Вел., θυμο’ς является как бы «нервом души» сообщающим ей силу для постепенного, но неослабного утверждение в добрых делах 1324 . Однако, играя такую выдающуюся роль в нравственной жизни человека, оказывая разуму важную помощь и поддержку в осуществлении его высших, идеальных, богоподобных стремлений, θυμο’ς и сам для своего правильного функционирование нуждается в регулирующем воздействии на него «разума». Только в таком случае, приводимый в действие разумом, функционируя под его постоянным контролем, когда должно и как должно, он не выступает из собственного чина 1325 . Поэтому, чтобы не впасть в это аффективное состояние, человек должен «внимать себе» не ослаблять самообладание и самонаблюдение 1326 . Другими словами, – θυμο’ς должным образом действует только тогда, когда он руководится принципом богоподобия. А это, в свою очередь, достигается только в том случае, если началом его деятельности, определяющим время, меру и цель его проявления 1327 , является живое настроение любви к Богу и ближнему. В этом отношении для силы, называемой θυμο’ς, болезненно-чувствительны, невыносимо тягостны, прямо нестерпимы факты нарушения воли Божией в жизни своей ли собственной или других людей, – случаи субъективного помрачение в ней славы Божией, оскорбление святости Божией. Встречаясь с подобного рода фактами, человек, не потерявший чуткости к добру, с правильно развитою силою θυμο’ς, «снедается»– как бы огнем охватывается живою и интенсивною ревностью о Боге 1328 . Такой человек горячо и бескорыстно вооружается за «славу Божию» 1329 против оскорбителей ее 1330 . Отсюда объектом, против которого направляет свою силу θυμο’ς, является главным образом грех вообще ( μαρτι’α 1331 , проявляющийся и обнаруживающийся главным образом в страстях 1332 , препятствующих росту и преуспеянию внутреннего человека 1333 , а также – главные возбудители страстей, – демоны 1334 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Представители старшего поколения римской школы христианской археологии, в частности о. Виктор Саксер, не согласились с концепцией и определением археологии поздней античности: «Действительно, эта позднеантичная археология, если она сейчас хорошо определена во времени, – это археология, которая или стыдится, или отказывается признать себя христианской» 1328 . Впрочем, все согласны в том, что следует развивать междисциплинарный (или «мультидисциплинарный») подход, как бы трудно это ни было на практике. Христианская археология должна быть необходимо связана с археологией средневековой 1329 . В Северной Америке исследование поздней античности связано с именем Питера Брауна. Его монографии, посвященные культу святых, традиционно популярной в США теме «Тело и общество: мужчина и женщина», а также их переводы на французский, немецкий и русский языки сделали его имя широко известным 1330 . В некоторых российских публикациях даже появилось ошибочное мнение о том, что понятие «поздняя античность», само это явление научной мысли развивается преимущественно в США, появившись в результате «семейной ссоры» английских и американских историков 1331 . Вообще тема поздней античности стала широко известной в археологии последних десятилетий: часто проводятся конференции, издаются сборники, при этом нередко преобладает тема города 1332 . § 3. Византийская археология Термин «византийская археология», по всей видимости, впервые употребил в конце 19 в. выдающийся русский ученый Никодим Павлович Кондаков 1333 , основоположник нового тогда направления в искусствознании – истории искусства Византии. Византийские проблемы всегда были ясно осознаваемым приоритетом отечественной науки 1334 : «Русская археологическая наука, как и западная, почерпает свой метод и руководящие принципы в древнехристианском отделе, но по своим собственным, ей присущим задачам, становится в то же отношение и к археологии византииской» 1335 . Одним из практических воплощений этой идеи была деятельность Русского археологического института в Константинополе (1894–1914) 1336 . Крупным центром византийских исследований в области археологии и истории искусства всегда был Государственный Эрмитаж 1337 . Капитальные каталоги византийских коллекций Советского Союза и самого Эрмитажа хорошо известны 1338 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Встречаются случаи условной неустойки, напр., заплатить столько-то, если другая сторона потерпит убытки. Здесь для взыскания неустойки надлежит доказать, что понесен убыток, какой бы то ни было (Касс. реш. 1879 г., N 847). Встречаются условия, в коих полагается, что виновный в нарушении должен заплатить правому убытки, без точных доказательств, по одному показанию требующей стороны. Такое условие, по неопределенности своей, не может быть признано действительным, ибо в самом существе своем ставит меру вины и меру взыскания в зависимость не от действительных событий и действий, а от личного произвола (это так наз. clause de voie parée, запрещаемая французским законом). Необязательно такое условие, что заклад с просрочкой переходит в собственность займодавца вместо неустойки (Касс. реш. 1868 г., N 340). Сложная неустойка. Неустойка назначается или за просрочку и умедление, или вообще за неисправность в исполнении и за нарушение договора. Неустойка определяется или известной суммой, подлежащею платежу зараз, в случае просрочки или умедления в исполнении, – или в виде периодически нарастающего штрафа за каждый период времени, в течение коего продолжается умедление, напр. за каждую неделю, за каждый день. В последнем случае в расчет неустойки входит – как усиление ответственности и опасения, так и соображение убытка при каждом новом промедлении ожидаемого на срок исполнения. Законы не могут входить в эти соображения и в поверку интересов, которые сопряжены для сторон с исправностью исполнения (иногда один день промедления наносит громадные убытки и возбуждает ответственность перед третьими лицами), и потому трудно ограничить свободу сторон в заключении подобных условий, хотя эта свобода служит нередко к притеснению должника алчным кредитором, имеющим в виду не хозяйственные цели; тогда в сущности неустойка получает в договоре первенствующее значение, хотя по виду она служит только обеспечением главного обязательства. Ввиду этого безнравственного значения сложных неустоек, суд в одном деле пытался установить такой взгляд на дело, что там, где срок один и просрочка может быть только однажды, там и неустойка должна быть одна, а не может быть множество неустоек за продолжение умедления. Однако с этим воззрением не согласился Сенат (Касс. реш. 1872 г., N 227), признав, что закон не установляет по сему предмету никакого ограничения. В реш. Касс. 1873 г., N 1332 и 1876 г., N 509 выражено, что закон не запрещает помещать в договорах неустойку в виде периодических, по мере просроченного времени, платежей.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1330 ...расходы совершенно беззаконные. – Траян был весьма озабочен тем, чтобы городские деньги не расходовались зря, как, например, в Византии на отправку послов с поздравлениями (27.2) или на крупный денежный подарок местному магистрату в Амисе (110.1). 1331 ...архитектора. – В подлиннике «измерителя» (mensorem). Его главной обязанностью было в точности определить размеры здания: подрядчик получал плату в соответствии с ними. Если действительные размеры не соответствовали указанным в условии, он привлекался к суду. 1332 ...от строительных надзирателей... – Лица, назначенные городом для заключения договора с подрядчиком и надзора за ним. Они могли, не проверяя его работы, истребовать из городской казны денег больше, чем следовало по настоящим размерам здания, и, уплатив положенное по договору, забрать остаток себе. 1333 Архитекторов мне едва хватает... в Риме и поблизости от него. – Траян любил строить. В январе 112 г. были окончены его Форум и Ульпиева базилика; в 113 г. колонна Траяна и храм Венеры на Юлиевом Форуме; на монетах 112 г. выбито изображение Остийской гавани. 1334 Городские рабы работали во всех областях городского хозяйства и прислуживали городским властям: были глашатаями, посыльными, младшими писцами (старшие были людьми от рождения свободными и почтенными), убирали общественные здания, улицы и площади, топили городские бани и заготовляли для них дрова, были тюремными сторожами. Они получали от города жалование, им была отведена квартира. 1336 Сохраним обычай этой провинции... – Траян придерживался соблюдения местных законов и обычаев. Юристы более позднего времени стремились создать правила, обязательные для всей Империи. 1337 Гавий Басс, префект понтийского побережья... – Понтийский флот стоял в Трапезе (ныне Трапезунд) и только к концу II в. н. э. был переведен в Кизик. Главная задача его была держать в повиновении дикие племена Колхидского побережья, и Гавий руководил больше сухопутными, а не морскими операциями. Зачем ему понадобились от Плиния бенефициарии (солдаты, за долгую службу получавшие в награду освобождение от всех лагерных работ: несения караулов, земляных работ по устройству лагеря, фуражировки. Рангом они были ниже центурионов), когда у него были свои солдаты, неясно.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010