Датировку творений святителя Феолипта далеко не всегда можно установить с более или менее определенной точностью: мнения издателей и исследователей здесь порой сильно расходятся. Например, сочинение “О трезвении и молитве” Р. Синкевич датирует 1307 г., а И. Григоропулу — 1317 г. Если следовать датировке греческого исследователя, то можно констатировать, что из посланий Святителя первое написано в 1308 г., а остальные — в 1321–1322 гг. “Оглашения” относятся к периоду 1318–1321 гг., “Увещевания” — к 1317 г., а “Монашеские установления” — к 1318–1319 гг. Как и у “Посланий”, достаточно обширен хронологический диапазон “Слов о трезвении”: первое датируется 1308 г., а остальные 1317–1321 гг. Нет ясности относительно времени написания антиарсенитских трактатов Святителя: оно определяется периодом 1285–1310 гг., но скорее всего ближе к первой дате 38 . “Поучения к филадельфийцам” произнесены и написаны, судя по всему, в 1299–1300 гг. Что же касается гимнографических творений святителя Феолипта, к которым он, возможно, и сам сочинял музыку 39 , то их датировка весьма гипотетична и колеблется от 1296 г. до 1322 г. Таким образом, основная литературная деятельность святителя Феолипта протекала в сравнительно небольшой период времени, но была достаточно интенсивной. Выделение отдельных жанров в его литературном наследии представляется во многом условным, ибо большинство сочинений Святителя можно охарактеризовать как аскетические творения. Темы духовной брани, борьбы со страстями в процессе подвижнического делания и обретения духовного ведения в созерцании, немыслимого без опыта исихии, а также темы подражания Христу в неусыпном подвиге смирения, стяжания даров Святого Духа, предвкушающей радости близости Царства Небесного, которое “внутрь нас есть”, и ряд других тем, постоянно встречающихся в святоотеческой аскетике, составляют главное содержание творений святителя Феолипта. Как и все святые Отцы, он “традиционалист” в лучшем и высшем смысле этого слова, и именно такая верность Священному Преданию и позволяет раскрыться удивительной неповторимости его творческой личности. С младых лет взращенный Православной Церковью, “нашей общей Матерью”, по его собственным словам, питающей своих чад, словно млеком, правотой догматов и чистотой жизни 40 , Святитель в своих творениях четко обозначает тот единственный, тесный и узкий, но светлый и благодатный путь, которым и следует шествовать каждому православному христианину.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

Rota Romana ), ставшей 2-й апелляционной инстанцией (после папы Римского), хотя окончательно ее компетенция в XIV в. так и не была определена. Уточнению и регламентации подверглась деятельность апостольского пенитенциария. В первые годы понтификата И. была проведена реорганизация церковных структур на юге Франции, основной целью к-рой стало дробление крупных еп-ств. В 1317-1319 гг. обширное Тулузское еп-ство было выведено из состава Нарбонского архиеп-ства и возведено в статус архиеп-ства с еп-ствами-суффраганами Монтобан, Риё, Ломбес, Сен-Папуль, Мирпуа и Лавор. Тем самым И. завершил преобразования, начатые папой Римским Бонифацием VIII , к-рый сократил территорию Тулузского еп-ства и основал в 1295 г. еп-ство с кафедрой в г. Памье. Были основаны 2 новых еп-ства под юрисдикцией Нарбонского архиепископа - Лиму и Сен-Понс; разделены епископства Альби (на Альби и Кастр), Ажен (на Кондом и Ажен), Лимож (на Лимож и Тюль) и ряд других. Подобные преобразования способствовали росту эффективности в управлении делами епископств и в организации борьбы с еретиками. На Пиренейском п-ове в 1318 г. была реорганизована церковная пров. Таррагона, к-рая в то время была единственной в кор. Арагон: еп-ство Сарагоса было возведено в ранг архиеп-ства с 5 еп-ствами-суффраганами, 6 диоцезов остались в юрисдикции Таррагоны. В Италии в 1322 г. было создано еп-ство Монте-Кассино. Меры, принятые И., позволили преодолеть кризис в ордене госпитальеров (см. Мальтийский орден ). В 1317 г. рыцари, недовольные политикой магистра ордена Фулька де Вилларе, объявили его низложенным и провозгласили новым магистром Мориса де Паньяка. Фульк де Вилларе и его сторонники были осаждены в замке Линдос на Родосе. И. предписал обоим явиться в Авиньон. В 1317-1319 гг. были приняты меры по реформированию ордена, находившегося на грани финансового разорения и распада: И. подтвердил старые привилегии, ужесточил дисциплину среди госпитальеров, запретил продажу земель, находившихся в собственности ордена, принял меры по погашению долгов.

http://pravenc.ru/text/469712.html

208 Не согласны с нами – А. С. Павлов в указанной выше статье: „О начале галицкой и литовской митрополии” (не совсем справедливо думающий, будто он ввёл нас в заблуждение) и г. Н. Тихонравов в диссертации: „Галицкая митрополия”, напечатанной в „Русской Беседе” за 1895 год. Г. Павлов не находит возможным принять нашего предположения о том, что митрополия литовская обнимала и Русь галицкую, по двум причинам: „1) в Галиче существовала тогда если не de facto, то de jure своя собственная митрополия; 2) если галицко-волынские князья тяготились подчинением своих епископий митрополиту Киевскому и всея Руси, с великими князьями которой южные Даниловичи не имели уже никаких политических счетов: то тем более должны были чуждаться нового митрополита из соседней Литвы, с которой у них уже давно начались враждебные счёты”, – стр. 31 начало. Что касается до первой причины, то мы не совсем понимаем её: в данное время, о котором говорим, в Галиции не существовало особой митрополии ни de facto, ни de jurë в 1303 году была было открыта особая митрополия галичская, но потом она была закрыта, перестав существовать de facto и нисколько не оставшись существовать de jure (хотя бывший однажды пример открытия митрополии, конечно, и имел значение для будущего времени) и её епархии находились, как и до 1303 года, в ведении митрополита всея России. Вторая причина, представляясь основательной с первого взгляда и так сказать теоретически или, „вообще говоря”, не оказывается таковой при ближайшем и фактическом рассмотрении дела. Митрополия литовская была открыта, как говорим мы сейчас ниже, в 1316–1317 году. Но в 1315–1316 году (насколько можно положиться на наши сведения, а сведений вполне достоверных в тогдашней Истории Галиции, Литвы и киевской Руси почти что совсем нет) между Галицией и Литвой была война, окончившаяся миром, так что митрополия была открыта как раз по заключению мира. Затем, в 1316–1317 году, в котором была открыта митрополия, отношения между государями галицким и литовским были отношениями двух соседей, из которых один настолько был силён, чтобы навязывать свою волю другому, а другой настолько был слаб, чтобы не дерзать противиться воле первого: государем литовским, только что занявшим престол, был знаменитый Гедимин, который в предшествующей войне одержал решительный и блистательный верх над Галичанами, а государем галицким, также только что занявшим престол, был вместо погибшего в предшествующей войне Юрия Львовича его слабый (по общему представлению) сын Андрей Юрьевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Sev. Vit. Mart. 15. 3-4) и полностью вымышленные автором «литературные чудеса» (единственный, по мнению Фонтена, пример - Ibid. 19. 3, исцеление Павлина Ноланского от слепоты; см.: Sulpice S é v è re. 1967-1969. T. 1. P. 198-203; Stancliffe. 1983. P. 157, 250-252). Посвящение в рыцари. Роспись капеллы Сан-Мартино в нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1317–1322 гг. Худож. Симоне Мартини Посвящение в рыцари. Роспись капеллы Сан-Мартино в нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1317–1322 гг. Худож. Симоне Мартини Лит. композиция «Жизни Мартина» тщательно проработана, хотя у исследователей нет единого мнения о ее деталях. В повествовании нет четкого плана; «иногда трудно понять, где именно один мотив сменяется другим» ( Labarre. 2004. P. 105-106). По одной версии, композиционный принцип «Жизни Мартина» основан на традиционном для эллинистической биографии раздельном описании деятельности (actus), достоинств (uirtutes) и образа жизни (uita, conuersatio) героя, к-рым соответствуют 3 части произведения (главы 2-11, 12-24, 25-27; см.: Sulpice S é v è re. 1967-1969. T. 1. P. 87). По мнению др. исследователей, эта гипотеза не соответствует реальности ( Labarre. 2004. P. 104). Повествование складывается из последовательности автономных эпизодов («панно», «медальонов»), которые Фонтен уподобил сценам, изображенным на рим. мозаиках или средневек. витражах. Далеко не всегда между эпизодами есть очевидная логическая связь: «каузальные переходы нередко заменяются формальными», эпизоды открываются вводными словами, не имеющими смысловой нагрузки (autem, ergo, igitur, uero и т. д.). Благодаря этим приемам «стилизованный нарратив» Сульпиция приобретает сходство с евангельским повествованием; действие «застывает, подобно иконе» (Ibid. P. 111-112). Отдельные «панно» сгруппированы в «триптихи», из которых складываются основные части произведения (Ibid. P. 103-107, 116-117). Согласно Фонтену, после посвящения и пролога, в которых изложены цели и задачи автора, в сочинении выделяются 3 части разного объема.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

B., 2006; Hewish J. Sulpicius Severus and the Medieval «Vita Martini»//Peritia. Turnhout, 2008. Vol. 20. P. 28-58; Judic B. Le pèlerinage à St.-Martin de Tours du VIIe au Xe siècle//Les pèlerinages dans le monde à travers le temps et l " espace/Éd. J. Chélini. P., 2008. P. 55-72; idem. Les origines du culte de St. Martin de Tours aux Ve et VIe siècles//La figure de St. Martin de Tours: Patrimoine, Histoire. L " exemple de l " Ain/Éd. J. Lambert. Bourg-en-Bresse, 2010. P. 13-24; idem. Les modèles martiniens dans le christianisme des Ve-VIIe siècles//L " empreinte chrétienne en Gaule, du IVe au IXe siècle/Éd. M. Gaillard. Turnhout, 2014. P. 91-109; Vedri š T. «Frankish» or «Byzantine» Saint?: The Origins of the Cult of St. Martin in Dalmatia//Sailing to Byzantium: Papers from the I and II Postgraduate Forums in Byzantine Studies. Camb., 2009. P. 221-250; Alciati R. And the Villa Became a Monastery: Sulpicius Severus " Community of Primuliacum//Western Monasticism ante litteram: The Spaces of Monastic Observance in Late Antiquity and the Early Middle Ages. Turnhout, 2011. P. 85-98; Fernández González E. Images polyvalentes de St. Martin de Tours dans le contexte médiéval//Annales de Bretagne et des Pays de l " Ouest. 2012. Vol. 119. N 3. P. 108-129; Lorans E. Aux origines du monastère de Marmoutier: Le témoignage de l " archéologie//Ibid. P. 178-203; Shaw R. Chronology, Composition, and Authorial Conception in the Miracula//A Companion to Gregory of Tours/Ed. A. C. Murray. Leiden; Boston, 2015. P. 102-140. А. А. Королёв, А. А. Ткаченко А. А. Королёв Литургическое почитание М. Отпевание и погребение св. Мартина. Роспись нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1317–1322 гг. Худож. Симоне Мартини Отпевание и погребение св. Мартина. Роспись нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1317–1322 гг. Худож. Симоне Мартини в Литургическое почитание М. галликанском обряде оформилось, вероятно, в VII в. В одном из самых ранних галликанских (нек-рые относят его к памятникам кельтского обряда ) сакраментариев, датируемом VII в.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕНЗУРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ Мотет Филиппа де Витри «In nova fert». Фрагмент рукописи «Роман о Фовеле». Ок. 1317 г. (Paris. fr. 146. Fol. 44v) Мотет Филиппа де Витри «In nova fert». Фрагмент рукописи «Роман о Фовеле». Ок. 1317 г. (Paris. fr. 146. Fol. 44v) Разновидность западноевроп. муз. нотации, применявшаяся для записи вокального полифонического многоголосия во 2-й пол. XIII - нач. XVII в. Совр. название М. н. восходит к терминологии, к-рая была введена уже в самых ранних зап. трактатах по муз. ритму (сер. XIII в.) для обозначения новой, метризованной полифонической музыки (лат. musica mensurabilis - размеренная музыка, cantus mensurabilis - размеренное пение, в противоположность cantus planus - ровному пению, т. е. одноголосному григорианскому пению ) и ее основополагающих свойств (mensura - мера; mensuratio temporis - измерение времени). Термин «мензуральная» фиксирует способность нотации точно передавать длительности нот и пауз посредством графических знаков («фигур») и их комбинаций. Различают т. н. черную (примерно до 1450) и белую (примерно после 1450) М. н. Знаки черной нотации происходят от символов римской квадратной нотации , служившей для передачи григорианского пения. Характерная для этих знаков квадратно-ромбовидная форма зачерненных нотных головок объясняется удобством ее начертания с помощью имевшегося писчего инструментария. Переход к белой нотации, в к-рой нотные головки крупных длительностей не закрашивались, обусловлен гл. обр. заменой пергамена на бумагу (заимствованную из Китая в XIII-XIV вв.). М. н. развилась из модальной нотации - самой ранней в истории западноевроп. многоголосия системы письменной фиксации музыки с последовательным нотированием ритма. Принципы модальной нотации были впервые изложены Иоанном де Гарландиа в трактате «De musica mensurabili» (О мензуральной музыке; 2-я четв.- сер. XIII в.). Модальная нотация передавала ритмику полифонического репертуара школы Нотр-Дам , примерно с 60-х гг. XII в. этот репертуар стал подвергаться ритмизации. В результате приспособления античной стопной метрики к условиям многоголосной литургической музыки sine littera (без текста) образовались ритмические модусы (по Иоанну де Гарландиа, их 6), подчиненные единой счетной мере в 3 единицы времени (в 3 темпуса).

http://pravenc.ru/text/2562984.html

Если бы враг поносил меня, я мог бы перенести это; Если бы ненавистник мой превозносился бы надо мной, я мог бы укрыться от него. Но это ты, человек, такой же, как я, мой соратник и мой друг ( Пс.54:13:14 ) Ступенчатый параллелизм присутствует там, где слово или фраза первой строки повторяется во второй постепенно (ступенчато) восходя к последнему выражению: Воздайте Господу, сильные, воздайте Господу славу и честь ( Пс.28:1 ). Символический параллелизм – это параллелизм образного сравнения: Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже ( Пс.41:1 ) Обратный или хиастический параллелизм – тот, в котором присутствует инверсия порядка слов в параллельных строках: Помилуй меня, Боже, по неизменной любви Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои ( Пс.50:1 ). Слова, написанные курсивом, показывают хиастическое расположение по схеме АВВА. Псалом 1:6, процитированный ранее, также хиастический. Этими примерами не исчерпываются все возможные варианты параллелизма в еврейской поэзии. Способы выражения мысли в еврейском языке настолько разнообразны, что ученым пришлось вводить ряд других типов и подтипов. Ясно, что нам не стоит пытаться приспособить еврейскую поэзию к поэтическим нормам современных языков. Каждый Псалом имеет стансы или строфы, разделяющие стихи на смысловые разделы, похожие на наши параграфы в повествованиях. Но стансы или строфы псалмов, порой, настолько варьируются, что ученые не в состоянии выработать согласованное мнение относительно структуры псалмов. Тем не менее, должное внимание к грамматическим формам, связующим словам и структуре псалма, обычно помогает ясно и точно определить границы станс или строф. Например, Псалом 72 можно разделить на следующие строфы: строфа первая (ст. 13); вторая (ст. 412); третья (ст. 1317); четвертая (ст. 1820); и пятая (ст. 2128). Центральная строфа – стихи 1317 – ключевая, а стих 15 – центральный стих этой строфы. Это случилось, когда псалмопевец пришел в «чувство», все начало меняться и изменило его мышление. Псалом идеально сбалансирован: первые три строки посвящены праведным, а последующие девять строк – нечестивым. Во второй половине присутствует инверсия, только три строки посвящены нечестивым (ст. 1820), а девять строк – праведному псалмопевцу (ст. 2128). Таким образом, псалом имеет структуру АВСВА. Многие псалмы, однако, не имеют такой четкой структуры.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

886 Epist. 9: M. 83, col. 1181. Имя адресата до нас не сохранилось. Гарнье (Dissert. II, cap. V, § V, not ad h. epist.: M. 84, col. 258) полагает, что это был Алипий, экзарх монахов всей Киррестии или, вернее, одного Кирра. 888 Epist. 142. 141: М. 83, col. 1368, р. 1237. 1365, р. 1235. Cnf. epist. 126. ( Μ. 83, col. 1340, p. 1211) и др. 891 «Что монофизиты прибегали к подкупам Константинопольских и иных поклон­ников золотого кумира, – это факт, засвидетельствованный не только Феодоритом (epist. 145: М. 83, col. 1376, р. 1244), но и Евсевием Дорилейским (Mansi, VI, 585. А. 985. А. Деян., III, стр. 144. 556) 892 Это ясно из следующих слов Феодорита в письме к Льву: «это (произнес осуждение) сделал он (Диоскор) не ныне только, но и в предшествующем году, когда он анафематствовал нас» (Epist. 113. М. 83, col. 1316, р. 1190) 893 Epist. 113. 116. 117: М. 83, col. 1317, р. 1192. 1326, р. 1198. 1326. О ходатайстве Феодорита перед Львом упоминает и Либерат, но в форме столь неясной, что можно подумать, (будто сам Киррский епископ отправлялся в Рим. Сообщив о том, что legati sedis apostolicae ab ipso (Ephesino secundo) concilio fugientes retulerunt papae Leoni iniquitates Dioscori (Breviarium, cap. XII: Migne, laf. ser. t. 68, col. 1005–1006), назван­ный нами писатель продолжает: quos secutus Tlieodoritus episcopus papae suggessit quanta mala pertulerit ex insidiis Dioscori, rogans ut celerius tali causae subveniretur, per alium conventum episcoporum, no haeretica Eutyrhelis dogmata permanerent a Dioscoro confirmata (Breviarium, ibid., col. 1006). Если первыми двумя словами Либерат хочет сказать: «следуя, в след за ними» (легатами), а не просто: «по примеру их», – в таком слу­чае он передает о факте, никогда но существовавшем. Достаточно сослаться здесь на следующую фразу письма 113-го: «мне, – говорит Киррский пастырь еп. Льву (epist. 113: М. 83, col. 1317, р. 1192), – не позволяют идти к вам царские грамоты, равно как и другим». 894 Epist. 113, cap. 1: Μ. 83, col. 1312. 1313. Письмо это, кроме изданий Феодоритовых сочинений, помещено у Манси (Sacr. concil, coll, nova, t. VI, col. 36 sqq.) и между произведениями св. Льва (H. Hurler. Sanctorum Patrum opuscula selecta, in usum praesertim studiosorum theologiae edita, commeutariis aucta. T. XXV. Oeniponti. 1874. Col. 210–218. Migne, lat. ser. t. 54, col. 845–854: inter epist. S. Leonis epist. 52; приводимые в тексте слова см. col. 848).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

С противостоянием папы и императора тесно связано развитие конфликта внутри францисканского ордена, разделившегося на конвентуалов и спиритуалов. Противоборствующие фракции не могли прийти к единому мнению по целому ряду вопросов: должны ли монахи принимать папские привилегии, если они приводят к злоупотреблениям; следует ли считать устав францисканского ордена неприкосновенным и следовать ему буквально; нужно ли исполнять все евангельские заветы или только те, что перечислены в уставе; является ли частью устава принцип «бедного пользования» (лат. usus pauper), предполагавший, что для исполнения обета член ордена должен развивать в себе чувство личной ответственности, к-рое позволит ему определить, какие поступки противоречат уставу, а какие нет. Пытаясь разрешить конфликт в ордене, предшественник И. папа Климент V выпустил 2 буллы - «Exivi de Paradiso» от 6 мая 1312 г., ставшую очередным папским толкованием францисканского устава, и «Cum nos» от 23 июля 1312 г., согласно к-рой были смещены с должностей в ордене министр Прованса и 15 кустодов, проявившие особое усердие в борьбе со спиритуалами. Эти постановления лишь на время смягчили остроту конфликта. После кончины папы Климента V и генерального министра францисканцев Александра де Алессандрия в 1314 г. конвентуалы вновь начали репрессии против спиритуалов. Конвентуалы обратились к И. с требованиями объявить спиритуалов, своих идейных противников, вне закона, принудить к повиновению братьев, укрывшихся на Сицилии, и запретить подавать жалобы на порядки в ордене. 15 марта 1317 г. папа отправил письмо сицилийскому кор. Федериго II Арагонскому, потребовав изгнать из королевства укрывшихся там тосканских спиритуалов и оказать поддержку францисканским министрам, кустодам и гвардианам (настоятелям орденских монастырей). В послании генеральному министру ордена францисканцев Михаилу из Чезены И. писал о необходимости принудить спиритуалов к послушанию. В мае 1317 г. в письмах, адресованных спиритуалам Безье и Нарбоны (Юж. Франция), папа обвинил их в том, что они сеяли раздор в ордене, и потребовал явиться в Авиньон в течение 10 дней.

http://pravenc.ru/text/469712.html

Малейшии птенцев 1310 , егда от воспитавших я гнезда излетевше, по воздуху парити учащеся, от ловец восхитими бывше, рождьших разлучившеся 1311 , в чюжестраньствие 1312 несоми и в премалей на сие уготованней клетце или крабийце 1313 посаждени бывше, о, коликия исполняются печали, о, колико снедаются утробою, воспоминающе рождших любовь, гнезда отишие 1314 , воздухопарениа свободное! Скорбят, воздыхают и слезят. Понуждаются из крабийцы изыти – и не возмогают. Воздвизают крила к парению, но тонкими тростьми 1315 удержаваются; воздвизаются легкопарителне выспрь 1316 , но, 1317 стропомь крабийцы застановившеся 1317 , вспять 1318 возвращаются. Протягше клюновь 1319 , ко прерванию тростей устремляются, но и ту ничтоже, токмо оскудение силы, пострадавше, подобии первым безделни обращаются. И тако легкопарителная и воздухотечная их сила, претончайшими тростьми в малей крабийце затворяема, удержавается и извинения 1320 не обретает. Отнюду же мнози их, от печали не ядуще даемыя им снеди 1321 , от глада умирают. Подобне зрится и на мне, окаяннем, настоящее сие. Изшедшу из отеческаго блажайшаго недра и летавшу по многоволненому морю и, яко птенцу младу и неискусну, от ловящих поиману, Богу за грехи попустившу, в храме 1322 , яко в крабийце, затворен сежу. И что не творится, и что не деется о избавлении еже отсюду, богомолением, заступлением, прошением и ходатайством! Но грехом моим, яко тростию или стропу, застановляющу милосердна Божия путь во излияние 1323 мне (оле, моих беззаконий! о, моих богопрогневаний!), како преодолевают и святых чистейшыя богоприятныя молитвы, и благодетелей милосердейшая заступления и самое Владыки нашего милосердие отгоняют. Не количеством силы: ничтоже бо греха немощнейше, но 1324 скаредностию гнушения и нрава необращательством 1324 , по Саулу, о немже молящуся предивному Бог отрече: Что молишися о Сауле, егоже аз Обаче благодарю пресвятое имя Его, скорбьми, бедами и напастьми скверны и грехи моя очищающа, по писанному: «Гнев Господень подниму, занеже согреших

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010