ап. 1237, n. 74.) 290 Мы сказали, что годы правления архиепископов Евстафия 2-го и Иоаникия 2-го находятся посредством некоторого вычисления. Оно состоит в следующем. Если, начиная с архиепископа Иакова, относительно которого известно, что он поставлен в 1286 году, будем слагать количество лет правления следующих архиепископов (это количество лет правления каждого архиепископа, без обозначения годов с какого по какой именно, показано в Родослове), то получим, что следующий за Иоанникием 2-м патриарх Савва 4-й умер около 1874–78 г. (смотря по тому, как принимать годы тех архиепископов, о которых не замечено прямо, как полные или не полные); но относительно дня его смерти в Родослове сделано указание, которое дает возможность определить год его смерти совершенно точным образом; здесь сказано, что он скончался 29 апреля на антипасху; из ближайших вниз и вверх к указанному времени годов антипасха (Фомино воскресенье) была 29-го апреля и Пасха 23 апреля в 1375 году, и следовательно в сем именно году он и умер. От известного точным образом года смерти патр. Саввы мы идем вверх: умерший 29 апреля 1375 года патриарх Савва правил 20 лет и 5 месяцев, следовательно поставлен в ноябре – декабре 1354 г.; если полагать, что между ним и предшествующим не было годового промежутка, то умерший 3 сентября 1354 г. Иоанникий 2-й правил 16 лет и 8 месяцев, следоват. поставлен в декабре 1337 – январе 1338 г.; умерший 9 декабря 1337 г. Даниил 2-й Правил 14 лет и 3 месяца, следов. поставлен 14 сентября (эти месяц и число прямо указаны в Родослове) 1323 г. Относительно продолжительности правления следующих за сим вверх архиепископов в Родослове нет точного указания годов и месяцев, а кругло одни года; не зная на сколь в каждом случае велико это округление годов, мы лишаемся возможности идти вверх с помощью одного Родослова; но здесь помогают нам отчасти некоторые сторонние указания, отчасти обратные расчисления сверху вниз от 1286 года. Умерший 12 мая Никодим правил 8 лет, из чего следовало бы, что он поставлен во второй половине 1315 г.; но так как положительно известно, что его предшественник был жив еще в 1316 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Б. Особые формальности при наследственном разделе поиезуитских имений, для целости обеспечения казны, – см. прил. I к прим. 1 к 1 ст. Уст. каз. им., изд. 1893 г., ст. 12, 14. В. Для Черниговской и Полтавской губерний существовали до 1874 г., по Литов. стат., особые правила. Кроме окончательного или вечного раздела допускался еще временный, в случае невозможности приступить к окончательному разделу. Для Черниговской губернии особенно существовало такое правило: если дележ предстоит поколенный, и в каждом колене есть хотя одно лицо совершеннолетнее, то допускается окончательный раздел, хотя бы другие наследники были малолетние. Но когда предстоит дележ поголовный, и в числе наследников есть хотя один малолетний, то окончательный раздел не допускается, кроме чрезвычайных случаев, и тогда уделы составляются Гражданской Палатой, а раздел требует сенатского утверждения. В общем же порядке, до совершеннолетия меньших братьев, допускался только временный раздел, который сам собой входил в окончательную силу, если оставался не опровергнутым в течение 10 лет со времени вступления малолетних в совершеннолетие; а до того времени (Черниг.) никто из делящихся не вправе был отчуждать или закладывать свой участок (Зак. Гражд. изд., 1857 г., ст. 1316, 1333, 1337). Эти особенности отменены в 1874 г. двумя Высочайше утвержденными мнениями Гос. Сов. Действие 1337, 1316 и 1333 ст. Зак. Гр. изд. 1857 г. прекратилось, и обе губернии подчинены в разделах общему закону, но при сем оговорено, что к прежним разделам применяется и прежняя сила 1333 ст. В Черниг. и Полт. губ. при разделе отцовских имений между потомством, от разных браков рожденных, ежели сумма приданого какой-либо из жен превосходила приданые других жен, то излишек при разделе должен быть по расчету уплачен детям от той жены, которая внесла более приданого (Зак. Гражд. 1321). Г. У Магометан, подведомых Оренбургскому духовному собранию, дела о наследственных разделах ведаются, по желанию участвующих, духовной властью и решаются по магометанскому закону; но жалоба на таковой раздел гражд. начальству влечет за собой рассмотрение дела в общих судебных местах по общему закону (1338 ст.). Подобное же правило существует и для магометан Таврической губернии. Если раздел бесспорный, то он совершается духовенством, но акт раздела, под названием яфты, совершается по правилам нотариального положения (ст. 1339), см. Касс. реш. 1873 г., N 538.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

565–567 (I) 23 (can.) 581–588 III Вселенский Собор Mansi IV Mansi Рус. пер. Рус. пер. 577–588 1292 (I) 1292–1300 617–680 1301–1304 680–801 1304–1305 804–884 1305–1316 884–885 1317–1325 1325–1329 888–892 1329–1337 1337–1341 1000–1001 1344–1345 1004–1008 1345–1348 1008–1012 1012–1017 1348–1352 1017–1021 1352–1361 1021–1023 (I) 1023–1024 (I) 1368–1372 1372–1373 1025–1036 1376–1377 1036–1048 1377–1380 1048–1049 1380–1384 1049–1052 1384–1385 1053–1056 1056–1057 1385–1389 1057–1060 1061–1068 1392–1393 1068–1084 1396–1397 1086–1094 (I) 1397–1398 (I) 1093–1096 1400–1401 1401–1403 (I) 1099–1100 (I) 1403–1405 (I) 1101–1108 1405–1406 (I) 1109–1112 1406–1407 (I) 1112–1116 1407–1408 (I) 1408–1410 (I) 1410–1411 (I) 1117–1120 1411–1412 (I) 1412–1417 1124–1212 1417–1419 (I) 1212–1225 1419–1420 (I) 1420–1422 (I) 1421–1425 1228–1232 1232–1236 1236–1240 1433–1436 1436–1437 1241–1244 1437–1440 1441–1444 1244–1245 1245–1248 1248–1252 1252–1257 1449–1453 1453–1456 1457–1460 1260–1268 1460–1464 1268–1269 1269–1272 1272–1273 1465–1468 (I) 1273–1276 1469–1473 141 (can.) 1276–1277 1476–1477 1277–1280 1477–1478 (I) 1280–1289 1478 (I) 1291 (I) 141 (can.) Mansi V Mansi Рус. пер. Рус. пер. 289–290 (I) 85–140 289–292 169–172 293–296 173–176 296–301 177–180 301–309 181–185 309–325 186 (l) 328–344 185–204 344–348 204–217 348–352 217–221 221–225 353–372 225–256 371–374 (I) 379–380 (I) 257–260 260–265 381–384 265–266 (I) 384–408 266–269 (I) 408–413 269–271 (I) 271–272 (I) 416–417 273–278 (I) 417–420 277–281 281–284 3. АСО – Русский перевод III Вселенский Собор Collectio Vaticana АСО I, 1,1 ACO (греч.) Pyc. пер. (греч.) Pyc. пер. (лат.) (лат.) 101–102 103–107 108–109 110–112 113–114 114–116 117–118 118–119 120–121 99–100 АСО I, 1, 2 АСО (греч.) Рус. пер. АСО (греч.) Рус. пер. (лат.) (лат.) 63,125 98–100 100–102 102–104 АСО I, 1, 3 АСО (греч.) (греч.) (лат.) (лат.) (fragm.) (can.) 111,101 90–101 АСО I, 1, 4 АСО (греч.) э ус. пер. АСО (греч.) Рус. пер (лат.) (лат.) I (fragm.) 136 164 137 156 Рус. пер. (греч.)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Мы уже обсудили обряды приближения к престолу по древним источникам. 1337 Молитвы, которые составляют ядро этого обряда похожи почти во всех восточных литургиях, и Матеос приводит их в сравнении, чтобы подтвердить свое толкование молитвы проскомидии византийской традиции. 1338 В халдейской литургии, например, после того, как завершен «обряд вимы», священник спускается с вимы и приближается к святилищу. Когда он входит в дверь святилища, т. е. алтаря, – он поклоняется – [т. е. склоняет голову] и говорит: Кроплением очистив сердца от порочной совести, [Пешитта Евр. 10, 22], мы сподобимся вступить в святое святых возвышенными и возвеличенными в чистоте, благоговении и святости, чтобы предстать перед Твоим святым жертвенником и предложить Тебе духовные и подобающие жертвы... 1339 В сиро-антиохийской традиции это oratio veli (молитва покрова), которая в принципе выражает те же самые чувства: Dignos nos effice qui... accedamus ad te... ut possimus digni eifici sacrificio hoc... (Анафора Севира Антиохийского). 1340 ... dignare nos intrare in «sancta sanctorum interiora» tua (Анафора Григория Назианзина ). 1341 ... ut deprecamur. facias nos dignos, qui cum puritate cordis... accedamus ad altare tuum sanctum (Вторая анафора Двенадцати апостолов). 1342 Мы уже упомянули параллельные молитвы в ИАК и МАРК. 1343 В коптской традиции идея приближения к престолу появляется не только в oratio veli, 1344 но и объединена с лобзанием мира в молитве, которая предшествует этому: Примите нас..., приближающихся к Твоему святому престолу... и удостой нас вышнего мира..., чтобы мы могли даровать его друг другу в высшей любви и приветствовать друг друга святым лобзанием…. И не отринь нас, рабов Твоих, из-за скверны наших грехов Удостой нас, Владыко наш, чистым сердцем и душой, исполненной благодати Твоей, предстоять пред Тобой и предложить Тебе жертву. 1345 Это показывает еще раз, что основополагающий смысл восточных преданафоральных чинов – подготовка к предложению (т. е. анафоре), а не предвкушение предложения. 1346 В этих обрядах почти всегда упоминается предложение, потому что молитва существует только в качестве вступления к последующей анафоре. Именно приуготовление служителей, а не предчувствие жертвоприношения является главной идеей: «fac nos dignos stare coram te ad ministrandam et offerendam tibi oblationem hanc...» (Oratio veli, анафора Тимофея Александрийского). 1347 Даже в нескольких рукописях ПРЕЖД в которой, понятное дело, нет никакого предложения, на вход Преждеосвященных Даров были добавлены молитвы приближения к престолу из ИАК. 1348 Значение названия молитвы 1349

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Узость только что приведенного определения нравственных явлений, которое, однако, стоит в самой тесной связи со всеми вышеизложенными соображениями Бэна, наглядно изобличает недостатки его теории, поскольку она хочет свести мораль к чувству страха, как к ее единственному источнику. И тем не менее до известной степени мы должны признать правильными соображения Бэна, поскольку они стоят в согласии с общечеловеческим наблюдением, древность которого восходит к незапамятным временам, и по которому послушание является одним из воспитателей нравственного чувства. На этом, издавна основывалась нравственная важность наказаний и высокое значение сыновнего послушания. В полном соответствии с этим стоит и учение св. отцов о возрастах нравственной жизни вообще, по которому первая ступень этой жизни характеризуется именно чувством страха. Наблюдения психологов вполне с этим согласуются. «Первая форма нравственного сознания, говорит Компайре, – это страх перед авторитетом – отцовским и материнским. В признании этого почти все согласны» 1337 . Нетрудно, конечно, понять, что называть страх первой формой нравственного сознания можно лишь в очень неточном смысле слова: здесь дело идет, как мы это видели, только об ассоциации, которая устанавливается в уме ребенка между представлением известных действий и их неприятных последствий. Эта ассоциация сама по себе еще не представляет ничего нравственного. Но она важна потому, что пролагает путь для истинно нравственных мотивов, и, главным образом, благодаря тому что ребенок, в силу ассоциации, легко переносит питаемое к наказанию отвращение и на самые действия, начиная их рассматривать, как —437— нечто дурное само по себе. Кроме того, ребенок с самых ранних пор приучается смотреть на наказание, как на естественное следствие порока, если только можно назвать этим именем его маленькие грешки, и, таким образом, идея неизбежной наказуемости зла становится одним из признаков самого понятия о нравственности. Вот почему, между прочим, так часто случается, что дети добровольно налагают на себя наказание в сознании какой- либо содеянной ими вины 1338 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1336 Предведый всеблагопремудрый зиждитель Бог поползновение человеческаго естества великопоможение от несочетаннаго своего милосердия душевней немощи учини, аще и от безсловеснаго естества ярость, глаголю, и желание к словесней души части присовокупи, даже и поползновении поминая, первую доброту желанием может паки получити: велико бо души оружие – желание, и с словеснаго силами совокупився, памятною, глаголю, и вмале непреборимо бывает. Всяк бо, поминая, мечтает; мечтая – желает, желая – распалается, распалаяся – тщится тамо, аможе желание влечет его 1336 . Аще бо и безсловесно желание, но, с предреченными силами совокупившася, вмале небесплотно бывает; подобною крепостию украшено, неудержимо стенами, несвязуемо узами, незаключаемо замками, но вся сия паучинных нитей хуждьши оному вменяется. Ибо преторгает 1337 узы, крушит замки, проходит стены, прелетает долготу пути во мгновении ока. Мечтает поминаемая, зрит мечтаемая, откуду паче распалается. И что долготу пути глаголю, самый аер прелетает, облаки прескачет, на самая небеса восходит, к самым позором 1338 ангельским приступает, созерцает небесныя красоты, сладость райскую, славу праведных. Низходит долу, проходит землю, бездныя пропасти, в самый ад входит, зрит уготованныя грешником муки: огненное родство, скрежещущих зубы, пряжущихся 1339 в геенне, седящих в безвестней тме. Сия вся во едином мгновении ока совершивши, паки в своем теле при своей души обретается. О, силы желания, о, непреборимыя крепости его, о, борзоходнаго летания! Воистину аеропарная пребыстрая птица, скорейший борзоходец 1340 , немедленный 1341 путешественник, скорейший смотритель, неудержимый мореплаватель. Откуду и первый человек изгнася из рая от Бога за преслушание, но не изгнася желанием. Изыде тело, желание же не изыде. Прямо бо рая седя, смотряше внешнима очима, аможе внутренняго желания очи влечаста к возлюбленному райскому селу, кое, желанием побеждаем, заповедей совершением в покаянии паки оное ради милости Божия Таково смотрением Божиим за грехи моя в наказании деющееся вижду, ибо разлучен есмь телом от вашего боголюбия, но не отлучен желанием. Затворен во злодейственей темнице, но не затворено имам сердечное рачение. Связан по ногу узами железными, но не связанне нозе пребыстраго желания. Немощен плоти отягчением, но силен вашего боголюбия памяти распалением. Лежит тело во едином угле темныя темницы, но не лежит душевное свойство, присно поминая отеческое ваше преподобие и братское боголюбие. И поминая желает, от желания мечтает, отсюду паче распалается, яко писанному збыватися: «Зде телом, у вас же

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киева. – А. Н.) 1335 . Ученик ал-Истахри Ибн Хаукаль писал: «А русы – варварский народ, живущий в стороне булгар, между ними и между славянами на реке Итиль... 1336 и то что вывозится от них (хазар) из меда и воска и бобровых шкур, это то самое, что вывозится ими из страны русов и булгар. И те шкуры бобра, которые везут во все концы света и которых нет нигде, кроме как в северных реках, что в стороне булгар, русов и Куйабы» 1337 . Вывод, который можно сделать из этого текста, тот, что было время, когда Киев (Куйаба) не рассматривался как город русов. Если же страну русов IX b. (именно страну, а не «остров», ибо дальнейший рассказ нашего источника говорит о большой стране с многими городами) поместить где-то в северной части Восточной Европы, то указанные выше противоречия устраняются. Такое представление смыкается и с данными русской летописи, согласно которой русский князь Олег лишь на рубеже IX u X bb. захватил Киев и объединил север и юг восточнославянских (и частично финно-угорских и балтийских) земель. Косвенным доказательством северного расположения страны русов нашего источника является рассказ о нападении русов на славян на кораблях. Такие набеги логичнее предположить с севера на юг вниз по течению рек. Русы рисуются как воинственный народ, проводящий значительную часть времени в войнах со своими соседями (славянами). Рассказ о наделении у русов мальчиков мечами стал в восточной литературе последующего времени символическим для воинственного народа. Сами мечи русов (сулеймановы, т. е. всеразящие) также попали и в поэзию, и в художественную и историческую прозу 1338 . Общество русов, описанное нашим источником, не однородно по своему составу. Отмечая сплоченность и единство русов в борьбе с внешним врагом, он подчеркивает, что в отношениях друг с другом русы коварны и постоянно опасаются один другого. Едва ли это место свидетельствует просто о плохом характере данного народа, хотя некоторые редакторы первоисточника, вроде автора «Худуд ал-Алам», и охарактеризовали русов как народ «плохого нрава, непристойный, нахальный, склонный к ссорам».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

983 До последнего времени господствовало воззрение Савиньи (Histoire du droit romain au moyen-àge, traduit. Par Guenoux, I, гл. III, § 40), что клирики и как частные лица в своих личных правах жили всюду, за исключением Ломбардии, по римскому праву. Но этот взгляд в настоящее время оспаривается Лонингом. 984 Здесь по Савиньи (ibid.) клирикам предоставлено было добровольно подчиняться Лонгобардским законам, а не римским, если они того хотели. Позднее даже (некоторые?) монастыри жили по Ломбардскому праву. Ср. Hegel, Geschichte der Stadteverfassung von Italien, I, 436 и след. Loening, Geschichte des deutschen Kirchenrechts. Strasburg. 1878, II, 306. not. 2. 985 Loening, 234–316. Cp. Zorn, Lebrbuch des Kirchenrechts. Stuttgart 1888. S. 59. Pippini capitulare Aquitanicum, 768, c. 10: Ut omnes homines eorum legis habeant, tam Romani quam et Salici, et si de alia provincia advenerit, secundum legem ipsjus patriae vivat (Boretius, p. 43). (Личный принцип). 987 Издал: Aug. Frtd. Barkow, Lex Romana Bargundionum, Grimsphaldriae 1826. Заимствован из тех же источников, что и кодекс Алариха. Барков, Савиньи и другие думают, что он представляет дурную переделку кодекса Алариха: напротив, Гауп (Gaupp) и Генель полагают, что он явился раньше кодекса Алариха. 988 Издал: Haenel, Lex Romana Wisigothorum. Lipziae. 1849 (MDCCCXLVIII). В состав этого кодекса вошли извлечения из всех книг Кодекса Феодосия, из новелл: Феодосия, Валентиниана III, Марциана, Маиориана и Севера, из Институций Гая, из Сенитенций Павла (5 книг), из Грегорианского (13 титулов) и Гермогенианского (2 титула) кодексов и из первой книги Ответов Папиниана (краткий отрывок). 990 Savigny, ib. II, IX. Haenel, Ср. Krueger, Geschichte der Quellen und Literatur des Romischen Rechts, s. 370. Zorn, Lehrbuch. S. 61. Richter, Lehrb. § 30. 993 Savigny, Ibid., II, гл. XIII, § 72. Decr. Gratiani, D. X, C. 13. Anastasius Bibliothecar, in Vita Leonis IV, p. 105. ed. Venet. Migne, CXXVIII. p. 1337. 994 Этот и следующий сборники описаны Маассеном, Lex Romana canonice compta, 1860, Sitzungsberiche der philosophisch-historischen Classe der kaiserlichen Akademie der Wien. Bd. XXXV, s. 73. Cp. Quellen, I, 887–900.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

И [тогда] пусть охватит 1333 нас сон, когда мы полны памятованием о Боге и душа наша кипит в сильном влечении к благим [вещам], по причине благодати Божией, охватившей нас во сне и изливающей на нас дар свой, даже когда мы спим, испытывая нас, чисто ли тело наше от любого рода скверны и очищены ли от мерзости движения сердца нашего. И по этой причине сыны власти тьмы не смогут стать близко окрест нас – из-за меча и острия благодати, окружающих нас. А если они, как им того хочется, застанут нас [в таком состоянии], что благодать удалится от нас, презрев нас и извергнув от себя наши души, словно безжизненные трупы, то тогда они приблизятся к нам со всей своей злобой и будут искушать нас всеми гнусными и ужасными движениями по влечению их отвратительного желания. И когда окажется, что такое случилось с нами во время нашего сна, мы сразу же должны понять, и вспомнить, и почувствовать, что этой ночью Божественное осенение 1334 удалялось от нас. Как же бесы не поглотили нас? Но Божественная воля, держащая душу всякой плоти, так лишь позволяет [им] приблизиться к нам, чтобы взбодрить нас и увидеть наши души. Невозможно, чтобы они приблизились к нам, когда оно 1335 пребывает близ нас. Слово семьдесят пятое. О сокровенных степенях, и силах, и действиях в них Брат мой, пусть тебе будет достоверно известно, что [если человек пожелает приобрести эти духовные дарования]: совершение чудес, и предвещание будущего, и облегчение в искушениях, и отдохновение от битв, и победа над каждой из страстей, и обретение каждой из добродетелей, и временное утешение, [исходящее] от благодати, и чистота молитвы, и пламенение 1336 духа, и радость духовная, и все прочие просимые вещи 1337 , какие [только] есть, ради каждой из которых человек приложит усилие с благим намерением и воздыханием сердечным, – всякий раз Бог снизойдет к его желанию и, видя его намерение и стремление 1338 , подаст просимое и удовлетворит его. Если же кто не воздал долга тайнам, принадлежащим духу, которые суть движения в духовной молитве и вхождение ума внутрь завесы Святого святых и [то, чтобы] чувствовать наследование нетления, – то Бог не согласится подать [просимое], если только весь мир не будет просить за него.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

389. Лишение духовного сана (cassatio) определяется за самые важные проступки против должности или звания, или же когда Проповедник за уголовное преступление приговаривается светским судом к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния или потерею всех особенных прав и преимуществ лично и по состоянию обвиненного, ему присвоенных, или же некоторых личных прав и преимуществ. 390. Проповедники не иначе могут быть лишены духовного сана, ниже отрешены от должности, как по формальному судебному приговору или же по особому Высочайшему повелению. Раздел V. О состоянии инородцев 1208. К числу обитающих в Российской Империи инородцев... принадлежат: 1) Сибирские инородцы вообще, и в особенности Сибирские Киргизы; 2) Самоеды, в Мезенском уезде Архангельской губернии обитающие; 3) Кочевые инородцы Ставропольской губернии; 5) Евреи. Глава I. О СИБИРСКИХ ИНОРОДЦАХ Права оседлых инородцев 1213. Все вообще оседлые инородцы сравниваются с Россиянами в правах и обязанностях по сословиям, в которые они вступают, исключая рекрутской повинности, от которой они навсегда свободны. Они управляются на основании общих законов, с теми только изъятиями, какие определены в Учреждении Управления Инородцев. Права кочевых инородцев 1214. Кочевые инородцы составляют особенное сословие в равной степени с крестьянским, но отличное от оного в образе управления. 1215. Кочевые инородцы пользуются свободою в вероисповедании и богослужении. Восприятие Христианской веры не препятствует им оставаться при прежних правах. 1216. Кочевые инородцы, восприявшие Христианскую веру, имеют право строить церкви с дозволения Епархиального Архиерея. 1217. Кочевым инородцам не-Христианам дозволяется строить молитвенные домы, но всегда с разрешения Начальника Губернии. Глава IV. О ПРАВАХ КАЛМЫКОВ 1337. Калмыкам предоставляется свобода их вероисповедания (Ламайского). О Калмыках, принимающих Христианскую веру 1357. Калмыки, происходящие из сословия Нойонов 106 или Зайсангов 107 , принимая Христианскую веру, сохраняют все принадлежащие им по происхождению права, и подвластные им Калмыки остаются в их владении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010