Д.Г. Тугин Православная Церковь славится множеством святых, которые достигали святости разнообразными путями. Наиболее древняя форма святости – мученичество от (др.– греч. μρτυς, μρτρος – свидетель, лат. martyr – свидетель). Одним из наиболее прославленных мучеников этого периода является святой Дмитрий Солунский, который пострадал около 306 года во время гонений от императора Максимиана Геркулия (годы правления 286–305 и 307–310) и стал одним из наиболее почитаемых православных святых воинов-мучеников. Согласно изданию «Biblioteca Hagiographica Graeca», количество произведений, посвященных св. Димитрию достигает 89-ти наименований которые расположены с 496 по 547z. Интересующим нас разделом в агиографической традиции Димитрия Солунского являются похвальные слова (др. греч. γκμιον – восхваление), которые, как правило, предназначались для публичного произнесения во время богослужения в день памяти того или иного святого. Многие выдающиеся византийские энкомиасты посвящали похвальные слова св. Димитрию. Из наиболее известных авторов энкомиев можно выделить Евстафия Фессалоникийского (ок.1115–1195), свт. Григория Паламу (1296–1357), свт. Николая Кавасилу († после 1391), Никифора Григору (ок. 1295 – ок. 1360), Геннадия II Схолария, патриарха Константинопольского (1400–1473), Симеона Фесаллоникийского (кон. XIV в. – 1429), Димитрия Хрисолора (1360 – после 1416 гг.) 1 . Одним из выдающихся авторов, составивших похвальное слово великомученику Димитрию, является святитель Филофей Коккин , патриарх Константинопольский (1300–1379). Энкомий Филофея Коккина в честь святого Дмитрия Солунского в BHG указан под номером 547d и занимает 23 место среди похвальных слов, посвященных святому. Данный памятник позволяет нам прикоснутся к агиографической, экзегетической, а также похвальной традицией поздневизантийского периода в целом и традиции святителя Филофея – одного из виднейших исихастов XIV века, а с другой стороны характеризует почитание святого Димитрия и его в эпоху исихастских споров, ознакомиться с природой полемики паламитских споров 2 . Кроме того, данное произведение позволяет читателю ознакомиться с современными писателю фактами, а также показывает те выходы и решения проблем, с которыми сталкивается Церковь и верующие 3 . Энкомий свт. Филофея Коккина вмч. Димитрию до настоящего времени не переводился на русский язык и в отечественной богословской науке до сих пор остается малоизученным памятником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковное и каноническое право. История церковного права ДУРАНД Вильгельм, Старший (1230/31 - 1296), средневек. литургист, канонист и политический деятель, еп. Манда EPISCOPALIS AUDENTIA [лат. судебное слушание у епископа, «епископский суд»], комплекс судебных полномочий епископа и институт епископского суда по гражданским делам, сложившийся в I-III вв. и официально признанный государством в Римской и ранней Византийской империи (IV-VI вв.) ЕПИСКОПИЯ устаревшее в наст. время комплексное понятие, обозначавшее область юрисдикции отдельного епископа ИЛИЯ Михайлович Громогласов (1869 - 1937),прот., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИННОКЕНТИЙ IV (ок. 1195 – 1254; до избрания папой - Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский], патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, , свт. (пам. греч. 21 февр.) ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель ИОАННУ [Жоанну] Периклес Пьер (1904-1972), канонист, церковный историк и византолог греч. происхождения и греко-католич. исповедания Петр Александрович (1833/34 - 1899), проф. канонического права, исследователь церковной археологии МАЛАКС Мануил (нач. XVI в. - ок. 1580), греч. канонист, составитель одного из самых распространенных в поствизант. период номоканонов «НОМОКАНОН ПРИ БОЛЬШОМ ТРЕБНИКЕ» принятое в Русской Церкви название церковнославянской версии поздневизант. сборника церковных епитимий дополненных выдержками из визант. имп. законодательства (см. «Номоканон XIV титулов», разд. «Происхождение») ОРДАЛИЯ судебное доказательство вины или невиновности обвиняемого в преступлении посредством физического испытания ПАВЛОВ Алексей Степанович (1832-1898), рус. ученый-канонист, доктор церковного права, чл.-кор. имп. АН (с 1873) ПАУКАПАЛЕА (сер. XII в.), болонский юрист, декретист, ученик Грациана, создателя свода канонического права католич. Церкви - Декрета Грациана

http://pravenc.ru/rubrics/122826_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь ДИОНИСИЙ (ок. 1722 - после 1792), иером., духовный писатель, насельник Димитрия Солунского вмч. скита (Ватопедский мон-рь, Афон) ДИОНИСИЙ I (до 1410 - 1492), свт. (пам. греч. 23 нояб.), патриарх К-польский (1467 - 1471 или 1472, 1488 - 1490) ДИОНИСИЙ IV СЕРОГЛАНИС [Муселимис Комнин] († 1696), патриарх К-польский (1671 - 1673, 1676 - 1679, 1682 - 1684, 1686 - 1687, 1693 - 1694) ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос) ДОРОФЕЙ (Маммелис) († 1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ЕВТИХИЙ (Угурлус Георгий; кон. XVIII в. - 1866), мон., мелург, певчий, автор транскрипций песнопений в нотацию Нового метода ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист ЕВХАИТЫ епископия в рим. и визант. пров. Еленопонт (М. Азия) (ныне Бейозю, иль Чорум, Турция), известна с V в. ЕЛГАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Рижской митрополии, учреждено в период бытия Латвийской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриарха, существовало в 1936-1943 гг. ЗАКХЕЙ болг. книжник, мон.-переводчик, представитель раннего этапа афоно-тырновской книжной справы, работавший в 1-й пол.- сер. XIV в. на Афоне ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола

http://pravenc.ru/rubrics/121496_6.html

1170 Поход войск св. блгв. кн. Андрея Боголюбского на Новгород («битва новгородцев с суздальцами») 1160-е гг. Обретение мощей Ростовских святителей Леонтия и Исаии 1176–1212 Владимиро-суздальский кн. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1160-е гг. Попытка св. блгв. кн. Андрея Боголюбского создать самостоятельную митрополию во Владимире на Клязьме отвергнута Константинопольским патриархом Лукою Хрисовергом 1176–1194 Киевский кн. Святослав Всеволодович (с небольшим перерывом) 1174 Мученическая смерть св. блгв. кн. Андрея Боголюбского 1181–1194 Совместное управление («дуумвират») Киевской землей Святославом Всеволодовичем и Рюриком Ростиславичем после 1185 г. Создание «Слова о полку Игореве» 1186 Восстановление Болгарского царства со столицей в Тырнове 1199 /1200 Завершение в Киевском Выдубицком монастыре работы над Киевской летописью 1195–1201,1205–1210 Киевский кн. Рюрик Ростиславич (с перерывами) ок. 1200 г. Учреждение Рязанской епископии путем отделения от епископии Черниговской 1205 Гибель кн. Романа Мстиславича во время похода на Польшу и распад Галицко-Волынского княжества ок. 1200 г. Паломничество Добрыни Ядрейковича (будущего Новгородского архиепископа свт. Антония) к святыням Цареграда 1212–1237 Владимиро-суздальский кн. Юрий Всеволодович ок.1214 г. Учреждение Владимиро-Суздальской епископии путем отделения от епископии Ростовской 1214–1223 Киевский кн. Мстислав Романович Старый 1214–1218 Попытка венгерского королевича Кальмана закрепиться в захваченном Галиче ок. 1219 г. Учреждение Перемышльской епископии путем отделения от епископии Владимиро-Волынской 2070 1223 Поражение русско-половецкого войска монголе-татарами на р. Калке 1220-е гг. Создание Патерика Киево-Печерского монастыря трудами Владимиро-Суздальского епископа Симона и печерского монаха Поликарпа 1223–1238 Киевский кн. Владимир Рюрикович 1233 Изгнание из Киева доминиканских проповедников киевским кн. Владимиром Рюриковичем 1237–1238 Опустошение монголо-татарами Рязанской и Владимиро-Суздальской земель, разорение Рязани, Коломны, Москвы, Владимира, Суздаля, Переяславля Залесского, Торжка и др. городов

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

L., 1859. Nendeln, 1965r; The Opus Majus: In 3 vol./Ed. J. H. Briges. Oxf., 1897-1900. Fr./M., 1964r; Opera hactenus inedita: In 16 vol./Ed. R. Steele, F. M. Delorme. Oxf., 1909-1940; Compendium studii theologiae/Ed. H. Rashdall. Aberdeen, 1911. Farnborough, 1966r; Operis majoris pars VII: Moralis philosophia/Ed. F. M. Delorme, E. Massa. Zürich, 1953; Roger Bacon " s Philosophy of Nature: A crit. ed., with English Transl., introd., and notes, of «De multiplicatione specierum» and «De speculis comburentibus»/Ed. D. C. Lindberg. Oxf., 1983. Лит.: Little A. G. Roger Bacon: Essays Contributed by Various Writers on the Occasion of the Commemoration of the 7th Centenary of His Birth. Oxf., 1914; Carton R. L " expérience physique chez Roger Bacon: Contribution à l " étude de la méthode et de la science expérimentale au XIII siècle. P., 1924; idem. La synthèse doctrinale de Roger Bacon. P., 1924; idem. L " expérience mystique de l " illumination intérieure chez Roger Bacon. P., 1924; Crowley Th. Roger Bacon: The Problem of the Soul in His Philosophical Commentaries. Louvain, 1950; Easton S. C. Roger Bacon and His Search for a Universal Science. Oxf.; N. Y., 1952. Westport (Conn.), 1970; Heck E. Roger Bacon: Ein mittelalterlicher Versuch einer historischen und systematischen Religionswissenschaft. Bonn, 1957; Alessio F. Introduzione a Ruggero Bacone. R., 1985; Clegg B. The First Scientist: A Life of Roger Bacon. N. Y., 2003. А. В. Апполонов Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН ПЕКАМ († 1292), архиеп. Кентерберийский (с 1279), католич. церковный деятель, богослов, ученый и философ, член монашеского ордена францисканцев ОККАМ Уильям († 1347), англ. теолог, философ, церковный деятель; основоположник номиналистического направления в позднесредневек. схоластике; член монашеского ордена францисканцев АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ (ок. 1195-1231), монах-францисканец, проповедник и богослов, учитель католич. Церкви св. католич. Церкви (пам. 13 июня) ГАЛАТИНО Пьетро (ок. 1460 - после 1539), францисканец, провинциал ордена, богослов, знаток древних и вост. языков ГРОССЕТЕСТ (ок. 1168 или 1175 - 1253), еп. Линкольнский, богослов, философ, переводчик, фактический основатель Оксфордской школы

http://pravenc.ru/text/153757.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История. Исторические науки ДРОЙЗЕН Иоганн Густав (1808 - 1884), нем. историк, создатель концепции эпохи эллинизма в античной истории ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф ДУХНОВИЧ Александр Васильевич (1803 - 1865), униат. свящ., историк, поэт, педагог, деятель русинского движения в Закарпатье ДЮКАНЖ Шарль дю Френ (1610 - 1688), франц. историк, филолог, лексикограф, византинист, представитель эрудитской школы во Франции ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков ЕРАЗГАВОРС [позднее Ширакаван], уничтоженное в сер. ХХ в. городище к северо-востоку от древнего Ани (иль Карс, Турция), на правом берегу пограничной с Арменией р. Арпачай (Ахурян) ЕРНШТЕДТ Виктор Карлович (1854 - 1902), рус. ученый-эллинист, филолог-классик, проф. С.-Петербургского ун-та, акад.

http://pravenc.ru/rubrics/122904_10.html

Младшим современником Продрома был родившийся в Константинополе один из самых авторитетных византийских писателей, церковных деятелей, юристов XII в. Феодор Вальсамон (ок. 1130–1195 гг.), который стал Патриархом Антиохийским и игуменом прославленного Влахернского столичного монастыря. Его главная заслуга состояла в фундаментальных комментариях на церковные законы-каноны и создании в 70-х гг. XII в. по распоряжению василевса Мануила I Комнина и Патриарха Михаила III такого труда как Толкования на Номоканон, где были сопоставлены положения церковного и светского права. Как и Продром, зарабатывал себе на жизнь литературным трудом известный писатель и ученый Иоанна Цец (ок. 1110–1185 гг.). Будучи из знатной семьи, а со стороны матери даже из княжеского кавказского, аланского рода, он тем не менее был всего лишь преподавателем-грамматиком и не поднялся выше секретарской должности. Большинство своих трудов он посвятил античности, Гомеровскому эпосу, великолепным знатоком которого был, а современность удостоилась его внимания в блестящих надгробных речах, целых поэмах, которые он посвятил кончине отдельных вельмож и императоров, как, например, Мануилу Комнину. Пространные письма Цеца оказались наполнены разноообразными сведениями об античных народах, географии и истории, к которым этот эрудит сделал своеобразный ученый комментарий в виде сотен глав в стихах – «Историй», названных за большой объем «Хилиадами», то есть «Тысячами». Некоторые его поэмы были посвящены севастократиссе Ирине, дочери василевса Иоанн II Калояна (1118–1143 гг.). Современные исследователи характеризуют эту даму как главу своеобразного литературного салона. В Константинополе жил видный ученый, философ, великолепный переводчик с латыни Максим (в монашестве Михаил) Плануд (ок. 1255–1305 гг.), который в начале XIV в. преподавал грамматику, литературу, риторику, метрику, математику, астрономию, возможно, также медицину и латынь в знаменитом столичном монастыре Акаталепта. Особо надо заметить, что ему принадлежал передовой учебник арифметики, где счет велся «индийскими», то есть гораздо более удобными, чем римские, арабскими цифрами, уже усвоенными к тому времени на католическом Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Геракл 231–246. Св. Дионисий 246–265. Св. Максим 265–282. Св. Феона 282–300. Св. Петр I 300–311. Св. Ахилла 311–312. Св. Александр 312–326. Св. Афанасий 326–373. Современные ему епископы арианские: Пист. Григорий 341–349. Григорий 355–361. Петр II правосл. 373–380. Лукий арианин 373–378. Тимофей I 380–385. Феофил 385–412. Св. Кирилл I 412–444. Диоскор монофизит 444–451. Св. Протерий 451–457. Тимофей Элур монофиз. 457–477. Тимофей II Салофакиол 460–482. Петр Монг монофиз. 477–490. Иоанн Талайя 482. Вдовство православной церкви 483–539. Яковитские патриархи и монофизиты: Афанасий II 490–496. Иоанн I Мела 497–507. Иоанн II Никиот 507–516. Диоскор II 516–518. Тимофей II 518–536. Феодосий 536–538. Православные: Павел 539–542. Зоил, после монофизит, 542–551. Аполлинарий 551–567. Иоанн I 568–577. Св. Евлогий 579–607. Феодор 607–609. Св. Иоанн 11 милостивый 609–620. Георгий 621–630. Кир монофелит 630–640. Петр ионофелит 640–654. Вдовство церкви 654–727. Косма 727, и после 767. Полициан, † 801. Евстафий 801–805. Христофор 805–836. Софроний I 836–859. Михаил I или Хаил 859–872. Михаил II 872–903. Христодул 906–933. Евтихий 933–940. Софроний II. Исаак. Иов. Илия около 964–976. Арсений до 1015. Феофил или Георгий в 1019 г. Леонтий. Александр ок. 1059. Иоанн III. Савва в конце XI в. Феодосий в конце XI в. Кирилл II. Евлогий II 1118. Софроний III 1166. Афтер. Илий 1180. Марк в 1195. Николай I в 1210–1223. Григорий I ок. 1230–1243. Николай II 1243–1270. Афавасий III с 1270–1308. Григорий II после 1308. Григорий III ок. 1354. Нифонт 1367. Mapk III . Николай III. Григорий IV. Филофей 1439 и 1450. Афанасий. Mapk IV . Филофей 1523. Григорий V. Иоаким 1529–1566. Силвестр 1566–1590. Мелетий Пигас 1590–1601. Кирилл Лукарис 1602–1621. Герасим Спарталиот 1621–1636. Митрофан Критопул 1636–1638. Николай, иначе Никифор Кляронзан, 1638–1643. Иоанникий 1643–1653 и после. Паисий 1663–1665. Иоаким 1 1665–1667. Паисий опять 1668–1676. Парфений отказался в 1685, † в 1689. Герасим II Палиота 1689–1710.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии историков ДРОЙЗЕН Иоганн Густав (1808 - 1884), нем. историк, создатель концепции эпохи эллинизма в античной истории ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон ДУХНОВИЧ Александр Васильевич (1803 - 1865), униат. свящ., историк, поэт, педагог, деятель русинского движения в Закарпатье ДЮКАНЖ Шарль дю Френ (1610 - 1688), франц. историк, филолог, лексикограф, византинист, представитель эрудитской школы во Франции ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков ЖАК ДЕ ВИТРИ († 1.05.1240, Рим), еп. Акры (ныне Акко, Израиль), кард. (с 1228), автор агиографических и исторических сочинений ЖАНЕН (мирское имя Жюль Эмильен) (1882 - 1972), франц. историк-византинист, мон. католич. ордена ассумпционистов ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей) ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон (1021/22 - 1052 (1058?)), средневек. евр. философ-неоплатоник и поэт, живший в арабо-мусульм. Испании ИЕШУ СТИЛИТ [Иисус Столпник], предполагаемое имя автора сир. хроники нач. VI в., посвященной истории Эдессы (сир. Урхой, ныне Урфа, Турция) и др. городов визант. Месопотамии на рубеже V и VI вв. по Р. Х. ИОАНН АНАГНОСТ визант. писатель сер. XV в., автор «Повествования об окончательном взятии Фессалоники» турками-османами 29 марта 1430 г.

http://pravenc.ru/rubrics/122908_4.html

«Устав монастыря Пантократора, императора Uoahha II Комнина» (1136 г.) ; «Устав монастыря Ареи, составленный Львом, епископом Аргоса и Навплиона» (1143 г.); «Устав монастыря Спасителя в Мессине на острове Сицилии, написанный преподобным Лукой, первым его игуменом» (1149 г.); «Устав Исаака Комнина для монастыря Космосотира» (1151–1152 гг.); «Устав монастыря святого Маманта, составленный монахом Афанасием Филантропином» (1158 г.); «Устав святого Саввы, первого архиепископа Сербского» (ок. 1195 г.); «Устав-завещание Нила, ктитора монастыря Пресвятой Богородицы Махера» (1210) ; «Устав монастыря Архистратига Михаила, написанный Михаилом VIII Палеологом» (ок. 1280 г.); «Устав Афанасия Метеорского» (ок. 1380 г.), сохранен его биографом, метеорским монахом, современником преподобного; «Уставная грамота Святой Горы» (1926 г.) ; «Устав монастыря святой Екатерины на Синае». Наблюдения и выводы Изучая эти уставы, мы можем сформулировать наши наблюдения и сделать некоторые выводы. 1 . Во всех уставах предполагалось наличие одного лица, стоявшего непосредственно во главе монастыря, и единого для всех опыта жизни внутри одного монастыря. Устав был написан основателем монастыря. От него зависела духовная жизнь обители. Он являлся вдохновителем и «оком» братии. Устав являлся результатом и следствием опыта жизни монахов, для которых он предназначался. Устав вручался определенной духовной семье, со своей особой духовной жизнью, благочестивой и богозданной атмосферой. Непременно учитывались особенности той реальной действительности, в которой находилась эта монашеская семья. Устав – это то предварительное условие, которое необходимо для жизни монастыря, описание жизни монашеской общины. Это сама жизнь монастыря, четко изложенная на века, то жизненное пространство в котором вращалась братия. 2 . Все уставы в основном повторяли один другой, но в деталях существовали различия. Поскольку все они запечатлевали определенный обычай, то можно проследить, как различались монастыри в литургической практике, в своем служении, в замысле ктитора и т. д. До нас дошли и всеобщие уставы, составленные Святыми отцами: например, постановления и правила Василия Великого , канонические правила Кассиана, уставная грамота Святой Горы, предписания Отцов Церкви для монашества, которые всегда предусматривали существование специальных правил для конкретных монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010