Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРУНО КАРТУЗИАНЕЦ [лат. Bruno Cartusiensis] (ок. 1030 или 1035, Кёльн - 6.10.1101, Ла-Торре (совр. Серра-Сан-Бруно), Калабрия), св. католич. Церкви (пам. 6 октября), основатель ордена картузианцев . Род. в знатной семье Хартефауст. Учился в школе при ц. св. Куниберта в Кёльне, потом в Реймсе и, возможно, в Париже (ок. 1050). Вернувшись в Кёльн, стал каноником капитула св. Куниберта. В 1056 г. по приглашению архиеп. Гервасия Б. К. возглавил школу в Реймсе, преподавал там богословие и теологию, среди его учеников был буд. папа Римский Урбан II . В 1067 г. умершего архиеп. Гервасия при поддержке франц. кор. Филиппа I сменил Манассес, к-рый, желая использовать в своих интересах популярность Б. К., назначил его в 1075 г. канцлером Реймсского архиеп-ства. Однако вслед. конфликта с Манассесом I, противником григорианской реформы , Б. К. был лишен всех должностей и части имущества и вынужден был вернуться в Кёльн. В 1080 г. папа Григорий VII сместил Манассеса и предложил Б. К. занять его место, однако тот отказался. В 1083 г. Б. К. удалился в бенедиктинское аббатство Молем (Бургундия) и с 2 последователями, Ламбертом и Петром, начал строительство в мест. Сеш-Фонтен (еп-ство Лангр) отшельнической обители. Из последовавших за ним учеников он избрал 6, с к-рыми отправился к еп. Гренобля Гуго, тот пожаловал Б. К. горное мест. Шартрёз в 24 км от Гренобля, где ок. 1084 г. был основан первый картузианский мон-рь - Гранд-Шартрёз. Основными принципами для монахов стали созерцательная жизнь и полная отстраненность от мира. Учреждение нового ордена, видимо, не входило в намерения Б. К.; он не составил устава для мон-ря, к-рый жил по сформулированным им устным обычаям на основе устава св. Венедикта Нурсийского . В 1090 г. по приглашению своего ученика папы Римского Урбана II Б. К. прибыл в Рим, где папа поручил ему ц. св. Кириака. Поначалу Б. К. помогал Урбану II в управлении католич. Церковью, в т. ч. сопровождал папу в Юж. Италию. Именно тогда герц. Апулии Рожер пожаловал Б. К. мест. Ла-Торре в Калабрии, где в 1092 г. были основаны мон-ри в честь Девы Марии (S. Maria dell " Eremo) и св. Стефана (S. Stephano del Bosco). Последние годы жизни Б. К. провел в мон-ре Девы Марии, где и умер. Был похоронен в мон-ре св. Стефана, но в 1122 г. его останки были перенесены в мон-рь Девы Марии. С 1135 г. почитался картузианцами как основатель ордена. В 1674 г. канонизирован папой Климентом X .

http://pravenc.ru/text/153495.html

Отсюда вытекает предположение, что анафора читалась неслышно. 3. Никита, синкелл и хартофилакс Великой Церкви (вторая половина XI в.) Источник из середины XI в. подтверждает это. Письмо Никиты, синкелла и хартофилакса Великой церкви во времена патриаршества Михаила I Керулярия (1043–1058), Никите Стифату Студийскому († ок. 1090), касаясь некоторых взглядов, выраженных позже, сообщает и об анафоре: Заметь, что место мирян на собрании верных во время анафоры далеко от божественного престола. Внутренность алтаря усвоена священникам, диаконам и иподиаконам; место снаружи возле алтаря – монахам и другим чинам нашей иерархии; место за ними и помост – верным... Как с такого расстояния могут непосвященные миряне созерцать тайны Божии, совершаемые с трепетом священниками. Ибо тайны (μυστρια) совершаются священниками, и они отправляются в тишине (κα ν σιγ τελονται). В других местах 611 я сам видел, что даже завеса задергивается вокруг святой вимы во время тайн. Она раскрывается и закрывает все так, что снаружи не видно даже самих священников. Это сделал Кир Евстафий благословенный среди патриархов. 612 Так как сам автор этого послания принадлежал к клиру Святой Софии и был патриаршим сановником, можно допустить, что он со знанием дела свидетельствует об обычаях того времени. 4. «Протеория» (ок. 1085–1095 гг.) «Протеория» (ок. 1085–1095), комментарий на Божественную литургию из Андиды (провинция Памфилия Вторая в Малой Азии), подтверждает распространение практики столицы на удаленные провинциальные центры. Протеория § 38 толкует Заамвонную молитву, исконное заключительное благословение византийской Божественной литургии, следующим образом: Заамвонная молитва является словно печатью всех молений и всех учиненных повторений, равной тому, что было сказано ранее и более торжественно [на анафоре]. Так вся Божественная служба совершается особенно за просителей, за которых она принесена, и затем за всех остальных в единой молитве. Так как некоторые из стоящих вне святилища (ξω το θυσιαστηρου σττων)) часто считают себя озадаченными, думая и говоря: «Что же является целью, намерением и силой молитв, которые шепчутся епископом (τν παρ το ρχιερως ποψιθυριζομνων εχν)»? И они хотят получить некоторое понимание. По этой причине божественные отцы сделали форму этой [Заамвонной] молитвы в виде краткого повторения всех молений и иных молитв, научая тех ищущих, словно выходя за общие рамки. 613

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛОНОКОР предыдущая статья следующая статья печать библиотека 11 , С. 594 опубликовано: 28 марта 2011г. ГЛОНОКОР [груз. ], мтавар, еп. Картли (ок. 40-х гг. V в.), Предстоятель Грузинской Православной Церкви в царствование груз. царя Мирдата. По сведениям груз. летописи «Мокцеваи картлисай» (Обращение Картли), Г. занимал гос. должность эристава Картли и Эрети. В груз. летописи «Картлис цховреба» (Жизнь Картли) епископ с таким именем не упоминается. Лит.: // X /. . . , 1979; -. , 2000. С. 16. З. Абашидзе Рубрики: Грузинская Православная Церковь Грузинская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Глонокор, мтавар, епископ Картли (ок. 40-х гг. V в.), Предстоятель Грузинской Православной Церкви Епископы Картли Предстоятели Грузинской Православной Церкви См.также: ГРИГОРИЙ I еп. Картли (20-30-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви ИОАНН I еп. Картли (Мцхетский) (приблизительно 20-60-е гг. IV в.), 1-й Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ВАСИЛИЙ III (Каричисдзе), Католикос Грузинской Православной Церкви (1090-1100) ВАСИЛИЙ IV Католикос-Патриарх всей Грузии (1205/06) ВАСИЛИЙ V Католикос-Патриарх всей Грузии в кон. 30-х - 60-х гг. ВАСИЛИЙ VI Католикос-Патриарх Грузии (ок. 1517-1528 и 1529-1531) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/165153.html

Затворничество прп. Павла Обнорского. Фрагмент иконы «Прп. Павел Обнорский, с житием». XVII в. (ВГИАХМЗ) Примеры З. известны с самого зарождения монашества на Руси (вероятно, не позднее 1037 - Смолич. С. 24) вплоть до XIX в. Очагами З. стали мон-ри. Известно ок. 40 святых, прославленных в чине преподобных затворников, не считая гораздо большего числа подвижников, не названных так, хотя и подвизавшихся в З. Примерно треть всех известных затворников относится к Киево-Печерскому мон-рю. Еще до основания обители прп. Антоний († 1073), вернувшись в Киев с Афона, избрал местом уединенного подвига пещеру на склоне холма, где затворился до тех пор, пока вокруг него не собралось много учеников. Устав прп. Феодосия († 1074), с введения к-рого начинается в полном смысле история Киево-Печерского мон-ря, был общежительным. Сам прп. Феодосий не поощрал чрезмерной аскезы, т. к. она не могла бы стать основой монастырской киновии, хотя и не отрицал высших степеней подвига (Там же. С. 31). Еще при жизни прп. Феодосия в затворе находился прп. Исаакий († ок. 1090). В Киево-Печерском мон-ре изначально сформировалось гармоничное сочетание общежития и пещерного З., выразителями к-рого стали преподобные Афанасий Затворник (2-я пол. XII в.), Иоанн Многострадальный († 1160), Авраамий Затворник (2-я треть XIII - нач. XIV в.), Иеремия Прозорливый († ок. 1070) и др. После того как была построена надземная часть мон-ря, пещеры стали использовать как место особенных подвигов, в т. ч. З. Оно носило разнообразные формы. В случае наиболее сурового затвора вход в пещеру подвижника замуровывался так, что оставалось лишь небольшое отверстие и прекращалось всякое общение с внешним миром. После смерти подвижника единственное окно в пещеру закладывалось, и затвор становился могилой. В др. случаях затвор мог быть временным или неоднократным (напр., прп. Исаакий Затворник). Реже затвор сочетался с духовнической деятельностью; в таком случае ищущие наставления или исцеления люди приходили к келье подвижника и общались с ним через маленькое отверстие в двери (напр., прп. Лаврентий Затворник (XII в.)).

http://pravenc.ru/text/182645.html

Портал ц. Санта-Мария дель Мар. Гравюра. XIX в. Местное предание связывает распространение христианства в Б. с именем еп. Севера, претерпевшего мученическую смерть ок. 289 г. и почитаемого в мон-ре Сан-Кугат дель Вальес. Исследователями, однако, было поставлено под сомнение существование в III в. в Б. епископа с таким именем, т. к. сохранившееся житие мученика (ActaSS. Nov. T. 3. Brux., 1910. P. 237-247) представляет собой неск. исправленную копию жития свт. Севера, еп. Равенны ( Mayans G. Epistola M. Aymericho// Aymerich M. Nomina et acta episcoporum Barcinonensium. Barcelona, 1760. P. 43-59). Почитающиеся же в мон-ре мощи, по-видимому, являются перенесенными туда в IX в. останками др. епископа Б. Севера († после 633). При имп. Диоклетиане здесь претерпели мученическую кончину св. Евлалия (пам. местная 12 февр.) и св. Кукуфат (пам. местная 15, 16 февр. и 25 июля). Первый достоверно известный епископ Б. Претекстат упоминается среди участников Собора в Сардике в 347 г. Его преемником был писатель-апологет Пациан († ок. 390), а следующий еп. Лампий († после 400) рукоположил св. Павлина Милостивого , буд. епископа Ноланского. К кон. IV в. в Б. существовала представительная христ. община; к этому времени относятся открытые в ходе археологических раскопок фундаменты трехнефного собора (ок. 400) и крещальни (V в.?). С V в. еп-ство Б.- часть церковной пров. Таррагона. Папа Римский Иларий (461-468) признал законным епископом Б. Иринея, занявшего кафедру Б. по желанию своего предшественника Нундинария. В 540 и 599 гг. в Б. проводились провинциальные церковные Соборы. При еп. Квирине (655-666?) было установлено почитание и особое богослужение местных мучеников. Во время араб. завоевания христ. Церковь не была уничтожена, христиане должны были платить специальный налог (dima), от к-рого освобождались жители, перешедшие в ислам, однако от этого времени не сохранилось ни одно из имен епископов Б., кафедральный собор Св. Креста был перестроен в мечеть. После отвоевания Б. франками еп-ство Б. вошло в митрополию Нарбоны, причем в 840 г. сохранившаяся в Б. вестгот. (мосарабская) богослужебная система заменяется франко-рим. В 878 г. еп. Фродоином были обретены мощи св. Евлалии, находившиеся под полом алтаря базилики Санта-Мария дель Кампо, с этого времени святую стали почитать как покровительницу Б. С XI в. вместе с ростом влияния барселонских графов возрастает значение еп-ства, распространившего свою юрисдикцию на Балеарские о-ва (1115). В 1128 г. Таррагона, отвоеванная у арабов (1090), вновь стала центром церковной провинции, в состав к-рой вошла Б. наряду с др. каталонскими еп-ствами. В период схизмы в католической Церкви (1378-1415) епископы Б., находясь под влиянием королей Арагона, поддерживали авиньонских пап. С кон. XV в. епископы Б. теряют свое влияние, выступая против централизаторской политики гос-ва, проводимой испан. «католическими королями».

http://pravenc.ru/text/77596.html

2. Сербская церковь: св. Савва, Охрид и Печский патриархат Император Константин Багрянородный относит крещение сербов в районе, известном как Рашка, со столицей Раш к югу от Белграда ко времени правления Василия I (867–886). За ним последовало обращение в христианство и прибрежных городов Далмации. В X веке эта область оказалась под властью Болгарии – царей Симеона и Самуила, но после 1018 года стала частью Византийской империи Василия II. В результате первоначального обращения сербы оказались под прямым церковным управлением Константинополя, но позднее Рашскую епископию включит в свою юрисдикцию архиепископия Охридская, основанная Самуилом и сохраненная Василием II. В качестве другого центра православного канонического управления прибрежными территориями выступала греческая митрополичья кафедра в Диррахии на Адриатике, ставшая центром христианизации соседней сербской области Диоклея, или Зета (позднее известной как Черная Гора, Черногория, или Монтенегро). Византийскому правлению – как гражданскому, так и церковному, опорным пунктом которого был Диррахий, был брошен вызов со стороны последовательно правивших Зетой князей – Стефана Воислава (ок. 1042–1052), Михаила (ок. 1052–1081) и Константина Бодина (1081–1091), при которых страна перешла в юрисдикцию латинского архиепископа Бара (или Антибари) [ныне Старый Бар, Черногория]. После преобразований папы Григория VII влияние папства на Балканах усилилось. Не только правитель Хорватии Димитрий Звонимир, но и Михаил Зетский получили королевские короны из рук папских легатов (1075 и 1077 годы соответственно). Хорватия, попав под венгерское владычество (1102), навсегда отошла к Западной Церкви. Константин Бодин Зетский, впрочем, потерпел военное поражение от византийского императора Алексия I Комнина (1085–1090), и поэтому в Зете было восстановлено греческое управление с центром в Диррахии. В Рашке борьба сербов за политическую независимость была более успешной. Возросший престиж преобразованного папства, агрессивная экспансия латинского мира, проявившаяся в крестовых походах, и ослабление Византии неизбежно привели к тому, что Рашка, как и другие молодые балканские государства, сочли «западное решение» наиболее практичным выходом в начинавшемся процессе национального самоопределения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

[Греч. Μιχαλ Δοκας] (ок. 1050, К-поль - ок. 1090, там же), визант. имп. (24 окт. 1071 - 31 марта 1078), митр. Эфесский. Старший сын имп. Константина X Дуки и Евдокии Макремволитиссы. В кон. 1059 г. вместе с младшим братом Константином М. Д. был провозглашен соправителем своего отца. После смерти имп. Константина X (22/23 мая 1067), несмотря на совершеннолетие М. Д., правящая семья Дук не решилась передать ему бразды правления. Официально императорами стали М. Д. с братом Константином, но при них был образован регентский совет, который возглавили Евдокия Макремволитисса и дядя императоров Иоанн Дука, получивший титул кесаря. Чтобы еще более укрепить положение семьи, 1 янв. 1068 г. Евдокия вышла замуж за полководца Романа IV Диогена , к-рый ранее уже заявлял о своих претензиях на трон и теперь получил реальную власть. М. Д. и его братья Константин и Андроник оставались соправителями Романа. В авг. 1071 г. правление Романа завершилось разгромом визант. войска тюрками-сельджуками в битве при Манцикерте, в ходе к-рой Роман был захвачен в плен. После получения известий об этих событиях в К-поле семья Дук организовала новый дворцовый переворот. По плану кесаря Иоанна Дуки и придворного советника Михаила Пселла Роман был заочно объявлен низложенным, Евдокия Макремволитисса отправлена в монастырь Пиперудион на берегу прол. Босфор близ К-поля, а М. Д. был коронован как старший император 24 окт. 1071 г. В конце того же года Роман Диоген был освобожден сельджуками и вновь попытался бороться за престол. Однако против него на восток по приказу М. Д. были отправлены войска, к-рые возглавил Константин Дука, сын кесаря Иоанна. Роман с небольшими силами был разбит близ Амасии (ныне Амасья, Турция) и бежал в Киликию, где нашел поддержку у арм. князя и катепана Антиохии Хачатура. В 1072 г. войска М. Д. осадили Романа в крепости Адана, и спустя нек-рое время тот согласился официально отречься от престола и сдаться в обмен на сохранение ему жизни под письменные гарантии, к-рые утвердил М. Д. Роман был отправлен под стражей в К-поль, но по пути туда, в Котиее (ныне Кютахья, Турция), 29 июня 1072 г. был вероломно ослеплен, вероятно, по приказу М. Д. Он был поселен под надзором на о-ве Проти на Мраморном м., где вскоре умер.

http://pravenc.ru/text/2563712.html

[Никифор Мавр (Чёрный); греч. Νικηφρος Μαρος], патриарх Антиохийский (1079/80 - 1088/89). Сведения об истории Антиохийской Православной Церкви 2-й пол. XI в., в частности о личностях правивших тогда патриархов, обрывочны. Согласно визант. «Хронике» Продолжателя Скилицы (2-я пол. XI в.), после смерти Антиохийского патриарха Эмилиана (приблизительно в 1079/80 - Todt. 1998. S. 699) имп. Никифор III Вотаниат (1078-1081) назначил его преемником Н. по прозвищу Мавр (Чёрный). Возможно, Н. происходил из визант. рода динатов Мавров (в р-не Латрос в М. Азии), упоминаемого в Житии Павла Латрского Младшего (Vita S. Pauli Iunioris in monte Latro/Ed. H. Delehaye, interpr. I. Sirmondi//AnBoll. 1892. Vol. 11. P. 139). Современник этих событий хронист Никифор Вриенний Младший пишет лишь об Антиохийском патриархе Эмилиане (под 1074 и 1078 гг.; см.: Исторические записки Никифора Вриенния, 976-1087. М., 1997. С. 104-106, 128). Михаил Атталиат († между 1079 и 1085) в диатаксисе (уставе) основанного им монастыря Христа Паниктирмона в К-поле предписывает монахам поминать Н., пожертвовавшего обители небольшое имение ( Gautier P. La Diataxis de Michel Attaliate//REB. 1981. T. 39. P. 98-99). Известна печать Н., в которой впервые засвидетельствовано добавление «и всего Востока» к титулатуре «патриарх Великой Антиохии» ( Laurent V. Le corpus des sceaux de l " empire byzantin. P., 1965. T. 5/2. N 1525). Н. также упоминается в Кипрском синодике (ок. 1170; Cappuyns. 1935. P. 492) и в ряде позднейших синодиков. Ф. Янгу на основании одного из посланий Никона Черногорца (ок. 1090) предположил, что Н. скончался в 1089 или 1088 г. ( Γιγκου Θ. Ξ. Νκων ο Μαυρορετης: Βος - Συγγραφικ ργο - Κανονικ διδασκαλα. Θεσ., 1991. Σ. 191), с чем согласуются и сведения о начале Патриаршества его преемника Иоанна V (IV) Оксита . Летописная традиция православных арабов, возрожденная в XVII в. усилиями Антиохийского патриарха Макария III аз-Заима и его продолжателей, слабо соотносилась с визант. источниками и сохранила лишь фрагментарные сведения о патриархах 2-й пол. XI в., в т. ч. о Н. ( Панченко. 2014. С. 376).

http://pravenc.ru/text/2565484.html

Св. Никанора апостола, единого от семи диаконов. См. 28 июля. (Act SS. 10 iann. р. 601). Март. Р. 10 янв. С прочими диаконами 28 июля. В соборе 70 янв. 4. 29 Свв. младенец 14000, иже в Вифлееме от Ирода избиенных. Мф. 2:16 . Мес. Вас. Март. Р. 28 дек. Имеют службу. Преп. Маркелла, игумена обители Неусыпающих. Из Анамеи Сирской. Подвизался сперва в Ефесе, под руководством благочестивого мужа Промота, потом в обители Неусыпающих, где, после препп. Александра (3 июля) и Иакова, был игуменом. Скончался ок. 488. Чет. Минея от Метафраста. (Latine apud Surium). Мес. В. Март. Р. Имеет службу. Преп. Фаддея исповедника. Ученик Феодора Студийского. Страдал за иконы при Михаиле и Феофиле (820–842). Пролог. Препп. Марка пещерника, и Феофила плачливого. Жили около 1090 года. Преп. Марк был гробокопателем. Преп. Феофил плакал в ожидании близкой кончины, которой устрашил его Марк, с намерением научить смирению. Чет. Минея из Патерика Печерского. 30 Св. муч. Анисии. Убита воином в Солуне за нехотение принести жертву идолам, в царствование Максимиана. Чет. Минея от Метафраста. (Latiae apud Suriuin, Graece in cod. Mosqu. 150). Мес. В. Март. Р. В службе канон Феофана. Преп. Феодоры, иже от Кесарии. Жила при Льве Исаврянине и сыне его Константине Копрониме (716–775). Лев хотел ее неволею выдать за одного царедворца, но жених пал в сражении со Скифами, и невеста удалилась в монастырь св. Анны, где после великих подвигов скончалась. Пролог. Св. муч. Филетера Никомидийского. Сын епарха. Мучен при Диоклетиане и Максимиане, и послан в изгнание. Скончался в стране Сигрианской. Пролог. (Act SS. maii IV. 313). Мес. В. 19 мая. В Прологе вторично 20 мая. Св. Тимона, единого от семидесяти. Один из 7 диаконов, еп. Вострский, в Аравии. Скончался от огня. Чет. Минея 4 янв. С Парменом и другими. 28 июля. В соборе 70, 4 янв. Мес. В. Март. Р. 19 апр. Преп. матери нашей Феодоры, яже в Цареграде. Ученица преп. Василия Нового (26 марта), жившая в царствование Романа, ок. 960 года. Чет. Минея в Житии преп. Василия Нового, 26 марта. 31

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Я Ян Вышатич, воевода Янка (Анна), дочь Всеволода Ярославича Ярополк Владимирович, князь Ярополк Изяславович, князь Ярослав Всеволодович, князь Ярослав Мудрый, великий князь Ярослав Святославович, князь Ярослав Яропольгич, князь Яхья Антиохийский, летописец Митрополиты киевские в X – XIII веках Св. Михаил Сирин 988–992 Леонтий 992–1018 Иоанн I 1017–1034 Феопемпт 1034–1049 Иларион 1051–1054 Ефрем 1055–1065 Георгий 1065–1076 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1090–1091 Николай 1092–1104 Никифор I 1104–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1129–1145 Климент Смолятич 1147–1155 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1170 Михаил III 1171–1183 Никифор II 1183–1203 Матфей ок.1208–1220 Кирилл I 1224–1233 Иосиф ок.1236–1240 Св. Кирилл II 1246–1280 Св. Максим 1281–1305 Великие князья Владимиро-Суздальские XII – XIII века Св. Андрей Юрьевич Боголюбский 1157–1174 Михаил Юрьевич 1174–1175 Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1175–1212 Константин Всеволодович 1212–1218 Св. Юрий Всеволодович 1218–1238 Ярослав Всеволодович 1238–1246 Андрей Ярославич 1246–1252 Св. Александр Ярославич Невский 1252–1263 Ярослав Ярославич Тверской 1263–1276 Дмитрий Александрович Переяславский 1276–1281; 1283–1293 Андрей Александрович Городецкий 1281–1283; 1293–1304 Великие князья Киевские IX – XIII веков Олег 885–912 Игорь Рюрикович 912–944 Св. Ольга 945–959 Святослав Игоревич 959–972 Ярослав Святославович 972–980 Св. равноап. Владимир 980–1015 Святополк Владимирович Окаянный 1018–1021 Ярослав Мудрый 1021–1054 Изяслав Ярославич 1054–1073; 1076–1078 Святослав Ярославич Черниговский 1073–1076 Всеволод Ярославич Переяславский 1076–1093 Святополк Изяславич 1093–1113 Владимир Всеволодович Мономах 1113–1125 Св. Мстислав Владимирович Великий 1125–1132 Вячеслав Владимирович 1132–1139; 1151–1154 Всеволод Ольович Черниговский 1139–1146 Св. Игорь Олегович Черниговский 1146 Изяслав Мстиславович Смоленский 1147–1150 Юрий Владимирович Суздальский, Долгорукий 1155–1157 Св. Ростислав Мстиславич Смоленский 1154; 1157–1167

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010