1027 Главы о знании I,19. 1028 II/8,2. 1029 I/80 (394)=B40 (304). 1030 I/18 (76)=B27 (201). 1031 Главы о знании III,46. 1032 Исаак пользуется терминологией Евагрия. 1033 Ср. 1 Кор. 7:31. 1034 Т. е. мира сего. 1035 Главы о знании III,9. 1036 II/10,20. 1037 I/66 (346)=B12 (123). 1038 Ср. Ин. 14:2. 1039 I/58 (311)=B6 (86—87). 1040 В Царстве Небесном. 1041 Мф. 25:31—33. 1042 I/58 (311—312)=B6 (88). 1043 1 Кор. 2:9. 1044 Ин. 6:33. 1045 I/83 (397)=B43 (316—317). 1046 I/18 (76)=B27 (201—202). 1047 B26 (189). Т. е. не на то, что его естество было изначально порочным. 1048 1 Кор. 15:55. 1049 1 Кор. 15:28. 1050 Ср. 1 Кор.15:53—55. 1051 I/91 (431—432)=B50 (358—359). 1052 См. цитату в Главе I. 1053 II/39,2. 1054 II/39,2. 1055 II/39,3. 1056 Букв. «дом Адама». 1057 II/39,4. 1058 Фрагменты на Книгу Бытия (PG 66,637). 1059 II/39,5. 1060 II/39,6. 1061 Феодор Мопсуестийский. Против говорящих, что грех свойственен природе. 1062 Диодор Тарсийский. О Промысле 5—6. 1063 Мнения Феодора и Диодора. 1064 II/39,14. 1065 II/39,15—16. 1066 II/39,17. 1067 II/39,20. 1068 II/39,21—22. 1069 II/40,1. 1070 II/40,4. 1071 Т. е. геенна. 1072 II/40,5. 1073 Геенна. 1074 II/40,7. Ср. Лк. 15:7; 10. 1075 II/40,8—11. 1076 Ср. Лк. 18:14. 1077 Ср. Мр. 12:42—43. 1078 Т.е. разбойником. Ср. Лк. 23:40—43. 1079 II/40,12. 1080 II/40,13—14. 1081 II/41,1. 1082 Ср. О началах 3,5,3. 1083 Характерна формулировка Константинопольского Собора 543 г.: «Кто утверждает предсуществование душ и находящийся с ним в связи апокатастасис…» См. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 188. 1084 1 Тим. 2:4. 1085 1 Кор. 15:28. 1086 Напротив, VI Вселенский Собор включил его имя в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов». Что же касается Константинопольского Собора 543 г. и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Выслушав суждения Моисея о брачной жизни, панна не отстала от своего намерения. Она приказала подать Моисею прекрасного коня и показать ему все обширные её имения. Крестьянам дано знать, чтобы принимали его, как своего господина и её супруга. «Напрасно беспокоишься, милостивая госпожа: ни богатства, ни почести не обольстят меня», сказал Моисей. – А ты не помнишь, что куплен мной за деньги? сказала вспыхнувшая панна; живым не выпущу тебя из рук моих. «Бог – моя защита, ничего не боюсь», отвечал Моисей. Вслед затем Господь послал ему возможность выполнить давний обет души: к нему пришёл Афонский черноризец, саном иерей, и постриг его в монашество. Узнав о том, что пленник уже инок, искусительница запылала злобой. Не могши отыскать Афонца, она приказала бить Моисея палками, пока не сбросит с себя чёрной одежды. Его били немилосердно. «Бейте, говорил Моисей, но не требуйте от меня невозможного». Панна пожаловалась королю. Болеслав дозволил ей делать с Моисеем, что хочет, и в её угоду приказал выгнать всех черноризцев из своих владений. Полька доходила до крайнего бесстыдства с Моисеем; когда же и меры бесстыдства оказались безуспешными, велела сделать его евнухом, но так, чтобы не забыл он о том до гроба. Наглое нечестие страстей не оставлено без мщения Божия. – В одну ночь Болеслав внезапно умер; поднялся мятеж в земле Ляхов; народ взволнованный перебил епископов и бояр своих. – Во время мятежа погибла и нечестивая Полька. Это случилось в 1027 г. 353 . Не один год томила блаженного неистовая женщина 354 . Нескольким годам надобно было пройти, прежде чем страдалец мог оправиться в здоровье, чтобы идти в Киев 355 ; всего вероятнее, что Моисей возвратился из Польши в 1031 г. в числе прочих пленников, когда Ярослав возвратил России города Червонной Руси. Свободный и несколько оправившийся пришёл он в пещеру к преп. Антонию 356 . Здесь провёл он десять лет в посте и молитвах, но постоянно полубольной. За великую победу над нечистой страстью Господь дал ему власть врачевать эту страсть и в других. Один брат, боримый плотью, пришёл к преподобному и молил его помочь ему в беде. «Обещаюсь, говорил брат, выполнить всё, что велишь ты». Во всю жизнь не говори ни с одной женщиной, сказал преподобный. Брат обещался. Тогда Моисей коснулся тела брата своим посохом, без которого не мог ходить от прежних мук; нечистая страсть утихла, и брат освободился от искушений её. Преподобный, предузнав близкую свою кончину, причастился св. Таин и мирно почил 26 июля при жизни пр. Антония, вероятно, в 1043 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 12. 1010 Там же. С. 16. 1011 Там же. С. 134. 1012 Там же. С. 14. 1013 Там же. 1014 Там же. С. 65. 1015 Там же. С. 58. 1016 Там же. С. 202. 1017 Там же. С. 164—165. 1018 Аллюзия на песнопение вечерни «Свете тихий». 1019 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 23. 1020 Исаак Сирин, преподобный. Главы о знании IV, 51—52. Цит. по: Преподобный Исаак Сирин. О знании (избранные главы). Церковь и время 4(13), 2000. С. 322. 1021 Ср.: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 220. 1022 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 163. 1023 Там же. С. 170. 1024 Там же. С. 163. 1025 ЗЦар. 19:10. 1026 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 167. Цитата из преп. Исаака Сирина — см.: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 180. 1027 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 171. 1028 Там же. С. 180—181. 1029 Булгаков С. Афонское дело. С. 44. 1030 Рим. 1:20. 1031 Цар. 9:12. 1032 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 4—6. 1033 Там же. С. 207—208. 1034 Там же. С. 150. 1035 Там же. С. 141—142. 1036 Там же. С. 39. 1037 Ср.: Исх. 24:25; 29:43; 40:34; 3 Цар. 8:10 и др. 1038 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 143. Ср.: Пс. 18:1—3. 1039 Там же. С. 148. Весь этот рассказ благоразумно опущен в 4–м издании книги «На горах Кавказа» (СПб., 1998). 1040 См.: Хрисанф, инок. Рецензия на сочинение схимонаха Илариона, называемое «На горах Кавказа». Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1 (догматическая). Харьков, 1916. С. 16—17. 1041 Игнатий Богоносец. Послание к Римлянам, гл. 5. 1042 Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 206. 1043 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 146. 1044 Там же. С. 144—145. 1045 Пс. 10:1—2. 1046 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 151. 1047 В Пантелеимоновом монастыре вместе со всеми его скитами на тот момент проживало около 1700 русских монахов; в Андреевском скиту — около 400. См.: Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. С. 253. Об истории Пантелеимонова монастыря, а также других русских обителей на Афоне см., в частности: Феодосий, иеромонах. История русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. — К свету. Альманах. Вып. 18. М., 2000. С. 5–128. 1048

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Действительно, после 1018 г. на протяжении 2 десятков лет ни в каких источниках глава Русской митрополии не упоминается . Единственный известный по имени русский митрополит 1-й трети XI в. Феопемпт упоминается в летописи только под 1039 г. , но несколькими годами ранее русский первосвятитель в Киеве уже был – Феопемпт или его ближайший предшественник должен был возглавить хиротонию Луки в Новгородского епископа в 1036 г. (см. ниже). Если ранее считалось, что до Феопемпта митрополитом на Руси являлся Иоанн I (упоминаемый в агиографических памятниках в связи с канонизацией при нем святых Бориса и Глеба ), то теперь, благодаря убедительным аргументам А. В. Назаренко, исследовавшим ранний этап становления епархиальной системы на Руси, следует считать гораздо более вероятным, что Иоанн возглавлял Русскую митрополию позднее, в период между Феопемптом (длительность пребывания которого на кафедре точно неизвестна) и Иларионом (поставлен митрополитом в 1050/51 г.), скорее всего – во 2-й половине 40-х гг., когда после заключения русско-византийского мира в 1045/46 г. появилась возможность для возвращения митрополита на Русь . Предполагаемое длительное отсутствие митрополита в Киеве к началу 30-х гг., представляется неслучайным, учитывая изменение внешнеполитической ориентации Руси с первых лет правления Ярослава – все большее упрочение отношений с западными странами и ослабление контактов с Византией (что имело следствием утрату взаимопонимания, одним из следствий которого была война Руси с империей в 1043–1046 гг.). Так, Е. А. Мельникова привела убедительные аргументы в пользу того, что построенная скандинавами церковь в честь канонизированного в 1031 г. св. Олава, («варяжская божница»), появилась в Новгороде, скорее всего, уже в 30-е гг. – 1-ю половину 40-х гг. XI в., в период пребывания на Руси будущего норвежского конунга Харальда Сигурдарсона по прозвищу Суровый правитель . Для того времени вполне допустимо, что эта церковь была освящена Новгородским епископом. Лука (Жидята/Жирята) В ПВЛ о поставлении на Новгородскую кафедру епископа Луки говорится в следующем контексте: «В лето 6544 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

1028 Городом (Urbs с большой буквы) в латинской традиции часто назывался Рим. 1029 Ныне город Мо близ Парижа. 1030 У Эдди еще сказано, что архангел Михаил потребовал от Вилфрида выстроить новую церковь в честь Богородицы. 1031 Собор на реке Нидд (одна из речек, впадающих в Хумбер) состоялся осенью 705 г. После него Вилфрид был епископом Йорка до своей смерти в 709 г. 1032 В оригинале Tyrio ostro (тирский пурпур; в финикийском Тире добывали самую лучшую пурпурную краску). В большинстве рукописей вместо ostro читается auro (золото), но это явная ошибка. 1033 Искусство книжной миниатюры достигло в англосаксонских монастырях VII-IX вв. весьма высокого уровня, о чем говорят сохранившиеся экземпляры книг (самое известное- Линдисфарнское евангелие, написанное около 670 г.). 1034 Напомним, что именно Вилфрид ввел в английской церкви римские обряды и римское церковное право. 1035 Слова «пчеловод» в подлиннике нет, но подразумевается именно то, что Вилфрид собрал и вырастил «рой» (examina) монахов подобно пчеловоду. 1036 См. прим. 5. 1037 Ученик Вилфрида и друг Беды Акка был епископом Хексема в 709-731 гг., был смещен со своего поста и умер в 740 г. 1038 Имя явно ирландского происхождения. 1039 Нейтон или Нехтан IV мак Дерили был королем пиктов в 706-729 гг. После этого он отрекся от трона и умер в 732 г. 1040 Имеются в виду монастыри Уирмут и Ярроу, находившиеся поблизости и имевшие единое управление. Тина-река Тайн в Нортумберленде. 1041 Об этих аббатах Беда подробно рассказал в «Истории аббатов». 1042 Строительное искусство, почти неведомое англосаксам в VI в., к концу VII в. достигло высокого уровня, о чем говорят немногочисленные остатки построек того периода. 1043 Хотя письмо приписывается Кеолфриту, оно несомненно принадлежит Беде, который излагает в нем свои знания по интересующим короля вопросам. Видимо, авторская гордость и заставила его включить в «Историю» это обширное послание, основные положения которого уже излагались в III.25. 1044 Несомненно, имеется в виду Платон (диалог «Государство»). Эти слова неоднократно цитировались богословами раннего Средневековья -Лактанцием, Боэцием и др. Видимо, у кого-то из них Беда и позаимствовал цитату вместе со ссылкой (скрытой) на ее автора.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

Б). Реакция феодализма. Принимая и уважая феодальные законы, Церковь никогда не считала их своими, она всегда тщательно отделяла их от своего, церковного права, основанного на постановлениях Соборов и пап. Мирские же власти постоянно пытались вмешаться в это церковное право, и феодальные сеньоры то и дело сами назначали настоятелей и присваивали себе так называемую десятину (налог в пользу Церкви), установленную еще в IV веке. Присваивали они и примиции – первые плоды и колосья, которые по обычаю отдавались Церкви. Феодализм вызвал в Церкви и нежелательные явления, как то симония. Понемногу входило в обычай, чтобы претенденты на сан епископа или место аббата платили деньги. За деньги получали и церковные привилегии. Происходила и узурпация инвеституры епископов и аббатов (т.н. «инвеститура посохом и кольцом»). Конечно, назначать епископов и аббатов феодалы не могли. Кольцо и посох вручали не они, а высшая церковная власть (архиепископ в окружении епископов). Но могущественные сюзерены оказывали на эту власть огромное давление и практически инвеститура зависела от них. Выбирая, кому быть епископом, они ощущали себя некоей духовной властью. Как это ни прискорбно, они не различали пастырской роли епископа и его мирских, светских функций. В дальнейшем эта узурпация привела к столкновению с папой (см. ниже, о Григории VII). Все эти явления затронули и папство, которое тогда находилось в упадке. В течение 60 лет (904−962) дом графа Феофилакта оказывал сильное давление на пап, так как эти графы были феодальными сюзеренами Рима. Сменяли друг друга недостойные папы – Сергий III (904−911), Иоанн XI (931−935), Иоанн XII (955−964). Отметим, что дурным было лишь поведение этих пап. Учение они не искажали. Так, письма Uoahha XII догматически безупречны. Реформа Западной церкви (XI век) Западная Церковь не оставалась равнодушной к двум злоупотреблениям, разрушавшим христианское общество: к симонии и к николаитству. На многих поместных Соборах осуждала она эти пороки, регулировала жизнь клира, повышала церковную дисциплину (например, на Энемском Соборе в Англии – 1008 г., в Риме – 1014, в Павии – 1016, в Госларе – 1019, в Лиможе – 1031, в Констанце – 1043, снова в Риме в1047 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Феоктиста, архиепископа Тверскаго (†1609) Ермогена, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси (†1612) Мисаила, архиепископа Рязанскаго (†1655) Иосифа, митрополита Астраханскаго (†1672) Никифора иеромонаха, Крымскаго (†1730) Констанция Русскаго (†1743) Никиты славянина, иеромонаха Пантелеимонова монастыря, Афонскаго (†1808) и всех прочих святых священномучеников Российских, за веру во Христа и Церковь Христову страдания претерпевших Святых преподобномучеников Российских Моисея Угрина, Киево-Печерскаго (†ок. 10311043) Григория чудотворца, Киево-Печерскаго (†1093) Евстратия Киево-Печерскаго (†1097) Климента, игумена Киево-Зверинецкаго, и иже с ним (†ок. 1097) Феодора и Василия Киево-Печерских (†1098) Анастасия диакона, Киево-Печерскаго (XII) Иоасафа Снетогорскаго и Василия Мирожскаго и с ними Иосифа и Константина пресвитеров, Псковских (†1299) Григория и Кассиана Авнежских (†1392) Антония, инока Чудовскаго, Московскаго (†1451) Саввы и Вениамина, игуменов Железноборовских (XV) Ефрема, Дионисия, Иеронима и Исаакия Обнорских (XVI) Адриана Ондрусовскаго (†1549) Адриана Пошехонскаго (†1550) Корнилия и ученика его Вассиана Псково-Печерских († 1570) Геласия игумена, Новгородскаго (†1570) Агапита Маркушевскаго (†1584) Ионы, Гурия и Германа Печенгских, Кольских († 1590) Григория священноинока (до XVII) Даниила, игумена Грехозаруцкаго, и с ним тридесяти преподобномучеников и двухсот мучеников мирян, Углечских († 1608) Константина, игумена Новоторжскаго с братиею († 1609) Анастасии игумении и с нею тридесяти пяти сестер монахинь, Углечских (†1609) Антония игумена Покровскаго, Герасима архимандрита, Евфимия и Варсонофия священноиноков и братий иноков Макария, Матфия, Вассиана, Гурия, Иова, Илариона, Иова, Акакия, Онуфрия, Иосифа, Геронтия, Леонтия, Тихона, Филарета, Геласия, Иосифа, Вассиана, Христофора, Серапиона, Германа, Маркелла, Никиты, Арсения, Феодосия, Ионы, Иуды, Симеона, Михаила, Иоанна, Макария, Маманта, Григория, Никифора, Илариона, Афанасия, Полиевкта, Космы и с ними тысячи мучеников мирян, Углечских (†1609)

http://pravoslavie.ru/2368.html

21:26. 1015 Ср.: З Цар. 21:1—19. 1016 Ср.: ЗЦар. 21:29. 1017 Вставка Кройманна. 1018 Ср.: 1 Цар. 14:45. Согласно Библии, Ионафана освободил народ. 1019 Ср.: 1 Цар. 14:27. 1020 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3. 1021 Ср.: Иез. 33:11. 1022 Вставка Кройманна. 1023 Вставка Кройманна. 1024 Обычно сыновьями Юпитера (соответственно, от Леды и Алкмены) считались Поллукс и Геркулес, в то время как Кастор и Ификл — сыновьями смертных супругов названных женщин (См.: Ps. — Apoll. III, 10,7; II, 4,8). 1025 Ср.: Ис. 7:14. 1026 Вставка Кройманна. 1027 У еретика Валентина во второй четверице эонов, истекающих из Бездны (Βυθς) и Молчания (Σιγ), был помещен Человек (’νθρωπος), супруг Церкви. 1028 Ср.: Дан. 7:13. 1029 Вставка Кройманна. 1030 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1031 Кройманн исключает этот отрывок из текста Тертуллиана. 1032 Кройманн исключает эти слова из текста Тертуллиана. 1033 Кройманн исключает эти слова из текста Тертуллиана. 1034 Навуходоносор говорит, что вид четвертого, ходящего среди огня вместе с брошенными в печь Седрахом, Мисахом и Авденаго (ср.: Дан. 3:22), «подобен сыну Божьему» (ср.: Дан. 3:91—93). О Сыне Человеческом говорится в Дан. 7:13; ср.: Дан. 10:16. 1035 Ср.: Дан. 7:13. 1036 См. выше: Adv. Marc., IV, 10,9. 1037 Ср.: Дан. 7:14. 1038 Ср.: Лк. 5:27—32. 1039 Ср.: Мф. 16:17. 1040 Ср.: Ис. 51:5. 1041 Ср.: Лк. 5:31. 1042 Ср.: Лк. 5:33—35. 1043 Исправление Кройманна. В рукописи: «с пророком Творца как». 1044 Ср.: Ис. 40:3. 1045 Ср.: Мф. 3:1—2; Мк. 1:4; Лк. 3:3. 1046 Ср.: Мф. 3:13—16; Мк. 1:9—10; Лк. 3:21; Ян. 1:29—34. 1047 Ср.: Лк. 5:33. 1048 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Но». 1049 Кройманн предлагает здесь мысленно продолжить фразу: «то дело бы обстояло иначе». 1050 Ср.: Лк. 5:34—35. 1051 Интерполяция, по мнению Кройманна. Другое толкование: «сохраняя ее для обстоятельств Иоанна». 1052 См.: Пс. 19 18:6—7. 1053 Кройманн предполагает здесь лакуну: «украсил Меня убранством». См.: Ис. 61:10. 1054 См.: Ис. 49:18. 1055 См.: Песн. 4:8. 1056 Λβανος—Ливан, горная цепь в Сирии; λβανος—ладанное дерево; ладан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

В Опровержении Евномия учение о Божией бесконечности разработано гораздо глубже. Ведь уже Василий в первоначальной полемике о понятии «нерожденный» 1031 указывает, что мы называем Бога не только «нерожденным» (γννητον), поскольку Он «недоступен каким-либо ограничениям» 1032 со стороны прошедшего, но и «бессмертным» (или «нетленным», φθαρτον) ввиду Его «беспредельности, бесконечности и неограниченности каким-либо краем» 1033 со стороны будущего. В другом месте полемики Василий говорит о Божией «незавершенности» (τελετητος), дополняющей Его «нерожденность» 1034 . Евномий в этих несколько антропоморфных выражениях видит неуместное «раскалывание вечности» на прошедшее и будущее 1035 . Григорий поясняет, что вечность Божия в действительности лишена перспектив, она «отовсюду та же» и не может измеряться никаким интервалом 1036 ; жизнь Бога едина и цельна, бесконечна и вечна, никак не ограничена пределом, а потому простирается в бесконечность 1037 . Наша же собственная жизнь заключена в определенном интервале, направляется от начала к концу и делится на прошедшее и будущее, надежду и память 1038 . Из этой перспективы наше мышление не может выйти, а потому в несобственном смысле (κ καταχρσεως 1039 ) мы говорим и о вечности Божией, как будто она протяженна между прошедшим и будущим, хотя, конечно, никакое «прошлое не создает препятствий в движении мысли к бесконечности, неограниченности, а то, что перед ней, не объявляет, что она встретилась с какой-то границей бесконечной жизни» 1040 . Если мы будем пытаться пройти через все века вечности Божией, мы увидим некое «безбрежное море» 1041 , не имеющее начала. Человек, ввиду своего диастематического характера, определяющего некую «априорную форму» его мышления, способен помыслить бесконечность Бога, лишенную диастемы и перспективы, только как бесконечный интервал, который невозможно преодолеть. Писание также говорит о вечности Бога будто о временнòм измерении, поскольку иначе и невозможно: Давид воспевает Царство Божие, которое «прежде век» ( Пс. 54:20 О») 1042 , Моисей же говорит, что «Господь царствуяй веки, и навек и еще» ( Исх. 15:18 О») 1043 . Оба имеют в виду, что вечность Божия включает любой мыслимый интервал, со всех сторон окруженный всеобъемлющей бесконечностью 1044 , и что Божия неограниченная сила содержит все века и все, что в них происходит 1045 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Наглое нечестие страстей не оставлено без мщения Божия. – В одну ночь Болеслав внезапно умер; поднялся мятеж в земле ляхов; народ взволнованный перебил епископов и бояр своих. – Во время мятежа погибла и нечестивая полька. Это случилось в 1027 г. 834 Не один год томила блаженного неистовая женщина. 835 Нескольким годам надобно было пройти, прежде чем страдалец мог оправиться в здоровье, чтобы идти в Киев 836 ; всего вероятнее, что Моисей возвратился из Польши в 1031 г. в числе прочих пленников, когда Ярослав возвратил России города червонной Руси. Свободный и несколько оправившийся пришел он в пещеру к преп. Антонию. 837 Здесь провел он десять лет в посте и молитвах, но постоянно полубольной. За великую победу над нечистою страстью Господь дал ему власть врачевать эту страсть и в других. Один брат, боримый плотию, пришел к преподобному и молил его помочь ему в беде. Обещаюсь, говорил брат, выполнить все, что велишь ты. Во всю жизнь не говори ни с одною женщиною, сказал преподобный. Брат обещался. Тогда Моисей коснулся тела брата своим посохом, без которого не мог ходить от прежних мук; нечистая страсть утихла, и брат освободился от искушений ее. Преподобный, предузнав близкую свою кончину, причастился св. тайн и мирно почил 26 июля при жизни пр. Антония, вероятно в 1043 г. Мощи пр. Моисея почивают в пещере Антониевой. – Молись погребенному здесь Моисею, сказал небесный голос страдавшему от нечистой страсти Иоанну. И сам Иоанн нетленною костью пр. Моисея утишил беснование той же страсти в бедном брате. Так тот, кто столько страдал для чистоты телесной, и по смерти своей – лучший врач против волнений нечистой плоти. 838 «Другого тя Иосифа, великий чистоты и целомудрия рачителю, всечестне и равноангельне Моисее, восхваляюще грешнии, молимтися прилежно, моли Христа Бога, яко да исцелит наша страсти и подаст велию милость». Праведный Николай Качанов, юродивый для Христа «Иные изумляются богатству, говорит древний сочинитель похвалы блаж. Николаю, 839 другие хвалят славу и власть; третьим нравится вкусная пища. Но стоит ли все это удивления? Все это – не вечно, исчезает вместе с здешней жизнью, – а иным и в этой жизни не послужило на пользу. Во всяком же случае не остались с ними навсегда ни богатство, ни слава, ни вкусная пища, ни удовольствия, – все являлось на время и как сон прошло и минуло владельцев своих. Только добродетель бессмертна, вечна и блаженна; потому она и достойна удивления и хвалы. Сколько было людей богатых и сильных! И где они? Слава святых – неугасима. Таков блаж. Николай–Качанов, юродивый для Христа» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010