Contra Judæos, gentiles et hæreticos, 48, 1075–80. De fide et lege nuturæ et S. Spiritu, 1081–8. De siccitate, 61, 723–26. De fato, 62, 719–22. De non contemnenda Dei dementia, 64, 17–8. SYNESIUS. De Providentia, 66, 1209–82. MACARIUS MAGNES. Fg., 10, 1345–1406. SEVERIANUS. De pythonibus et maleficis, 65, 27–8. CYRILLUS ALEXANDRINUS. In Julianum, 76, 503–1064. EUSEBIUS ALEX. De astronomis, 86, 1, 451–62. THEODORETUS. Græcarum affectionum curatio, 83,783–1152. De Providentia orationes 1–10, 555–774. PSEUDO-JUSTINUS. Quæstiones græcæ ad Christianos. 6, 1463–90. Quæstiones christianæ ad Græcos, 1401–64. Confutatio quorumdam Atristotelis dogmatum, 1491–1564. Quæstiones et responsiones ad orthodoxos, 1249–1400. ÆNEAS GAZÆUS. Theophrastus. Dialogus de immortalitate animæ, 85, 871–1004. ZACHARIAS MITYLENÆUS. De mundi opificio contra Philosophos, 85, 1011–44. MAXIMUS ( Gregorius Thaumaturgus), De anima, 10, 1137–46 et 91, 353–62. JOANNES DAMASCENUS. De draconibus et strygibus, 94, 1599–1604. THEODORUS ABUCARA. Demonstratio ex ratione Deum esse, 97, 1491–1504. Quæstio ab infideli de existentia Dei, 1539–42. De humilitate prædicationis. 1547–52. LEO IMPERATOR. Apologia, , 107, 659–62. De tempore an sit in tempore, 1585–6. MICHAEL PSELLUS. De anima, 122, 1029–76; , 1075–6. THEODORUS PRODROMUS. In eos qui ob paupertatem Providentiæ conviciantur, 133, 1291–1302. Invectiva in Pauperies sophiam nacta est, 1313–28. Iambi contra mdignabundos in Providentiam, , 1333–40. NICEPHORUS CHUMNUS (Nathanael). Adversus Plotinum de anima, 140, 1403–38. THEOPHANES CERAMEUS. De siccitate, 132, 1069–78. B) ADVERSUS JUDÆOS BARNABAS. Epistola, 2, 727–82. JUSTINUS. Disputatio cum Tryphone judæo, 6, 471–800. ARISTO PELLÆUS. Ex disputatione Jasonis et Papisci, fg., 5, 1277–86. HIPPOLYTUS. Demonstratio adversus Judæos, 10, 787–94. ATHANASIUS. De sabbato et circumcisione, 28, 133–42. De semente [et sabbato], 28, 143–68. GREGORIUS NYSSENUS. Delecta testimonia adversus Judæos, 46, 103–234. JOANNES CHRYSOSTOMUS. Contra Judæos et gentiles quod Christus sit Deus, 48, 813–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В октябре 1075 г. архиепископ Майнца вновь созвал своих священников, но уже в присутствии папских легатов – результат был тот же! В Пассау история повторилась, и епископ города едва не стал жертвой собственных клириков, если бы не помощь местного графа. Конечно же, Григорий VII был вне себя от ярости, но ничего поделать не мог. Поэтому он решил действовать осторожнее, натравливая мирян на женатых священников и взывая к их благочестию. А также решительно меняя конфигурацию на политической арене 139 . Разумеется, с норманнами он кое-как помирился – для них самих союз с папой был органичен и естественен; других союзников они едва ли могли где-то приобрести. Но тут же создал новый конфликт, стоивший в итоге его главным участникам жизни. Начался он, как и следовало предполагать, по поводу инвеституры и захватил собой многих важных лиц. В феврале 1075 г., рассмотрев жалобу клириков Бамбергской епископии в отношении своего архиерея Германа, папа инициировал на Римском Соборе лишение того священнического сана за симонию. Наверное, приговор был справедлив. Но это была далеко не рядовая епископия, и решение вопроса без участия короля стало первой ласточкой грядущего спора о власти между ним и папой 140 . Сам же конфликт проявился еще в 1072 г., когда император Генрих IV самостоятельно определил фигуру архиепископа Милана. Несмотря на свою молодость, король (но еще не император, поскольку не был еще венчан папой императорской короной) являл собой решительную и страстную натуру, имевшую высокое мнение о собственном статусе. Еще мальчишкой он был глубоко возмущен нововведениями пап Николая II и Льва IX, согласно которым Западный император фактически отстранялся от выборов Римского епископа. И, став совершеннолетним, открыто воспротивился такому порядку вещей, «в пику» папе Александру II назначив архиереем Милана своего кандидата при уже выбранном архиепископе. И уже в тот момент времени столкнулся с фигурой Гильдебранда, даже не думавшего о том, чтобы подчиниться воле короля. Напротив, тот начал пенять в письмах королю на его дурные поступки, на что Генрих IV, не без сарказма и издевки, отвечал папе, будто все его шалости – суть следствие юного возраста и дурного окружения. И просил Гильдебранда приложить еще больше усилий для обеспечения благочестия в обществе 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как и большинство императоров его эпохи, Н. В. занимался меценатством. На его средства был перестроен к-польский Перивлепты монастырь . Его поддержкой пользовался служивший при дворе историк Михаил Атталиат, к-рый посвятил Н. В. сочинение. Известен также парадный манускрипт, сборник проповедей свт. Иоанна Златоуста, созданный ок. 1079 г. по заказу Н. В. (Paris. Coislin. 79). В рукописи сохранились 3 миниатюры, на которых Н. В. и Мария Аланская изображены вместе с Иоанном Златоустом и арх. Михаилом в окружении придворных. На миниатюрах Н. В. явно младше того возраста, в котором находился на момент их создания. По мнению И. Спатаракиса, надпись с именем Н. В. была добавлена позднее, а первоначально рукопись посвящалась имп. Михаилу VII ( Spatharakis I. The Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts. Leiden, 1976. Fig. 69). Попыток отвоевать М. Азию у сельджуков Н. В. не предпринимал. В нач. 1081 г. сельджуки захватили Кизик на юж. берегу Мраморного м. (ныне Бандырма, Турция), что создавало реальную угрозу морского нападения на К-поль. Н. В. начал организацию экспедиции против сельджуков и назначил командующим армии Алексея Комнина. В февр. 1081 г. по мере сосредоточения войск для этой экспедиции в окрестностях К-поля многие из военачальников выражали недоверие Н. В. и недовольство его вялым правлением (кесарь Иоанн Дука, Георгий Палеолог, Григорий Пакуриан , Умбертопул). В этих условиях был составлен план нового переворота; глава клана Дук кесарь Иоанн тайно предложил Алексею Комнину стать императором. Алексей вместе с братом Исааком спешно выехал из К-поля и 14 февр. был провозглашен императором в крепости Цурул (ныне Чорлу, Турция). Сопротивляться этим действиям Н. В. был не в силах. 1 апр. 1081 г. войско во главе с Алексеем вошло в К-поль. 4 апр. Н. В. отрекся от престола и принял постриг в мон-ре Богородицы Перивлепты. Спустя полгода он умер в этом мон-ре. Ист.: Scyl. Contin.; Mich. Attal. Hist.; Niceph. Bryen. Hist. (рус. пер.: Никифор Вриенний. Исторические записки.

http://pravenc.ru/text/2565522.html

Без помощи братьев киевский князь в 1069-1071 гг. вел безуспешную войну за Полоцк, в ходе к-рой погиб его старший сын Мстислав. Кризис сеньората И. Я. проявился также во внешнеполитической сфере. Стремясь нейтрализовать польск. союзника киевского князя, Святослав ок. 1070 г. сблизился с маркграфом Майсенской марки Экбертом II, а И. Я. с целью заручиться поддержкой восточносаксон. знати женил ок. 1071/72 г. сына Ярополка на падчерице маркграфа саксон. Восточной марки Деди. Вероятно, к 1069/70 г., а не к 1060 г., как считалось ранее (А. Поппе), относится выход владений Святослава и Всеволода из церковной юрисдикции Киева по причине учреждения в Чернигове и Переяславле Русском (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина) самостоятельных митрополий. Согласно др. гипотезе (К. Цукерман), митрополия в Чернигове была открыта ок. 1069 г., а в Переяславле - в 1073 г. или чуть позднее. Однако и в этом случае разделение единой Русской митрополии оказывается связано с конфликтом между И. Я. и его братьями. Итогом все возраставшей напряженности в отношениях между Ярославичами стало вторичное изгнание И. Я. из Киева - на этот раз младшими братьями весной 1073 г., в результате которого киевским столом овладел Святослав. И. Я. снова искал поддержки в Польше, но неудачно. Вовлеченный в конфликт с Чехией, Болеслав II ограничился сожжением Берестья (ныне Брест, Белоруссия) в 1074 г., а весной следующего года заключил союз со Святославом. В нач. 1075 г. И. Я. оказался при дворе герм. кор. Генриха IV, к-рый, будучи занят подавлением саксон. восстания, реальную помощь изгнаннику оказать не мог, а поручил его опеке маркграфа Деди. Весной 1075 г. И. Я. отправил сына Ярополка с посольством к папе Григорию VII, которому Ярополк предложил признать Русь «леном св. Петра», т. е. вывести ее из подчинения К-польскому Патриарху. Папа дал согласие, о чем и уведомил И. Я. письмом. Ярополк уверял Григория VII, что его отец задним числом непременно одобрит этот шаг. Ясно, что Ярополк Изяславич не мог действовать без санкции отца, и потому самоустранение И.

http://pravenc.ru/text/293926.html

По типологии он близок к вестверкам немецких храмов каролингской и оттоновской эпох и их франц. аналогам (франц. tour-porche, galilée) романского времени (напр., в ц. Сен-Бенуа-сюр-Луар близ Орлеана; ок. 1020 - ок. 1035). Близкими в плане были и первые крупные романские сооружения Кастилии (оба в пров. Бургос) - соборы мон-рей Сан-Педро-де-Арланса (1080 - ок. 1100; сохр. руины) и Санто-Доминго-де-Силос (до 1088 - нач. XII в.; не сохр.). Первый храм имел квадратную пристройку с запада, вероятно имевшую, подобно Пантеону королей в Леоне, погребальный характер. Отличительной чертой 2-го храма было наличие большого трансепта и 5 апсид; от храма уцелел лишь 2-ярусный клуатр со скульптурным убранством. Тип 3-нефного 3-апсидного храма со слабо выраженным трансептом был распространен и в XII в. Среди ярких кастильских образцов следует упомянуть ц. Сан-Мильян в Сеговии (1111-1124) с кубической башней над средокрестием и коллегиальную церковь в Сантильяна-дель-Мар (пров. Кантабрия, кон. XII - нач. XIII в.), отличающуюся сложной профилировкой порталов и обрамлений окон. Центральный неф собора в Сантьяго-де-Компостела. 1075 — до 1168 г. Строители многих из упомянутых выше построек либо ориентировались на формы, либо были непосредственно связаны с возведением крупнейшего романского сооружения И.- собора в Сантьяго-де-Компостела, работы над к-рым растянулись более чем на столетие. Строительство нынешнего храма над главной святыней И. и 3-й по значимости святыней христианского мира после Иерусалима и Рима - могилой ап. Иакова Старшего - началось в 1075 г. В 1122 г. были окончены работы в хоре и трансепте (освящены в 1128). К 1140 г. было построено уже 6 травей нефа, в 1168-1188 гг. сооружен 3-частный западный портал (т. н. портал Славы). В 1211 г. состоялось освящение храма. Собор почти полностью сохранил интерьер, но наружные формы - лишь отчасти: утрачены весь зап. фасад (но не портал Славы), башни, перестроены апсиды и др. части собора. Храм является произведением франц. романского стиля, хотя в его строительстве принимали участие и местные мастера.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Аббатство Монтекассино. Ок. 1075 г. Реконструкция К. Конанта Аббатство Монтекассино. Ок. 1075 г. Реконструкция К. Конанта В 530 г. св. Венедикт основал на горе Монте-Кассино близ Неаполя мон-рь, в уставе к-рого были закреплены принципы послушания, смирения, постоянства места монашеского служения (stabilitas loci) и «закрытости монастыря» (claustra monasterii). Монахи рассматривались как «воины Господа», сражающиеся в «братском строю» по уставу и под водительством аббата - наставника в «школе служения Господу», мастера в «мастерской добрых дел». С тем, чтобы исключить всякое проявление индивидуальной воли, в уставе последовательно проводилась идея общежитийности (vita communis, киновия): монахи спят, питаются, молятся и работают вместе. Наряду с молитвой важным занятием братии должен был стать физический труд (принцип ora et labora - молись и трудись). Однако от монахов не требовалось измождения плоти ни трудом, ни постами, святой призывал во всем придерживаться умеренности. Успех бенедиктинского устава в раннесредневек. Зап. Европе объясняется в историографии 2-й пол. XX в. (К. Халлингер, А. де Вогюэ, Й. Воллаш) не столько его достоинствами, сколько репутацией самого св. Венедикта как «римского» аббата, вслед. этого угодного ап. Петру. Впервые эта т. зр. встречается в нач. VII в. в письме Венеранда, аббата Альтарипы (совр. Юж. Франция) и распространяется благодаря житию святого, написанному папой свт. Григорием I Великим . Если судьба Б. в Италии после разрушения Монте-Кассино (577) и до 1-й четв. VIII в. остается в тени, то во Франкском королевстве бенедиктинский устав фиксируется предположительно с нач. VII в., прежде всего в обителях, связанных с мон-рем Люксёй (Бургундия), основанным ирландцем св. Колумбаном . В наст. время в противоположность прежней концепции распространения бенедиктинского устава из Англии, куда его якобы доставил свт. Августин Кентерберийский († ок. 605), доказано, что устав появился там не ранее 2-й пол. VII в. благодаря паломникам, посещавшим Рим ( Вильфрид , еп.

http://pravenc.ru/text/78066.html

Список новых книг и брошюр, поступивших для отзыва в редакцию «Миссионерского Обозрения». Стр. 1053. Хроника. Из мира инославия и из жизни заграничного сектантства. Новое доказательство подлинности священного Писания.– Американская колония мудрецов.– Боги Японии.– Фанатическая секта на острове.– Образцовый человек.– Новый поход духоборов. Стр. 1054–1065. С. Вердеревская. Американская авантюра штундиста Колесникова. Стр. 1065–1066. Миссионерство, секты и раскол. Скопический процесс.– Суд и раскольники.– Раскольники вопрос в заседании учёного общества.– Костромской раскол. Стр. 1067–1074. Э. Я. Корреспонденция «Миссионерского обозрения», известия и заметки. Из Макарьевского уезда, Костромской губ. (Крах «Митрофановой веры»). Стр. 1075–1076. Э. Я. Из Новочеркасска. (Миссионерская экскурсия воспитанников Донской духовной семинарии). Стр. 1076–1077. N. Из Оренбурга. (Архиерейсков освящение раскольничьей часовни). Стр. 1077–1078. Н. Гринякин. Двухсотлетие со дня перенесения мощей св. праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, из мест их обретения – села Меркушина в г. Верхотурье. Стр. 1078–1080. Свящ. Иаков Шестаков. Дело о раскольничьем браке. Стр. 1080–1081. Письмо в редакцию. Стр. 1081–1082. Мисс. Могилевск. епарх., свящ. Алексий Елеонский. Пожертвования на нужды военного времени, поступившие в редакцию “Миссионерского Обозрения”. Стр. 1082. Из литературы и жизни. (Впечатления миссионера). Об условиях, обязательных для литературно-миссионерской полемики. (По поводу ответа г. Сопоцько: «Мисс. Обозр.» 13). Стр. 1083–1088. Д. Боголюбов. Отклики. Воспитание и гигиена характера с христианской точки зрения. Стр. 1089–1101. Доктор мед. Н. Плясковский. По поводу войны. (Больные места нашей общественной жизни. Патриотизм и еретичество). Стр. 1101–1104. С. Глебов. Письма с Дальнего Востока. (От собственного корреспондента). Стр. 1104–1110. М. Аркадьев. Со скрижалей сердца. Два слова по поводу Высочайшей отмена телесных наказаний и Синодального призыва духовенства к заботам о призрении сирот погибших на войне защитников Отечества. Поправка к статье «Нового Времени» раскольников. Стр. 1111–1119. В. Скворцов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другая исторически известная сербская территория в древних документах именуется королевством Зета, или по-другому, Диоклея. В наши дни эта местность называется Черногорией. Она была христианизирована трудами Диррахийской митрополии, являвшейся в то время каноническим православным центром для приморского региона. В XI в. сербские князья Зеты - Стефан Воислав (1042-1052), Михаил (1052-1081) и Константин Бодин (1081-1091) восстали против византийского правления (как церковного, так и гражданского) и подчинили свою страну юрисдикции латинской архиепископии Бара (Антибари). Это было связано с мощным папским влиянием, проникавшим на Балканы после папских реформ Григория VII (Гильдебранда). Хорватский правитель Димитрий Звонимир и сербский князь Михаил были коронованы как короли папскими легатами (в 1075 и 1077 гг.). Но вскоре византийская власть на сербской территории была восстановлена великим императором Алексием Комненом. Сербы пока остались в Империи. Но хорваты с тех пор вошли в орбиту западного христианства. В 1102 г. хорватская корона была приобретена венгерским королем и хорватские территории включены в венгерское королевство. Другая попытка сербов обрести политическую независимость была предпринята в Рашке. Это сербское государство управлялось полунезависимыми правителями, называвшимися жупанами и земскими жупанами. Воспользовавшись новой антивизантийской политикой Венгрии, великий жупан Рашки Стефан Неманя попытался расширить свои владения на юг. Он включил Зету в свое государство и в 1172 г. восстал против Византии. В том же году он был наголову разбит. Ему пришлось явиться к Мануилу Комнену (как и правителю Антиохии Рейнальду Шатильонскому) босиком, простоволосому, с веревкой на шее и с мечом в левой руке: он отдал меч императору и пал перед ним на землю. Мануил великодушно простил его и восстановил в правлении на правах своего вассала. В 1190 г. Стефан Неманя, воспользовавшись Третьим Крестовым походом Фридриха Барбароссы (1189 г.), вновь восстал против Исаака Ангела и вновь был разбит. Однако, несмотря на свою победу, Византии пришлось признать независимость сербов. Между двумя сторонами был подписан договор, по условиям которого сын Стефана Немани Стефан (будущий Первовенчанный) женился на племяннице императора Исаака Ангела и получил высокий византийский придворный титул севастократора.

http://sedmitza.ru/lib/text/434811/

1075 О супруге Льва Феофано продолжатель Георгия Амартола говорит под 894-м годом: «Скончалась Феофано августа, царствовавшая 12-ть лет, которую не по многих днях явил Бог чудотворицею (ν о μετ πολλς μρας νδειξεν Θες θαυματοργον), – Амартол по изд. Муральта р. 776 нач. – Причислены к лику святых импер. Юстиниан и его супруга Феодора (по словам Никифора Каллиста, – Hist. Eccles. lib. XVII, cap. 31, в первой половине XII века; память обоих вместе 14-го Ноября, а в некоторых святцах еще 2-го Августа). Но, приравнивая их к лику западных «блаженных», можно распространять на них и существующее в западной церкви положение относительно почитания сих последних, именно – что beatorum cultus fidelibus permittitur (тогда как святых – canonizatorum praecipitur). 1077 А если Созомен , писавший после Златоустого, говорит, что епископии имеют свои праздники мучеников и свои памяти иереев (иерархов), Церк. Ист. кн. V, гл. 3: то можно понимать его так, что своим мученикам и иерархам еще продолжали праздновать с большою торжественностью, чем чужим. 1078 Новелла из Ius Graeco-Romanum Цахарие, III, 184, и в Патрологии Миня, t. 107, col. 600; с Русским переводом в моей Истории Русской церкви, I, 2:428. 1079 Есть слово импер. Льва. Κυριακ μετ τν Πεντηκοστν, ες τος πανταχο γους πντας, т. е. в неделю по Пятидесятнице, в честь всех святых – в Патрол. Миня t. 107, col. 172. Но слово не в похвалу всех святых всех их чинов, а в похвалу всех мучеников, как это видно, помимо его содержания, и из самого его заглавия, в котором после приведенных слов читается: τε τν λστορα το γνους οκεοις θλοις κατβαλον κα πανκσμιος κκλησα τος τιμ, т. е. когда своими подвигами (подразумевается: мученическими) низвергли врага (человеческого) рода, и всемирная церковь сих чтит. 1081 В прологе импер. Василия, содержащем жития святых всех классов всей Греческой церкви, положены памяти святых на все дни года. Но мы имеем свидетельство из конца XI – начала XII века, что и тогда еще были дни без памятей святых. У хартофилакса Константинопольской патриархии Петра, жившего при импер. Алексее Комнине (1081–1118) и написавшего ответы неизвестно на чьи вопросы, между прочим читается: «Вопрос: Подобает ли совершать литургию с одной просфорой? Ответ: если нет памяти святого или (поминовения) мертвого, то не существует никакого препятствия», – у Ралли и II. V, 369.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Совершенно иное толкование этого места «Алексиады» предложила недавно Е. Врануси ( Βρανοση, Κομισκρτης...), считающая, что «комискорт» в данном случае не личное имя, а «комит палатки», εξ ρβνων ορμμενος, – не албанец, а «происходящий из области Арванон» (вблизи Диррахия). 476 Dölger, Regesten..., 1075 (1081 г., после 18 октября). 477 Согласно Вильгельму Апулийскому (Guil. Ар., IV, 439–443) и Малатерре (Malat, III, 27), Роберт разбил лагерь у р. Девол. 478 Анна упоминала лишь о венецианцах – жителях Диррахия (IV, 8, стр. 156). 479 Автор «Барийской хроники» указывает дату 8 февраля 1082 г. (Anon. Bar. Chron., s. а. 1082). Луп Протоспафарий (Lup. Protosp. s. a., 1082) говорит о январе. Вильгельм Апулийский (Guil. Ар., IV, 449 sq.) и Малатерра (Malat., III, 27) сообщают, что город предал норманнам знатный венецианец по имени Доменико, которому Роберт обещал отдать в жены свою племянницу. 480 Точное местоположение г. Девол неизвестно (см. Ζακυθηνο, Μελται..., σελ. 222–223; литературу вопроса см. Βρανοση, рец. на «Mathieu, Guillaume de Pouille...», σελ. 328). 481 Атталиат много раз с восторгом говорит о необыкновенной щедрости Вотаниата. Другие греческие историки, так же как и Анна, порицают Вотаниата за неразумную трату средств (см.: Nic. Br., IV, 1; Anon. Syn. Chron., pp. 171–173). 482 Византийская кормчая книга («Номоканон») в числе некоторых других случаев предусматривает возможность использования церковной утвари для выкупа пленных христиан (см. Leib, Alexiade, II, р. 10). 483 См. Grumel, Les Regestes..., 921 (конец 1081 г.). 484 Все духовенство ( το της εκκλησας απαν πλρωσα), – по-видимому, клир храма св. Софии. 485 Имеются в виду ворота церкви богоматери в Халкопратиях (Janin, La géographie..., р. 246 sq.). Об этом эпизоде сохранился рассказ Никиты Хониата (см. Müller, Fragment inédit..., р. 36). К рассказу Анны свидетельство Никиты Хониата добавляет лишь две детали: Халкопратийский храм был не первой церковью, на сокровища которой посягнул Алексей; двери этой церкви были обиты серебром с вычеканенным изображением двенадцати праздников господних.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010