Валентина, собор прославился строгостью церковных служб. Владения А. с. В духовных грамотах вел. князей московских XIV в. сведений о земельных пожалованиях А. с. нет. Поскольку поминальные вклады первых вел. князей московских делались вещами и деньгами, есть основание предположить, что земельными владениями до XV в. А. с. не обладал. Возможно, самое раннее земельное пожалование А. с. (села в Московском у.) отражено в завещании кнг. Елены Ольгердовны, вдовы серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича, составленном ок. 1433 г. (Там же. С. 72). В 1-й пол. 40-х гг. XV в. кн. Дмитрий Юрьевич Шемяка пожаловал собору в качестве поминального вклада по душам своих ближайших родственников с. Клемятино с деревнями в Боровском у. Много земель было вложено в собор царем Иоанном IV: в 1564 г. после смерти брата Юрия царь пожаловал с. Андроновское в Лисине стане Калужского у., в 1582 г., после убийства сына Иоанна Иоанновича, царь передал в качестве поминального вклада самое большое из известных пожалований собору - с. Завидово с 65 деревнями, 17 пустошами и 2 займищами в Клинском у. (в 1599-1615 селом и деревнями временно владел архиеп. Арсений), вкладом Иоанна IV по душе убитого царевича являлись также земельные владения А. с. в Юрьев-Польском у., состоявшие из с. Фролищи, 21 деревни, 1 селища и 6 пустошей. По жалованной грамоте 1585 г. царя Феодора Иоанновича подмосковное с. Святые Отцы (Всехсвятское), 2 деревни и 7 пустошей переданы собору за поминание его отца царя Иоанна Васильевича (в 1599-1615 селом временно владел архиеп. Арсений). Последние пожалования земель (с. Ильинское с 24 деревнями и 135 пустошами в Кашинском у.) были получены собором в 1645 г. от царя Алексея Михайловича как поминальный вклад по царю Михаилу Феодоровичу. К сер. XVII в. обширные земельные владения А. с. находились в Боровском, Калужском, Кашинском, Клинском, Московском, Рузском и Юрьев-Польском уездах и являлись великокняжескими и царскими пожалованиями, а также вкладами удельных князей за поминание самих вкладчиков и их ближайших родственников. В XV - нач. XVII в. собор был освобожден от большинства налогов, протопоп с братией пользовались исключительно широким объемом податных льгот, к-рый может быть сравним только с привилегиями Троице-Сергиева мон-ря. Судебный иммунитет ограничивался изъятием из вотчинной юрисдикции дел о душегубстве, иногда о разбое и татьбе с поличным. Право собора на земельные владения было подтверждено жалованной грамотой императрицы Анны Иоанновны от 5 февр. 1737 г. В 1763-1764 гг. А. с. лишился своих вотчин, перешедших в ведение Коллегии экономии, к-рая на содержание 3 кремлевских соборов выплачивала 5868 р. (см. Секуляризация церковных имуществ ).

http://pravenc.ru/text/76446.html

Богоявленский (муж., в с. Худынском (ныне Лухского р-на), основан на рубеже XIV и XV вв., упразднен в 1-й пол. XVIII в.), Преображенский (муж., в Кинешме, основан ранее 1452, упразднен в 1764), Богоявленский (муж., в Юрьевце, упом. в 1584, упразднен в 1719), Воскресенский Пушавский (муж., в Пучеже, основан в кон. XVI в., упразднен в 1764), Вознесенский (жен., в Кинешме, основан в 1609, упразднен в 1764, с 1869 община, с 1896 мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.), Преображенский (жен., в Юрьевце, упом. в 1627, упразднен в нач. XVIII в.), Троицкая Кривоезерская пуст. (муж., на левом берегу Волги, напротив Юрьевца, основана в 1634-1641, закрыта в 20-х гг. ХХ в., в сер. 50-х гг. ХХ в. попала в зону затопления), Тихвинская Мячева пуст. (муж., находилась в с. Мячево Юрьевецкого у., основана в 1-й пол. XVII в., упразднена в 1764), Соловецкий Воскресенский (Ломова пуст.) (муж., в Юрьевце, основан в 1653, упразднен в 1686), Рождественская пуст. (муж., на р. Нодоге, в дер. Пустынь (ныне не существует, на территории совр. Кинешемского р-на), упом. в 1682, упразднена в 1764, в 1796 приписана к Макариево-Решемскому мон-рю в качестве скита, закрыта в 20-х гг. XX в.), в честь Рождества Христова (жен., в с. Решма (ныне Кинешемского р-на), упом. в 1741, упразднен ок. 50-х гг. XVIII в.), Болдырева пуст. (муж., находилась близ с. Болдырева Пустынь Юрьевецкого у., упразднена в 1764), Успенский (жен., в Кинешме, основан как община в 1868, преобразован в мон-рь в 1896, закрыт в 1924). Арх.: ГАИО. Ф. Р-2953. Ист.: Альтовский И. П., свящ. Освящение правого придела при кинешемском Успенском (летнем) соборе//Костромские ЕВ. 1900. 19. Ч. неофиц. С. 533-541; Монастырь под дом заключения//Приволжская правда. 1923. 14 марта; Нет больше села Подмонастырного//Там же. 1930. 25 марта; Чернецов Г. Г., Чернецов Н. Г. Путешествие по Волге. М., 1970. С. 44-59; РПЦ в XX в. на Ивановской земле: Сб. док-тов и мат-лов. Иваново, 2010. С. 40-41, 44, 63, 64, 79-84, 101-102, 127-128, 141-144. Лит.: Альтовский И. П., свящ.

http://pravenc.ru/text/1684650.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Топорков (Вощечников); † после 1547), мон., младший брат Вассиана (Топоркова) , племянник, ученик и 1-й биограф прп. Иосифа Волоцкого, писатель, книгописец. Из дворянского рода крупных вотчинников, род известен связями с митрополичьим домом с сер. XV в. ( Веселовский С. Б. Топонимика на службе у истории//ИЗ. 1945. Т. 17. С. 40-41). В записи на книге, вложенной Д. в Савватиев тверской Знаменский мон-рь, и в Кормовой книге Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря названы монашеские имена родителей Д.- Евфимий и Иулия. Д. был пострижен в монашество в Иосифовом Волоколамском мон-ре прп. Иосифом. Сведения об этом периоде жизни Д. содержатся в Кратком монастырском летописце, созданном в обители во 2-й пол. 20-х гг. XVI в., и в Житии прп. Иосифа (в редакции Крутицкого еп. Саввы (Чёрного) ). Оба источника сообщают об участии Д. и его брата Вассиана в кон. 1485 г. в росписи монастырского Успенского собора, осуществлявшейся под рук. Дионисия иконника. Нек-рые исследователи полагают, что Д. и его брат Вассиан, живя в Иосифовом Волоколамском мон-ре, учились у Дионисия иконописному мастерству. В рассказе о росписи Успенского собора в Волоколамском патерике, составленном Д., братья Топорковы не упомянуты (Древнерус. патерики. С. 323). В кон. XV - нач. XVI в. Д. в Волоколамской обители трудился над перепиской книг. В монастырских описях 1545, 1573 и 1591 гг. содержатся многочисленные упоминания о книгах (ок. 10), переписанных Д. (Псалтири, Октоих и Ирмологий, Лествица, к-рая «писана с святогорской», и др.). По-видимому, ранее 1515 г. Д. перешел в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . В сент. этого года Д. вместе с братом присутствовал на похоронах прп. Иосифа. Д. распорядился о распределении части книг, принадлежавших прп. Иосифу (см., напр.: ГИМ. Епарх. 357. Л. I). В 1516-1522 гг., как установил Б. М. Клосс , подтвердивший гипотезу А. Д. Седельникова, в стенах Иосифова Волоколамского мон-ря был создан Русский Хронограф 1512 г. (редакция из 208 глав; в извлечениях и переработке сочинение сохранилось в списке 20-х гг. XVI в.- РГБ. Ф. 113. Волок. 583), главная роль в этой работе принадлежала, по-видимому, Д. В выходной записи на начальных листах одного из древнейших списков (ГИМ. Увар. 356, 1538 г.) обозначено, что рукопись создана «замышлением и повелением... старца Досифея». В переписке Хронографа 1512 г. участвовали и др. монахи Волоколамского мон-ря (напр., Нил (Полев) и Фотий были писцами части кодекса РГБ. Ф. 113. Волок. 650). С деятельностью по составлению Русского Хронографа следует связывать упоминаемые в описи книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г. списки Хронографа 1512 г. («Бытие в десть») и Хронику Георгия Амартола («Криница») «перевода» Д. (т. е., по-видимому, им отредактированные).

http://pravenc.ru/text/180347.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КРУГ ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРНЫЙ» («Великий миротворный круг»), древнерусский календарно-хронологический сб. энциклопедического характера. В Предисловии к сборнику (по А. А. Романовой, в Послесловии) указано, что его составителем был Агафон , священник придельной ц. святых Гурия, Самона и Авива новгородского Софийского собора. Создание «К. в. м.» относится к рубежу 30-х и 40-х гг. XVI в. Сборник содержит: календарные таблицы, относящиеся к пасхальным расчетам; богословско-полемические статьи преимущественно кон. XV - нач. XVI в., связанные с эсхатологическими ожиданиями ок. 1491/92 (7000) г. и с составлением новой пасхалии. Календарная часть «К. в. м.» охватывает 8 тыс. лет. «Великим миротворным кругом» свящ. Агафон называет только таблицы; название связано с установленным для расчета дней празднования Пасхи 532-летним циклом Великого индиктиона, иначе - миротворного круга (относящегося к сотворению мира). В сборнике представлена таблица с циклом в 15 Великих индиктионов (7980 лет, до 2472 г. по Р. Х.), по прошествии к-рого совпадают начала круга Солнца (28 лет), круга Луны (19 лет) и круга индиктиона (15 лет). Текстовая часть является дополнением к таблицам. Изначально в нее входили Предисловие свящ. Агафона, «Изложение пасхалии» митр. Зосимы , «Начало пасхалии» Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова) , 3 сказания «О скончании седьмой тысящи» прп. Иосифа Волоцкого , анонимные статьи «Исправление круга святыя Пасхи», «Вопрос, како тридневно воскрес Господь», «Собор Вселенский первый», хронологический трактат «Сказание известно, како считати пасхалия наусть». В одну из редакций «К. в. м.» включено Послание Д. М. Траханиота к Новгородскому архиеп. Геннадию. В сер. XVI в. в рус. книжности господствовала тенденция к объединению сочинений в комплексы. Большинство статей и таблиц, вошедших в «К. в. м.», были известны и ранее. Появление сборника обусловлено накопившимися к тому времени достижениями в области хронологии. Интерес к календарной проблематике в кон. XV в. был связан с ожиданием Второго пришествия в 7000 г. от сотворения мира и с завершением пасхалии. Несостоявшийся конец мироздания послужил причиной активизации пропаганды еретиков жидовствующих , многие из указанных сочинений стали ответом на нее. Со временем состав «К. в. м.» незначительно менялся за счет изменения количества статей или самостоятельного функционирования частей сборника: табличной, использовавшейся в практических целях, или текстовой - четьей.

http://pravenc.ru/text/2462049.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых), основатель Антониевой Черноезерской в честь Рождества Богородицы пуст . Предположительно в XVI в. А. Ч. пришел на берег одного из Чёрных озер (в 40 верстах к северо-востоку от г. Череповца) и построил там храм. Святой скончался в своей пуст., его мощи находились под спудом за правым клиросом деревянной ц. в честь Рождества Богородицы, построенной в 1839 г. на месте древней часовни над гробом преподобного (сохранился фундамент церкви). День памяти А. Ч. 17 янв.- ради тезоименитства с прп. Антонием Великим . Время местной канонизации неизвестно, существование почитания подтверждено включением имени преподобного в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1831 г., тогда же была составлена служба Собору, в к-рой А. Ч. посвящен 4-й тропарь 7-й песни канона утрени. В 1841 г. имя преподобного было включено также в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского и Устюжского Иннокентия (Борисова) . В службе Собору Вологодских святых А. Ч. упоминается в славнике на Господи воззвах . В Воскресенском соборе Череповца сохранился образ А. Ч. 40-х гг. XIX в., на нем святой изображен на фоне леса и Чёрных озер в рост, со свитком в левой руке, правая рука благословляющая. В собрании Череповецкого музея находится образок (6 ´ 7 см) А. Ч. нач. XX в. Ист.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 453, 459. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Янв. Чернигов, 1861. С. 83-84; СИСПРЦ. С. 32; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 55; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1897. Вып. 5. Январь. С. 143-144; Зверинский. Т. 3. С. 16. 1375; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17; Голубинский. Канонизация святых. С. 156-157; ЖСв. Книга доп. 2-я: Январь-апрель. С. 147. Игум. Андроник (Трубачёв), М. Ю. Хрусталёв Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/116114.html

Обычно Е. облачена в длинный мафорий, покрывающий голову, в руке крест; обликом схожа с Евдокией, прмц. из Гелиополя,- идентификация возможна только при наличии надписей или указания дня памяти. Изображения Е. в визант. рукописных минологиях не сохранились - минеи на последний месяц года (авг.) редко иллюстрировались. Остаются неидентифицированными образы Евдокии в ряде памятников визант. монументальной живописи, напр. в ц. Св. Софии в Охриде, Македония (сер. XI в.); в мон-ре Хумор, Румыния (1535); в ц. Усекновения главы св. Иоанна Крестителя в Арборе, Румыния (1541). Образ Е. встречается в настенных минологиях в ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове, Болгария (1230), в церкви в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18), а также в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 123 об.). В древнерус. искусстве известны образы Е. в соборе Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.), в ц. Спаса Преображения на Нередице (1199); на иконе Дионисия в ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502). Предположение о том, что в древних росписях изображена прп. Евдокия, память к-рой была включена в рус. месяцесловы XI-XII вв., тогда как упоминание о Е. встречается с XIII в., остается недоказанным. В рус. иконописи нередко Е. присутствует в составе избранных святых. В XVII в. царем Алексеем Михайловичем при ц. вмц. Екатерины в Теремном дворце Московского Кремля был устроен придел во имя Е., небесной покровительницы его матери. Е. изображена: на дробнице 2-й пол. XVI-XVII в. на подвесной пелене к иконам «Богоматерь Донская» и «Господь Вседержитель на престоле» из Благовещенского собора Московского Кремля (80-90-е гг. XVIII в.); на иконах «Свт. Николай, с избранными святыми на полях» (ок. 1592, ТСЛ), «Избранные святые» (кон. XVI-XVII в., ГЭ), «Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие» (1820, АМИИ) мастера Ивана Богданова-Карбатовского (1762-1835), «Складень трехстворчатый» (1-я четв. XIX в., НТМЗГД), «Деисус с избранными святыми» (2-рядная икона, 1-я четв. XIX в., ЧОКГ); на полях икон «Иоанн Богослов в молчании» (кон. XVIII в., музей «Невьянская икона»), «Рождество Христово с преподобными Дием и Евдокией на полях» (кон. XIX в., Покровский старообрядческий храм на Рогожском кладбище в Москве) и др.

http://pravenc.ru/text/187077.html

кн. Михаила Черниговского и его боярина Феодора (20 сент.), прп. Сергия Радонежского (25 сент.), мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (14 апр.), преподобных Зосимы (17 апр.) и Савватия Соловецких (8 авг., 27 сент.), свт. Стефана Пермского (26 апр.), прп. Дионисия Глушицкого (1 июня), прп. Кирилла Белозерского (9 июня). Между сер. и 90-ми гг. XVI в. возникла (возможно, в связи с автокефалией Русской Церкви) «Минея новым чудотворцам» (старший список - Соловецкий, 1490), содержащая жития святых и службы по преимуществу рус. святым. Позднее под этим названием стал известен аналогичный сборник, возникший в связи с макариевскими Соборами 40-х гг. XVI в. В кон. XV - нач. XVI в. прп. Нилом Сорским было составлено 3 тематических сборника, включающие отредактированные жития из домакариевских Миней-Четьих, посвященные греч. святым - основоположникам разных традиций монашества. Эти сборники стали явлением переводной Ж. л. ( Леннгрен Т. П. Соборник Нила Сорского. М., 2000, 2002, 2004. Ч. 1-3). Успенский список Великих Миней-Четьих свт. Макария. Март (ГИМ. Син. 992 (II-789). Л. 7) Успенский список Великих Миней-Четьих свт. Макария. Март (ГИМ. Син. 992 (II-789). Л. 7) Значительно увеличилось число оригинальных рус. житий в составе Великих Миней-Четьих (ВМЧ). Процесс создания ВМЧ занял ок. 25 лет. Было сформировано 3 полных беловых комплекта, получившие название по месту их первоначального хранения. Софийский комплект (1529/30-1541) был создан при Новгородском архиепископском доме в бытность свт. Макария (впосл. митрополит Московский) Новгородским архиепископом. 8 сохранившихся томов (утрачены Минеи на дек., янв., март и апр.) в наст. время хранятся в Софийском собрании РНБ (7 томов - 1317-1323; Абрамович. Софийская б-ка. 1907. Вып. 2. С. 1-154) и в РГАДА (1 том - Ф. 201. 161). Успенский комплект, вложенный в 1552 г. в московский Успенский собор, сохранился полностью и сейчас находится в Синодальном собрании ГИМ 986-997). Там же хранится и 10 томов Царского списка ВМЧ 174-183), предназначавшегося для царя Иоанна IV Васильевича и законченного в 1554 г.

http://pravenc.ru/text/182317.html

XV в., СПГИАХМЗ). Композиция с XVI в. претерпела изменения в связи с увеличением числа фигур и совмещением неск. эпизодов. На иконе из митрополичьей мастерской 2-й пол. XVI в. (ГТГ) перед ангелом и гробом Господним с пеленами стоят 6 жен, а М. М. чуть в стороне смотрит на поднимающегося на гору Христа. Это соединение 2 эпизодов, при к-ром сохраняется связь М. М. и с группой жен-мироносиц, и с фигурой воскресшего Спасителя, восходит к элементу расширенного иконографического извода «Преображение Господне» - Христос представлен с апостолами, идущими в гору и спускающимися с нее. Похожая композиция, но с более развернутым чином жен-мироносиц - на храмовой иконе из ц. св. Жен-мироносиц в Пскове (XVI в., ПИАМ). В сцене «Явление Христа двум Мариям» размещение жен внутри композиции со временем меняется. На более ранних памятниках, как правило на рельефах, жены (с нимбами или без) в одинаковых позах стоят в полный рост (рельеф деревянных дверей ц. Санта-Сабина, Рим, IV в.) или на коленях (аворий из Бамберга), с одной стороны Христа либо по сторонам Христа - обе в земном поклоне (на миниатюре из Гомилий свт. Григория Назианзина - Paris. gr. 510. Fol. 74, 879-882 гг.- несимметрично относительно друг друга; на миниатюре из Моквского Евангелия - НЦРГ. Q 902. Fol. 101, 1300 г.- симметрично); их позы могут различаться (одна из жен припала к стопам, не поднимая головы, другая - в такой же позе проскинесиса обращена ко Христу - рельеф из слоновой кости, сер. X в., ГЭ). На фреске в соборе Мирожского мон-ря сохранена полная симметрия в построении композиции; жены без нимбов, облачения одной из жен совпадают с предписаниями рус. лицевых подлинников: зеленая риза поверх платья цвета охры. Как отмечал В. Д. Сарабьянов, сопоставление композиций в росписях псковского храма близко к декорации верхней зоны подкупольного пространства собора Св. Софии в Киеве (30-40-е гг. XI в.); возможно, и иконография сцены могла восходить к киевским образцам. Эта древняя схема использовалась в новгородском искусстве и спустя века встречается на миниатюре нач. XIV в., вшитой в рукопись Новгородской Псалтири кон. XIII в., однако на ней сохранилась подпись над фигурами женщин в земном коленопреклонении, удостоверяющая, что это Марфа и М. М., сестры Лазаря (ГИМ. Хлуд. 3). Простота исполнения и сила воздействия этой сцены обеспечили ей популярность; в то же время она повторялась в произведениях, изготовленных в мастерских христ. стран Средиземноморья, в Италии (пластина с сюжетами из НЗ североитал. (венецианской?) работы - XII в., Музей Виктории и Альберта) или Испании (пластины слоновой кости - ок. 1100 г. и XII в., обе в ГЭ), она известна и в Страстных циклах рус. монументальных росписей (напр., в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде, 80-е гг. XIV в.).

http://pravenc.ru/text/2562144.html

Церковь во имя вмч. Пантелеимона в с. Шевченкове. Ок. 1200, 1998 гг. Фотография. 2007 г. (до нач. 90-х гг. XX в. в юрисдикции УПЦ) Территория И.-Ф. е. является частью исторической области Галицкая Русь (Галичина) на сев.-вост. склонах Карпат (совр. Зап. Украина). В XI в. эти земли входили во Владимиро-Волынскую епархию , с сер. XII до нач. XVI в.- в Галицкую епархию , к-рая в XIV в. неск. раз преобразовывалась в митрополию. После 1415 г. Галицкие епископы неизвестны. С 1458 г. территория совр. Ивано-Франковской обл., ставшая частью Западнорусской митрополии , находилась под управлением Киевских митрополитов. Галицкая кафедра не замещалась, в Галиче (ныне районный центр в Ивано-Франковской обл.) действовали наместники митрополита, но фактическая адм. власть над духовенством принадлежала старостам, назначавшимся польск. королем. В кон. 40-х гг. XV в. на Галицкую митрополию из Рима был поставлен униат Иоаким, 16 янв. 1458 г. папа Каллист III объявил о поставлении на Галицкую кафедру униата Макария Серба. Позднее назначений униат. епископов в Галич не было, поскольку главным направлением политики польских духовной и светской властей было насаждение в регионе католичества, а не поддержка унии. В 1539 г. территория И.-Ф. е. вошла в состав новообразованной правосл. Львовской и Каменец-Подольской епархии (см. Львовская и Галицкая епархия ), в 1700 г. перешедшей в унию. В 1772 г., по 1-му разделу Польши, основная часть Галиции, в т. ч. территория совр. И.-Ф. е., вошла в Австрийскую империю. В XVIII в. главным оплотом Православия в Галиции был Манявский в честь Воздвижения Креста Господня скит близ совр. Ивано-Франковска, единственный начиная с 20-х гг. XVIII в. правосл. мон-рь в Галиции. В 1785 г. имп. Франц Иосиф II издал указ о его закрытии и обитель была разрушена. Юж. и вост. части территории И.-Ф. е. с кон. XIX в. входили в униат. Станиславскую епархию, которая выделилась в 1885 г. из Львовской архиепархии. Станиславская епархия охватывала значительную часть территории совр. Ивано-Франковской и юго-запад совр. Тернопольской областей Украины, включала Буковину С 1921 по сент. 1939 г. Галиция являлась частью Польши.

http://pravenc.ru/text/200517.html

Келья прп. Макария Калязинского в Клобуковском мон-ре. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Келья прп. Макария Калязинского в Клобуковском мон-ре. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Против своего желания, но по воле отца М. женился (вероятно, в 1421) на представительнице знатного тверского рода Левашовых Елене Ивановне Яхонтовой. М. прожил с женой «в всякой добродетели и чистоте, не прикосаяся к ней никогда же» ( Крушельницкая. 1993. С. 313). Через год, после ухода из жизни родителей, а потом и жены, с к-рой Матвей договорился в случае смерти одного из супругов уйти в мон-рь, он, прожив в браке 3 года, ок. сер. 20-х гг. XV в. принял постриг в Клобуковом Кашинском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре (во 2-й пол. XIX в. в обители сохр. небольшая келья М.). Преподобный провел там немногим более 10 лет, построил, по преданию, для мон-ря мельницу и вырыл колодец, после чего с 7 монахами покинул обитель. Есть основания предполагать, что уход был вынужденным. Согласно преданию, М. был обижен, по одной версии, братией, по другой - кем-то из влиятельных людей. В дальнейшем, вероятно, М. пытался поселиться в Дмитрове. Позднее в городе на Спасской ул. находилось принадлежавшее Калязинскому мон-рю подворье, основанное на месте, где, как считалось, была некогда землянка М. Не исключено, впрочем, что преподобный собирался жить в Кашине, ему приписывали основание там Дмитровского мон-ря. Но ок. 1434 г. М. вместе с 7 монахами поселился «во своихъ мстехъ» и «отчину свою, вси села, приложил тому монастырю» (Древнерус. патерики. 1999. С. 92). Монахи водрузили на новом месте крест, построили кельи и за 40 дней возвели храм во имя Св. Троицы, положив начало калязинскому Троицкому мон-рю. М. сначала отказался «начальствовать братиам», желая «в смирении жити», но, поскольку игумен жил не по «преданому закону», М., «много наказав его» и «сказав» о нем епископу, «инаго избравъ себ». Когда новый игумен начал «тем же обычеемъ жити», преподобный и его «отстави ото игуменъства». Видимо, к 1444 г. еп. Тверской Илия и родственники М., в т. ч. боярин Захария Бороздин, с трудом уговорили преподобного принять священство и «начальствовати во своемъ манастыри братии» (Там же. С. 93).

http://pravenc.ru/text/2561316.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010