Академик АН СССР, с октября 1917 по сентябрь 1929 — первый нарком просвещения, активный участник революции 1905–1907 годов и Октябрьской революции 1917 года. В 1898 году приехал в Москву, где стал заниматься революционной работой. Через год он был арестован и выслан в Полтаву. В 1900 году арестован в Киеве, месяц находился в Лукьяновской тюрьме, отправлен в ссылку — сначала в Калугу, а затем в Вологду и Тотьму. В 1903 году, после раскола партии, Луначарский стал большевиком (в РСДРП он состоял ещё с 1895). В 1904 году, по окончании ссылки, Луначарский переехал в Киев, а затем в Женеву, где стал членом редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперёд». Вскоре Луначарский являлся уже одним из лидеров большевиков. Сблизился с А. А. Богдановым и В. И. Лениным; под руководством последнего участвовал в борьбе с меньшевиками — Мартовым, Даном и др. Участвовал в работе III (1905, выступил с докладом о вооружённом восстании) и IV съездов РСДРП (1906). В октябре 1905 отправился для агитации в Россию; начал работать в газете «Новая жизнь»; был вскоре арестован и предан суду за революционную агитацию, — но бежал за границу. В 1906–08 году вел художественный отдел журнала «Образование» К концу 1900–х усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным; вскоре они переросли в политическую борьбу. Развивал идеи богостроительства. 56. Базаров Владимир Александрович (1874–1939) — русский философ, экономист, политический деятель. В 1904 году примкнул к большевикам. После революции 1905–1907 годов сблизился с меньшевиками. Отрицательно воспринял Октябрьский переворот 1917 года. С 1921 года работал в Госплане, занимался экономической теорией, переводами научной и художественной литературы. Отрицательно воспринял Октябрьский переворот 1917 года. С 1921 года работал в Госплане, занимался экономической теорией, переводами научной и художественной литературы. В 1930 году был обвинен в причастности к организации «специалистов–вредителей» и арестован. 57. Нечаев Сергей Геннадиевич (1847–1882) — русский нигилист и революционер XIX в.

http://predanie.ru/book/219979-i-est-i-b...

Он написал за это время огромное количество монографий, статей, рецензий. Ему принадлежат также отчёты о деятельности Института, печатавшиеся в очередных номерах „Известий» Института. Ф. И. заботливо относился к выращиванию новых сил на поприще русского византиноведения и среди многосторонней, целиком его поглощавшей работы находил время для систематического чтения лекций молодым учёным, прикомандированным к Институту университетами и научными учреждениями. С 29-го декабря 1893 г. Ф. И. был членом-корреспондентом Академии Наук, а 7-го октября 1900 г. он был избран действительным членом Академии Наук. Годы работы Ф. И. Успенского в Константинополе совпадают с подготовкой к печати большого синтетического труда, его „Истории Византийской империи», которую он рассматривал как подведение итогов и обобщение выводов всей эго исследовательской работы по истории Византии. Первый том этой работы, в котором изложение доводится до 717 г., вышел в свет в 1913 г. Первая мировая война и разрыв России с Турцией, перешедшей в число союзников империалистической Германии, прервали деятельность Института, и Ф. И. Успенскому пришлось, оставив в Константинополе свою личную библиотеку и имущество, неожиданно вернуться в Петроград, где он и провёл все остальные годы своей жизни. Некоторые русские византинисты не приняли Великой Октябрьской социалистической революции и оказались в рядах белоэмигрантов. Виднейший византинист Ф. И. Успенский остался верным сыном своей Родины и сейчас же после Октябрьской революции со всей присущей ему энергией начал, как он говорил, работу „воссобирания рассыпавшейся было храмины византологии». Несмотря на трудные условия, в которых ему приходилось работать в первые годы после революции, несмотря на преклонный возраст (ему шёл в это время уже восьмой десяток), Ф. И. добился больших успехов в развитии советского византиноведения. Ценою невероятных усилий ему удалось восстановить центральный орган русского византиноведения „Византийский Временник», который снова начал выходить под его редакцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На это Христос сказал иудеям: зачем Вы заменили заповеди Божии заповедями человеческими? Поэтому христианство и не признаёт Талмуда и не считает человеческие толкования основой иудаизма. 30. Традиционный иудаизм не может быть антихристианским, поскольку христианство признаёт Ветхий Завет как Свящённое Писание - основу иудаизма. Но " традиционный иудаизм " не признаёт Нового Завета. В этом всё и дело. И руководствуется кроме Ветхого Завета Талмудом и т.д. См. " Книгу о Законе и Благодати " . 29. Ответ на 27, С. Югов: Запрет связан с антихристианством иудаизма, который и теперь есть и действует, и природы не менял. Традиционный иудаизм не может быть антихристианским, поскольку христианство признаёт Ветхий Завет как Свящённое Писание - основу иудаизма. Антихристианским являются толкования фарисеев и книжников, не принявших Христа по своим корыстным соображениям. 28. Ответ на 17, Сергей: [ Женщины, которые «пахали» наравне с мужиками, потребовали и платить им наравне с мужиками. Вполне объяснимо. «Почто мзду наемничу удерживаеши, окаянный человече?». Это Вы лучше напишите мировым глобалистам и призовите выйти всех женщин мира на демонстрацию против мирового сатанизма. 27. Ответ на 25, р.Б.Алексий: Другой случай. О 8 марта никаких запретов пока не было. А иудейскую пасху другим смыслом наполнить просто невозможно. Она остаётся действующей и имеет только один смысл. Запрет связан с антихристианством иудаизма, который и теперь есть и действует, и природы не менял. 26. Ответ на 24, С. Югов: Среди памятных дат 7 ноября был назван Днем Октябрьской революции 1917 года. Введенный ранее 7 ноября как день воинской славы России – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год) в новой редакции остался. То есть, 7 ноября стал памятной датой в качестве дня революции 1917. Конечно, эту дату забывать нельзя! Но необходимо также её правильно понимать православной духовно-нравственной традиции русского народа.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/07/et...

Приват-доцент юридического ф-та Харьковского ун-та, профессор Уч-ща Правоведения (1909–1917), юридический консультант МИД (1906–1911), товарищ министра народного просвещения (1911–1914), управляющий Мин-вом нар. просв. (1915). Сенатор, член Государственного совета (с января 1917). После Октябрьской революции в эмиграции, жил в Финляндии, затем в Париже. Член Международного трибунала в Гааге, один из крупнейших специалистов по международному праву Европы; Таунсгенд Чарльз (1861–1924), английский военный деятель, генерал, командующий 6-й (индусской) дивизией в Мессопотамии (с апреля 1915). В апреле 1916 вынужден был сдаться в плен туркам после продолжительной блокады в Кут-эль-Амаре. До октября 1918 жил близ Константинополя в качестве военнопленного. С 1920 в отставке, позже член парламента; Теляковский Владимир Аркадьевич (1860–1924), театральный деятель. Окончил Николаевскую академию Генерального штаба, полковник конной гвардии. Управляющий Московской конторой Императорских театров (1898–1901), директор Императорских театров (1901–май 1917). После Февральской революции арестован, но вскоре отпущен, с мая 1917 – в отставке. После Октябрьской революции служил инспектором банка при Николаевской железной дороге (до 1923); Теребинский Владимир Ипполитович (1878–?), врач, сифилидолог, доктор медицины. Приват-доцент Петербургской военно-медицинской академии (до 1912), профессор, зав. кафедрой кожных и венерических болезней Николаевского ун-та в Саратове (1912–1917). С 1919 в эмиграции, преподавал в Белградском ун-те, затем жил в Париже; Терешкович (Стоклицкая-Терешкович) Вера Вениаминовна (1885–1962), историк-медиевист, доктор исторических наук, основоположник отечественной средневековой урбанистики. Выпускница историко-филологического ф-та М.у. (1912). Преподаватель Пречистенских рабочих курсов (с 1912). Научный сотрудник Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН (с 1922), старший научный сотрудник Ин-та истории АН СССР (1938–1940). Преподаватель в Академии коммунистического воспитания (1930), МИФЛИ (1933).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Постановили: Постановление Судной комиссии признать правильным и предоставить Св. Синоду, по снятии с Архиепископа запрещения в священнослужении, ношения панагии и рукоблагословении, уволить его на покой с указанием определенного места жительства и назначением ежегодной пенсии из средств Синодального Ведомства, а самое дело о нем возвратить в Св. Синод вместе с подлинным производством Судной комиссии» (Документы Совещания Епископов... С. 54–56). – Примечание. 422 25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде Красной гвардией и революционными войсками были заняты вокзалы, почта, телеграф, министерства, государственный банк. Был распущен Предпарламент. Смольный, где находились Петроградский Совет и ЦК большевиков, стал боевым штабом революции, откуда шли боевые приказы. В этот же день было опубликовано обращение большевиков «К гражданам России». В этом обращении говорилось, что буржуазное Временное правительство низложено, что государственная власть перешла в руки Советов. Временное правительство укрылось в Зимнем дворце под охраной юнкеров и ударных батальонов. В ночь с 25 на 26 октября революционные рабочие, солдаты и матросы штурмом взяли Зимний дворец и арестовали Временное правительство. Среди арестованных был и член Собора министр исповеданий А. В. Карташев , о чем было сообщено на Соборе 28 октября (См. Деяния... Т. 3. С. 3). – Примечание. 423 В архивном деле листы дневника с 573 об. по 581 перепутаны, некоторые из них отсутствуют. Порядок листов восстановлен по контексту. 424 Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924), советский партийный и государственный деятель, один из основателей РСДРП – РКП(б) и непосредственный организатор Октябрьской революции. Председатель СНК РСФСР–СССР. – Примечание. 425 Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович (1879–1940), советский партийный и государственный деятель, один из идеологов и непосредственных организаторов Октябрьской революции 1917 г. В 1917–1918 гг. нарком иностранных дел. В 1918–1925 гг. нарком по военным и морским делам. В 1918–1925 гг. председатель Революционного военного совета РСФСР– СССР. В 1922 г. один из главных инициаторов и руководителей кампании по изъятию церковных ценностей. В 1929 г. выслан из СССР по обвинению в антисоветской деятельности. Убит в Мексике. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Подпишитесь на наш Телеграм В лектории «Предания.ру» недавно прошла лекция «Андрей Платонов: юродивый в литературе» . Под это дело решили написать о Платонове текст. Платонов — не просто гениальный писатель. Он — величайший писатель Революции. Ни у кого проблематика Революции, советского проекта, строительства социализма не представлена столь интимно, глубоко, полно. Платонов как писатель, как мыслитель показывает нам, в чем были подлинные чаяния тех, кто верил в Революцию и социализм. Книги Платонова — не антиутопии, они — трагедии. Трагедия утопии: вот мы уверовали и влюбились в социализм, мы начали строить его всеми силами своего существа, сердца, ума, тела; вот мы уже чувствуем его, ветер грядущего веет нам в лицо и… не вышло. Впрочем, мы сейчас будем говорить не про художественную прозу Платонова, а про его раннюю публицистику, собранную в книге «Красный Платонов» : статьи 1919-1926 годов, то есть еще очень молодого Платонова, пишущего в самый разгар Революции и Гражданской войны. Не хочется называть это «публицистикой», это скорее философские поэмы в прозе, литературно гениальные тексты, вполне на уровне лучших романов, повестей, рассказов Платонова. Коммунист и атеист Платонов здесь выражает глубинный пафос Октябрьской революции — и вот этот пафос совпадает с глубинным пафосом христианства. Платонов говорит о бессмертии и восторге, о Христе и Боге, о том, что мир во зле лежит, и о его спасении, Революции как Искуплении, пролетариате как новом творении, коммунизме как Царстве. Он повторяет софиологические темы Серебряного века и его мысль об искусстве как теургии и орудии переделки мира (символистская теория искусства оказывается теорией пролетарского искусства), о преодолении пола и его страстей. Может быть, нигде больше так не виден христианский характер коммунизма, то, чем была на самом деле чревата Революция. Повторим: Платонов — величайший писатель Революции, и о Революции он говорит так. Грехопадение и Искупление В «Питомнике нового человека» Революция вписана в христианскую логику грехопадения-апокалипсиса: мир изначально — рай, затем он пал, но грядет Царство и новое творение:

http://blog.predanie.ru/article/andrej-p...

Н. Милюков главным образом потому, что Прокопович в противоположность мне признал наиболее удачной как раз часть труда, посвященную так называемому белому движению. Не думаю, что С. Н. Прокопович достаточно компетентен в сфере установления весьма спорной, полной контроверсов, фактической стороны гражданской войны – это выходит как будто бы за предел его специальных занятий. С. Н. Прокопович в данном случае, судил о труде Милюкова, как политик, весьма отрицательно относившийся к антибольшевицкой вооруженной борьбе. Что же касается экономических глав труда П. Н. Милюкова, то здесь суждение Прокоповича действительно довольно строго: он считает главы о советском хозяйстве неудачными и поверхностными – они полны фактических ошибок. Поверхностны, по мнению Прокоповича, и объяснения причин русской революции, лежащих в глубине социально-классового строения дореформенного общества. Вернее, этих причин совсем нет в труде П. Н. Милюкова (Имею в виду его труд о февральской революции.), ибо милюковская история революции лишь с большими оговорками может быть названа историей. (Первые две главы в «России на переломе» посвящены февральской революции и октябрьскому перевороту). Если Олар в своей истории французской революции в предисловии к русскому изданию сделал пояснение: «я хотел бы, чтобы мои русские читатели не забывали, что это не вся история революции, что это даже не полная ее политическая история, а лишь картина тех превратностей, через которые прошла республиканская и демократическая партия во Франции в эпоху революции и консульства» – то еще в меньшей степени политической историей революции является труд П. Н. Милюкова. «Это только осколок революции – изображение борьбы партий в центре. России в целом нет в истории Милюкова, нет там народа, тех масс, которые все же до некоторой степени определяют развертывание событий. Поскольку речь идет об органах так называемой революционной демократии, то и здесь, в сущности, мы встречаемся лишь с партиями» (из моего отзыва на «Историю Революции» П.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великая Октябрьская Социал-Консервативная Революция В день 100-летия революции 06.11.2017 2569 Время на чтение 116 минут Аннотация от автора . В статье представлен взгляд на Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию как на революцию в первую очередь антибуржуазную, то есть как на контрпереворот по отношению к Февральской буржуазной революции и на своего рода имперскую реставрацию, хотя и осуществлённую в парадоксальной внешней форме. На ряде примеров показано, что советское общество сохранило фундаментальные принципы и черты «традиционных» обществ, не подвергшихся буржуазной модернизации, и, в то же время, избежало зачастую присущей консерватизму ловушки научного, технического, экономического и военного отставания. Отмечен факт, что в странах Восточной Европы, находившихся под сильным влиянием Советского Союза, сразу после распада Социалистического лагеря к власти в ряде случаев пришли национально-консервативные, традиционалистские силы, в то время как в Западной Европе восторжествовала антинациональная и антикультурная идеология мультикультурализма и толерантности к социально-деструктивным меньшинствам. Делается вывод о естественности союза между коммунистами советского типа, социальными консерваторами и классическими имперскими националистами на основе общих фундаментальных ценностей против праволиберальных и леволибертарных сил. От редакции. Полагаем, что оригинальный взгляд С.А. Строева на природу большевистской революции будет интересен читателю именно в день 100-летия революции. Стоит только отметить, что с трактовкой автором советского общества в координатах державно-консервативных еще можно согласиться. А вот сама революция октября 1917 года была куда более сложным явлением. В ней присутствовали и те мотивы, на которые обращает внимание автор, и они связаны прежде всего с народной стихией. Но в ней были ярко выражены и мотивы антинациональные и антигосударственные, которые доминировали в руководстве партии большевиков и которые затем стало принято именовать троцкизмом. Перевод марксизма- ленини зма на державно-консервативные рельсы осуществил все-таки И.В. Сталин, который во многом отошел от классических норм теории. И это произошло не в октябре 1917 года, а гораздо позже.

http://ruskline.ru/analitika/2017/11/07/...

Гучков Александр Иванович (1862–1936), политический и общественный деятель, крупный промышленник. Один из основателей и лидер (с 1906) партии октябристов, депутат и председатель (1910–1911) III Государственной думы, председатель Центрального ВПК, член Особого совещания по обороне государства (1915–1917), товарищ главноуполномоченного Всероссийского городского союза. После Февральской революции военный и морской министр (2.03–30.04.1917). После Октябрьской революции оказывал содействие в формировании Добровольческой армии, с 1919 в эмиграции; Давыдов Николай Васильевич (1848–1920), юрист, писатель. Председатель Московского окружного суда (1896–1908), приват-доцент (1901–1909), профессор (1909–1911, 1917–1920) М. у., товарищ председателя историко-филологического об-ва при М. у., председатель правления Народного ун-та им. А. Л. Шанявского; Давыдовский Василий Федорович, декан физико-математического ф-та МВЖК; Дайси Альберт Венн (1835–1922), английский правовед, профессор английского права Оксфордского ун-та (с 1882), член-корр. Петербургской АН (1916); Дан (наст. фамилия Гурвич) Федор Ильич (1871–1947), политический деятель, врач, публицист, один из лидеров меньшевиков. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В начале Первой мировой войны сослан в Сибирь, в мае 1916 мобилизован в армию, служил военврачом в Иркутске. После Февральской революции член Исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, член ВЦИК и Президиума ВЦИК, Предпарламента (сентябрь – октябрь 1917). После Октябрьской революции депутат Моссовета (1920), санитарный врач в Красной Армии (1919–1920). Весной 1921 арестован по обвинению в подготовке Кронштадтского мятежа, в 1922 выслан за границу, жил в Берлине, Париже, Нью-Йорке. Редактор журналов «Социалистический вестник» (1923–1940), «Новый путь» (с 1940), один из организаторов Социалистического Интернационала; Дантон Жорж Жак (1759–1794), деятель Великой французской революции; Дератани Николай Федорович (1884–1958), филолог-классик, историк литературы, магистр (1916). Приват-доцент М. у. (с 1916), позже профессор, зав. кафедрой классической филологии филологического ф-та МГУ (1949–1958), профессор МГПИ им. В. И. Ленина, член секции народного просвещения Моссовета;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Рыбаков Иван Федотович (1890–1963), историк, экономист. Выпускник историко-филологического ф-та М. у. (1915), был оставлен для приготовления к профессорскому званию, преподаватель московских средних учебных заведений, позже доцент ЛГУ; Рябушинский Павел Павлович (1871–1924), крупный промышленник и банкир, политический деятель. Член партии октябристов (с 1905), в 1906 перешел в партию мирного обновления, один из инициаторов создания партии прогрессистов (1912), председатель ее Московского к-та и член ЦК. Председатель Московского Биржевого к-та (с 1915), председатель Московского ВПК (с июля 1915), член Государственного совета (с 1915), инициатор создания всероссийской предпринимательской организации – Союза торговли и промышленности. Издатель газеты «Утро России» (1907–1917). Товарищ председателя Совета съездов старообрядцев. После Февральской революции инициатор создания К-та общественных организаций в Москве. В сентябре 1917 арестован в Симферополе, как «соучастник заговора Корнилова», освобожден по личному распоряжению Керенского. После Октябрьской революции находился в Крыму, осенью 1918 вошел в образованный в Киеве Союз государственного объединения России, затем в эмиграции во Франции; Рябцев Константин Иванович (1879–1919), полковник (1917), начальник штаба (с 27.07.1917), командующий войсками (со 2.09.1917) Московского военного округа. Расстрелян деникинцами за то, что сдал Москву большевикам; Рязанов (наст. фамилия Гольдендах) Давид Борисович (1870–1938), политический деятель, историк, архивист, публицист, действ. член Социалистической (с 1924 – Коммунистической) академии, академик АН СССР (1929, исключен в 1931, восстановлен в 1990). С 1889 – марксист, социал-демократ, неоднократно подвергался арестам и ссылкам, в 1900–1905, 1907–1917 в эмиграции, лектор пропагандистской школы «впередовцев» на Капри (1909) и партийной школы в Лонжюмо (1911). Меньшевик, после Февральской революции – большевик (выходил из партии в 1918 из-за несогласия с заключением Брестского мира). После Октябрьской революции возглавлял Главархив (1918–1920), Главнауку, член Коллегии Наркомпроса и ГУС. Один из создателей Ин-та К. Маркса и Ф. Энгельса, его директор (1921–1931), преподаватель Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН (1924–1929), организатор Социалистической (Коммунистической) академии. Исключен из партии в 1931 (восстановлен в 1989), выслан в Саратов, научный консультант б-ки Саратовского ун-та (1934–1937). В 1937 вновь арестован, в 1938 расстрелян. Реабилитирован посмертно (1958);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010