И так, что ты должен подумать во время Великого входа со Святыми Дарами? Как скоро отворятся Царские двери для Великого входа, я должен вспомнить, как страдал, и какое терпел унижение и позор Сын Божий, чтобы тем заплатить правосудию Божию за грехи наши; должен также вспомнить, как во время крестного страдания нашего Спасителя вся природа содрогнулась от ужаса; а смотря на священника и диакона, как на Иосифа и Никодима, погребавших тело Господа, я должен припомнить всю историю смерти и погребения Иисуса Христа, и как Херувимы перед престолом Божьим, так и я, с благоговением и страхом, должен поклониться перед Святыми Дарами, как перед Телом Самого умершего Спасителя, и наклонивши голову, должен из глубины сердца говорить: помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем! Беседа девятая. Об эктении после Великого входа, или об Ангеле Хранителе О чём мы молимся в эктении после Великого входа? В эктении после Великого входа, мы молимся о перенесённых, на престоле честных Дарах , чтобы Господь освятил их; молимся ещё о том, чтобы Господь дал нам весь настоящий день провести в мире, то есть в согласии, и без греха, и чтобы дал нам Ангела мирна, верна наставника и хранителя, душ и телес наших ; чтобы простил согрешения наши и дал нам христианскую кончину живота‚ нашего , то есть жизни нашей, дабы мы хорошо могли ответить на страшном суде Господнем . О каком Ангеле мирном и верном наставнике мы просим в этой эктении? Каждый человек имеет при себе Ангела Хранителя. Как скоро крестится человек, так Господь приставляет к нему Ангела, доброго бесплотного духа, который находится при христианине во всю жизнь его, – часто невидимо избавляет от разных бедствий , иногда даже от смерти (Жит. Св. м. Февр. день 23, в житии Св. муч. Поликарпа); внушает ему хорошие мысли и наставляет его на добрые дела. Если человек слушается своего Ангела и живёт по-христиански, тогда Ангел Хранитель охраняет его от различных опасностей и ходатайствует за него у Бога, а если человек не слушается своего Ангела и живёт не по-христиански, тогда Ангел удаляется от него, и вместо него окружают того человека злые демоны. Эти демоны, при кончине жизни его, берут душу его в ад, и Ангел Хранитель уже не заступается за него, но из Ангела мирна делается грозным обличителем беззаконных его дел перед судом Божьим. Потому мы и просим у Господа Ангела мирна, то есть, чтобы Господь не прогневался за грехи наши, и не велел удалиться от нас Ангелу Хранителю нашему, и чтобы, при кончине жизни нашей, не демоны, а наш Ангел взял душу нашу и представил её на небо к лику святых душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И опечаливали жены Исава свекра и свекровь свою нравами своими.     «Приобрете в то время плод стократный» (Быт. 26:12). Удивительно то, что в голодное время, в неплодородное лето, в чужой стране, а не на своей исконной посеял Исаак свои семена и собрал стократный плод, тогда как у всех герарских земледельцев нивы принесли весьма скудные плоды. Почему эти нанятые Исааком нивы приняли столь великую силу к произрастанию плодов? «Приобрете в то лето плод стократный, плод ячменя и всяких жит сельных, яко благослови его Бог» (Быт. 26:12). Вот в чем сила плодовитости земли — в Божием она благословении, данном Исааку: «яко благослови его Бог»! Мы здесь видим, сколь благоплодовита нива — Божие благословение!    Сие да будет в поучение христианам земледельцам, в поте лица своего хлеб ядущим (Быт. 3:19), дабы они прежде всего старались быть достойными Божьего благословения, если хотят иметь свои нивы благоплодовитыми. Обычно земля бывает плодородна, когда она хороша, прекрасно возделанна, засеяна хорошими семенами, достаточно напоена небесным дождем и росою, согрета теплыми лучами солнца и охраняется «благорастворенными воздухи» (из великой ектении). Однако если не будет Божиего благословения, то все это мало поможет.    Там, где жил в то древнее время в Гераре праведный Исаак, у всех была одинаковая земля, и все в земледелии, в пахании и сеянии одинаково трудились, возделывая каждый свою ниву как следует; у всех также был один и тот же воздух, общий дождь и росы, общее солнце, одинаково сияющее и на благих, и на злых (Мф.5:45). Однако только одни Исааковы нивы стократный плод принесли, тогда как прочие, хотя и смежные с Исааковыми, нивы, однако, оказались скудными по своим плодам. Почему? Потому, что возделывавшие их не сподобились Божьего благословения, которого удостоился Исаак; поэтому-то нивы их и оказались бесплодными, а его благоплодовитыми, ибо благословил его Бог. Ради чего же Бог благословил его в трудах его земными плодами, а тех нет? Ради того, что он был праведен, а они грешные; он угождал Богу, а они прогневали Его; он был верным рабом Божиим, а они были рабами бесов, будучи идолопоклонниками.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

Глава 44 (30) Начатки жит ваших дадите жерцем, т.е. уделяйте священникам начатки всякой снеди вашей. Глава 45 (1) Отлучите начаток Господеви, (4) И освященное святилищу. Сие говорит пророк Иудеям, возвращающимся из Вавилона, и строителям, которые будут воссозидать Иерусалим, повелевает отделить в нем одно место для священников и храма, другое для левитов, третье для народа и четвертое для князя. Глава 47 Сказанное у Пророка: (3) измери воду, и взыде вода до глезн, означает делателей, трудящихся с утра. Слова: (4) измери и взыде вода до колен, указывают на делателей, подъявших труд с третьего часа. А еще большее возвышение воды в потоке дает разуметь приступивших к деланию в девятом часу. Наконец, глубина воды в потоке, делающая невозможным переход, знаменует пришедших в единонадесятый час. Таковы значения сих измерений. (3) И преведе мя чрез воду даже до глезн. Под образом водного потока представлены здесь Евреи. Сказанное же, что вода исхождаше из под жертвенника, означает, что на сем жертвеннике совершается служение Богу. Пророк говорит: глубина потока возрастала; преведе мя чрез воду до чресл, и потока не прейдут. Все сии образы, т.е. что поток сперва мал и удобопереходим, так что вода восходит только до глезн, а потом увеличивается глубина потока, так что вода достает постепенно до колен и до чресл, и наконец при возрастающей глубине вод, поток делается неудобопереходимым, - означают тех, которые умножились, усилились и покорили Идумеев, дом Гога и другие окрестные народы. Но узнаешь и иное таинство, если снова прочтешь слова Пророка: и преведе мя чрез воду. И взыде вода до глезн, до колен, даже до чресл, и не прейдут потока. Сим указывается на начало евангельской проповеди. Ибо проповедников было немного; а потом, число их возросло и умножилось, как видно из сказанного Господом: не бойся малое стадо (Лк.12:32), и из уподобления небесного царства зерну горушичну, еже малейше есть от всех семен, егда же возрастет, более всех зелий есть (Мф.13:31). Вначале только двенадцать Апостолов, к ним присоединены семьдесят и два: потом приложились три тысячи; и бесчисленное множество возросло, подобно потоку, усилившемуся до того, что невозможно перейти чрез него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1087...

В.В. Виноградов Спеть, успеть, успех СПЕТЬ, УСПЕТЬ, УСПЕХ В эволюции языка не менее важны, чем факты взаимодействия, борьбы и сосуществования омонимов, явления потенциальной и узуальной омонимии. Это явления неустойчивые, иногда – то вспыхивающие, то погасающие. Между тем, и конкретно-историческое их значение, и важность для теории языкознания несомненны. В самом деле, от одной и той же основы, хотя и с разным смысловым наполнением, но с одним и тем же суффиксом возникают разные слова-омонимы. Они часто не успевают резко обособиться друг от друга как омонимы и стремятся в силу взаимного тяготения быстро сплавиться в одно многозначное слово, но в некоторых случаях – с прямо противоположными значениями. Процесс распадения когда-то единого лексического гнезда на ряд самостоятельных семантических групп можно наблюдать, восстанавливая основные вехи истории слов спеть («Спеет в поле колос»), успеть, успех, успеваемость, спешить (ср. наспех), спешный и т. д. Глагол спти, спю (литовск. spéti, греч. σπω и т. п.) в древнерусском языке выражал значения: 1) непереходно: «стремиться, двигаться, спешить». В Жит. Нифонт. XIII в.: Къ немоу бяхоу спюще (63 л.); 2) переходно: «спешно готовить, заготовлять, запасать». В Ипат. лет. (6717 г.): король спашеть рать великоу. В Акт. Юрид. 390: ...запасы спемъ. Но ср. также непереходно в значении «напрягаясь, собраться». В «Древних русских стихотворениях» Кирши Данилова: Спела тетива у туга лука, Взвыла, да пошла калена стрела. 3) «помогать, способствовать, приносить пользу». Отсюда причастие спяи употреблялось в значении «помощник»; 4) «развиваться, созревать, преуспевать» (ср. в Остромировом Евангелии: Иисус же спаше прмоудростие и тлъмь... (Срезневский, 3, с. 474). Понятно, что часть значений позднее отошла от глагола спеть к производному отыменному спешить, другие значения были вытеснены более дифференцированными и точными синонимами. Впрочем, в областной народной речи еще живы значения: «торопливо идти, поспевать, спешить». Например, у Льва Толстого: «Иди, иди! – говорил старик, спея за ним и легко догоняя его» (Ушаков, 4, с. 431). Однако все более ярко выступали у слова спеть значения: «созревать, поспевать» (о плодах, овощах, злаках) и – в народной речи – «допекаться, довариваться» (о пище, ср.: пирог еще не поспел).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

69. Авва Пимен сказал, что три добродетели: осмотрительность, внимание себе и рассудительность – суть путеводители души. 70. Брат спросил авву Пимена: как должно жит человеку? Старец говорит ему: посмотрим на Даниила: на него не нашлось другого обвинения, как только то, что он служил Господу Богу своему. 71. Опять сказал: скудость, болезненность, прискорбность, самоутеснение и пост – вот работные орудия монаха. Ибо и в Писании сказано: аще будут сии трие мужие среде ее (земли), Ное и Даниил и Иов... живу Аз, глаголет Адонаи Господь... тии же во правде своей спасутся ( Иез. 14:14, 20 ). Ной изображает нестяжательность, Иов – приболезненность, Даниил – рассудительность. Итак, если будут в каком человеке сии три добродетели, то Господь обитает в нем. 72. Еще сказал: если победит монах две вещи, то может быть свободен от мира. Брат спросил: какие? Плотоугодие и тщеславие, – отвечал старец. 73. Брат просил авву Пимена: скажи мне слово назидания. Старец сказал: отцы наши всякое дело начинали плачем. Брат сказал: скажи мне и другое слово. Старец отвечал: сколько можешь, трудись над рукоделием, чтоб от него творить милостыню, ибо написано: милостынями и верами очищаются греси ( Притч. 15:27 ). Брат спросил: что есть вера? Старец сказал в ответ: веровать – значит жить в смиренномудрии и творить милостыню. 74. Еще сказал: если кому-то веровать не лежит сердце твое, не внимай тому сердцем твоим. 75. Брат спросил авву Пимена: что мне делать с бесполезными своими дружбами? Старец отвечал: есть ли человек, который приближаясь к смерти, все еще думал бы о дружбах мира сего? Не приближайся к ним и не касайся их, и они сами собой отдалятся от тебя. 76. Опять сказал: когда человек намеревается строить дом, то собирает большое количество денег, чтоб иметь возможность поставить его, и заготовляет разного рода материалы. Подобно и мы возьмем помалу от всех добродетелей. 77. Он же сказал: Давид написал Иоаву: начни войну, и овладеешь городом, и разоришь его ( 2Цар. 11:25 ). 78. Он же сказал: Иоав говорил: мужайтесь и будете сынами силы и сотворим брань за народ Божий ( 2Цар. 10:12 ). Это мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Но что? Иван с Джулией добежали до самого дна лощины, сквозь рододендрон продрались на другую ее сторону – невысокий, пологий склон-взлобок – и обессиленно поплелись наверх. Выветрившийся песчаник и колючки низкорослой травы вконец искололи их ноги, но теперь они не ощущали жесткости земли. Джулия то убегала вперед, то возвращалась, оглядываясь на немцев. Радость ее все возрастала по мере того, как они отходили от седловины. Однако унылый, обеспокоенный вид Ивана в конце концов не мог не обратить на себя ее внимания. – Иванио, почему фурьезо? Нега, да? – обеспокоенно спросила она. – Не нога… – Почему? Ми будем жит, Иванио, ми убегаль… Кажется, он уже догадался, в чем было дело. Не отвечая ей, Иван торопливо ковылял по взлобку, который дальше круто загибался вниз. Он скрывал их от немцев, это было хорошо, но… Они выходили из-за пригорка, и тут Джулия, наверное также о чем-то догадавшись, вдруг остановилась. Горы впереди расступились, на пути беглецов необъятным простором засинел воздух – внизу лежало мрачное ущелье, из которого, клубясь, полз к небу туман. С вдруг похолодевшими сердцами они молча добежали до обрыва и отшатнулись – склон круто падал в затуманенную бездну, в которой кое-где серели пятна нерастаявшего зимнего снега. 24 Джулия лежала на каменном карнизе в пяти шагах от обрыва и плакала. Он не успокаивал ее, не утешал – сидел рядом, опершись руками на замшелые камни, и думал, что, наверное, все уже кончилось. Впереди и сбоку к ним подступал обрыв, с другой стороны начинался крутой скалистый подъем под самые облака, сзади, в седловине, сидели немцы. Получилась самая отменная западня – надо же было попасть в такую! Для Джулии это было слишком внезапно и мучительно после вдруг вспыхнувшей надежды спастись, и он теперь не уговаривал ее – не находил для этого слов. Из пропасти несло промозглой сыростью, их разгоряченные тела начали быстро остывать; вокруг в скалах, словно в гигантских трубах, выл, гудел ветер, было облачно и мрачно. Но почему немцы не идут, не стреляют, столпились вверху на седловине – одни сидят, другие стоят, обступив полосатую фигуру безумного? Иван всмотрелся и понял: они развлекались. Раскуривая, тыкали в гефтлинга сигаретами – в лоб, в шею, в спину, – и гефтлинг со связанными руками вьюном вертелся между ними, плевался, брыкался, а они ржали, обжигая его сигаретами.

http://azbyka.ru/fiction/alpijskaja-ball...

Главное значение принадле жит в этом отношении среднему элементу — любовной экзальтации, или пафосу любви. Свое природное дополнение, свое материальное другое — женщину человек видит ведь не так, как она является внешнему наблюдению и как ее видят другие, посторонние, а прозревае т в ее истинную сущность или идею, в то, чем она первоначально назначена быть, чем ее от века видел Бог и чем она окончательно должна стать. Тут и за материальною природой в ее высшем индивидуальном выражении женщине признается на деле безусловное знач ение, и она утверждается как нравственное лицо, как самоцель, или как существо, способное к одухотворению и " обожению " . Из такого признания вытекает нравственная обязанность действовать в смысле реализации в этой действительной женщине и ее жизни того, ч ем она должна быть. Этому соответствует особый характер высшего любовного чувства и у женщины, видящей в своем избраннике действительного спасителя, который должен открыть ей и осуществить смысл ее жизни. Брак остается удовлетворением половой потребности, только сама эта потребность относится уже не к внешней природе животного организма, а к природе очеловеченной и ждущей обожествления. Выступает огромная задача, разрешаемая только постоянным подвигом, ко торый в борьбе с враждебною действительностью может победить, лишь пройдя чрез мученичество174. С этой точки зрения полнота жизненного удовлетворения, обнимающего и телесную чувственность, связана не с похотью предваряющею, а с последующею радостью дости гнутого совершенства. Само собою понятно, что а совершенном браке, в котором до конца осуществляется внутренняя полнота человеческого существа чрез всецелое его соединение с одухотворенною материальною сущностью, внешнее деторождение делается и ненужным, и невозможным — ненуж ным потому, что высшая задача исполнена, окончательная цель достигнута; невозможным — как невозможно, чтобы при наложении двух равных геометрических фигур получался остаток несовпадения. Совершенный брак есть начало нового процесса, не повторяющего жизнь во времени, а восстановляющего ее для вечности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Вид этого места не представляет никакого сходства с таким наименованием. Оно лежит не на какой-либо вершине и не в этом смысле называется лобным, подобно тому, как и в теле головою называется такое же место. Оно и не сторожевая высота, ибо и расположено не высоко сравнительно с другими местами... Откуда же наименование места лобным? Потому что там находился череп первозданного человека и там положены его останки; и место прозвано лобным. Распавшись на нем, Господь наш, Иисус Христос истекшею из прободенного его ребра кровию загадочно указал на спасение наше, начав окроплять самое начало смешения т. е. останки праотца, чтобы и нам указать на окропление кровию его во очищение вашей скверны и кающейся души и на совершенное в образец растворения и очищения нечистоты наших согрешений, излияние воды на положенного и погребенного в том месте, в общую его, и нас, родившихся от него, надежду». 230 Между сомнительными сочинениями св. Афанасия Александрийского есть слово о страдании и кресте Господа, в котором предание о погребении Адама на Голгофе приписывается евреям: «Не в другом каком-либо месте страдает и предается распятию, сказано здесь об Иисусе Христе, а на месте Голгофы, которую еврейские учители называют гробницею Адама, утверждая, что он после осуждения был погребен здесь». 231 Наконец, сказание о погребении Адама в Иерусалиме, на месте Голгофы, мы встречаем и в славянских апокрифических сказаниях об Адаме. Так в Синодальной Палее 1477 г. есть статья ω съдеании святыа Троица, в которой, между прочим, сказано: «и жит Адам в острове Афулии лет (должно быть ц т. е. 900) и л (30) и умре и взяша же тело его ангели Божии и погребоша и посреди земля в Иерусалиме, идеже распяша Господа, еже ся нарицает лобное место. евреискы Голгофа». 232 – По другим сказаниям, тело Адама было перенесено в Иерусалим уже после потопа, а сначала оно было погребено недалеко от рая, в Пещере сокровищ, которая так называлась потому, что в ней хранились сокровища, данные Адаму из рая, злато, ливан и смирна, которые впоследствии были принесены в дар Спасителю персидскими волхвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, описывая станицу Кардоникскую, приводит дореволюционные статистические данные: «жит[елей] - 3757, ц[е]рк[овь], школа, лавок - 4, м[е]л[ь]н[и]ц[а] – 8». Данный населенный пункт был основан в 1858 году (разночтение в дате основания, скорее всего, связано с тем, что в этом году сформировался 2-й Урупский казачий полк, куда впоследствии и вошли казаки Кардоникской станицы), в период завершения Русско-турецких войн. Каждая станица именовалась по названию казачьего полка, располагавшегося на ее территории (Кардоникская, Сторожевая, Преградная, Исправная, Передовая, Отрадная, Удобная и пр.). Руководство этих казачьих станиц находилось в городе Армавире. Конверты с донесениями так и подписывались: «Армавир – Батал-Пашинск Зеленчукский район станица Кардоникская». Станица Кардоникская была окружена рвом в 5 метров шириной и в 3 метра глубиной. Внутри этой территории жили коренные станичники, а снаружи – пришлые люди из разных регионов Российской империи. Этот ров защищал от нападения «азиатов», как тогда называли черкесов, карачаевцев и других горцев. Станицу изначально прорезывали две, а затем семь улиц: Международная (ранее Широкая), Октябрьская, Комсомольская, Кооперативная (ранее Грязная), Красная, Калинина и Широкая (новое название). Имел Кардоник и свои неофициальные названия улиц и районов: Ласкирь, Чичикин курган, Щавли, Безбожное, Хворостяны, Капустяны, Глухая и др. Интересен тот факт, что станичники Верхнее-Кубанских станиц давали прозвища жителям других станиц: - Исправная - «желтоухие»; - Кардоникская - «пушкари» и «кардонцы»; - Зеленчукская - «кугуты» и «сапетошники»; - Сторожевая - «колдуны» и «шестилюшники»; - Преградная – «каешники». Коренные станичники пользовались хорошими наделами, сенокосами и отличным лесом. За всем этим строго следил станичный атаман, заботясь о благосостоянии казаков. Расширение станицы Кардоникской «за ров» с возникновением «хворостян», «капустян», и прочих началось еще до Октябрьской революции 1917 года. А в 1933 году Кардоник был заселен голодающими со всей России (особенно переселенцами из Краснодарского края). Но даже в голодные годы станичники в изобилии выращивали кукурузу и картофель. 

http://sobory.ru/article/?object=11397

Разнообразие сюжетов художественных произведений кисти П. В-ча поразительно. Вместе с художеством он был прекрасный техник и механик, устраивая самостоятельно разные оптические инструменты–стереоскопы, волшебные фонари, механические панорамы и т. п. Все это он называл „проделками» на досуге. П. В-ч никогда не был без дела.. Бывало застанешь его за какой-либо послеобеденной работой – в роде устройства граммофонной трубы из картона для мягкости звука или устройства детской панорамы, изображающей в лицах «сказку о рыбаке и рыбке» и т. п. и спросишь, что это Вы делаете П. В-ч? – всегда был ответ: „бездельничаю после обеда». После обеда он никогда не отдыхал. Распределение занятий дня у него было самое точное. На все у него были свои часы. Точно из минуты в минуту он вставал, садился пить утренний чай, работал, обедал, пил вечерний чай, ужинал, ложился спать. Он не понимал, как можно ходить и жит без часов. Часы у него были самые верные. Пока он мог ходить, то в неделю раз, а иногда два лично проверял их в Университетской обсерватории. В его квартире все часы отбивали время согласно из минуты в минуты... Точность и аккуратность y П. В-ча проявлялись во всем положительно, не исключая ответов на самые важные письма к нему.... Он ни у кого и ни в чем не был в долгу. В течение целого полстолетия П. В-ч оставался верен приемам своих ученых исследований и как оригинальный писатель-историк неизменно занимал выдающееся место среди ученых историков. Его яркая ученая звезда на русском просвещенном небосклоне никогда не меркла, пока литературное перо держалось в его руках. Многочисленные учено-литературные труды доставили П. В-чу всероссийскую известность и снискали ему уважение среди многих ученых, учебных и просветительных учреждений, интересующихся учеными историческими трудами. В 1892 г. Московский Университет удостоил его степени «доктора Русской истории», Казанский Университет избрал его своим почетным членом; в начале следующего 1893 г. Академия Наук избрала его в число своих членов-корреспондентов множество ученых обществ, во главе с Москов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010