Преподобный Фурсей Святой Фурсей (также Фурса, Фурси) родился около 567 года в Ирландии в благородной семье. Его отца звали Финтан, а мать носила имя Гелгес. Родители святого происходили из королевства Манстер (ныне одноименная провинция на юго-западе республики Ирландия). Младенца Фурсея крестил преподобный Брендан Мореплаватель, основатель великого монастыря Клонферт. Когда угодник подрос, он принял монашество и стал подвизаться в Клонфертской обители королевства Коннахт (ныне провинция на западе Ирландии) под духовным руководством учеников святого Брендана. Юный подвижник особенно любил изучать Священное Писание. После Клонферта будущий светильник Церкви продолжил монашескую жизнь и обучение на острове Инискуин (озеро Лох-Корриб в западной Ирландии) под руководством одного аскета. Позднее Фурсея рукоположили во пресвитера. Больше половины своей долгой жизни святой прожил в родной ему Ирландии , где основал знаменитый монастырь Ратмат, находившийся, возможно, на территории нынешнего графства Клэр и ставший прославленным центром ирландского монашества. Монастырь при святом Фурсее стал славиться аскетическими традициями. Управляя этой обителью, святой Фурсей собрал вокруг себя множество учеников; большую же часть времени угодник посвящал изучению слова Божия, молитве и богомыслию. Братия жили в скромных маленьких деревянных домиках-келлиях вокруг главной церкви, обрабатывали землю, держали скотину и имели множество других послушаний. Ангел дал святому наставление: в первую очередь всюду проповедовать покаяние Фурсей — великий подвижник, провидец и один из наиболее блестящих проповедников-ирландцев той эпохи, просветивший небольшую часть Британии и отдельные районы континентальной Европы. Святость Фурсея проявлялась еще с детства, и уже в юном возрасте он сотворил первые чудеса. С ранней молодости святой часто сподоблялся видений духовного мира, в том числе и загробной жизни. Нередко во время этих видений его душа покидала тело. Однажды ангелы подняли его в воздух, напевая небесные песни: «Святые будут восходить от силы в силу, явится Бог Богов в Сионе» и «Свят, свят, свят Бог, Господь сил!» Ангелы исцелили его от смертельной болезни. В другой раз ангел предсказал Фурсею его миссионерское будущее и дал ему наставления: в первую очередь всюду проповедовать покаяние, куда бы ему ни довелось поехать. В одном видении ангелы открыли Фурсею, что Ирландия будет на время сражена голодом и эпидемией чумы после его смерти. Это предсказание сбылось, поскольку через 14 лет после смерти преподобного на этом «изумрудном острове» вспыхнула бубонная чума.

http://pravoslavie.ru/97437.html

Святитель Фланнан, епископ Киллалойский Талантливый игумен и проповедник Витраж с изображением свт. Фланнана Святого отца Фланнана, жившего в VII веке, одинаково почитают и в Ирландии, и в Шотландии. С ним связано множество раннеирландских преданий, хотя его достоверное житие не сохранилось. Святой родился в королевстве Томонд в гэльской Ирландии на территории нынешнего графства Клэр на западе острова. Его отцом был местный вождь по имени Турлох. Несмотря на несогласие отца, святой принял монашеский постриг. Сначала он учился под руководством ученого монаха Блатмета, а затем перешел в монастырь, основанный святым Молуа в Киллало нынешнего графства Клэр. Название «Киллало» означает «Церковь святого Луа». Святой Фланнан был одним из самых способных и усердных учеников в обители. Еще в детстве Фланнан дал обет целиком посвятить себя служению Богу и уже в юности славился святой жизнью. Вдруг от руки святого стало исходить сверхъестественное сияние, озарившее все вокруг Однажды, когда святой Фланнан много часов подряд трудился в монастырской пекарне, от его левой руки стало исходить сверхъестественное сияние, осветившее все пространство вокруг него. Услышав о чуде, святой Молуа распорядился, чтобы Фланнан был назначен его преемником. Святой Фланнан поистине стал талантливым игуменом и проповедником; многие полюбили его, особенно простой народ. Подобно целому сонму кельтских подвижников, святой Фланнан стал странствующим миссионером. Так, ему приписывают основание церквей на острове Инишбофин («Остров белой коровы») графства Голуэй и на островке Инишланнаун – одном из 300 островов озера Лох-Корриб (второе по величине озеро Ирландии на западе страны). Хотя остров Инишбофин в первую очередь связан с прославленным монастырем святителя Колмана Линдисфарнского (память 18 февраля/3 марта), среди его святынь сохранился источник святого Фланнана – на кладбище. Святой Фланнан строил храмы на территории всей провинции Манстер и даже посетил остров Мэн. Говорили, что в период игуменства Фланнана местные поля давали необычайно богатые урожаи, море изобиловало разными видами рыб, не было никаких засух, в лесах росли орехи и ягоды в невиданном изобилии, а люди жили в мире.

http://pravoslavie.ru/126801.html

По острову протекает самая полноводная река Британских островов – Шаннон и другие реки: Лиффи, Баррооу, Блэкуотер. Совокупная протяженность рек составляет около 15 тысяч кило­метров. Ирландия – это также страна озер, которые называют­ся на гэльском языке лохами: Лох-Ней, Лох-Корриб, Лох-Аллей, Лох-Ри, – и болот, заросших камышом и вереском. В древности значительная часть острова была покрыта широколиственными, в основном дубовыми лесами, но в течение многих веков они вырубались и в наше время сохранились в основном в горах. Для ландшафта Ирландии особенно характерны вересковые пусто­ши, мхи и лишайники. В то же время на острове произрастают средиземноморские растения, например мирт. В стране обита­ют те же звери, что и в центральной Европе: кабаны, лисы, зай­цы, барсуки, куницы, горностаи. Среди редких видов перелетных птиц – зимующий в Ирландии гренландский гусь. И пресные воды острова и омывающий его берега океан богаты рыбой – особое промысловое значение имеют судак, треска, лососевые. Морской климат Ирландии находится под господствующим влиянием Гольфстрима. Остров открыт ветрам океана, которые дуют с запада в течение 9 месяцев в году и летом несут прохла­ду, а зимой тепло. В результате разница между зимней и летней температурами минимальна: зима мягкая, вполне сопоставимая со средиземноморской: средняя температура января – от +5 градусов на востоке до +7 на западе, а лето прохладное, в июле средняя температура около 15 градусов. Влажность на острове исключительно высока, моросящие дожди идут в течение всего года, но особенно интенсивно в зимние и осенние месяцы. Благодаря изобилию влаги, земля Ирландии всегда покрыта зеленью, страну недаром назвали Изумрудным островом. Такое ее восприятие отразилось и в поэзии ее древних филидов: «Стрем­люсь я к ирландской земле, омытой морем обильным, обильны частые горы, часты леса многоводные, многоводны реки в изви­вах, в извивах глубины озер, глубок на холме источник... Вели­кий корабль Ирландия, Ирландия гор зеленых». Люди впервые поселились в Ирландии в эпоху мезолита, это были переселенцы из Британии, которая связана была тогда с Ирландией сушей. Они добывали себе пропитание охотой на кабанов, рыбной ловлей, сбором ягод, грибов и съедобных трав. Новые переселенцы появились на острове на рубеже IV и III тыся­челетий, это были уже носители неолитической культуры уиндмиллхилла, однотипной с той, которая тогда же распространи­лась в Британии. Ее характеризуют длинные курганы, в которых погребали пепел кремированных трупов, а также керамические изделия с круглым дном. С проникновением этой культуры на остров связано начало земледелия и скотоводства. При раскоп­ках поселений обнаружены остатки или следы круглых и прямо­угольных домов, загородок для содержания скота, кости домаш­них животных, черепки примитивной керамики.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Почитание И. впервые фиксируется в ирл. Мартирологе из Тамлахты (Таллахта) (ок. 830) под 25 дек. В более поздних глоссах на Мартиролог Энгуса (ркп. Bodl. Rawl. B 505) и в Драммондском календаре (кон. XII в.) память И. значится под 26 дек. Михал О " Клери в Донеголском мартирологе (1630) под этим же числом приводит цитату об И. из стихотворения «О святых Ирландии». Согласно Михалу О " Клери, И. при жизни перечислил всех буд. епископов Туама, среди к-рых было трое еретиков, предшественников еп. Маэла. Приведена также строка из неизвестного стихотворения о Маэле. Вероятно, Михал О " Клери почерпнул эти сведения из более ранних мартирологов и агиографических произведений. Болландисты память И. указали также под 6 июня (ActaSS. Iun. T. 1. P. 618). Скудость сведений об И. косвенно свидетельствует о том, что его почитание было местным. В нач. XI в. Туам-Да-Гуаланн перешел в руки династии О " Конхобара (О " Коннора), в сер. столетия Аэд О " Конхобар построил там укрепленную резиденцию. Правитель Коннахта Торьделбах О " Конхобар (1106-1156) оказывал церкви И. покровительство. Епископы Туам-Да-Гуаланна в анналах начали именоваться «преемниками Иарлата» (ирл. comharba Iarlaithe). По решению Собора в Рат-Бресале (1111) там была учреждена епископская кафедра по континентальному образцу, ставшая после Собора в Келлсе (1152) архиеп-ством (см. ст. Туам ). Под 1134 г. в «Анналах Тигернаха» и в «Хронике ирландцев» упоминается хранившаяся в Туам-Да-Гуаланне святыня, обозначенная как «Cathach Iarlaithe» (букв.- боевой Иарлата; возможно, книга или др. вещь, связанная с именем святителя, к-рую несли в бой перед войском). В 1170 г., согласно «Анналам четырех наставников», во время паломничества в Туам-Да-Гуаланне скончался Руадри мак Аэда, правитель туата Кланн Косграг (вост. берег оз. Лох-Корриб, графство Голуэй). В средние века с почитанием И. были связаны 3 церкви в Туаме. По преданию, мощи святителя покоились в «Храме реликвария» (ирл. Teampall na Scrine). В центре города сохранились руины приходской ц.

http://pravenc.ru/text/200393.html

Писали, что в нем одновременно подвизалось до 3000 монахов и будущих миссионеров, позднее уехавших просвещать разные уголки континентальной Европы светом Христова Евангелия. Одним из наиболее прославленных воспитанников Клонферта, в юности получившим наставление от Брендана, был прп. Фурсей, или Фурса (Fursey; память: 16 января), основатель монастырей на востоке Англии и в Галлии (нынешняя Франция). Он отличался необычайным рвением в молитве, крайним воздержанием, великим смирением, милосердием и любовью ко всем Еще одним значимым достижением прп. Брендана было основание монастыря и епископской кафедры Ардферт (Ardfert) в графстве Керри, рядом с его родиной. Ардферт стал одним из главных церковных и монашеских центров региона. Затем Брендан учредил общины «Inis-da-druim» на острове Кони-Айленд (Coney Island; здесь сохранились руины построенной им церкви) графства Клэр и Аннадаун (Annahdown) нынешнего графства Голуэй – близ Аннадаунского залива озера Лох-Корриб. Холм Брандон-Хилл, графство Килкенни, Ирландия Сохранились сведения о миссионерской деятельности Брендана и в исторической провинции Ленстер на юго-востоке Ирландии, где с его именем связано много мест. Из них назовем приход Дисарт (Dysart), Киллини (Killeney; здесь ему посвящена церковь) и холм Брандон-Хилл (Brandon Hill) графства Килкенни. Последний назван в честь святого и является самым высоким холмом графства (высота 515 м). Рядом с ним Брендан основал церковь или монашескую общину. Собор Св. Брендана в Ардферте, Ирландия Среди поздних достижений прп. Брендана следует упомянуть монастырь Инчикуин (Inchiquin), ныне в приходе Киллурса в Голуэе, и обитель на острове Иннишглора (Inishglora) недалеко от полуострова Маллет в графстве Мэйо. Последние 100 лет этот остров необитаем, но на нем сохраняются некоторые святыни, связанные с прп. Бренданом. Скорее всего, здесь в древности одновременно действовало два монастыря – мужской и женский. На острове можно увидеть руины церкви Св. Брендана, «церкви для мужчин», «церкви для женщин» и попить воды из целебного источника Св.

http://pravoslavie.ru/139561.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Брендан Клонфертский. Икона. ХХ в. [Брендан Мореплаватель; лат. Brendanus Clonfertensis; ирл. уменьшительное Brendán от Brénaind, Brénfind - седовласый, Braenfind - чистая капля; полное имя - Brendán moccu Alte] (484 или 486, графство Керри, юго-зап. Ирландия - 577 или 583), св. (пам. зап. 16 мая). Происходил из маленького племени алтрагье (Altraige, отсюда родовое имя мокку Алте), воспитывался и обучался в школе для мальчиков, к-рой руководила св. Ита († 570 или 577), затем у аббата св. Иарлата († 540). Приняв постриг и сан священника, Б. К. получил в управление аббатство Ардферт в родном графстве Керри. В 558 или 564 г. основал мон-рь Клонферт, а также ряд др. мон-рей на островах р. Шаннон и оз. Лох-Корриб. По сообщению Адамнана , Б. К. посетил св. Колумбу в мон-ре Иона , побывал в Стратклайде (Шотландия), Уэльсе и, возможно, в Бретани (Зап. Франция). В IX в. Б. К. стал героем «Navigatio sancti Brendani Abbatis» (Плавание св. Брендана аббата) - христ. легенды о путешествии по океану в поисках «Земли обетованной» (ирл. Tir Tairngiri). Плывя на запад в кожаной лодке с 17 спутниками, он достиг земли и через 7 лет вернулся. Согласно легенде, мореплаватели обнаружили чудесные плоды, насыщавшие их на много дней вперед, остров, где Иуда отдыхал от адских мук, и могли свободно объясняться с жителями стран, к-рые они посетили. На формирование ирл. образа «Земли обетованной» оказали влияние как ВЗ, так и представления о кельт. Элизиуме, расположенном где-то на западе, к-рого пытались достичь в маленьких лодочках святые отшельники в скитаниях Христа ради и герои саг, одна из к-рых («Плавание Майль-Дуйна») старше легенды о Б. К. Позднее эти острова отождествлялись с Канарскими, а в наст. время есть версия об открытии Б. К. Америки (Г. Эш) задолго до Лейва Счастливого (80-е гг. Х в.). Сохранилось более 100 списков «Плавания» в 6 редакциях (с X в. и на латыни), не включая переводов и адаптированных текстов. Существует 7 редакций Жития Б. К., но основные тексты сокращены или искажены под воздействием «Плаваний». Наиболее ранняя фиксация легенды о плавании содержится в Житии св. Мало (ркп. X в.), где Б. К. оказывается валлийцем, аббатом Лланкарвана, а Мало - его учеником. Существовала сатирическая версия, созданная в Англии в XI-XII вв., подвергавшая осмеянию и объявлявшая ересью легенду о плавании. Самому Б. К. приписывают значительную по объему литанию, в к-рой использованы сюжеты Свящ. Писания.

http://pravenc.ru/text/153413.html