Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Булгаков Алексей; 1-я пол. XIX в.- после 1918), архим., наместник Киево-Печерской лавры . В 1864 г. поступил в Глинскую в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. В 1875 г. рукоположен во иеромонаха и назначен казначеем свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , с 1883 г. настоятель Черемисского во имя арх. Михаила мон-ря , ввел в мон-ре строгий общежительный устав (см. Общежительные мон-ри ), принятый в Глинской пуст., с продолжительным богослужением и прекрасным пением. В обители активно стало развиваться огородничество, садоводство, пчеловодство, цветоводство. По образцу Глинской пуст. А. устроил в Михаило-Архангельском мон-ре кирпичные заводы, кузницу, бондарную, шорную, швейную, сапожную, столярную мастерские. Число братии с каждым годом росло. При А. мон-рь осуществлял активную благотворительную деятельность: было построено неск. бесплатных гостиниц для паломников. Во время голода 1891-1892 гг. тысячи чувашей и марийцев получали в мон-ре хлеб. А. принимал в обитель больных, старых и увечных людей, неспособных к физическому труду. Исключительно важным видом благотворительности А. было оказание бесплатной медицинской помощи, для чего он за свой счет покупал медикаменты. За врачебной помощью и молитвой к А. обращались не только иноки и паломники, но и жители всей губернии. А. устроил при Михаило-Архангельском мон-ре приют для малолетних сирот. Для детей «инородцев» жизнь в мон-ре имела особое значение, поскольку знакомила их с рус. укладом жизни и навыками хозяйствования. Большое внимание А. уделял просветительской деятельности, утверждению христианства среди крещеных марийцев и чувашей, распространению Православия среди некрещеных и повышению грамотности местных жителей. Мон-рь содержал школу для детей марийцев, педагогические курсы под руководством А. для учителей чуваш. и марийских школ. В 1884 г. А. был возведен в сан игумена, в 1892 г.- в сан архимандрита, награжден орденом св. Анны 3-й (1888) и 2-й (1895) степени. С 1884 г. благочинный мон-рей Казанской епархии. С 9 сент. 1897 г. наместник Почаевской лавры , где укрепил духовную жизнь братии, создал образцовое монастырское хозяйство, развивал благотворительную деятельность. Большое внимание А. уделял лаврской второклассной школе, председателем и попечителем к-рой он состоял.

http://pravenc.ru/text/114376.html

Св. Мартин, еп. Турский. Фрагмент иконы. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай) Св. Мартин, еп. Турский. Фрагмент иконы. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай) Помимо августиновских в Сев. Африке существовали и иные мон-ри (напр., возле Карфагена - Aug. Retractat. 2. 47). Однако гонения, начавшиеся после установления власти вандалов, вынудили нек-рых североафриканских монахов бежать в Европу. Нек-рая стабилизация произошла только к кон. V в. при кор. Гунтамунде, что привело к возрождению М. в пров. Бизацена. На Карфагенских Соборах 525 и 536 гг. обсуждался вопрос о власти епископа над мон-рем. Принятое решение отличалось от постановлений IV Вселенского (Халкидонского) Собора: была провозглашена независимость мон-ря от местного епископа, к-рому не разрешалось размещать в мон-ре свою кафедру и вмешиваться в избрание настоятеля; монахи в первую очередь должны следовать уставу, данному основателем мон-ря; за епископом сохранялись только литургические функции и право ординации клириков для мон-ря (CCSL. 249. P. 273-275, 283). Араб. завоевание Сев. Африки постепенно уничтожило местную монашескую традицию. III. В Галлии М. появилось, вероятно, после возвращения из ссылки ок. 360 г. свт. Илария Пиктавийского. Однако «отцом» галльского М. считается свт. Мартин, еп. г. Туроны, основавший в 60-х - нач. 70-х гг. IV в. мон-рь в Локотигиаке (ныне Лигюже, близ Пуатье) и т. н. Большой мон-рь (ныне Мармутье, в черте Тура). Хотя оба мон-ря сохранились и продолжили свое существование в средние века, их первоначальный характер и устройство являются предметом дискуссий (подробнее см. в ст. Мартин , св., еп. г. Туроны, разд. «Монашество Мартина и основанные святым обители»). В нач. V в. крупным центром монашеской традиции на юге Галлии стала островная Леринская обитель, основателями к-рой были святые Гонорат , впосл. еп. Арелатский, Капразий и Евхерий . На о-вах, к-рые занимало это монашеское поселение, сосуществовали разные типы подвижничества: отшельники и общежительные монахи, аристократы с семьями и слугами, жен. монашеская община, всегда было много паломников и гостей. Родственные связи монахов с аристократическими семьями и близость обители к Арелату, ставшему на некоторое время крупным административным центром после перенесения префектуры из Тревер, подняли престиж Леринской обители и сделали ее субъектом церковной политики того времени. Как сами леринские монахи, так и близкие к ним церковные писатели, жившие в соседних регионах, оставили после себя большое количество литературно-богословских сочинений (в т. ч., вероятно, неск. монашеских уставов), составивших впосл. ядро раннесредневекового монашеского корпуса текстов, читавшихся по всей Европе. При этом сама леринская традиция прервалась (хотя монастырь существовал в средние века; подробнее см. в ст. Лерен ).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

После учиненной проверки подписей выяснилось, что 15 из 18 подписантов не были главами мон-рей, а жили при к.-л. μεμριον, т. е. при городском храме или часовне, построенных в память того или иного святого (Ibid. Vol. 1(2). P. 114-115). Такие «приходские» (их называли μεμρηται или μεμοροφλακες), а иногда «бродячие» монахи, пришедшие в столицу из др. областей империи, были довольно многочисленны в К-поле. Они не составляли общежития, жили, как правило, небольшими группами или поодиночке под рук. к.-л. аввы либо вовсе без духовного окормления. Именно таким мелким группам Каллиник противопоставляет крупные общежительные обители во главе с «архимандритами». Типичным примером подобной обители может служить мон-рь в Руфинианах (также назывался мон-рем св. Ипатия), который располагался к юго-востоку от Халкидона, в местности, получившей название по имени ктитора, префекта претория Руфина, к-рый сначала заселил мон-рь егип. монахами. После убийства Руфина в 395 г. монахи вернулись в Египет, и мон-рь на неск. лет опустел. Ок. 400 г. здесь поселился выходец из Сирии прп. Ипатий († 446) с 2 учениками, который пользовался большим уважением при дворе имп. Феодосия II. В мон-ре в Руфинианах нашли убежище т. н. Длинные братья, монахи Исидор и Аммоний, изгнанные из Египта за оригенистские взгляды еп. Феофилом Александрийским. Здесь же останавливался прп. Савва Освященный во время путешествия в К-поль. Под актами К-польского Собора 536 г. стоят подписи уже 75 настоятелей мон-рей (ACO. T. 3. P. 33-36, 44-50, 142-145). Большинство монастырей, фигурирующих в списке подписей 448 г., продолжали играть активную роль в религ. спорах VI в. Они по-прежнему назывались, как правило, по имени основателя, однако упоминаются около мон-рей, названных по имени небесного покровителя мон-ря: Богородицы, арх. Михаила, апостолов или мучеников. Один мон-рь, св. ап. Филиппа, связан с βρεφοτροφεον, т. е. домом для новорожденных подкидышей. Мон-ри по-прежнему располагались за пределами исторического центра города.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

В 1942-1944 гг. на территории ботанического сада К. И. м. принадлежал скит в честь иконы Божией Матери «Знамение», настоятельницей к-рого являлась мон. Мамелфа (Енакоева). В 1944 г., перед закрытием, в скиту проживало 39 монахинь и послушниц, многие из них исполняли послушание «садовниц» в ботаническом саду (ЦДАГОУ. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1. Л. 158-159). Арх.: ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 752. Д. 729; Оп. 761. Д. 181; Оп. 781. Д. 20; Ф. 922. Оп. 1. Д. 18, 41; ЦДАВО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 2706; Ф. Р-5. Оп. 3. Д. 1065; Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1; Ф. 4752. Оп. 6. Д. 241. Лит.: Григорович Н. И. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по Духовному ведомству: (1769-1869). СПб., 1869. С. 178; Петров Н. И. Киев, его святыни и памятники. СПб., 1896; Строитель Киево-Свято-Троицкого общежительного мон-ря в Бозе почивший о. архим. Иона (в схиме Петр). Од., 1902; Ковалинський В. Св.-Троïцький мон-р: [Icmopiя мон-ря]//Ahдpiïbcьkuй yзbiз. К., 1992. 8. С. 7; он же (Ковалинский В.). Меценаты Киева. К., 1998. С. 98-112; Архим. Иона, основатель и настоятель киевского Св.-Троицкого общежительного мон-ря: Житие, подвиги и чудеса. М., 1995; Дятлов В. Святой Троицы Ионинский// Он же. Мон-ри УПЦ: Справ.-путев. К., 1997. С. 26-29; Рилкова Л., Трегубова Т. Св.-Троïцький (Iohibcьkuй) мон-р//Зbiд пам " яток icmopiï та культури Украïни. Киïв: Енцикл. видання. К., 2004. Кн. 1. Ч. 2. С. 1150-1160; Сказания о прп. старце Ионе, киевском чудотворце. К., 2005, 2011; Киевский Св.-Троицкий Ионинский мон-рь. Севастополь, 2008; Житие прп. Ионы, Киевского чудотворца. К., 2009. В. Г. Пидгайко 1991-2013 гг. В 1991 г. на бывш. территории К. И. м. возобновились богослужения: община во главе с игум. Агапитом (Бевциком), первоначально зарегистрированная по адресу частной квартиры на ул. Киквидзе (как скит Киево-Печерской лавры), молилась перед закрытой Троицкой ц. На постройки обители необоснованно претендовала греко-католич. община Киева, которая в 1991-1992 гг. также совершала богослужения перед храмом. 25 нояб. 1992 г. игум. Агапиту удалось добиться разрешения на совершение богослужений в храме; в тот же день была отслужена 1-я литургия. В сер. 90-х гг. XX в. на территорию обители претендовала зарегистрированная в 1992 г. Киевским горисполкомом по адресу резиденции бывш. Киевского митр. Филарета (см. Денисенко М. А.) община «Ионинского мужского монастыря УПЦ-КП», которую возглавил «архимандрит» Изяслав (Ю. А. Карга). Однако благодаря совместным усилиям братии и прихожан обитель удалось сохранить в ведении канонической Церкви.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

petieri - Ionas. Vita Columbani. II 1; см.: Dunn. 2008). Вскоре после смерти Атталы в Матисконе (ныне Макон) состоялся синод епископов Бургундии под рук. Третика, еп. Лугдунского. На синоде рассматривались обвинения, выдвинутые мон. Агрестием и его сторонниками против аббата Евстасия, к-рому пришлось отказаться от особой формы тонзуры и др. ирл. обычаев, введенных К. Мн. вопросы, связанные с духовным наследием К. и его влиянием на жизнь зап. монашества, остаются дискуссионными. Считается, что в Галлии под влиянием деятельности К. получили распространение общежительные мон-ри, как правило находившиеся в сельской местности; их насельники, жившие за счет собственного труда, занимались земледелием. В отличие от более ранних монашеских обителей, в основном сосредоточенных в Юж. Галлии, особенно в долине Роны, мон-ри традиции К. располагались гл. обр. в сев. части страны. Они строились при участии знати, пользовались покровительством франк. королей из династии Меровингов и нередко получали от них привилегии (о влиянии К. на франк. монашество см.: Columbanus. 1981). По свидетельству Ионы, в Луксовии принимали монашество представители знатных родов ( Ionas. Vita Columbani. I 10; см.: Fox. 2014. P. 50-135). Агиограф упоминал об аристократах Хагнерике и Аутарии, с которыми К. познакомился в Австразии. Бургундофара, дочь Хагнерика, стала монахиней и возглавила монастырь Эбориак (ныне Фармутье), основанный для нее св. Евстасием. Ее брат Хагноальд принял монашество в Луксовии и впосл. стал епископом Лавдуна (ныне Лан). Адон, сын Аутария и Эги, основал «двойной» Йотренский мон-рь (см. Жуар ), в к-ром аббатисой жен. общины стала св. Теодехильда, ранее жившая в Эбориаке. Др. сын Аутария, Дадон, более известный как Авдуин (Авдоен), построил мон-рь Ресбак (ныне Ребе) и впосл. занял епископскую кафедру в Ротомаге (ныне Руан). При поддержке еп. Авдуина св. Филиберт основал мон-рь Гемметик (см. Жюмьеж ), а св. Вандрегизил († 668) - мон-рь Фонтанелла (ныне Сен-Вандрий) (см.: Prinz. 1965. S.

http://pravenc.ru/text/1841808.html

Уставы, или Типиконы, основателей мон-рей (отдельно от их Житий) появились сравнительно поздно; так, общежительный Устав прп. Евфросина Псковского для основанного им Трехсвятительского мон-ря написан в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XV в. Мон-рь неоднократно назван в уставе «общиной». С этим связан и запрет «вкупа» (или «укупа»), практика к-рого наблюдалась в др. мон-рях; в уставе запрещаются укоры «брату», не принесшему ничего, от тех, кто принесли серебро или что-либо иное. Та же мысль изложена и в духовном завещании прп. Евфросина: «Если же что дасть из добрые воли, спасениа ради души своеа, такоже и милостыню, а не вкуп (занеже вкупа несть в монастыре), ино того же искати на игумене и на черньцех, занеже то дано святеи Церкви, ни игумену, ни братии» (ААЭ. Т. 1. 108. С. 83). Впосл. Стоглав «вкуп» разрешил только в исключительных случаях и для ограниченного круга лиц: «Да в великих же честных монастырех стригутся князи, и бояре, и приказные люди великие в немощи или при старости и дают вкупы великие и села вотчинные по своих душах и по своих родителех в вечной поминок. И тем за немощь и за старость законов не полагати о трапезном хождении и о келейном ядении, покоити их по разсужению яствою и питием» (Стоглав//Российское законодательство. М., 1985. Т. 2. С. 329, 375). Различия между решениями прп. Евфросина и Стоглава, разделенными столетием, показывают, что запрет на проникновение в общежительные мон-ри отдельных порядков особножительства служил предметом обсуждения в монашеской среде, монахи часто сопротивлялись строгостям общежительства и настаивали на сохранении нек-рых норм особного жития, объем к-рых, надо полагать, был разным. Это вызывало суровое обличение и осуждение др. части монахов; известна челобитная монахов Иоанну IV Васильевичу Грозному с просьбой о введении общежительства в подмосковных мон-рях. Мон-ри, пребывание в к-рых не зависело от вклада, назывались «богорадными», что следует из нек-рых сохранившихся уставных грамот XV в. (РФА. Вып. 1. 33, 40. С. 145-146, 163-164; Вып. 5. С. 967-969, 977-979).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Студийский устав, а также монашеские традиции Св. Горы Афон оказали значительное влияние на становление раннего рус. монашества. Вместе с распространением христианства в Киевской Руси появились и основные формы монашества: общежительная, отшельническая, келлиотская. В течение неск. веков визант. аскетическая традиция была приспособлена к новым географическим, климатическим и социокультурным условиям. Первые монастыри не были стихийными образованиями, они создавались ктиторами , обычно князьями, к-рые на свои средства строили и содержали обители и сохраняли над ними власть. Креститель Руси св. вел. кн. Владимир Святославич (978-1015) и его ближайшие преемники основали целый ряд монастырей ( Синицына Н. В. Русское монашество и монастыри. X-XVII вв.//ПЭ. 2000. Т.: РПЦ. С. 305-306). Подобные мон-ри скорее всего не имели строгого внутреннего устава, являясь своего рода святынями семьи ктитора, часто были княжескими или боярскими родовыми усыпальницами, местом пребывания представителей рода в старости. Зачисление в мон-рь в X-XI вв. и образ жизни в нем зависели, вероятно, от вклада, к-рый был готов внести новый насельник. Об этом упоминается в Житии прп. Феодосия Печерского в рассказе о том, как он, желая стать монахом, обходил киевские обители, но не мог найти себе места по причине бедности и незнатного происхождения (Успенский сборник XII-XIII вв./Ред.: С. И. Котков. М., 1971. С. 79-80). Немного было мон-рей, основанных самими монахами. Летописец замечает: «Мнози бо манастыри от цесарь, и от бояр, и от богатьства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлена слезами, пощеньем, молитвою, бденьем» (ПВЛ. Ч. 1. С. 69). В первом крупном рус. мон-ре - Киево-Печерском изначально, когда вместе с прп. Антонием подвизалось лишь 12 монахов, их К., так же как и монастырская церковь, находились под землей - в пещере (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 86; см. ст. Киево-Печерская лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы ). Пещерные мон-ри в дальнейшем получили широкое распространение в России. Среди известных обителей, имеющих пещерную часть,- нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь (1328 или 1330), Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (ок. 1470), Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пустынь (нач. XVIII в.), Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери муж. скит Троице-Сергиевой лавры (1844) и др.

http://pravenc.ru/text/1684163.html

В янв. 1821 г. братия В. приняла решение вернуться к общежительному устройству мон-ря. Однако это не удалось осуществить из-за трагических событий, связанных с поражением национально-освободительного движения 20-х гг. XIX в. в Сев. Греции. Во время Греческого восстания (1821) часть афонских монахов присоединилась к македонскому повстанческому отряду Эммануила Папаса. Ватопедская пристань на о-ве Амулиани служила главной гаванью для кораблей восставших. Афон был оккупирован тур. армией, на мон-ри наложена огромная контрибуция (3300 пунгия=1750 тыс. грошей), вдвое увеличен прежний налог, а святогорские игумены отправлены в К-поль в качестве заложников. Важную роль в событиях тех лет на Афоне сыграл ватопедский архим. и врач Косма ( Μαμαλκης. Σ. 515, 552-553). Тур. гарнизоны оставались в афонских мон-рях до 1830 г., и это время стало для Св. Горы настоящим бедствием: захватчики пытали и убивали монахов, грабили мон-ри и храмы. Мн. обители опустели, и сократилась численность монахов. Огромные убытки понесли владения В. в Халкидике, были утрачены ватопедские подворья Богородицы Одигитрии в Серрах и св. Феодоров в Порто-Лагос, владения на Лемносе (в Мудросе и Кодзиносе), мон-рь в Белграде и др. Были проданы мн. реликвии из ризницы В. На десятилетие замерло строительство. В 1822 г. отправленный на Крит ватопедский инок прмч. Дионисий отказался отречься от правосл. веры и был замучен турками. Ватопедский эконом прп. Иоаким (прозванный Папулакис), посланный в 1821 г. к восставшим на Пелопоннес, остался на освобожденной части Греции и затем долгие годы подвизался на о-ве Итака ( Μαρτζλος. Σ. 112-113). После периода оккупации мон-рь быстро возродился. По словам В. И. Григоровича, посетившего В. в 1844 г., «в настоящее время этот идиоритм превосходит своими доходами все прочие и почитается прибежищем зажиточных монахов. Он менее прочих пострадал во время греческой войны, следствием к-рой было запустение Святыя Горы» ( Григорович. Очерк. С. 58). В 1837 г. в В. подвизалось свыше 300 монахов (по свидетельству англ. дипломата Р. Керзона). Затем число насельников значительно возросло за счет заселения ватопедской келлии Серай рус. монахами (1841). В 1849 г. келлия была преобразована в скит (см. ст. Андрея апостола скит ). Согласно офиц. переписи 1885 г., в В. проживало 214 монахов и 30 послушников, в скиту св. Димитрия - 38 монахов и 3 послушника, в келлиях - 54 монаха и 10 послушников, а в Андреевском скиту - 150 рус. монахов и 18 послушников. В 1903 г. общее число монахов составило 966 человек, из к-рых 369 чел.- греки, 570 - русские. Рус. монахами были заселены приписанные к В. молдавские келлии мч. Марина (в 1875), св. Иоанна Предтечи (в 1894) и Живоносного Источника (в 1906).

http://pravenc.ru/text/149927.html

Из мон-рей на территории совр. Московской обл. видную роль играли основанные в XIV-XVI вв. Хотьковский в честь Покрова Пресвятой Богородицы , Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца , серпуховской Владычный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы , Спасский на Всходне, Николо-Песношский, Белопесоцкий во имя Святой Троицы , Колоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы , коломенский Бобренёв в честь Рождества Пресвятой Богородицы , Пятницкий Берендеев мон-ри, Медведева пуст., Давидова в честь Вознесения Господня пустынь . С 60-х гг. XIV в. благодаря деятельности свт. Алексия и прп. Сергия Радонежского одновременно с введением Иерусалимского богослужебного устава в ряде мон-рей (в московских и подмосковных: Чудовом, Зачатьевском, Спасо-Андрониковом, Высокопетровском, Симоновом, Троице-Сергиевом, серпуховском Высоцком и др.) утверждался общежительный устав. Во 2-й пол. XIV в. в Москве удостаивались сана архимандрита настоятели именно общежительных монастырей. Архитектурной особенностью таких монастырей были трапезные. Известно о существовании каменных трапезных в XV-XVI вв. в Троице-Сергиевом, Чудовом, Симоновом, Спасо-Андрониковом, Николо-Песношском, можайском Лужецком, Саввином Сторожевском, серпуховских Высоцком и Владычном и мн. др. мон-рях. В то же время сохранялись и особножительные мон-ри, к примеру Георгиевский в Москве ( Беляев. 1995. С. 200). Нек-рые особенности в уставе имел Богоявленский за Торгом мон-рь: его насельники, согласно источникам 1-й четв. XVI в. (АРГ: АММС. 1998. С. 127. 40), владели личной собственностью, но в нем археологически выявлены остатки каменной трапезной, относящейся примерно к тому же времени ( Беляев. 1995. С. 73-78). Организация белого духовенства в XIV-XVI вв. Письменные источники, повествующие о московских событиях в XIV в. и созданные вскоре после них (напр., «Повесть о нашествии Тохтамыша»), сообщают о наличии в Москве соборных церквей: «...людие же христиане, сущии в граде затворишася в церквах зборных каменных» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 144), что говорит о дифференциации городских приходов и священнослужителей. В летописной статье от 11 июля 1479 г. о закладке каменной ц. во имя свт. Иоанна Златоуста отмечено, что «князь же великии учени игумена у тоа церкви выше всех соборных попов и игуменов града Москвы и загородскых попов» (Там же. Т. 25. С. 323). Это свидетельствует об объединении городских священников в соборы или о наличии церквей, обладавших соборным статусом.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

22 июля 1994 г. по благословению митр. Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) клирики Илиинского храма обрели нетленные мощи прп. Гавриила Афонского. 23 окт. того же года в соборе прор. Илии прошли торжества, посвященные его прославлению. Божественную литургию и чин прославления преподобного совершил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). В 1995 г. Илиинский приход был преобразован в мон-рь, 1-м наместником назначен архим. Антоний (Боровик; впосл. епископ Угольский, викарий Хустской епархии). К 2018 г. главный престол собора освящен во имя прор. Илии, правый придел - в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», левый придел - во имя арх. Гавриила; 23 окт. 2011 г. митр. Одесский Агафангел освятил нижний храм собора во имя преподобных Паисия (Величковского) и Гавриила Афонского. Основными святынями О. И. м. являются аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница» (1894) и рака с мощами прп. Гавриила Афонского, установленная в соборном приделе арх. Гавриила. Каждый день в мон-ре начинается с братского молебна у раки. По благословению митр. Агафангела в 7 ч. утра насельники читают акафист прп. Гавриилу Афонскому. При мон-ре действует воскресная школа для детей и молодежный клуб. В обители проживают 23 насельника, в т. ч. схиархимандрит, 4 архимандрита, 3 игумена и 7 иеромонахов. С 8 мая 2008 г. наместником О. И. м. является архим. Виктор (Быков; с 2014 г. епископ Арцизский, викарий Одесской епархии). Лит.: Сказания о чудотворных иконах Божией Матери, именуемой «Млекопитательница». К., 1908; Русский общежительный скит св. прор. Ильи на Св. Афонской Горе. Од., 19134; Серафима (Шевчик), игум. Молитвенные лампады: История одесских мон-рей. Од., 1996; Жития Одесских святых. М., 2002. С. 238-256; Шиповальников В., прот. «Я с малолетства был при Церкви...»//Мир Божий. 2003. 1(9); Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие/Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный). К., 2004. Ч. 1; Храмы и мон-ри Одессы и Одесской обл. Од., 2005; Михайлуца Н. И. Православные мон-ри Одессы в период оккупации и после освобождения: (1941-1945)//Голос минувшего: Кубанский ист. ж. 2012. 3/4. С. 48-51; Рус. Афонский отечник XIX-XX вв. Св. гора Афон, 2012; Правосл. храмы Одессы и Одесской обл.: Путев. Од., 2014.

http://pravenc.ru/text/2578193.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010