Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8:35). Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28). Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:32). Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37). Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни. Итак, будем помнить, дорогие, что жизнь наша кратковременна и что дана она нам для приготовления себя к вечности, что наступит, непременно наступит Воскресение и будущая вечная жизнь. Расположим же свою земную жизнь так, чтобы не осквернить нам себя никаким пороком, чтобы вместе со святым апостолом Павлом каждый из нас смог сказать: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный (2 Тим. 4:7–8), чего и благожелаю удостоиться себе и всем вам по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. 1964 г. Память Евангелиста Иоанна Богослова. 9 октября н.с. (успение) (26 сентября с.с.) 21 мая н.с. (рождество) (8 мая с.с.) Историко-экзегетическое содержание праздника Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом. Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов (см.: Мф 28, 1–8; Мк 16, 1–8; Лк 24, 1–12; Ин 20, 1–10)      Прошла суббота, и закончилось время субботнего покоя. Женщины, сопровождавшие Иисуса Христа во время Его земного служения, собрались прийти на гроб, чтобы послужить своему Учителю и после Его смерти. Во время погребения Господа они видели, где положили Его тело, и рано утром следующего после субботы дня, приготовив благовония, они пошли на гроб завершить положенное при погребении помазание. Церковь называет этих женщин, принесших к гробу Спасителя благовонное миро, женами-мироносицами. Вот их имена: — Мария Магдалина из галилейского города Магдала. Она пошла вслед за Господом после того, как Тот исцелил ее от беснования — изгнал из нее семь бесов; — Мария Клеопова , жена Клеопы, младшего брата Иосифа Обручника, мать Иакова и Иосии; — Саломия , жена Зеведея, мать апостолов Иакова и Иоанна; — Иоанна , жена Хузы, домоправителя Ирода Антипы; — Сусанна; — Марфа и Мария, сестры Лазаря четверодневного. И вот сделалось великое землетрясение — это Ангел Господень, сверкающий как молния, в белых, как снег, одеждах, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Гроб был пуст — Господь Иисус Христос, победив смерть Свою собственной смертью, воскрес и покинул запечатанный гроб. Воины, поставленные сторожить гроб, пришли в трепет и упали замертво. Придя в себя, они поспешили в город и рассказали о случившемся первосвященникам. Собрав совет, первосвященники и старейшины подкупили стражей, велев им говорить, что ученики Иисуса, придя ночью, украли Его тело, пока они спали. Белый ангел. Монастырь Милешева, Сербия      Между тем мироносицы нашли камень отваленным от гроба и, войдя в гробовую пещеру, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же они недоумевали об этом, вдруг предстали перед ними два Ангела в виде мужей в блистающих одеждах. Один из Ангелов обратился к женщинам: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес! Вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, рассказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть распятым и в третий день воскреснуть». В страх и трепет пришли женщины, а Мария Магдалина побежала к одиннадцати апостолам и рассказала им, что Иисуса Христа во гробе нет. Апостолы не поверили женщинам, но Петр и Иоанн поспешили ко гробу выяснить, что же случилось. Они побежали вместе, но молодой Иоанн бежал быстрее Петра, оказался у гроба первым, но не решился войти внутрь. Когда ко гробу подошел Петр и вошел внутрь, он увидел только погребальные пелены. Ученики возвратились к себе, а Мария Магдалина осталась у гроба и плакала. 16 июня 2017 г. Рейтинг: 7.7 Голосов: 193 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104468.html

Здесь же, в Вифлееме, родился и был помазан на царство великий царь Давид. Мы чаще всего вспоминаем его как автора Псалтири — но кроме того это был выдающийся государственный деятель древности: он объединил царство Израиля, присоединил и сделал столицей его Иерусалим, где в дальнейшем его сын, Соломон, построил Храм. Здесь же происходили события книги Руфи, посвященной жизнеописанию прабабке Давида — язычницы-моавитянки, из бескорыстной любви и верности своей свекрови Ноемини принявшей народ иудейский и Единого Бога: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь, 1:16). Руфь собирала хлебные колосья на полях своего будущего мужа Вооза вокруг Вифлеема — и над этими же полями спустя века прозвучала Рождественская песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир — в человеках благоволение». Сегодня это место относится к маленькому христианскому городку Бейт-Сахур («Поле пастухов») по соседству с самим Вифлеемом. Бейт-Сахур Город Рождества Самое главное событие в истории Вифлеема — рождение в нем Господа Иисуса Христа. Город не был родным ни для Божией Матери, родившейся, по одной версии — в Назарете, по другой — в Иерусалиме, ни для Ее обручника Иосифа, жившего в Назарете. В Вифлеем, как в город своего предка Давида, они пришли, согласно евангелисту Луке, чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, в которую в те времена входила провинция Иудея. Поскольку масштаб переписи был колоссален даже по нынешим временам (Империя включала в себя все Средиземноморье, а в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, и даже в Британии стояли римские легионы), для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род. Вифлеем Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5).

http://pravmir.ru/vifleem-gorod-rozhdest...

И еще один подарок ожидал меня в этот день. На обратном пути ехали крутой узкой дорогой мимо Гефсимании. Не знаю, кто, а может быть и я, высказали желание посетить Гробницу Божией Матери - это было сокровен-ное желание моей души. И Божия Матерь услышала меня, грешную, и удос-тоила великой милости - допустила ко Гробу Своему припасть. Все прошли чередой мимо Гроба Пречистой и вышли петь молитвы и тропари у алтаря пред Гробом. Мне Пречистая позволила побыть одной... Я плакала, утопа-ла в слезах (плачу и теперь), молилась о детях, сродниках, о людях страны нашей. Молилась о себе, грешной, грешнейшей из всех людей. Я плакала от великой милости, обращенной ко мне в день моего грешного земного рождения, итого невозможно было представить ни во сне, ни ная-ву - и вот оно было. Не плакать было невозможно. Да и сейчас, записы-вая все это, я не могу удержаться от слез. И еще о дубе Мамврийском. По преданию Св. отцев. по мере приближения конца веков дуб будет сохнуть. Сейчас он почти весь засох, дуб ограж-ден оградой, его поддерживают опоры из металла. В 1996г. была жива од-на ветка с листьями, а сейчас уж и ее нет. Паломники, приходя к дубу с волнением ищут признаки жизни: есть ли еще живые листочки? Искали и мы - увидели маленький зеленый росток. Рядом растут еще два дуба, их на-зывают Исаак и Сарра. В тот же день посетили Вифлеем, город, где родился Господь. Извести что детство Иисуса Христа прошло в Назарете, где жил Он в доме Иосифа Обручника, которому в возрасте 14 лет была вручена Дева Мария, вырос-шая в Святая Святых, куда и священники могли входить только раз году. Дева. Мария знала с раннего детства, что обетом родителей посвящена Богу. Назарет находится в 137 км от Иерусалима (5 дней пути пешком). В те далекие времена состоялась перепись населения городов. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, город Давидов, называемый Вифлеем... запи-саться с Мариею, обрученной ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Пер-венца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Евангелие от Луки, 2. 3-7)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

И помáле другий видев егó, речé: и ты от них еси. Пéтр же речé: человече, несмь. (Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!) Воззревши нань (всмотревшись в него, т. е. в ап. Петра). Несомненно, что лице ап. Петра выражало глубокую скорбь и мучительный страх за судьбу Учителя, и это не могло не возбудить против него подозрения в видевших его. Потому служанка и прочие спрашивали его, он не из учеников ли Иисуса Христа. И этот был с Ним, по Евангелию Матфея: и ты был с Иисусом Галилейским ( Мф.26:69 ), по Марку: с Назарянином Иисусом. ( Мк.14:67 .) Иисуса Христа называют Галилейским и Назарянином, потому что Он вырос и жил в Галилее, в Назарете, в доме Иосифа, обручника Пресв. Богородицы. ( Мф.2:23 ). Не знаю Его. Так ап. Петр отрекся не только от того, что он ученик Христов, но и от того, что он знает Его, даже, как сказано далее (ст. 60), представился непонимающим того, о чем говорили ему. Так начал свое отречение ап. Петр, и так начинает исполняться предсказание Христово об отречении его! Так скоро и глубоко падает добродетель человеческая без Божией помощи, добродетель самоуверенная! Это было первое отречение ап. Петра. Ап. Петр конечно был смущен предложенным ему вопросом, а еще более тем ложным ответом, который он дал на вопрос и потому, по Марку ( Мк.14:68 ), поспешил удалиться из внутреннего двора во внешний, за ворота, в надежде, что там он не будет так заметен. (Мих.) Но что же? Здесь он снова отрекается, и это второе отречение свое, по Матфею и Марку, подкрепляет даже клятвою, что еще более увеличивало тяжесть его поступка. Лк.22:59 . И мимошéдшу яко часý единому, ин некий крепляшеся глагóля: воистинну и сéй с ним бе: ибо Галилéанин éсть. Лк.22:60 . Речé же Пéтр: человече, не вем, éже глагóлеши. И áбие, ещé глагóлющу емý, возгласи петель. (Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И ПРИШЕД НАХОДИТ ЕГО НЕЗАНЯТЫМ, находит сердце того человека ничем незанятым, ВЫМЕТЕННЫМ И УБРАННЫМ: все в сердце прибрано, сор грешных мыслей выброшен, есть даже некоторые украшения, – добрые расположения. Но если человек остается ленивым и нерадивым, праздным и к себе невнимательным, если Христос еще не занял в его сердце места, откуда изгнан враг, если это сердце еще открыто и готово принять первого, кто придет, ТОГДА ИДЕТ этот злой дух, эта греховная страсть, И БЕРЕТ С СОБОЮ СЕМЬ ДРУГИХ ДУХОВ, ЗЛЕЙШИХ СЕБЯ, и возвращается с большей силою и лютостью, с семью смертными грехами и страстными помыслами (ибо как есть семь даров Духа Святого, так есть и семь смертных грехов) И ВОШЕДШИ ЖИВУТ ТАМ; И БЫВАЕТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ТОГО ПОСЛЕДНЕЕ ХУЖЕ ПЕРВОГО, потому что прежде была еще надежда на исправление, а теперь зло крепче, овладело сердцем, нежели раньше. ТАК БУДЕТ И С ЭТИМ ЗЛЫМ РОДОМ, если не хотите внимать Мне, если решитесь еще на большее злодейство, на убиение Меня, вашего Господа, и тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне, и не будет» ( Мф.24:21 ). Так бывает и со всяким человекам, если он после покаяния не будет бороться с своими устарелыми греховными привычками: как голодные звери, они после того накинутся на его бедное сердце еще с большей лютостью... Кто Матерь Моя, и кто братья Мои? Гл. 12, 46–50. Чего не придумывали книжники и фарисеи, чтобы отвлечь народ от Господа Иисуса, чтобы унизить Его, заставить замолчать? Каких клевет не распространяли о Нем? Они говорили о Нем, что Он «любит есть и пить вино», что в Нем обитает сам Веельзевул, князь бесовский, что Он «вышел из Себя», лишился здравого разума, и потому не следует слушать Его. И эти бессовестные клеветы они постарались довести до сведения Его пречистой Матери и братьев Его – сыновей Иосифа, обручника пресвятой Девы, которые жили в Назарете, в семи часах пути от Капернаума, где обычно пребывал Господь. Очень могло быть, что простосердечные обитатели назаретской хижины, братья Господа по плоти, могли невольно поколебаться в мыслях: нет ли и в самом деле чего-нибудь похожего на то, что говорят об Иисусе уважаемые ими книжники и старцы? Евангелист Иоанн замечает, что в то время братья Иисуса Христа еще не веровали в Него, как Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И это — одна из таких ошибок. «И, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (ст. 45–47). Здесь в Отроке Иисусе и обнаружилась та самая Божественная премудрость, о которой я говорил. Заметьте, что Он сидел посреди учителей, слушал и вопрошал их, и они, как сказано по-русски, «дивились разуму», а по-славянски употреблено более точное слово (славянский перевод выполнен более точно с греческого оригинала): «Ужасахуся же вси послушающии Его». Ужасались — до того удивительные вещи Он говорил учителям израильского народа, то есть наиболее мудрым людям среди него. Видимо, Иисус задавал вопросы, на которые они не имели ответа, и Сам отвечал совершенно неожиданным для них образом, но в то же время Его ответы своей убедительностью заставляли учителей Израиля прислушаться к Его словам и, может быть, принять их. «И, увидев Его (родители. — Игум.А.), удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» (ст. 48). Пресвятая Дева Богородица называет Иосифа Обручника отцом Иисуса ради приличия, потому что в то время никто, конечно же, не смог бы понести такой необыкновенной истины, что Иисус родился «прежде веков», как сказано, «от Отца без матери, а в последние времена — от Матери без отца». От Отца без матери — имеется в виду от Небесного Бога Отца, а в последние века — чудесным образом от Девы Марии. «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (ст. 49). Эти слова совершенно ясно обнаруживают, что еще в отроческих годах Он осознает Себя Сыном Божиим. И это вновь опровергает тех еретиков, которые учили о постепенном духовном преуспеянии человека Р1исуса, приведшем к тому, что впоследствии Он соединился с Божеством. Нет, уже в отроческом возрасте, когда обычно люди не умеют из себя еще ничего изображать, а ведут себя искренне и просто, Он говорит такие необыкновенные вещи.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

известно, Юлиан выступил в поход против персов 5 марта 363 года. празднование памяти сих святых весьма древнее; спустя 30 лет после их кончины, Феодосий Вел. 395 г. построил в честь их в Константинополе церковь, а монах Герман, впоследствии патриарх (ум. 740 г.) написал в память их канон. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Память святого Апостола Иуды, брата Господня по плоти сей Саломии следует отличать еще старицу Саломию — жительницу Вифлеема (нареченную бабку Господа); эта Саломия была родственницей Пресв. Девы Марии и прав. Иосифа; см. о ней в сказании о Рождестве Христове, — месяц декабрь, 25-го число, и в житии св. Иосифа Обручника, — 26 декабря. Апостол Иаков, брат Господень по плоти, по преданию сопутствовал отцу своему Иосифу, Приснодеве Марии и Младенцу Иисусу, во время бегства их в Египет. По вознесении Спасителя, он был поставлен епископом церкви иерусалимской; он первый составил Божественную литургию. Скончался, будучи свержен иудеями с крыла церковного, в 61 или 62 году по Р. Хр.; ему принадлежит соборное послание, носящее его имя. Память сего св. Апостола — 23 октября. некоторые отличают от Иуды, брата Господня, Иуду Иаковлева (упоминаемого в Евангелии от Луки гл. 6, ст. 16 и в кн. Деян. Апост. гл. 1, ст. 13) и к сему Апостолу относят следующее, сообщаемое в Евангелии обстоятельство. Во время последней Своей прощальной беседы с учениками, Господь, возвестив им о Своем отшествии к Богу Отцу, в утешение им сказал: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:18–21); тогда Иуда сказал Господу: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Иоан. 14:22). Из этого вопроса видно, что Апостол Иуда еще не расстался с любимою мыслию иудеев о Мессии, как о земном царе, и понимал обещанное явление Господа в смысле видимого, чувственного явления, во славе земного царя и завоевателя. Господь ответом Своим дал ему понять, что Он — не земной царь, и явление Его в Царстве Своем не есть явление видимое, внешнее, телесное, но внутреннее, духовное, — таинственное общение Его с верующими (Ин.14:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Испытанное ими, несомненно, имело благой и великий духовный плод: Пресвятая Дева соделалась в глазах Иосифа из Обручницы в Благословенную Матерь Бога Слова. Она и Сама это понимала. Такая великая слава для обоих была и опасна, опасна для смирения их. Вот поэтому премудрость Божия и сочла за нужное подвергнуть испытанию их веру и мужество. С этого времени мирно потекли дни для Пресвятой Девы, пока не приблизился час исхода Её благодатного чревоношения. «1. в те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. 2. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. 3. и пошли все записываться, каждый в свой город. 4. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, 5. записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна», — так написано в главе 2й Евангелия от Луки. Императорское повеление о всенародной переписи в Римской империи было вызвано политическими и финансовыми расчетами. Но удивительно то, что это как раз и способствовало рождению Спасителя в Вифлееме, чтобы сбылись древние пророчества. В «Ветхом Завете», писавшемся на протяжении более тысячи лет, содержится несколько сот упоминаний о грядущем Мессии: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Это пророчество пророка Михея (5,2), жившего в восьмом веке до Рождества Христова. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам. И всякое колено, племя и род имели свои определенные города и праотеческие места. Поэтому повеление кесаря привело в движение всю Иудею: «идяху вси написатися, кождо во свой град». Поэтому и благодатная Мария, происходившая тоже из рода Давидова, несмотря на последние дни чревоношения, должна была оставить мирный кров и идти в свой родовой Вифлеем, чтобы внести и Своё имя в списки подданных кесаря. Более трёх суток требовалось для путешествия из Назарета в Вифлеем, а в положении Марии время увеличивалось. Из Иерусалима дорога поднималась к Вифлеему сначала через Рафаимскую равнину, поросшую теревинфовыми деревьями, а далее виднелись высоты, то есть горы, в которых некогда обитал пророк Илия. Отсюда, с высокой горы, виден был уже и Вифлеем, расстилающийся по горному хребту, склоняющемуся к югу в долину.

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Лишь тогда, когда Дева Мария вернулась домой и занялась рукодельем, Архангел предстал перед Ней, сказав: Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его (Лк. 1: 30–32). Эти события нашли отражение в иконе Благовещения. Обычно Архангел Гавриил изображается там с посохом или с цветком лилии, а Пресвятая Богородица с веретеном или водоносом. Архангел Гавриил продолжил служение делу спасения явлениями праведному Иосифу-обручнику. Впервые Архангел был послан к нему, когда Иосиф усомнился в чистоте вверенной ему Девы – и Архангел развеял сомнения Иосифа. Затем Архангел явился Иосифу, дабы предупредить его о коварстве Ирода, и повелел взять Младенца Христа и Матерь Его и идти в Египет. Когда же Ирод умер, Архангел Гавриил вновь явился Иосифу и повелел возвратиться в землю Израилеву. В дальнейшем Архангел Гавриил никак не упоминается в евангельской истории, однако есть мнения, что ангелом, укреплявшим Господа Иисуса в Гефсиманском саду и явившемся уже по Воскресении Христовом женам-мироносицам, был именно он. Следующее известное церковному Преданию явление Архангела Гавриила вновь имеет отношение к Пресвятой Богородице. Архангел был послан к Матери Божией незадолго до Ее Успения. Согласно Преданию, Архангел Гавриил возвестил Пречистой Деве о Ее скором отшествии на небо. В знак этого отшествия Архангел принес Ей райский цветок. Последующая церковная история сохранила еще несколько свидетельств о явлениях Архангела Гавриила. Наиболее известное из них связано с молитвой «Достойно есть». В целом все остальные явления Архангела Гавриила можно охарактеризовать следующим образом – в основном он, в отличие от грозного воина Архистратига Михаила, является как вдохновитель и утешитель, возвещающий радость. Именно поэтому в молитвах к Архангелу Гавриилу обращаются как к «прерадостному благовестнику» и просят его споспешествовать нашему спасению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010