1Кор.7:15 .  Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. «Аще ли неверный отлучается, да разлучится: не поработися бо брат или сестра в таковых». Сторона верующая, говорит Апостол, да не подает повода к разлучению; а если сторона болящая захочет разойтись, ты неповинен и свободен от обвинения. «В мир бо призва нас Господь Бог«. Если и сказал Господь: «Не… приидох воврещи мир на землю, но мечь… разлучити человека на» ближнего »своего " ( Мф. 10, 34–35 ), то не противоречит тому сказанное Апостолом, а объясняет он учение Господне. Ибо, говорит, спасительная проповедь не смятение вводит в жизнь, а, напротив того, домогается паче истинного и боголюбивого мира. Расторгает сперва худое согласие и разногласием достигает похвального единомыслия. Ибо приявшие Божественную проповедь, став учителями неверных, производили сверх чаяния чудный переворот и разъединившиеся семейства приводили в достолюбезное согласие. Сие говорит Апостол и здесь. 1Кор.7:16 .  Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? 1Кор.7:17 .  Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. «Что бо веси, жено, аще мужа спасеши? Или что веси, мужу, аще жену спасеши? Точию коемуждо якоже разделил есть Бог». С доброю надеждою, говорит Апостол, прими на себя труд; помощником усердию имеешь Бога. «Кийждо якоже призван бысть Господем, тако да ходит: и тако во всех церквах повелеваю». Апостол здесь ясно дал видеть, что не повелел сочетаться с неверными мужьями или женами, но узаконил это призванным уже сочетавшимися. Потом по обычаю от излагаемого им предмета переходит к другим, всем предписывая приличные им законы. 1Кор.7:18 .  Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. 1Кор.7:19 .  Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих. «Во обрезании ли кто призван бысть? Да не отторгнется. В необрезании ли кто призван бысть? Да не обрезуется. Обрезание ничтоже есть, и необрезание ничтоже есть, но соблюдение заповедей Божиих». Кто призван необрезанным, да не принимает обрезания, и обрезанный да не усиливается выказать себя необрезанным. Ибо и необрезание естественно, и обрезание совершается по ветхому закону. Похваляется же не самое дело, но хранение Божественной заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

21 . Такое обрезание совершается втайне. Как Авраам вначале был в необрезании, а потом совершил обрезание, так в необрезании остается наш внутренний человек, когда он пребывает во плоти; когда же он уже не во плоти, но в духе, то он в обрезании, а не в необрезании 179 . Претерпевающий внешнее обрезание не всю плоть совлекает, но только крайнюю, как главный источник соблазна, и претерпевающий внутреннее обрезание совлекает только ту плоть, о которой написано: Всякая плоть – трава, и вся сила плоти – как цвет полевой. Засохла трава, увял цвет, а слово Господне пребудет вечно ( Ис. 40:68 ). Остается же плоть, которая увидит спасение Божье, как написано: И узрит всякая плоть спасение Божие ( Лк. 3:6 ). Что это за плоть? Очисти слух и услышь! 22 . Внутреннее обрезание должно превосходить внешнее обрезание. И потому превосходит всех иудей сокровенный 180 , от колена Иудина. Вот поднимается Истинный Иудей, Он от колена Иудина 181 , Его рука на хребте врагов Его, Он, преклонившись, возлег, как лев или как скимен, Его восхваляют братья Его ( Быт. 49:8–9 ). В Нем Иуда не теряет своего первородства, поскольку слово Его творит таких первородных, которые не уловляются соблазнами века сего и не пленяются удовольствиями мира сего. И как сам Иуда занял свое место в родословной, так и многие из тех, кто рожден после него, будут предпочтены, чтобы радоваться о первенстве добродетелей. Будем же стараться стяжать внутреннее обрезание и внутреннего иудея, который духовен. Духовный же, как первенствующий, судит обо всём, о нем же судить никто не может ( 1Кор. 2:15 ) 23 . Предписанное законом обрезание было отменено как неполное после пришествия Того, Кто обрезал всего человека, исполнил закон обрезания в совершенстве. Он Тот, Кто сказал: Не нарушить закон пришел Я, но исполнить ( Мф. 5:17 ). 24 . Если посмотришь внимательно, найдешь и такой смысл: обрезание крайней плоти должно было прекратиться, потому что к Богу пришли все народы 182 . Ведь не язычникам было заповедано обрезание, но семени Авраама, как читаешь в первом Завете: И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и семя твое после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который ты должен соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя в роды их: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у сына иного племени,который не от твоего семени, непременно да будет обрезан. И будет завет Мой на плоти вашей заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей на восьмой день, истребится душа та из рода своего, ибо он нарушил завет Мой ( Быт. 17:9–14 ). Хотя Аквила 183 утверждает, что в еврейском тексте не сказано о восьмом дне, но он, иудей по букве 184 , не во всём заслуживает доверия, он мог сделать пропуск и не сохранить «восьмой день».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

2:11—12). Еф.2:8.   Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар. Еф.2:9.   Не от дел, чтобы никто не хвалился. «Благодатию бо есте спасени чрез веру» . Благодать Божия сподобила нас сих благ, а мы привнесли одну веру; но и в той содейственною бывает Божественная благодать. Ибо и это присовокупил Апостол. «И сие не от вас, Божий дар» : «не от дел, да никтоже похвалится» . Ибо не сами собою мы уверовали, но, будучи призваны, приступили, и от приступивших Господь не потребовал чистоты жизни, но, прияв одну веру, даровал отпущение грехов. Еф.2:10.   Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. «Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде у готова Бог, да в них ходим» . Апостол сказал здесь: «создани» , разумея возрождение, то есть Бог призвал нас по неизреченной благости, мы повиновались и, уверовав, получили спасение. Но как до крещения не требовал от нас деятельной добродетели, так по крещении повелевает позаботиться о ней. Ибо сие означают слова: «на дела благая, да в них ходим» . Снова же Апостол напоминает ефесянам прежнее, чтобы показать величие Божия благодеяния. Еф.2:11.   Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками. «Темже поминайте, яко вы, иже иногда языцы» (здесь должно поставить знак препинания). «Во плоти, глаголемии необрезание от рекомаго обрезания во плоти, рукотвореннаго» . И обрезание принадлежит плоти, и необрезание также плоти. Сие значит: вы «глаголемии обрезание во плоти» (называли же вас так имеющие рукотворенное обрезание плоти) не имели никакого общения в благословениях Израиля. Ибо сие показывает присовокупляемое. Еф.2:12.   Что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. «Яко бесте во время оно без Христа, отчуждени жития Израилева, и чужди от завет обетования, упования не имуще, и безбожни в мире» . Апостол хочет показать, что Владыка Христос соделался для них снабдителем всех благ. Ибо прежде, нежели уверовали в Него, говорит он, были вы лишены Боговедения и не получали благ, обетованных Израилю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2903...

2: 28–29). На протяжении многих веков эта тайна, сокрытая печатью, оставалась непознанной жестоковыйным (по слову апостола Стефана) иудейским обществом. И весь Ветхий Завет преисполнен грозными обличениями со стороны Бога и Его пророков. Вот Иеремия от лица Бога обличает иудеев в том, что «весь дом Израилев с необрезанным сердцем» (Иер. 9: 26). Или Моисею на горе Синай Господь повелевает передать сынам Израиля: «Я [в ярости] шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои» (Лев. 26: 41). В речи первомученика Стефана звучат грозные обличения, обращенные к иудеям: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7: 51). Однако при всей иудейской жестоковыйности дело не только в ней. Печать Завета, сокрывая глубинную духовную реальность, всё же всем своим «форматом» информировала о пророческом характере иудейства: то, что под печатью, остается до времени Христа сокрыто. Сокрыто не только потому, что не понято и не принято, а потому, что нет еще средств для реальной борьбы с грехом. Да и Христово благовестие, пришедшее в силе, заменило «сень» истиной и наполнило понятия совершенно новым смыслом. Обрезание не могло исцелить человека и подать ему силы к избавлению от греха. Но оно служило пониманию отделенности еврея от языческого мира и наполняло его надеждой прихода Ожидаемого. Христос – воплощение этой надежды – также принимает Обрезание. Почему? Во-первых, «чтобы исполнить всякую правду». Авторитет Мессии требовал выполнения всех важнейших предписаний Закона, ибо Он пришел «не нарушить закон или пророков, но исполнить». Непринятие Христом Обрезания противоречило бы пророчествам Писания о Мессии. Во-вторых, Христос в самом начале жизненного пути изображает тот важнейший догмат, за точную формулировку которого «ломали копья» потом отцы на Вселенских Соборах: догмат о том, что Он, Мессия, – истинный Человек, Которому не чужда человеческая боль.

http://pravoslavie.ru/76475.html

5 ст. мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. Следом за апостолом в Иерусалим пришли и те, которые своими речами о необходимости обрезания и для христиан смутили мир Апостольской церкви; причем они сами или их единомышленники вкрались, проникли в тот дом, где пребывали апостолы с Павлом или где они все вместе собирались с другими верующими. Эти пришедшие лжеучители следили за ап. Павлом, как он будет себя вести здесь в Иерусалиме среди апостолов и верующих из иудеев, что он будет говорить о свободе от закона Моисеева и как примут его речь об этом первоверховные апостолы, и как они посмотрят на его жизнь вне предписаний закона Моисеева. Это выслеживание ап. Павла и его спутников со стороны лжебратий, т. е. иудействующих, имело своей целью подметить не проявят ли они, т. е. Павел и его спутники, в своей жизни и деятельности пред лицом апостолов и христиан из иудеев чего либо несоответствующего той жизни и тому учению, которые они проповедали в Антиохии и, при представившимся к тому удобном случае, уличить их в этом и поработить их, т. е. заставить их признать необходимость обрезания. Но, говорит апостол, мы ни в каком смысле им не уступили и не покорились им, вели свою жизнь и поступали во всем так, как мы учили антиохийцев и других из необрезанных, т. е. жили сообразно Евангельской свободе. И все это, продолжает ап. Павел для того, чтобы истина благовествования сохранилась у вас. Так что истина благовествования, т. е. что при Евангельском законе закон Моисеев не нужен и обрезания для вас язычников, обращающихся в христианство , совершенно излишне, что спасение достигается только чрез одного Господа Иисуса Христа, эта истина, осталась непреложной, и Евангельское учение о христианской свободе в чистом виде, без всяких примесей, в данном случае со стороны иудействующих, сохранилось именно у вас, – язычников. Так что удивляюсь вам, как это вы так быстро переходите от благовествования Христова под иго ветхого закона. 6 ст. И в знаменитых чем либо, какими бы ни были они когда либо, для меня нет ничего особенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

7 ст. Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? 8 ст. Такое убеждение не от Призывающего вас. Вы так было хорошо шли по пути, указанному мной, по пути Евангельской истины, так ревновали по сей истине. Не понимаю, кто мог внушить вам мысль не покоряться истине, т. е. оставить Евангельский путь. Во всяком случае такое воздействие на вас было не со стороны Того, Кто призвал вас ко спасению, это дело не Божие. 9 ст. Малая закваска заквашивает все тесто. Бойтесь тех, которые сбили вас с истинного пути, бойтесь их, хотя бы их было даже мало, потому что подобно малой закваске, они могут своими лжеучениями заквасить, заразить всю вашу христианскую общину. 10 ст. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а, смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. Впрочем, я уверен, что вы послушаетесь меня и с Божией помощью оставите свои заблуждения; а те, которые сбивают вас с толку, смущают вас своими лжеучениями, кто бы они ни были, они понесут осуждение от Господа. 11 ст. За что же гонят меня, братья, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. Чтобы иметь больше среди вас успеха, лжеучители прикрываются мной, будто и я стою за обрезание. Если так, то за что же они меня преследуют? Ведь причина то распри отстраняется. Тогда соблазн креста, который по апостолу один спасает людей, прекратился бы, раз при кресте и закон и обрезание существуют. 12 ст. О, если бы удалены были возмущающие вас! Если бы вы прекратили с лжеучителями всякое общение и удалили их из своей среды. 13 ст. К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Когда я просвещал вас светом божественного учения, то помните, что не под иго закона я вас звал, а звал к жизни во свете христианской свободы. Только, смотрите, из одной крайности не попасть бы вам в другую: не поймите христианскую свободу не в смысле свободы от закона, а в смысле свободы угождения плоти и греху. Нет, вам в звании христиан по духу христианской свободы будет более соответствовать не греховное себялюбие, а любовь друг к другу, в ней усовершайтесь

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

XV. И в пятый год четвертой седмины этого юбилея 48 , в третий месяц, в средине месяца, Аврам праздновал праздник начатков жатвы хлеба и принес свежую хлебную жертву; к жертвам начатков хлеба для Господа (он присоединил) тельца, и овна, и овцу на жертвенник вместе с благовонным курением. И Господь явился ему и сказал Авраму: «Я – Бог Владыка, благоугождай предо Мною и будь благочестив. И Я заключу завет между Мною и тобою и сделаю тебя весьма великим». И Аврам пал на свое лице. И Господь говорил с ним и сказал: «Вот завет Мой с тобою, и Я сделаю тебя отцом многих народов, и ты не будешь более называться Аврам отныне до века; но Авраам будет тебе имя, ибо Я сделал тебя отцом многих народов, и сделаю тебя весьма великим, и произведу от тебя народов и царей. И я поставлю завет Мой между тобою и Мною, и между твоим семенем после тебя, в их родах, в вечное установление, чтобы Я был твоим Богом и Богом твоего семени после тебя во всех родах. И Я дам тебе и семени твоему после тебя землю – ибо ты пришлец в ней – землю Ханаанскую, чтобы ты был господином над нею навсегда. И Я буду им Богом». И Господь сказал Аврааму: «И храни Мой завет ты и твое семя после тебя, и обрезывайте все ваши крайние плоти. И это будет знамением Моего вечного установления между Мною и тобою и для родов (потомков). В осьмой день вы должны обрезывать все мужеское, в ваших родах, рожденного дома и купленного вами за золото у всех сыновей чужеземцев, что приобрели вы. Кто от твоего семени, тот да будет обрезан, рожденный дома и купленный за золото да будет обрезан. И Мой завет на теле вашем пусть будет в вечное установление. И кто не обрезан, всякий мужеского пола между вами, крайняя плоть которого не обрезана в восьмой день, душа та да истребится из рода вашего, ибо она нарушила завет Мой». И Господь сказал Аврааму: «Сора, жена твоя, не будет более называться Сорою, но Сара – имя ее; и Я благословлю ее, и дам тебе от нее сына; и Я благословлю его, и произведу от него народ, и цари над народами произойдут от него».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

    П. Помню.     К. В субботу и обрезание принимает человек, по слову Спасителя (Ин. 7:22-23), без всякой укоризны со стороны закона. Этот образ внушает и почти ясно свидетельствует, что субботствующим во Христе, то есть престающим от греха и освящаемым чрез веру, весьма справедливо приличествует обрезание в духе, совершаемое в восьмой, то есть воскресный, день; ибо так воскрес Христос. Когда же ожил, разрушивши державу смерти, тотчас запечатлел знаемых своих Духом Святым: это-то и есть обрезание в духе. Он «дунул, говоря: примите Духа Святаго» (Ин. 20:22). Не о таком ли совершении мысленного обрезания говорит и Павел? Ибо он утверждал, что уверовавшие должны обрезаться «обрезанием нерукотворенным», то есть духом (Кол. 2:11). Прибавил бы я к этому еще и то, что, мысленно субботствуя, мы по справедливости не должны переставать и от того, что относится к духовному мужеству, и от того, чтобы сокрушать врагов и во Христе побеждать противовосстающих: во образ же сего опять я представлю тебе древнего оного Иисуса, вместе с израильтянами взявшего Иерихон в седьмой день, то есть в субботу.     П. Итак, суббота приносит нам с собою, как кажется, праздность только от порочного и греховного, если дело идет об истине, которая для древних была начертана в образах, как бы только в тенях.     К. Так утверждаю. А понимаемая иным способом, она может показать весьма ясно Христово таинство.     П. О каком способе ты говоришь?     К. Закон сказал: «Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу; когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой» (Втор. 15:12-14). Это значит, что все время до пришествия нашего Спасителя Израиль держим был духом рабства, подчиненный наказующему закону; когда же в последние времена века, образом которых служит для нас суббота, воссиял Еммануил, тогда отъят был от них дух рабства; совершенно ничего не принесши Владыке в выкуп, они человеколюбивою благодатью призваны к свободе и в славу сыноположения: ибо оправданы уверовавшие не от дел закона, по Писаниям, но от веры (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

“Пророки приточно называли Христа камнем и скалою под каменными же ножами мы будем разуметь Его учение, чрез которое такое множество заблуждавшихся людей от необрезания были обрезаны обрезанием сердца”, — пишет святой Иустин Философ в “Беседе с Трифоном Иудеем” 152 . В заключительной 26-й гомилии на книгу Иисуса Навина Ориген повторяет сказанное им в 5-й гомилии о смысле галгалского обрезания и добавляет, что “именно эти мечи из камня, ножи из кремня, использованные Иисусом для нашего второго обрезания, были положены в том месте, в котором Иисус нас призвал и принял: в месте, которым Иисус владеет в душе праведника. Там Иисус полагает свои ножи”. Ножи (мечи) — это слово Божие, которым обрезаны христиане обрезанием нерукотворенным (Кол 2:11), обрезанием сердца. Погребение Иисуса Навина на горе Ефремовой означает, по Оригену, “погребение” Иисуса Христа в христианской душе, которая и есть место Его сокрытия 153 . В том, что погребение каменных ножей прообразует великую тайну будущего спасения, с Оригеном согласен и блаженный Августин: “Каменные ножи были погребены чтобы показать этим глубокую тайну, которая должна была бы принести блага их потомкам” 154 . И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которыевидели все дела Господа, какие Он сделал Израилю (24:31). Книга Судей повествует о том, что уже дети тех, кто завоевывал Ханаан, оставили Господаистали служить Ваалу и Астартам (Суд 2:13). У Иисуса Навина не осталось правопреемника — того, кто занял бы его место, место вождя всего Израиля. Книга Судей ярко изображает неприглядную картину действия центробежных сил, сдерживавшихся только необходимостью вести общие военные действия против внешнего врага. И символом единства израильских колен был ковчег со скрижалями Завета и, конечно, гробы праотцев, среди которых и кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта и схоронилив Сихеме (24:32). Книга заканчивается упоминанием о смерти первосвященника Елеазара. Умер и Елеазар, сын Аарона первосвященник, и похоронили егона холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой (24:33). Пока это место остается неизвестным.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

А что таковой и в иудейство уклоняется, и снова возвращается к тени Закона и ветхости буквы, таким образом отвергается благодатной истины (Ин.1:17) и нового служения в духе (2Кор.3:8), это уже не подозрение, а само собой и слепому явно, как говорится. Потому что не постановление ли Закона говорит: " в первый месяц, в четырнадцатый день месяца сего праздник Господу пасхи, и в пятнадцатый этого месяца праздник; семь дней ешьте опресноки " (Числ.28:16,17)? Итак, если это есть древнее и Моисеево узаконение, то кто стал бы сомневаться, что употребляющие опресноки имеют общение с Евреями, держащимися законов Моисеевых, и через один этот древний, от Закона заимствованный, квас заквашиваются на весь Закон, по сказанному боговдохновенным Павлом: " малая закваска квасит всё тесто " (1Кор.5:6); - хотя и странно как-то кажется и нисколько не отлично от загадки удерживать подобно квасу опреснок. Потому что он хотя и особенное имя имеет, называясь опресноком, но так как он есть часть древнего законоположения, которое великий Павел по причине ветхости наименовал квасом, то нисколько не противно, а и весьма свойственно называться общим именем кваса. Так что сказанное апостолом Галатам об обрезании, изменив в предложение об опресноках, уместно бы сказать и опресночникам: " если едите опресноки, никакой вам не будет пользы от Христа. И свидетельствую всякому человеку, употребляющему опресноки, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати " (см. Гал.5:2-4). Ибо если должно быть отменено обрезание, так как оно принадлежность Закона, то должен быть отринут и опреснок, потому что он относится к Закону. И опреснок принадлежит Закону даже более чем обрезание: потому что оно прежде Закона и иногда противоположно закону, когда нарушает субботу, став важнее закона относительно её; а опреснок и вместе с Законом [установлен], и никогда не противоречит Закону. Посему он даже более чем то [обрезание] должен быть отвергнут; и, следовательно, на употребляющих его, как и на обрезывающихся, падает укоризна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/573/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010