сл. Следующие затем слова: «положу Дух Мой на него», выражают почти тоже, что сказал Иегова народу своему: «излию Дух Мой на племя твое» ( Ис.44:3 ). В дальнейших словах 42-ой главы раскрывается проповедническая деятельность Раба Божия, ее характер и сущность. Он возвестит народам правду. Его проповедь будет скромна, спокойна, тиха. Ее сила не в громких словах, не в возвышенных речах без разбора места и времени, но в обаянии ее внутреннего содержания. Не насилие и смерть возвестит Он, но жизнь, снисхождение, милосердие. Он и самое малое проявление жизни, самую ничтожную искру добра воспламенит и усилит. Суд Его будет судом истинным; и до тех пор не ослабеет Он и не прекратит проповеди, пока не утвердит правду, и пока закон Его не признают все острова. Таково проповедническое служение Раба Божия. Нигде в столь подробных и ясных чертах не описывается миссионерская деятельность народа израильского и потому с правом большинство комментаторов видит в представленном описании образ Мессии. Но и здесь можно сделать некоторое сближение пророческого служения Раба Божия с проповедью Израиля. Уже самое избавление Израиля от плена было судом Божиим над ним и прочими народами и вместе с тем молчаливою, но убедительною проповедью о всемогуществе Иеговы и об истинности Его закона. Видя освобождение Израиля, все народы придут к нему и скажут: «у тебя только Бог , и нет иного Бога; только у Господа правда и сила» ( Ис.45:14,24 ). Ибо что такое те боги? Плотник, протягивает по дереву линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом, округляет его и выделывает из него образ красивого человека, чтобы поставить его в доме. И вот Бог! Он стоит и не двигается, кричат ему, но он не отвечает, не спасает от беды. Но пал теперь Вил и низвергся Нево, Они не спасли Вавилона. В таком посрамлении языческих богов и распространении славы Иеговы посредником являлся народ израильский. Посему Сам Иегова называет его свидетелем для народов, вождем и наставником народам ( Ис.55:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

«Теперь, братья возлюбленные, давайте кратко рассмотрим, что все это означает. Когда благословенный Авраам указал рабу своему взять жену для его сына, он являл собой образ Бога Отца. Как во время приношения сына в жертву всесожжения он являл собой образ Бога Отца, так и его раб обозначал слова пророчества. Итак, Авраам потому отправил своего раба за женой своему сыну в отдаленную страну, что Бог Отец имел намерение послать слово пророческое по всей земле, чтобы найти невесту Своему Сыну Единородному – Церковь кафолическую. И как через раба Авраамова благословенному Исааку приводится жена, так через пророческое слово ко Христу, истинному Жениху, призывается из всех отдаленных земель Церковь кафолическая. И где же обнаруживается предназначенная Христу невеста? Где же, как не у воды ? Истинно так, возлюбленные братья, ибо если бы Церковь не пришла к водам Крещения, она не соединилась бы со Христом. Поэтому Ревекка встретила раба Авраамова у источника, а Церковь встречает Христа в таинстве Крещения» . Елиезер едет на верблюде. И невесту будет везти на верблюде. А у верблюда, как известно, два горба. И аллегорическое прочтение текста предлагает следующие истолкования: два горба символизируют Ветхий и Новый Завет. И Церковь опирается и на Ветхий, и на Новый Завет. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим, 3, 16–17). – Здесь говорится и о том, что было десять верблюдов. Число десять свидетельствует о том, что Церковь ревностно относится к исполнению Божиих заповедей. И сказанное, что у него были всякие сокровища, – возможные указания на духовные, оправдывающие чрез веру блага Церкви. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим. 4, 3). Вывод очевиден: только добродетельный человек, живущий по заповедям Бога, обретет доступ к духовным сокровищам, открывающим для нас доступ в Царствие Небесное.

http://pravoslavie.ru/110108.html

Поймите же, что все, святые ли Небеса, или Ангелы, или Архангелы, или Престолы, или Власти, или Начала, или Херувимы, или Серафимы, или солнце, или луна, или праотцы, или апостолы, или диавол, или сатана, или злые духи, или силы воздушные, или (не говоря другого) мужской пол, или женский, - в начале творения все произошли из одного, - все, кроме всесовершенной и благословенной Троицы, Отца и Сына и Духа Святаго! И из-за дурных действий некоторых потребовалось, чтобы Бог дал им имена по делам их. А тем, кто больше преуспел, Он даровал славу изобильнее. VI. Антоний - всем дорогим моим братиям в Арсиное и в ее окрестностях и всем, кто с вами, привет. Все вы, приготовившие себя, чтобы идти к Богу, приветствую вас о Господе, возлюбленные, от малого до великого, мужей и жен, святых чад Израиля по вашему умному существу. Истинно, дети мои, великое благословение пришло к вам, ибо велика милость, сошедшая на вас в вашем поколении. И подобает вам ради Того, Кто посетил вас, не слабеть в вашем рвении, пока вы не принесете себя в жертву Богу во всей святости, без которой никто не может войти в наследство. Истинно, возлюбленные мои, великое дело для вас, чтобы вы просили уразуметь ту умную сущность, в которой нет ни мужчины, ни женщины, но которая бессмертна, имея начало, но не имея конца. И следует вам знать, что и она пала в унижение и великий позор, который настиг всех нас; и все же она - бессмертная сущность, которая не должна истлевать вместе с телом. И потому Бог увидел, что рана ее неисцелима. Поскольку была она так тяжела, Он посетил род человеческий в Своем милосердии, и в благости Своей по прошествии времени Он послал им Закон, подав им помощь через Моисея Законодателя. И Моисей заложил для них основание дома Истины и хотел исцелить ту великую рану, и не смог завершить строительство дома. И вот, хор святых снова собрался и стал молить милость Отца о нашем Спасителе, чтобы Он пришел к нам во спасение всех нас. Ибо Он - наш великий и верный Первосвященник и истинный Врач, в Чьих силах исцелить эту великую рану. Итак, по воле Отца, Он истощил Себя от Своей славы. Он был Богом и принял образ раба (ср. Флп.2:7-8), и предал Себя Самого за грехи наши, и беззакония наши уничижили Его, и раной Его мы все исцелились (Ис.53:5). Итак, дорогие мои дети о Господе, хочу, чтобы вы знали, что по причине нашего безумия принял Он образ безумия, и по причине нашей немощи - образ немощи, и по причине нашей нищеты - образ нищеты, и по причине нашей смерти принял Он образ смертного, и во всем этом пребывал ради нас. Истинно, возлюбленные мои о Господе, не подобает нам давать сна очам нашим и веждам нашим дремания (Пс.131:4), но будем молиться и понуждать благость Отца, пока Он не смилуется над нами; и таким образом мы принесем утешение приходу Иисусову, и силу служению святых, которые трудятся за нас на земле во время нашего небрежения, и возбудим их к ревности, чтобы они помогли нам во время нашей скорби. Так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут (Ин.4:36).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/50/f...

Слава Богу, что и до нас, недостойных, дошло свидетельство тех очевидцев. Поверим, возлюбленный, свидетельству тех очевидцев, которые сами Бога во плоти видели, слышали и руками осязали, и что видели и слышали, то проповедали нам, чтобы и мы общение имели с ними (1 Ин 1:3). Бог свидетельствовал с небес: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17). То же и посланники Его святые свидетельствовали. Отворим уши душ наших, и примем свидетельство в сердца наши, и углубим его, и всегда в том поучимся, что Бог ради нас, создания Своего убогого, и Царь Небесный ради непотребных рабов Своих, явился на земле, и пожил, и потрудился, чтобы нас на небо возвести. Великое и удивления достойное было бы дело, когда бы царь земной ради плененного раба Своего пришел сам освободить его. Сколь несравненно большее дело, что Сам Бог в посольство вступил ради меня и тебя, убогих и негодных рабов Своих, и пришел к нам в мир этот избавить нас. О, дивное чудо, которому и Ангелы достойно удивляются! Да обращается всегда чудо сие пред душевными нашими очами, и тогда подлинно обновимся, и от сердца послушаемся Божественных слов Его, и будем новой тварью во Христе (2 Кор 5:17). Спасайся.   Письмо восемьдесят шестое Ты вопрошаешь: как в сердце углубить великое смотрения Христова таинство? Ответ. О чем часто помышляем и поучаемся, то глубже в памяти и сердце нашем вкореняется. Помышляй часто и об этом великом и дивном деле, и молись, и вкоренится в сердце твоем. Видишь образ Его в церкви и дома: помышляй, что это образ Сына Божия, и Небесного Царя, и Бога твоего, Который ради тебя на земле явился, и пожил, и трудился. Видишь образ Богородицы: помяни тут, что это образ Той Пресвятой Девы, Которая плотью родила Господа твоего, и на руках носила, и млеком материнским питала. Видишь образы апостолов: думай тут, что это изображение очевидцев и боговидцев, которые своими очами Бога явившегося видели, и слова жизни из уст Его слышали, и на чудеса, Им творимые, смотрели, и с Ним обращались и жили, и с места на место ходили, и потом нам Его проповедали. Видишь образ Крестителя: помышляй тут, что это подобие того великого пророка, который удостоился крестить Господа твоего в водах Иорданских и указывал на Него рукой своей: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Так происходит непрестанно. В святом Крещении человек возрождается " от воды и Духа " . За этим следует " хождение в обновленной жизни " (Рим.6:4). И дана цель этого хождения: " И сами будьте святы во всех поступках " (1 Пет.1:15). Хотя грех осквернил человеческую природу, человек все же несет в себе образ Божий, но этот образ потускнел от грехов. Воплотившись, Христос " уничижил Себя Самого, приняв образ раба, соделавшись подобным человекам " (Флп. 2:5-8). Он стал подобным нам, чтобы сделать в свою очередь нас " причастниками Божеского естества " (2 Пет.1:4). Таким образом, Христос стал нашим Спасителем не только потому, что " наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились " (Исх.53:5), но и через то, что " от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия " (2 Пет.1:3). Другими словами, Господь не только предлагает нам прощение грехов, но также дарует нам Божественную Свою силу для нашей пользы и духовного развития, чтобы мы не были " без успеха и плода в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа " (2 Пет.1:8). В богослужениях перед Рождеством повторяются в песнопениях слова " Христос рождается, прежде падший восставити образ " (кондак Предпразднества Рождества Христова), т.е. потускневший в человеке образ Божий восстанавливается в своем первоначальном сиянии. Наше спасение начинается, когда мы получаем ощущение наших грехов во святом Крещении, и потом много раз в исповеди, т.е. в таинстве покаяния, слезоумовении. За этим следует обновляемая Святым Духом духовная жизнь человека во Христе членом Его Тела, т.е. Церкви. Цель этой жизни - стремление к чистоте сердца и через это стремление " узреть Бога " (Мф.5:8) во Святом Духе. Согласно определению епископа Феофана Затворника, мы спасаемся по доброй воле Бога Отца, благодаря заслуг Сына, и благодатной силой Святого Духа " . Поэтому для православного богослужения характерно, что почти что все молитвы оканчиваются прославлением Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа. Вера и добрые дела

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Это – тот неизмеримо высоконравственный образ жизни Христовой, о котором Он изрек: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин.13:15 ). Это – тот образ, который был дан апостолам и о котором верховный Петр сказал: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет.2:21 ). Это – тот образ, который апостол Павел желал отобразить в своих учениках из язычников, обращенных к вере во Христа и которым он написал следующие слова: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! ( Гал.4:19 ). Чтобы сделать понятным сейчас сказанное нами, укажем некоторые черты этого высочайшего духовного образа Христова, те черты Его жизни, которые мы должны при помощи благодати Божией стараться постепенно отобразить в себе, чтобы ближе уразуметь Его, войти в единение с Ним и в этом обрести источник отрады среди скорбей и страданий здесь, на земле, и блаженства там, на небесах. Первая черта образа Христова есть смирение. Будучи образом Божиим, равным Богу, Сын Божий умалил Себя, приняв образ раба, и, подобно рабу, Он не возгнушался омыть ноги ученикам Своим. Научая их смирению, Он сказал: Я дал вам пример (образ), чтобы и выделали то же, что Я сделал вам... Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу ( Ин.13:15:14 ). Другая черта Его образа – послушание. Сын Божий, Единородный Отцу, Он говорил о Себе: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца ( Ин.6:38 ). Поэтому, когда настало время страданий Его, Он не восхотел уклониться от них, ни умолять Отца о ниспослании дванадесяти легионов Ангелов ( Мф.26:53 ) и ничего не предпринимал для избавления Себя, но во всем предавал Себя в волю Отца: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня... да будет воля Твоя! – говорил Он пред чашей страданий Своих ( Мф.26:42 ). Третья черта нравственного образа Христова – любовь. Эта любовь Сына Божия подвигла восприять на Себя дело спасения; любовь Его к нам низвела Его на землю; любовь милосердствовала о несчастных, больных, слепых, алчущих, плачущих; она побуждала Его нас ради алкать, жаждать, утруждаться; любовь Его говорила: «Жаль Мне этих людей, нуждавшихся в пище», и чудесным образом напитала их в пустыне ( Мф.15:32 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

571 е) Богом благословенным. Апостол, перечисляя разные пре­имущества иудеев, говорит между прочим: которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь ( Рим. 9:4–5 ). Относить последние слова к Иисусу Христу, а не к Богу Отцу, заставляют аа) образ речи: выражение – сущий над всем ( ν π πντων), непререкаемо указывает на предыдущее подлежащее, т.е. на Христа во плоти; бб) связь речи: сказав, что Христос от иудеев только по плоти, Апостол естественно располагает ожи­дать мысли, кто же Христос не по плоти; вв) цель речи: на происхождение Иисуса Христа от иудеев по плоти Апостол указы­вает, как на одно из преимуществ избранного народа, и притом как на преимущество важнейшее, – в чем же будет со­стоять это преимущество, если Христос – простой человек, и не к Нему относятся последние слова: сущий над всем Бог, благословенный во веки? 572 Важность этого свидетельства столько же непререкаема: аа) в нем Иисус Христос называется Богом, сущим над всем, т.е. верховным, точно так, как в другом месте называется Бог Отец ( Ефес. 4:6 ); бб) Богом благосло­венным, также подобно Богу Отцу ( 2Кор. 1:3 ; Ефес. 1:8 ); вв) Богом, благословенным во веки – тоже совершенно сходно с Богом Отцом ( 2Кор. 11:31 ), и наконец – гг) все это заклю­чается частицей: аминь, которая, по употреблению в Священном Писании, всегда усиливает или запечатлевает истину, и которой тот же Апостол в другом месте заключил подобное же славословие единому истинному Богу, в противоположность богам ложным: служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь ( Рим. 1:25 ). 2) Божеское естество, совершенное равенство и единосущие с Богом Отцом. а) Божеское естество. Сюда относятся преимущественно два изречения святого Апостола Павла: аа) первое – в послании к Колоссянам: ибо в Нем (Иисусе Христе) обитает вся полнота Божества телесно (2:9), где всецело приписывается Христу естество Божеское (срав. Рим. 1:20 ); бб) второе – в послании к Филиппийцам: ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (2:5–8). Здесь выражения: будучи образом Божиим ( εν μορφ θεο πρχων) и быть равным Богу ( τ εναι σα θε) ясно противо­полагаются выражениям: приняв образ раба ( μορφν δολου λαβν), сделавшись подобным человекам ( ν μοιματι νθρπων γενμενος). Но как последние выражения, очевидно, означают в лице Иисуса Христа именно естество человеческое; так, следовательно, и первые – означают в Нем естество Божеское. 573 А кроме того Апостол выражается:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? ( Пс. 21:2 ), как сказано от лица Христова. Но Христос не был оставлен Отцом или Божеством Своим, как кажется арианам и евномианам 31 , боящимся страданий, и потому удаляющимся от Страждущего. Кто мог вынудить Спасителя сначала воплотиться на земле или взойти на крест? Не против воли, но добровольно взошёл Он на крест с великим радованием. Ещё за много дней Он сказал ученикам: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение, и распятие ( Мф. 20:18–19 ). Здесь он имеет в виду Своё человечество. Для этого Господь и вочеловечился, не перестав быть одновременно Богом и Господом всех. Это необходимо запомнить. Итак, поскольку Господь всяческих, – как говорит апостол, – уничижил Себя Самого, приняв образ раба ( Флп. 2:7 ), то принимает на себя и нашу немощь, как ходатай, который, не претерпев никакого ущерба, но защищая других, говорит за угнетённого правителю области: «притеснены, изнурены, разорены мы, правдивейший из судей». Так за нас говорит Христос: Боже мой! Боже мой! [внемли мне] ( Пс. 21:2 ). Как во время творения Отец вместе с Сыном именуется Богом всяческих, так по воплощении называется Богом Сына. Потому что, как я сказал выше, Господь принимает в Своё Божество человеческую личность. Мы прежде оставленные, а ныне воспринятые и спасённые страданиями безгрешного Христа. Наше неразумие и нашу греховность Он, как бы усвоив Себе, говорит об этом словами псалма, потому что 21-й псалом явно относится ко Христу. Держась этого умозрения, необходимо понимать и то, что Христос научается послушанию, как говорит апостол: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был, за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию ( Евр. 5:7–8 ) – всё это ради нас чудесно соединяет и воплощает Он в Себе. Потому что как Слово 32 Он не был ни послушен, ни непослушен, так как это свойственно людям. Но, приняв «образ раба», снисходит он к рабам и приемлет на Себя их образ, нося в Себе всех нас, и со всем, что относится к нам, чтобы в Себе истощить наше худшее, как огонь растопляет воск. Чтобы и нам через соединение с Ним приобщиться к Его свойствам. Поэтому Он делами Своими воздаёт честь послушанию, и испытывается в нём страданием. Ибо недостаточно одного расположения, как недостаточно его и нам, если оно не поддержано делами, потому что доказательством расположения служат дела. 100. Евтию, чиновнику при градоначальнике

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Далее, немного ниже, апостол говорит: о Сыне (сказано): престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему, помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих ( Евр. 1:8–9 ). Но Бог, и названный Богом, и имеющий престол во век века, как мог быть помазан Богом? Как мог принять царство по избранию Тот, Кто имеет царство по естеству? Ибо сказано: престол Твой, Боже, в век века; следовательно, выражение быть царем противоположно выражению быть помазанному в царя за то, что возлюбил правду и возненавидел беззаконие; ибо такое царство есть награда за подвиги. Итак, по безумному мнению еретиков, (воплотившийся Бог) оправдался содействием Духа. Следовательно, оправдавший Дух лучше оправданного Сына. Но здесь совсем не то: ибо наше человечество оправдано явившимся в нем Богом, Который, соединившись с ним нераздельно, и научил его высокой добродетели, и сохранил его неприкосновенным от стрел греха, невинным и недоступным дьявольскому обольщению, и, попустив ему на краткое время вкусить смерть, тотчас освободил его от ее владычества, сообщил ему собственную Свою жизнь, вознес на небеса, посадил одесную величествия и дал ему имя выше всякого имени ( Флп. 2:9 ), и, даровав ему собственное Свое достоинство, Сам принял наименование его естества. Превечное Слово Божие благоволило именоваться Сыном человеческим: никто, – сказано, – не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах ( Ин. 3:13 ). А сошел с небес не тот, кто от семени Давидова, но Творец небес, превыше времени, Слово Божие, сущее, прежде век, ради же соединения с человечеством, Оно принимает наименование Сына Человеческого. И в другом месте, так же называет Его: увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде ( Ин. 6:62 ) – разумеется здесь не образ раба, но Образ Бога. Там же: потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему: ибо наступает время и т. д. ( Ин. 5:27–29 ). Но это свойственно не простому человечеству, а, действующему в нем, Божеству. (Если же свойственно) и видимому человечеству, то по тесному его соединению и общению с Божеством. Так, Бог Слово усваивает Себе смиренный образ раба и, будучи Богом, благоволил назваться человеком; и, как Сам приобщился уничижению человека, так и ему сообщил Свое величие. Ибо Младенец Девы называется Еммануилом, это Младенец, Который был повиваем пеленами, сосал сосцы и питался молоком, именуется Ангелом Великого Совета, и чудным Советником, и Богом крепким, и Властелином, и Царем мира, и Отцом будущего века, и Сыном Вышнего, и Спасителем, и Господом, и Творцом всяческих. Един, – говорится, – Господь Иисус Христос, Им же вся. Но имена Иисус и Христос означают домостроительство, а домостроительство совершилось не прежде творения и не вскоре после творения, но в последние дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Для чего требовалось такое самоуничижение? Для того, чтобы этим подвигом умилостивить правосудие Божие, избавить нас от гнева Божия, который мы заслужили нашими винами пред Богом, преступив в лице наших прародителей Его заповедь и умножая нашу виновность пред Ним личными грехами, личным противлением Его святой воле. Никому из нас не миновать бы вечной погибели, если бы не явился ходатаем за нас Сын Божий, если бы Он на одного Себя не принял ответственности за наши вины и если бы для этого Он, будучи Богом, не умалил Себя, не принял образ раба, не сделался подобным нам Человеком, если бы не смирил Себя, быв послушлив до смерти, и смерти Крестной ( Флп.2:7–8 ). Эта жертва самоуничижения и самоотвержения была совершенно достаточна для умилостивления Бога, ибо принесена была за нас не простым и не грешным человеком, но Богочеловеком, Богом и в то же время Человеком безгрешным. Чем воздадим нашему Искупителю, проявившему столь спасительное для нас снисхождение? Чем иным, как не заботами о том, чтобы в нашей жизни отражался образ и подобие Его снисхождения к нам? В нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп.2:5 ), говорит апостол и указывает на Его смирение и послушание до смерти Крестной. Какими же именно чувствованиями и расположениями мы должны одушевляться, взирая на образ снисхождения Христова? Это объясняет апостол, сказав перед приведенным изречением: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других ( Флп.2:3–4 ). Это значит, что как Христос из любви к людям принял для их спасения самое уничиженное состояние, так и мы, следуя Его примеру, не должны ставить высоко самих себя перед ближними, какими бы преимуществами физическими, житейскими и духовными ни отличались от них. Мы должны помнить, что эти преимущества слишком ничтожны в сравнении с Божеской славой, которую наш Спаситель скрыл под внешностью раба для нашего спасения, и что они – дар милости Божией. Дарами же Божиими грешно превозноситься, за них должно только благодарить Бога и употреблять их во славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010