Ранние изображения К. и И. представлены на миниатюрах к Гомилиям свт. Григория Назианзина (к 24-му Слову). Так, в рукописи из Парижской национальной б-ки (Paris. gr. 510. Fol. 332v, между 879 и 882 гг.) на листовой миниатюре, разделенной на 2 регистра, каждый из к-рых включает по 2 сцены, проиллюстрирован рассказ об обращении К. в веру юной христианкой И. В верхнем регистре справа язычник К. совершает колдовские действия, привораживая И.: К.- молодой темнобородый мужчина с короткими вьющимися волосами, облачен в голубую тогу, лишь наполовину скрывающую его обнаженный торс, представлен сидящим на престоле с подножием, рядом стоит наполненная купель, в к-рую К. погрузил мужскую и женскую скульптурные фигурки; как философа и мага его характеризируют окружающие предметы - большая сфера на столе слева, свиток в левой руке. В том же регистре слева показано моление И.: дева стоит перед киворием в 3/4-ном повороте с молитвенным жестом поднятых рук, смотрит вверх; облачена в охристый мафорий и платье розовых тонов, изображена с нимбом, вверху в медальоне оплечный образ Иисуса Христа. В верхнем регистре по сторонам по диагонали помещены изображения 2 кивориев как противопоставление христианства и язычества: слева, на переднем плане, показан киворий на золотых колонках с золотым же сводом, который осеняет престол, покрытый красной индитией. Киворий справа отодвинут на задний план, внутри этого сооружения, исполненного в голубых тонах, стоит золотой идол. В нижнем регистре на фоне архитектурных колонок, разделенных горкой, показаны события после уверования К. во Христа (К. везде с нимбом). Справа епископ крестит К. в водах источника (реки), а слева - мучение святого (варят в котле со смолой), к-рый молитвенно воздел руки (орант), рядом - ему отсекают голову, слева замыкает композицию фигура человека в длинном хитоне и плаще с тавлионом, взирающего на подвиг К., вероятно упомянутого в Житии мч. Феоктиста. В рукописи Гомилий свт. Григория Назианзина из б-ки Амброзианы в Милане (Ambros.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Пелена. 1533 г. Памятью о связях К. с Валахией являлись 2 лицевые пелены (подеи), шитые металлическими нитями по красному атласу, с портретами валашских господарей из семьи Нягое Басараба; одна из них сохранилась (ок. 1533): валашский господарь с супругой и наследником изображены в молении Богоматери типа «Влахернитисса», на поземе и фоне вышиты также процветшие поросли, орнаментальное значение имеют молитвенные и вкладные надписи. Среди редкостей обители - антиминс келлии Вел. Панагии, подписанный Иаковом, еп. Иерисоса и Св. Горы (ок. 1775), с изображениями сцены «Оплакивание» и символов евангелистов в углах; бордюры по сторонам и арочный сегмент над композицией заполнены простыми цветочными мотивами. Стихирарь. 1826 г. (Ath. Cutl. 439. Fol. 2) Б-ка К. сохранила достаточно много памятников, интересных как для истории христ. письменности и лит-ры, так и для изобразительного искусства. Целый ряд лицевых рукописей К. отражают важнейшие процессы в развитии изобразительного искусства в визант. период и позднее. Пергаменное Евангелие-апракос (Ath. Cutl. 90, X в.) написано крупным уставом-унциалом и украшено заставками в виде орнаментированных рамок «покоем», внутри которых строчки расцвечены поочередно то золотым, то синим. В рукописи Минология на окт. (ок. сер. XI в., ГИМ. Син. греч. 175) лицевые изображения обрамляют текст каждого жития: отдельные или парные фигуры святых помещены в начале текста наряду с декоративным инициалом, а сцена мученичества - в его завершении. Лицевое Евангелие-апракос на пергамене (Ath. Cutl. 60, ок. 1169) содержит не только 4 миниатюры с портретами евангелистов, представленных как античные писатели в стиле комниновского «возрождения», но и миниатюру с портретами ктиторов, преподнесших рукопись в дар Христу; во вкладной надписи упоминается мон-рь во имя вмч. Феодора «Клисиуриоту». К древнейшим лицевым относится также Евангелие-тетр (Ath. Cutl. 77, XII в.) c заставками на золотом фоне в визант. стиле. Пергаменное Евангелие-апракос (Ath. Cutl. 61, XIII в.) украшено лишь 3 миниатюрами, позволяющими оценить художественные достижения на очередном этапе «классицизма» в визант.

http://pravenc.ru/text/2462351.html

Карла Лысого (Рим. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Б/н, 866-875 гг.), подаренной папой Григорием VII (1073-1085) рим. ц. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Декорация итал. романских Библий может включать инициалы, небольшие иллюстрации в начале отдельных частей и полностраничные иллюстрации-фронтисписы. Подобно турским Библиям, миниатюры-фронтисписы разделены на ярусы. В иконографии и стиле миниатюр ощутимо влияние мозаик и фресок рим. церквей, инициалы отражают влияние франкосаксон. образцов. Особенность итал. Библий - в преобладании фигуративных изображений над орнаментами и инициалами. В XII в. предположительно в Умбрско-Римском регионе были созданы Библия Пантеона (Vat. lat. 12958, 1125-1130 гг.), Библия Санта-Чечилия-ин-Трастевере (Vat. Barber. lat. 587, 1110-1125 гг.), Палатинская Библия (Vat. Palat. lat. 3, 4, 5, 2-я пол. XI в.); в тосканском - Библия из кафедрального собора во Флоренции (Laurent. Edili 125, 126, 1-я четв. XII в.), Библия из Кальчи (Laurent. Calci. 1, 1168 г.), кастильская Библия из Авилы (Matrit. Vitr. 15-1, 1150-1160 гг.). Рождество Христово. Миниатюра из Эпистолария мастера Джованни да Гайбана. 1259 г. (Padua. Bibl. Capit. Б/н. Fol. 2v) В XIII в. главным итал. центром изготовления рукописей был университетский г. Болонья. Большая часть его книжной продукции - Библии, антифонарии и градуалы, а также юридические трактаты. Рукописи болонских мастерских расходились по всей И. и Европе. Среди иллюстрированных рукописей важное место принадлежало однотомным, т. н. университетским, Библиям. Болонские Библии создавались по образцу парижских Библий и воспроизводят систему их декоративного оформления, включающую историзованные инициалы, дролери, гротески, маргиналии, филигранные бордюры. Но болонские мастера внесли в декорацию дополнительные детали: сцены в медальонах на полях, роскошные гирлянды, цветы и птиц, ветви аканфа, а также использовали более яркие цвета и золото. Один из самых известных болонских миниатюристов 2-й пол. XIII в.- «мастер из Имолы» - брал за образец своих сюжетных композиций пизанские алтари (в частности, образы Джунты Пизано), на живопись к-рых оказало сильное влияние искусство Византии.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Захария, они представлены сидящими в неглубоких, тесных для них нишах, украшенных парами скульптурных путти по бокам. Вдохновляясь реальной тяжестью и изгибом свода, М. Б. выстроил иллюзионистическую архитектурную раму, к-рую заполнил человеческими телами - пластичными, движущимися, разномасштабными, превращая их в меру глубины пространства. Стилистически роспись распадается на 2 этапа, граница между к-рыми пролегает по 1510-1511 гг. Выполненные до этого времени сюжеты - от истории Ноя до «Грехопадения и изгнания из рая» - решены как многофигурные сцены, в к-рых не всегда найдена уравновешенная композиция. В дальнейшем, в сценах «Сотворение Евы», «Сотворение Адама» и особенно в сценах творения мира М. Б. отведет доминирующую роль одной фигуре - Бога Отца, чье стремительное, энергичное движение и физическая мощь служат визуальным эквивалентом творящего и созидающего Духа. В силу своей пластической насыщенности росписи свода кажутся автономными от интерьера капеллы и разительно контрастируют с выполненными в 80-х гг. XV в. фресками на боковых стенах, в которых сопоставляются истории прор. Моисея и Христа. Однако сами сюжеты, представленные на потолке, имеют с ранними росписями очевидную программную связь: они предшествовали установлению Нового Завета и обусловили явление Спасителя, предсказанное пророками и сивиллами. После смерти Юлия II в 1513 г. его наследники вернулись к идее сооружения его гробницы. Над различными вариантами ее проектов М. Б. работал до 1545 г., но работа осталась незавершенной. Кондиви охарактеризует процесс создания этого памятника, который сопровождался постоянными распрями и преследованиями со стороны семейства делла Ровере, как «трагедию гробницы» (Ibid. Fol. 26v). Свободно стоящий монумент был заменен более скромной и традиционной по форме пристенной гробницей, состоящей из нескольких ярусов. Ее скульптурное убранство должно было включать фигуру Богоматери с Младенцем, изображение самого понтифика и дополнительные фигуры. Для варианта 1513 г.

http://pravenc.ru/text/2563178.html

Они способствовали утверждению на Пиренейском п-ове англо-франц. готического стиля, который потеснил романские традиции, все еще сохранявшиеся в живописи Кастилии и континентальной части Каталонии и Арагона. Главным проводником этого стиля стала школа миниатюры при дворе кор. Альфонсо Х. По образцу толедской школы переводчиков, сформированной при его отце кор. Фернандо III (1217-1252), в 1254 г. Альфонсо Х открыл школы в Севилье и Мурсии. При школах были созданы скриптории, где переписывались и иллюстрировались произведения придворных ученых, переводчиков, а также самого монарха («Cantigas de Santa Maria» - Scorial. T.I.1. 1275-1284 гг.; и «Книга игр» - Escorial. T.I.6, 1283 г.). Мастера придворной севильской школы во многом отталкивались от совр. французской придворной миниатюры. Это заметно в цветовой гамме, в размещении сцен на листе и в написании фигур (напр., изображения музыкантов в «Cantigas de Santa Maria» - Fol. 295v). Вместе с тем в отдельных миниатюрах проявляется наследие романской эпохи: подражание плоскостной живописи фронталей, восточные мотивы - особенно в рисунках инициалов и тонком узоре, обрамляющем сцены («Книга игр»). Севильская школа миниатюристов и каллиграфов стала ярким явлением в готической живописи Кастилии, но просуществовала лишь до кон. 80-х гг. XIII в. В дальнейшем в искусстве этого региона И. преобладала скульптура, а живопись утратила ведущую роль, как это было в романскую эпоху. Мадонна с Младенцем в окружении музицирующих ангелов. 90-е гг. XIV в. Худож. Пере Серра (Музей Каталонии) Мадонна с Младенцем в окружении музицирующих ангелов. 90-е гг. XIV в. Худож. Пере Серра (Музей Каталонии) Иначе сложилась художественная ситуация в Арагонском королевстве. Здесь не только иллюстрировались манускрипты, но и создавались живописные алтари - ретабло. У Каталонии и Валенсии, находившихся под англо-французским и бургундским влиянием, также существовали тесные художественные связи с Италией. Основой для возникшего здесь стиля живописи послужили отголоски романики и в большей степени мосарабского вкуса, выработанного за столетия сосуществования 2 культур.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Описанный состав житийного ряда иногда дополнялся эпизодом «Изгнание святой Кларой из Ассизи сарацин» (одна из 7 житийных сцен, мастерская М. Вольгемута, нач. XVI в.). Нередки случаи выделения этой композиции из единого цикла - миниатюра Дж. П. Бираго в Часослове Сфорца (ок. 1490; Brit. Lib. Lond. Add. 34294. Fol. 210v); работа неизвестного мастера в ц. Санта-Кьяра в Неаполе (ок. 1630, Гос. музей Сан-Марино); клеймо деревянных дверей (XVI в., нижняя ц. Сан-Франческо в Ассизи). На фрагментах алтаря XV в. (худож. Дж. ди Паоло) представлены как устойчиво встречающиеся сцены - св. Франциск Ассизский постригает волосы К. А. (коллекция Г. Фульда, Франкфурт-на-Майне), «Чудо с благословением хлеба», где папа Иннокентий IV благословляет стоящую перед ним на коленях К. А. (собрание картин Йельского ун-та, Нью-Хейвен), так и редко воспроизводимые композиции, связанные с посмертными чудесами К. А.,- исцеление ребенка, растерзанного волками (Музей изящных искусств, Хьюстон), спасение судна от крушения (Музей изящных искусств, Филадельфия). Лит.: Cahier Ch. Caractéristiques des saints dans l " art populaire. P., 1867; Garrison E. B. Italian Romanesque Panel Painting: An illustrated Index. Florence, 1949; Bracaloni L. S. Chiara nell " arte//S. Chiara d " Assisi: Studi e cronaca del VII centenario, 1253-1953. Assisi, 1954. P. 207-212; R é au. Iconographie. 1958. Vol. 3/1. P. 316-319; Zocca E. Chiara da Assisi (Iconografia)//BiblSS. 1963. T. 3. Col. 1208-1217; Wood J. M. Perceptions of Holiness of XIII-Cent. Italian Painting: Clare of Assisi//Art History. Oxf., 1991. Vol. 14. P. 301-328; Gieben S. Chiara d " Assisi nell " arte grafica//Collectanea Franciscana. R., 1993. T. 63. P. 157-270; Rigaux D. Claire d " Assise: Naissance d " une image, XIIIe-XVe siècles//Sainte Claire d " Assise et sa postérité: Actes du Colloque intern. Nantes; P., 1995. P. 155-185. Т. Ю. Облицова Рубрики: Ключевые слова: КЛАРИССЫ [клариссинки; также - бедные женщины, миноритки; офиц. название - орден св. Клары], католич. жен. монашеский орден, основанный католич. св. Кларой Ассизской как «второй орден» францисканцев

http://pravenc.ru/text/1841249.html

Успение Пресв. Богородицы. Миниатюра из гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 29) Успение Пресв. Богородицы. Миниатюра из гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 29) Миниатюры в обоих списках гомилий И. К. многочисленны, расположены перед или после соответствующего им фрагмента текста. Количество проиллюстрированных эпизодов превышает число выделенных рамкой миниатюр, где может быть соединено неск. сцен. Зачастую иллюстрации уточняют пространную риторику текста, расставляют акценты, порой вносят новый смысл. Все это свидетельствует об активном участии автора текста в создании иконографической программы иллюстраций. Каждая из 6 гомилий начинается с новой тетради, ее предваряют пышная орнаментальная заставка и полностраничная миниатюра, к-рая занимает всю оборотную сторону последнего листа предшествующей тетради. Остальные миниатюры размещаются в тексте, неизменно совпадая с ним по ширине, но значительно варьируются по высоте. Все миниатюры написаны на золотом фоне и обрамлены простой красной линией. После каждой из миниатюр текст начинается с декоративного инициала, составленного чаще всего из растительных мотивов или фигурок зверей и птиц. В устоявшуюся схему сюжета во мн. миниатюрах гомилий И. К. вводятся новые сценические элементы и персонажи. Напр., композиция «Рождество Богоматери» включает не только образ Анны на ложе и купание новорожденной, но и фигуры предводителей 12 колен Израилевых. Изображению соответствует пояснительная надпись: «Роды Анны и собрание глав родов Израиля» (Vat. gr. 1162. Fol. 29; Paris. gr. 1208. Fol. 38v). Предполагается, что в основе иконографической программы гомилий мог лежать не дошедший до наших дней иллюстрированный список «Протоевангелия Иакова». Но далеко не все миниатюры представляют сцены из жизни Богоматери. Мн. ново- и ветхозаветные образы связаны с Ней лишь опосредованно, через различные толкования. Таковы, в частности, «Лествица Иакова» (Vat. gr. 1162. Fol. 22v; Paris. gr. 1208. Fol. 29v), «Неопалимая Купина» (Vat. gr. 1162. Fol. 54v; Paris. gr. 1208. Fol. 73v), «Ложе Соломоново» (Vat. gr. 1162. Fol. 82v; Paris. gr. 1208. Fol. 109v), «Руно Гедеоново» (Vat. gr. 1162. Fol. 110v; Paris. gr. 1208. Fol. 149v), «Скиния и процветший жезл Аарона» (Vat. gr. 1162. Fol. 133v; Paris. gr. 1208. Fol. 181v), предпосланные соответственно 2, 3, 4, 5 и 6-й гомилиям. В начале 1-й гомилии (и всего сборника) представлено изображение 5-купольной церкви, в интерьере к-рой воспроизведено «Вознесение», а над ним, в своде,- «Сошествие Св. Духа на апостолов» (Vat. gr. 1162. Fol. 2v; Paris. gr. 1208. Fol. 3v). Тем самым на миниатюрах, как и в тексте гомилий И. К., жизнь Богоматери показана в контексте общечеловеческой истории и с т. зр. домостроительства спасения.

http://pravenc.ru/text/200329.html

Название икона получила по написанному на ее полях тексту «Сказания Григория Богослова о литургии» ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 1053. С. 504). Много изображений Г. Б. вошло в иллюминированные списки его слов, как полной коллекции (45 слов), так и литургической (16 слов). Самыми ранними из дошедших и наиболее полными по иллюстративному материалу являются кодексы из Национальной б-ки в Париже (Parisin. gr. 510, 880-883 гг.) и б-ки Амброзиана (Ambros. E49-50inf, 20-е - 50-е гг. IX в.). В составе этих миниатюр имеются изображения святителя, включенного в комментируемые им события, гл. обр. обращающихся к ветхозаветным сюжетам, напр., «Видение прор. Аввакума» в ркп: Parisin. gr. 510. Fol. 285r; Sinait. gr. 339. Fol. 9v, 1136-1151 гг.- фигура Г. Б. встречается в видении, изображенном в заставке и на поле, а также в инициале. Личный характер мн. слов, произнесенных на различные церковные праздники, а также в связи с жизненными обстоятельствами, повлиял на появление житийных миниатюр. В Парижском сборнике сцены жития представлены на листовой миниатюре, размещены в 3 регистра: путешествие по морю, поставление во епископа, погребение (Parisin. gr. 510. Fol. 452 r). Неск. раз может быть повторен сюжет, представляющий Г. Б. в пасторском служении: он учительствует или проповедует (в ркп. из мон-ря Ксиропотам на Афоне - ГИМ. Влад. 146/Син. греч. 61, Л. 1 об., 202 об., 3-я четв. XI в.; Sinait. gr. 339. Fol. 271), благословляет (Parisin. gr. 543. Fol. 310v, XII в.) и подает милостыню бедным (Ath. Dionys. 61. Fol. 142а, XI в.). Во мн. сюжетах Г. Б. изображен вместе с историческими персонажами: с отцом св. Григорием, еп. Назианза (Ath. Dionys. 61. Fol. 172v; ГИМ. Влад. 146/Син. греч. 61. Л. 86 об.), со святителями Василием Великим (Parisin. 550. Fol. 204, XII в.; там же (Fol. 94v) - Успение свт. Василия Великого с образом скорбящего Г. Б. у одра, сюжет повторен в инициале на том же листе - Г. Б. совершает каждение), Григорием Нисским (Parisin. Coislin. 239. Fol. 158v, XI в.; Ath. Pant. 6. Fol. 214a - в коленопреклоненном молении напротив друг друга); обличительное слово на императора проиллюстрировано изображением дискутирующих Г. Б. и имп. Юлиана Отступника (Pant. 6. Fol. 77- сидят напротив друг друга), и др.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Ап. Матфей. Миниатюра из Евангелия. Кон. Х — нач. XI в. (Sinait. gr. 204. Fol. 8) Ап. Матфей. Миниатюра из Евангелия. Кон. Х — нач. XI в. (Sinait. gr. 204. Fol. 8) В книжной иллюминации фигура М., пишущего Евангелие, как правило, занимает полностраничное изображение рядом с началом евангельского текста. Миниатюра может размещаться на одной странице с текстом, в орнаментальной рамке перед ним, заменяя собой декоративную заставку (к-польская рукопись Псалтири с НЗ из мон-ря Пантократор - Dumb. Oaks. Ms. 3. Fol. 95r, 1084-1101 гг.; Евангелие - Ath. Dionys. 20. Fol. 44r, XI в.; к-польская рукопись Византийского Лекционария - MetM. 2007. 286. Fol. 43v, 1100 г.). В позднем средневековье традиц. изводы М. получали дополнения или изменялись под влиянием др. иконографических изводов, напр., появился образ Христа во славе в окружении символов М. и др. евангелистов (Евангелие с Апостолом - РНБ. Греч. 101/1. Л. 10 об., кон. XIII в.). Под влиянием иконографии пророков сложился извод, представляющий стоящего М.: он пишет на свитке, свисающем с небес (миниатюра работы серб. мастера в новгородской рукописи Евангелия-апракос - ГИМ. Муз. 3651, посл. треть XIV в.). В позе апостола заметно легкое спиралевидное движение, его образ напоминает вдохновенные фигуры пророков, осененных благодатью Божией. С другими евангелистами в качестве обрамления сцены «Сошествие во ад» образ пишущего М. представлен на миниатюре из Евангелия (Ath. Dionys. 13. Fol. 1v, XIV в.). Все 4 евангелиста, включая М.,- на 4-частной миниатюре Евангелия из московского Чудова мон-ря (ГИМ. Чуд. 2, XV в.). Позднее сочетание подобных композиций использовалось для украшения оклада Евангелия и составлялось из металлических пластин с рельефами. Вместе с образом плачущей о детях Рахили М. изображен на миниатюре из Минология студийского письма (Ath. Esph. 14. Fol. 411v, XI в.; по мнению C. Пелеканидиса, ссылающегося на прп. Иоанна Дамаскина, плач Рахили из пророчества Иеремии в сопоставлении с образом М. должен был напоминать о судьбах избранного народа Божия (Treasures. 1975. Vol. 2. P. 380)), в орнаментальной заставке со сценой Рождества Христова в Евангелии мон-ря Ватопед (Ath. Vatop. 975. Fol. 8v, кон. XI в.), в малоформатном Евангелии из патмосского мон-ря ап. Иоанна Богослова (Patmos. 274. Fol. 5v, 2-я четв. XII в.).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

А. В. изображен на иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, ок. 945 г. и XIII в.; на иконах работы Михаила Дамаскина, XVI в. (Византийский музей. Афины), 2-я пол. XVI в., Крит (ГИМ), и др.; на миниатюрах рукописей из мон-ря Ставроникита на Афоне (43. fol. 10, X в.); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 90, 321, 327; 976-1025 гг.); в Псалтири Барберини (Vat. gr. 372. Fol. 187, кон. XI в.); в Лекционарии (Vat. gr. 1156. fol. 187, XI в.); в Синаксаре Захария Валашкертского (Кекел. А. 648, 1030 г.); в Минологии 1034-1041 гг. (Baltim. Cod. 16) и др. Сцены из жития А. В. представлены: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. 976-1025 гг.), в сюжетах «Успение прп. Аммона» (fol. 90), «Успение прп. Павла Фивейского» (fol. 321), «Успение прп. Антония» (fol. 327); в атриуме ц. Санта-Мария Антиква в Риме, X в. (2 сцены «Искушение св. Антония»); в ц. Сант-Анджело ин Формис, посл. четв. XII в., «Искушение св. Антония», «Посещение св. Антонием прп. Павла Фивейского», «Преломление хлеба святыми Антонием и Павлом Фивейским», «Вознесение души прп. Павла Фивейского»; в ц. Сан-Сеполькро в Барлетте (Италия), XII в.; в ц. Богоматери в Матейче (Македония), 1355-1360 гг.; на житийной иконе работы Фрагиаса Кавердзаса, XVII в. (Коллекция П. Канелопулоса). В поствизант. искусстве А. В. часто изображался с посохом в правой руке и раскрытым свитком в левой, напр.: на иконе работы Андреаса Павиаса, 2-я пол. XV в., из Кефалинии (Б-ка Коргиаленос); на иконе из мон-ря Дионисиат , XVII в.; на иконе «Святые Антоний, Евфимий и Савва» из мон-ря Новый Скит на Афоне, 1766 г. Иконография А. В. в древнерус. живописи следует визант. образцам: в ц. Спаса на Нередице в Новгороде, 1198-1199 гг.; в росписи прп. Андрея Рублёва, 1408 г., на столпе в зап. части Успенского собора во Владимире; в Рождественском соборе Саввина Сторожевского мон-ря около Звенигорода, нач. XV в.; на фреске Успенского собора Московского Кремля, 1481 г.; на иконе 3-й четв. XVI в., Москва (ГИМ) и др. Изображение А. В. среди избранных святых часто встречается на рус. иконах, напр.: «СвятыеАнтоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, неизвестная мученица и образ Богоматери «Знамение»», сер.- 2-я пол. XV в. (ГРМ); «Святые Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный», XV в., Новгород (Музей-квартира П. Д. Корина); «Избранные святые», 1498 г., Новгород, провинция (ГРМ); «Святые Николай, Антоний Великий и Афанасий Афонский», сер. XVI в., Ростов-Новгород (ЦМиАР). Изображение А. В. представлено на подоле «малого» саккоса митр. Фотия, сер. XIV в. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/116054.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010